«Высоко сижу, далеко гляжу». Когда нет самолетов…

23
Вертолет в качестве носителя радара заметно уступает самолету: и грузоподъемность у него меньше, и внутренние объемы, и продолжительность полета, и скорость. Но зато ему не нужен аэродром!

«Высоко сижу, далеко гляжу». Когда нет самолетов…


Первыми вертолет ДРЛО сделали, понятно, американцы, и вертолет был, разумеется, Сикорского. В 1957 году радар AN/APS-20 был установлен на самый большой в тогдашней Америке вертолет Sikorsky HR2S. Даже на два вертолета, ставших HR2S-1W и украшенных обтекателями антенны в носу. Однако вибрации настолько ухудшили работу радара, что идея не получила развития, а дальнее радиолокационное покрытие для десантов морской пехоты было решено передать флотской палубной авиации.



Англичанам, ликвидировавшим к концу 1970-х свой авианосный флот, передавать эти задачи было некому, а Фолклендская война показала, что ДРЛО на море (и не только) важно и нужно. В авральном режиме доработали два противолодочных вертолета Westland Sea King HAS.2, установив по правому борту обтекатель антенны радара Searchwater. Этот радар по боевым характеристикам не слишком превосходил все тот же AN/APS-20, но был гораздо легче и компактнее, и кое-как мог справиться с обнаружением воздушных целей (хотя, исходя из его названия, был «заточен» на поиск надводных целей, и следить за высокоскоростными самолетам не мог). Эрзац получил название Sea King HAS.2 (AEW) и был спешно переброшен на борту авианесущего крейсера на Фолкленды – но на войну уже не успел. В 1985 году на крейсерах типа Invincible в дополнение к истребителям вертикального взлета и посадки Sea Harrier появились строевые вертолеты ДРЛО Sea King AEW.2, также переделанные из HAS.2, позже несколько Sea King HAS.5 подверглись аналогичной переделке и стали AEW.5.

Нормальный вертолет ДРЛО, способный реально обнаруживать ударные самолеты и крылатые ракеты противника, англичане получили только в 2002 году в результате проекта Cerberus, в ходе которого ранее построенные «Си Кинги» ДРЛО модернизировались установкой нового радара Searchwater 2000AEW в модификацию AEW.7 (они же ASaC.7). Ожидается, что к 2016 году их сменит вертолет ДРЛО на базе AW101, причем радар и электроника на нем будут стоять те же.

В СССР интерес к морским авиационным системам ДРЛО возник также после Фолклендской войны, и началось проектирование соответствующих самолетов (закончившееся ничем) и вертолетов. И тут в целом пошли по британскому пути – снабдили мощным радаром Е-801 «Око» с фазированной решеткой имеющийся транспортно-боевой вертолет Ка-29, созданный в свою очередь на базе противолодочного Ка-27. Результат был назван Ка-31, антенна на стоянке находится в сложенном состоянии под брюхом вертолета, в боевом ее панель вращается для обеспечения кругового обзора (при этом шасси, чтобы не мешать, поджимается).



В боевом положении радара вертолет должен или находиться в висении, или двигаться с малой скоростью (вообще стабилизировать вертолет в движении на скорости до 100 км/ч с такой «подвеской» удалось с большим трудом): антенна не имеет обтекателя. Да он и бессмысленен при таких габаритах, а габариты антенны во многом обеспечивают неплохие характеристики радара: обнаружение морских целей на дистанциях до 250 км, воздушных класса истребитель – около 150. Плюс автоматическая линия передачи данных на корабль и возможность использования вертолета для загоризонтного целеуказания крылатых ракет. Конечно, это не идет ни в какое сравнение с возможностями «Хокая», но благодаря сочетанию достаточно мощного радара и совершенного носителя Ка-31 на сегодня является лучшим вертолетом ДРЛО. Несмотря на это, на вооружении российского флота таких машин нет (хотя опытные одно время летали с «Адмирала Кузнецова»), поскольку нет денег на их приобретение.
Зато деньги есть у Индии и Китая, которые активно покупают такие вертолеты, прицениваются к ним и другие зарубежные заказчики. Правда, после заключения контракта по «Мистралям» отечественные военные решились на закупку для них нескольких Ка-31, но в несколько модернизированном виде.

Долго пробивал себе дорогу французский вертолет ДРЛО. Еще в 1986 году радиолокатор Orchidée был установлен за рампой вертолета Aérospatiale SA 330 Puma. Система была предназначена, однако, для сухопутного использования в интересах наземных войск и «Орхидея» была заточена на работу по наземным целям (и низколетящим воздушным, например, вертолетам).



В полете вращающаяся антенна выдвигалась ниже корпуса вертолета, причем с выпущенной антенной (сильно меньшей, чем у Ка-31) скорость полета могла достигать 180 км/ч. Вертолет передавал данные на мобильный пункт управления войсками.



Программа была закрыта в 1990-м (отчасти из-за невозможности добиться заданных результатов по дальности), но опытный комплекс направили на «Бурю в пустыне», где его возможности оказались очень даже востребованными войсками. В результате программа возобновилась, и французская армия получила четыре вертолета ДРЛО – но на этот раз базой для них послужил AS.532UL Cougar, оснащенный усовершенствованным радаром по программе Horison. Полное развертывание комплекса из четырех вертолетов и двух наземных командных пунктов было осуществлено в 2002 году, но уже в 2008-м система Horison была снята с вооружения с целью сокращения расходов.

Технология же, вероятно, попала в Китай (или китайцы решили попытаться скопировать ее самостоятельно). В 2009 году появились фотографии вертолета Z-8 (китайский вариант французского Aerospatiale Super Frelon), за рампой которого находился некий прямоугольный контейнер, издали напоминающий антенну Horizon. Для чего предназначен этот вертолет, не сообщается, но это может быть и «наземная» система для сухопутных войск, как у французов, и «морская» для оснащения авианосцев. Впрочем, решение о приобретении Ка-31 косвенно может служить подтверждением тому, что пока прогресс в разработке собственного китайского вертолета ДРЛО весьма скромный.



Китайцы интересуются и палубными самолетами такого назначения, в частности данными по Як-44, на одной из китайских баз было замечено нечто, очень напоминающее американский «Хокай» (вероятно, полноразмерный макет), но создать что-то подобное самим им в ближайшем будущем навряд ли удастся. Ведь, по китайской традиции, для начала палубный самолет ДРЛО (или как минимум, палубный самолет соответствующих размеров) надо где-то купить, а США, единственная страна, таковые производящая, как-то не собираются его продавать…
Зато много кто делает авиационные комплексы ДРЛО наземного базирования, о них – в следующий раз.
23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    14 сентября 2013 08:54
    А вот интересно, а если попытаться установить такую антенну на дирижабль, не лучше ли будет?
    1. Su-9
      +1
      14 сентября 2013 09:11
      Вряд ли. Вы представляете что такое дирижабль базировать на боевом корабле? Да и с точки зрения боевой устойчивости дирижаблю грош цена. Скорее уж на бпла можно перспективный ДРЛО базировать.
      1. 0
        14 сентября 2013 10:16
        Цитата: Su-9
        Вряд ли. Вы представляете что такое дирижабль базировать на боевом корабле? Да и с точки зрения боевой устойчивости дирижаблю грош цена.

        Поднять км на 30 и оснастить КАЗ.
      2. +2
        14 сентября 2013 11:04
        Цитата: Su-9
        Вряд ли. Вы представляете что такое дирижабль базировать на боевом корабле?
        А что других мест базирования,для них не найдется? Побережье например...Зато длительность прибывания в воздухе, более дешевое изготовление и эксплутация,да и места по более будет...
      3. 0
        14 сентября 2013 20:23
        По боевой устойчивости Вы не совсем правы: для вертолета и самолета попадание снаряда 30 мм почти фатально, во всяком случае будет не до обнаружения, для дирижабля же это некоторая утечка газа, которую можно некоторое время компенсировать балластом. Скорость же 180 км/ч как у французов - вполне достижима. Длительность же полета существенно больше.
    2. 0
      14 сентября 2013 14:56
      Цитата: svp67
      А вот интересно, а если попытаться установить такую антенну на дирижабль, не лучше ли будет?

      Такую систему для обнаружения крылатых ракет разрабатывают в США. Она должна прикрывать побережье США, но система сейчас в неопределенном статусе, хотя испытания уже были.
    3. Комментарий был удален.
    4. 0
      15 сентября 2013 16:48
      Только подумал о таком варианте не читая комменты. Но лучше аэростат, на привязи. Вот это был бы вариант - ни вибрации тебе и обзор почти 360 градусов "в квадрате".
      Странно, почему не применили до сих пор ... Не мы же одни тут самые умные.
    5. 0
      15 сентября 2013 17:24
      Цитата: svp67
      А вот интересно, а если попытаться установить такую антенну на дирижабль, не лучше ли будет?

      Есть американская система JLENS, но там дирижабли привязные, скорее всего будут темой новой статьи.
  2. +7
    14 сентября 2013 12:31
    А сколько интересно в составе нашей палубной авиации Ка-31 ?
    1. +5
      14 сентября 2013 13:17
      ну если верить в интернету всего 2 belay
  3. Oleg123
    +2
    14 сентября 2013 14:52
    У нас действительно 2 штуки Ка-31, но приписаны они не к 279 полку, расположенному в поселке Североморск-3 Мурманской области/а именно там базируются СУ-33 палубной авиации Северного флота/, а вроде в г. Ейске. Соответственно, с ТАВКР "Кузнецов" они не летают!
  4. 0
    14 сентября 2013 14:57
    Цитата: APASUS
    Да и с точки зрения боевой устойчивости дирижаблю грош цена

    Смотря какой дирижабль. Если он беспилотный, снабжён энергоустановкой на основе реактора или микроволновой подпитки, имеет собственное вооружение и истребители прикрытия, то истребителям и ракетам противника к подобному дирижаблю на расстояние поражения дирижабля невозможно приблизиться - они будут заранее обнаружены бортовой ФАР дирижабля и уничтожены на подходе к дирижаблю вне зоны действия ударной волны.
    1. 0
      15 сентября 2013 09:53
      Цитата: Svetlana
      Цитата: APASUSДа и с точки зрения боевой устойчивости дирижаблю грош цена

      Светлана копируйте цитаты правильно ,это высказывание Su-9  Вчера, 09:11 ↑
  5. Oleg123
    +2
    14 сентября 2013 15:03
    Простите..... Какого реактора?
    1. 0
      14 сентября 2013 17:47
      Цитата: Oleg123
      Простите..... Какого реактора?

      Вы не знаете? Наквадах реактор.
    2. 0
      14 сентября 2013 19:49
      imho лучше всего использовать реактор с жидкометаллическим свинцово-висмутовым или свинцово-литиевым теплоносителем, но могут рассматриваться и варианты с гелиевым теплоносителем или жидкосолевым теплоносителем на основе флайба.
      1. 0
        14 сентября 2013 20:31
        Цитата: Svetlana
        использовать реактор

        Вы уж извините, но иметь над собой (а большую часть времени на борту носителя) некий вариант "грязной бомбы", которую "сдетонирует" любой снаряд выше 20 мм или просто неудачный взлет-посадка - это не совсем удачно. А превратить дирижабль в носителя бронированного реактора означает возврат к "Гинденбургу", только в таком варианте, который ни одна страна не захочет иметь даже близко к своей территории - в общем, международная общественность будет очень недовольна...
  6. 0
    14 сентября 2013 20:23
    Термоядерного, ну из этих, как их, фантастических книг...О! Других для дирижаблей не знаю.
  7. 0
    15 сентября 2013 07:35
    Блин. Да нормальный парк самолетов ДРЛОУ нужен. А все эти извраты с вертолетами чисто на крайний случай. Не удивлюсь, если амеры скоро Хокай на базе Оспри замастрячат. Вот тема будет...
  8. -1
    15 сентября 2013 11:30
    Цитата: alex86
    вариант "грязной бомбы", которую "сдетонирует" любой снаряд выше 20 мм

    "Нимиц" тоже можно сдетонировать вольфрамовой болванкой диаметром выше 20мм на гиперзвуке,однако международная общественность помалкивает и не высказывает недовольства по поводу его существования. ФРГ с Японией тоже поначалу позакрывали свои АЭС, но сейчас отрезвели. Ну а если синдром Фукусимы всё же беспокоит, то как насчёт микроволновой подпитки энергией бортовой энергоустановки дирижабля СВЧ лучом с борта эсминца? Ведь тогда большую часть времени дирижабль будет проводить не на борту носителя (подходящих по габаритам носителей нет), а в воздухе.
    Кстати, США потихоньку клепают и клепают дирижабли -см.
    http://compulenta.computerra.ru/tehnika/transport/10008905/
  9. 0
    15 сентября 2013 11:47
    Цитата: alex86
    вариант "грязной бомбы", которую "сдетонирует" любой снаряд выше 20 мм

    "Нимиц" тоже можно сдетонировать вольфрамовой болванкой диаметром выше 20мм на гиперзвуке,однако международная общественность помалкивает и не высказывает недовольства по поводу его существования. В отличие от неповоротливого авианосца, дирижабль более быстроходен и манёвренен, ему легче увернуться от подобных болванок. ФРГ с Японией тоже поначалу позакрывали свои АЭС, но сейчас отрезвели. Ну а если синдром Фукусимы всё же беспокоит, то как насчёт микроволновой подпитки энергией бортовой энергоустановки дирижабля СВЧ лучом с борта эсминца? Ведь тогда большую часть времени дирижабль будет проводить не на борту носителя (подходящих по габаритам носителей нет), а в воздухе.Кстати, США потихоньку клепают и клепают дирижабли - смотри
    http://compulenta.computerra.ru/tehnika/transport/10008905/
  10. +1
    15 сентября 2013 16:06
    Безусловно, в составе авианосной группы должен быть летательный аппарат ДРЛО. Это резко увеличивает радиус радиолокационного контроля района дислокации кораблей, позволяет иметь преимущества в использовании ударных средств. Такие средства ДРЛО (вертолеты) должны быть вообще в любой группе кораблей, находящихся в мировом океане. Непонятно, почему руководители ВМФ РФ этим пренебрегают. Дирижабли в качестве носителей радаров ДРЛО значительно уступают в скорости перемещения, маневренности. Уязвимость дирижаблей не выдерживает никакой критики.
  11. 0
    15 сентября 2013 20:59
    Цитата: иваныч47
    Такие средства ДРЛО (вертолеты) должны быть вообще в любой группе кораблей, находящихся в мировом океане.

    Это верно. Но для летательного аппарата ДРЛО в составе авианосной группы главное - уметь летать высоко, а не далеко. В этом плане дирижабли могут летать выше вертолётов, дирижабли гораздо экономичнее вертолётов в части расхода топлива, дольше держатся в воздухе, у дирижаблей меньше вибрация, на них можно разместить ФАР с гораздо большей апертурой. Уязвимость дирижаблей под прикрытием авианосной группы - такая же, как и у самой авианосной группы и даже лучше, т.к. дирижабль более манёвренен чем эсминец.У дирижабля - три степени свободы, а у эсминца - только две. И к тому же некоторые типы дирижаблей на самом деле являются вертолётами.
  12. 0
    24 марта 2014 00:06
    Лучшая перспектива для палубных ДРЛО - конвертопланы. Радиус действия и время патрулирования как у самолетов, при этом используют главную фишку вертолетов - вертикальный взлет/посадку. Освобождают флот и судостроительную промышленность от головной боли про необходимость катапульт на авианосце. Еще перспективнее - беспилотный конвертоплан РЛД.