Русские крылья Америки. Авиация и космонавтика Соединенных Штатов многим обязаны эмигрантам из России

22
Русские крылья Америки. Авиация и космонавтика Соединенных Штатов многим обязаны эмигрантам из РоссииНа мысе Канаверал в США, с которого стартовал на Луну космический корабль, установлен памятник. Нет, не Нейлу Армстронгу, первому человеку, ступившему на поверхность другой планеты, а русскому инженеру Юрию Кондратюку. Однако имя этого гения, чьи идеи американцы взяли для разработки проекта «Аполлон» и высадились на Луне, в нашей стране знают не все. Как и то, что настоящие его имя и фамилия вовсе не Юрий Кондратюк, а Александр Шаргей.

Родился он в Полтаве. Имя его далекого предка по материнской линии - барон Шлиппенбах, датчанин на службе у Карла XII, взятый в плен во время Полтавского сражения и перешедший потом на службу к Петру I. А его прадед был участником войны 1812 года. Детство мальчика было нелегким: мать не выходила из психиатрической лечебницы и скоро умерла, а отец женился на другой, и в Полтаве практически не показывался. Тем не менее, гимназию Саша Шаргей закончил с серебряной медалью и поступил на механическое отделение Петроградского политехнического института. Но тут грянула Первая мировая война, и Шаргея призвали в армию. Он был зачислен в школу прапорщиков одного из юнкерских училищ, а потом отправлен на фронт.

Еще в школе прапорщиков Шаргей начал рукопись «Тому, кто будет читать, чтобы строить». В ней он, независимо от Константина Циолковского, вывел своим методом основные уравнения реактивного движения, дал схему четырехступенчатой ракеты на кислородно-водородном топливе, окислителя горючего, электростатического ракетного двигателя и многое другое. Именно Шаргей первым предложил использовать сопротивление атмосферы для торможения ракеты при спуске, использование солнечной энергии для питания бортовых систем космических аппаратов. Ему принадлежит идея при полетах к другим планетам выводить корабль на орбиту искусственного спутника. А для отправки на них человека и возвращения на Землю применять «челнок», небольшой взлетно-посадочный корабль.

В учебники вошла так называемая «Трасса Кондратюка» - траектория полета космического корабля с возвратом на Землю. Все эти идеи, высказанные им первым почти за полвека до того, как их стали реализовывать, и были использованы в американской программе «Аполлон».

После событий 1917 года юный гений оказался в Белой армии, попал на Украину. А когда Киев захватили красные, пытался пешком уйти за границу. Но был задержан и возвращен обратно. Чтобы спастись от неминуемого расстрела большевиками, он сумел достать документы на имя Юрия Кондратюка, по которым и прожил всю оставшуюся жизнь.

До 1927 года Шаргей-Кондратюк работал на Украине, Кубани и Кавказе, начиная от смазчика вагонов до механика на элеваторе, а затем переехал в Сибирь, где было легче скрываться от ищеек НКВД. Это были тяжелые годы голода и разрухи после Гражданской войны, скитаний с чужим паспортом и без собственного жилья, под постоянной угрозой разоблачения и расстрела. Но именно в это время он переработал свою юношескую рукопись в книгу под названием «Завоевание межпланетных пространств» и отправил ее в Москву. В книге он предложил также использовать для снабжения спутников на околоземной орбите ракетно-артиллерийские системы, что было реализовано в виде современной транспортной системы «Прогресс». Напечатать ее сразу не удалось, хотя «Главнаука» одобрила рукопись. Издать работу ему удалось позднее на свои собственные средства.

В Новосибирске Шаргей-Кондратюк построил знаменитый «Мастодонт» - огромный деревянный элеватор на 10 тысяч тонн зерна, причем, без чертежей и единого гвоздя - гвозди и железо были тогда в дефиците. Но именно за это изобретатель был обвинен во вредительстве и арестован. Начальство считало, что такой элеватор неминуемо развалится. Хотя он простоял потом 60 лет.

В 1931 году Шаргей-Кондратюк был осужден на три года лагерей, но потом его перевели в Новосибирск в «шарашку» - специализированное бюро для заключенных-инженеров. Там он начал проектировать ветроэлектростанции. Свой проект он отправил в Москву, и завоевал там первое место на конкурсе. По его проекту в районе станции Перловка была построена пятидесятиметровая башня для ВЭС. Во время войны ее повалили – это был хороший ориентир для гитлеровцев при обстрелах столицы.

Во время одной из поездок в столицу он познакомился с Сергеем Королевым, который возглавлял тогда Группу изучения реактивного движения - ГИРД, и тот предложил ему перейти к нему на работу. Но Шаргей-Кондратюк отказался. Прочитав вопросы анкеты, которую необходимо было заполнить для поступления в ГИРД, бывший белогвардеец понял: после тщательной проверки НКВД всех данных ему грозят разоблачение и расстрел.

Вскоре грянула война, и Шаргей-Кондратюк пошел добровольцем в народное ополчение. Был зачислен телефонистом в роту связи 2-го стрелкового полка Московской дивизии. Согласно одним данным, погиб и был похоронен у деревни Кривцово Калужской области. Но по сведениям из других источников, пропал без вести. Это породило легенду о том, будто Шаргей остался жив и попал в плен к немцам. Узнав, что их пленный – выдающийся ученый, немцы будто бы тайно вывезли его в Германию, где Вернер фон Браун проводил секретные работы по созданию «тайного оружия фюрера» - боевых ракет «Фау».

После поражения гитлеровской Германии его, вместе с тем же Вернером фон Брауном и другими немецкими учеными, якобы вывезли в США.

Там он принял участие в разработке американских космических программ, в том числе - и в проекте «Аполлон» по высадке человека на Луне.

Конечно, тайное участие в американском космическом проекте русского ученого, оказавшегося в плену у немцев, выглядит невероятно. Но если он и в самом деле попал в плен и хорошо знал, что этот плен и его прошлое царского офицера грозило по тем временам неизбежным расстрелом, окажись он снова в СССР? Так что Шаргей-Кондратюк вполне мог скрыться под другой фамилией за океаном, как это он уже один раз сделал в Советском Союзе. А главное основание для такого предположения – тот факт, что многочисленные идеи русского ученого, широко неизвестные специалистам, нашли воплощение в американском космическом проекте. Американцам же было невыгодно раскрывать тайну пропавшего советского пленного, иначе получалось, что сами они были не в состоянии разработать и реализовать проект полета на Луну.

«Мы разыскали маленькую неприметную книжечку, изданную в России сразу после революции, - сказал доктор Лоу, задействованный в «Лунной программе» НАСА, уже после ее успешного завершения. - Автор ее, Юрии Кондратюк, обосновал и рассчитал энергетическую выгодность посадки на Луну по схеме: полет на орбиту Луны – старт на Луну с орбиты – возвращение на орбиту и стыковка с основным кораблем – возвращение на Землю». Получается, вот так, косвенно он фактически признал, что полет американских астронавтов на Луну был выполнен по «трассе Кондратюка».

Еще убедительнее в деле признания заслуг русского ученого выглядит совершенно необычный поступок «первого человека на Луне», астронавта Нила Армстронга.

После своего знаменитого полета Армстронг побывал в Новосибирске, где набрал пригоршню земли у того дома, где жил и работал Шаргей-Кондратюк, а потом отвез ее в США, где высыпал на месте старта ракеты на Луну.

Таким образом, совершенно независимо от того, была ли правдивой фантастическая версия о тайном участии русского ученого в разработке программы США по полету на Луну, его огромные заслуги в этом деле уже давно официально признали сами американцы. А вот у нас в Москве, на Аллее космонавтов у метро ВДНХ, где стоят памятник Константину Циолковскому, бюсты космонавтов и Сергея Королева, памятника Александру Шаргею до сих пор нет…

Но мы «поспособствовали» американцам не только в области полета на Луну и ракетной техники. Многое сделали таланты из России в американской авиации. Всем известен сегодня Игорь Сикорский, выпускник Санкт-Петербургского политехнического института, построивший в США первый в мире вертолет. Но были и другие наши соотечественники – Михаил Струков, Александр Картвели, Александр Прокофьев-Северский, которые фактически создали американскую военную авиацию. Долгие годы их считали у нас «белыми эмигрантами», «перебежчиками», «предателями», а потому об этих технических гениях в нашей стране до сих пор мало кто знает.

Александр Прокофьев-Северский был родом из семьи дворян Санкт-Петербургской губернии. Его предки - военные, лишь отец отличился на другом поприще, стал известным в Санкт-Петербурге певцом, режиссером и владельцем театра. «Северский» был его сценический псевдоним, который он присоединил к фамилии Прокофьев. Оказавшись потом в США, его сын Александр отбросил первую часть трудной для американцев фамилии.

В 1914 году Александр окончил в Санкт-Петербурге Морской кадетский корпус, получив чин мичмана. Но в то время в воздух поднялись первые аэропланы, и юный моряк стал мечтать не о море, а о небе. Ему повезло: на флоте стали создавать авиагруппы для разведки над морем, и Прокофьева-Северского отправили в школу летчиков морской авиации.

Окончив ее, он начал летать, но тут произошло несчастье. На борту его самолета случайно взорвалась бомба. Александр оказался в госпитале, где врачи ампутировали ему ногу, опасаясь гангрены. Казалось, на карьере военного летчика можно было ставить крест, но Прокофьев-Северский решил не сдаваться. Поставив протез, он стал упорно тренироваться, и уже скоро мог кататься на коньках.

Но никто не верил, что пилот без ноги сможет летать. Чтобы доказать обратное, молодой летчик на летающей лодке М-9 пролетел под Николаевским мостом в Петрограде.

Кстати, этот эпизод был повторен в советском фильме «Валерий Чкалов», где под мостом в Ленинграде пролетел советский летчик, хотя, вопреки легенде, Валерий Павлович никогда этого не делал. А вот полет Прокофьева-Северского вызвал сенсацию. Начальник воздушных сил Балтфлота, контр-адмирал Адриан Непенин, решив не наказывать удальца за проступок, отправил доклад Николаю II, в котором просил «высочайшего разрешения» для мичмана на боевые полеты. Резолюция царя была короткой: «Читал. Восхищен. Пусть летает. Николай».

Оказавшись на фронте, Александр в возрасте всего 23-х лет стал одним из самых известных асов русской авиации. Он был произведен в лейтенанты и получил золотой кортик с надписью «За храбрость», а потом орден Святого Георгия. Известность он получил еще и благодаря ценным изобретениям в морской авиации. Он, в частности, создал лыжные шасси для «летающих лодок», чтобы зимой самолеты могли садиться на льду Балтики. Предлагал подвижную установку пулеметов, бронеплиты для защиты экипажа.

В сентябре 1917 года ему предложили место помощника военно-морского атташе в русском посольстве в США. Сначала он оказался, предпочитая остаться на фронте. Но власть захватили большевики, офицеров убивали, армия разваливалась. И тогда герой-летчик решил покинуть страну. В Сибири его поезд был остановлен красноармейцами, которые собрались его расстрелять.

К счастью, Прокофьева-Северского по протезу узнал один из матросов, который отговорил «братишек» убивать героя войны.

Протез при этом не только помог ему спасти жизнь, но оказался еще и тайником, в котором беглец вывез за границу царские ордена и деньги.

В США он поначалу устроился на работу в русское посольство. Однако после заключения Россией сепаратного мира с Германией дипломатическая миссия была закрыта. Подыскивая новую работу, Северский познакомился с генералом Митчеллом, известным в США авиатором. Митчеллу понравился молодой русский летчик, который забросал его интересными идеями по усовершенствованию самолетов, и он предложил ему место консультанта при военном департаменте в Вашингтоне.

Только вот предприимчивому Северскому не сиделось на месте. Вскоре он основал собственную фирму «Северский аэро корпорейшн». Там им был создан автоматический бомбардировочный прицел. Права на это изобретение у него купило правительство США за 50 тысяч долларов – большие по тем временам деньги. Затем он внедрил еще ряд изобретений. В результате получил американское гражданство и звание майора запаса ВВС США.

Экономическая депрессия больно ударила по американской промышленности, фирма Северского разорилась. Пришлось все начинать заново, и вскоре он создал самолетостроительную компанию «Северский эйркрафт корпорейшн». Главным ее продуктом стал разработанный им самолет-амфибия СЕВ-3, который показал отличные летные качества. На этом самолете Северский установил мировой рекорд скорости для амфибий – 290 километров в час, многие годы это достижение никто не мог побить.

Когда ВВС объявили конкурс для замены истребителя Боинг-26, фирма Северского представила на него истребитель Р-35 и получила правительственный заказ на 77 самолетов, став одной из крупнейших самолетостроительных компаний в США. Потом он создал еще ряд успешных моделей самолетов, внедрил множество изобретений. Однако у русского эмигранта были влиятельные противники и конкуренты. В 1939 году совет директоров компании, недовольный его большими расходами на эксперименты, снял Северского с поста президента фирмы. Александр Николаевич был огорчен случившимся и решил отойти от конструкторской работы.

Однако с авиацией Северский не порывал, проявив себя великолепным аналитиком и военным стратегом. В 1939 году он предсказал, что Гитлер начнет в сентябре войну, опроверг мнение американских специалистов считавших, что Англия не сможет противостоять немцам в воздухе, а также предсказал провал фашистского блицкрига против СССР. Бестселлером в США стала его книга «Воздушная мощь – путь к победе». В ней он доказывал, что в современной войне победу можно одержать только путем завоевания господства в воздухе и разрушения промышленного потенциала противника при помощи массированных бомбардировок.

Вскоре Северского назначили консультантом по военным делам при правительстве США, а в 1946 году он получил медаль «За заслуги» - самую высокую награду в Америке для гражданских лиц.

В письме от президента США Гарри Трумэна, которое прилагалось к медали, говорилось: «Авиационные знания мистера Северского, его целеустремленность и энергичная пропагандистская деятельность сыграли большую роль в успешном завершении войны». Умер выдающийся русский авиатор, которому не дали применить свой талант на родине, в 1974 году в Нью-Йорке. На родине он больше так и не побывал.

Другой создатель американской военной авиации, Михаил Струков, родился в Екатеринославе в дворянской семье. Учился в Киевском политехническом институте. Когда началась Первая мировая война, попал в кавалерию, воевал храбро, получил Георгиевский крест и был произведен в офицеры. Революцию Струков не принял, и вскоре оказался в роли эмигранта в Нью-Йорке. В США ему удалось защитить диплом инженера-строителя в Колумбийском университете и начать работать по специальности, вскоре он создал свою фирму. Строил мосты, дороги, здания театров и офисов. Кроме того, был заядлым спортсменом, увлекался планеризмом. Когда началась война, Струкову удалось получить заказ от авиационного командования по строительству транспортных планеров. Так возникла фирма «Чейз эйркрафт компании». Ее президентом и главным конструктором стал Струков, а его заместителем – другой эмигрант из России М. Грегор (Григорашвили).

Но времена использования планеров прошли, и уже после Второй мировой войны Струков создал транспортный самолет С-123. Организовав потом компанию «Струков эйркрафт корпорейшн», он наладил производство транспортных самолетов под названием «Провайдер» - «Снабженец», которые получили особую известность во время войны во Вьетнаме своей уникальной живучестью и надежностью, став одной из «рабочих лошадок» американской агрессии. В США было произведено несколько сот таких машин, которые использовались потом также в Таиланде, Камбодже, Южной Корее.

Однако вскоре фирма русского эмигранта стала жертвой беспощадной конкуренции на авиационном рынке США: ее «проглотил» гигант «Локхид», создавший свой транспортный самолет С-130 «Геркулес». Струков, которому шел уже восьмой десяток, объявил о закрытии фирмы и сжег в камине все чертежи и перспективные разработки. Авиатору пришлось вернуться к прежним занятиям – он снова стал проектировать здания. Умер Михаил Михайлович в 1974 году и похоронен на нью-йоркском кладбище в Бронксе.

Если один из самых востребованных транспортников для авиации США создал русский инженер Струков, то в роли проектировщика лучших американских истребителей прославился другой бывший офицер царской армии Александр Картвели, родившийся в Тбилиси.

В годы Первой мировой войны он служил в русской армии в чине офицера-артиллериста. С авиацией познакомился только на фронте и так увлекся полетами, что решил посвятить этому делу всю свою жизнь. В 1919 году его направили в Париж для совершенствования летного образования, где он поступил в Высшую авиационную школу. Но из России, где свирепствовал «красный террор», приходили нерадостные вести. Как бывший царский офицер, он стал опасаться за свою жизнь, а когда стало известно, что и в Грузии власть захватили большевики, Картвели решил не возвращаться в СССР.

Получив диплом авиационного инженера, Александр Михайлович поступил на фирму «Сосьете индустриэль». Он принимал участие в создании гоночных самолетов, на одном из которых бы установлен рекорд скорости. Вскоре у Картвели возник замысел строительства гигантского самолета для полетов из Парижа в Нью-Йорк. Денег для этого смелого проекта он во Франции найти не мог, но выручило неожиданное знакомство с американским миллионером и меценатом Ч. Левиным, который загорелся его идеей и предложил Картвели немедленно отправиться в США.

Там, прежде чем начать строительство гиганта, было решено сначала построить его одномоторный прототип под названием «Дядя Сэм», чтобы совершить перелет Нью-Йорк-Москва. Однако проект завершился фиаско. Левин поскупился и поставил на самолет менее мощный, чем требовалось, двигатель. В результате во время первых испытаний «Дядя Сэм» не смог оторваться от земли. Тогда Картвели ушел от Левина и некоторое время проработал на фирме Прокофьева-Северского в роли главного инженера.

В 1939 году, когда Северский был смещен с поста президента фирмы, а сама она была переименована в «Рипаблик», Картвели назначили ее вице-президентом и руководителем конструкторского бюро. Там и был создан мощный штурмовик Второй мировой войны «Рипаблик П-47 тандерболт». До конца войны в США было произведено более 15 тысяч таких самолетов, при этом уровень потерь у них был в США наименьшим, чем у других американских машин. Около 200 «Тандерболтов» было поставлено в СССР.

Затем бюро Картвели создало один из первых американских реактивных истребителей Ф-84 «Тандерджет». Его применяли во время войны в Корее, но когда на северокорейской стороне появились советские МиГ-15, Картвели произвел срочную модернизацию своего самолета, и его скорость возросла до 1150 километров в час.

Именно в Корее в воздухе вступили в бой лучшие истребители того времени - советские МиГи и американские самолеты, созданные бывшим царским офицером.

Последним истребителем, созданным Картвели, стал сверхзвуковой Ф-105, который широко применялся американцами во время войны во Вьетнаме, где его сбивали советские ракеты и наши МиГи. Картвели, как авиаконструктор, получил за океаном всеобщее признание, стал членом Национальной аэронавтической ассоциации, получил степень почетного доктора наук. Кроме истребителей, он построил еще самолет-амфибию, четырехмоторный самолет-фоторазведчик с огромной дальностью полета.

Революция 1917 года заставила многих талантливых российских инженеров покинуть страну. Некоторые из них поставили Америку на крыло.
22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Kovrovsky
    +3
    6 ноября 2013 09:23
    Сюда можно добавить И.Сикорского. Вертолеты фирмы "Сикорский" стоят на вооружении не только в США, но и во многих странах мира.
    1. avt
      +3
      6 ноября 2013 09:59
      Цитата: Kovrovsky
      Сюда можно добавить И.Сикорского

      Да много чего можно добавить .Например тех инженеров что еще в империалистическую уехали н выполнение оружейного заказа русской армии ,участвовали в создании промышленности без которой невозможно ничего воплотить в металл самому талантливому конструктору .Поверхностная статья,автор глубоко не капал ,так ,сливки сверху снял .
      1. +1
        6 ноября 2013 10:18
        Цитата: avt
        Поверхностная статья,автор глубоко не капал ,так ,сливки сверху снял .

        Ну он взял самые громкие имена. Кто сейчас вспомнит русских инженеров работавших у того же Сикорского?
        1. Versed
          -4
          7 ноября 2013 02:56
          Сикорский АМЕРИКАНЕЦ, и с какого дуба он стал у вас русским? он им никогда не был lol
          1. Evgenij.
            0
            10 ноября 2013 21:34
            Игорь Сикорский подданый российской империи, до 17 года
      2. +1
        6 ноября 2013 10:22
        Цитата: avt
        Поверхностная статья,автор глубоко не капал ,так ,сливки сверху снял .

        Вы так громко не заявляйте wink , что всё промышленное американское могущество тождется на умах выходцев из России. Щас набегут цигане, ть-фу.. израиловские отпрыски, забанят и дрехтом благоуханным завалят.
        Категорически согласен со всеми словами про поверхностность, но хоть так чем от обратного.
      3. -1
        6 ноября 2013 20:38
        Цитата: avt
        Цитата: Kovrovsky
        Сюда можно добавить И.Сикорского

        Да много чего можно добавить .Например тех инженеров что еще в империалистическую уехали н выполнение оружейного заказа русской армии ,участвовали в создании промышленности без которой невозможно ничего воплотить в металл самому талантливому конструктору .Поверхностная статья,автор глубоко не капал ,так ,сливки сверху снял .

        в первую очередь необходимо добавить все те факты , которые говорят о том что американцы вообще никогда не были на Луне, а вся информация о полете сша на Луну чистой воды инсцинировка для того чтобы не потерять лицо в соревновании с СССР,
        а также добавил бы описание невнятных телодвижений СССР в поддержку данной инсцинировки и как следствие поражения из за этой лжи в соревновании США -СССР
        вот это было бы реально интересно.
        1. -1
          6 ноября 2013 20:42
          Цитата: Андрей Скоковский
          и вся информация о полете чистой воды инсцинировка для того чтобы не потерять лицо в соревновании с СССР

          А СССР были на Луне ?

          Цитата: Андрей Скоковский
          поражения из за этой лжи в соревновании США -СССР
          вот это было бы реально интересно.

          интересный взгляд на вещи . Вас наверное то же шпроты из банки напугали ?
        2. +1
          6 ноября 2013 23:23
          Цитата: Андрей Скоковский

          в первую очередь необходимо добавить все те факты , которые говорят о том что американцы вообще никогда не были на Луне, а вся информация о полете сша на Луну чистой воды инсцинировка для того чтобы не потерять лицо в соревновании с СССР,

          Странно только. О том, что США на Луне не были пишут конспирологи-теоретики типа Мухина, а о том, что были - серьезные люди типа космонавта Леонова, и всяких там академиков-шмакодемиков. Но кому они интересны, если есть Великий Заговор. Ведь чувствовать себя срывателем покровов с тайн гораздо круче, чем просто уметь разбираться в сложной технической информации.
        3. Versed
          -4
          7 ноября 2013 02:58
          Американцы не летали на Луну? а Гагарин в космос не летал или предъяви доказательства иного laughing
        4. Evgenij.
          0
          10 ноября 2013 21:35
          А я верю что были, верю что люди были на луне. Не все американцы сволочи
      4. Комментарий был удален.
    2. +3
      6 ноября 2013 22:10
      А о чем собственно речь? Какая разница где кто родился, самое важное где кто живет и для кого изобретает, любой русский попав в США и получив гражданство перестает быть русским и становится американцем. Америка страна мигрантов, так что априори все их ученые выходцы из разных стран, но они американцы и разбираться кто из них кто верх идиотизма. Тот же Сикорский американец. И не надо всей нации присваивать американские разработки, что то в свое время русские наплевали на своих ученых и их изобретения, а теперь когда они уехали все как то резко о них вспоминать стали. Америку построили американцы, а не кто то еще. Хватит уже воспевать баллады о своей исключительности, лучше ученых бы своих поддержали, а то бегут до сих пор в США толпами. За то как США даст им возможность самореализоваться вы все пяткой себя в грудь стучать начинаете, мол русские это, а это как раз таки американцы, без их системы поддержки ученых все изобретения Сикорского валялись бы на свалке. Уже бесить начинает этот идиотизм что тут процветает.
    3. 0
      7 ноября 2013 08:09
      Да так исторически сложилось-в штатах ни чего не было.Одни рабовладельцы да плантаторы.
      Лишь с конца 19в стало там что-то появляться-из Европы и России,конечно туда народ с головой попер-не чисто земли индейские захватывать,а уже и промышленность их поднимать.
  2. +3
    6 ноября 2013 09:34
    Мда....вот такая вот технологическая америка, созданная русскими инженерами и учеными
    1. +2
      6 ноября 2013 10:16
      Цитата: JonnyT
      Мда....вот такая вот технологическая америка, созданная русскими инженерами и учеными

      США страна эмигрантов, не только русские строили её. Картвели и Северский не единственные инженеры в компании были.
  3. +1
    6 ноября 2013 09:51
    Да и счас есть Инженеры. Помню в Белоруссии ехал по дороге и вижу необычный самолет летит, присмотрелся-а у него круглое крыло....И летает сей агрегат))))
  4. +2
    6 ноября 2013 11:50
    «Трасса Кондратюка»
    Да уж...Была у нас книга Кондратюка, была..."Завоевание космоса" вроде называлась. Издания годов 40-50х. К сожалению потерялась при переезде в Свердловск...Трагической судьбы человек...
  5. +1
    6 ноября 2013 14:39
    Русские крылья Америки. Авиация и космонавтика Соединенных Штатов многим обязаны эмигрантам из России
    Не правильное название и текст не доработан.
    Соединенные штаты ВСЕМ обязаны России и ее гражданам.
    Начиная с поддержки Янки против юга (подогнали свои крейсера для победы севера), заканчивая сдачей своей территории для поддержки американской экономики.
  6. Spiegel
    +2
    6 ноября 2013 15:34
    Как же так, нищая и отсталая Россия вдруг породила столько умных, образованных и талантливых людей. Мы только сейчас узнаем о тех, кто достиг успехов за рубежом. ну, о Сикорском знали, конечно. Не знаем большинства тех, на ком поднялась Россия после революции и гражданской. А то по версии большевиков пришли они в пустыню, и все здесь заново создали чудесным образом. А создали на интеллектуальных плечах дореволюционной России, на мощи ее образования и науки. Тот же Туполев, как известно, ученик Жуковского. Да и Красная Армия вовсю использовала опыт российских военных, чего стоит, к примеру, маршал Шапошников. И так далее, и тому подобное. Гордиться Россией надо и ее достижениями, пусть она часть своей жизни и называлась СССР, да суть-то дела от этого не меняется.
  7. 0
    6 ноября 2013 18:14
    не многим, а всем!!!А вот мы обязаны тому, что у нас не будет космонавтики...ЕГЭ и ливанову.
    1. Evgenij.
      0
      10 ноября 2013 21:42
      Была космонавтика, есть и будет! Вы переоцениваете ЕГЭ
  8. sribnuu
    +1
    6 ноября 2013 18:46
    Кондратюк и Сикорский они же Украинцы! Королев между прочим также.
    1. Spiegel
      0
      6 ноября 2013 21:51
      С каких это пор они украинцы? Если брать Королева, то Крым был нормальной частью России, как, впрочем, и Малороссия. И по советскому административному делению Крым был частью РСФСР, так что Королев родился и вырос никак не на Украине, не говоря уже о том, что он и по национальности ни разу не украинец, как и Сикорский (фамилия-то польская), и Шаргей (Кондратюк по документам). И разве в этом дело? Нынче, оказывается, судя по некоторым постам, Украина создала танк Т-34, танк Т-64, самолеты АН и прочее, раз предприятия расположены на нынешней украинской территории. А предприятия эти создавала вся страна, выделяя на них деньги, выпускники разных ВУЗов из разных мест приезжали на них по распределению. И никого не волновало, Украина это, Белоруссия или Россия.
  9. sribnuu
    0
    6 ноября 2013 18:46
    Кондратюк и Сикорский они же Украинцы! Королев между прочим также.
    1. +1
      6 ноября 2013 19:27
      Цитата: sribnuu
      Кондратюк и Сикорский они же Украинцы! Королев между прочим также.

      Точно. Забыл только ты Ломоносова, Эйнштейна, Ньютона и Лапласа. Да слоны тоже родом из степей Украины.
  10. Algor73
    0
    6 ноября 2013 19:31
    А сколько за последние 20 лет гениев уехало с России, Украины, других республик бывшего СССР? Я не удивлюсь, если через лет так 20-30 подобные статьи запрестят, но уже с новыми именами, но русскими, украинскими... А мы будем и дальше покупать ихнюю передовую технологию, разработанную нашими соотечественниками.
    1. 0
      2 декабря 2013 10:50
      Ага, осталось только накрыться простынкой и медленно ползти на клпадбище. Я считаю пессимизм - тухлое дело.
  11. Crusader40
    0
    6 ноября 2013 22:29
    Да, потеряли мы в советское время интеллигентов, родившихся в Российской Империи...
  12. 0
    7 ноября 2013 00:01
    Соединённые Штаты от рождения и по своей сути страна эмигрантов. А в эмиграцию кто уходит? Уходят непризнанные на Родине таланты и гении, сильные умом и духом. В то время как непризнанные, но слабые духом, обычно спиваются и тихо исчезают.
    Спасибо всем Россиянам-эмигрантам-авиационщикам, продолжившим свою работу по теме за вклад в общее дело! drinks
  13. Режисёр
    +1
    7 ноября 2013 00:24
    А ведь было время когда и в Россию приезжали на ПМЖ учёные. Сразу вспомнил А. Нобеля. Но это было очень давно.
    1. 0
      7 ноября 2013 00:26
      Цитата: Режисёр
      А ведь было время когда и в Россию приезжали на ПМЖ учёные. Сразу вспомнил А. Нобеля. Но это было очень давно.


      Я вспомнил Бартини...
  14. тутживу
    -1
    7 ноября 2013 02:21
    "смешались в кучу кони,люди..."
    Сикорский Игорь Иванович.родился в Киеве.Закончил морской кадетский корпус в Петербурге(1903-1906).Киевский политехнический институт (1907-1911). Учился в парижской технической школе.
    Цитата: вася
    Соединенные штаты ВСЕМ обязаны России и ее гражданам.

    Российская и американская космонавтика всем обязаны людям фон Брауна. В.фон Браун и другие немецкие специалисты -765чел. фактически создали американскую космонавтику.
    Гельмут Греттруп (1916-1981)-соратник фон Брауна, специалист в области систем управления был сагитирован Б. Чертоком на сотрудничество с Советами. В Германии общими усилиями удалось восстановить один из основных ракетных заводов, что дало возможность получить десять комплектов Фау-2. Летом 1946 года в добровольно-принудительном порядке около 500 ведущих немецких специалистов было направлено в СССР, где часть из них (приблизительно 150 чел.) разместили в суровой изоляции на острове Городомля посреди озера Селигер.Это был филиал №1 НИИ-88."Советские " немцы опередили "американских" и дали миру решения , которые сегодня хрестоматийные для всех ракетчиков.
    В 1953г. Г.Греттруп последним из своих сотрудников покинул СССР. Б.Черток отмечает, что от стыда не мог смотреть Гельмуту в глаза.Он был высажен на вокзале в Берлине, где его сразу-же упаковали американские спецслужбы и вывезли в З.Берлин. К чести на сотрудничество с американцами Греттруп не пошел и ничего конкретного от него не добились. Потом имел проблемы со спецслужбами и с работой. Устроился на "Сименс" где разработал электронные машинки для размена и счета денег.