«Рынок научился зарабатывать на дураках и работает на массовое оглупление»

42
«Рынок научился зарабатывать на дураках и работает на массовое оглупление»СМИ пишут о встрече призеров школьных олимпиад с министром образования и науки Дмитрием Ливановым. Министр поднял тему трудоустройства молодых специалистов в сфере отечественной науки. Разговоры об инновационном пути развития страны идут давно, и в этой связи возникает вопрос: как добиться сохранения образовательного потенциала России? Этот аспект комментирует для KM.RU известный аналитик Анатолий Вассерман.

Остатки былого великолепия выдают за результаты собственной деятельности

Наши школьники и студенты все еще занимают передовые места в международных конкурсах. Это доказывает только одно: мы прошли еще не так далеко по тому пагубному пути разрушения системности образования, по которому Северная Америка и Западная Европа движутся уже несколько десятилетий. Наши «реформаторы» в очередной раз демонстрируют умение находить во всем мире самое худшее, но у нас еще есть фора. Фора в первую очередь заключается в том, что большую часть преподавателей у нас все еще составляют те, кто выучен по старой системе, делающей акцент на системности образования.

На Западе большая часть преподавателей – это люди, выученные по фактологической системе. Как показывает западный опыт, еще лет 10-20, и мы утратим это преимущество. Рынок научился зарабатывать на дураках и всеми доступными средствами работает на массовое оглупление. Я очень боюсь, что в скором будущем положительные результаты, показываемые нашими учащимися на международных соревнованиях, будут случайными. Сейчас они закономерно высоки, потому что мы позже, чем конкуренты, свернули с законоцентричного обучения в тупик фактоцентризма.

Сейчас остатки былого великолепия выдают за результаты собственной деятельности и обосновывают нашими успехами на олимпиадах дальнейшее продвижение по пути разрушения. В начале 90-х примерно так же успехи наших спортсменов использовались как доводы в пользу разрушения всей системы массовой физкультуры и массового отбора людей в большой спорт. Мол, «и без этого справляемся». Сейчас приходится возрождать физкультурную систему, созданную в советское время. Придется возрождать и систему образования, и, надеюсь, это будет сделано, пока не стало слишком поздно.

Без практики наука теряет половину стимулов

Еще одна причина, по которой рынок работает на оглупление, – это вывод производства в регионы с дешевой рабочей силой. Первоначально выглядело красиво: конструкторское бюро – в Соединенных Государствах Америки, а заводской цех – в Китае. Но опыт доказывает, что конструкторы не могут долго работать в отрыве от производства.

Разработчики многих видов техники перебираются в Китай, в Корею, в Японию – туда, где их разработки воплощаются в жизнь. Аналогично и наука не может долго существовать в отрыве от конструкторской деятельности. Половина задач, решаемых наукой, проистекает из практики, и потому без практики наука теряет половину стимулов. Это главная причина того, что наша Академия наук дает сейчас в расчете на потраченный рубль меньше результатов, чем в советское время. Кстати, и рублей сейчас тратится на науку на порядок меньше, и особо выдающихся результатов ожидать не приходится. Практика сейчас не ставит перед наукой новых задач, и наука, по сути, варится в собственном соку. Полагаю, что вслед за конструкторами наметится массовый переезд в Китай, Корею и другие страны и ученых.
42 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Мирный военный
    +18
    9 ноября 2013 08:08
    "Рынок", в этом смысле, как и "реформы", и "либерализация" превратились в ругательства.
    А.Вассерману уважуха.
    1. +6
      9 ноября 2013 11:11
      Цитата: Мирный военный
      "Рынок", в этом смысле, как и "реформы", и "либерализация" превратились в ругательства.

      Я очень боюсь, что в скором будущем положительные результаты, показываемые нашими учащимися на международных соревнованиях, будут случайными. Сейчас они закономерно высоки, потому что мы позже, чем конкуренты, свернули с законоцентричного обучения в тупик фактоцентризма.


      Повторю свой более ранний коммент

      Полнейший дурдом начался после введения ЕГЭ ( у нас ЕНТ) - поворот в фактоцентризм по Онотоле.
      Где-то вычитал, что у одного педагога была такая система оценки знаний -
      Знает и понимает - пятерка
      Не знает, но понимает - четверка
      Знает , но не понимает - тройка
      Не знает и не понимает - двойка

      Самые страшные в этом списке - троечники. По ЕГЭ они сейчас получают высокие баллы.
  2. Аликово
    +12
    9 ноября 2013 08:12
    вассерман как всегда прав.
    1. +5
      9 ноября 2013 11:50
      Потому что головой думает, а не как другие Ж.
  3. +15
    9 ноября 2013 08:18
    В образовании точка невозврата, похоже, уже пройдена. Примерно 5-10 лет и преподавать в ВУЗах на этих нищих зарплатах будет некому: теперешние преподы, большая часть из которых пенсионного возраста и потому уволиться некуда, либо уйдут на пенсию, либо умрут. За их спиной никого. Все теперешние научные школы будут утрачены, в пору будет вводить систему "красной профессуры". Что касается науки, то современные достижения возможны на современном же оборудовании, которое стоит очень немалых денег. А в РАН денег хватает только на зарплаты и поддержание зданий, чтобы не рухнули. Каких еще результатов вы ждете?

    Очень грустно. Зато прогнали ледокол на полюс (сколько это стоит боюсь даже предположить). Теперь тащат в космос, жалко ребят, ведь они получат недетскую дозу при выходе в открытый космос. И ради чего? Да и факел не горит, хоть бы лампочку вставили. Понты дороже денег!
    1. +8
      9 ноября 2013 11:11
      Дело не только в нищенских зарплатах преподавателей ВУЗов. Проблема в проникновении всевозможных прохиндеев, либералов - рыночников в преподавательскую и научную среду. Они проникая в научную среду прежде всего заботятся о собственном благосостоянии, всеми правдами и неправдами повышая свои зарплаты, оставляя на мизерных окладах старые не приученные "работать локтями" научные кадры. Пример этого явления Астраханский университет. Вы ь слышали о прорывных научных работах этого университета? Я нет. А заработная плата ректора университета более 300 тыс. рублей в месяц. Прочитав это у меня возникла мысль, а что не так уж плохо и платят в науке.
      Пока зарплата боссов от науки не будет жёстко привязана к средней зарплате его подчинённых, а общий фонд з/п будет зависеть от результатов научной работы (исследований, преподавания и т. д.) подъёма в науке и образовании не будет.
      1. timer
        +2
        9 ноября 2013 22:50
        Согласен с вами. Только от себя добавлю-наука действует в рамках нынешней рыночной системы.Еще раз повторюсь-корень проблем в СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЕ ВЛАСТИ И МОДЕЛИ ЭКОНОМИКИ В СТРАНЕ!Этой системе не нужны ни системное образование, ни изобретатели, ученые и т.д.А нужен потреблядский раб с ЕГЭшным образование.
        1. 0
          10 ноября 2013 13:33
          Цитата: timer
          -корень проблем в СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЕ ВЛАСТИ И МОДЕЛИ ЭКОНОМИКИ В СТРАНЕ!

          Поддерживаю.
          И эту систему потреблятсва (безудержной погони за прибылью) надо срочно менять.
  4. makarov
    -2
    9 ноября 2013 08:22
    "СМИ пишут о встрече призеров школьных олимпиад с министром образования и науки Дмитрием Ливановым. Министр поднял тему трудоустройства молодых специалистов в сфере отечественной науки..."

    И что здесь плохого???
    Западные страны уже давно "охотятся" на одаренную молодежь с СНГ. Для этой цели имеется ряд льготных и даже оплачиваемых ПОЛНОСТЬЮ проектов. Не остается в стороне и РФ пытаясь своими льготными программами не только перенаправить одаренных в собственное русло, но и в дальнейшем извлечь из этого именно практическую форму путем внедрения ноу-хау молодых гениев.
    Единственно в чем поддерживаю Вассермана (в переводе "водяного человека"), так это в отставании внедрений. Но это уже другая тема- борьба с бюрократией.
  5. +11
    9 ноября 2013 08:25
    Вассерман как всегда четок и лаконичен в определениях и высказываниях-умница!Но обидно,что к нему не прислушиваются власть придержащие:вот откровения Кудрина("лучшего" министра финансов)-это как истина в последней инстанции,или бредни либералов о необходимости отдать Арктику и острова!Этот мудрый человек не раз доказал глупость,а может даже преступность проводимой либералами политики в отношении России!Уважение достойному человеку!
    1. timer
      +4
      9 ноября 2013 22:47
      Это говорит о том, что в обществе на данный момент утрачены "социальные лифты", и такие специалисты как Вассерман не будут услышаны, не появиться и грамотных военноначальников, конструкторов и т.д.Еще раз повторюсь-корень проблем в СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЕ ВЛАСТИ И МОДЕЛИ ЭКОНОМИКИ В СТРАНЕ!Этой системе не нужны ни системное образование, ни изобретатели, ученые и т.д.А нужен потреблядский раб с ЕГЭшным образование.
      1. Misantrop
        +2
        10 ноября 2013 00:17
        Цитата: timer
        Этой системе не нужны ни системное образование, ни изобретатели, ученые и т.д.А нужен потреблядский раб с ЕГЭшным образование.
        Это - всеобщая беда на просторах бывшего СССР. К примеру, Министр Культуры (!) Крыма Аурика Дрибная буквально на днях на совещании завяила открытым текстом, что система библиотек Крыму НЕ НУЖНА и она приложит все силы, чтобы библиотеки закрыть. Как она выразилась: "Этих дармоедов..." what sad
  6. Валерий Неонов
    +7
    9 ноября 2013 08:31
    При нынешней системе образования и науки должность Ливанова необходимо писАть только в кавычках-"министр образования и науки" в связи с отсутствием такого как образование. winked
    1. predator.3
      +13
      9 ноября 2013 09:04
      Всю жизнь говорили ,что советская система образования самая лучшая в мире, но все равно заменили на болонскую систему, где логика ?Кроме как вредительством не назовешь, Одного врага ( Фурсенко )заменили на его зама.
      1. +4
        9 ноября 2013 09:38
        А что вы хотите, если управляют процессом бухгалтеры. Да и законы пишут "экономисты", которые в Думе на вопрос корреспондента чему равно 4 разделить на 1/2, отвечают два!
      2. AVV
        +1
        10 ноября 2013 00:04
        Все по зеркальному сценарию,Происходит,как и с Сердюковым,только этот от образования,что общего?Тот и другой разваливают,до основания,все то ,что до них было создано!Тот и другой приносят ущерб государству!Тот и другой руководят под началом ДАМ а!!!Не много ли совпадений господа,а потом спохватятся,но будет ,поздновато!Хотели как лучше.а получим.как всегда,как в Сколково,и как в Академии наук,или как в ВС наконец!!!
  7. +9
    9 ноября 2013 08:54
    Да. Вассерман человек умный и в подтверждение его мнения можно привести пример быстрого возрождения и развития советской науки после революции. Востребованность науки была обусловлена индустриализацией, что стимулировало стремительное развитие производительных сил и научное обеспечение как развития производства, так и подготовку кадров. Были задействованы колоссальные финансовые ресурсы и в стране, где была почти поголовная неграмотность населения, в короткие сроки возникли и учёные мирового класса и научные школы и темпы роста, каких никогда в мире не достигало ни одно государство.
    Что же мы хотели ожидать от нашей науки при деиндустриализации, отсутствии финансирования и уничтожении промышленности? Вассерман прав. Для этого ума не надо. Присосался к трубе и славно.
    1. +9
      9 ноября 2013 09:15
      Онотоле умеет поднять тему. Проблема есть и серьезная. Если бы не проводимая Уолл-стрит политика на сталкивание белой расы вниз по эволюционной лестнице. Методы - это и смешение с южными расами, и ухудшение качества образования. Я бы не стал рубить категорически, что мол если перестать учиться - то все и точка невозврата и т.п.. АХИНЕЯ. Откат на несколько лет назад и все. Нагнать можно. Самое главное - не давайте своим сынам и дочерям (голубоглазым и светловолосым) рожать детей от южан(и чем на генном уровне южнее - тем хуже).
      Вот это - точка невозврата.
      И если бы (допустим такую фантастичную картину) белые бы спрятались за железным занавесом, их возвращение лет через 100 в Саудовскую Аравию (к примеру) выглядело бы так.
  8. патриот2
    +3
    9 ноября 2013 09:08
    Хорошо сказано, что через 10-20 лет у нас не будет образования высокого уровня подготовки. И это видно уже сейчас, когда уходят преподаватели советской школы. Поверхностные и "узколобые" специалисты не будут способны продвигать ни науку ни страну вперёд. А насчёт "точки невозврата" верно, однако нельзя сложить ручки и ничего не делать. Жизнь всё расставит по своим местам.
    На своих ошибках учимся, нет чтобы учиться на ошибках других!
  9. Асан Ата
    +5
    9 ноября 2013 09:26
    Был недавно в "школе", МВТУ, пардон МГТУ им. Н.Э. Баумана, там до сих пор преподают те же профессора, что и в 70х !Преподователей 30-40-50 лет нет! Раньше они получали ЗП + по теме (по военной тематике), последние 20 лет - только ЗП.
    1. Marek Rozny
      +2
      9 ноября 2013 19:28
      А мне вспоминается одна из поездок в Москву, где встречался с различными научными разработчиками лет десять назад. Реально одни пенсионеры. Молодежи не было вообще.
      Да и эти пенсионеры оставили не очень позитивное впечатление (чересчур ушлыми оказались).
      А Вассермана переманить бы в КЗ на хорошую должность)))
  10. патриот2
    +8
    9 ноября 2013 09:31
    Цитата: predator.3
    Всю жизнь говорили ,что советская система образования самая лучшая в мире, но все равно заменили на болонскую систему, где логика ?Кроме как вредительством не назовешь, Одного врага ( Фурсенко )заменили на его зама.

    Значит тем КТО ЗАМЕНИЛ не нужны умные и образованные кадры. "ТЕМ КТО ЗАМЕНИЛ" НУЖНЫ ТУПЫЕ ИСПОЛНИТЕЛИ ИХ ВОЛИ (желательно бездушные роботы)!
    1. kaktus
      +3
      9 ноября 2013 10:01
      Цитата: патриот2
      Значит тем КТО ЗАМЕНИЛ не нужны умные и образованные кадры. "ТЕМ КТО ЗАМЕНИЛ" НУЖНЫ ТУПЫЕ ИСПОЛНИТЕЛИ ИХ ВОЛИ (желательно бездушные роботы)!


      "квалифицированные потребители" fool - вот кто сейчас нужен
    2. +1
      9 ноября 2013 11:21
      Цитата: патриот2
      Значит тем КТО ЗАМЕНИЛ не нужны умные и образованные кадры. "ТЕМ КТО ЗАМЕНИЛ" НУЖНЫ ТУПЫЕ ИСПОЛНИТЕЛИ ИХ ВОЛИ (желательно бездушные роботы)!

      Кто и зачем понятно из видео, вот к чему все идет!
      http://www.youtube.com/watch?v=n04R840pJKc
      смотрите до конца и все станет абсолютно понятно кто, зачем и почему.
  11. Postman
    +2
    9 ноября 2013 10:08
    Цитата: makarov
    Западные страны уже давно "охотятся" на одаренную молодежь с СНГ. Для этой цели имеется ряд льготных и даже оплачиваемых ПОЛНОСТЬЮ проектов. Не остается в стороне и РФ пытаясь своими льготными программами не только перенаправить одаренных в собственное русло, но и в дальнейшем извлечь из этого именно практическую форму путем внедрения ноу-хау молодых гениев.


    Я если не ошибаюсь, слышу кремлевский голосок. Ибо дела обстоят прямо противоположно.

    "В нынешнем году учащиеся российских ПТУ и колледжей впервые участвовали в международном конкурсе профессионального мастерства среди представителей рабочих профессий WorldSkills International (WSI). На прошедших в Лейпциге состязаниях наша страна заняла 54-е место из 54 возможных."
    Ректор МГТУ имени Баумана Анатолий Александров отметил, что выходом из ситуации может стать присоединение учреждений СПО к вузам.
    - Этой сфере образования в последнее время не уделялось должного внимания, из-за чего качество обучения находится на низком уровне. Да и зарплаты, если у преподавателей вузов они низкие, то, представьте, какие там, - говорит Александров. - Система ПТУ и техникумов развалилась. Я считаю, что эти учреждения нужно объединить с вузами, чтобы по их окончании человек мог либо сразу продолжить обучение, либо идти на производство.


    http://www.intertat.ru/ru/eto-interesno/item/19285-na-vsemirnom-chempionate-pete

    ushnikov-rossiya-zanyala-poslednee-mesto

    Вот образование по Путину. Это когда полковник (кухарка)вздумает управлять государством.
    1. +2
      9 ноября 2013 19:00
      Вообще то в статье и приведённой вами цитате говорится о высшем образовании. Что система ПТУ развалена знают все, т.к. это было зделано в самом начале, почти вместе с Союзом. В приведённом вами посте говорится о результате( результат то должен быть).
      Вассерман озвучил, в данной статье, о чём думают более-менее трезвомыслящие люди. Результат в высшем образовании будет такой же, живём пока, как почти везде, результатами Союза.
      1. 0
        9 ноября 2013 19:35
        Извиняюсь, речь по крайней мере не средне-техническом.
  12. +4
    9 ноября 2013 10:16
    На данный момент вижу как минимум один выход,это проводить образовательные мероприятия самостоятельно со своими и не очень родственниками и друзьями.Если раньше родственники и друзья проводили время за игровыми мероприятиями типа ЛОТО,то сейчас будет что то,что будет иметь некий образовательный смысл.А смысл нынешних реформ довольно прост,заработать больше на людях всё меньше разбирающихся в современных реалиях.Учитывая то,что практически вся верхушка власти отучила своих детей в зарубежных образовательных учреждениях,говорит о многом.Они не доверяют нынешней отечественной образовательной системе.И берут то,что считается популярным в других странах.Не факт что всё что оттуда берут плохо,но и безоглядно брать всё,что можно явно не дальновидная политика.Взять во внимание то,что та же профессура из америки,например физики по образованию практически ничего не знают о истории своего государства и тем более о истории других государств.
  13. -2
    9 ноября 2013 11:49
    Когда информации было мало, можно было учить всё подряд. Сейчас информации очень много, поэтому нужно её предварительно систематизировать и упорядочивать, быть на пике последних тенденций, чтобы получались специалисты в своём деле, а не просто образованные люди, но не в чём не специалисты.
    1. +7
      9 ноября 2013 12:45
      Цитата: Jarilo
      Когда информации было мало, можно было учить всё подряд. Сейчас информации очень много, поэтому нужно её предварительно систематизировать и упорядочивать, быть на пике последних тенденций, чтобы получались специалисты в своём деле, а не просто образованные люди, но не в чём не специалисты.

      Я закончил университет 38 лет назад, информации тогда было ничуть не меньше, чем сейчас. В каждой профессии есть основа, стержень, метод, не зная которых невозможно освоить профессию и быть специалистом.
      Основы наук и профессий меняются очень редко и незначительно, а новую информацию осваивать приходится всю жизнь, чтобы не оказаться в хвосте или под хвостом.
  14. +3
    9 ноября 2013 12:38
    Сейчас остатки былого великолепия выдают за результаты собственной деятельности и обосновывают нашими успехами на олимпиадах дальнейшее продвижение по пути разрушения. В начале 90-х примерно так же успехи наших спортсменов использовались как доводы в пользу разрушения всей системы массовой физкультуры и массового отбора людей в большой спорт. Мол, «и без этого справляемся». Сейчас приходится возрождать физкультурную систему, созданную в советское время. Придется возрождать и систему образования, и, надеюсь, это будет сделано, пока не стало слишком поздно.

    Мозг, как и любой орган, развивается только тогда, когда он работает под нагрузкой. Нет нагрузки, нет развития, а без развития начинается деградация.
    Советское образование это не угадайка ЕГЭ, не тупое тестирование достойное обезьян, это напряжённый умственный труд, приобретение и развитие способности думать и учится.
    Вовик поддержал отмену домашних заданий в школе, якобы перенапрягающих учеников.
    А как эти расслабленные ученики будут потом учится в ВУЗах? Как эти неработи будут работать на производстве? Инженер, не занимающийся самообразованием постоянно, это жалкий недоумок, недоучка не способный ни к чему дельному.
  15. +1
    9 ноября 2013 13:35
    Рынок научился зарабатывать на дураках и всеми доступными средствами работает на массовое оглупление.


    Совершенно верно и у нас это давно стали практиковать и экспериментировать с молодёжью. Возьмите навязанный западом и крепко засевших в мозгах юных и не только юных праздником " Днём Валентина ".
    Какие суммы крутятся на подарках, валентинках и сопутствующих товарах. Кто для нас этот Валентин? Целая бизнес-отрасль.
  16. +2
    9 ноября 2013 13:36
    Руководство страны, с ослиным упрямством, не желая видеть происходящего, с настойчивостью достойной лучшего применения уцепилось за этот проклятый ЕГЭ. И всё. С каждым годом образование подстраивается под это нововведение. Учителя стараются соответствовать новым трендам. Конец уже виден. Лишь немногие борются. Стране не нужно большое количество образованных граждан. А в СССР была программа по всеобщему высшему образованию. Возможно несколько утопическая, но все же более человеческая.
  17. 0
    9 ноября 2013 14:04
    если проведение реформ и контроль за рынком находятся в руках воров и мошенников,то неудивительно то что реформы и рынок оказались в таком положении.а самое угнетающее то,что образование и наука оказалась уже вообще в глубокой яме.ужасное то,что и в управлении и в законодательстве сидят такие же (это везде так)и чтобы исправить ситуацию нужны десятилетия.
  18. +2
    9 ноября 2013 14:06
    Вот нравится мне Вассерман за то,что ВСЕГДА ёмко и в точку.И вообще,он хоть и еврей ,но он НАШ еврей.
    1. 0
      10 ноября 2013 12:18
      А у меня сложилось впечатление,что он более русский,чем большинство в правящей верхушке.Национальность национальностью,а Вассерман настоящий русский интеллигент да еще с кулаками!Поболее бы таких может и получше бы жили!
  19. +1
    9 ноября 2013 14:29
    В настоящее время наблюдается вполне прогнозируемый кризис в науке и образовании, который связан с разрухой и потерей преемственности в 90-е годы.
    При этом автор правильно отметил, что ученый не может долго работать в отрыве от производства. Кроме того, так же не могут долго работать преподаватели в отрыве от науки, ученые не могут вести исследования в отрыве от ВУЗов, студенты не могут эффективно обучаться в отрыве от предприятий и организаций. И это не замкнутый круг, а система практических и экономических взаимоотношений, которая должна быть обязательно выстроена на законодательном уровне, т.е. предприятие – студенты – преподаватели, ученые - предприятие. Иначе невозможно прекратить хаоса в науке и образовании.
    Кроме того, существует огромный пласт научно-прикладных направлений. Здесь государство с помощью своих инструментов может хорошо стимулировать крупных промышленников и предпринимателей вкладывать деньги в научные исследование и технологическое перевооружение предприятий.
  20. +1
    9 ноября 2013 15:17
    Ну вот, известный пропутинский, провластный интеллектуал в очередной раз пнул анонимных реформаторов. Все как обычно; темные силы нас злобно гнетут, но Путин великий на страже стоит.
    Как это называется? Когда происходит раздвоение сознания - шизофрения или паранойя?
  21. -1
    9 ноября 2013 15:38
    Конечной целью системы образования давно стало зарабатывание денег, причём даже не для государства, а просто для конкретных лиц. Коммерциализация образования - тяжёлая проблема.
    И вот ещё что скажу. Отрыв от передовых мировых стандартов начал у нас происходить в конце 60-х - начале 70-х годов, а потом он только углублялся. Вассерман болтает о каких-то призовых местах, завоёванных нашими учащимися на международных олимпиадах, но разве в этом цель системы образования? Толку-то то что от этих призовых мест, если наша продукция никому была не нужна? Причём не только на мировом рынке, но и зачастую внутри страны. Ещё в 1979 году работал 4 месяца на ГАЗе, и поразился обилию импортного оборудования. Причём не какого-то новейшего, а американского ленд-лизовского 40-х годов и немецкого трофейного. А где же было наше отечественное оборудование? Оно ржавело на складах готовой продукции машиностроительных заводов, будучи никому не нужным. Или поступало на заводы, но там не устанавливалось, ржавело и разворовывалось. Советское машиностроение (которое все любят тут хвалить) во многом работало по схеме "сырьё-полуфабрикат-продукция-склад-металлолом". Огромные площади были заняты оборудованием, которое без толку стояло и ржавело, дожидаясь когда подойдёт срок списания и его отправят в переплавку. А на заводах работали допотопные иностранные станки, которые были лучше и надёжнее наших новых. И что толку от достижений наших школьников и студентов на международных олимпиадах?
    Ещё в 60-е годы СССР выпускал автомобили, холодильники, радиоприёмники, которые пусть и в малом количестве, но были востребованы на мировых рынках. А с начала 70-х начало нарастать технологическое отставание. Почему так произошло? Трудно сразу сказать. Но думаю, что сказалась и не вполне качественная, оторванная от жизни система образования. Которое было нацелено на победы на международных конкурсах, а не на реальные нужды страны.
    По ряду направлений ВУЗы выпускали такое количество специалистов, которое экономика не могла переварить. Сейчас справедливо смеются над перепроизводством юристов, экономистов и менеджеров. Но в СССР было такое же перепроизводство, например, инженеров-технологов и инженеров-строителей, из которых половина работала потом не по специальности, а ещё треть просиживала штаны во всевозможных НИИ, не делая там абсолютно ничего. И ведь их готовили на государственные деньги, а нынешних юристов-экономистов-менеджеров в основном штампуют на платных отделениях ВУЗов, не за деньги налогоплательщиков.
    Любят у нас тут говорить, что все проблемы в последние 20 лет появились. Ох как любят.
    1. -5
      9 ноября 2013 17:46
      Как всегда, какой-то коммуняка поставил минус, а возразить ничего не смог. Коммуняки такие коммуняки... скрипеть зубами втихую - это могут. А по сути, крыть нечем, одни лозунги и враньё. Потому и сторонников у них всё меньше.
      1. +2
        9 ноября 2013 19:28
        Цитата: Кислый
        Вассерман болтает о каких-то призовых местах, завоёванных нашими учащимися на международных олимпиадах, но разве в этом цель системы образования

        Минус вам не ставил. Это не цель, это показатель образования. Развал Союза, многие считают, начался(или начали) именно тогда. Когда появилась цель просиживать в НИИ то появилось и необходимое качество, из -за отношения учащихся( вон у него 2-а класса а как живёт, чё пыхтеть). И уж это совсем не повод уничтожать образование сейчас, вообще никакого не будет. А показатель его ещё дастаточно высок.
    2. Николай Д.
      +4
      9 ноября 2013 20:34
      Цитата: Кислый
      Толку-то то что от этих призовых мест, если наша продукция никому была не нужна? Причём не только на мировом рынке, но и зачастую внутри страны.


      Такое понятие как "железный занавес" слышали? Нет? Так вот, этот занавес был воздвигнут западом против СССР, а не наоборот, как лгут нам либероиды. Это во первых.
      А во вторых, объясните нам, неучам, почему сейчас США/Запад/третьи страны покупают/сотрудничают с нами по высокотехнологичным отраслям, где мы безоговорочные лидеры: космос, атом, военное оружие -- да-да то самое, фундамент которого заложил и развивал СССР, и продукты которых никто у нас тогда не покупал?
      Голова нужна не только шапку носить.
    3. Николай Д.
      +1
      9 ноября 2013 20:40
      Цитата: Кислый
      А с начала 70-х начало нарастать технологическое отставание.


      Вы наверное имеете ввиду космические корабли, интегральные микросхемы, атомная физика, военная промышленность? Нет? Ахаха, а что же Ви имеете ввиду под термином "технологическое отставание" в 70-х годах?
      1. Misantrop
        +1
        9 ноября 2013 20:44
        Цитата: Николай Д.
        а что же Ви имеете ввиду под термином "технологическое отставание" в 70-х годах?
        Кока-колу, жевательную резинку и презервативы с усиками. Т.е. именно то, что составляет суть жизни НАСТОЯЩЕГО мачо wassat
    4. Николай Д.
      +1
      9 ноября 2013 21:34
      Цитата: Кислый
      Любят у нас тут говорить, что все проблемы в последние 20 лет появились. Ох как любят.

      Вот тут Вы правы, проблемы возникли задолго до развала СССР:
      1. На идеологическом поле, которое потянуло вниз все остальное -- после смерти Сталина, с приходом Хрущева;
      2. На научно-исследовательском поле -- с приходом Горбатого, для которого главным было привить западные "ценности", вместо того, чтобы развивать свои. Именно с его приходом наука в СССР пошла на убыль, а ведь до него мы даже в такой сфере как микроэлектроника шли ноздря в ноздрю с США, какая там Япония, они тогда были никем, максимум на что они были способны, дак это воровать идеи с нашего "Юного техника" wassat .
  22. +1
    9 ноября 2013 15:39
    Цитата: Мирный военный
    "Рынок", в этом смысле, как и "реформы", и "либерализация" превратились в ругательства.
    А.Вассерману уважуха.

    Потому что рынку не нужны творцы, ему нужны потребители. А чем тупей потребитель, тем лучше рынку и продавцам.
    Помните что в начале кризиса 2008 года в США заявил тогдашний президент Буш, которому местные экономисты доложили о спаде потребления в США? Он заявил на американском ТВ: Мы не позволим Вам перестать ... потреблять!
  23. Асан Ата
    +2
    9 ноября 2013 17:09
    Безопасность государства зависит в том числе и от вертикальной интеграции основных отраслей промышленности в пределах государства. Для России это возможно и стратегически важно. Несколько лет назад Президент России высказал концепт - что Россия должна производить 80-85% потребляемого продукта, и только 10-15% импорта на Хайтек и новые лекарства, при этом тут же осваивая их производство у себя. Считаю это абсолютно верным инструментом независимости.Вообще - нация жизнеспособна только при промышленной и продуктовой независимости. drinks
    1. 0
      9 ноября 2013 17:43
      Цитата: Асан Ата
      Вообще - нация жизнеспособна только при промышленной и продуктовой независимости

      Тогда получается, что жизнеспособных наций нет.
      Разве что папуасы в горах Новой Гвинеи, занимающиеся натуральным хозяйством и охотой. Они ни от кого не зависят.
      Тот же ЕС - крупнейший нетто-импортёр продовольствия. Экономика Китая тотально зависит от импорта сырья (а это ещё хуже, чем зависеть от его экспорта). Да и у Штатов не всё просто.
      Вообще, понятия об экономической независимости сильно устарели и нуждаются в переосмыслении.
      1. Асан Ата
        0
        10 ноября 2013 10:43
        Переход на собственные товары и услуги на 80-85% уничтожит всемирную капиталистическую кооперацию, задачи которой превратить весь мир в консьюмерз, уничтожив нации и религии. Так что это очень актуально, если вы желаете сохранить нацию.
  24. makarov
    0
    10 ноября 2013 05:15
    Цитата: Postman
    Я если не ошибаюсь, слышу кремлевский голосок. Ибо дела обстоят прямо противоположно.


    Беруши из ушей вытащите, а если их нет, то просто обильно их почистите, видать оно- "золото" там заскорузло.
    Гигиена- вещь нужная, не стоит ее пренебрегать.
  25. 0
    10 ноября 2013 15:29
    Да на дураках стали зарабатывать!
    У друга магазин,привез масло из Вологды.Прошла реклама по зомбиящику и все бабки ломятся за химической Рамой.
    И не никак не объяснить что Рама го..но.
  26. 0
    10 ноября 2013 18:40
    Цитата: " Наши школьники и студенты все еще занимают передовые места в международных конкурсах. "
    Значит еще не убил ЕГЭ пытливую мысль наших российских детишек! Правда, еще пару лет и наши школьники будут похожи на серую массу западных тинейджеров. Министерство образования России зовет к всеобщему оглупизму нашего молодого поколения. Глупость российских чиновников всем известна... И что, это нельзя остановить?