Группа в полосатых купальниках
Морские силы самообороны Японии (JMSDF) являются вторым по значимости флотом в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Продуманная до мелочей боевая система, где новейшие технологии тесно переплетаются с древними самурайскими традициями. Японский флот уже давно утратил статус «потешного» формирования, существующего лишь для услады взора самих японцев и выполнения мелких вспомогательных задач в рамках мультинациональной системы ВМС США. Несмотря на свой ярко выраженный оборонительный характер, современные японские моряки способны самостоятельно вести боевые действия и защищать интересы «Нихон коку» на просторах Тихого океана.
Ведущей силой Морских сил самообороны Японии традиционно являются эскадренные миноносцы. Ставка на эсминцы легко объяснима: этот класс кораблей удачно сочетает в себе универсальность и умеренную стоимость. На сегодняшний день в составе японского флота числятся 44 корабля данного класса, построенные в разное время по 10 различным проектам.
Несмотря на кажущуюся несогласованность и отсутствие стандартизации, что должно усложнить обслуживание и увеличить расходы на эксплуатацию столь разношерстой эскадры, миноносные силы ВМС Японии четко разделяются по своему назначению на три большие группы:
- Иджис-эсминцы для обеспечения зональной ПВО/ПРО;
- эсминцы-вертолетоносцы – специфический атрибут японского флота, по большей части выполняют задачи поисково-спасательных и противолодочных кораблей;
- «обычные» эсминцы, в чьи задачи входит обеспечение безопасности эскадры от морских и подводных угроз. Также служат в роли платформ для размещения средств объектовой ПВО.
Мнимое разнообразие конструкций на деле оказывается сочетанием нескольких схожих проектов с видоизмененными надстройками и обновленным составом вооружения. Морские силы самообороны быстро эволюционируют – ежегодно в Японии выделяются средства на строительство 1-2 новых эсминцев. Это позволяет оперативно вносить изменения в проекты кораблей в соответствии с меняющимися внешними условиями и получением доступа к новым технологиям. Главная особенность – японцам удается воплощать эти идеи не только на бумаге, но в металле.
Если убрать из рассмотрения заведомо устаревшие корабли, построенные в 1980-е годы и готовящиеся к списанию в ближайшее время, то состав надводной компоненты Морских сил самообороны будет выглядеть следующим образом: 10 современных эсминцев типов «Конго», «Атаго», «Акидзуки» и «Хюга», принятые в боевой состав JMSDF в период с 1993 по 2013 год.
Кроме того, в составе флота числятся еще 14 универсальных эсминцев типов «Мурасамэ» и «Таканами», принятые в боевой состав флота в период 1996 – 2006 гг. Эти корабли являются удешевленными версиями Иджис-эсминцев - «переходные» проекты для обкатки новых технологий, которые в дальнейшем были воплощены на «Акидзуки».
Сегодня мне бы хотелось поговорить об эволюции японских эсминцев. Тема непростая, но знакомство с ней дает немало поводов для споров. Правильно ли поступают японцы, делая ставку на эскадренные миноносцы?
Тип «Конго»
Серия из четырех кораблей была построена в период 1990-1998 гг.
Полное водоизмещение 9580 тонн. Экипаж 300 чел.
Газотурбинная ГЭУ (4 лицензионных ГТД LM2500) мощностью 100 000 л.с.
Скорость полного хода 30 узлов.
Дальность плавания 4500 миль на экономической скорости 20 узлов.
Вооружение:
- 90 установок вертикального пуска Mk.41 (зенитные ракеты SM-2, SM-3, ПЛУР ASROC VLS);
- 127 мм универсальная пушка с длиной ствола 54 калибра;
- 8 противокорабельных ракет «Гарпун»;
- 2 зенитных автомата «Фаланкс»;
- малогабаритные противолодочные торпеды, кормовая посадочная площадка для вертолета.
Массивный «терем» надстройки, чьи стены украшены решетками РЛС AN/SPY-1, подпалубные УВП на 29 (носовая) и 61 (кормовая группа) ячеек, характерные дымовые трубы, белые колпаки «Фаланксов», тесная вертолетная площадка на корме… Да это же видоизмененный американский «Орли Берк» первой подсерии (Flight I) со всеми его достоинствами и недостатками!
Известно, насколько трудным было решение о передаче Японии технологии «Иджис» - переговоры длились четыре года, наконец, в 1988 году Конгресс одобрил решение – Япония первой из союзников США получила доступ к секретной технологии. Строительство первого корабля началось на два года позже – в марте 1990 г. За основу был взят эсминец «Орли Берк», тем не менее, японская версия заметно отличается от прототипа, как во внутренней компоновке, так и по внешнему облику. Все четыре корабля получили названия в честь прославленных крейсеров Императорского флота, участвовавших во Второй мировой войне.
При первом же взгляде выделяется громоздкая носовая надстройка и вертикальная мачта. По сравнению с оригинальным «Берком» подверглись изменению компоновка надстроек и размещение вооружения, вместо американского орудия Mk.45 установлена 127 мм пушка итальянской фирмы OTO Breda.
В отличие от десятков американских «рядовых» бойцов типа «Берк», японцы решили насытить четыре своих самых современных эсминца разнообразным оборудованием, превратив их в многофункциональные боевые корабли.
В настоящий момент корабли прошли перевооружение ЗУР «Стэндэрд SM-3» для уничтожения целей в верхних слоях атмосферы и на низкой околоземной орбите. Эсминцы типа «Конго» включены состав «противоракетного щита» Японии – их ключевой задачей является отражение возможных ударов баллистическими ракетами со стороны Северной Кореи.
Тип «Атаго»
Серия из двух кораблей была построена в период 2004-2008 гг.
Являются дальнейшим развитием Иджис-эсминцев типа «Конго». В качестве прототипа «Атаго» был выбран эсминец «Берк» подсерии IIA (Flight IIA) - вкупе с насыщением дополнительным оборудованием, полное водоизмещение «Атаго» превысило 10 000 тонн!
По сравнению с «Конго», новый эсминец получил вертолетный ангар, возросла высота надстройки – внутри разместился двухуровневый флагманский командный пункт. БИУС «Иджис» прошла апгрейд до версии Baseline 7 (phase 1). Были модернизирован УВП – отказ от загрузочных устройств позволил увеличить кол-во пусковых ячеек до 96 штук. Вместо итальянской пушки установлена лицензионная американская Mk.45 с длиной ствола 62 калибра. ПКР «Гарпун» заменены на противокорабельные ракеты «Тип 90» (SSM-1B) собственной разработки.
Единственно, о чем горько сожалеют японцы – отсутствие на борту «Атаго» тактических крылатых ракет «Томагавк». Увы… японскому флоту запрещено иметь ударное вооружение.
Тип «Мурасамэ» (яп. «сильный ливень»)
Серия из 9 единиц была построена в период 1993 – 2002 гг.
Полное водоизмещение 6100 тонн. Экипаж 165 чел.
Газотурбинная ГЭУ (комбинация из лицензионных ГТД LM2500 и «Роллс-Ройс» Spey SM1C) мощностью 60 000 л.с.
Скорость полного хода 30 узлов.
Дальность плавания 4500 миль на экономической скорости 18 узлов.
Вооружение:
- 16 установок вертикального пуска Mk.48 (32 зенитные ракеты ESSM);
- 16 установок вертикального пуска Mk.41 (16 противолодочных ракетоторпед ASROC-VL)
- 8 противокорабельных ракет «Тип 90» (SSM-1B);
- 76 мм универсальная пушка OTO Melara;
- 2 зенитных автомата «Фаланкс»;
- малогабаритные противолодочные торпеды;
- противолодочный вертолет «Мицубиси» SH-60J/K (лицензионная версия «Сикорский» SH-60 СиХоук).
«На Штаты надейся, а сам не плошай» - наверное, так рассуждало руководство JMSDF в начале 1990-х годов, когда принимало решение о проектировании и постройке эсминцев типа «Мурасамэ». Эти корабли должны были стать развитием собственных проектов эскадренных миноносцев с «вкраплением» технологий зарубежного «Орли Берка». Удешевленная версия универсального эсминца, в чьи основные задачи входят противолодочная оборона и борьба с надводными кораблями противника.
Внешне, «Мурасамэ» не был похож ни на один из кораблей, что ранее строились в Японии. Надстройки с элементами технологии «стелс» неузнаваемо изменили облик нового эсминца.
Первый в мире радиолокатор с активной ФАР OPS-24, установленный на платформе в передней части мачты (собственная японская разработка). Подпалубные пусковые установки Mk.41 и Mk.48. Система радиоэлектронного противодействия NOLQ-3 (лицензионная версия американской AN/SLQ-32)… но главная особенность «Мурасамэ» скрывалась внутри – эсминец был оснащен боевой информационно-управляющей системой нового поколения по типу C4I (command, control, computer, communication & intelligence), созданной на основе подсистем американского Иджиса.
Изначально проект «Мурасамэ» предусматривал постройку 14 эскадренных миноносцев, но в процессе строительства выяснилось, что конструкция эсминца имеет возможности для дальнейшего развития. В результате, 5 последних эсминцев серии были достроены по проекту «Таканами».
Тип «Таканами» (яп. «высокая волна»)
Серия из 5 единиц строилась в период 2000 – 2006 гг.
Новый эсминец получил улучшенные системы связи и управления огнем. Обновился состав вооружения: вместо двух разрозненных УВП – Mk.41 и Mk.48 – в носовой части «Таканами» установили единый модуль на 32 ячейки (ракетоторпеды ASROC-VL, зенитные ESSM). Артиллерийская установка заменена на более мощную итальянскую OTO Breda калибра 127 мм.
В остальном исходная конструкция изменений не претерпела.
Тип «Акидзуки» (яп. «осенняя луна»)
Серия из 2 единиц построена в период 2009 – 2013 гг. Еще два эсминца этого типа планируется ввести в строй в 2014 году
Полное водоизмещение 6800 тонн. Экипаж 200 чел.
Тип ГЭУ - 4 лицензионных ГТД «Роллс-Ройс» Spey SM1C
Скорость полного хода 30 узлов.
Дальность плавания: 4500 миль на экономической скорости 18 узлов.
Вооружение:
- 32 установки вертикального пуска Mk.41 (зенитные ракеты ESSM - по 4 в каждой ячейке, ПЛУР ASROC-VL);
- 8 противокорабельных ракет «Тип 90» (SSM-1B);
- 127 мм универсальная пушка Mk.45 mod.4;
- 2 зенитных автомата «Фаланкс»;
- малогабаритные противолодочные торпеды;
- противолодочный вертолет «Мицубиси» SH-60J/K.
«Осенняя луна» - наследник легендарных японских эсминцев ПВО времен Второй мировой войны.
Нынешний «Акидзуки» - во многом гениальная конструкция, ставшая преобразователем американских идей на манер страны Восходящего солнца. Главный элемент, вокруг которого построен эсминец - боевая информационно-управляющая система ATECS, известная среди специалистов, как «японский Иджис». Перспективная японская БИУС наполовину собрана (ну кто бы сомневался!) из американских узлов – рабочие компьютерные станции AN/UYQ-70, стандартная «натовская» сеть обмана данными Link 16, терминалы спутниковой связи SATCOM, гидроакустический комплекс OQQ-22, являющийся копией американского корабельного ГАК AN/SQQ-89…
Но есть и серьезное отличие – система обнаружения FCS-3A (разработка – Mitsubishi/Thales Netherlands), состоящая из двух радиолокаторов с активными ФАР, работающих в диапазонах частот С (длина волны 7,5 до 3,75 см) и Х (длина волны от 3,75 до 2,5 см).
Система FCS-3A наделяет «Акидзуки» совершенно фантастическими талантами: с точки зрения возможностей по отражению массированных воздушных атак и обнаружению низколетящих ПКР, японский эсминец на голову превосходит американский «Орли Берк».
В отличие от дециметрового AN/SPY-1, японские радары сантиметрового диапазона отчетливо видят цели на предельно малой высоте, у поверхности воды. Кроме того, активная ФАР обеспечивает несколько десятков каналов наведения в любом направлении – эсминец способен одновременно наводить ракеты на множество воздушных целей (для сравнения: у американского «Берка» всего лишь три РЛС AN/SPG-62 для подсветки целей, из них на переднюю полусферу приходится всего одна).
Для справедливости стоит отметить, что в плане перехвата целей на больших дистанциях возможности «Берка» и «Акидзуки» несопоставимы – мощный AN/SPY-1 способен контролировать обстановку даже на низких околоземных орбитах.
Надо отдать японцам должное – «Акидзуки» действительно крут. Настоящий неприступный форт, способный громить цели на воде, под водой и воздухе. Притом, что новейшие радиоэлектронные системы и вооружение с успехом разместились в корпусе, конструктивно аналогичном эсминцам «Мурасамэ» и «Таканами». Как результат – стоимость постройки головного супер-корабля составила «всего лишь» 893 млн. долл. Это действительно очень мало для корабля с такими возможностями – для сравнения современные модификации американских «Берков» продаются по цене 1,8 млрд. долл!
В рамках концепции применения JMSDF, эсминцы типа «Акидзуки» предназначены для совместных действий с Иджис-эсминцами – они должны прикрывать своих старших «коллег» от атак из-под воды и обеспечивать ПВО на ближних и средних дистанциях.
Тип «Хюга»
Серия из 2 единиц построена в период 2006 – 2011 гг.
Полное водоизмещение 19 000 тонн. Экипаж 360 чел.
Газотурбинная ГЭУ (4 лицензионных ГТД LM2500) мощностью 100 000 л.с.
Скорость полного хода 30 узлов.
Встроенное вооружение:
- 16 установок вертикального пуска Mk.41 (зенитные ракеты ESSM, ПЛУР ASROC-VL);
- 2 зенитных автомата «Фаланкс»;
- малогабаритные противолодочные торпеды калибра 324 мм;
Авиационное вооружение:
- 11 вертолетов SH-60J/K и AugustaWestland MCH-101 (стандартная авиагруппа);
- сплошная полетная палуба, 4 позиции, где могут одновременно проводиться взлетно-посадочные операции, подпалубный ангар, 2 подъемника для авиатехники..
Многие любители военно-морской тематики упрямо принимают эти странные эсминцы-переростки за легкие авианосцы. Проведено уже немало «серьезных» расчетов – сколько истребителей F-35 сможет поместиться на палубе «Хюги», как установить трамплин … никто не обращает внимания, что Япония не планирует приобретать СВВП F-35B (даже поставка 42 сухопутных F-35A находится под большим вопросом).
«Хюга» - всего лишь крупный эсминец-вертолетоносец, преемник традиционного класса кораблей JMSDF. Он не похож на какой-либо из существующих авианосцев, так же как не похож и на УДК «Мистраль» - несмотря на похожие размеры и вертолетную авиагруппу, «Хюга» не имеет док-камеры и не является универсальным десантным кораблем.
Взамен у него 30-узловая скорость хода и комплекс встроенного оружия (зенитные ракеты средней дальности, противолодочные ракетоторпеды, системы самообороны) – все это находится под управлением БИУС ATECS и замечательных радаров FCS-3, аналогичных тем, что установлены на «Акидзуки». А также подкильный сонар OQQ-21, развитые системы РЭБ – все как на настоящем эскадренном миноносце.
Но наиболее примечательной особенностью «Хюги» является сплошная полетная палуба и чрезмерно многочисленная для эсминца авиагруппа – 11 многоцелевых и противолодочных вертолетов (их количество вполне может превышать заявленную цифру, ведь на аналогичном по размерам «Мистрале» поместилось 16 машин).
В чем смысл постройки подобных монстров?
Японцы видят применение для эсминцев-вертолетоносцев в качестве эффективных противолодочных кораблей. Поисково-спасательные функции, работа в зонах чрезвычайных ситуаций, морские патрульные миссии. Наверняка предусмотрена возможность высадки с борта «Хюги» точечных вертолетных десантов; возможно участие в международных военных операциях в качестве вспомогательного корабля.
Сплошная полетная палуба позволяет принимать не только «СиХоуки», но, в перспективе, крупные вертолеты и конвертопланы.
В общем, по логике японского командование, обладание парой таких кораблей способно заметно усились потенциал флота и разнообразить количество выполняемых задач. Наконец, сам облик здоровенного эсминца-вертолетоносца не оставит равнодушным ни одного из посетителей военно-морского салона, «Хюга» и его систер-шип «Исэ» повышают престиж военных моряков не только в глазах всей нации, но и за рубежом.
Эпилог
Предсказывая наперед вопросы: Что все это значит для Тихоокеанского флота России? Кто сильнее – наши или «япошки»? Могу лишь заметить, следующее: сравнивать ТОФ и JMSDF «в лоб» не имеет никакого смысла – слишком разные флоты, создававшиеся для разных задач.
Тем не менее, JMSDF смотрятся выгоднее по одной простой причине – Морские силы самообороны Японии существуют в рамках ясной концепции, связанной с противодействием прямым военным угрозам со стороны Северной Кореи и защиты своих интересов в Восточно-китайском море от претензий со стороны КНР. Что касается нашего Тихоокеанского флота – наверное, никто из присутствующих не сможет четко сформулировать ответ на вопрос: какие конкретные задачи решает наш ТОФ и какие корабли ему для этого необходимы.
Информация