На смену «Союзам». Создание нового российского пилотируемого корабля – задача текущего десятилетия

42
Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С. П. Королева с первого запуска в космос 12 апреля 1961 года пилотируемого корабля «Восток» с Юрием Гагариным на борту проводит работы по развитию этого направления практической космонавтики, основателем которой по праву является главный конструктор ракетно-космической техники Сергей Королев. Корпорация обладает богатейшим опытом работ в данной области. Она вот уже более полувека является головной организацией в отечественной ракетно-космической отрасли по созданию пилотируемых кораблей, орбитальных пилотируемых станций и комплексов. С 2008-го по техническому заданию Роскосмоса предприятие осуществляет разработку пилотируемого транспортного корабля нового поколения.

Проект нового российского пилотируемого транспортного корабля, создаваемого РКК «Энергия» им. С. П. Королева в кооперации предприятий отрасли, в течение сравнительно короткого времени прошел несколько этапов работ, в ходе которых заказчик уточнил задачи корабля и требования к нему. К настоящему времени выпущен технический проект. Решением научно-технического совета Роскосмоса он принят с рекомендацией перейти к стадии выпуска конструкторской документации и экспериментальной отработки для обеспечения первого испытательного беспилотного полета по низкой околоземной орбите в 2018 году.

На данной стадии создания корабля основной его задачей определены полеты к Луне и обратно, а также полеты и на низких околоземных орбитах (транспортно-техническое обеспечение пилотируемой станции и, при необходимости, специальные автономные полеты).

При полетах к Луне рассматриваются две программы.

Одна из них – двухпусковая с посадкой экспедиции из четырех человек на ее поверхность. Согласно этой программе на низкую окололунную орбиту сначала отправляется взлетно-посадочный корабль без космонавтов, а затем пилотируемый транспортник доставляет к нему экипаж, который переходит на борт этого корабля, осуществляющего посадку на поверхность Луны и последующий возврат на пилотируемый транспортник, на борту которого космонавты возвращаются на Землю.

Другая программа предусматривает стыковку транспортного пилотируемого корабля с окололунной орбитальной станцией. Особый интерес представляет размещение такой станции на расстоянии около 60 тысяч километров от Луны – в точке L1 или L2 Лагранжа гравитационной системы «Земля-Луна». Эти точки находятся на прямой линии, соединяющей центры нашей планеты и ее естественного спутника (первая – перед Луной относительно земного наблюдателя, вторая – за ней).

Корабль состоит из возвращаемого аппарата многократного использования и одноразового двигательного отсека. Длина – около шести метров, поперечный размер по развернутым панелям солнечных батарей – около 14 метров, стартовая масса при полетах к Луне – около 20 тонн, при полетах к станции на низкой околоземной орбите – около 14 тонн. Экипаж – четыре человека. Выведение корабля предполагается с российского космодрома «Восточный». Посадка возвращаемого аппарата должна осуществляться на территории России.

Полномасштабный проектно-компоновочный макет возвращаемого аппарата нового транспортного пилотируемого корабля можно увидеть на стенде РКК «Энергия» в составе объединенной экспозиции ракетно-космической отрасли России, развернутой в павильоне D1 на МАКС-2013. Длина (высота) возвращаемого аппарата – около четырех метров (без учета раскрытых посадочных опор), максимальный диаметр – около 4,5 метра.

Состав возвращаемого аппарата: командный, агрегатный и негерметичный верхний отсеки, боковые поверхности которых оснащены теплозащитой, и лобовой теплозащитный экран.

В командном отсеке размещаются экипаж, комплекс средств системы его жизнеобеспечения, часть аппаратуры и приборов бортового комплекса управления, контейнер парашютной системы. В агрегатном отсеке будут находиться реактивные двигатели системы управления спуском возвращаемого аппарата в атмосфере, топливные баки и пневмогидросистема подачи топлива к этим двигателям, а также посадочная твердотопливная двигательная установка, четыре выдвижные посадочные опоры, приборы и оборудование некоторых бортовых систем аппарата.

На смену «Союзам». Создание нового российского пилотируемого корабля – задача текущего десятилетия

Для полета корабля к Луне на нем устанавливаются специальные навигационные приборы, двигательная установка с двумя маршевыми двигателями тягой по две тонны каждый и запасом топлива для проведения динамических операций на окололунной орбите и формирования траектории возвращения на Землю. Бортовые радиотехнические системы корабля должны поддерживать его связь с центром управления и внешнетраекторный контроль полета наземными измерительными пунктами до дальности 500 тысяч километров.

Новый корабль будет существенно комфортнее «Союза». Свободный объем возвращаемого аппарата, приходящийся на одного космонавта, увеличится почти в два раза. Разрабатываемые дизайнерские решения по компоновке интерьера должны обеспечить эргономичность и комфортность работы экипажа, повысить конкурентоспособность корабля по сравнению с аналогичными разработками. В частности, для размещения космонавтов будут использованы новые кресла «Чегет» с улучшенной комфортностью, реализованы новые технические и программные решения в части бортовых компьютерных средств системы управления и отображения полетной информации для экипажа.

В конструкции корабля применяется много инноваций. В их числе новые высокопрочные алюминиевые сплавы, теплозащитные материалы с плотностью, в три раза меньшей по сравнению с применяющимися на кораблях «Союз ТМА», углепластиковые материалы и трехслойные конструкции, лазерные средства обеспечения стыковки и причаливания и другое. Многократность использования возвращаемого аппарата нового корабля обеспечивается комплексом реализуемых технических решений, в том числе за счет вертикальной посадки на посадочные опоры, а также замены теплозащиты при межполетном обслуживании.

Для полетов корабля к спутнику Земли планируется использование ракеты-носителя сверхтяжелого класса и разгонного блока, предназначенного для выведения корабля на траекторию полета к Луне и торможения у нее. Их разработку планируется начать в ближайшее время. Грузоподъемность ракеты-носителя, по предварительным оценкам, должна быть не менее 65–70 тонн, в которые входят стартовая масса корабля и стартовая масса разгонного блока (40–45 тонн).

Предполагается, что будет построено пять возвращаемых аппаратов с учетом многократности их использования и предполагаемой программы полетов. Двигательный отсек корабля изготовят для каждого полета отдельно.
42 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -13
    30 августа 2013 09:02
    К сожалению отечественная космонавтика идёт по пути популизма. ЗАЧЕМ нужен полёт на луну? Показать, что СССР не смог, а новая Россия может? Может уже займемся исследование космоса?
    1. +11
      30 августа 2013 10:50
      Цитата: Nayhas
      ЗАЧЕМ нужен полёт на луну?...
      Может уже займемся исследование космоса?

      А луна это не космос? Зачем вообще нужны полёты? Может просто будем изучать космос по книжкам?
      1. +5
        30 августа 2013 15:25
        Цитата: Petrix
        Зачем вообще нужны полёты? Может просто будем изучать космос по книжкам?

        Пилотируемые полёты это лишь малая часть в изучении космоса и далеко не главная. Извините, но фотографии земли с орбиты Сатурна делала не Российская АМС, а КАССИНИ НАСА. Вояджер 1 и 2 уже четвертый десяток лет летят и уже на границе солнечной системы и связь с ними не пропадает, Меркурий изучает MESSENGER, Солнце - STEREO A и B, WIND, SOHO, ACE, Марс - Mars Reconnaissance Orbiter (+два марсохода), к Церере летит Dawn, к Юпитеру летит Juno, Сатурн изучает Cassini, New Horizons подлетает к Плутону. Это всё действующие автоматические межпланетные станции НАСА с помощью которых оно и занимается изучением космоса. СССР последний раз запустил удачно в 1984г. АМС Вега1 и Вега2 к комете Галлея и Венере, после этого изучение космоса закончилось. У России в активе только радиотелескоп RadioAstron на СпектрБ против Хаббл и Кеплер НАСА.
        П.С: построение поселений на Луне и добыча He3 это на столько далёкая перспектива даже для нашего времени, что утверждение о необходимости начинать выглядит просто смешно.
        1. +1
          30 августа 2013 23:49
          Изучение дальнего космоса - безусловно, это здорово. Это нужно. Но так уж случилось - последние ***дцать лет мы в этом не сильны. Зато пилотируемые полёты удаются, все ноу-хау сберегли, да и наработки впрок имеем. И что? По-Вашему, надо это похерить и кинуться в область, где всё впервые (для нас)? Так вот Вам Фобос-грунт. Надо на 80% делать то, что получается и умеем, а на остаток - учиться остальному. А Луна - хорошая цель. Магистральная. Её никак не обойти. А дальний космос - так он большой. И нам хватит. Позже. Когда развал преодолеем. Да кадры взамен ушедших в "челноки" вырастим. Тогда и будут российские АМС, а ещё - я уверен - пилотируемые и постоянные около-марсовые и около-юпитеровые, далее - везде.
          1. 0
            31 августа 2013 08:22
            Цитата: Альджавад
            Зато пилотируемые полёты удаются, все ноу-хау сберегли

            Все пилотируемые полёты это полёты на орбиту земли. Опыт обитания в невесомости накоплен давно, но не стоит забывать, что для обеспечения жизнедеятельности необходима регулярная доставка грузов на расстояние 370 км. Что такое 370 км. в масштабах космоса? 0! Ничего! Чтобы долететь до Луны нужно проделать путь в тысячу раз больший! А до Марса по кратчайшей "дороге" 55 млн. км. Так что выгоднее, запустить автоматическую станцию, отработать с ней все задачи и забыть про неё или отправить человека попутно решая проблему его регулярного обеспечения и возвращения?
    2. +7
      30 августа 2013 11:00
      Развитие таких наукоёмких направлений, как космонавтика, приведёт к техническому прогрессу не только в данной области. А политический эффект от этого может весить, в современных условиях, даже больше технологического.
      1. +1
        30 августа 2013 19:49
        Цитата: Alligator_S
        Развитие таких наукоёмких направлений, как космонавтика, приведёт к техническому прогрессу не только в данной области.


        Азбучная истина! good
      2. 0
        30 августа 2013 20:47
        Цитата: Alligator_S
        Развитие таких наукоёмких направлений, как космонавтика, приведёт к техническому прогрессу не только в данной области.

        Ну и каким образом космонавтика помогла техническому прогрессу СССР? На пример снижению шумности АПЛ в СССР способствовала закупка станков с ЧПУ в Японии, и при чём тут космонавтика? Если коснуться бытового уровня то в моё время ценились магнитофоны с сендастовыми головками венгерского производство, вопрос тот же. Но это конечно лишнее, попытайтесь найти причинно-следственные связи между космонавтикой и техническим прогрессом в СССР.
        1. +1
          30 августа 2013 20:53
          Цитата: Nayhas
          попытайтесь найти причинно-следственные связи между космонавтикой и техническим прогрессом в СССР.


          Первое пришедшее на ум -двигатели РД-180. Кто их создал и кто покупает?
          1. +1
            31 августа 2013 08:25
            Цитата: studentmati
            Первое пришедшее на ум -двигатели РД-180. Кто их создал и кто покупает?

            Какое отношение это имеет к не космической промышленности? РД-180 можно применять для создания давления в газ-транспортной системе?
            1. 0
              1 сентября 2013 21:35
              Цитата: Nayhas
              Цитата: studentmati
              Первое пришедшее на ум -двигатели РД-180. Кто их создал и кто покупает?

              Какое отношение это имеет к не космической промышленности? РД-180 можно применять для создания давления в газ-транспортной системе?


              Технологии, металлы, материаллы,...
        2. +1
          30 августа 2013 23:55
          Ещё бы грамматику подтянуть, особенно в последнем предложении. А про СССР - общее место. Всё засекретили, вот и не было помощи прогрессу. Ну так страна была устроена. И её уже нет (хоть это и больно). И секретности такой больше нет. Вот и будет перетекание технологий.
    3. +7
      30 августа 2013 11:03
      Именно исследование Луны, и ее освоение даст в будущем основные дивиденты стране, которая первой это сделает.
      1. 0
        31 августа 2013 08:27
        Цитата: саруман
        Именно исследование Луны, и ее освоение даст в будущем основные дивиденты стране, которая первой это сделает.

        Возможно, но это будет без присутствия там человека.
    4. +2
      30 августа 2013 12:04
      Цитата: Nayhas
      К сожалению отечественная космонавтика идёт по пути популизма. ЗАЧЕМ нужен полёт на луну? Показать, что СССР не смог, а новая Россия может? Может уже займемся исследование космоса?

      Космические технологии - эта та область в которой задействован весть научно технический потенциал страны, вы только вдумайтесь сколько новых технологий реализуется с помощью этой программы
      Цитата: автор
      В конструкции корабля применяется много инноваций. В их числе новые высокопрочные алюминиевые сплавы, теплозащитные материалы с плотностью, в три раза меньшей по сравнению с применяющимися на кораблях «Союз ТМА», углепластиковые материалы и трехслойные конструкции, лазерные средства обеспечения стыковки и причаливания и другое.

      а ведь эти технологии никуда не денутся и будут использованы например в авиации

      PS кроме того на луне обнаружено большое количество Гелия 3 ( это вещество рассматривается как основное топливо для будущих термоядерных реакторов), если думаете что до термоядерного реактора еще далеко, то советую погуглить программу "ИТЭР", Россия кстати тоже в ней участвует.
      Так что дело нужное - удачи разработчикам!И с "Ангарой" тоже!
      1. 0
        30 августа 2013 13:57
        C ИТЭРом не всё в порядке, строится то он строится, но вот когда построится и заработает... короче не оч не скоро ещё, потому Гелий-3 пока никому никак. Про потенциал Вы абсолютно правы, нужны, нужны такие проекты.
        Вопрос у меня возник после прочтения статьи, ведь в прошлом году корабль показывался как шестиместный, а здесь говорится про 4, кто в теме?
        Вообще проект мне не очень нравится для полётов к Луне, как замена Союза - да, а для полётов от Земли - маловат.
      2. -4
        30 августа 2013 15:42
        Цитата: 11черный
        Космические технологии - эта та область в которой задействован весть научно технический потенциал страны

        Может поступлю не совсем тактично, но прошу указать те "прорывные космические технологии", что помогли научно-техническому потенциалу СССР? Или России? Указанные вами "высокопрочные алюминиевые сплавы, теплозащитные материалы с плотностью, в три раза меньшей по сравнению с применяющимися на кораблях «Союз ТМА», углепластиковые материалы и трехслойные конструкции..." может и применяются в авиации (не знаю правда какой), но не являются "прорывными технологиями".
        Цитата: 11черный
        кроме того на луне обнаружено большое количество Гелия 3 ( это вещество рассматривается как основное топливо для будущих термоядерных реакторов)

        И что с того, что он там есть? Каким образом по вашему его можно доставить на землю так, что бы он стоил приемлемо? Дешевле алмазами топить, чем He3 с луны возить...
        1. 0
          31 августа 2013 00:00
          И не надо его возить. На месте перерабатывать и использовать. И не сейчас. И не завтра. А вот думать об этом надо уже сейчас. Конечно не всем, а как говорила моя училка математики: "умненьким".
    5. biglow
      +3
      30 августа 2013 13:33
      Цитата: Nayhas
      К сожалению отечественная космонавтика идёт по пути популизма. ЗАЧЕМ нужен полёт на луну? Показать, что СССР не смог, а новая Россия может? Может уже займемся исследование космоса?

      без базовых станций дальнейшее освоение космоса невозможно. Даже новые материалы как получить ? Что проще создать производство на орбите или на твердой поверхности.. Освоение луны это не популизм а новый шаг в освоении космоса .
      1. -1
        30 августа 2013 15:47
        Цитата: biglow
        без базовых станций дальнейшее освоение космоса невозможно

        НАСА осваивает космос без базовых станций с помощью АМС, зачем эти пресловутые базовые станции вообще нужны? Зачем тащить через миллионы километров корабль с системой жизнеобеспечения экипажа, запасом продуктов и воды, когда можно отправить автоматическую станцию?
        1. biglow
          0
          30 августа 2013 19:38
          Цитата: Nayhas
          Цитата: biglow
          без базовых станций дальнейшее освоение космоса невозможно

          НАСА осваивает космос без базовых станций с помощью АМС, зачем эти пресловутые базовые станции вообще нужны? Зачем тащить через миллионы километров корабль с системой жизнеобеспечения экипажа, запасом продуктов и воды, когда можно отправить автоматическую станцию?

          прежде чем такое писать почитайте про планы НАСА ...
          1. +1
            31 августа 2013 08:08
            Цитата: biglow
            прежде чем такое писать почитайте про планы НАСА

            Вы про полёт к Марсу? Абсолютно бредовая идея, на столько же популистская. На Марсе успешно работают марсоходы и искусственный спутник. Могу вас заверить, что этого полёта не будет.
        2. +2
          31 августа 2013 00:03
          Ну вот зачем выходить из дому, когда по сети всё видно, слышно, да ещё и пиццу заказать мона...
    6. норма
      +1
      30 августа 2013 13:42
      "...Достоверных сведений о работах по марсианскому проекту Н1-ТМК нет. Все материалы в 1974 году уничтожены. А был ли марсианский проект Королева?...Основа марсианского проекта Королева - ракета Н1 - вышла на летные испытания, но ей не дали успешно слетать....
      был ли Королевский проект экспедиции на Марс или не был - принципиальный. Если был, то следующий вопрос: кто и почему его похоронил 40 лет назад? В «похоронной» команде могут оказаться очень уважаемые люди. Сегодня космонавты, и не только наши, летают на ракете и корабле, созданными Королевым почти полвека назад. Летают на чужую станцию. Если Королев ошибся в выборе цели - межпланетном полете, то к какой цели мы двигались 40 лет после него?"
      http://www.astronaut.ru/bookcase/article/article94.htm?reload_coolmenus
      Всё не так как нам преподносится. Типа ещё одной тайны 1941 года.
    7. +1
      30 августа 2013 15:49
      Цитата: Nayhas
      ЗАЧЕМ нужен полёт на луну?
      А как такая мысль,что Луна-стартовая площадка в дальний космос?
      С неё стартовать намного легче
      1. 0
        30 августа 2013 20:37
        Цитата: Денис
        А как такая мысль,что Луна-стартовая площадка в дальний космос?

        Бред, американцы в дальний космос летают с земли. Вояджер 1, Вояджер 2, Кассини, Новые горизонты... Вы наверно просто не в курсе, но Вояджер 1, Вояджер 2 полетели к краю солнечной системы ещё в 1977г.. до сих пор летят и шлют не только приветы...
        1. 0
          4 сентября 2013 19:11
          Цитата: Nayhas
          Бред, американцы в дальний космос летают с земли. Вояджер 1, Вояджер 2,
          Прямо-таки и бред? Конечно
          Аппараты серии «Вояджер» — довольно крупные сооружения. Это высокоавтономные роботы, оснащённые научными приборами для исследования внешних планет, а также собственными энергетическими установками, ракетными двигателями, компьютерами, системами радиосвязи и управления
          Но всё же
          Общая масса каждого аппарата — около 721 кг.
          Это только роботы,для пилотируемой космонавтики масса слишком мала
    8. +1
      30 августа 2013 22:33

      Цитата: Nayhas
      ЗАЧЕМ нужен полёт на луну? Показать, что СССР не смог, а новая Россия может? Может уже займемся исследование космоса?

      Какая Луна, какой космос . Тут вроде третья мировая вырисовывается . belay
      1. 0
        31 августа 2013 00:05
        пока КНР на Марс не отправит 1.000.000 колонистов - никакой мировой войны не будет.
  2. +4
    30 августа 2013 09:13
    Молодцы! Работают люди и не болтают.Пусть то сюрпризом будет друзьям и пр.,как спутник и полёт Гагарина,без лишнего шума
    В командном отсеке размещаются экипаж, комплекс средств системы его жизнеобеспечения, часть аппаратуры и приборов бортового комплекса управления, контейнер парашютной системы
    Всё же так,со спускаемым аппаратом,хотя как нахваливали шатлы.Только где сейчас они? К МКС на чём летают?
    Это ещё один + к тому,что делать надо,а не хвастаться,результат сам всё скажет
  3. +6
    30 августа 2013 10:39
    Хоть это радует..."Клипер" в 2006году закрыли якобы из-за недостатка денег. Надеюсь что "Русь"(официально проект называется ПТК НП- Пилотируемый транспортный корабль нового поколения) доведут до ума тем более остались наработки и ноу-хау которые можно использовать из свернутого проекта "Клипер". По плану первый пилотируемый полет на нем должен состояться в 2018году.

    1. негоро
      +1
      30 августа 2013 22:54
      Что бы, хоть что-то, у нас полетело в космос, сначала на Луну просто необходимо запустить Поповкина.
  4. +8
    30 августа 2013 11:20
    Хотел бы с осторожностью сказать,можно да?!только не баньте меня,так вот,я думаю , что к луне мы через лет 20 полетим, судя по экономической ситуации в России-это раз.Два-слушайте , из средств массовой инфо было не раз сказано , что первый полёт должен состоятся 15-16 году???, а тут уже 18 год, интересно ,что будут говорить в 17-18 году?Три-я не у верен , что именно такой конструкции космический корабль полетит к луне,думаю ,что будет больше походить на "корабль",а это ж орбитальная капсула!Распил очередной ???
  5. USNik
    0
    30 августа 2013 12:26
    Новый корабль отлично подойдет для околоземных полетов, но возможность отправки к Луне вызывает вопросы. Судя по рисунку, мощной противорадиационной защиты на нем нет, а без этого преодолеть радиационные пояса Земли и не схватить порядочную дозу за несколько полетов, не представляется возможным. Да и вообще зачем эти полеты на Луну, если идет подготовка к межпланетному перелету на Марс? Рейтинг с помощью лунной программы поднять? Не дороговато ли? Или есть экономический интерес? Гелий 3? Или сверхчистое производство чего-либо на лунной базе? Тогда это явно не 2018 год.what
    1. 0
      31 августа 2013 00:08
      18-й - 1-й испытательный запуск, а не к Луне.
  6. +3
    30 августа 2013 12:56
    От ЗОНДов Королёва... через программу КЛИППЕР к программе РУСЬ (кстати - это 4-й "лунный вариант", известный в открытой печати). Программ громадье...пора бы уже и прийти к окончательному варианту. Не знаю, как там с Марсом, а на Луну нам очень нужно! Варианты полета к Луне весьма интересны и кроме пожелания успехов в их разрешении положительно, других мнений не может быть. Вот только бы ракета для подъёма на высокую орбиту этак тонн 70-100 получилась. Без нее это опять будет только "прожект"...очередной этап наработки нужного (нет слов против) опыта. Успехов!
  7. +2
    30 августа 2013 13:26
    Давайте ребятки-ракетчики, думайте, делайте! Что-то пауза затянулась у нас в космонавтике. Прорывов нет...А так хочется успеть увидеть! Удачи вам! И не расслабляйтесь! Хорошо был знаком с ракетчиками старших поколений. Дружили. Даже поработать вместе довелось с ними. Какие были люди! Преданные делу до конца. Ни кого уж не осталось...
    1. +2
      30 августа 2013 19:55
      Цитата: пенсионер
      Какие были люди! Преданные делу до конца. Ни кого уж не осталось...


      А может именно в преданности делу до конца и заложен был успех Отечественной Космонавтики? Не спали, не ели, жён не видали,...?
      1. Комментарий был удален.
      2. 0
        7 сентября 2013 16:19
        Вот именно в преданности делу до конца и заложен был успех Отечественной Космонавтики. http://abbreviator.ru/?p=768
  8. +2
    30 августа 2013 14:02
    и это не прорыв а топтание на месте, более прорывным был "клипер" но его свернули, интересен был проект с запуском с "Мрии" это не прорыв а маленький шажок, но хоть так, любая долгая дорога начинается с первого шага
  9. +1
    30 августа 2013 15:09
    Корабль состоит из возвращаемого аппарата многократного использования и одноразового двигательного отсека. Длина – около шести метров, поперечный размер по развернутым панелям солнечных батарей – около 14 метров, стартовая масса при полетах к Луне – около 20 тонн, при полетах к станции на низкой околоземной орбите – около 14 тонн. Экипаж – четыре человека. Выведение корабля предполагается с российского космодрома «Восточный». Посадка возвращаемого аппарата должна осуществляться на территории России.
    На базе ракеты-носителя «Энергия» разработан проект ракеты-носителя тяжелого класса «Энергия-М», которая при стартовой массе 1050 т обеспечивает выведение космических аппаратов массой до 34 т
    Зачем опускаться на уровень 60-х годов?
    1. 0
      31 августа 2013 00:15
      20 лет катились назад, теряя кадры и технологии. Хорошо, что хоть начали опять двигаться вперёд. А на 60-е весь мир отскочил. "Шаттл" взлетел рано. "Энергия" - тем более. Вот поэтому "Союз" такой долгожитель. А от него следующий шаг - многоразовый не-планирующий СА и, хорошо бы, многоразовую РН.
  10. +3
    30 августа 2013 16:37
    Цитата: вася
    Корабль состоит из возвращаемого аппарата многократного использования и одноразового двигательного отсека. Длина – около шести метров, поперечный размер по развернутым панелям солнечных батарей – около 14 метров, стартовая масса при полетах к Луне – около 20 тонн, при полетах к станции на низкой околоземной орбите – около 14 тонн. Экипаж – четыре человека. Выведение корабля предполагается с российского космодрома «Восточный». Посадка возвращаемого аппарата должна осуществляться на территории России.
    На базе ракеты-носителя «Энергия» разработан проект ракеты-носителя тяжелого класса «Энергия-М», которая при стартовой массе 1050 т обеспечивает выведение космических аппаратов массой до 34 т
    Зачем опускаться на уровень 60-х годов?


    Вся мировая космонавтика приблизительно там же (60е годы). Если посмотреть, то ничего радикально нового не создали или оно только на этапе проектирования, или вообще отказались(ввиду нецелесообразности или неприемлемости) и выходит, что воз и ныне там. Не могу оспаривать, что за 40 лет было создано множество автоматических (и не автоматических) станций для исследования солнечной системы (некоторый уже и не солнечную исследуют), созданы новые материалы, усовершенствовано вычислительные комплексы.... Но возвращаемых кораблей, которые оправдывали бы свою возвращаемость нет; вывод в космос осуществляется ракетами на химическом топливе, до сих пор масса топлива это 90% от всей массы запускаемого ракетоносителя, воздушный старт не реализован, водный забыт; полёты в космосе дальше орбиты Земли только инерционные (пардоньте, как точно называется не помню, когда аппарат после гравитационного разгона летит по инерции) так как двигателей подходящих для таких полётов и топлива(соответственно) для это нет; ну, что ещё на луну больше не летают, только говорят... Всё разовые корабли, разовые ракеты и радуйтесь. Так что возвращаемый корабль (по большей части), при этом если ещё будет экономически оправданным плюс возвращаемый ракетоносители (тоже экономически эффективные - без шуток) будут уже хоть чем то похожим на серьёзный шаг в глобальном развитии космонавтики, имеется ввиду всей, а не только российской.
    Ничего плохого сказать не хотел, это моё виденье ситуации. Если честно, то очень бы хотелось при жизни застать хотя бы более рациональный способ доставки людей и грузов в космос и на орбиту, так что искренне желаю успехов конструкторам в создании этого и других перспективных аппаратов.
  11. 0
    30 августа 2013 17:47
    Построить необходимую ракету-носитель в наше время распилов и откатов будет проблематично. Главное Чубайса-новатора с Медведевым и прочими киндер-сюрпризами к этому делу не допустить.
  12. +2
    30 августа 2013 19:01
    поставил статье минус в силу простых соображений : в свете всех выдающихся последних "ЭПОХАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ" данной космической "конторы" - мы уже начинаем ожидать от неё изделия на выхлопе уровня частных производителей... почему ??? Ну так вот по мне предложенная схемка Руси в статье ну уж очень смахивает на частное изделие в стиле а-ля "SpaceX Dragon"... но ведь то частная контора, НО её изделие уже и в космосе успела побывать wassat О базе с космодромом мечтаем на луне или в очередной точке Лагранжа - охотно верю и будет там и новый триппер ( ой простите - Клиппер ) , вот только пусть к нему ласты приделать не забудут, а то есть у меня великое опасение, что если не в окияне, то в Гелие-3 они всё это ну обязательно утопят. Гигантские убытки в сей конторе и хоть одного из верхушки за канделябры взяли ??? Пациент скорее мёртв чем жив на данном этапе и на выхлопе там вонь один в один, как до недавнего времени была в нашем МО во главе с мастером табуретом. Короче, ждём чуда.
  13. Demon45
    +1
    30 августа 2013 19:44
    Все эти проекты в большенстве случаев - простой распил денег. "Энергия" после неудачного пуска решила показать что у нее, есть новые проекты. Как работник "ЦСКБ-Прогресс" могу сказать,что едиственные более менее жизнеспособные проекты это (эволюционные)-все ноу-хау это элементарное воровство. Для прорывных технологий нужны,"болеющие" кадры + воля государства. в России, как и в остальном мире, развитее космонавтики остановилось на рубеже 70 годов 20-в. Все, что было создано после-это модернизация существующего (в большей части микроэлектроника).
  14. +3
    30 августа 2013 20:05
    Интересно, то, что на заре космонавтики было не меньше, а даже больше разных проектов и вариантов, но общественность об этом и близко не догадывалась. "Умы" работали и создавали! А о победах и достижениях мы узнавали из сообщений ТАСС.
    Сегодня, можно сказать, что практически всю подноготную от техзадания до компоновки, процессах проектирования, финансирования и производства мы отслеживаем в реальном времени...

    Может поэтому и присутствует определённая доля скептицизма и недоверия к программам?
  15. 0
    30 августа 2013 20:08
    Предполагается, что будет построено пять возвращаемых аппаратов с учетом многократности их использования и предполагаемой программы полетов. Двигательный отсек корабля изготовят для каждого полета отдельно.

    Симбиоз Челнока с Союзом? Интересное решение?
  16. +1
    30 августа 2013 22:35
    Цитата: Nayhas
    попытайтесь найти причинно-следственные связи между космонавтикой и техническим прогрессом в СССР.

    а станция МИР ?, а многие вещи, даже простые, сделаны там - бифидобактирии нарене. елси не ошибаюсь, лекарство- интерферон, делают из крови, но изучали в микрогравитации, Зайдите хотя бы на сайт роскосмоса и посмотрите на скудные научные программы, 90% можно забраковать, но из тех нескольких % появляются многи новые, ставшими уже привычными вещи, новые материалы, сплавы, знания....

    Цитата: 11черный
    PS кроме того на луне обнаружено большое количество Гелия 3 ( это вещество рассматривается как основное топливо для будущих термоядерных реакторов),

    с гелием 3 проблем много, которые както обходят стороной, первая- он сосреточен в слое толщиной сотые или тысячные доли миллиметра, и его концентрация крайне мала, меньше на два порядка чем изотопы урана - для атомных станций, как перерабатывать грунт? если сравнить с темже ураном, то на луне нужно строить завод (центрифуги) на порядок мощнее, чем на земле для урана, а это если и будет реализовано, то очень нее скоро, проще для термояда использовать другую реакцию, с темже тритием хотябы
  17. -1
    30 августа 2013 23:04
    Смотрю на картинку. Это что? В Fotoshop переделанная картинка Apollo 13?
    1. +1
      31 августа 2013 00:23
      И про "Буран" и Шаттл такое ляпали, и про Ту-144 и Конкорд. Ну рациональная компоновка, а разница - в деталях. Вы Боинг от Эрбаса всегда отличите?
  18. 0
    31 августа 2013 00:38
    Ах как хотелось бы,что бы эти проекты,хотя бы самые простые наконец начали летать,а то "Р7" и "Союз" уже давно морально устарели...
  19. 0
    31 августа 2013 17:28
    Только подумать РН СОЮЗ - это модификация Р-7 50-х годов 20-го века... дальше, по моему, комментарии НЕ НУЖНЫ... crying
  20. 0
    31 августа 2013 19:23
    Пилотируемые полеты в космос сегодня нужны. Попытаюсь объяснить почему. Прежде надо понять, что космонавтика это очень сложная, прежде всего наукоёмкая, дорогая и довольно опасная на сегодняшний день отрасль человеческой деятельности. Во многом, из-за очень враждебной среды для человека. И для освоения космического пространства, нужно потратить много сил, средств и т.п. Поэтому не стоит ждать от пилотируемой космонавтики скорой отдачи. Это может наступить и через сотню лет. Здесь уместна аналогия с квантовой физикой. Родившись в конце 19 века, она только к середине двадцатого дала конкретные результаты в виде полупроводников. И тогда на исследования в этой области обратили внимания не только ученые, но и бизнес. Но летать нужно сегодня просто ради самих полетов. Каждый полет дает знания прежде всего о самой природе полета. Мы научились летать на орбиту. Нужно учиться летать дальше. Теория теорией, но практику никто и ничто не заменит. Также, как и автоматы не заменят человека. Одно дело, умение создавать автоматические станции и совсем другое обитаемые. Мы знаем, как ведут себя автоматы в дальнем космическом полете, но как будет обстоять дело с пилотируемым человеком аппаратом? По отношению к дальним полетам - только теория. В начале 20-го века были популярны рекордные полеты на аэропланах. Вроде никакой пользы от них не было. Даже высказывались мнения об их целесообразности. Но каждый такой полет давал хоть крупицу знаний о воздушной стихии и опираясь на эти знания инженеры могли создавать лучшие аппараты, а пилоты учились летать. К чему это привело, рассказывать не надо. Представьте себе человека, который не любит плавать. И он не считает нужным этому учиться. Не любит, ну и не любит, его дело. Но вот однажды в жизни, он попадает в ситуацию, когда это умение может ему пригодиться. И даже зная, как нужно плыть в теории, ему потребуется много времени, чтобы достичь нужного уровня. И хорошо, если от этого не зависит его жизнь. И несколько слов об технике. Авиационная и космическая техника, фактически не имеет сроков годности. По мере износа деталей, они заменяются на новые. Может модернизироваться. Конструктивные решения используются до тех пор, пока удовлетворяют тех кто эту технику эксплуатирует. Поэтому и в авиации, и в космонавтике могут использоваться конструкции с более чем полувековой историей. Например, так называемая малая авиация, это фактически то, что было придумано и разработано в первой половине 20-го века.
  21. 0
    1 сентября 2013 20:15
    Цитата: nod739
    с гелием 3 проблем много, которые как-то обходят стороной, первая- он сосредоточен в слое толщиной сотые или тысячные доли миллиметра, и его концентрация крайне мала


    Простите, откуда данные? Меня интересует не Википедия, а солидные и серьезные источники.