Крылатый металл

8


На снимке - первый в мире цельнометаллический самолет, спроектированный и построенный в 1909 году американцем французского происхождения Джоном Муазеном. Он представлял собой полутораплан с вынесенным вперед горизонтальным рулем и своеобразными бескаркасными крыльями из тонких стальных листов с поперечными ребрами жесткости. При этом верхнее крыло зачем-то сделано волнистым. Еще одна интересная особенность машины - трехлопастный пропеллер установлен между ротативным мотором и фюзеляжем.





Трудно сказать, что подвигло Муазена на разработку столь замысловатой конструкции, впрочем, тогдашние аэропланы порой выглядели еще более причудливо, поскольку их создатели, не имея научной базы, руководствовались только собственной фантазией и интуицией.
Муазена же интуиция подвела - его самолет разбился в первом полете, пролетев лишь 30 метров, что и не удивительно, поскольку на нем не было никаких устройств для управления по крену.



В следующем году авиатор предпринял новую попытку, сделав аэроплан более традиционной схемы с полотняной обшивкой несущих поверхностей, однако он тоже летал плохо и неустойчиво. Поняв, что авиаконструктора из него не вышло, Муазен решил сделать карьеру профессионального пилота и приобрел у фирмы Луи Блерио двухместный моноплан "Блерио-11".
Поначалу ему сопутствовал успех: совершив 17 августа первый в истории перелет из Парижа в Лондон с пассажиром на борту, Муазен попал на первые полосы газет. Примечательно, что для него это был всего лишь шестой самостоятельный полет на аэроплане.



В полете Муазена из Парижа в Лондон в кабине его "Блерио" фактически находился не один, а два пассажира. Вторым была Фифи - первая кошка, совершившая авиапутешествие через Ла-Манш.



К сожалению, летная карьера Джона Муазена оказалась недолгой. 23 октября 1910 года он принимал участие в авиагонке на кубок Мишлена в штате Луизиана. На разбеге перед взлетом одно из колес его самолета разрушилось, аппарат скапотировал и летчик получил смертельную травму позвоночника. В бесконечном списке погибших авиаторов его фамилия стоит под номером 28.
8 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    23 ноября 2013 09:56
    Статья интересная! Такова судьба первопроходцев больших крыльев!
  2. +4
    23 ноября 2013 11:25
    На первом самолете крылья похоже из профнастила сделаны.
  3. +3
    23 ноября 2013 12:22
    Статья интересная. Мне любопытно есть ли рациональное зерно в форме и "профиле" крыльев.
    1. PN
      +2
      24 ноября 2013 08:21
      Ну только если поперечная жёсткость крыла.
  4. +1
    24 ноября 2013 23:01
    Эту статью узбекам показывать нельзя, а то они фото насмотрятся и все летать начнут.
  5. +1
    25 ноября 2013 13:00
    Больше бы таких статей, очень интересно читать про пионеров воздухоплавания.
    1. vtur
      0
      25 ноября 2013 18:53
      "Воздушный казак Вердена" Гальперина - чудесная книга о пионерах авиации, вообще, и россиянах в частности. Кто интересуется этой темой и не читал - рекомендую.
      А автору "+" за краткую и интересную статью...
  6. samolet il-76
    0
    12 декабря 2013 11:11
    Старьё! Таких уже нет давно!