Взрыв в Мумбаи. Субмарины гибнут без боя

76
Взрыв в Мумбаи. Субмарины гибнут без боя


У моряков-подводников неприятности по всему миру.

6 августа 2013 года командование ВМС США объявила о решении утилизировать подводный атомоход «Майями», тяжело поврежденный в прошлогоднем пожаре во время прохождения планового ремонта на верфи Portsmouth Naval Shipyard.

USS Miami (SSN-755) станет первой американской субмариной, потерянной при столь нелепых обстоятельствах, а также первым кораблем ВМС США со времен Гражданской войны, который принял геройскую смерть во время пребывания в доке. Янки есть чем гордиться - «Майами» погибла, но не спустила флаг перед лицом врага!



Как позже установило следствие, «врагом» оказался 24-летний маляр Кейси Дж. Фьюри – опаздывая на свидание, юный Герострат поджег ветошь в одном из помещений и с чистым сердцем покинул рабочее место под вой сирен пожарных расчетов. Увы, больше торопиться ему некуда – ближайшие 17 лет пылкий Ромео проведет в застенках федеральной тюрьмы.

И вот – новая трагедия

В ночь с 13 на 14 августа 2013 года, в тринадцатую годовщину со дня гибели АПЛ «Курск», в индийском порту Мумбаи (бывш. Бомбей) прогремел катастрофический взрыв на борту INS Sindhurakshak (S63) – дизель-электрической подлодки ВМС Индии, принадлежащей к семейству «Варшавянок».

О причинах, характере и последствиях катастрофы говорить слишком преждевременно, но уже сейчас стали известны некоторые подробности трагического происшествия: взрыв и последующее затопление субмарины унесли жизни 18 индийских моряков. Что касается самой «Синдуракшак», чей искалеченный корпус по-прежнему лежит у причала на глубине 10 метров, представитель военно-морских сил Индии в интервью BBC заявил, что возможность проведения ремонта и возвращение в строй погибшей лодки оценивается, как «маловероятное событие».

Как стало известно, «Синдуракшак» всего полгода назад вернулась из России, где в период с августа 2010 по февраль 2013 гг., проходила капитальный ремонт и глубокую модернизацию на предприятии ОАО «Центр Судоремонта «Звездочка».



В рамках российско-индийского контракта стоимостью 80 млн. долл., на борту лодки проведен комплекс работ, направленных на повышение боевых качеств и безопасности эксплуатации подлодки. Был произведен тотальный апгрейд радиоэлектронных средств и комплекса вооружений, «Синдуракшак» получила новую гидроакустическую станцию USHUS (собственная индийская разработка), радар Porpoise, новые средства РЭБ, систему радиосвязи СCS-MK-2, комплекс управляемого оружия Club-S (противокорабельные и тактические крылатые ракеты – экспортные модификации семейства российских ракет «Калибр»). Подверглись замене холодильные машины, механизмы подлодки прошли плановый ремонт и модернизацию – расчетный срок службы «Синдуракшак» был увеличен на 10 лет, без снижения её боевых возможностей.



"Синдуракшак" возвращается в южные широты из Северодвинска. На заднем плане видны рубки двух "Акул" проекта 941

За бодрыми рапортами о количестве установленных систем и результатах успешной модернизации индийской субмарины скрывается маленькая военная тайна – столь неожиданный визит «Синдуракшак» на СРЗ «Звездочка» в августе 2010 года был обусловлен не чем иным, как взрывом на борту подлодки. Проще говоря, погибшая «Синдуракшак» уже проходила через подобную ситуацию – в феврале 2010 года на её борту прогремел взрыв водорода (причина - неисправный клапан АКБ). Единственной жертвой прежнего инцидента стал моряк из экипажа подлодки.



Краткая техническая справка

INS Sindhurakshak (S63) – одна из 10-ти субмарин ВМС Индии, построенных по проекту 877ЭКМ (экспортный, капиталистический, модернизированный). Принадлежит к семейству «Варшавянок».
Дизель-электрические лодки этого семейства не имеют аналогов в мире по параметру «скрытность» - благодаря отсутствию гудящих насосов контуров реактора, мощных холодильных машин и грохочущих турбозубчатых агрегатов (паровых турбин с редуктором), уровень внешних шумов «Варшавянок» (т.н. «черных дыр») ниже, чем у любой из атомных субмарин зарубежной постройки.

К моменту своей гибели «Синдуракшак» успела прослужить 16 лет – лодка была заложена в 1995 г. на «Адмиралтейских верфях» в Санкт-Петербурге, спущена на воду в июне 1997 г. и передана заказчику в декабре того же года.

Длина – 72,6 м, ширина – 10 метров, осадка – 7 метров.

Водоизмещение (подводное/надводное) – 2325/3076 тонн;

Экипаж – до 70 человек;

Силовая установка - дизель-электрическая с полным электродвижением. Состоит из двух дизель-генераторов, гребного электродвигателя (5500 л.с.), электродвигателя экономического хода (190 л.с.) и двух резервных эл. моторов мощностью по 100 л.с. Движение в подводном положении обеспечивается двумя группами аккумуляторных батарей по 120 элементов в каждой. Имеется шнорхель (устройство для работы дизеля под водой при движении лодки на перископной глубине).

Скорость:
- в надводном положении – 10 уз.
- в подводном положении – 17 уз.
- в подводном положении (под шноркелем) – 9 уз.

Рабочая глубина погружения 240 метров, предельная - 300 метров;

Автономность – до 45 суток (при уменьшенной численности экипажа);

Вооружение:

- шесть торпедных аппаратов калибра 533 мм с автоматической перезарядкой и боекомплектом из 18 торпед, мин и крылатых ракет. В качестве боеприпасов могут применяться: самонаводящиеся торпеды 53-65 с пассивным акустическим наведением, торпеды TEST 71/76 с активным самонаведением на цель, мины DM-1 (до 24 шт.), противокорабельные ракеты с отделяемой боевой частью (сверхзуковой ступенью) ЗМ54Е1, крылатые ракеты морского базирования ЗМ14Е с дальностью полета до 300 км – элементы российского комплекса Club-S.

- в качестве систем самообороны применяется комплект ПЗРК 9К34 «Стрела-3».


Интерьер центрального поста INS Sindhurakshak (S63)

Заметки на полях

Катастрофические пожары и взрывы на Военно-Морском Флоте при нахождении кораблей на верфи, в порту, поблизости от своих берегов, без какого-либо вмешательства со стороны противника – события регулярные и, не побоюсь сказать, неотвратимые. Достаточно назвать всего три имени – японский линкор «Муцу», британский авианосец «Дэшер» или советский БПК «Отважный», чтобы понять весь масштаб происходящих трагедий. Ни один конкретный корабль или класс кораблей не застрахован от подобных происшествий.

Впрочем, это же утверждение справедливо для любой области техники – авиация, ж/д транспорт… Ни грамотная эксплуатация, ни своевременное обслуживание, ни качественная подготовка личного состава не могут гарантировать 100% защиту от форс-мажорных происшествий. Различные автоматические системы контроля и предупреждения, «защита от дурака» - все это лишь уменьшает вероятность возникновения аварий и помогает локализовать их последствия.

Что же касается подводного флота, регулярные сообщения об авариях в отсеках субмарин уже навевают тоску. Но густой шлейф ЧП и катастроф на подводном флоте имеет под собой ряд логических объяснений.
К примеру, в многих современных ВМС число субмарин превышает число всех крупных надводных кораблей вместе взятых.

Маленькие рыбки относительно дешевы в постройке и эксплуатации, при этом чрезвычайно полезны и эффективны - оттого их количество обычно исчисляется десятками. И речь здесь не только о России/СССР, где как известно, приоритет всегда отдавался подводникам – к примеру, по кол-ву атомных ПЛ американские моряки уверенного догоняли русских – за прошедшие 60 лет янки наклепали свыше 200 подводных атомоходов (СССР/Россия – 250+). Сравните эту армаду с кол-вом построенных крейсеров или авианосцев, и вы сразу почувствуете разницу.

Исходя из законов теории вероятностей, вероятность возникновения ЧП на подводных лодках должна быть выше, а сами несчастья должны происходить чаще. Наверное, именно здесь кроется причина гнусного мнения о субмаринах, как о «стальных гробах».

Вероятность – субстанция призрачная и ненадежная. Произойдет ли ожидаемое событие? Старый афоризм знает лишь один ответ: 50 на 50. Либо произойдет – либо нет, все остальное – скучные и бесполезные домыслы теоретиков.

Поэтому другой, не менее важный фактор, непосредственно влияющий на безопасность эксплуатации кораблей – ТЕХНИКА.

В плане обслуживания и эксплуатации, подводные лодки отнюдь не являются самыми безопасными классом кораблей: очень плотная компоновка и скопление на борту таких мрачных вещей, как многочисленные аккумуляторные батареи, ядерные реакторы и огромное количество оружия - от примитивных мин до десятков баллистических ракет подводного базирования, - все это превращает службу на подводной лодке в предельно сложное и опасное мероприятие.

Плотная компоновка и ограниченные размеры отсеков затрудняют доступ к механизмам и оборудованию, а замкнутый объем субмарины ставит экипаж перед простым условием: любую проблему (возгорание, затопление, выброс хлора из АКБ) придется решать здесь и сейчас имеющимся кол-вом средств – просто так, в любой момент, отдраить верхний люк и спастись, выбежав на верхнюю палубу, не получится. «Куда ты денешься с подводной лодки»?

А проблемы на лодке возникают часто. Бич всех «дизелюх» - ядовитые и опасные выбросы из АКБ.
Немало моряков-подводников погибло, отравившись хлором, или было разорвано страшной взрывной силой водорода, незаметно проникшего в отсеки во время перезарядки батарей. Уже сейчас, до проведения официальных следственных мероприятий на борту «Синдуракшак», все отчетливее звучит предположение о взрыве водорода, выделившегося из аккумуляторных батарей – в ту ночь на лодке как раз происходила перезарядка АКБ. Примечательно, что первый взрыв на «Синдуракшак» был также связан с неисправностью аккумуляторов.



Кроме водорода, на лодки существуют иные взрывоопасные вещи – например, торпедный или ракетный боекомплект. Именно с такой ситуацией связана одна из самых страшных трагедий в истории отечественного ВМФ – взрыв торпед на подводной лодке Б-37 в 1962 году. Жертвами взрыва стали 122 человека (59 – экипаж Б-37, еще 11 – на пришвартованной поблизости С-350, и 52 из находивших в тот момент на пирсе моряков).

Через сутки после катастрофы мировые СМИ распространили сообщение, что на «Синдуракшак» произошла детонация боезапаса. Теперь основная задача – выяснить, не было ли это первопричиной взрыва, погубившего подлодку? Или вновь подводников подвели АКБ? А если так, то чья в том вина – недоработка российских кораблестроителей (страшно подумать об этом, пока все факты указывают, что это не так) или всему виной ненадлежащая эксплуатация техники индийскими моряками…



Иранская подлодка типа "Варшавянка" (Kilo-class по классификации НАТО), Средиземное море, 1995 год

«Варшавянки» уже 30 лет стоят на вооружении восьми стран мира – «черные дыры» зарекомендовали себя с лучшей стороны и до сих пор пользуются определенным успехом на международном рынке морских вооружений. К примеру, ВМС Китая уже много лет эксплуатируют 12 «Варшавянок» (пр. 877, 636 и 636М), но ни одной серьезной аварии здесь отмечено не было. Теперь слово за индийскими специалистами. Руководство «Звездочки» также планирует отправить на место катастрофы собственную рабочую группу.

Но, каковы бы ни были выводы индийской государственной комиссии, потеря подлодки российского производства, станет серьезным испытанием для российско-индийских отношений в области поставки вооружений. Не успели индийцы отметить вступление в строй фрегата «Триканд» (29 июня 2013 г.) и порадоваться за близящуюся к завершению эпопею с «Викрамадитьей», последовал новый удар с неожиданного направления.

Гибель «Синдуракшак» - безусловно, громкое событие мирового масштаба. В таких случаях, главным результатом работы правительственных комиссий должно стать оглашение причины трагедии и выработка мер для предотвращения повторения подобных ситуаций. О чем же расскажет ночной взрыв в Бомбее?

76 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    15 августа 2013 07:59
    Если брать цепочку событий с ПЛ за последнее время Екатеринбург, Майами и Синдуракшак, то везде причина катастрофы разная.
    Екатеринбург - нарушение ТБ при проведении сварочных работ, это бич России, у нас регулярно происходят пожары по этой причине, горят здания, корабли, мосты...
    Майами - умышленный поджог
    Синдуракшак - тут вопрос пока не ясный. "«Подводные лодки класса Kilo не имеют автоматических систем мониторинга, и уровень заряда каждой батареи необходимо проверять вручную», - сообщил один из индийских моряков, служивший на лодке. Он пояснил, что 500 батарей лодки необходимо заряжать несколько раз в год, именно большое количество ручных операций объясняет тот факт, что в отсеках лодки находилось много людей. По словам индийского моряка, опрошенного Indiatoday, выделяемый аккумуляторами при зарядке водород откачивается при помощи насосов через гибкие воздуховоды, положение которых необходимо постоянно контролировать. Он добавил, что если за положением эти воздуховодов не проследить, водород начинает смешиваться с воздухом и скапливаться в отсеках, где он может воспламениться от любой искры." Т.е. винят само устройство ПЛ. Если это так, то почему два раза и именно на Синдуракшак?
    1. +12
      15 августа 2013 08:41
      Цитата: Олег Капцов
      янки наклепали свыше 200 подводных атомоходов (СССР/Россия – 250+)


      Да были времена каждый год СССР спускал на воду 7-8 подлодок. Сейчас это как фантастика, но факт Каждая вторая дизельная подлодка в мире сделана в СССР.

      Цитата: Олег Капцов
      или всему виной ненадлежащая эксплуатация техники индийскими моряками…


      Скорее всего. Там сортирами еще не научились пользоваться (инструкции вешают) а им "Варшавянку"
      1. Комментарий был удален.
        1. +3
          15 августа 2013 09:10
          Вадим я с тобой солидарен; индусам лучше ездить на бричке, а не на подводных кораблях
          Цитата: Vadivak
          сортирами еще не научились пользоваться (инструкции вешают)

          Это везде есть
          1. +5
            15 августа 2013 11:54
            Цитата: SWEET_SIXTEEN
            индусам лучше ездить на бричке, а не на подводных кораблях

            Ой напрасно так недальновидно рассуждаете уважаемый!
            Для меня лично остаётся большим вопросом отсутствие автоматизации на процессе перезарядки аккумуляторов. Дабы снизить роль человеческого фактора.
            И совершенно не верю в случайности с этой ДЭПЛ.
            Друзья-заклятые прикладывают многократные силы для того что бы скомпрометировать оборонную продукцию ОПК РФ. Ну и наши сами тоже нет-нет да подольют каки.
            А Индия нужна всем соседям, как сильное государство что бы снизить давление Саксов, матраса и нейтрализовывать всех остальных (Китай, Пакистан, Япония)
            1. +10
              15 августа 2013 12:03
              Цитата: Папакико
              Индия нужна всем соседям, как сильное государство


              Как раз соседям Индия как сильное государство ни каким боком, потому как соседи у нее вражеские Пакистан и Китай. А вот то что американцы и страны НАТО постепенно отвоевывают традиционный для СССР России индийский рынок вооружений это факт.
            2. +2
              15 августа 2013 13:42
              Могу поспорить - зарядные кабеля украли (лодка заряжалась с берега), вот и коротнуло где-то в отсеке. Пока проснулись - привет семье.
              И дело не лодке - дело в общем отношении индусов к регламентам и техусловиям. Все пофигу.
              1. +4
                15 августа 2013 21:19
                Цитата: Ботановед
                Могу поспорить - зарядные кабеля украли (лодка заряжалась с берега),

                Лодка не смогла бы встать на зарядку батарей, если бы кабели питания были "украдены". Обычно в этой операции участвует 100% л/с БЧ-5 и общекорабельная вахта. Лодка усиленно вентилируется через концевые, анализируется хим состав воздуха.
      2. +5
        15 августа 2013 21:12
        Цитата: Vadivak
        Там сортирами еще не научились пользоваться (инструкции вешают) а им "Варшавянку"

        Ирония для непосвященных понятна, а вот некоторые подводники имели возможность наблюдать последствия неправильного использования подводного гальюна...когда не стравливали остаточное давление...
        Так что, Инструкция -- вполне уместна, особенно для сухопутных инспекторов из МО.
        1. +1
          15 августа 2013 23:12
          Цитата: Удав КАА
          а вот некоторые подводники имели возможность наблюдать последствия неправильного использования подводного гальюна...когда не стравливали остаточное давление..

          good laughing laughing
        2. +2
          16 августа 2013 10:21
          Цитата: Удав КАА
          Так что, Инструкция -- вполне уместна, особенно для сухопутных инспекторов из МО.


          Александр я не про флотские гальюны писал , а про сухопутные сортиры если что.
    2. +4
      15 августа 2013 14:34
      Цитата: Nayhas
      Т.е. винят само устройство ПЛ. Если это так, то почему два раза и именно на Синдуракшак?


      Первый раз по раздолбайству. Это же очевидно. 30 таких же лодок ходят по морям и ни одна не жахнула пока, судя по всему и не собирается если не помогут.

      Второй раз это скорее диверсия или теракт. Слишком много всего в кучу сошлось и время и место и последствия. На видео четко видно три раздельных взрыва, возможно их больше, но четко видно три. Первый - оранжевого цвета, не очень сильный на мой взгляд внешнее взрывное устройство, подорванное под водой. Два следующих - вспышки ярко белого цвета, ярче солнца. Цвет как у магниевой вспышки. Скорее всего от сдетонировавшего боекомплекта. Плохо, что звука на видео нет.
    3. +2
      16 августа 2013 10:27
      Цитата: Nayhas
      Если это так, то почему два раза и именно на Синдуракшак?

      Мы можем тут писать, что угодно, но реальность такова, что индусам выгодно валить на то, что были в конструкции лодки какие то ошибки, а России выгодно обвинять индусов в несоблюдении ТБ и "человеческом факторе". Видимо борьба предстоит не шуточная. Пока наших специалистов к месту ЧП не пускают, видимо есть, что скрывать.
      Представители гарантийной группы северодвинского центра судоремонта «Звездочка», который делал модернизацию на затонувшей подлодке ВМС Индии «Синдуракшак», сообщили в пятницу, что их уже третий день не допускают к месту происшествия в порту Мумбаи.

      «Мне заявили, что в ближайшее время нас туда не пустят. Все мои попытки тщетны», - рассказал ИТАР-ТАСС представитель группы.

      Ранее Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), в состав которой входит ЦС «Звездочка», заявил о намерении направить в Индии специалистов для оказания помощи при расследовании ЧП с субмариной российского производства.
      1. +2
        16 августа 2013 11:04
        Цитата: бывалый
        Мы можем тут писать, что угодно, но реальность такова, что индусам выгодно валить на то, что были в конструкции лодки какие то ошибки, а России выгодно обвинять индусов в несоблюдении ТБ и "человеческом факторе". Видимо борьба предстоит не шуточная. Пока наших специалистов к месту ЧП не пускают, видимо есть, что скрывать.


        Добрый день Алексей hi
        Последняя инфа
        СМИ: Индия попросит Россию помочь в расследовании ЧП с подлодкой
        Военно-морской флот Индии, которому принадлежала затонувшая подлодка российского производства «Синдуракшак» намерен попросить российских специалистов присоединиться к расследованию ЧП.
        подробнее http://www.vz.ru/news/2013/8/16/645892.html
        1. +1
          16 августа 2013 17:06
          из того что пишет пресса:

          _загрузка боекомплекта лодки шла одновременно с зарядкой аккумуляторов (что категорически запрещено).
    4. StolzSS
      0
      17 августа 2013 13:14
      Потому что на этой лодке распиздяй имеется или имелся вот почему так....
      Как бы прискорбно это не звучало. Плюс в базе люди расслабляются и бдительность снижается....
  2. абырвалг
    +2
    15 августа 2013 08:10
    Лосом больше - лосом меньше... Это касаемо USS Miami (SSN-755) - куда, млин, было строить 62 вымпела. Дерьмократы луевы. Интересно - почему тот маляр не свалил в "транзитную зону Шереметьево" wassat Шютка.
  3. +4
    15 августа 2013 08:19
    Во карма. За день до трагедии спустили новую АПЛ. И на следующий день - гибель лодки.
    1. +1
      15 августа 2013 17:49
      -Karavan:Во карма.
      В дурные приметы верят все. А индусы на них еще и молятся.
      ГДЕ "защита от дурака".
      -Субмарины гибнут без боя.
      А ведь может "потопить" экспорт российского оружия.
  4. +2
    15 августа 2013 09:04
    Это очень плохая новость. И первая мысль - ДИВЕРСИЯ. Судите сами, за два дня до этого индусы спустили первый свой авианосец и первую ПЛАРБ. И тут сразу БА-БАХ! Что-то подозрительно. Уж не происки ли это китайских "друзей", которые отстают в морской гонке?
    1. duke
      +6
      15 августа 2013 10:49
      исключать ничего нельзя,но эти лодки используются Китаем, Вьетнамом и т.д. и у нас, но больше нигде ничего подобного с батареями не было. Вообще то водород используется не только на наших, но и на западных д/э лодках. Нельзя также исключать происки, только полагаю не китайцев, а пакистанцев или наших конкурентов, которые заинтересованы выбить конкурента и впарить индусам, например "Скорпены" или германские проекты...
      Нельзя исключать и способность индусов загубить самую надежную технику, например возьмите МиГ-21, такого количества катастроф с ними не было больше нигде, как впрочем и с британскими "Хок".
      1. Бурелом
        +2
        15 августа 2013 15:12
        Цитата: duke
        ли наших конкурентов, которые заинтересованы выбить конкурента и впарить индусам, например "Скорпены"
        Их и так впарили несколько лет назад.
  5. +9
    15 августа 2013 09:17
    техника, даже самая совершенная, в руках дикаря-это груда металлолома... так было и будет всегда
    1. +14
      15 августа 2013 11:48
      Немного об индусских претензиях к качеству российских вооружений:

      "Индусы заявляли о некачественных танковых пушках на закупленных Т-90С: мол пару раз выстрелил - и все, пушку - в утиль. Хотя еще при заключении контрактов наши сразу предупредили индусов, что снаряды надо тоже покупать у нас, или, в крайнем случае, использовать другие, но удовлетворяющие прописанным в контракте характеристикам. А снаряды, производимые на индийском заводике (кривые даже визуально!) - лучше просто выкинуть, дешевле обойдется. Но индусы решили сэкономить и стали использовать свои, индийские, снаряды. В итоге - куча загубленных танковых стволов. По результатам расследования Индия претензий к России не имела... А заодно дополнительно закупила у нас партию танковых стволов (взамен загубленных) и крупную партию наших снарядов...

      Индийские военные заявляли о некачественных корректируемых снарядах "Краснополь": мол всего лишь пару лет назад купили, а уже половина испортилась. Хотя еще при заключении контрактов наши сразу предлагали "Краснополи" в тропическом исполнении, но, естественно, дороже, чем обычные. Индусы решили сэкономить и купили обычные... Когда наша комиссия приехала в Индию, то с удивлением обнаружила, что снаряды хранятся на позициях прямо под открытым небом - в джунглях! в тропиках! под ливнями! под палящим солнцем! В большинстве случаев не было даже хоть какого-либо навеса... Нет, наши снаряды выдерживают и такие издевательские условия, но не 2 же года подряд! Хотя в контракте четко прописаны условия хранения - обычные условия оружейных складов. По результатам расследования Индия претензий к России опять-таки не имела... А заодно начала переговоры о закупке дополнительной партии наших "Краснополей" уже в тропическом исполнении..."

      http://www.warandpeace.ru/ru/exclusive/view/60542/

      Когда нарушаются все мыслимые и немыслимые инструкции, получается вот-так.
      1. +5
        15 августа 2013 12:48
        С Горшковым тоже предупреждали, что надо асбест использовать на котлах, а индусы настояли на кирпиче. В результате повреждение. Сейчас переделали на асбест.
      2. +5
        15 августа 2013 13:12
        Цитата: Улисс
        Но индусы решили сэкономить и стали использовать свои, индийские, снаряды. В итоге

        Цитата: Улисс
        предлагали "Краснополи" в тропическом исполнении, но, естественно, дороже, чем обычные. Индусы решили сэкономить и купили обычные..

        а индусы оказывается жмоты!! lol Не знал я ...
        Есть древнейшее изречение: "скупой платит дважды!"
      3. Комментарий был удален.
      4. +5
        15 августа 2013 15:40
        Может в тему,может нет.У нас,в одном из ВУЗов учаться индийские граждане.Подошёл к одному из них(они сдавали экзамены,переходили на 5-й курс),с вопросом:"Что обозначает это милое оранжевое пятнышко,на лбу?".В ответ:"Молитва."Спрашиваю,в большей степени подкрепляя вопрос жестами:"Ты готовился,учил?".В ответ,широкая улыбка и орицательный жест головой,подкреплённый ответом:"НЕТ!"
  6. Kovrovsky
    +4
    15 августа 2013 10:50
    INS Sindhurakshak (S63) – одна из 10-ти субмарин ВМС Индии, построенных по проекту 877ЭКМ (экспортный, капиталистический, модернизированный).
    Интересно, а что был (есть) проект "социалистический"? Моряков погибших жалко, тем более обидно, что почти у берега!
  7. kaptri
    +6
    15 августа 2013 11:00
    А контролировать АКБ надо постоянно. Тут даже других мыслей быть не должно. Каждые 4 часа замер водорода. И если индусы думают иначе - не будет у них лодок.
  8. +2
    15 августа 2013 11:10
    "«Варшавянки» уже 30 лет стоят на вооружении восьми стран мира – «черные дыры» зарекомендовали себя с лучшей стороны и до сих пор пользуются определенным успехом на международном рынке морских вооружений. К примеру, ВМС Китая уже много лет эксплуатируют 12 «Варшавянок» (пр. 877, 636 и 636М), но ни одной серьезной аварии здесь отмечено не было." вот вот а на этой это уже второй инцидент, на остальных то индийских ничего не было, хотя перезарядку проводили. Вот вопрос это тот же экипаж? Лодка после ремонта отработала 1000 часов под водой.
    "The INS Sindhurakshak submarine had undergone extensive refurbishing in Russia last year and had over 1000 hours of diving after that, he said."
    http://www.indianexpress.com/news/ins-sindhurakshak-catastrophe-negative-indicat
    ion-on-survivors-says-indian-navy-chief/1155499/
  9. ed65b
    +4
    15 августа 2013 11:17
    Индусы так себе моряки, скорее ошибка экипажа, а вот что предпочтет сказать индийское мин обороны вопрос. Тут как наши будут щекотиться. Соболезнования родным и близким подводников.
  10. +9
    15 августа 2013 11:37
    По последним данным. взрыв произошёл во время зарядки аккумуляторных батарей от берегового источника питания.
    Причём батареи на лодке ИНДИЙСКОГО производства.
    В общем, обычное расп....во и несоблюдение ТБ.
    1. +6
      15 августа 2013 12:34
      Цитата: Улисс
      В общем, обычное расп....во и несоблюдение ТБ.


      Об чем и речь. Варшавянки остаются одними из самых надежных и безаварийных лодок в мире

      В Индии армию берут всех желающих начиная с 17 лет (а по некоторым данным — 15 лет)одно из мощнейших орудий индийской армии — это истерических смех, до которого могут довести врага движения индийских солдат.
      1. +3
        15 августа 2013 13:11
        Я не знаю во сколько лет идут в индийскую армию, но знакомый индус удивлялся в 90-е, что у нас платят деньги чтоб армию закосить. У них платят деньги, чтоб в армию попасть т.к. в очень бедной стране, это гарантия на всю жизнь. При подобных условиях выбор велик и "все желающие" попасть не могут, но и коррупцию никто не отменял.
        1. +6
          15 августа 2013 15:56
          Цитата: Орик
          . У них платят деньги, чтоб в армию попасть т.к. в очень бедной стране, это гарантия на всю жизнь


          Вот и идет туда самая "образованная" молодежь, за гарантиями, пожрать и одеться. А подлодка это все-таки техника, на ней не только кухня и столовая, но и много всяких других механизмов
    2. +2
      15 августа 2013 12:52
      По последним данным. взрыв произошёл во время зарядки аккумуляторных батарей от берегового источника питания.

      Взрыв произошел в торпедном отсеке, лодка затонула в результате поступления вовнутрь воды, а также из-за больших объемов воды, использованной при тушении пожара, заявил адмирал.
      http://warfiles.ru/show-36598-osk-napravit-gruppu-specialistov-v-indiyu-dlya-ust
      anovleniya-prichin-vzryva-na-depl-sindurakshak.html
      1. +5
        15 августа 2013 13:20
        инфографика и видеоматериалы в тему

      2. +4
        15 августа 2013 13:37
        Носовая группа аккумуляторных батарей и находится в торпедном отсеке. smile
  11. +8
    15 августа 2013 13:34
    Во всей этой ситуации меня напрягает только одно, во всех новостях акценты почему-то ставятся на то что это лодка РОССИЙСКОГО производства, и только только прошла модернизацию в РОССИИ на Звездочке, от чего создаётся впечатление что причина аварии это Российской производство и модернизация.... с соответствующими комментариями после таких статей, в стиле "всё сделали таджики из папьемаше, мы ничего не умеем ируки у нас из (_|_) растут. Обидно....
    1. Grishka100watt
      +2
      15 августа 2013 15:25
      во всех новостях акценты почему-то ставятся на то что это лодка РОССИЙСКОГО производства, и только только прошла модернизацию в РОССИИ

      Не только в этой новости. Вся информационная система так работает.
  12. +16
    15 августа 2013 13:37
    На ДЭПЛ сам я послужил 10 лет. По сему факту могу поведать:
    - взрывы воздушно-водородной смеси на дизель-электрических ПЛПЛ происходили относительно часто, ну периодически то там то сям. Иногда с довольно разрушительными последствиями. После внедрения системы вентиляции АБ по замкнутому циклу (по моему впервые н 641Б проекте) количество подобных происшествий сократилось ощутимо. Во всяком случае на ПЛПЛ 641Б проекта ничего похожего не произошло за время эксплуатации всех 18-ти корпусов - ни одного взрыва. Кроме того, на этих ПЛПЛ были установлены приборы автоматического контроля за %-ным содержанием водорода в атмосфере аккумуляторных ям и аккумуляторных отсеков - газоанализаторы ТП-1116М. Работали, и скорее всего работают по сей день, они довольно надёжно, при соответствующем обслуживании;
    - на ПЛПЛ 877пр. и всех остальных на его основе вышеупомянутое оборудование находилось в наличии 100%;
    - что происходило на ПЛ "Синдуракшак" в ту ночь теперь достоверно только аллаху известно, так как свидетелей происходящего в прочном корпусе в живых нет. Выводы комиссии при любом раскладе теперь будут основаны на предположениях, основанными на опыте эксплуатации ДЭПЛ этого и предыдущих проектов.
    Создать условия для взрыва возд.-водор. смеси на этой ПЛ надо ещё "постараться":
    - неправильно приготовить систему вентиляции;
    - привести в нерабочее состояние автоматические газоанализаторы, выдающие громкий звуковой сигнал при приближении показаний к критическим значениям (отключить сигнализацию.(исхожу из того, что лодка новьё, ремонт свежий в смысле, всё должно "пахать" как надо);
    - вот и выходит, что если началось с взрыва ВВ смеси - на "сцену" выползает пресловутый чел. фактор. Настораживает, дали инфу, что подобный инцидент на этой ПЛ был в 2010г. В каком именно отсеке не сообщается.
    - и такая ещё мысль: когда я впервые знакомился с этими лодками в режиме дежурного по живучести, мне показалось, что-то тут не так - аккумуляторная яма в торпедном отсеке? Пусть настил герметичный, автоматика по водороду, печи дожигания ... и всё равно - то ли аккумуляторы, то ли боезапас не на месте. Но это моё субъективное ощущение.
    - такой ещё момент: не знаю какие именно условия нужно создать для детонации стеллажных торпед, учитывая то обстоятельство, что торпеды на стеллажах лежат без взрывателей, должны по крайней мере. Взрыватели ( из нашей практики) хранятся отдельно, в другом отсеке, или герметичной выгородке. Хотя, кто его знает, как там у индусов принято.
    1. +3
      15 августа 2013 22:35
      Цитата: sub307
      не знаю какие именно условия нужно создать для детонации стеллажных торпед, учитывая то обстоятельство, что торпеды на стеллажах лежат без взрывателей,

      Добрый вечер, коллега. Из видео, любезно предоставленного Аполло, следует, что сначала на ПЛ возник пожар. Что стало его причиной? Взрыв воздушно-водородной смеси или КЗ?
      Далее: индус-свидетель (из гражданских) говорит, что сначала слышался шум работающего реактивного двигателя, потом произошел сильный взрыв. "Клабы" не могут -- они капсулированы. Как хранятся у индусов "Брамосы" -- не знаю. Но из "свидетельства" следует, что запустился маршевый двигатель КР. Ну а далее детонация... ТО подорвать трудно, а вот РО -- очень даже может быть. ИМХО.
    2. denisco
      0
      16 августа 2013 02:51
      вспомните трагедию в Бхапале, там тоже надо было постараться, чтобы довести до нехорошего, так ведь умудрились
  13. Комментарий был удален.
    1. +5
      15 августа 2013 16:20
      Цитата: rudolff
      , прежде чем начинать стебаться над "дикарями", которые и "сортиром пользоваться не умеют"?


      Зря вы так это не стеб. Это суровая правда жизни.
      Выдержка
      "мужики жуют постоянно сушеные кусочки разных пахучих растений, они продаются в маленьких пакетах повсюду. Некоторые из них содержат табак. Так вот когда они их жуют, слюна становиться оранжевая, таким образом видно где плюнули… У нас загажен весь дом, лифт, заплевано абсолютно все! И эти люди живут тут же. Пищевые отходы за 10 мин. растаскивают вороны, белки и бурундучки, мусор выбрасывают с крыльца".
      Матери индийских девушек требуют от женихов, прежде чем свататься, оборудовать будущее "семейное гнездо" нормальным туалетом. "Нет туалета - нет невесты"
    2. +2
      15 августа 2013 22:46
      Цитата: rudolff
      По регламенту, торпеды снаряжаемые в аппараты оснащаются взрывателями и снимаются с предохранителей.

      Да, но только "транспортная" ступень. Окончательно торпеда "взводится", когда выходит из трубы ТА и проходит 180-250м.
      Цитата: rudolff
      Помимо торпед, на борту возможно находилось и ракетное вооружение. Произойти могло все что угодно!

      Скорей всего! На него лично и грешу. (Комет см выше)
      А вообще, мне очень понравился твой выдержанный, взвешенный пост. Что систему вентиляции проверили согласно КЛ по подготовке систем и механизмов к зарядке АБ с берега, ЭТО -- как Отче наш! Точно.
  14. Комментарий был удален.
    1. +3
      15 августа 2013 22:59
      Цитата: rudolff
      В 89-м Комсомолец вышел в море вообще с неработающим газоанализатором 7-го отсека. Типа, переносного аппарата хватит.

      Подводники-дизелисты подтвердят: когда батарея начинает "газовать" это сразу чувствуется мочевым пузырем. Сурмянистый водород гонит через каждые полчаса. Есть прибор дожигания водорода. На базе хранится в сейфе: катализатором в нем платиновая нить. Так вот, все смотрели, бегали в гальюн, и никто представить себе не мог (85г), что вместо платиновой, там давно стоит серебряная нить. КГБ занималось. Нашли "отличника" (ст. м-с, химик), который для своей девушки самодельную цепочку сделал.
      Это так, к слову.
      1. +1
        15 августа 2013 23:21
        Цитата: Удав КАА
        Нашли "отличника" (ст. м-с, химик), который для своей девушки самодельную цепочку сделал.

        это цепочкой яйца ему неоторвали потом, герою-любовнику?? fool
  15. ed65b
    +3
    15 августа 2013 16:00
    Только сейчас вычитал что взрыв произошел из за ошибки экипажа при загрузке ракет.
  16. Высокооборотный
    +1
    15 августа 2013 16:19
    На заднем плане видны рубки двух "Акул" проекта 941

    Не рубки, а ограждения выдвижных устройств smile
  17. Высокооборотный
    +2
    15 августа 2013 16:27
    Цитата: rudolff
    На многих проектах ЦКБ Рубин, в том числе АПЛ, подобная схема размещения батарей.


    Это точно. На Курске взрываются торпеды в 1 отсеке - АБ уничтожена, т.е. длительного аварийного освещения нет. Осталось кратковременное аварийное стационарное (4 часа), и переносное (фонари, хорошо, если заявленные 6 часов) :о(
  18. kanifas
    +2
    15 августа 2013 16:39
    Какую чуш пишут в статье-кроме водорода ещё и хлор выделятся при зарядке АБ.
    1. +4
      15 августа 2013 18:52
      Цитата: kanifas
      Какую чуш пишут в статье-кроме водорода ещё и хлор выделятся при зарядке АБ.

      Плесните в АКБ морской водой и удивитесь. Мало того, что выделившаяся смесь газов (водород с хлором) смертельно ядовита, так еще и взрывается даже от воздействия электрического света
      1. мамба
        +1
        15 августа 2013 23:26
        Цитата: SWEET_SIXTEEN
        Мало того, что выделившаяся смесь газов (водород с хлором) смертельно ядовита, так еще и взрывается даже от воздействия электрического света

        Реакция соединения водорода с хлором происходит на свету и сопровождается взрывом:
        H2 + Cl2 → 2HCl
  19. +3
    15 августа 2013 17:02
    Цитата; ...уровень внешних шумов «Варшавянок» (т.н. «черных дыр») ниже, чем у любой из атомных субмарин зарубежной постройки.
    Я могу добавить, что снег гораздо холоднее воды, а черный квадрат совсем не такой сладкий, как зелёный фломастер.
    1. 0
      15 августа 2013 21:23
      Ну зачем стебатся над автором. Он наверное имел ввиду весь спектр ПЛ. И что у США дизелей нет. lol Хотя стеб хороший)
      1. +4
        16 августа 2013 10:30
        Цитата: loft79
        у США дизелей нет


        В НАТО достаточно.Гроза американских авианосцев на учениях НАТО - голландская подводная лодка типа Walrus-успешно преодолевают многочисленные противолодочные кордоны и атакуют главные цели - американские атомные авианосцы
        1. 0
          16 августа 2013 11:28
          Цитата: Vadivak
          главные цели - американские атомные авианосцы

          Правильно. Когда Голандия воевала? и нужно ли ей это? Если что они будут как шведы в ВОВ. Речь о США.

          Млин народ вы заметили, что скрипт стоит меняющий слова типа !п!и!н!д!о!с!ы на другие am
          1. +3
            16 августа 2013 14:57
            Цитата: loft79
            Правильно. Когда Голандия воевала?


            Хорошо, .... с ней с Голландией, Германия как натовец устроит? Например 212 проект электрическая часть силовой установки которого состоит она из девяти протон-обменных топливных элементов производства Siemens и 144 серебряно-цинковых аккумуляторов.
            1. 0
              17 августа 2013 09:53
              Цитата: Vadivak
              Германия как натовец устроит?

              Все те же вопросы. Нужно им это или нет? Нато как морская единица из себя ничего не представляет. ИМХО.
  20. solomon
    +2
    15 августа 2013 17:15
    Цитата: awg75
    техника, даже самая совершенная, в руках дикаря-это груда металлолома...

    Получается и индусы дикари, и американцы....
  21. +1
    15 августа 2013 17:48
    Те еще вояки минуту проматывайте, дальше интересно
    1. +6
      15 августа 2013 17:57
      Кажется ситуация начинает прояснятся.

      На взорвавшейся подлодке "Синдуракшак" были установлены индийские аккумуляторы


      Москва. 15 августа. INTERFAX.RU - В ходе модернизации дизель-электрической подводной лодки "Синдуракшак" ВМС Индии в Центре судостроения "Звездочка" (Северодвинск) на ней, в частности, заменили аккумуляторные батареи российского производства на индийские, сообщил в четверг "Интерфаксу" источник в российской кораблестроительной отрасли.

      Он уточнил, что аккумуляторные батареи были заменены по требованию заказчика.

      По одной из версий, взрыв на подлодке мог произойти из-за утечки водорода из аккумуляторной ямы и совмещения операции по загрузке боезапаса и зарядке аккумуляторных батарей, что категорически запрещено.

      http://www.interfax.ru/news.asp?id=323674
      1. +2
        15 августа 2013 23:23
        Цитата: Apollon
        совмещения операции по загрузке боезапаса и зарядке аккумуляторных батарей, что категорически запрещено.

        Загрузка боезапаса производится по БОЕВОЕ ТРЕВОГЕ, когда ВЕСЬ экипаж на борту и по боевым постам. На лодке было только 18 человек. Наверное вели регламентные работы на матчасти, как всегда бывает перед автономкой.
        Скачок напряжения, ложное срабатывание БИУСА -- запуск маршевого двигателя ...
    2. +3
      15 августа 2013 18:46
      Как петухи перед курами...идиотизм
      1. мамба
        0
        15 августа 2013 23:46
        Цитата: йцукен
        Как петухи перед курами...идиотизм

        Восточная экзотика: смотрится диковато и смешно. Похоже на токование турухтанов:
    3. +2
      15 августа 2013 19:18
      Цитата: a52333
      проматывайте, дальше интересно

      Плохо. что когда они ходят, не поют.
      1. +2
        16 августа 2013 15:00
        Цитата: Bad_gr
        Плохо. что когда они ходят, не поют.


        Наоборот хорошо. Индийские фильмы смотрели?
    4. +1
      15 августа 2013 22:58
      Цитата: a52333
      проматывайте, дальше интересно

      В стране много тараканов приходится топтать.
      Но тем не менее Индусы весьма успешно воевали в третьей индо-пакистанской войне 1971 года. Добивались успеха как ВВС так и ВМФ, показывали вполне неплохие результаты. А форсмажорные ситуации бывают везде.
  22. +6
    15 августа 2013 18:29
    Индийское обЧество до сих пор поделено на касты, а как показывает опыт нашей "рабоче-крестьянской", все проблемы общества всегда присутствуют в армии, причем в более ярком, жестком выражении. К чему я это? А к тому, что за солдата (матроса) в Индии думает миниФюрер, а они уверены, что знают и умеют все лучше всех, потому как - КАСТА! Даже с нашими советниками иной раз проскальзывало -"ты, мол, покажи, что, куда и почем, а мозгов у меня и так больше, потому как я брахма... ". Пока мордой не ткнешь (и то, с глазу на глаз, при свидетелях - удавится) будет визжать, что все правильно сделал и от бога не мог ошибиться.
  23. +3
    15 августа 2013 18:44
    Эта потеря ПЛ долго будет аукаться российскому судрому, даже если найдут, что индусы неправильно эксплуатировали лодку. Конкуренты по максимуму будут подогревать интерес к этому событию.
    1. 0
      17 августа 2013 00:34
      Разумеется. Но если выяснится, что это действительно наша конструкторская ошибка...
  24. +3
    15 августа 2013 21:21
    Как позже установило следствие, «врагом» оказался 24-летний маляр Кейси Дж. Фьюри – опаздывая на свидание, юный Герострат поджег ветошь в одном из помещений и с чистым сердцем покинул рабочее место под вой сирен пожарных расчетов.


    Я один не узрел логики в его действиях?
    1. Anat1974
      +4
      15 августа 2013 22:22
      Его логика: поджег ветошь- аварийное включение системы пожаротушения- эвакуация персонала- сокращенный рабочий день- Всё! Свидание.
      Как сказал бы Михаил Задорнов: Ну тупые американцы, ну тупые. Лучше бы закосил, что живот болит. Или что мама за молоком послала (всё равно по сообразительности ему наверное лет 7-8 и все точно бы поверили).
    2. +2
      15 августа 2013 22:26
      Как позже установило следствие, «врагом» оказался 24-летний маляр Кейси Дж. Фьюри – опаздывая на свидание, юный Герострат поджег ветошь в одном из помещений и с чистым сердцем покинул рабочее место под вой сирен пожарных расчетов.
      Цитата: chehywed
      Я один не узрел логики в его действиях?

      Повод для досрочного завершения смены. Возьмите все себе на заметку)))
      1. 0
        15 августа 2013 23:27
        Цитата: SWEET_SIXTEEN
        Повод для досрочного завершения смены.

        Цитата: Anat1974
        Его логика: поджег ветошь- аварийное включение системы пожаротушения- эвакуация персонала- сокращенный рабочий день- Всё! Свидание

        Не,мужики,я таки и не понял:гори всё ясным пламенем,because "пика дымит"? Мне на втором году службы замполит заявил;"А ты оказывается рас...дяй!".Я был горд! А теперь я чувствую себя ничтожеством!!! laughing
        "
      2. мамба
        +1
        15 августа 2013 23:56
        Цитата: SWEET_SIXTEEN
        Повод для досрочного завершения смены. Возьмите все себе на заметку)))

        На нашем предприятии печатники давно практикуют такой способ отдыха после обеда или в конце смены: сломают что-нибудь электронное в машине, вызывают электронщика и балдеют пока он ищет неисправность. Даже сдельщина, но при низкой зарплате, не стимулирует на эффективный труд.
  25. +1
    15 августа 2013 22:00
    Не удивлюсь если найдут следы диверсии.
  26. walter_rus
    0
    16 августа 2013 00:58
    Не буду утверждать, что знаю истину в последней инстанции, но в качестве информации к размышлению, один сотрудник, работавший в Индии по линии поставок вооружения, рассказал, что там до сих пор сильно кастовое разделение общества. И поэтому офицеры, принадлежащие к более высокой касте, совсем не озабочены обучением подчиненных, а солдат или матрос просто даже боится что-то спросить у командира. Думаю, это самая вероятная причина, хотя и не исключаются любые другие. Кроме того, что погибли люди, ещё плохо то, что этот случай может дать повод к сворачиванию Индией сотрудничества с нами в военной сфере (а оно сейчас и так мягко говоря не на подъёме). Поэтому конструкторам стоило предусмотреть двойную (тройную и т.д.) защиту от "человеческого фактора" для такого сложного вооружения.
  27. Комментарий был удален.
    1. +1
      16 августа 2013 18:44
      Логично Рудольф! Но ... какой силы пожар должен быть тогда, что бы люди услышали за много сотен метров звук и перепутали его с звуком реактивного двигателя? hi
    2. 0
      17 августа 2013 00:46
      Это так. Но внутриотсечное воспламенение каким объемным должно быть? Отсек от спички не загорится, а если и загорится ЛОХ легко справится.
  28. Комментарий был удален.
    1. 0
      17 августа 2013 00:51
      Все верно. И скорее всего, причиной гибели лодки были "нерегламентные" работы с ракетами, либо ненадлежащие их обслуживание.
  29. Комментарий был удален.
    1. 0
      17 августа 2013 00:39
      Это пока ничего не доказывает. Одна из версий.
    2. 0
      17 августа 2013 15:11
      Рудльф, это уже я! drinks Считаю что взрыв произшёл именно в ракетах, но это как промежуточное звено. А вообще это диверсия, чистой воды! Взрывное устройство. Кто? Китайцы, очень им не нравиться рост мощи Индии и её ВМС. Откуда знаю, не буду здесь писть. Имеено потому, что ракетное топливо легче воспламенить, поэтому там взрыв и устроили. Ну а после взрыва одной ракета вскоре произошла детонация всех остальных "Clab-С", разрушение ПК и затопление Видимо взрыв всего боезопаса ракет разрушило ещё и ближайшие переборки, отчего и лодка затонула. Как то так.
  30. 0
    17 августа 2013 00:31
    Версий - миллион. Надо поднимать лодку...
  31. beifall
    -1
    17 августа 2013 06:46
    В 1962 г. в полярном с-63 (могу ошибаться) тоже также взорвалась, погибли весь экипаж + случайные моряки, всего 122 человека! С 1961 -91 америка потеряла - 2 атомохода, а советы - три (к-8, к-219, к-258) + до десятка дизельных лодок!!!!!!!!!!!!!!!!
    1. 0
      17 августа 2013 14:05
      Цитата: beifall
      В 1962 г. в полярном с-63 (могу ошибаться) тоже также взорвалась, погибли весь экипаж + случайные моряки, всего 122 человека

      Б-37
      об этом есть в статье
      Цитата: beifall
      С 1961 -91 америка потеряла - 2 атомохода, а советы - три (к-8, к-219, к-258) + до десятка дизельных лодок

      Больше. Причем все это сложно классифицировать - слишком разнообразны причины и ход трагедий. Как у нас, так и у янки
  32. +1
    18 августа 2013 02:09
    Я вспомнил аналогичный случай с ПЛ Б-37 в Полярном. Там командиром был капитан 2 ранга Бегеба, которого я хорошо знал. Он у меня преподавал тактику. Там тоже начался пожар в первом отсеке в 8 утра с началом проворачивания оружия и технических средств. Причина - выбило заглушку на системе сжатого воздуха торпеды. Сильная струя привела к разгерметизации и воспламенению комплекта химической регенерации воздуха В-64. А эта штука, когда горит - плавит метал. Через 22 минуты сдетонировал боезапас. Погиб ВЕСЬ ЭКИПАЖ! В живых остались те, что были на мостике, да и те оказались контуженными. Оказалась сильно повреждена и соседняя лодка.
    Что касается индусов, то вопросов много. Первое - это контроль за водородом. Раз лодка прошла модернизацию, значит батареи новые и печи дожига водорода тоже новые, на зашлакованные. Этого уже достаточно, чтобы система справлялась с лишним водородом. А если идет постоянная принудительная вентиляция в атмосферу, то он и подавно не может скапливаться. Максимум, что в это время возможно - небольшой скопление водорода в застойных зонах, но там кроме небольшого единичного хлопка ничего не может быть. У меня прямо над головой рвался водород пару раз и меня даже не контузило. Пожара тоже не было. На ПЛ К -429, когда экипаж эвакуировался с затопленной лодки, в первом отсеке взорвалась АБ. Потому как все было аварийно обесточено. И тоже не было пожара. Людей контузило. Одному мичману перебило руку и в отсеке воздух наполнился какой-то черной взвесью, вдыхать которую было трудно. Но, повторяю, тоже не было пожара.
    Очень похоже, что на «Синдуракшак» все пошло по сценарию Б-37. Началось с регенерации, а уж потом рванул боезапас.
    У нас лишь одна лодка К-129, где командиром был капитан 1 ранга Кобзарь погибла предположительно от взрыва аккумуляторной батареи. Там я дружил с электриком, который остался жив, потому как не пошел на боевую службу, а остался на берегу ждать увольнения в запас. Вот он мне и рассказывал, что там АБ была очень старая и газовала "по-черному". Но начальство не стало перегружать батарею, а отправило лодку на гибель.