Обнаружение иностранных ПЛ силами охраны водного района

25
Обнаружение иностранных ПЛ силами охраны водного района
МПК-170 проекта 1124


О военных хитростях мирного времени

Район несения службы многоцелевыми АПЛ ВМС США 50-80 миль юго-восточнее Петропавловска–Камчатского был известен давно. Но американские асы морских глубин не давали себя обнаруживать ни подводным лодкам, ни надводным кораблям, своевременно уклоняясь от обнаружения. А заставить их вздрогнуть очень хотелось. Тогда “великий и ужасный” капитан-лейтенант Никонов В.Н. (да продлиться память о нём не только у меня – отличный был противолодочник) предложил через комдива и комбрига командованию КВФ план операции “Буксир”. Суть дела сводилась к тому, что американские подводники отлично классифицируют надводные цели и совершенно не уклоняются от рыболовецких судов, а последние часто проходят через район вероятного нахождения разведывательных АПЛ ВМС США.

Выделили два средних рыболовных морозильных траулера для участия в операции. И летом 1978 года каждый из СРТМов взял на буксир по одному МПК пр.1124 и с небольшим временным интервалом повел в заранее выбранные точки опускания ПОУ КТ–1А. Винты буксируемых кораблей были застопорены, чтобы не создавать характерных демаскирующих подводных звуков при ротации от набегающего потока воды. Электропитание от дизельгенераторов №2 (ДГ №2 конструктивно не стояли на фундаментах, а были через звукопоглощающие амортизаторы подвешены к верхней палубе). В остальном соблюдался режим тишины и радиомолчания. РЛС в навигационных целях использовали только СРТМы. Скорость развёртывания кораблей в заданные точки соответствовала обычной скорости движения рыболовецких судов при следовании в районы промысла. Вышли ночью, с рассветом день выдался пасмурный и не штормовой. По прибытии в свои точки корабли отдали буксирные тросы, опустили антенны ОГАС МГ–339 на оптимальную глубину в соответствии с гидрологическим разрезом и начали прослушивать водную толщу в режиме шумопеленгования с использованием анализаторов дискретных составляющих шумов (“Кассандра”) от АПЛ. СРТМы проследовали своими курсами прежней скоростью.

Операция с блеском удалась. Были обнаружены в режиме ШП сразу две АПЛ ВМС США! Оказывается, мы застали момент смены на разведывательном дежурстве одной лодки другой. Каждый корабль имел шумопеленги на обе АПЛ и, обмениваясь информацией с помощью системы групповых атак “Гранат” Р–770, соответственно определял их координаты. Так как американцы вели себя спокойно, стало ясно, что нас они не обнаружили. В режим эхопеленгования мы переходить не спешили, дали оповещение по флоту об обнаружении ИПЛ и вызвали противолодочную авиацию. С прибытием авиации, передали им контакт с АПЛ и начали работать в режиме эхопеленгования. В общем, сюрприз для американских вердрузей вполне удался. Общее время контакта противолодочных кораблей с обнаруженными АПЛ составило 16 часов, а в сумме с авиацией ПЛО двое суток!

Именно после этой операции американские подводники вынуждены были сместить район своего разведывательного дежурства ещё на сто – сто пятьдесят миль на юго-восток, подальше от этих коварных русских.

Кошки – мышки

Вне наших территориальных вод почти на широте залива Советская Гавань сторожевой корабль пр. 50 “Иркутский комсомолец” визуально обнаружил перископ неопознанной подводной лодки и дал об этом специальным сигналом оповещение по флоту. В это время МПК–4 и МПК–155 пр.1124, находились в районе боевой подготовки недалеко от места обнаружения перископа. Разумеется, дежурный адмирал ТОФ (ОД ТОФ) в минимально возможное время передал нам распоряжение следовать в район обнаружения перископа для поиска иностранной подводной лодки (ИПЛ). Почему иностранной? Потому, что по плану боевой подготовки ТОФ в этом районе наших ПЛ в то время быть не должно, если это не контрольная цель для проверки готовности собственных сил ПЛО и не заблудившиеся асы морских глубин. Но мы и сами уже получили оповещение от СКР, разобрали его, прекратили выполнение мероприятий боевой подготовки и с нарастающей скоростью, включив устройства обесшумливания винтов “Завет”, шли в район поиска ИПЛ.

Вообще к тому времени у противолодочников сложилось особое мнение по вопросу подачи оповещения по флоту об обнаружениях ИПЛ. Одиночный противолодочный корабль (в мирное время) мог произвести обнаружение или случайно или по планам противной стороны. Да и корабельная противолодочная ударная группа (КПУГ) тоже. Подводники всегда располагали и сейчас располагают абсолютным превосходством в дальности обнаружения надводных кораблей и судов своей акустикой. Благодаря возможности изменять глубину погружения и располагая графиком распределения скоростей звука и температуры забортной воды на разных глубинах, они могут занять глубину для обеспечения максимальных дальностей в режиме шумопеленгования или в режиме эхопеленгования своей гидроакустикой. Поэтому они без особых усилий уклоняются от обнаружения кораблями ПЛО, выходя из полосы поиска КПУГ. Это тактическое превосходство ПЛ при поиске, который называется контрольным, используется против них же: ПЛ уклоняются от обнаружения, а мы строим маневрирование при поиске так, чтобы, уклоняясь от обнаружения, ПЛ на некоторое время вышла из обследуемого района. При этом и шумность, и маневрирование противолодочных кораблей носят демонстративный характер. И ещё обнаружение ПЛ надводными кораблями ПЛО возможно, когда ПЛ вынуждены идти на прорыв или против них разворачивается поисковая операция разнородных сил ПЛО и в дело вступают оперативные соединения разнородных противолодочных сил (ОС РПЛС). Это согласованные по времени и месту, под единым руководством, действия многоцелевых подводных лодок, противолодочной авиации, надводных кораблей и береговых средств обнаружения, направленные на обнаружение и длительное слежение за обнаруженными ПЛ. Но в общем, как говорил “генсек”: “Донесение об обнаружении ПЛ и о потере с ней контакта надо готовить одновременно”.

Так вот, чтобы не быть обвинёнными верхним командованием в полном тактическом превосходстве вероятного противника (или вероятного друга, но с меньшей вероятностью), командиры кораблей ПЛО крайне неохотно прибегали к оповещению по флоту об обнаружении ИПЛ (своих мы умели отличать по дискретным составляющим шумового спектра). Несмотря на то, что формы донесений готовились заранее и в них достаточно было вписать только координаты точки обнаружения и время обнаружения, хотя и передавались они с приоритетом по самым быстродействующим каналам связи, реакция оперативной службы флота поступала на корабли с получасовой и более задержкой: им самим надо было разобрать донесение, зафиксировать его в дежурной документации, найти Командующего Флотом или его заместителя, доложить, получить указания, изложить их в шифротелеграмме и отправить на корабль (ПЛ, самолёт, вертолёт) для исполнения. А за тридцать минут атомоход мог удвоить скорость подводного хода и применить весь арсенал средств уклонения и гидроакустических помех. А кто виноват в потере контакта? Да тот, кто его установил. Поэтому те, кто иногда устанавливал контакты с ИПЛ, не спешили радовать весь Тихоокеанский Военно-морской Флот.

Как правило, командирами ОС РПЛС были командиры или начальники штабов бригад противолодочных надводных кораблей. Командир бригады кораблей охраны водного района капитан первого ранга Архонтов Геннадий Сергеевич (именно у него была кличка “генсек”) с частью офицеров штаба бригады был у меня на борту (МПК–155). По ходу дела принимали решение на поиск ИПЛ или использование одного из типовых вариантов поиска. Сразу пришли к единому мнению, что командир ИПЛ умышленно позволил обнаружить себя с целью выявления возможностей сил и средств ПЛО в районе базы Сахалинской Флотилии – залива Советская Гавань. Входить в терводы в подводном положении будет только в случае крайней необходимости. Замысловато уклоняться от обнаружения не будет, иначе зачем он себя показал? На мелководье не пойдёт (т.е. глубины в районе маневрирования ПЛ будут не менее 120 м). О нашем нахождении в море знал вряд ли, так как акустикой мы не работали, а отрабатывали подготовительные мероприятия к ракетным стрельбам. Сейчас он нас конечно уже услышал, но мы подходим с южного направления, с той стороны, откуда он пришёл, и куда будет уклоняться. В северном направлении территориальные воды со стороны Сахалина и Хабаровского края смыкаются и можно в ходе отрыва от слежения в ту сторону нарушить госграницу. Нежелательно для него, потому что тогда он получит от нас международный сигнал на всплытие и в случае невыполнения будет атакован.

В общем, вывод такой: или беспрецедентная наглость американских подводников или разведывательный умысел. Исходя из этих соображений, выбрали точки опускания контейнеров опускаемых гидроакустических станций (ОГАС) МГ–339Т, готовились к замеру гидрологии для уточнения прогнозных данных по дальностям обнаружения ПЛ. МПК–155 и МПК–4 обнаружили ИПЛ через пять минут после начала поиска в режиме шумопеленгования. Подводная лодка пыталась пройти между двумя кораблями (прорыв) и уже двигалась в южном направлении. Об особенностях нашей гидроакустики я уже писал, повторю только то, что она позволяла обнаруживать подводные лодки дальше, чем навигационная РЛС “Дон” обнаруживала надводные цели. А система групповых атак Р–770 “Гранат” позволяла, имея только шумопеленги с двух кораблей, определять элементы движения цели (курс и скорость) не демаскируя себя активным гидроакустическим излучением. Оповещение по флоту об обнаружении ИПЛ уже было отправлено. Данные для противолодочной авиации о характере волнения в районе (для установки чувствительности радиогидроакустических буёв) отправлены. В мирное время американские подводники, после подтверждения факта их обнаружения, отрывались от слежения надводных кораблей ПЛО по шаблону. Они всегда были в курсе погодных условий на поверхности. Направление волны отлично видно в зенитный перископ из под воды, без всплытия. И поэтому выбирали курс отрыва от слежения с направлением против ветра и волнения на поверхности воды, каждые 30 минут УДВАИВАЯ скорость отрыва (в соответствии с возможностями ядерной энергетической установки, ЯЭУ). Надводные корабли при попытке двигаться против ветра и волны следом за отрывающейся ПЛ не могли развивать значительных скоростей из-за сильных ударов встречных волн и из-за резкого уменьшения дальности действия подкильных ГАС от собственных шумовых помех (ОГАС использовались только “на стопе”). Если на момент обнаружения у ПЛ была скорость 5-6 узлов, то через час от начала отрыва скорость бывала 20-24 узла. Продолжение слежения было возможно только авиацией ПЛО, но оторвавшись от надводных кораблей, ПЛ переходила на максимально малошумный ход и выполняла маневр уклонения от авиации.

В нашем случае командир американской ПЛ не стал умничать, а пошёл напролом как я уже выше описал. Но волнение водной поверхности благоприятствовало большим скоростям движения. Комбриг приказал МПК–4 поднять контейнер и максимальным ходом сменить точку опускания ОГАС, смещаясь к югу вслед за ПЛ и с некоторым упреждением, а МПК–155 продолжал шумопеленгование до прихода МПК–4 в новую точку. То, что ПЛ американская мы уже знали точно, потому что дискретный акустический анализатор (“Кассандра”, КМГ-12) позволил определить составляющую шумового спектра от ПЛ в 60 герц, а это как признак национальной принадлежности. Наши ПЛ шумели на дискретной частоте 50 герц (сейчас и они и мы для исключения этого шумового фактора снова вернулись к системам постоянного тока на АПЛ очередного поколения!). В новой точке МПК–4 начал работать акустикой в активном режиме, а мы на скорости 36 узлов следовали в свою новую точку опускания ОГАС. “Четвёрка” установила контакт с ПЛ и по системе групповых атак наводила нас в точку очередного опускания ОГАС. Появились на УКВ связи два самолёта ПЛО Ил–38 и мы приступили к передаче контакта с ИПЛ от КПУГ АВПУГ (авиационной противолодочной ударной группе). Для облегчения ориентации наших “орланов” среди нескольких кораблей КПУГ, на крышах ходовых рубок МПК были нанесены бортовые номера. Этот простейший элемент взаимодействия с авиацией делал ненужным снижение самолётов до высоты бреющего полёта для чтения бортовых номеров, что экономило время передачи контакта с ИПЛ, топливо самолётов и повышало безопасность полётов авиации ПЛО. Лётчики поставили несколько линейных барьеров из РГАБ (радиогидроакустических буёв), и через 20 минут командир противолодочной авиагруппы доложил о приёме контакта. Дальше уже была не наша работа, потому что лодка ещё была слышна в режиме шумопеленгования, но ушла уже далеко.

Авиация ПЛО ТОФ, после приёма контакта от кораблей ПЛО, следила за этой американской ПЛ больше 12 часов. При подготовке отчёта о слежении мы впервые столкнулись с необходимостью учитывать скорость дрейфа от течения. В других точках моря это не так актуально, но в северной части Татарского пролива очень сильно ощущается приток воды из реки Амур. И только после учёта дрейфа от течения прокладка курса ИПЛ приобрела очертания и смысл. Средства гидроакустического противодействия (ГПД) наш “вердруг” не применял и действовал, как мы и предполагали, по шаблону. Отчёт получился классическим, с приложением записей на рекордерах, фотографий экранов ОГАС, звукозаписью шумов ИПЛ и лент дискретного анализатора. Силами КПУГ из двух кораблей время контакта с ИПЛ составило 2 часа 17 минут, а с учётом стараний авиации почти пятнадцать часов. То есть в реальных условиях американский атомоход мог быть атакован и уничтожен на первых десяти минутах контакта с кораблями ПЛО. Но истинные надводники-противолодочники всегда понимали, что без взаимодействия с противолодочной авиацией они только носители долгодействующих средств обнаружения ПЛ, а вооружение годилось только для самообороны.
25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    24 сентября 2013 08:14
    Спасибо за статью, очень интересная. Плюс
    1. +4
      24 сентября 2013 08:35
      Интересно сейчас как пло
      1. +2
        24 сентября 2013 10:59
        Как? Если в конце 80-х, начале 90-х АПЛ США "залезали" чуть не в Кольский залив (пресловутый USS Baton Rouge SSN-689 к примеру, инцидент с "Курском" тоже "висит"), то в более поздние времена, включая данный момент, вряд ли наши возможности по обнаружению, вытеснению, уничтожению сильно возросли, учитывая наши "выдающиеся" темпы строительства и соответственно принятия кораблей флотом. К противолодочной авиации тоже относиться.
    2. +11
      24 сентября 2013 11:34
      Цитата: goody
      Спасибо за статью, очень интересная. Плюс

      на топваре таких статей должно быть большинство, а то превалирует расхваливание путина, об сирание пин досов, хох лы и гомосятина.
      жирный "+" интересному и грамотному рассказу, вспомнил Завойко.
  2. waisson
    +5
    24 сентября 2013 08:28
    статье бонус
  3. +6
    24 сентября 2013 08:29
    Такие статьи всегда с интересом читаю. Спасибо автору и выкладчикам) good
  4. +5
    24 сентября 2013 08:32
    Классная статья. Работа противолодочников описана очень интересно.
  5. +3
    24 сентября 2013 10:14
    Если командир корабля, является таковым по призванию, а не по необходимости и обладает хорошими знаниями и опытом,то каковым бы не был противник, он не позволит водить себя за нос как мальчика, а еще и сам поиграет с ним.
    Основой являются хорошо подготовленные кадры, а техника в руках дикаря -груда металлолома.
    1. бездельник
      +3
      24 сентября 2013 23:05
      ...американцы вели себя спокойно, стало ясно, что нас они не обнаружили. В режим эхопеленгования мы переходить не спешили, дали оповещение по флоту об обнаружении ИПЛ и вызвали противолодочную авиацию. С прибытием авиации, передали им контакт с АПЛ и начали работать в режиме эхопеленгования. В общем, сюрприз для американских вердрузей вполне удался. Общее время контакта противолодочных кораблей с обнаруженными АПЛ составило 16 часов, а в сумме с авиацией ПЛО двое суток!
      Именно после этой операции американские подводники вынуждены были сместить район своего разведывательного дежурства ещё на сто – сто пятьдесят миль на юго-восток, подальше от этих коварных русских.


      Ай, молодца! Браво русским морякам за смекалку и находчивость!
  6. Асан Ата
    +4
    24 сентября 2013 11:05
    Спасибо за хорошую статью! Интересно, амеры со своей стороны не давали комментариев по этому случаю?
  7. +3
    24 сентября 2013 12:27
    Класс материал.
    Зачитался, прямо.
    Вывод:
    какая бы ни была крутая ПЛ - самолет круче.
    (или по-русски: на каждую хитрую ж... найдется свой винт с резьбой)
    ...
    Представляю потом гемор - сбор этих самых РГАБ. Да неужто утонуть им дали?
  8. +4
    24 сентября 2013 12:35
    для поднятия настроения читающим, и в качестве своеобразного дополнения к статье.

    Не знаю, как там звали командира "Энтерпрайза", наша история его не помнит, а только служил параллельно ему в славном подводном флоте знаменитый командир по фамилии Мурашов. Знаменитый - потому что знаменитый. И все тут. Даже потом, когда он уже под закат молодости защитил диссертацию и воспитывал в училище будущих Мурашовых, он продолжал оставаться знаменитым.У каждого знаменитого человека, как и любого простого, есть Голубая Мечта, к которой он стремится всю жизнь. У капитана второго ранга Мурашова их было целых две: мертвая петля на подводной лодке - это раз. И вторая - утопить "Энтерпрайз". Что касается первой, то она так до сих пор еще не осуществлена (хотя, кто его знает, может Мурашов и это сделал втихаря где-нибудь в Марианской впадине, просто достижение никем не зафиксировано). Мне лично высший пилотаж в бездне океана представляется столь же вероятным, как торпедный залп в ванне. Но о торпедах – чуть позже.

    "Энтерпрайз" интересовал военного моряка Мурашова по многим причинам. Прежде всего, в настоящем мужчине всегда заложена жажда во что-то из чего-то выстрелить и непременно попасть. Тут спорить не станет никто. А теперь представьте охотника-профессионала, который всю свою сознательную жизнь стрелял только холостыми патронами, и тогда вы немного поймете состояние командира лодки во время боевой службы, когда в аппаратах и на стеллажах торпеды только настоящие! Слава Маринеско и Лунина не давала Мурашову покоя, как любому нормальному подводнику без побочных ассоциаций. И когда американцы спустили на воду свой первый атомный авианосец с бортовым номером "CVN65", капитан второго ранга Мурашов выходил на него в атаку чуть ли не каждую ночь. Мысленно, конечно. А тут - представляете? - садисты-адмиралы из Главного штаба ВМФ придумывают слежение за авианосной и очень ударной группой вероятнейшего тогда противника, и поручают, разумеется, Мурашову.

    И в один прекрасный день глядит он в перископ - и вот он, "Энтерпрайз", вот он, сладенький, как на ладошке, и штук пятнадцать всяких разных крейсеров, эсминцев и прочих фрегатов вокруг него - как янычары вокруг Осман-паши. Стерегут, значит, будто знают про существование капитана 2 ранга Мурашова.Вообще-то, наверно, знали: говорят, что на каждого советского офицера старше майора в ЦРУ отдельное личное дело заведено. Если это так, то на Мурашова там - как пить дать - выделен целый шкаф. У командира хищно заблестели глаза, а правый указательный палец машинально несколько раз нажал на несуществующий спусковой крючок несуществующего дробовика. У-у, гад! - солнышко светит, самолеты с катапульт взлетают, антенны крутятся - и стрельнуть нельзя ни разику. Мир на планете нельзя нарушать. Вот если бы дали из Москвы команду... Хотя третьей мировой войны тоже не очень-то хотелось. Как же быть? Слежение за вероятным противником подразумевает простую, в общем-то, вещь: держи его, супостата, на прицеле и жди сигнала. Дадут сигнал - топи, не дадут - не топи, терпи, держи и жди, когда скажут топить, или тебя другой сменит месяца через три.

    Трудная эта охота, скажу я вам, это все равно, что с похмелюги три часа пялиться на стакан холодного кефира или пива, а руки связаны намер-р-ртво... Да и внутри лодки – не санаторий с бассейнами и девочками. Подводная лодка - это же просто-напросто железный бидон, покрытый снаружи толстенным слоем резины. Представили, да? И что, еще тянет в подводники? Во-во.Одни сутки, другие, третьи... А как хочется влепить! Расписаться, как на рейхстаге, только вместо надписи мелом "Здесь был кап. 2 ранга Мурашов!" - дыру в два трамвая. Вот здесь бы, как раз посередке... даже ночью хорошо видно... А этот гад - нарочно, что ли издевается? - ровно в полночь начал самолеты пускать: взлет-посадка, взлет-посадка, туда-сюда... Огоньки мигают, манят...


    продолжение следует...
    1. +4
      24 сентября 2013 12:36
      продолжение

      И капроновое терпение, наконец, не выдержало постоянного трения об ту грань между умственным и физическим трудом, которую ежедневно стирают советские подводники. Капроновое терпение звонко лопнуло, и эхо разлетелось по всем отсекам веером команд. Командир в сердцах звезданул кулаком по столу, разбудив вахтенного офицера.- Хватит, …! Торпедная атака! И весь центральный посмотрел на своего командира с восторгом. - С учебными целями, - добавил Мурашов, несколько охладив пыл экипажа. - Цель - "Энтерпрайз". Ночь, однако. Прямо к борту подлезем, хрен заметят.В центральный вполз минер.- Учебная фактически, товарищ командир? - Учебная, - подтвердил командир. - Пузырем. Пятый и шестой аппараты освободи.И представил себе, как американские акустики, а следом за ними и все остальные наперегонки бегут на верхнюю палубу и в панике сигают за борт. Шум воздуха, выплевываемого из торпедного аппарата, не спутаешь ни с чем, а поди, разбери - вышла вместе с воздухом торпеда или нет... На таком-то расстоянии! Командир потер руки, предвкушая приятное. Держись, супостат. Держись, лапочка. Перископ провалился вниз, в центральный ворохом посыпались доклады о готовности отсеков, и началось общекорабельное внеплановое мероприятие под волнующим названием "торпедная атака".- Пятый и шестой аппараты - то-овсь!... Пятый, шестой - пли!!!Шипение, бульканье, лодка немного проваливается на глубину. Мурашов, прикрыв глаза в блаженстве, представляет себе картину, происходящую сейчас наверху... Сейчас бы еще стопочку! Ладно. Не выдержав, командир цедит: - На перископную глубину! Поднять перископ! Ну-ка, что там? Так...Глянул в окуляры, повертел, та-ак... нашел "Энтерпрайз", и... мама!..Нет. МА-МА! МАМОЧКА!!!- Минер! Минер, ангидрид твою в перекись марганца!!!- Здесь минер...- Чем стрелял, румын несчастный?!- Товарищ...- Я тебя... я... чем стрелял, фашист?!- Ничем я не стрелял…- Как это - ничем?!- А так: мы эта... тут с механиком договорились, что он в момент залпа гальюны продует - звуковой эффект тот же, а заодно и говно выкинем, две недели ж не продували, сколько можно его с собой возить!- Сколько надо, столько и будешь возить! (Минер недоумевает – почему именно я?) Пересчитать торпеды!!!- Товарищ... а что случилось?- Что случилось, что случилось... "Энтерпрайз" горит!!! Считай давай, говнострел-умелец!Минер пожал плечами и пошел тыкать пальцем по стеллажам, плюс в аппаратах, плюс корма. А в перископе - картина!!! Глянем?Ух, горит! Хорошо горит. Не просто горит - полыхает. В темноте здорово видно. Зрелище... Дым, языки пламени, люди маленькими насекомыми бегают по полетной палубе - словом, полный комплект. Доигрался! Долбанули "Энтерпрайз"! Это вам не хухры-мухры. Ой, что будет!.. Особист торчит посреди центрального и все никак решение принять не может - дар речи потерял.- Центральный минеру! Товарищ командир, все торпеды на месте! Я не знаю, чего это он. А что, правда - горит?- Пашшел!.. Ищи, чем утопил этот утюг, и пока не найдешь...- Не, ну говном - это навряд ли. То есть… Есть! А что, взаправду утоп уже?- .............................!!!!!!!Как известно, случайностей на свете не бывает. Каждая "случайность" - это непознанная закономерность.
      1. +7
        24 сентября 2013 12:37
        окончание

        Долго еще бедный капитан 2 ранга Мурашов ломал голову над причинно-следственной связью, соединяющей воедино боевой порыв, пузырь воздуха, фекалии и подбитый авианосец... Долго и напрасно. Потому что все было очень просто: раз полеты - значит, авианосец должен идти с одной скоростью и одним курсом, чтобы летчик при посадке не промахнулся. Он и шел. А тут услыхали пузырь, потом увидали посреди лунной дорожки перископ, ну и сдали нервишки. Вильнул здоровенный кораблик, уклоняясь от "торпеды", самолетик-то и совершил посадку маленько не туда - прямехонько в центральную надстройку авианосца, "остров" называется... Ну, трах-бабах, и все такое прочее, как говорил знаменитый Роберт Бернс. Вдобавок еще и своему крейсеру УРО (*) "Белкнап" в скулу носом влепились. А наши под водой тем временем торпеды считали, обалдев... А все потому, что нет у американцев аппаратуры, которая лодки по запаху фекалий различает. Правда, у нас тоже...

        На пирсе в базе лодку встречал лично командующий флотом. Выслушал доклад, насупившись, а когда командир уже приготовился к вставлению, выложил ему две звезды: одну - Красную - на грудь, вторую - поменьше - на погон. В добавление к уже имеющимся. И сказал:- Езжай-ка ты, лучше, Мурашов, в училище. Учи там будущих флотоводцев, а здесь тебя оставлять опасно - чего доброго, еще первую мечту вздумаешь осуществить...А через полгода "Энтерпрайз" прошел внеплановый ремонт и снова вышел бороздить просторы и пускать авиацию, и снова за ним кто-то гонялся... А он был такой чистенький, новенький, с иголочки, под флагом полосатым, и ничто не напоминало, что не так давно "Здесь был кап. 2 р. Мурашов"...

        (*) Крейсер УРО – крейсер с Управляемым Ракетным Оборудованием, называется еще ракетный крейсер


        laughing
        1. Неспящий
          +2
          24 сентября 2013 14:24
          Ай, СПАСИБО!!! )))))))
        2. +1
          24 сентября 2013 14:52
          Вот поржал от души,спасибо.Хорошо изложено!!! hi
        3. 0
          24 сентября 2013 15:03
          Цитата: Rider
          Не знаю, как там звали командира "Энтерпрайза", наша история его не помнит, а только служил параллельно ему в славном подводном флоте знаменитый командир по фамилии Мурашов.

          Ну хватит уже флотские байки преподносить как случившийся факт. Тешит ваше самолюбие? Вы с моряками пообщайтесь, они ещё и не такое расскажут, главное ушами не шевелите, дабы лапша развесистая не сползала...
        4. Асан Ата
          +2
          24 сентября 2013 23:25
          Малаца, классно, супер, спасибо, рахмет!!!
  9. +6
    24 сентября 2013 14:05
    Статья интересная,но это статья про то,как БЫЛО при Союзе.Я знаю,как было в 90-е,служил на береговом ГАК.Видели мы ИПЛ,один раз даже в террводы залез супостат.Так вот, наш оперативный доложил в штаб флотилии,а оттуда,после некоторой паузы,ему приказали об этом эпизоде забыть и отметок в журнале не делать.Причины этого гадства очень характерны для того времени:с флотилии надо докладывать оперативному флота,тот,естественно,прикажет поднимать средства противолодочные,а срества эти с пустыми баками уж который год у стенки отдыхали,так что по шапке получать не охота было.Но в то время не было соляры,но были корабли хотя бы,а сейчас чем эти ИПЛ пугать будем?
  10. +2
    24 сентября 2013 14:07
    замечательная и поучительная статья...
  11. +1
    24 сентября 2013 14:13
    Статье +. Поучительная и интересная. Rider ,а Вы случайно не автор поста по этой ссылке?
    http://topwar.ru/29872-ataka-na-enterprayz.html#comment-id-1273374. Автор Николай Курьянчик.
  12. +2
    24 сентября 2013 14:58
    А я живу где это все происходило! раньше город был закрытым! тут нашли последние пристанище авианесущий крейсер "МИНСК" КОМУ ИНТЕРЕСНО ВОТ ССЫЛКА http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%
    BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%B3%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D1%8C%20%D0%B1%D1%83%D1%85%D1%82
    %D0%B0%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F&stype=image&lr=11456&n
    oreask=1&source=wiz&uinfo=sw-1007-sh-607-fw-782-fh-448-pd-1 hi
  13. +2
    24 сентября 2013 15:10
    Расскажите пожалуйста подробнее о международным сигналом на всплытие. Его через системе ЗПС передают или взрывными источниками? Какова частота и код сигнала?
  14. +4
    24 сентября 2013 18:37
    Подводники и их оппоненты противолодочники, на мой взгляд элита флота.
  15. +2
    24 сентября 2013 21:14
    Понравилось.Спасибо.
  16. Alex2830
    +5
    25 сентября 2013 10:43
    Отец мой написал wink как и все в первоисточнике http://www.47br-ovra.com/news/kreiserskie-shtuchki-avtor-kapitan-1-ranga-v-otsta
    vke-soldatenkov-ae
    а в живую все это слушать еще более интересно drinks
  17. +2
    25 сентября 2013 14:43
    Спасибо за статью!
    good
  18. +2
    25 сентября 2013 15:09
    Отличный рассказ.
  19. +2
    25 сентября 2013 15:56
    отличные зарисовки с натуры
  20. Alex2830
    +2
    26 сентября 2013 10:14
    Цитата: ivanovbg
    Расскажите пожалуйста подробнее о международным сигналом на всплытие. Его через системе ЗПС передают или взрывными источниками? Какова частота и код сигнала?


    Автор статьи ответил Вам)

    МЕЖДУНАРОДНЫЙ СИГНАЛ НА ВСПЛЫТИЕ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ. Производится взрывным источниками звука малой мощности (гранаты РГ-42, взрыватели от глубинных бомб ББ-1 или БПС - К-3М, причём для взрывателя можно задавать глубину взрыва) сигнал состоит из трёх серий взрывов: три взрыва с интервалом три минуты; интервал шесть минут; три взрыва с интервалом три минуты; интервал шесть минут; три взрыва с интервалом одна минута. При отсутствии реакции со стороны ПЛ по пеленгу от ПЛ производится пуск трёх РГБ с интервалом одна минута (или сброс трёх глубинных бомб ББ-1 (БПС) с глубиной взрыва на расчётной глубине погружения ПЛ (как правило на глубине слоя скачка скорости звука). В случае всплытия подводной лодки в мирное время производится определение её национальной принадлежности и выделяется корабль на лидирования ПЛ для вывода её в нейтральные воды кратчайшим безопасным курсом После покидания территоральных вод корабли желают друг другу счастливого плавания и расходятся по своим планам.