«Если мы не будем заниматься политикой, то останемся без школ»

15
«Если мы не будем заниматься политикой, то останемся без школ»

Учителя подвели первые итоги работы по новому закону «Об образовании»: минусов больше, чем плюсов

1 сентября 2013 года вступил в силу закон «Об образовании». Проблемы московских школ в контексте нового законодательства обсудили в среду в Независимом пресс-центре учителя и родители школьников. Нагрузка на педагогов растет, денег не хватает, коррекционные школы постепенно остаются без логопедов и нейропсихологов, а обычные — без библиотекарей и учителей-совместителей.

«Этот закон — один из самых либеральных и свободных законов об образовании, он дал полную свободу действий региональным властям и снял всякую ответственность с власти федеральной. Теперь мы полностью зависим от желаний региональной и муниципальной власти», — начал свое выступление учитель и член совета профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий.

По словам Луховицкого, в законе не зафиксированы многие важные положения. Так, в нем ничего не сказано об обязанности власти предоставлять бесплатное дополнительное образование. Многое неясно и в вопросе финансирования школ и оплаты труда учителей. «Учительская зарплата должна быть средней по региону, из-за этого средняя нагрузка для учителя теперь составляет полторы ставки. Администрация выдавливает с работы библиотекарей, психологов и социальных работников, увольняет совместителей. Школам оказывается невыгодно приглашать из вузов кандидатов наук, чтобы они преподавали интересные предметы», — возмущается учитель.

В итоге педагоги вынуждены брать больше нагрузки, находясь при этом в полной зависимости от администрации, которая, в свою очередь, контролируется департаментом образования. «По закону, департамент назначает директоров школ, — говорит Луховицкий, — и он же может уволить их в любой момент, без объяснения причин, как не оправдавших доверие».

Еще одна проблема, по словам педагога, — это так называемый эффективный контракт. Имеется в виду временный договор с учителем, в тексте которого может оказаться буквально что угодно.

«Я своими глазами видел такой пункт: "Учитель обязуется подготовить к ЕГЭ не менее чем на 75 баллов из 100 по своему предмету". То есть если какой-то ученик наберет 74 балла, то это может стать основанием для увольнения», — рассказывает представитель профсоюза.

Кроме того, учителя могут столкнуться с новыми проблемами из-за вступления России в ВТО, поскольку оно предусматривает введение профессиональных стандартов. «Я видел выжимку из проекта профстандарта. Согласно ему, учитель — это супергений, который непонятно где обучался и непонятно где работает», — говорит Луховицкий. В документе говорится, что учитель должен преподавать в инклюзивном классе, в котором могут одновременно учиться обычные дети, дети с ДЦП, с девиантным поведением, дети-спортсмены, дети с определенными творческими склонностями и любые другие. «В стандарте заложен супергений. Ни один из работающих учителей такому стандарту не соответствует», — заключает представитель профсоюза.

Инклюзивное образование стало проблемой и для родителей детей с ограниченными возможностями. «Замечательно, что департамент хочет включить детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общество. Только к этому не готово ни общество, ни педагогический состав», — говорит исполнительный директор центра «Контакт» Елена Багарадникова. Обучаться в обычных школах такие дети не могут, поскольку многим из них необходимы малокомплектные классы с коррекционным сопровождением. Но поскольку зарплата учителя теперь напрямую зависит от количества учеников в классе, опытные кадры уходят, а на оставшихся педагогов растет нагрузка.

«Заниматься с этими детьми в обычных школах никто не умеет, мы не можем переходить на инклюзию, — считает Багарадникова. — Кроме того, положенные четыре часа бесплатной коррекции теперь урезали в два раза, и этим можно заниматься только в неучебное время. Это невозможно без продленки, а продленка платная. Мы не знаем, что делать».

«С этого года стало трудно устроить в образовательные учреждения детей со временной регистрацией. Это и дети мигрантов, и дети российских граждан, которые переехали сюда работать. Финансирование распадается на 83 субъекта, и Москва не хочет платить за чужих детей», — рассказывает руководитель «Ассоциации в защиту семьи, родителей и детей» Марина Ожегова. Возможный выход из сложившейся ситуации в ассоциации видят в создании специальных полисов, аналогичных медицинским, которые могли бы позволить детям учиться в любом субъекте страны.

«Если мы не будем заниматься политикой, то останемся в новостройке без поликлиник, школ и детских садов. А через пару лет у нас начнутся проблемы с отоплением, — заключил учитель и организатор научно-образовательной колонны на массовых акциях протеста Григорий Колюцкий. — В стране экономический кризис, и будут экономить на всех. Кто не будет громко орать — останется без денег вовсе».

Вступивший с нового учебного года закон «Об образовании» разрабатывался более пяти лет. 29 декабря он был подписан Владимиром Путиным. В законе описана структура образования, начиная от детского сада и заканчивая послевузовским профобразованием, и введена новая система финансирования учреждений. Также документ закрепляет обязательную итоговую аттестацию для девятиклассников (ГИА), продляет действие результатов ЕГЭ до пяти лет, вводит обязательную школьную форму, определяет особый статус для учителей и устанавливает, что зарплата учителя должна быть не ниже средней по региону. В детских садах происходит разделение функций образования и ухода за детьми, а школы могут получать доходы и самостоятельно ими распоряжаться. Особое внимание в законе уделяется детям с ограниченными возможностями — в частности, по возможности они теперь должны учиться в обычных школах. Критики закона отмечают, что он сильно сокращает социальные обязательства государства.
15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    4 октября 2013 15:22
    Единственный правильный пункт в законе-Школьная форма.
    1. +6
      4 октября 2013 16:02
      Школьная форма это конечно хорошо, просто круто. Весь вопрос где ее взять. У нас что фабрики появились по пошиву школьной формы, пошел в магазин да купил. У нас в городе 7 школ и детей уже заставляют носить школьную форму, что делать родителям? Ателье может и есть, но ка-то не сталкивался и вывесок не видел. Бабульки?, они что успеют пошить нескольким тысячам детей, сомневаюсь. Очередная глупость власти, понимаешь что там не компетентные дураки, вякнут а там хоть трава не расти, а на местах ж.пу рвут не понимая как выполнить.
    2. fklj
      +2
      4 октября 2013 17:59
      Пункт не совсем правильный. Правильная идея. А на деле - у каждой школы своя форма и очередное вымагалово с родителей
      1. +3
        4 октября 2013 18:26
        Цитата: fklj
        Правильная идея. А на деле - у каждой школы своя форма и очередное вымагалово с родителей

        У нас сейчас все заточено на вымогалово с родителей. Образование является частью плана, направленного на снижение рождаемости и как следствие, уменьшения населения. Родители, перед тем как завести второго ребенка, задумываются о том как одеть и выучить первого.
        1. 0
          5 октября 2013 01:01
          тут все в совокупности, одна сторона вопрос о деньгах семейства, а другой вопрос сама школьная программа...программа для детей очень сложная...невозможно объяснить 8-ми летнему сыну, что такое существительное,прилагательное, глагол и так далее, сын тупо запоминает, но понятия в голове ребенка не могут сформироваться, малыши они еще, мозги не созрели как говориться... дурдом... ребенок еще не созрел для понимания таких сложных вещей, а его уже пичкают чуть ли не таблицей Менделеева... неудивительно что при такой программе будет много отстающих и просто недоученных детей, в школе готовят неучей!!!
  2. Новая Русь
    +7
    4 октября 2013 15:26
    "Учителя подвели первые итоги работы по новому закону «Об образовании»: минусов больше, чем плюсов" Какая неожиданность!:) Это ещё мягко сказано!

    "Вступивший с нового учебного года закон «Об образовании» разрабатывался более пяти лет. 29 декабря он был подписан Владимиром Путиным." Под дулом пистолета в руках Медведева видимо:)
    1. +4
      4 октября 2013 15:39
      ))в стране все решает ВВП.медведев всего лиш подставная фигура и исполняет роль молнияотвода в подстанции.весь народный гнев идет к ДАМ-у, а почет ВВП))такова жизнь))
      1. Комментарий был удален.
      2. Комментарий был удален.
  3. +1
    4 октября 2013 15:47
    Надо отменять закон. Как это сделать?
    1. +2
      4 октября 2013 16:09
      поменять депутатов
      1. 0
        5 октября 2013 04:47
        Поменяем - придут такие же, других взять негде. Если уж менять, то социальный строй и элиту.
  4. Ash
    Ash
    +2
    4 октября 2013 16:36
    Какая политика?Революция только дело поправит.
  5. +4
    4 октября 2013 16:38
    Этот закон в сегодняшнем виде приговор для современной России с инновационной (не на словах) экономикой. Без качественного, общедоступного образования у России нет будущего. Очень надеюсь, что это будет понято и исправлено, хотя скорее спасено.
  6. +2
    4 октября 2013 17:09
    <<<В итоге педагоги вынуждены брать больше нагрузки, находясь при этом в полной зависимости от администрации, которая, в свою очередь, контролируется департаментом образования. «По закону, департамент назначает директоров школ, — говорит Луховицкий, — и он же может уволить их в любой момент, без объяснения причин, как не оправдавших доверие».>>>
    Далеко же шагнет наше образование с таким законом, по которому учителя и директора школ будут полностью зависеть с какой ноги встал чиновник из местного департамента образования, неизвестно как попавший на эту должность и, возможно, даже (сегодня это не редкость) с купленным аттестатом и дипломом об образовании,( если вообще он у него есть)! Наши либерасты от образования верны себе, для них главное - ОПТИМИЗИРОВАТЬ процесс образования, а качество образования - да хрен с ним! Поэтому процесс образования можно доверить какому нибудь местному чинуше Тютькину (возможно даже бывшему двоечнику)! А ведь речь то идет о воспитании и образовании поколения БУДУЩЕГО нашей страны! Неужели либерасты и Тютькины должны решать каким ему быть?
  7. +2
    4 октября 2013 17:26
    Господи, когда же в правительстве появятся умные люди, профессионалы своего дела, а не "мЕнЕджеры", которые ничего не смыслят в той области, которой будут руководить? Ведь в Советские времена, прежде, чем что-то изменить, целые НИИ прорабатывали вопрос, учитывали все "за" и "против", ничего "с потолка" не бралось, а сейчас - денег наворовал, - и ЧЛЕН ПРАВИТЕЛЬСТВА. А как решения принимаются, видно по гЛаве правительства, извините, ...оча, -ЧТО-ТО в голову "стукнет", и - проблема решена:- "Я ТАК СКАЗАЛ!", и вс.
    1. Misantrop
      +2
      4 октября 2013 17:34
      Цитата: ia-ai00
      а сейчас - денег наворовал, - и ЧЛЕН ПРАВИТЕЛЬСТВА. А как решения принимаются, видно по гЛаве правительства, извините, ...оча, -ЧТО-ТО в голову "стукнет", и - проблема решена:- "Я ТАК СКАЗАЛ!", и вс.

      Члены правительства как раз этим местом и думают, они по другому не умеют. Нечем и не учили request
  8. fklj
    +4
    4 октября 2013 17:46
    Это не реформа, а ещё один этап последовательного уничтожения образования! Плюсов там нет!
  9. alekseyal
    +3
    4 октября 2013 17:50
    Министр Ливанов - это американский агент.
    Действует по заданию США.
    1. Новая Русь
      +2
      4 октября 2013 18:06
      Ливанов лишь исполнитель приказов
  10. +4
    4 октября 2013 18:18
    Вот так наш "добрый" президент заботится о будущем государства.
  11. waisson
    +3
    4 октября 2013 19:06
    итак уже упустили многое запад расплавил мозги нашему оброзованию позор высшие заведения России не вошли в 200 мировых не одно есть Китай и бывшие страны по соц лагерю а России нет......?
  12. Трой
    +2
    4 октября 2013 19:49
    А началось всё с ЕГЭ. А помните как пакемон с айпадом (Медведев) признался, что ЕГЭ ошибка(дословно не помню), но помню, как он сказал, что пути назад нет. Высшей степени цинизм.
  13. 0
    4 октября 2013 22:08
    А мы и так уже без школ... Квалификация вновь прибывающих на работу в школы педагогов оставляет желать как минимум даже не лучшего! - среднего! О количестве вообще школ можно скорбно помолчать.