Экспериментальный плавающий танк «Объект М906»

5
В конце пятидесятых годов на Сталинградском тракторном заводе (в 1961-м он вместе с городом получил новое название) начались несколько проектов модернизации плавающего танка ПТ-76. Предполагалось улучшить силовую установку и вооружение танка, а также обновить состав оборудования, что могло значительно повысить боевые возможности. В 1960 году стартовал проект «Объект 906», в котором планировалось применить несколько новых технических решений. Для исследования перспектив той или иной идеи было предложено разработать, построить и испытать специальный экспериментальный танк. Опытная боевая машина получила обозначение «Объект М906».

Экспериментальный плавающий танк «Объект М906»


Одной из главных целей проекта «Объект М906» было изучение возможности изготовления бронекорпуса из алюминиевых сплавов. В связи с этим корпус экспериментальной машины собрали из деталей, изготовленных из сплавов Д-20 и АЛ-19. По своей форме и компоновке корпус нового танка почти полностью повторял корпус серийного ПТ-76. При этом были небольшие отличия: к примеру, крыша моторно-трансмиссионного отделения состояла из двух плит, расположенных уступом. Лоб корпуса собрали из листов толщиной 20 (верхний и нижний) и 30 (средний) мм. Нижняя часть бортов корпуса имела толщину 25 мм, а верхняя 30 и 20 мм. Передние скошенные и средние детали верхней части бортов выполнили из более толстых листов. Кормовые детали имели толщину от 12 до 20 мм, крыша – 12 мм. Лобовые детали обеспечивали защиту от бронебойных пуль калибра 14,5 мм, остальные – от бронебойных пуль винтовочного калибра.

Необходимо отметить, что алюминиевый корпус имел меньшую жесткость в сравнении со стальным. Из-за этого в нескольких местах днища и крыши предусмотрели ребра жесткости. Кроме того, подбашенный лист через специальные опоры передавал вес башни на днище корпуса. Несмотря на заметное усложнение конструкции и увеличение числа деталей, удалось значительно сократить вес корпуса. Конструкция корпусов танков ПТ-76 и «Объект М906» была почти одинаковой, однако броня второй машины оказалась на 1800 кг легче. Кроме того, использованные алюминиевые сплавы, в отличие от броневой стали, были не столь подвержены коррозии под действием морской воды.



В конструкции бронекорпуса экспериментальной машины присутствовало некоторое количество стальных деталей. Из стали выполнили несколько силовых элементов корпуса, люк механика-водителя и башню. Последняя была взята у серийного танка ПТ-76, из-за чего в ее конструкции не использовались сплавы алюминия.

Компоновка корпуса «Объекта М906» ничем не отличалась от размещения агрегатов на ПТ-76. В передней части корпуса поместили отделение управления с рабочим местом механика-водителя. За ним установили башню, целиком заимствованную у серийного плавающего танка. В корме корпуса находилось моторно-трансмиссионное отделение. В ходе проекта «Объект М906» проверялся не только алюминиевый корпус, но и новая система трансмиссии, созданная для плавающего танка «Объект 906». Новая трансмиссия, сопряженная с дизельным двигателем 8Д6-300М мощностью 300 л.с. позволила довести максимальную скорость экспериментального танка на шоссе до 70 км/ч и на воде (при помощи двух водометов) до 10 км/ч.

«Объект М906» также стал стендом для отработки управления, ходовой части, электрооборудования и т.п. систем будущего плавающего танка «Объект 906». Необходимость в разработке некоторых новых узлов и агрегатов отсутствовала, поэтому оба новых танка, экспериментальный и предполагавшийся для замены существующей техники, позволила взять у ПТ-76 волноотражательный щиток с приводом, стальную крышку люка механика-водителя несколько других деталей.



Единственный опытный образец экспериментального танка «Объект М906» был построен в первых месяцах 1961 года. Вскоре после окончания сборки начались испытания. В ходе поездок по полигону и пробных стрельб «Объект М906» показал все положительные черты алюминиевой брони. Опровергая все сомнения, алюминиевые сплавы обеспечили достаточный уровень защиты. Причем лобовые детали экспериментального танка защищали экипаж и агрегаты от пуль калибра 14,5 мм, что превышало возможности брони серийного ПТ-76. Уровень защиты у обоих танков бортов был одинаковым. Также отмечалось, что алюминиевый бронекорпус обеспечивает лучшую защиту от ударной волны и осколков.

Хотя проект «Объект М906» изначально рассматривался в качестве способа проверить на практике перспективные технические решения, он дал несколько полезных результатов. В первую очередь, экспериментальный плавающий танк позволил опробовать и довести некоторые агрегаты будущей машины «Объект 906». Однако наиболее ценным результатом проекта «Объект М906» является проверка алюминиевой брони и освоение технологий ее изготовления. При изготовлении единственного прототипа «Объекта М906» специалисты Сталинградского тракторного завода отработали технологии литья и обработки, используемые до сих пор.



Освоенные технологии в дальнейшем активно применяемые при строительстве новых боевых машин, в конструкции которых использовалась алюминиевая броня. Обеспечивая сравнительно высокий уровень защиты, детали из алюминиевых сплавов легко обрабатывались на металлорежущих станках. При сборке корпусов применялась сварка в аргоновой среде.

Новые технологии изготовления и обработки алюминиевых деталей бронирования можно считать главным результатом проекта «Объект М906». Дело в том, что этот плавающий танк создавался в качестве платформы для отработки технологий и агрегатов перспективной боевой машины «Объект 906». В 1961 и 1962 году шесть плавающих танков «Объект 906» прошли испытания, но на вооружение эта машина не поступила. Совокупность характеристик нового плавающего танка не обеспечивала значительного превосходства над ПТ-76, из-за чего проект «Объект 906» был закрыт после испытаний. Таким образом, от двух проектов до практического применения дошли лишь технологии, связанные с алюминиевой броней.


По материалам сайтов:
http://dogswar.ru/
http://otvaga2004.ru/
http://tank.itishistory.ru/
5 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    11 ноября 2013 08:51
    Спасибо очень интересно...
  2. Eugeniy_369
    +4
    11 ноября 2013 09:09
    Статье +. Наглядно показывает что НИОКР, постойка опытных образцов нужна. Методом проб и ошибок, сравниванием образцов достигается новое, лучшее. Случаев чтоб сразу сделали и получили шедевр еденицы.
    Не удивительно что образец формой корпуса был похож на ПТ-76. Не буду спорить по поводу его танковых качеств, но как плавающей машине ему равных не было, да и нет до сих пор- "поплавок" smile . Н. Ф. Шашмурин создал то что требовали,да еще и тов. Сталин данный вопрос держал на контроле, попробуй ослушайся recourse .
  3. +3
    11 ноября 2013 14:35
    хорошая статья good люблю почитать про старые разработки иногда такие интересные машины создадут диву даешся hi
  4. 0
    11 ноября 2013 17:21
    По своей форме и компоновке корпус нового танка почти полностью повторял корпус серийного ПТ-76.

    У ПТ-76, вроде, боеукладки, сзади башни не было, если это она…
  5. 0
    11 ноября 2013 18:10
    Мне такой бы не помешал на рыбалку гонять)
  6. 0
    11 ноября 2013 22:43
    хороший девайс!!! нашим морпехам сей девайс пригодился бы!!! drinks wink