Подробности дальнего арктического перехода кораблей Северного флота

15


От 14 сентября 2013 года:

"Отряд кораблей Северного флота сейчас находится в районе архипелага Новосибирских островов в Северном Ледовитом океане. Там же были проведены учения с высадкой морского десанта с борта больших десантных кораблей на необорудованное побережье. Также отработан захват плацдарма условного противника. С помощью авиации военные моряки разбили палаточный лагерь на острове Котельный. И уже приступили к работам по возведению военного аэродрома и авиационной комендатуры.
Как уточнили в Министерстве обороны, этот аэродром существовал и раньше, но с 1991 года он был фактически заброшен. Сейчас его не только восстановят, но и будут расширять. При строительстве используют современные материалы и технологии. Первую посадку там совершат уже в конце октября. Взлетно-посадочная полоса будет способна принять самолеты Ан-72."


И от b-port.com

"Как отметил командующий Северным флотом адмирал Владимир Королёв, под флагом которого проходит арктический поход отряда кораблей СФ, «уникальность операции состоит в том, что для совместного решения общей задачи был задействован весь атомный надводный флот Российской Федерации – тяжелый атомный ракетный крейсер Северного флота «Пётр Великий» и четыре атомных ледокола Госкорпорации «Росатом» - «Ямал», «Вайгач», «50 лет Победы» и «Таймыр».
Ледокольная проводка 10 боевых кораблей и судов обеспечения Северного флота осуществлялась более 40 часов. Около 400 миль отряд кораблей Северного флота прошёл в сопровождении атомных ледоколов, надёжно обеспечивающих навигационную и ледовую безопасность, сообщает начальник отдела информационного обеспечения пресс-службы ЗВО по Северному флоту капитан 1 ранга Вадим Серга.
Во время прохода районов со сложной ледовой обстановкой активно работала авиагруппа, базирующаяся на ТАРКР «Пётр Великий». Корабельные лётчики совершили четыре вылета вертолётами Ка-27 для проведения ледовой разведки по маршруту следования отряда кораблей, а также ряд посадок на палубы атомных ледоколов.
В ближайшие дни отряд кораблей Северного флота продолжит плавание в восточном направлении морем Лаптевых. Для обеспечения безопасности мореплавания корабельные вертолётчики продолжат осуществлять вылеты для проведения воздушной разведки в айсбергоопасных районах плавания и мониторинга ледовой обстановки.
Отряд боевых кораблей и судов обеспечения Северного флота вышел из Североморска 3 сентября. За время похода он совершил переход Баренцевым и Карским морями и преодолел более полутора тысяч морских миль."


Теперь от меня. Начну с некоторых комментариев к видео сюжету.
- В фильме хорошо показали и движение каравана и ледовую обстановку. Конечно не попало в кадр движение ночью в сплошном тумане, когда не видно ни впереди, ни сзади идущего.
- Сильно раздражает произношение за кадром "пролива Матисена", хотя моряки четко и правильно его произносят.
- И конечно - атомные ледоколы не присоединились к каравану, а взяли под проводку. Чувствуете разницу?
- Нас, в очередной раз, обозвали "50-ти летием Победы". Хотя именно в этот момент в кадре наш борт с названием.
- На ледоколах установлена не система отведения воздуха для разгона льдин. Система пневмообмыва (ПОУ) предназначена для уменьшения трения корпуса ледокола о лёд, когда ледокол двигается в сплоченных, тяжелых льдах. Но ледокольщики, действительно, часто применяют её не для себя, а когда в караване суда, опасающиеся соприкосновения своих корпусов со льдом. В разряженных льдах пуск ПОУ даёт замечательный результат, канал за ледоколом становится широким и чистым, что, собственно и видно в сюжете.
- И покорять Арктику не надо. Надо её знать и беречь!

Текстом я вас, пожалуй, уже утомил. Понимаю, что некоторые уже пропустили и разглядывают караван. Но еще несколько слов.

Итак, 8 сентября в районе островов Скотт-Гансена на ледокол "Вайгач" прибыл вертолет с командующим, чтобы обсудить все детали дальнейшей нашей
совместной работы по проводке кораблей сквозь льды Карского моря:

1.



В 15.00 московского времени атомные ледоколы "50 лет Победы" и "Вайгач" подошли в район нахождения флотилии Северного флота. Она была так рассредоточена, что все разом в кадр не влазили.

2.



По подходу, начали формировать караван в ордер (порядок следования) 3-х кораблей и 7-ми судов вспомогательного флота. Конечно, капитаны ледоколов заранее обсудили схему расстановки каравана, учитывая возможности кораблей и судов, ледовую обстановку на переходе. Для упрощения и ускорения процесса создания каравана, разделили армаду на 2 группы, возглавляемые - каждая своим ледоколом. Благо до льдов было еще далеко.
До пролива Матисена оставалось 150 миль и, как потом стало ясно 16 часов ходу.
Смеркалось...
И вот построение каравана в строй кильватера:

3.



4.



5.



Армада выстроилась за впереди идущими ледоколами. Но два ордера еще идут сближающимися курсами.

6.



И к 19.00 оба ордера выстроились в один. Теперь весь караван идет в кильватер за первым ледоколом.

7.



Дистанции между судами (можно я всех в этом строю буду называть судами?) еще приличная, но до входа в лёд постепенно будет сокращена до 2-х кабельтов. Дабы льдины не успевали заползти в ледовый канал от впереди идущего.
А вот и первые льды на пути движения флотилии:

8.



9.



И вертолет, пришедший с ледовой разведки.
10.



При прохождении первой перемычки, выяснилось, что идущие в нашей группе БДК хуже приспособлены к хождению в таких льдах, чем танкер "Дубна". Пришлось на ходу менять порядок ордера. И "Дубна" вышла из строя, уступая дорогу за нами ТАРК "Петр Великий".

11.



Вот караван проходит танкер:

12.



И он пристраивается в кильватер:

13.



Теперь головная часть каравана выглядела вот так:

14.



15.



Да! Я совсем забыл! Еще вчера вечером (т.е. 8 сентября) в районе островов Мона в караван вошел и возглавил ордер а/л "Ямал", который и красуется теперь у нас по носу, выбирая дорогу и разбивая крупные льдины:

16.



На входе в пролив Матисена, по тактическим соображениям, вторая часть каравана, возглавляемая а/л "Вайгач", пошла немного своей дорогой, что и позволило запечатлеть весь состав флотилии Северного флота:

17.



Что интересно - на носах военных кораблей всю дорогу стояла вахта в оранжевых спасательных жилетах
18.



Пройдя 1-й частью каравана очередную сплоченную перемычку льда в пр. Матисена, понимаем, что второй части, возглавляемой а/л "Вайгач", и состоящей из 6-ти судов вспомогательного флота, пройти её будет сложновато. Мы (а/л "50 лет Победы") оставляем головной ордер на попечение "Ямала" и возвращаемся немного назад, чтобы помочь "Вайгачу" провести своих подопечных через лёд.
И на этом маневре смогли запечатлеть с другого ракурса нашу часть каравана, которую я вам и представляю:

19. Атомный ледокол "Ямал"



20. Тяжелый атомный ракетный крейсер "Петр Великий"



21.



22. Большой десантный корабль (БДК) "Кондопога"



23. БДК "Оленегорский горняк"



24. Ну, а танкер "Дубна" вы уже видели:



23. А вот и караван "Вайгача" подходит к перемычке.



Хорошо видно, что в ледовой перемычке сплоченного льда, за нами остается канал чистой воды, но чтобы его не затянуло в течении прохода 6 судов, а/л "Вайгач" расширяет его еще на корпус.

24.



На выходе из пролива Матисена, к нашему каравану присоединяется а/л "Таймыр". Вышел он из Мурманска 6 сентября и 9-го нас нагнал.

25.



Вот он занимает свое место в ордере, вслед за а/л "Ямал", перед ТАРК "Петр Великий". И караван следует на Северо-Восток, направляясь в пролив Бориса Вилькицкого, что омывает самую северную точку материка Евразия - мыс Челюскин.

26.



В преддверии темного времени суток, зная ледовую впереди по курсу - принимаем решение: разбить 2-ю группу на две части. Три судна пойдут вслед за "Вайгачем", потом а/л "50 лет Победы" и еще три судна.
Первую часть каравана, что на фото выше - оставляем без изменения.
Теперь мы выходим из строя в сторонку и пропускаем головную часть:

27. Атомный ледокол "Вайгач"



28. Килекторное судно "КИЛ-31"



29.Теплоход "Печора"



30. Буксир спасатель "Памир"



И за нами теперь хвостовая часть каравана: два килекторных судна, это "КИЛ - 164" и КИЛ "Пушкин", замыкает маленький, но шустрый морской буксир "МБ - 100"

31.



32. Караван уверенно втягивается в туман и ночь.



33. Но утро в проливе Бориса Вилькицкого заставляет фотографов забить карты памяти своих фотоаппаратов напрочь!



34.



35.



36.



37. 10 сентября караван вышел на чистую воду, и мы распрощались.



А 13 сентября, ближе к ночи, мы уже ошвартовались у родного мурманского причала.
Это был наш завершающий караван в этом заплыве.
15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Волхов
    +5
    11 октября 2013 09:26
    3 килектора (плавучих крана) в караване и лицо адмирала крупно рядом с вертолётом...
    Красивый крейсер.
  2. +4
    11 октября 2013 09:29
    огромное спасибо, отличнейший репортаж
  3. malikszh
    -3
    11 октября 2013 09:48
    теперь туда бы десант узбеков и таджиков для уборки остатков бочек и других металломов.
    1. +1
      11 октября 2013 12:03
      Цитата: malikszh
      теперь туда бы десант узбеков и таджиков для уборки остатков бочек и других металломов.

      мы бы сами вывезли со всего Севера, тока нам не дают+ говорят что это м/лом и он стоит окуенной кучи бабла....ну а наши затраты их не интересуют...вот по этому он лежит до сих пор....объяви его бесхозным и он исчезнет за пару лет весь!!!!!!
  4. +6
    11 октября 2013 09:50
    Вроде снег, да лед, а все же красиво.... good
    1. Misantrop
      +2
      11 октября 2013 10:05
      Цитата: русс69
      а все же красиво....
      Суровая, не броская красота
  5. Волхов
    +2
    11 октября 2013 10:16
    Скорость возврата ледокола поражает - домой самым полным...
  6. +6
    11 октября 2013 11:42
    Отличный фоторепортаж! О самом главном - о Родине!
  7. +1
    11 октября 2013 12:21
    Спасибо. Красиво! hi
  8. Yankuz
    0
    11 октября 2013 12:27
    7 футов под килем!!!
  9. +3
    11 октября 2013 13:06
    автор этого материала талантливый мореман-фотограф wink
  10. Руслан Медведь
    +1
    11 октября 2013 15:06
    красивый все таки ТАРК Петр Великий
  11. +1
    11 октября 2013 21:59
    Вопрос тем, кто в теме. Что делали в походе килекторные суда, аж целых три?
    1. +1
      12 октября 2013 01:22
      На острове Котельный решено построить стационарный причал для приема барж и судов среднего класса по типу причала на острове Новая Земля.
      1. Волхов
        +1
        12 октября 2013 04:43
        Причалы с берега строят - для этого краны на автошасси привезли, да и не за 2 недели, которые там караван пробыл.
  12. +1
    11 октября 2013 22:30
    Во! Килекторов то зачем потащили? А старушку "Печору"? Я её ещё в 1976 в Гремихе помню. Почему ВЕСЬ атомный флот, что "Севморпуть" не на ходу? Это скорее весь самоходный флот
    1. coserg 2012
      0
      20 декабря 2013 15:56
      А Памир в 1977 стоял в Североморске.
  13. +1
    12 октября 2013 22:10
    Приятно видеть флот в море!!! Мы вернулись, а это уже что-то значит!!!
    1. coserg 2012
      0
      20 декабря 2013 16:03
      Конечно приятно,но боевым кораблям(надводным)туда не надо ходить.Там должны быть военные корабли с ледокольными корпусами,даже ледовый пояс не решит проблем.Это как на "ламборджини"по тайге и буреломам.