В США закончились операторы беспилотников

12
Вопреки своему названию современные беспилотные летательные аппараты все-таки нуждаются в обслуживании «пилотами». Только контроль за ними осуществляется не из их кабины, а на удалении в специальном помещении при помощи экранов, клавиатуры и джойстика. Современные БПЛА во многом зависят от работы оператора, который играет очень большую роль в их использовании. Не секрет, что на сегодняшний день наиболее активным пользователем беспилотных летательных аппаратов являются США. Не так давно к этической проблеме использования ударных БПЛА, которая вызывает много споров у экспертов на всех уровнях, в США добавилась еще одна проблема – нехватка квалифицированных операторов.

Нехватка эта по информации из американских и европейских СМИ достаточно острая. США уже не хватает имеющихся в их распоряжении 1300 наземных операторов беспилотников (дронов). В американских ВВС обозначилась нехватка добровольцев, которые хотели бы стать операторами военных БПЛА. Согласно данным проведенного исследования, желающих управлять дронами стало слишком мало из-за отсутствия перспектив повышения по службе и поощрения. Проблемам с количеством высококвалифицированных операторов есть разумное объяснение. Связано оно и с ростом использования различных БПЛА в стране. В 2012 году количество операторов БПЛА в США достигло 1300 человек или практически 8,5% от общего числа летчиков, для сравнения еще в 2008 году эта пропорция составляла только 3,3%.

Согласно материалам статьи полковника Брэдли Хоугленда, которая была опубликована на сайте исследовательского центра Brookings Institution, по планам в 2012 году Пентагону необходимо было 1129 обычных летчиков и еще 150 операторов «дронов», но, согласно статье, удалось отобрать только 123 человека, которые в состоянии управлять БПЛА. В начале 2013 года ситуация с кадрами для беспилотников только ухудшилась: вопреки надеждам командования, только 12 человек изъявили желание записаться на 3,5-месячный курс подготовки операторов БПЛА на авиационной базе Рэндольф в Техасе. И это при том, что данный курс был рассчитан на 40 человек. По сообщению издания The Defence News, дефицит операторов беспилотников может стать существенным затруднением для запланированного в США расширения флота БПЛА. В настоящее время на вооружении американских ВВС находится 152 многоцелевых дрона «Predator» (MQ-1), еще 96 ударных дронов «Reaper» (MQ-9), а также и 23 стратегических разведывательных беспилотника «Global Hawk» (RQ-4).

В США закончились операторы беспилотников

Выяснилось также, что ВВС США сами являются источником проблемы, отпугивая желающих стать операторами дронов. По мнению Хоугленда, в ВВС США полагают, что операторы БПЛА не заслуживают такого же уровня вознаграждения, что и обыкновенные военные летчики, и потому их реже повышают и продвигают по службе. Отмечается, что операторов беспилотников повышают до звания майора на 13% реже, чем их пилотов-однолеток по окончанию летных училищ. Помимо этого, Хоугленд указал на явную, на его взгляд, несправедливость: операторов беспилотных летательных аппаратов очень редко награждают медалями и орденами ВВС, ссылаясь на то, что операторы дронов не рискуют жизнью. Управляя БПЛА, они сидят на военной базе в Неваде, находясь за тысячи километров от места реальных боевых действий.

Так в феврале текущего года многие СМИ в США достаточно подробно освещали скандал с появлением новой награды – «За отличие в боевых операциях», которой должны были награждаться военнослужащие – операторы дронов и сотрудники «кибервойск». Данная медаль была введена бывшим министром обороны Леоном Панеттой. Но новый министр обороны США Чак Хейгел, который сменил на этом посту Панетту, данную награду тут же отменил еще до того момента, как ее начали реально вручать. Причиной такого решения стало то, что многие ветеранские организации в США сочли появление подобной награды своим личным оскорблением, так как она имела такой же ранг, как, к примеру, медаль ВВС США «За отличие» – генеральская награда, при этом планировалось ее вручать тем, кто «нежился в мягких креслах на территории Невады» вместо риска собственной жизнью на передовой.

При этом Брэдли Хоугленд также ссылается на мнение военного обозревателя Питера Сингера, который отмечает тот факт, что именно кропотливый труд операторов разведывательных беспилотников помог США выследить и уничтожить террориста №1 Усаму бен Ладена, поэтому они заслужили и обычных общевойсковых наград. По мнению Брэдли Хоугленда, для того чтобы решить проблему недобора операторов дронов их необходимо отправлять на повышение не реже, чем обыкновенных пилотов а также, из-за особенностей их военной службы, после окончания карьеры в ВВС гарантировать им трудоустройство.


Также необходимо отметить тот момент, что сегодня ВВС США являются далеко не единственным оператором беспилотников среди всех американских силовых ведомств. К примеру, многофункциональный беспилотник MQ-1 находится на вооружении Национальной гвардии, ЦРУ, пограничной службы, а также резервного командования ВВС. Большое число собственных БПЛА имеется в арсенале американского флота (особенно это относится к БПЛА морского базирования) и сухопутных войск. При этом именно дроны, подконтрольные ЦРУ, проводили самые скандальные операции над территорией Афганистана, Йемена и Пакистана, которые довольно часто сопровождались жертвами среди мирных граждан.

Специалисты выделяют 4 основных проблемы недостатка добровольцев, которые должны учиться на операторов дронов. Во-первых, все амбициозные профессиональные летчики не в восторге от постыдной на их взгляд карьеры оператора беспилотника, а новичков еще необходимо обучать. В то же время бюджет у американских военных, как известно, был существенно сокращен из-за огромного государственного долга. Во-вторых, далеко не любой человек сможет проводить большое количество часов у экрана монитора, выполняя часто довольно грязную, монотонную и в то же время способную доставить большое количество неприятностей работу. В данном случае уместно говорить и о психологических травмах: ветераны-пилоты дронов, которые отправляются на задание, видят все последствия собственной работы крупным планом, а это немногим по силам. К слову пилоты обыкновенной авиации не видят последствий своих ударов «вживую».

В-третьих, у операторов БПЛА нет особой перспективы карьерного роста – выше им просто некуда расти. И, в-четвертых, у ВВС США очень высокие требования к отбираемым кандидатам, которых и так немного. К примеру, на данный момент операторами беспилотников могут стать лишь офицеры, при этом обязательно с дипломом о высшем образовании и с надлежащей технической подготовкой. Для сравнения, в сухопутных войсках на позицию оператора беспилотника могут рассчитывать и простые военнослужащие, при этом с них не требуют и диплом о высшем образовании.


Также у этой проблемы есть и более глобальные причины. Привлекательность военной службы в США со временем снижается. Согласно информации Пентагона, на сегодняшний день лишь 65% военных решаются продлевать свои контракты на 5 лет после того, как они отслужили 10 лет по своему первому контракту. Для сравнения, 20 лет назад данный показатель составлял 80%.

Помимо проблем с набором операторов дронов, в США столкнулись и с нехваткой квалифицированных боевых летчиков. Уже сейчас дефицит летчиков составляет 200 человек. Как пишет издание The Los Angeles Times, в том случае, если реализуемые в настоящее время программы повышения привлекательности военной службы и увеличения выплат не сработают, то дефицит высококвалифицированных специалистов в ВВС к 2021 году может достигнуть 700 человек.

Данная проблема отчасти также связана с беспилотниками и ростом их парка в американских ВВС. С начала 2000-х годов ВВС США начали очень активно развивать данное направление. Серьезное увеличение парка БПЛА повлекло за собой перенаправление части действующих боевых пилотов в специальные контрольные центры беспилотной авиации. Так за последние 10 лет 153 боевых летчика были переназначены в операторы дронов MQ-1 Predator и MQ-9 Reaper.


Чтобы избавиться от дефицита летчиков-асов, американское военное ведомство ранее уже открывало набор добровольцев-контрактников. Сейчас Пентагон рассчитывает подписать 130 летчиков, заявки на контракт будут приниматься до 30 сентября 2013 года. Пилотам, которые смогут пройти тестирование и собеседование и будут удовлетворять всем требованиям ВВС, при заключении контракта гарантируется денежное вознаграждение в размере 225 тысяч долларов (выплаты по 25 тысяч долларов на протяжении 9 лет службы).

Контракты с новыми добровольцами Пентагон планирует заключать на 9 лет, а размер денежного вознаграждения пилотов будет определяться по итогам тестирования и собеседования. Годовое довольствие в зависимости от результатов может составить от 34,5 до 97,5 тысяч долларов. А с учетом стимулирующего вознаграждения пилоты-контрактники смогут получать от 59,5 до 122,4 тысяч долларов в год.

Источники информации:
-http://rus.ruvr.ru/2013_08_22/V-SSHA-zakonchilis-piloti-dlja-bespilotnikov-0270
-http://russian-bazaar.com/ru/mnews/129456.htm
-http://lenta.ru/news/2013/07/24/pilots
12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. gych
    +1
    29 августа 2013 09:21
    вот у них проблема,сразу видно не украина!у нас пилоты есть,а летать не начём!
  2. +3
    29 августа 2013 11:18
    Бедные, несчастные операторы американских беспилотников. Как они исстрадались расстреливая и терроризируя мирное население. Надо им медалек надавать, причем срочно!
    1. 0
      30 августа 2013 09:41
      Медальки отлить из "чугуния", как в знаменитой медали Петра I для пьяниц
      laughing
      После награждения обязать носить с формой. Глядишь, после награждения 3-4 медальками. Ценность вопроса потускнеет.
      Хотя нет... Надо бумажные печатать. Деньги печатают, значит и медальки можно. И награждать за каждый просиженный за монитором час.
  3. +2
    29 августа 2013 11:40
    Чичас стоит крикнуть о кровавом режиме Обамовича который лично расстрелял 100500 военных из-за чего есть недостаток в армии.
  4. +1
    29 августа 2013 12:26
    Любопытная статья. Проблема непростая. И если РФ хочет развивать свои беспилотники, то ее необходимо принять во внимание.

    Кроме того интересно зачем для оператора беспилотника диплом о высшем образовании?
  5. +2
    29 августа 2013 13:09
    чтоб знали закон Паскаля и не писяли против ветра wassat
  6. Kir
    +2
    29 августа 2013 17:57
    Кстати сказать на все 100% согласен с подходом нынешнего министра обороны сша нефига награждать боевыми наградами операторов дронов, если так уж свербит в тебе "патриотизм" добро пожаловать в реально а не виртуально воюющую армию! А касаемо зачем им высшее, так скорее всего от того что их среднее не на уровне, достаточно взглянуть представители каких стран олимпиады выигрывает. И ещё есть подозрение что частично речь идёт о страховых выплатах, а не только и не столько о медальках и повышениях.
  7. lilit.193
    +2
    29 августа 2013 18:29
    Лучше бы у них закончились пилоты на авианосцах! am А этих геймеров они себе еще наштампуют.
    1. Kir
      +1
      29 августа 2013 18:36
      Финансирование хуже будет и уменьшится их число так как там большинство за бабки работают.
  8. +2
    29 августа 2013 21:35
    Геймеры то геймеры... а только кровь - не вода. Разницы нету, каким оружием ты пользуешься. И правда пилотам легче, большинство вообще на слово "убивать" табу кладет, задание мол выполнил и все! Сам нифига не видел, так проще... Как всегда, с каменных топоров, вопрос "за что воюем"? самый главный.
    Как америкосы накосячили с этим ядовитым интернетом! Хороший же был расчет - опустить мозги подданных к уровню плинтуса. И свободно втюхивать им что хочешь... Отлично работало и вот, сами себе на яйца наступили. Ведь самый тупой америкос неизбежно начинает разбираться, за что он воюет и кого убивает. Думали информационным потоком СССР завалить. А про себя подумали? Забыли, кто тут первые лжецы и кто свои государства на обмане построил. Да, дурачки оболваненые не бунтуют. Но их все сильнее тошнит....
  9. placidus
    +1
    29 августа 2013 22:30
    Цитата: михаил3
    Но их все сильнее тошнит....
    Какая ещё тошнота? Ясно же сказано: шансы на повышение в звании меньше, боевых наград не видать, как собственных ушей, профессия непрестижная. Всё!
  10. Drakk
    0
    1 сентября 2013 22:50
    Следующий шаг - набор виртуальных пилотов, в современное время неважно где сидит пилот дрона, главное обеспечить каналом связи и заинтересовать специалиста. Недаром получают развитие игры авиасимуляторы. А потом школота из Рязани, скачав клиент, даже не узнает что в реале разнес село в Африке или на ближнем востоке))))
  11. 0
    3 сентября 2013 00:34
    Мне кажется это временная проблема, тамошние летчики всерьез уверовали в неуязвимость своих ВВС и минимальные потери притупили инстинкт самосохранения , да и боевые возможности у дронов пока маловаты, а вот когда они вырастут и будут выполнять львиную долю самой опасной работы да еще в пилотируемых частях потери начнутся при встрече с сильным противником вот тогда от желающих отбоя не будет.