Эксперт Сергей Комков: «У нас есть собственные наработки и традиции»

32
Эксперт Сергей Комков: «У нас есть собственные наработки и традиции»

Представители Общественной палаты, в том числе, инициаторы внедрения ЕГЭ, предложили несколько кардинальных изменений этой системы. По существу речь идёт о частичном возврате к прежней методологии оценки полученных знаний.

Комментирует президент Всероссийского фонда образования, доктор педагогических наук Сергей КОМКОВ :

– Нет ничего неожиданного в том, что сейчас предлагают эксперты Общественной палаты. Противники ЕГЭ настаивали на этом ещё 10–15 лет назад. Но тогда слушать нас никто не хотел. Мы же были уверены в том, что система рухнет. И оказались правы. Но сейчас наши оппоненты подают данные предложения как свои собственные.

На коллегии Минобрнауки в ноябре 2005 года тогдашний руководитель Федерального центра тестирования Владимир Хлебников и я доказывали, что нельзя ко всем выпускникам подходить с одной и той же меркой – в виде тестирования. Министр Андрей Фурсенко и глава Рособрнадзора, нынешний вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов, отвергли нашу точку зрения и заявили о своем желании упростить государственный экзамен, сделать его универсальным. Теперь мы видим, что из этого намерения ничего не вышло. Не буду повторять рассказы о скандалах, происшедших этим летом вокруг ЕГЭ. Они уже стали привычным явлением.

Мы доказывали, что вводить тестовый экзамен по русскому языку и литературе – полный абсурд, тем более что последний предмет формирует нравственные принципы человека. Просили оставить хотя бы диктант или изложение. Никаких письменных работ не нужно – такова была позиция господ Фурсенко, Болотова и Кузьминова. И что же? Сейчас Ярослав Кузьминов сам предлагает заменить ЕГЭ по русскому языку сочинением.

Фактически Единый государственный экзамен перестаёт быть таковым, потому что становится двухуровневым: базовым и профильным. Кузьминов заявляет, что профильный уровень – это не тесты, а самостоятельная письменная работа, задачи, сочинение. Теперь-то он понимает необходимость того, чтобы ученики не погружались в атмосферу «натаскивания на ЕГЭ», а нормально занимались. Что мешало осознать это восемь лет назад?

На какие цели были потрачены силы педагогов, огромные государственные деньги? Только к 2001 году на организацию по проведению эксперимента с ЕГЭ было «освоено» около миллиарда долларов. Не ошибусь, если предположу, что эта цифра увеличилась с тех пор в 5–6 раз. Кто ответит за эти бездумные затраты?

Но, боюсь, что самые главные потери – это прошедшее через ЕГЭ поколение, которое иначе, чем ущербным, не назовёшь. Ему будет трудно найти себя в жизни.

Наши «реформаторы» в своё время взяли за образец американский опыт. Но Соединённые Штаты признали провал тестовой системы, и в 2009 году президент Обама её отменил. Страна перешла к классической форме устных экзаменов. Похоже, это и заставило изменить подходы отечественных последователей зарубежных нововведений.

Но у нас есть собственные наработки и традиции, так что даже отказ от не прижившихся на российской почве «экзотических растений» не означает, что пособия по отечественной педагогике придётся писать с чистого листа. Ещё на упомянутой коллегии мы с Владимиром Хлебниковым предлагали применить принцип «портфолио», когда работа учащегося оценивается не по тестовым заданиям, а учитываются творчество, занятия в кружках, победы на олимпиадах и конкурсах и т. п.

Тот, кто сказал «А», должен произнести и «Я». Речь идёт об инициаторах ЕГЭ. Затея эта, как мы и предполагали, рушится. Дальше нужно переходить к внедрению устного экзамена по истории, совершенно другой методике аттестации по математике. Необходимо менять всю систему обучения в средней школе и формы её оценки, систему поступления в высшие учебные заведения. Впереди огромная работа, выполнение которой не под силу зашоренным и инертным чиновникам Минобрнауки. Без привлечения широкой общественности у них ничего не выйдет.
32 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +17
    25 июля 2013 06:36
    Приветствую всех! hi
    А почему вообще не вернуться к Советской системе образования? Естественно с поправками на нынешние реалии.
    Ведь она отлично себя зарекомендовала и была на много эффективнее нынешней болонской.
    1. С_мирнов
      +5
      25 июля 2013 09:50
      "Ведь она отлично себя зарекомендовала и была на много эффективнее нынешней болонской." - Это может вернуть высокий уровень образования Российским гражданам, а это не отвечает целям современной элиты.

      "А вот, что сказал министр образования Фурсенко, который это образование разрушает и уже почти разрушил:

      «Недостатком советской системы образования была попытка формирования Человека-творца, а сейчас наша задача заключается в том, что вырастить квалифицированного потребителя»." hi
      1. +2
        25 июля 2013 11:05
        Цитата: С_мирнов

        «Недостатком советской системы образования была попытка формирования Человека-творца, а сейчас наша задача заключается в том, что вырастить квалифицированного потребителя»."

        Да уж чувствуется высота полета и широта его мировоззрения!
        Я может чего то не понимаю(образование у меня СОВЕТСКОЕ), как может человек идти дальше и прогрессировать если он не может творить и созидать, а все его мысли теперь направлены на "квалифицированное потребление"?
        Да это же регресс-ДРУЗЬЯ МОИ!!!
        1. С_мирнов
          +1
          25 июля 2013 11:51
          Регрессоры и прогрессоры - это уже описывалось нашими фантастами.
          1. 0
            25 июля 2013 12:43
            Цитата: С_мирнов
            Регрессоры и прогрессоры - это уже описывалось нашими фантастами.

            Думаю, что братья Стругацкие мечтали о том, чтобы совсем другие их фантазии и прогнозы сбывались.
      2. +1
        25 июля 2013 12:32
        Цитата: С_мирнов
        «Недостатком советской системы образования была попытка формирования Человека-творца

        Ах, это уже квалифицируют , как недостаток. Ну-ну...
        Цитата: С_мирнов
        а сейчас наша задача заключается в том, что вырастить квалифицированного потребителя».

        Да только за такие слова - в"железо" и в вечную каторгу.
        Жаль, кооператив "Озеро" для своих объявил эпоху не 37го года.
  2. serge-68-68
    +6
    25 июля 2013 06:38
    И как всегда никто не ответит ни за лоббирование непроработанной системы, ни за ее введение, ни за "потерянное поколение", ни за потраченные деньги... А это значит, что и впредь будет так же.
    1. +3
      25 июля 2013 08:31
      Проводить проверку назначат все тех же "...господ Фурсенко, Болотова и Кузьминова."
      Ни чему уже не удивляюсь.
  3. +4
    25 июля 2013 06:39
    Здравствуйте всем.
    На какие цели были потрачены силы педагогов, огромные государственные деньги? Только к 2001 году на организацию по проведению эксперимента с ЕГЭ было «освоено» около миллиарда долларов. Не ошибусь, если предположу, что эта цифра увеличилась с тех пор в 5–6 раз. Кто ответит за эти бездумные затраты?

    Тот кто будет отвечать ( если таковой отыщется конечно) , будет проходить свидетелем , и приезжать на заседания суда ( если до него дойдёт) на новой иномарке .Ну а мерой пресечения разумеется будет избран домашний арест под замком в тринадцати комнатной квартире.
    Кругом жульё.
  4. +7
    25 июля 2013 06:40
    У нас,тех кто учился в советских школах,были учителя!Именно учителя,которые не только предмет преподавали,но и воспитывали.Каждый учитель учил предмет пропуская его через своё восприятие мира,предмета.Поэтому то мы их и помним.У современного поколения учителей нет.Есть педагоги.
    Задача проста-подготовить работника,без собственного мнения,без принципов.Этим пусть занимаются другие.И система ЕГЭ создана именно для этого.
    Обьем знаний не показатель образования.Показатель как раз в другом.Вспомните первоклашек-один уже читает при поступлении вшколу,другой азбуку и в глаза не видел.Однако через полгода они выравниваются,а иногда второй показывает гораздо более высокие результаты.
    Образование это способность,возможность и желание не только всё знать (а это просто сегодня невозможно),но и находить самое новое в знаниях,способность самообразовываться.
    ЕГЭ,особенно в предметах воспитывающих нужно отменять уже вчера.История,Литература,русский язык,для регионов родной язык и литература должны быть ведущими и сдавать их надо без всяких тестов и контрольных работ.Устно.
    1. 0
      25 июля 2013 07:29
      Саша не вбровь а в глаз. Предлагаю Вам отправить ваш пост, электронкой министру образования. Возможно сделает выводы г-н министр.
      1. С_мирнов
        +2
        25 июля 2013 09:53
        " Предлагаю Вам отправить ваш пост, электронкой министру образования. Возможно сделает выводы г-н министр." - думаете министра совесть замучает? Господин министр уже давно сделал свой выбор!
        1. +2
          25 июля 2013 11:08
          Цитата: С_мирнов
          Господин министр уже давно сделал свой выбор!

          Я даже догадываюсь в какую сторону! В сторону "квалифицированного потребления"!
          1. С_мирнов
            +1
            25 июля 2013 14:39
            Похоже к нам заслали команду Регрессоров из произведения Стругацких, не находите?
            1. +1
              25 июля 2013 16:57
              Цитата: С_мирнов
              Похоже к нам заслали команду Регрессоров из произведения Стругацких, не находите?

              Вот, что меня сильно смущает это то, что вся фантастика рано или поздно сбывается? drinks
  5. +2
    25 июля 2013 06:43
    Методику проведения экзаменов в период Советского образования вплоть до 1992 год, я считаю самой прогрессивной и самой эффективной. На последующем этапе была отработана и эффективно применялась полномомасштабная методика поступления в высшие учебные заведения, заключавшаяся в оплате "проходного" балла. Бред!!!! Караул!!!!
  6. vitek1233
    +1
    25 июля 2013 06:45
    Здравствуйте!!! Да система была хорошая.Был результат+
  7. Валерий Неонов
    +1
    25 июля 2013 06:45
    "Противники ЕГЭ настаивали на этом ещё 10–15 лет назад. Но тогда слушать нас никто не хотел. Мы же были уверены в том, что система рухнет. И оказались правы. Но сейчас наши оппоненты подают данные предложения как свои собственные."- так ведь "стрелочника" найти необходимо за "неудачный эксперимент". Впрочем как всегда.
    1. 0
      25 июля 2013 08:36
      Этим господам всеравно в какую сторону идти - лишь бы во главе колонны. И виновного они найдут и "распнут" принародно, не сомневаюсь.
    2. 0
      25 июля 2013 13:02
      studentmati криком кричит: Бред!!!! Караул!!!! 10-15 лет назад не слышали, не услышат и сегодня. Будем ждать новых сногсшибательных РЕФОРМ (всё с большой). Проходили уже, да не усвоили, двоишники
  8. +2
    25 июля 2013 06:57
    Убирать ЕГЭ из школы как можно скорее, ведь образование это основа прогресса!
    1. 0
      25 июля 2013 12:54
      Наших "образованцев", похоже, прогресс волнует в последнюю очередь. Главное- РЕФОРМЫ, какие не важно. Зуд реформаторства покоя не даёт, так и тянет состряпать нечто неудобоваримое- глядишь, отметился. А то, что ЕГЭ всех заеге, так это побочное
  9. 0
    25 июля 2013 07:03
    Замену Сердюкова на Шойгу считаю самой эффективной!!!

    Пора и уже давно менять министра образования....
    1. 0
      25 июля 2013 09:41
      Цитата: studentmati
      Замену Сердюкова на Шойгу считаю самой эффективной!!!

      Шойгу , к сожалению клонировать не получится smile
  10. +4
    25 июля 2013 07:25
    Ох уж эти танцы на граблях, история почему то ничему не учит, и не делают наши горе руками водители выводов. Не один раз разные люди по своему интерпретировали слова Бисмарка, который по поводу победы в битве при Садовой в 1866 году в войне Пруссии против Австрии сказал, что ее одержал прусский народный учитель. Имелось в виду, что солдаты и офицеры прусской армии на тот момент были лучше образованы, чем солдаты и офицеры армии противника. Перефразировав его, по поводу СССР Черчилль сказал, что Советский Союз выиграл войну за школьной партой. Эти слова повторил и Сталин. При этом он имел в виду не только то, что советская школа подготовила огромное количество молодых людей, которые смогли освоить сложную боевую технику в кратчайшие сроки, смогли за короткое время пройти ускоренные курсы в военных училищах и стать хорошо подготовленными командирами , но и то, что эти молодые люди были не только обучены, но и воспитаны советской школой. Именно школа воспитала из них патриотов своего социалистического Отечества. Может нашему министру образования, нехватает образования? Возможно он случайный человек в этой отрасли, я подозреваю что он летом школу посещал в былые годы. request
  11. +2
    25 июля 2013 07:43
    Хочу добавить цитату от Зюганова, считаю она актуальна.
    (....хочу вам напомнить: сейчас пытаются идеализировать всю эпоху, предшествующую Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года. Но необходимо всегда иметь в виду, что страну надо оценивать по её жизнеспособности, по тому, как может государство выстоять в критических условиях, в частности, в военных катаклизмах. Дело в том, что сама эта способность определяется общим состоянием нации, экономическим и духовным достоянием страны. Так вот перед Великим Октябрём царская Россия проиграла три войны подряд — Крымскую, Русско-японскую, империалистическую.

    Почему проиграла?
    Напомню, что в Русско-японской войне все солдаты-японцы умели хорошо читать. В русской же армии восемь из десяти солдат были неграмотными. После поражения в той войне премьер-министр Столыпин внёс предложение о введении всеобщего начального образования. Это предложение было отвергнуто. И только в 1916 году его приняли — тогда, когда царская Россия проиграла и империалистическую войну.

    Советской власти досталась разрозненная, уничтоженная экономика, распавшееся государство и абсолютно не подготовленное для эффективной модернизации население. Но Советская власть самые сложные задачи решила фактически за две пятилетки. В предвоенные 10 лет было построено шесть тысяч лучших на тот период заводов, созданы великолепные школы, почти 100 педагогических училищ и институтов. Была полностью преодолена неграмотность.

    Я был поражён, когда изучал материалы Нюрнбергского процесса. Некоторые главари вермахта заявляли, что они проиграли войну солдату и армии, которая была блестяще образована, великолепно организована и патриотично воспитана, что они проиграли прежде всего учителю, который за 10 лет справился с уникальной исторической задачей.

    Наша система образования доказала свои достоинства и преимущества не только в Великой Отечественной войне, но и в освоении космоса. Я читал доклад, в котором отмечалось, что американцы после запуска нашего первого спутника были шокированы. Они к нам прислали огромную комиссию, которая по результатам обстоятельной работы подготовила глубокий доклад. Так вот в нём была глава, которая так и называлась: «Что знает Иван и чего не знает Джонни».

    Ознакомившись с выводами той комиссии, конгресс США в 10 раз увеличил ассигнования на образование, посчитав, что соперничество в космосе Америка проиграла за школьной партой и на студенческой скамье. Выяснив причину своего отставания, США в своё образование вложили сумасшедшие капиталы. И параллельно они продолжали скупать мозги по всему миру. ..)

    Источник: Публикация Председателя ЦК КПРФ Г.А. Зюганова в газете «Правда», посвященная проблемам образования.
  12. +2
    25 июля 2013 07:59
    Если Фурсенко и его покровители в правящем окружении не попугаи или творческие обезьяны, повторяющие американские ужимки и прыжки бессознательно, то их экскримент- это диверсия против страны, против развития и образования российского населения.
  13. 0
    25 июля 2013 09:28
    Помню себя в 1-м классе. Гимнастёрка с ремнём, фуражка, звёздочка (вырезали из картона и обтягивали красной материей). Как я всем этим гордился, в школу шёл с радостью. На уроках между звёздочек (5 человек) проводились соревнования, было очень интересно.
  14. +1
    25 июля 2013 09:57
    Министр образования Фурсенко и Ко-это НКО,только в сфере образования.
  15. serge
    0
    25 июля 2013 10:57
    Всё всем давно понятно. ЕГЭ у нас внедрили американцы через своих прямых агентов, хотя общество было против. Министерство образования нуждается в тотальной чистке.
  16. 0
    25 июля 2013 11:40
    Немного запаздываем с реакцией общества на прожекты реформирования образования. Еще один прожект - повышение рейтингов наших университетов. Уже и деньги выделяем. Я даже знаю, кто эти деньги заработает :)
  17. 0
    25 июля 2013 12:03
    Наши «реформаторы» в своё время взяли за образец американский опыт.

    ...представьте себе...сколько диссертаций написали!!!! Сколько новых кандидатов и докторов появилось!!!!
    Соединённые Штаты признали провал тестовой системы, и в 2009 году президент Обама её отменил. Страна перешла к классической форме устных экзаменов.

    ..а сколько теперь диссертаций напишут...!!! Ведь к новым соискателям присоединятся и старые кандидаты в доктора, ранее научно доказавших правильность того, что сейчас провалилось и было отменено. Ведь они то же хотят стать теперь полновесными докторами...
    ...принцип «портфолио», когда работа учащегося оценивается не по тестовым заданиям, а учитываются творчество, занятия в кружках, победы на олимпиадах и конкурсах и т. п.

    Вот это открытие! Оказывается У нас только и заняты дети, что "занимаются в кружках...участвуют в Олимпиадах и конкурсах"... Интересно...где это так... кроме Москвы и Питера? Уважаемый автор, прочитали что вы нам предложили...а теперь закройте глаза...положите руку на сердце и по честному признайтесь, что это та же афера, что и ЕГЭ...только вид сбоку.... НЕ кружки дают знания - это расширение кругозора и углубление знаний... не Олимпиады и конкурсы - это те же тесты для проверки глубины знаний. Знания дают УЧИТЕЛЯ! Не путем "натаскивания", как медведя в цирке, а путем системного и кропотливого, но доходчивого преподавания определенных наук. Как бы кто и что не говорил, а первичным остается УЧИТЕЛЬ, которого превратили Фурсенко и Ливанов в "дрессировщика".
    Но что интересно...ведь натаскивания нет в элитных школах. Там действительно собраны прекрасные и хорошо подготовленные учителя, которые не путем тренинга учат детей, а через кропотливый труд с учеником дают настоящие знания. Почему то эти свои школы, Фурсенковы и Ливановы не спешат реформировать... Им нужны грамотная смена выходцев из своих социальных слоев... грамотные выходцы из низшего социального слоя им не нужны...достаточно с них и поверхностного тренинга... Почему это так, госп. ЛИВАНОВ? Ведь мы все равны в правах!
    Не тесты нужны нашей школе. Нам нужно обучение и воспитание в одном "флаконе" - УЧИТЕЛЕМ!
    1. 0
      25 июля 2013 15:14
      Цитата: KazaK Bo
      Знания дают УЧИТЕЛЯ!

      Штамп! Извиняюсь конечно. Учителя создают "атмосферу" для развития в ребёнке заложенного потенциала. Без талантливых учеников, не будет прославленных учителей. Школы, институты, ........ ищут учеников с задатками.
  18. 0
    25 июля 2013 12:45
    Цитата: Garrin
    Приветствую всех! hi
    А почему вообще не вернуться к Советской системе образования? Естественно с поправками на нынешние реалии.
    Ведь она отлично себя зарекомендовала и была на много эффективнее нынешней болонской.

    Ну, это уж вовсе не Реформа, а НАШИ без Реформ - и не туды и не сюды
    1. 0
      25 июля 2013 12:56
      Цитата: Старый очень
      Ну, это уж вовсе не Реформа, а НАШИ без Реформ - и не туды и не сюды

      Ну почему? Милицию в полицию переименовать - это реформа? Реформа. А если нынешнии гимназии и лицеи школами опять назвать? Реформа, да ещё КАКАЯ.
      Будем реформировать. Бюджет всё стерпит. А вот люди...
      Не знаю...
  19. f-111117
    +1
    25 июля 2013 12:47
    вован вы наверное ровесник моего отца, за всю свою жизнь. он не единым словом не оскорблял СССР, мужик был умный прочитал всю библиотеку у нас в деревне потом в совхозе, чемпиона школы по шахматам пять раз обыграл не напрягаясь, весь совхоз к нему ходил за советом, при 8 классах образования+ ремеслуха, шнурки на ботинках научился завязывать в в 16 лет, а что сейчас?
    Просто изменились ценности, раньше учитель мог себя противопоставить директору школы , сейчас где такое есть вообще не мыслимо
  20. f-111117
    0
    25 июля 2013 12:51
    Как говорил небезысвестный персонаж - "В ЧЁМ ПРАВДА брат?
  21. 0
    25 июля 2013 14:29
    Неужели наигрались?
  22. +1
    25 июля 2013 14:30
    <<<Но, боюсь, что самые главные потери – это прошедшее через ЕГЭ поколение, которое иначе, чем ущербным, не назовёшь. Ему будет трудно найти себя в жизни. Наши «реформаторы» в своё время взяли за образец американский опыт. Но Соединённые Штаты признали провал тестовой системы, и в 2009 году президент Обама её отменил. Страна перешла к классической форме устных экзаменов.>>>
    А нашим либерастам от образования и прочим прозападникам, засевшим во власти и пускающим слюни по геймократическим ценностям, все это по фигу! Прямо скажем, заказ на дебилизацию молодого поколения России в интересах Запада ВЫПОЛНЯЕТСЯ, немалые госсредства, выделяемые на образование успешно ОСВАИВАЮТСЯ, а на остальное им НАПЛЕВАТЬ!
  23. 0
    25 июля 2013 21:27
    Неужели.что шевельнулось в головах и похоже дело сдвигается с "мёртвой точки",как впрочем и многое в стране.По-тихоньку,незаметно,но проворачивается в нужном направлении.Дай-то бог.Вот только пацан у меня на следующий год школу заканчивает,а их на ЕГЭ натаскивали,ну да ладно ,думаю справимся.Зато дочь имеет шанс получить нормальное образование и это радует.
  24. as2604
    0
    26 июля 2013 11:15
    бедные дети, очередная реформа