F-22 – ответы на вопросы

62
Введение

В последнее время в сети и печати появилось масса публикаций о F-22, которые преимущественно делятся на два лагеря. В первый входят восторженные псалмы о чудо-оружии, которое способно вести бой с любым по численности противником на море, суше, в воздухе и под водой. Малозаметном, сверхманевренном, как на дозвуковой, так и на сверхзвуковой скорости самолете, воевать с которым летательные аппараты предыдущего поколения просто не способны. Второй лагерь объединяет статьи и высказывания типа того, что «Рэптор» – это чемодан с крыльями, набитый за 200 млн. всякой электроникой, летать который в принципе может, но это ему не очень то и нужно. Правда, непонятно, как он при этом на авиашоу демонстрирует все эти фокусы, а может это и не он? Может все это в студии сняли проклятые американцы, как и высадку на Луну?

А между тем, в тени жарких споров и брызг слюны остался незамеченным тот важный факт, что американцы создали принципиально новый класс боевой авиационной техники, о чем мы подробно поговорим в конце. А сейчас обещанные ответы на вопросы по аэрогазодинамике F-22.

• Как F-22 сохраняет хорошую устойчивость и управляемость на больших углах атаки, не используя такие аэродинамические ухищрения, как наплывы, ПГО, уступы на передней кромке крыла и другие аэродинамические элементы, характерные для истребителей 4-го поколения?

На самом деле, у «Рэптора» такая же вихревая аэродинамика, как и у истребителей 4-го поколения. Требования малозаметности наложили на нее чрезвычайно жесткие ограничения. За формирование вихревой системы отвечает ребро на боковой поверхности носовой части фюзеляжа, вихреобразующая верхняя кромка воздухозаборника и небольшой наплыв в корневой части крыла (рис.1). Особенно сложной оказалась экспериментальная отработка верхней кромки воздухозаборника. Здесь сошлись сразу несколько противоречивых требований: малозаметность, работа воздухозаборника, генерирование вихревого жгута, путевая устойчивость и т.д.

F-22 – ответы на вопросы

Рис. 1. Вид снизу на элементы вихреобразования F-22


На рис.2, 3 показана вихревая система, которая формируется носовой частью фюзеляжа F-22. На левом рисунке показана вихревая система в условиях безотрывного обтекания. Вихревые жгуты от верхней кромки воздухозаборника и ребра носовой части обтекают с двух сторон вертикальные кили, а вихри от наплывов – крыло и горизонтальное оперение. При развитии отрывных явлений (темная область на правом рисунке) картина течения изменяется. Вихревой жгут отрывается от кромки воздухозаборника и превращается в вихревую пелену, которая не дает развиваться области отрывных течений и тем самым сохраняет эффективность вертикального оперения до углов атаки порядка 30 град. На больших углах атаки начинает положительно сказываться свойство крыльев малого удлинения, связанное с большим углом стреловидности передней кромки. Из-за большой разницы давления газ начинает перетекать с нижней поверхности крыла на его верхнюю поверхность через переднюю кромку, это формирует вихрь, предотвращает отрыв с верхней поверхности крыла и сохраняет эффективность оперения (рис. 4).


Рис. 2. Стабилизация путевой устойчивости при помощи вихревых жгутов. Угол атаки 22 град.



Рис. 3. Подавление срыва в штопор при помощи вихревой пелены. Угол атаки 22 град.



Рис. 4. Вихри, срывающиеся с передней кромки крыла


Конечно, классический наплыв крыла был бы лучше. Ведь он решает еще одну задачу. При переходе через скорость звука аэродинамический фокус смещается назад, в результате, увеличивается запас статической устойчивости и возникает дополнительное балансировочное сопротивление. Наплыв на сверхзвуковой скорости создает подъемную силу (на дозвуке она мала), что ослабляет смещение фокуса назад и уменьшает балансировочное сопротивление (рис. 5). У «Рэптора» во главу угла поставлена малозаметность. А как же дополнительное сопротивление? Двигатель-то мощный, топлива много, так что с ним можно смириться.




Рис. 5. Классический корневой наплыв крыла и его влияние на аэродинамические характеристики


Другое дело, что на российских истребителях поколения 4+ применен весь комплекс аэродинамических усовершенствований, позволяющий повысить аэродинамическое качество в широком диапазоне чисел Маха и углов атаки. Об этом подробно было рассказано во второй части работы [1]. Почти от всех из них разработчикам «Рэптора» пришлось отказаться в пользу малозаметности.

• Откуда у «Рэптора» такая угловая скорость крена и вращения, которую он демонстрирует на выставках, ведь это характерно, вроде бы, для самолетов схемы «бесхвостка»? Может дело в дифференциальном отклонении вектора тяги?

На самом деле, для всех самолетов с небольшим удлинением крыла, а не только схемы «бесхвостка», характерно более благоприятное распределение аэродинамических нагрузок по размаху, чем для крыльев с небольшой стреловидностью, таких как у МиГ-29, F-16, F-18. Лучшей же в этом плане аэродинамической схемой является «утка» с ближнерасположенным передним горизонтальным оперением (ПГО). Таковым оно считается, если основное крыло находится в зоне действия скоса потока от оперения. Такая схема также иногда называется «биплан – тандем». Пионером внедрения стали шведы со своим «Виггеном» (рис. 6). По такой же схеме построен и израильский «Лави».


Рис. 6. Пример аэродинамической схемы биплан-тандем. Сааб «Вигген»


Сочетание небольшого момента инерции относительно продольной оси у однодвигательных самолетов и большой площади органов поперечного управления, размещенных вдоль всей задней кромки крыла позволяет получить высокую скорость вращения. Лучшим среди них является «Мираж-2000». В этом плане интересно сравнить по скорости крена F-15, F-16 и F-22 (рис.7, кружочками отмечены данные с выключенным управлением вектором тяги (УВТ), квадратиками с включенным УВТ). Поскольку F-15 двухдвигательный и имеет крыло с умеренной стреловидностью, a F-16 однодвигательный, то «Фалкон» должен иметь преимущество. У «Рэптора» двигатели размещены вблизи центра масс, крыло малого удлинения, большая стреловидность передней кромки и очень большое хвостовое оперение. Теоретически он должен оказаться где-то посередине.


Рис. 7. Зависимость скорости угла крена от угла атаки


При нулевом угле атаки все три истребителя по этому показателю примерно равны (около 200 град./сек.). По мере увеличения угла атаки вперед выходит F-16 и сохраняет свое преимуществ плоть до углов 30 град. даже в случае применения «Рэптором» управления вектором тяги. И только на больших углах атаки преимущество переходит к F-22. Аутсайдером, как и ожидалось, оказался F-15.

На рис. 7 видно, что скорость крена F-22 без УВТ уже при угле атаки около 20 град. практически равна таковой у F-15. Известно, что сопла двигателей «Рэптора» застопорены как раз до углов атаки 20 град. Для управления по углу рыскания и углу крена на больших углах атаки подключается УВТ. При этом сопла отклоняются в одну сторону, а не дифференциально, как это ни странно может показаться на первый взгляд. На больших углах атаки при изменении угла крена изменяется и угол скольжения. При вращении вокруг вектора скорости сопла отклоняются вверх и самолет ведет себя подобно заднемоторному автомобилю в повороте с управляемым заносом. Скорость крена при этом значительно возрастает. Если необходимо осуществить вращение вокруг продольной оси самолета, то этот маневр выполняется без изменения угла атаки. Ранее эти маневры были отработаны на Х-31. Вращение выполняется за счет дифференциального отклонения хвостового оперения и отклонения створок сопла, то в одну, то в другую сторону.

• Как F-22 так хорошо управляется по углу рыскания, когда выполняет маневры на больших углах атаки со скольжением? Создается впечатление, что он свободно выполняет управляемый плоский штопор. Дело в разнотяге двигателей?

То что показывает на шоу «Рэптор» это не плоский штопор, а вращение вокруг вектора скорости (рис.8) на углах атаки более 55 град. Поскольку скорость крена при таких углах атаки составляет всего несколько градусов в секунду, а скорость прецессии несколько десятков град./сек., то создается впечатление, что самолет падает как кленовый лист, а это похоже на штопор, но это не штопор.


Рис. 8. Маневр «Динамический разворот», использующий вращение вокруг вектора скорости


Повторив маневр, показанный на рис.8 несколько раз, летчик может создать у зрителя иллюзию плоского штопора, чем и пользуются американцы на авиашоу. Напомним еще раз, что сопла при вращении «Рэптора» отклоняются только синхронно. Теоретически ничто не мешает отклонять сопла дифференциально. Никаких специальных механических связей, препятствующих этому нет. Однако с точки зрения динамики полета F-22 это совершенно не эффективно. Сопла размещены слишком близко друг к другу и к центру тяжести. Кроме того, сопла начинают работать только на углах атаки больше 20 град., при это предельный угол отклонения как раз и составляет 20 град., т.е. отклонять их в разные стороны особого смысла не имеет. Плотно расположенные плоские сверхзвуковые расчетные струи обладают высокой эжекционной способностью, поэтому отклонение обоих сопел вверх стабилизирует течение около верхней поверхности хвостовой части фюзеляжа между вертикальным оперением, что способствует путевой устойчивости, а также эффективности горизонтальных рулей.

• Как F-22 использует УВТ в ближнем бою и может ли этот «утюг» выиграть ближний бой у истребителя 4-го поколения без использования УВТ?



Рис. 9. Сравнение балансировочной схемы F-22 и других истребителей


«Рэптор» отличается низкой нагрузкой на крыло и высокой тяговооруженностью, чистыми аэродинамическими формами, внутренним отсеком вооружений. Однако его крыло имеет высокое индуктивное сопротивление, плоские профили с плохими несущими свойствами. Фюзеляж переразмерен в области центроплана из-за необходимости размещения четырех отсеков вооружений.

Из теории известно, что преимущество на малых углах атаки будет иметь истребитель с высоким суо, а на больших углах атаки – с малым суо. Следовательно, «Рэптору» в бою сразу же надо выходить на углы порядка 20 град. , где за счет высокой тяговооруженности он должен иметь превосходство. Причем делать это как можно быстрее, т.е. скорость увеличения угла атаки должна быть максимально большой. Сравнивая балансировочные схемы разных истребителей (рис. 9), можно сделать вывод, что создатели F-22 об этом тоже знали.

У «Рэптора» предельно близко к центру масс расположенные сопла двигателей и очень большое горизонтальное оперение, вынесенное назад. Такая аэродинамическая схема обеспечивает вдвое больший момент по углу атаки, чем у F-16 без всякого УВТ (рис.10). Применение отклонения сопел только увеличивает преимущество.


Рис. 10. Скорость изменения угла атаки


Таким образом, «Рэптор» имеет возможность, как войти в ближний маневренный бой с истребителем 4-го поколения на выгодном для себя режиме, так и выйти из него. Более того, высокая тяговооруженность дает ему преимущество в установившихся виражах, которые он выполняет вплоть до углов атаки 16–22 град. (большинство истребителей четвертого поколения до 10-12 град.), при числах Маха М=0.5-0.8. У F-16 максимальная скорость установившегося разворота достигается на угле атаки около 11 град.

Американцы добились достаточно высокого результата, т.е. смогли придать своему истребителю новые качества (сверхзвуковую скорость и возможность маневрировать при М>1), при этом обеспечили ему преимущество и на традиционных режимах. Другое дело, что заявлено было совсем другое. Обещали решающее превосходство.

Иначе обстоит с истребителями поколения 4+ и 4++. Многие из них освоили маневры на закритических углах атаки и угловые скорости разворота до 30 град./сек. Бороться с ними на установившихся виражах «Рэптору» будет трудно. Единственное, что продемонстрировали на «Рэпторе» из арсенала сверхманевренности – это «временное увеличение угла тангажа» для наведения оружия (рис. 11). Всего с двумя ракетами на борту самолету за 200 млн. долл. в ближнем бою может и не повезти.


Рис. 11. Временное увеличение угла атаки для наведения оружия на цель



• Является ли F-22 сверхманевренным, используется ли УВТ на F-22 для увеличения маневренности (уменьшения радиусов разворота, увеличения угловых скоростей разворота), и почему УВТ не применяется на сверхзвуковой скорости?

УВТ не используется на сверхзвуковых скоростях, потому что у истребителя для этого не хватает тяги двигателя. Напомним, что располагаемая перегрузка при М>1 падает на порядок [1]. В баллистических ракетах, например, управляемые сопла – это обычное техническое решение, но и отношение тяги к площади омываемой поверхности на порядок больше.

У F-22 отклоняемые сопла используются только на малых скоростях и больших углах атаки, когда эффективности аэродинамических рулей не хватает (рис.12).


Рис. 12. Использование УВТ на больших углах атаки для балансировки


Симметричное отклонение обоих сопел применяется для управления по тангажу и крену, чтобы усилить действие горизонтального хвостового оперения на малых скоростях и больших углах атаки. Применение отклоняемых сопел увеличило массу конструкции на 15…25 кг, в то же время эквивалентное увеличение площади горизонтального оперения повысило бы эту массу на 180 кг.

Для создания эффектов сверхманевренности УВТ не используется. Здесь необходимо напомнить, как представлялся сверхманевренный самолет 5-го поколения в 1980-е годы. Считалось, что это будет относительно небольшой, недорогой и очень маневренный самолет (рис.13).


Рис. 13. Рисунок экспериментального самолета AMDAC с непосредственным управлением боковой аэродинамической силой и эффектом суперциркуляции


УВТ должен был использоваться для создания непосредственных боковых усилий, т.е. участвовать совместно с аэродинамическими органами управления в управлении пространственным положением самолета независимо от траектории движения (рис.14) и траекторией независимо от пространственного положения самолета (рис.15).

Сверхманевренность позволяет уменьшить перегрузки, действующие на самолет и пилота, а также расширить область применения оружия. Особенно широкий спектр возможностей проектировщикам предоставляет всеракурсное сопло. Оснащенный такими соплами самолет теоретически способен выполнять весьма нетрадиционные виды маневров, например, уклонения от УР «воздух–воздух». Ничего этого «Рэптор» делать не умеет и уметь никогда не будет, ему это просто не нужно, он был задуман совсем другим, сверхзвуковым, малозаметным и просто сравнительно маневренным.


Рис. 14. Сверхманевренность. Управление положением самолета на траектории



Рис. 15. Сверхманевренность. Управление траекторией



Рис. 16. Облик перспективного истребителя, разрабатывавшийся по программе HiMAT


Затем возобладали несколько другие тенденции. К началу 1980-х годов истребитель 5-го поколения стали представлять уже крупным, где-то за 35 тонн, но сверхманевренным самолетом, на котором должны были быть применены сопла с УВТ и самые разнообразные аэродинамические органы управления (рис. 16). Для исследования их эффективности были разработаны радиоуправляемые модели в масштабе 1:2 (рис. 17).


Рис. 17. Радиоуправляемая модель HiMAT


Следующим приближением к окончательной отработке концепции истребителя 5-го поколения стала программа AFTI, в ходе которой предполагалось построить экспериментальные летательные аппараты по модульному принципу (рис. 18).


Рис. 18. Концепция модульной сравнительной отработки высокоманевренных истребителей AFTII


В процессе исследований сравнивались круглые и плоские сопла, разные варианты органов управления, в том числе цельноповоротное крыло. Обязательным считалась схема «триплан» для непосредственного управления боковыми аэродинамическими силами. Все эти новшества сулили истребителю нетрадиционные возможности в маневренном бою, а крупные размеры – большую дальность и значительный боекомплект.
На уровне технологий 4-го поколения получался самолет массой 35-37 т, вооруженный 12–14 ракетами малой, средней и большой дальности, оснащенный двумя двигателями тягой по 20–22 тонн с УВТ, 10–14 управляющими аэродинамическими поверхностями, системой самообороны с круговым обзором. Выглядеть он мог примерно так, как на веселых картинках китайских товарищей (рис. 19, 20). Сейчас, кстати, эта модель используется в компьютерной игре.


Рис. 19. Китайские представления о сверхманевренном истребителе



Рис. 20. Непосредственное управление аэродинамическими силами


Концепция применения в те далекие годы виделась примерно такой. Истребители, оснащенные мощнейшей РЛС, маневрируя на сверхзвуковой скорости, залпом обстреливают противника. О малозаметности особо не заботились, т.к. считалось, что для навязывания своей инициативы в бою нужно включить РЛС, а там уже не до малозаметности. Считалось, что крылатые ракеты такой истребитель мог атаковать с дистанции не менее 25 км, а истребители противника с дистанции 50–70 км. В ближнем бою сверхманевренность и круговой комплекс самообороны должны был обеспечивать пуск ракет, как в переднюю полусферу, так и в заднюю.


Рис. 21. Истребитель 5-го поколения в представлении фирмы «Рокуэлл», разработанный по программе AFTII


Постепенно стало ясно, что перейдя к новым технологиям и убрав оружие внутрь отсеков вооружений, самолет можно сделать значительно более компактным. Большая степень интеграции крыла и фюзеляжа позволяла увеличить долю топлива в массе самолета, а новые достижения в аэродинамике – сократить крейсерский расход топлива. В результате, получился самолет размерности от 20 до 30 т по схеме «утка», с сильно приплюснутым несущим фюзеляжем. При такой схеме имело смыл применять плоские сопла, т.к. можно было рассчитывать на эффект суперциркуляции. Пример изображен на рис. 21, неправда ли немного похож на наш МиГ – 1.42.
И, что из всего этого богатого задела использовала фирма Локхид в проекте F-22?
НИ-ЧЕ-ГО. РОВНЫМ СЧЕТОМ НИЧЕГО. «РЭПТОР» — НЕ СВЕРХМАНЕВРЕННЫЙ.

• Пишут, что значительную часть тяги создает воздухозаборник. А как же тогда уравновешиваются и куда приложены силы при отклонении створок плоского сопла?

Действительно, на сверхзвуковой скорости воздухозаборник создает значительную тягу. Это нетрудно объяснить, рассмотрев конструкцию сверхзвукового воздухозаборника (рис.22). За прямым замыкающим скачком уплотнения течение дозвуковое. В расширяющейся части воздухозаборника (диффузоре) поток продолжает тормозиться. Поскольку давление в нем выше, чем в окружающей среде, то распределение давление на внутренних стенках дает равнодействующую направленную вперед.


Рис. 22. Конструкция воздухозаборника


За создание тяги двигателя отвечает закон сохранения импульса. Самолет не отталкивается от воздуха реактивной струей, винтом или компрессором, как многие думают до сих пор. Лучше всего принцип действия ВРД в том числе и с УВТ описан в довольно старой книге [2], но, по мнению двигателистов, с тех пор лучшего учебника так и не было опубликовано. В общих чертах он состоит в следующем. Воздухозаборник и компрессор служат для сжатия воздуха. Это необходимо для его подачи в камеру сгорания в количестве достаточном для сжигания топлива в оптимальном с ним соотношении. Получившиеся в результате продукты сгорания вращают газовую турбину, которая через вал приводит в действие компрессор. Далее газы поступают в сопло. Для того, чтобы самолет двигался необходимо, чтобы скорость истечения струи из сопла была больше скорости полета самолета.
К каким частям двигателя приложены силы тяги не так уж и важно, но это удобно проследить на диаграммах P-v (давление – приращение скорости). На участках двигателя, где скорость растет, возникает сила тяги. Видно, что основную долю тяги создает сопло (рис. 23).


Рис. 23. Создание силы тяги разными участками ТРД


Компрессор (участок В-К), напротив, создает сопротивление. Поскольку, закон сохранения импульса векторный, то отклонение струи позволяет получить тягу, направленную в противоположную сторону. Сила приложена к стенкам и створкам сопла. Вот Вам подтверждение тому, что УВТ на F-22 непосредственно для увеличения маневренности не используется. Балансировать возникающие моменты нечем. Наоборот — УВТ используется для балансировки. На МиГ-29ОВТ этой проблемы нет, т.к. оси сопел разнесены, а сами сопла всеракурсные, вектор тяги можно направить через центр масс. Нет проблем и на самолетах схемы «утка». Здесь для балансировки используется ПГО.

• Почему всеракурсные сопла с УВТ эффективны только на форсаже?

Это, пожалуй, из области курьезов. Речь, видимо, идет о МиГ-29 и системе УВТ КЛИВТ НПО им. Климова. В этой системе управления вектором тяги отклоняется не все сопло, как у Су-30, например, а только створки закритической части сопла. При выключении форсажа, у сопла РД-33 уменьшают диаметр критического сечения. При такой конфигурации створки его сверхзвуковой части просто не отклонить.

Напомним также, что УВТ имеет смысл там, где не хватает эффективности аэродинамических рулей. На таких режимах летать без форсажа вряд ли кому придет в голову.

Чтобы понять, что собственно форсажная камера не имеет отношения к эффективности УВТ, надо вспомнить принцип ее действия. Форсажная камера устанавливается за турбиной и только подогревает продукты сгорания, увеличивая их внутреннюю энергию. Дополнительное топливо можно было бы сжигать и перед турбиной, если бы она выдерживала и не надо было бы при этом регулировать компрессор. А можно было бы, теоретически, поставить электрический подогреватель. Главное, какими будут полное давление и температура газа перед соплом.

• Почему на F-22 применено плоское сопло, а на F-35 круглое, какие у них преимущества?
Недостатки плоского сопла хорошо известны: большой вес, потери тяги, нагрузки на изгиб. В варианте F-35 для морской пехоты эти факторы критически важны, а вот малозаметность, как раз отходит на второй план. Поэтому выбрано круглое сопло (рис. 24).


Рис. 24. Двигатель СВВП F-35


Газодинамики знают еще один серьезный недостаток плоских сопел, который осложняет их применение на самолетах с КВП. В местах перехода круглого сечения в прямоугольное возникают сильные сопловые скачки уплотнения (рис.25).


Рис. 25. Сопловые скачки уплотнения внутри плоского сопла


В круглых соплах также могут возникать сопловые скачки, но более слабые. Для разрушения сопловых скачков в плоских соплах могут устанавливаться продольные перегородки, как на F-117. На самолетах укороченного взлета и посадки сопловые скачки вызывают сильную эрозию покрытия аэродромов.

В то же время, плоские сопла хорошо компонуются на сверхзвуковых самолетах с плоскими фюзеляжами. Они позволяют существенно снизить на сверхзвуковой скорости донное давление, которое может создавать до 40% сопротивления. Для F-22 это имеет решающее значение. Кроме того, плоские сопла относительно просто позволяют использовать такие аэродинамические эффекты, как эффект Коанда (прилипания струи к близкой поверхности) и эффект суперциркуляции, которые существенно повышают аэродинамическое качество самолета. Частично это было использовано на YF-23.

• Что представляет собой пресловутый радар-блокер внутри F-119, насколько он влияет на потери силы тяги?

Это устройство изображено на рис. 26 и представляет собой своеобразную крыльчатку. Оно закрывает от радиолокационной станции противника лопатки турбины. Лопатки турбины профилированные и отражают волны во все стороны не хуже уголковых отражателей. Заодно лопасти, которые видны на фото, прикрывают и горячие элементы форсажной камеры головок ракет с инфракрасным наведением. Поскольку газ разгоняется, в основном, в сопле, а радар-блокер установлен перед ним, в области, где скорости потока невелики, то потери тяги сравнительно небольшие. Во всяком случае, они меньше, чем потери, вызванные переходом от круглого сопла к плоскому.


Рис. 26. Радар-блокер


• У F-119 не понятно куда девается воздух из второго контура. Вроде бы классическая схема ДТРДФ предполагает отбор воздуха во второй контур за вентилятором и смешение потоков первого и второго контуров за турбинами, перед форсажными форсунками. А у F-119 воздух второго контура используется только для охлаждения. Получается, что он одноконтурный? Или рисунки, опубликованные на сайте производителя – дезинформация?
Есть две схемы ДТРД, со смешением потоков и без. Поскольку основной режим полета бесфорсажный, что же тут удивительного в том, что выбрана схема без смешения потоков? Вентилятор создает некоторую часть силы тяги. Далее воздух из второго контура сбрасывается в окружающую среду, но двигатель от этого не становится одноконтурным. В двигателях, для которых форсажный режим является основным, например, в Д-30Ф потоки смешивают перед форсажной камерой.

• Выводы. F-22 как новый класс боевой авиационной техники.

В ПЫЛУ ДИСКУССИЙ О СУТИ ИСТРЕБИТЕЛЯ ПЯТОГО ПОКОЛЕНИЯ В ТЕНИ ОСТАЛСЯ ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТ – АМЕРИКАНЦЫ СОЗДАЛИ НОВЫЙ КЛАСС АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ. По аналогии с основным боевым танком F-22 можно было бы назвать основным боевым самолетом. Этой первый боевой летательный аппарат, который практически в равной степени может выполнять роль и перехватчика и фронтового бомбардировщика. Мировая авиация шла к этому событию 40 лет. Как этого удалось добиться и почему не получалось раньше?

Первая попытка создать универсальный самолет закончилась появлением первоклассного бомбардировщика F-111, который не превзойден в США до сих пор. Затем многоцелевую машину попытались создать на базе истребителя F-15. Получившийся в результате F-15E приобрел способность атаковать наземные цели, сохранив высокий потенциал в воздушном бою. Он долго не имел прямых аналогов, пожалуй, вплоть, до появления Су-27МКИ. Однако низкая нагрузка на крыло и умеренная стреловидность передней кромки ведет к неприемлемой тряске при полете на малой высоте. В результате, ударные возможности F-15E считаются посредственными.

В начале 1980-х годов стал складываться новый облик ударного самолета. Это должен был быть самолет способный совершать сверхзвуковой бросок для ухода из-под удара истребителей, достаточно маневренный для выполнения противоракетного маневра без бомбовой нагрузки. Дело в том, что опыт войны на Ближнем Востоке показал, что истребители-бомбардировщики до 80% потерь несут на выходе из атаки. Таким образом, бомбардировщику требуется большое крыло и высокая тяговооруженность. Это, в свою очередь, позволило спроектировать бомбардировщик, как эффективное транспортное средство, т.е. масса бомбовой нагрузки и топлива может составлять значительную часть массы самолета. Увеличивается радиус действия.

Но, как в случае большим крылом бороться с повышенной турбулентностью атмосферы при полете на предельно малых высотах? Проще всего это делается с помощью ПГО в схеме «утка». Автоматическая система управления парирует колебания. В дальнейшем были найдены решения и для нормальной аэродинамической схемы. Крыло с большой стреловидностью передней кромки само по себе устойчиво к вертикальным порывам ветра.


Рис. 27. С-37


Итак, если из всего, что сказано в этом пункте изъять бомбовую нагрузку, что получится? Правильно, перехватчик, к тому же с очень большим радиусом действия и боезапасом. Поняв это, в Израиле начали проектировать «Лави», который они назвали ударным самолетом с высоким уровнем маневренности. В СССР в это же время разрабатывался С-37 (первый с этим названием) с еще более высокими данными, который рассматривался как замена штурмовикам, истребителям-бомбардировщикам и фронтовым истребителям.

F-22 представляет в этом направлении настоящий прорыв. АФАР одинаково хорошо работает и по наземным и по воздушным целям. Внутренние отсеки вмещают бомбы и ракеты «воздух–воздух». Помните сколько лет писали, что не удалось вывести породу универсальных пилотов? А и не надо! Достаточно, что в атаку будут идти бомбардировщики и перехватчики с идентичным планером и летными данными. И пусть одни летчики будут мастерами ближнего маневренного боя, а вторые будут лишь обучены, сбросив бомбы, оторваться от противника на сверхзвуковой скорости. И это будет большим шагом вперед.

Странные люди эти американцы. Заявили о создании единого самолета для разных родов войск F-35 и получили машину с общностью конструкции не более 35%. Создали самолет, который на базе единого планера и оборудования впервые в мире реально заменяет фронтовой перехватчик и фронтовой бомбардировщик и молчат. Единый планер был: МиГ-25П и МиГ-25РБ, но единый самолет – это точно впервые. Во всю отрабатывают на учениях тактику применения F-22 в варианте истребителя и бомбардировщика в одном строю и помалкивают. Странно, однако.


Литература
1. П.В. Булат. О проблеме запуска ракет из отсеков на сверхзвуковой скорости.
2. Теория воздушно-реактивных двигателей. Под ред. д-ра техн. наук С.М. Шляхтенко, М., «Машиностроение», 1975, 568 стр.
62 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    12 сентября 2013 08:23
    Если раптор хочет реальную сверманевренность то пусть паучится у нашего СУ-35С!
    1. +28
      12 сентября 2013 09:29
      Он и не хочет сверхманевренность, он хочет быть менее заметным и более видящим. Что вполне отвечает американской концепции ведения воздушного боя.
      1. +2
        12 сентября 2013 10:03
        Цитата: Parabelum
        ведения воздушного боя.

        Ведения дальнего боя, в ближнем бою вся его уникальность теряет смысл.
        1. +6
          12 сентября 2013 16:25
          Цитата: tronin.maxim
          Цитата: Parabelum
          ведения воздушного боя.

          Ведения дальнего боя, в ближнем бою вся его уникальность теряет смысл.


          Вобще вся американская концепция войны тяготеет к стрельбе по безащитному противнику с большого расстояния. Раптор вполне вписывается. Видимо для безкомпромисного рубилова в стиле "с руки в руку" у них кишка тонка. Собственно, а, что еще ожидать от нации созданной из европейских отбросов.

          PS: Хорошая статья, очень интересно было ознакомиться.
          1. +10
            12 сентября 2013 18:50
            Цитата: Geisenberg
            Вобще вся американская концепция войны тяготеет к стрельбе по безащитному противнику с большого расстояния. Раптор вполне вписывается. Видимо для безкомпромисного рубилова в стиле "с руки в руку" у них кишка тонка.

            Эта концепция появилась несколько раньше, чем США. Первый пример концепции — брошенный камень в черепушку оппонента, из-за не желания проверять на своей шкуре остроту зубов и силу конечностей оного.
          2. 0
            12 сентября 2013 21:02
            Собственно, а, что еще ожидать от нации созданной из европейских отбросов.

            Угу, компьютер за которым вы сидите сделали тоже эти отбросы как и многое другое в вашем доме. А из нашего "умного" у вас только лампочки наверное.
            1. +4
              13 сентября 2013 01:25
              Цитата: Joker
              Собственно, а, что еще ожидать от нации созданной из европейских отбросов.

              Угу, компьютер за которым вы сидите сделали тоже эти отбросы как и многое другое в вашем доме. А из нашего "умного" у вас только лампочки наверное.


              Да знаем, знаем.
              Всё сотворили американцы из ничего и так произошёл и род человеческий.
          3. palerich
            -1
            17 сентября 2013 00:39
            Статья великолепная. Хоть немного свежего воздуха для больных "Великорусским шовинизмом"
          4. -3
            24 октября 2013 00:36
            По вашему саолёты должны сойтись в рукопашный бой?
      2. Nukem999
        +5
        12 сентября 2013 16:29

        ..сверхманевренность
        1. DAOSS
          +1
          14 сентября 2013 02:52
          Как не крути, а машина классная, сколько не обсерали его сдесь на сайте, а всеравно, самолет красивый, маневренный и эффектный!
          Одна надежда, что против Нас, будет НЕэфективный.
      3. Matio
        +1
        12 сентября 2013 19:56
        правильно!
      4. +1
        12 сентября 2013 23:34
        Хм...перепечатали статью, появившуюся на Отваге пару недель назад.:-))

        Ну, автор вроде как на уровне много более профессиональном, чем здешние комментаторы (не считая конечно нескольких уважаемых профессионалов здесь) показывает, что с маневренностью у них все нормально. Хотя может она и ниже, чем у Т-50.
        С другой стороны, американцы с 60-х годов шутят, что аэродинамикой заморачиваются те, кто не умеет делать мощные двигатели laughing

        Ну и...F-22 сверхманевренный, доказательств и в инете, и ниже в комментариях.
        И...создан и запущен в серию лет так 15-20 назад. Уж производство серийное завершено. Мы Т-50 только испытываем, может к 16-17 году начнем серийное производство.
        Иными словами - 20 лет нашего отставания от США. Остальные правда еще больше отстают (уже лет на 10-15 от нас).
        1. -3
          15 сентября 2013 05:48
          Оч. смешно, очень. Сша сделали в 21 веке самолет, способный сделать то же самое, что делали еще советские самолеты. Т.е. они только теперь смогли сделать самолет, способный летать как наши самолеты, созданные еще 20 лет назад.
          Так кто от кого отстаёт-то?
    2. Комментарий был удален.
    3. Vashestambid3
      +1
      13 сентября 2013 00:01
      Хорошая Годная Статья с фактами, Автору + и Крест Военно-воздушных сил за особо выдающийся героизм!! smile
      1. +1
        13 сентября 2013 09:07
        Так и хочется Вам написать - Хайль Гитлер!
    4. palerich
      +1
      17 сентября 2013 00:35
      Лучше пАучиться писать без ошибок.
  2. +33
    12 сентября 2013 08:28
    Нелюбовь к США не должна означать охаивание всей американской техники. F-22 по настоящему прорывная техника. Естественно, как и всякий первенец, имеет слабости.Но их построено 187, а значит оправдали надежд заказчиков.Недооценка чужой техники никогда не приводила к добру.
    1. +1
      12 сентября 2013 16:29
      Цитата: xetai9977
      Нелюбовь к США не должна означать охаивание всей американской техники. F-22 по настоящему прорывная техника. Естественно, как и всякий первенец, имеет слабости.Но их построено 187, а значит оправдали надежд заказчиков.Недооценка чужой техники никогда не приводила к добру.


      Переоценка приводит к потере инициативы. Не надо так же и поклоняться чужой технике, надо ее бить по мере сил ... Сбили же сербы f117, Раптор не далеко ушел.
      1. Nukem999
        0
        12 сентября 2013 16:34
        Что ты говоришь? F22 и F35 два 5-го поколения в мире, которые находятся в производстве
        1. +7
          12 сентября 2013 17:23
          Ф-22 сняли с производства, а Ф-35 никак не могут довести до ума. Пока воюют за демократию старые Ф-15, Ф-16 и Ф/А-18.
          1. Nukem999
            0
            12 сентября 2013 17:47
            f22 было произведено уже 187 . 100 f35 .T50 и является прототипом.
          2. Nukem999
            +1
            12 сентября 2013 17:50
            и не забывайте yf23
            1. Nukem999
              -1
              12 сентября 2013 17:53
              ...................
          3. +7
            12 сентября 2013 18:10
            F-22 сняли не с производства не потому, что машина плохая, а потому что программа была выполнена. И почему каждая хорошая оценка действительно хорошей техники вызывает у некоторых коллег неадекватную реакцию,что отражается в комментах типа "не надо преклонятся перед Западом"? Техника есть техника, причём тут Запад или Восток? Так почему же ездите на "Мерседесах" или "Шевроле"? Западная ведь!
            1. Nukem999
              +1
              12 сентября 2013 18:37
              им не нужно много их, потому что нет конкуренции
            2. Vashestambid2
              +4
              12 сентября 2013 19:31
              Хорошая Статья, с Фактами и рисунками. smile Автору плюс + и Медаль Крест Военно-воздушных сил за особо выдающийся героизм!!
              ( laughing Ура-патриоты только что вылупившся из яйца не одобряют такие статьи laughing )
      2. 0
        12 сентября 2013 21:22
        Не надо так же и поклоняться чужой технике, надо ее бить по мере сил .

        ..
        Если уж бить чужую технику, так для начала разбейте свой комьютер.
        1. mehmeh
          +1
          7 декабря 2014 17:27
          Своё то что имеете? Вот ни одного израильского компа в жизни не видел ) гордитесь чем то там
          Вас бог подышать отпустил
          А вы думаете его за бороду схватили
          Вояки млин
          Хотя люди вы неплохие . большой брат вас кинет . да уже кинул ..
  3. +2
    12 сентября 2013 08:30
    Статья очень старая , написана до появления Т-50 и до выявления нынешних проблем ф-22
    1. TRAFIC
      0
      12 сентября 2013 09:40
      Каких проблем ?
      1. pri3rak
        +4
        12 сентября 2013 10:08
        Тебя занесли в черный список в google?
        1. TRAFIC
          -1
          12 сентября 2013 11:43
          Нет ,а у тебя время остановилось? И наверное проблема не решена да ?
      2. +2
        12 сентября 2013 11:47
        http://topwar.ru/21126-problemy-istrebitelya-f-22-raptor-chast-i-ekonomika.html

        http://topwar.ru/21368-problemy-istrebitelya-f-22-rapror-chast-ii-tehnika-i-voor

        uzhenie.html

        http://army-news.ru/2011/09/istrebitel-f-22-raptor/



        В мае 2012 года министр обороны США Леон Панетта подписал распоряжение, накладывающее существенные ограничения на полёты истребителей F-22 Raptor. Поводом для этого стали безрезультатные поиски причины сбоев бортовой системы генерации кислорода (OBOGS), жалобы пилотов на удушье и неприятные запахи в кабине. Согласно распоряжению, F-22 теперь не имеют право совершать длительные перелёты, а также всегда обязаны находиться в зоне досягаемости взлетно-посадочных полос, чтобы, в случае необходимости, пилоты могли совершить экстренную посадку. При этом, как отмечает Defense News, полёты самолётов, базирующихся на Аляске, запрещены полностью, поскольку расположенные там базы сложны для экстренной посадки.


        20 декабря 2004 года F-22A (сер. номер 00-4014) разбился при взлёте с авиабазы Неллис, пилот катапультировался.
        11 февраля 2007 года 12 истребителей F-22 не смогли перелететь из США в Японию из-за возникших проблем с навигационным програмным обеспечением (предположительно из-за пересечения линии смены дат посреди Тихого океана)
        25 марта 2009 года F-22A (сер. номер 91-4008) разбился в пустыне Мохаве штата Калифорния, рядом с авиабазой Эдвардс, во время испытательного полёта, 49-летний пилот Дэвид Кули погиб.
        16 ноября 2010 года F-22A Block 30 (сер. номер 06-4125) разбился в 160-ти километрах от Анкориджа при выполнении парного тренировочного полёта в 19:40 по местному времени. Пилот — Джеффри Хэни — погиб. Причиной катастрофы стала ошибка пилота.
        15 ноября 2012 года F-22 упал на шоссе в США. Авария произошла в штате Флорида недалеко от авиабазы ВВС США «Тиндалл». Пилот самолёта успел катапультироваться.
        7 декабря 2012 года во время мемориальной церемонии по случаю 71-й годовщины нападения на Перл-Харбор при посадке получил повреждения истребитель F-22 Raptor. Ремонт самолета оценивается в 1,8 млн долларов.
        1. TRAFIC
          +3
          12 сентября 2013 12:58
          4/4/2013 - Joint Base Langley-Eustis, Va. -- The Air Force's F-22 Raptor has resumed normal flight operations after modifications were completed across the fleet to aircrew life-support equipment, including the upper pressure garment and related hoses, valves and connectors.

          F-22 crews have also resumed their aerospace control alert mission in Alaska after the Automatic Back-up Oxygen System was installed in Elmendorf-based aircraft.
          http://www.acc.af.mil/news/story.asp?id=123343030
          Как видим ,ограничения сняты ,к тому-же вызваны они были проблемой с костюмом и системой OBOGS ,какое отношение они имеют к статье? И насчет аварий ,а много ли моделей самолетов которые не разбивались? На данный момент это Т-50, Ф-35 и с натяжкой Су-34 ,насколько я помню там только один испытательный списали.
          1. TRAFIC
            +2
            12 сентября 2013 13:04
            Ну еще забыл китайское пятое поколение,пока что тоже все летают. smile
        2. +1
          12 сентября 2013 17:39
          В мае 2012 года министр обороны США Леон Панетта подписал распоряжение, накладывающее существенные ограничения на полёты истребителей F-22 Raptor. Поводом для этого стали безрезультатные поиски причины сбоев бортовой системы генерации кислорода (OBOGS), жалобы пилотов на удушье и неприятные запахи в кабине. Согласно распоряжению, F-22 теперь не имеют право совершать длительные перелёты, а также всегда обязаны находиться в зоне досягаемости взлетно-посадочных полос, чтобы, в случае необходимости, пилоты могли совершить экстренную посадку. При этом, как отмечает Defense News, полёты самолётов, базирующихся на Аляске, запрещены полностью, поскольку расположенные там базы сложны для экстренной посадки.

          Это прикольно - до 2012 г. в Локхид-Мартин не могли додуматься, как сделать систему обеспечения кислородом для своего Ф-22. При том, что прототип впервые полетел в 1990 г. Ладно проблемы с новейшей электроникой, но доведение до ума системы подачи кислорода в течении 22 лет с первого полёта говорит о многом.
          Посмотрите и почитайте как Рафаль уделал Раптор:
          http://topwar.ru/30138-zagnat-hischnika-k-pozoru-f-22-raptor.html
          ну и американцы нам будут рассказывать, что Ф-22 сбить абсолютно невозможно?
        3. Vashestambid2
          -1
          12 сентября 2013 19:37
          Straus_zloy до выявления нынешних проблем ф-22

          Хороший пример Ура-патриота только что вылупившся из яйца!! smile
  4. ev58
    +9
    12 сентября 2013 08:57
    Познавательная и интересная статья. Меня не покидает мысль о том, что в настоящее время исчерпаны ресурсы получения существенного перевеса в технических параметрах ЛА, разработанного на основе широко распространённых, давно известных технологий и конструктивных решений. Принципиальным, мне кажется, может быть прорыв только в создании ЛА, использующих принципиально другие виды энергии и перемещения в пространстве. Человечество ограничено имеющимися знаниями, известными и создаваемыми технологиями, а также производственными возможностями. Перемещение зоны стратегических интересов и в космос, не решает этот вопрос, который также ограничен рамками научно-исследовательских работ, технологий и производства.
    1. 0
      12 сентября 2013 23:46
      Меня не покидает мысль о том, что в настоящее время исчерпаны ресурсы получения существенного перевеса в технических параметрах ЛА, разработанного на основе широко распространённых, давно известных технологий и конструктивных решений


      Так собственно ТРТС (Теория развития технических систем), показывает, что на лицо все признаки достижения предела развития СУЩЕСТВУЮЩИХ технологий. Стоимость каждого нового поколения самолетов растет на порядок, сроки разработки также, характеристики растут на десятки процентов. Следующее поколение будет стоить еще больше.
      На лицо граница. Либо фундаментальная физика даст что то новое, либо развитие остановиться - примером могут быть парусные суда. Клипперы были вершиной и далее уже этот класс судов уже не развивался.
  5. Eugeniy_369
    +2
    12 сентября 2013 09:21
    Цитата: xetai9977
    Нелюбовь к США не должна означать охаивание всей американской техники. F-22 по настоящему прорывная техника. Естественно, как и всякий первенец, имеет слабости.Но их построено 187, а значит оправдали надежд заказчиков.Недооценка чужой техники никогда не приводила к добру.

    Совершенно верно. Тем более я считаю что Raptor под другую концепцию воздушного боя разрабатывался.
    Цитата: tronin.maxim
    Если раптор хочет реальную сверманевренность то пусть паучится у нашего СУ-35С!

    Так то оно так, но сколько у нас таких самолетов? "Планируется, что до конца 2015 года армия получит 48 таких самолетов."
    1. pri3rak
      0
      12 сентября 2013 10:09
      Цитата: Eugeniy_369
      Так то оно так, но сколько у нас таких самолетов? "Планируется, что до конца 2015 года армия получит 48 таких самолетов


      Со временем станет больше.
  6. 0
    12 сентября 2013 10:00
    А записи с этих самых авиашоу, где f-22 выполняет эти манёвры у автора есть? Мог бы и добавить к статье.
    ИМХО, статья какая-то компиляция из старья, когда ещё было мнение, что этот чемодан будет нормально летать и воевать, а не стоять в ангарах западного полушария.
    1. 0
      12 сентября 2013 10:43
      Цитата: report4
      А записи с этих самых авиашоу, где f-22 выполняет эти манёвры у автора есть? Мог бы и добавить к статье.
      ИМХО

      Зачем? Всякий любознательный с лёгкостью их найдёт в сети...
      1. 0
        12 сентября 2013 12:13
        Цитата: Nayhas
        Зачем? Всякий любознательный с лёгкостью их найдёт в сети...

        Зачем писать статью, если лень добавить видеоматериал? Мы и сами, по интернету, можем заменить этот полуфабрикат обрывками информации.
        1. +1
          12 сентября 2013 13:28
          Цитата: Genry
          Зачем писать статью, если лень добавить видеоматериал?

          Статья не о том, что он может, а как это происходит. Механика процесса, тут только картинками и схемами с графиками.
  7. Eugeniy_369
    0
    12 сентября 2013 10:17
    Цитата: pri3rak
    Со временем станет больше.

    Хочется верить. Только у матрасников две сотни рапторов уже сейчас есть.
  8. +3
    12 сентября 2013 10:42
    Была бы возможность поставить 100 плюсов... Статья очень интересная, к сожалению далеко не всем доступная для понимания...
    Цитата: tronin.maxim
    Если раптор хочет реальную сверманевренность то пусть паучится у нашего СУ-35С!
  9. +2
    12 сентября 2013 11:12
    Амеры не раскрываит вех секретов раптора на спарках они больше изучают возможности наших самолетов чем показывают свои.
  10. +5
    12 сентября 2013 11:20
    Спасибо за статью. Узнал много интересных подробностей.
  11. +2
    12 сентября 2013 12:08
    МЕГАПЛЮС good По настоящему толковый материал.
  12. Algor73
    +2
    12 сентября 2013 12:17
    Можно сотню раз повторить слово "конфета", но от этого во рту слаще не станет. Американцы сделали шаг вперед, они строго идут по намеченому плану создания нового облика ВС - универсальность, малозаметность, эффективность, тоесть, первым увидел, укусил и слинял.Зачем вступать в ближний бой, закатывать карусели, рисскуя и самолетом и жизнью летчика? Ф-22 уже пойденный этап, с огромным потенциалом наработок. Т-50 еще только учится летать, неизвестно, сколько он будет стоить и что нового и существенного в нем будет. Поскорей бы он пришел и пришел не хуже Ф-22. Но ясно, что сверхманевренность увы, уже не козырь.
  13. +5
    12 сентября 2013 12:44
    Смешная статья. 90% статьи о аэродинамике и работе двигателей, но вывод - F22 одинаково хорош как истребитель и бомбер fool Где тут причинно-следственная связь понятно видимо только автору.
    Кстати, F22 изначально имел весьма посредственную возможность работать по наземным целям. Прошло кучу лет и это признали официально и пытаются его доработать до возможности самостоятельно искать наземные цели.
  14. de Bouillon
    +1
    12 сентября 2013 13:03
    Цитата: Straus_zloy
    http://topwar.ru/21126-problemy-istrebitelya-f-22-raptor-chast-i-ekonomika.html

    http://topwar.ru/21368-problemy-istrebitelya-f-22-rapror-chast-ii-tehnika-i-voor


    uzhenie.html

    http://army-news.ru/2011/09/istrebitel-f-22-raptor/



    В мае 2012 года министр обороны США Леон Панетта подписал распоряжение, накладывающее существенные ограничения на полёты истребителей F-22 Raptor. Поводом для этого стали безрезультатные поиски причины сбоев бортовой системы генерации кислорода (OBOGS), жалобы пилотов на удушье и неприятные запахи в кабине. Согласно распоряжению, F-22 теперь не имеют право совершать длительные перелёты, а также всегда обязаны находиться в зоне досягаемости взлетно-посадочных полос, чтобы, в случае необходимости, пилоты могли совершить экстренную посадку. При этом, как отмечает Defense News, полёты самолётов, базирующихся на Аляске, запрещены полностью, поскольку расположенные там базы сложны для экстренной посадки.


    20 декабря 2004 года F-22A (сер. номер 00-4014) разбился при взлёте с авиабазы Неллис, пилот катапультировался.
    11 февраля 2007 года 12 истребителей F-22 не смогли перелететь из США в Японию из-за возникших проблем с навигационным програмным обеспечением (предположительно из-за пересечения линии смены дат посреди Тихого океана)
    25 марта 2009 года F-22A (сер. номер 91-4008) разбился в пустыне Мохаве штата Калифорния, рядом с авиабазой Эдвардс, во время испытательного полёта, 49-летний пилот Дэвид Кули погиб.
    16 ноября 2010 года F-22A Block 30 (сер. номер 06-4125) разбился в 160-ти километрах от Анкориджа при выполнении парного тренировочного полёта в 19:40 по местному времени. Пилот — Джеффри Хэни — погиб. Причиной катастрофы стала ошибка пилота.
    15 ноября 2012 года F-22 упал на шоссе в США. Авария произошла в штате Флорида недалеко от авиабазы ВВС США «Тиндалл». Пилот самолёта успел катапультироваться.
    7 декабря 2012 года во время мемориальной церемонии по случаю 71-й годовщины нападения на Перл-Харбор при посадке получил повреждения истребитель F-22 Raptor. Ремонт самолета оценивается в 1,8 млн долларов.


    так это происходит со всеми самолетами

    проект Т-50 вообще завеса секретности таит. Поэтому мы по ПАКФе ничего не знаем кроме фоток и видео.
  15. +3
    12 сентября 2013 13:15
    Пример аэродинамической схемы биплан-тандем. Сааб «Вигген»
    Честно говоря я думал,что такая аэродинамическая схема называется-"УТКА".А биплан тандем это немного другое и оно,другое,было на заре авиации.
    1. +1
      12 сентября 2013 13:56
      Вы ошибаетесь. Утка это когда ПГО находится впереди. У Виггена же впереди находится именно второе несущее (бипланное) крыло. А поскольку они разнесены не только по высоте но и по длине то схема Тандем. По подобной схеме у нас был спроектирован и построен штурмовик Ш-Тандем.
      1. +1
        12 сентября 2013 15:30
        Во всех каталогах самолёт SAAB-37Вигген идёт как самолет схемы утка.И впереди у него вообще-то ПГО,а не несущее крыло.Во всех авиационных журналах передние поверхности данного самолёта именуются и относятся к ПГО.Ш-тандем-пример не много не из той оперы.Хотя МПМ.
        1. +1
          12 сентября 2013 16:25
          У Виггена именно крыло впереди с установленными по задней кромке аэродинамическими рулями. И это крыло создаёт до 30 % подъёмной силы. За счёт этого перемещение центра давления относительно центра масс самолёта не вызывает такой разбалансировки как на обычной схеме. Это снижает нагрузку на управление и повышает маневренные характеристики самолёта. (правда обратной стороной медали такой компоновки является повышение аэродинамического сопротивления и возможность "затенения" на определённых режимах полёта.)
  16. +2
    12 сентября 2013 13:51
    Приятно было читать. В отличии от привычного в сети "бла-бла" с аргументацией типа "а я так думаю". Грамотная и информационно насыщенная статья. Правда мне не совсем понятна логика из которой следует что:

    "В ПЫЛУ ДИСКУССИЙ О СУТИ ИСТРЕБИТЕЛЯ ПЯТОГО ПОКОЛЕНИЯ В ТЕНИ ОСТАЛСЯ ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТ – АМЕРИКАНЦЫ СОЗДАЛИ НОВЫЙ КЛАСС АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ. По аналогии с основным боевым танком F-22 можно было бы назвать основным боевым самолетом. Этой первый боевой летательный аппарат, который практически в равной степени может выполнять роль и перехватчика и фронтового бомбардировщика. Мировая авиация шла к этому событию 40 лет. Как этого удалось добиться и почему не получалось раньше?"

    Возможность удара по наземным целям ещё не делает из самолёта бомбардировщик равно как и возможность к ведению БВБ не делает его истребителем. Многоцелевые машины создавались и ранее и уж тем более создаются сейчас. В отличии от танка в общем то решающего относительно небольшой круг задач ситуация в авиации приниципиально иная.
    Да Ф 22 несёт достаточно широкий функционал но он (как и любая многофункциональная машина) уступит по боевой эффективности "специализированным" машинам. С точки зрения экономики тоже.
  17. Yankuz
    +1
    12 сентября 2013 14:34
    Обратил на себя внимание радар-блокер F22. Сразу подумал про наш ПАК Т50 - почему конструктора Сухого ничего подобного не предусмотрели в конструкции двигателей, они кажется будут серьёзно "светиться" на радарах?
    1. 0
      12 сентября 2013 14:40
      насколько я в курсе конструкционная защита компрессора от "засветки РЛС" на ПАК ФА так же имеется.
  18. assaker
    +2
    12 сентября 2013 15:01
    Тема хорошо раскрыта, но минус потому что мало сравнительных моментов с нашими самолетами, и ответы по сути не дают возможности понять преимущественные качества ф22 на, современными самолетами стоящими на вооружении рф
    1. +2
      12 сентября 2013 21:52
      Цитата: assaker
      Тема хорошо раскрыта, но минус потому что мало сравнительных моментов с нашими самолетами, и ответы по сути не дают возможности понять преимущественные качества ф22 на, современными самолетами стоящими на вооружении рф

      Этому материалу лет шесть, отсюда и ваши вопросы. hi
  19. USNik
    0
    12 сентября 2013 15:05
    Тут камрады уже писали, что бомбардировщик из хРаптора как молоток из микроскопа. Несколько сто килограммовых SDB (бомбы малого диаметра) не смогут уничтожить ни укреплённое строение, ни мост, ни отработать по площадям. Ракет Воздух-Земля у него тоже нет, пытаются что-то сделать уже с десяток лет, не получается- не лезет внутрь, отсек маленький, да еще в придачу выясняется, что он через пень-колоду принимает сигналы целеуказания с других источников... Как истребитель и перехватчик он хорош, спора нет, но не надо делать из него многоцелевое вундерваффе. ПС: статье плюс, много интересного прочитал и посмотрел.
  20. +3
    12 сентября 2013 15:07
    СТАТЬЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ ТАКИ. СПАСИБО.
  21. +3
    12 сентября 2013 19:22
    Очень взвешенная грамотная статья!Очень много полезной информации.Раптоп -ОЧЕНЬ неплохая машина,отвечающая ВСЕМ требованиям военных.
    1. 0
      12 сентября 2013 23:27
      Цитата: вадим dok
      Очень взвешенная грамотная статья!Очень много полезной информации.Раптоп -ОЧЕНЬ неплохая машина,отвечающая ВСЕМ требованиям военных.

      И потому они срочно начали разрабатывать Ф-35
  22. +3
    12 сентября 2013 19:25
    Спасибо очень интересная статья! От себя хотел бы заметить всем, как поклонникам, так и противникам Раптора, что воюют не столько самолёты сколько ВВС. Т.е. две организованные структуры имеющие свои сильные и слабые стороны, так что пусть Ф-22 и не вундер-ваффе но в грамотных руках и под компетентным командованием он все равно будет куда более опасным противником для наших ВВС и ПВО чем F-15,16,18. На секунду представив такой конфликт я бы предпочёл превентивный удар по аэродромам где он базируется, что бы сразу и изрядно сократить количество этих самолётов. И поскорее бы уже Т-50 пошел в серию.
    1. +1
      12 сентября 2013 19:38
      удар по спутникам и аваксам думаю будет эффективнее
  23. +1
    12 сентября 2013 22:22
    Статья интересная,тем более,что тема аэродинамики и возможностей Рэптора в БВБ обсуждается намного реже чем пресловутое ЭПР.
    Но у статьи есть недостаток на который уже указали комментаторы-совершенно неясно почему автор объявил Рэптор универсальным самолетом,более того даже фронтовым бомбардировщиком.Да,потенциально Рэптор может работать по земле,но несмотря на все доработки он до сих пор делает это весьма неважно.По сути пока это чистый истребитель.
  24. 0
    12 сентября 2013 22:28
    Цитата: Orty
    он все равно будет куда более опасным противником для наших ВВС и ПВО чем F-15,16,18.

    Надеюсь что наши не зря позиционируют возможность обнаружения малозаметных целей с высокой вероятностью.
    Цитата: tomev
    удар по спутникам и аваксам думаю будет эффективнее

    Согласен, уничтожение системы целеуказания по любому даст эффект.
  25. 0
    12 сентября 2013 22:33
    А если сравнить Т-50 и f-22???
    1. +1
      12 сентября 2013 22:39
      чтоб сравнить надо сперва его принять на вооружение.а чтоб принимать на вооружение нужно сделать так чтоб не было никаких упущений.а чтоб не было упущений....можно продолжать и продолжать. в конце концов надо вложить хорошие деньги.
  26. +1
    13 сентября 2013 08:19
    Сто плюсов статье.ИНТЕРЕСНЕЙШАЯ!!!
  27. Larus
    +1
    13 сентября 2013 11:35
    Был бы таким супер пупер,то мы бы давно его наблюдали во всех заварушках(реклама продвинутого),созданных ами.Однако этим почему то занимаются их старые самолётики,а Ф 22 сидит на базе и побеждает только на бумаге.
    1. 0
      13 сентября 2013 17:29
      Это в первую очередь истребитель завоевания превосходства в воздухе. В этом формате его просто негде пока использовать.
  28. +1
    14 сентября 2013 02:08
    Это в первую очередь истребитель завоевания превосходства в воздухе. В этом формате его просто негде пока использовать.
    wassat
    Ага и противников ему тоже нет. Суперсамолёт! Побеждает не взлетая!!!
    laughing
    1. 0
      14 сентября 2013 08:58
      А кто противник? C момента достижения оперативно готовности имел место только один конфликт - ливийский в котором воздушных боёв, как бы отмечено не было.
      У нас же есть свой признанный суперсамолёт Су-27. Ни одного подтверждённого воздушного боя. Или лучшие зенитные комплексы С-200 и С-300. Ни одного сбитого самолёта. Хотя нет. Украинский С-200 сумел завалить Ту-154 с пассажирами.
  29. 0
    14 сентября 2013 19:27
    Статье "+++", выводы ПОДДЕРЖИВАЮ! good

    Для самолета разрабатываемого с середины 90-х годов, он получился на редкость УДАЧНЫМ!! hi

    ПЕРВЫМ быть всегда СЛОЖНО, ну а ДОГОНЯТЬ - ещё СЛОЖНЕЕ!!! what
  30. +4
    15 сентября 2013 03:54
    Доброй ночи господа и товарищи...статья интересна...но ,читая ее и коментарии к ней,поймал себя на мысли:истребитель пятого поколения -это пройденый этап,который россия просто проспала...почему пройденый?да потому,что технологии не стоят на месте и на данный момент времени ,наверняка ведуться работы над истребителем 6-го поколения как в россии,так и на западе...т-50,когда пойдет в серию уже заведомо устареет и будет требовать скорой модернизации...к досаде своей,признаю,что,несмотря на ошибки и провалы в доработках ф35 и ф22,амеры не жалеют ни денег ни времени и думаю доведут дело до хорошей машины...а что имеет россия на данный момент времени?две машины в стадии испытаний...конечно т-50 надо дорабатывать и запускать в серию,но уверен,что уже сейчас,надо усиленно"нажимать"на работы по истребителю 6-го поколения...а точнее еще вчера...отставание есть и его надо сокращать...не надо забывать ,что европа и китай уже наступают на пятки и они не будут ждать когда россия родит новую машину...
  31. -1
    15 сентября 2013 05:46
    Цитата: cdrt
    Иными словами - 20 лет нашего отставания от США.


    F-22 может только то (в части маневрирования), что наши самолеты делали уже 15-20 лет назад. Так что правильнее говорить об отставании сша от нас.
  32. 0
    17 сентября 2013 05:39
    У этого парня отличное РЭО и минимальная заметность передней полусферы,ему не нужна манёвренность,которой он,кстати,обладает,самое главное:возможность первого залпа,причём неожиданная!!! А по наземным целям его задача уничтожение комплексов ПВО раньше,чем его обнаружат,вроде с С-300 его шансы 50/50,а С-400-только расчитывать на русскую халатность... Они проводили учения с Японии,одна из задач как раз обезглавить ПВО,рапторы-ударные самолёты первой волны,правда с Аляски до Японии не все долетели...
  33. 0
    27 октября 2013 10:31
    «Рэптор» – это чемодан с крыльями, набитый за 200 млн. всякой электроникой, летать который в принципе может, но это ему не очень то и нужно. Правда, непонятно, как он при этом на авиашоу демонстрирует все эти фокусы, а может это и не он? Может все это в студии сняли проклятые американцы, как и высадку на Луну?
    А между тем, в тени жарких споров и брызг слюны остался незамеченным тот важный факт, что американцы создали принципиально новый класс боевой авиационной техники, о чем мы подробно поговорим в конце. А сейчас обещанные ответы на вопросы по аэрогазодинамике F-22.

    Авиашоу очень сильно отличаются от реального боя, и лётчики и самолёты совсем не те, что в серии.
    А весь чемодан электроники может вывести из строя китайская деталь за 2 доллара.
    Малозаметность тоже штука весьма условная, зависящая не столько от самолёта, сколько от локатора.
    С подачи КГБ, подсунувшего янкесам в начале 80-х Уфимцева были созданы стелсы
    В начале 1980-х годов работы по уфимцевскому «стелсу» в СССР были прекращены. Обиженный конструктор уехал в США, где и реализовал за счёт американцев свои «бессмысленные», как доказало время, идеи.
    США явили миру чудо военной техники, похожее на летучую мышь или корабль инопланетян. Были изготовлены две модификации «стелсов»: истребитель-бомбардировщик F-117 и тяжелый стратегический бомбардировщик В-2, которые были применены в войне против Ирака. Чуть позже в строй вступил истребитель-невидимка F-22.Вся технология «стелс» была рассчитана на применение противником локаторов сантиметрового диапазона, для которых американские самолеты-«невидимки» действительно становятся малозаметными
    Однако в России, да и у войск противовоздушной обороны (ПВО) других стран сегодня есть локаторы метрового диапазона, для которых неважно «стелс» это или обычный самолет.
    Известие о невидимости «стеллсов» лишь для одного типа локаторов вызвало настоящий скандал в правительстве США. Ведь на разработку самолётов-невидимок были потрачены миллиарды, а оказалось что эффективность новых самолетов в бою может уступать даже старым машинам.