Александр Шабалин — дракон советского флота

26
История отечественного флота знает немало достойных морских офицеров, которые навсегда оставили в ней свой след. Одним из таких офицеров является Александр Шабалин — контр-адмирал советского флота, участник советско-финской войны и Великой Отечественной войны, дважды представленный к званию Героя Советского Союза, причем в течение одного года. В годы войны он был командиром обыкновенного торпедного катера ТКА-12. За годы Великой Отечественной войны Александр Шабалин потопил 32 боевых корабля и транспорта противника. Таких достижений в мире просто не было.

Александр Осипович Шабалин — потомственный северянин. Он родился 4 ноября 1914 года в небольшой деревне Юдмозеро в Онежском районе Архангельской области в простой крестьянской семье. Уже в 17-летнем возрасте он покинул родной дом и отправился в Мурманск, где поступил на рыболовный траулер «Краб» юнгой. На протяжении нескольких лет ходил на кораблях Мурманского тралового флота, был матросом, учился и стал штурманом траулера. В 1936 году Александра призвали в армию, естественно, на службу в Военно-морской флот.

Служить Александр Шабалин начал на Балтийском море в учебном отряде, в команде торпедных катеров. Это были довольно необычные и интересные корабли. Небольшие, покрашенные серой краской, оснащенные моторами, начиненные взрывчатой силой. Достаточно быстро Шабалин стал боцманом торпедного катера, что помогло ему изучить устройство судна до последнего винтика. Уже через 2 года службы он стал командиром торпедного катера. Он сумел получить офицерское звание, несмотря на такой недостаток как отсутствие «официального» образования. Стоит отметить, что в те годы практика ценилась не меньше, а иногда и гораздо больше, чем теория. Военное образование Шабалину предстоит получать уже после завершения Великой Отечественной войны.

К началу войны в составе Северного флота торпедные катера не числились, только 1 августа 1941 года из Ленинграда в Мурманск по железной дороге было переброшено 5 принятых с завода катеров. После проведения курса боевой подготовки и серии испытаний корабли начали выходить в море для ведения активных боевых действий. Несмотря на суровые климатические условия советского Заполярья, а также достаточно сильное противодействие со стороны немцев, торпедные катера Северного флота раз за разом совершали смелые рейды на немецкие коммуникации, нанося немцем ощутимые потери.

Александр Шабалин — дракон советского флота

11 сентября 1941 года торпедный катер «ТКА-12», которым командовал младший лейтенант Шабалин в паре с «ТКА-11», вышел на перехват обнаруженного в море немецкого конвоя. Советские катера смогли прорваться сквозь плотную завесу артиллерийско-пулеметного огня и метким торпедным залпом отправили на дно конвойное судно, переоборудованное из рыболовного траулера. Это была первая победа катерников-североморцев в начавшейся войне. Буквально спустя 3 недели после этого торпедный катер «ТКА-12» смог добиться ощутимо большего успеха, потопив в Варангер-фьорде крупнотоннажный немецкий транспорт, на борту которого на фронт следовало более 2-х тысяч немецких солдат и офицеров, по некоторым данным, это были горные егеря, элита немецких войск. За эту атаку Александра Шабалин был представлен к ордену Ленина.

Герой использовал свою тактику ведения боя

Интересно отметить тот факт, что будущий дважды Герой Советского Союза стал офицером и командиром торпедного катера, не обладая специальным высшим военным образованием. Александр Шабалин закончил Каспийское высшее военно-морское училище только в 1951 году, в кителе на котором не только были погоны капитан-лейтенанта, но и множество правительственных наград, включая две золотых Звезды Героя.

Самое смешное заключается в том, что Александру Шабалину пришлось учиться военно-морской тактике по учебникам, в которые к тому моменту уже были внесены уникальные торпедные атаки самого Шабалина. Атаки данного морского волка всегда отличались нестандартным подходом и непредсказуемостью. Недаром немцы и его соратники прозвали Шабалина «неуловимым катерником». Он обладал даром появляться в самых неожиданных местах, пока противник не успевал опомниться, и наносил своими торпедами смертельные раны немцам, после чего невредимым уходил от преследователей.

При этом в боевой обстановке Александр Шабалин умел применять не только тактические, но и психологические уловки. Именно он стал одним из первых использовать прием с атакой противника от его же собственного побережья. Смысл таких атак заключался в следующем. Известно, что экипаж любого судна, которое движется вдоль своего берега, на котором расположены береговые батареи, аэродромы, посты наблюдателей, прежде всего готовится к отражению нападения со стороны моря. Именно в открытое море направлено основное внимание командира корабля, сигнальщиков, расчетов артиллерийских орудий и пулеметов.


Между тем Шабалин предпочитал атаковать как раз со стороны побережья, с той стороны, откуда его меньше всего ожидали увидеть. Не раз случалось так, что в ночном бою торпедный катер выпускал все свои торпеды и, потопив или повредив суда противника, уходил не в открытое море, а опять же к неприятельскому берегу, прячась в тени высоких скал. На время катер даже глушил свои двигатели, для того чтобы не обнаружить свое местоположение неприятелю не только шумом, но и пеной от работающих гребных винтов. Так, с выключенными двигателями катер и его экипаж, затаившись, ждали, пока немцам или их союзникам надоест заниматься его поисками и лишь затем спокойно уходил домой на базу.

На войне суровые экзамены поджидали Шабалина один за другим. Согласно историческим первоисточникам, он то высаживал разведывательные группы на охраняемом вражеском побережье, то в штормовую погоду шел с группой катеров-охотников к немецким базам для того, чтобы обеспечить постановку активных минных заграждений на коммуникациях противника.

22 декабря 1943 года советская авиационная разведка сообщила об обнаружении неприятельского конвоя. Конвой состоял всего из 3-х транспортных судов, но их охранение обеспечивали примерно 20 боевых кораблей. По всей видимости, перевозимый груз был очень ценен для немцев. Помимо этого, они выбрали для проводки конвоя штормовую погоду, надеясь на то, что в таких погодных условиях советские катера-охотники не смогут выйти в открытое море. Однако они вышли. В атаке на данный конвой 2 торпеды, выпущенные с катера Шабалина, успешно поразили немецкий сторожевик и эсминец. В результате этого 2 полноценных боевых корабля противника были потоплены в одной атаке небольшим суденышком, которое было меньше их в разы.

В феврале 1944 года капитан-лейтенант Александр Шабалин был награжден Звездой Героя Советского Союза. На тот момент на рубке его торпедного катера красовалась цифра 7, которая обозначала количество потопленных им к тому моменту кораблей противника. До этого он успел отправить на дно Баренцева моря 4 транспорта, 2 боевых корабля и 1 подводную лодку.


В первых числах октября 1944 года Шабалин принял участие в масштабной Петсамо-Киркенесской наступательной операции, которая осуществлялась соединениями Карельского фронта, а также силами Северного флота. Целью данной наступательной операции было освобождение северо-западной оконечности Кольского полуострова. Для того, чтобы отрезать подразделениям немецких егерей пути отхода, было принято решение о высадке в гавани Линахамари в достаточно узком фьорде большого десанта. Темной ночью 13 октября 1944 года больше 10 торпедных катеров с десантниками на борту покинули базу. Головным катером управлял Александр Шабалин, который к этому моменту уже возглавлял звено юрких небольших морских торпедоносцев. Десантная операция завершилась успешно. У командования не возникало вопросов в том, кто отличился в тех боях, и уже 5 ноября 1944 года Шабалин был представлен ко второй медали «Золотая Звезда».

После завершения Великой Отечественной Шабалин окончил Каспийское высшее военно-морское училище, а в 1955 году академические курсы офицерского состава, организованные при Военно-морской академии. Все послевоенные годы он находился на ответственной работе в составе советского ВМФ. В 1969 году Александру Осиповичу было присвоение звание контр-адмирала. С того же года он занимал пост замначальника Военно-морского училища им. М. В. Фрунзе. Данное училище долгие годы было кузницей командных кадров для советского флота. Работая в училище, все свои знания, опыт и умения он передавал будущим офицерам. Ему всегда было чему научить и что рассказать молодежи. В 1975 году он вышел в запас. Последние годы жизни герой войны провел в Ленинграде, где и скончался 16 января 1982 года. Шабалина похоронили на Серафимовском кладбище.

Память о герое сохраняется и после его смерти, особенно на его родине. Александр Шабалин навсегда останется почетным гражданином городов Онеги и Архангельска. Там же, в Онеге, герою поставлен бронзовый бюст, а в городе Североморске в 1983 году на площади Мужества был открыт мемориальный комплекс, который посвящен памяти героев-североморцев, одним из экспонатов данного комплекса является тот самый торпедный катер ТКА-12, на котором плавал Шабалин. Помимо этого, его именем названы улицы в Архангельске, Мурманске и ряде других городов, большой десантный корабль (БДК проекта 775) Балтийского флота, а также пассажирский теплоход.

Было бы неправильно заканчивать историю, не рассказав о торпедном катере, на котором плавал Шабалин. ТКА-12 — это советский торпедный катер типа Д-3. Полное водоизмещение катера — 35,7 т, длина наибольшая — 22,1 м, ширина — 3,96 м, осадка — 1,7 м. На катере было установлено 3 мотора по 850 л.с., что позволяло ему развивать скорость в 32 узла. Вооружение катера состояло из 2-х 533-мм бугельных торпедных аппаратов и 2-х пулеметов, также он мог принять на борт до 12 малых глубинных бомб. Экипаж катера состоял из 9 человек. Учитывая выдающиеся боевые заслуги катера ТКА-12, специальным решением Главного морского штаба от 14 июня 1945 года данный торпедный катер был передан музею Северного флота. Поэтому славные традиции героического экипажа продолжают жить и сейчас.

Источники информации:
http://www.pravda.ru/society/fashion/models/11-11-2013/1181556-shabalin-0
http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=336
http://heroesship.ru/torpednyj-kater-tka-12
http://ru.wikipedia.org
26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    22 ноября 2013 08:48
    Героический человек!
    Как сделать так, чтобы о Героях информация на ТВ была не только в День Победы, и на специфических каналах, а ненавязчиво, но постоянно, в коротких сюжетах?
    1. +3
      22 ноября 2013 18:09
      Пака этим занимается только канал Звезда. На остальных Малаховы и Собчаки.
    2. Gladiatir-Zlo
      0
      22 ноября 2013 23:22
      Настоящий богатырь, защита и надЁжа земли русской
    3. Турик
      +1
      23 ноября 2013 10:00
      32 КОРАБЛЯ! Немчура на подводных лодках нервно курит в сторонке. А он на торпедной лоханке ведь воевал, не на линкоре.


      Вот это мужик!
  2. +5
    22 ноября 2013 08:56
    Спасибо автору. Все таки о "нераскрученных" героях войны пишут редко.
  3. +4
    22 ноября 2013 09:55
    Я как любитель истории очень удивился: "В атаке на данный конвой 2 торпеды, выпущенные с катера Шабалина, успешно поразили немецкий сторожевик и эсминец. В результате этого 2 полноценных боевых корабля противника были потоплены в одной атаке небольшим суденышком, которое было меньше их в разы." Насколько мне известно наши боевые корабли не топили ничего крупнее миноносца Т-31 а тут вдруг эсминец... Наверное вы ошиблись. Были утоплены 2 сторожевика.
    Это ошибка источника http://www.pravda.ru/society/fashion/models/11-11-2013/1181556-shabalin-0
    1. +5
      22 ноября 2013 19:04
      Цитата: scorpido
      Насколько мне известно наши боевые корабли не топили ничего крупнее миноносца Т-31 а тут вдруг эсминец...


      Нашел списочек и решил поделиться
      Победы отряда катеров 1-го дивизиона торпедных катеров (бригада торпедных катеров Северного флота)

      06.10.1941 - каботажное судно «Bjornungen» (165 брт) потоплено у Стуре-Эккерея ТКА № 12.
      24.04.1942 - глубинными бомбами ТКА №13 и № 14 тяжело повреждена ПЛ U-454 у Варде.
      21.07.1943 - мотобот «Foula» (103 брт) абордирован и затоплен у Вайтолахти ТКА № 12 и № 13.
      21.09.1943 - транспорт «Anje Fritzen» (4330 брт), перед этим подорвавшийся на минах, выставленных катерами «МО», потоплен ТКА № 15 .
      22.12.1943 - каботажное судно «Marie» (250 брт) потоплено ТКА № 13.
      07.05.1944 - мотобот «Moder-2» (124 брт) абордирован и затоплен у Лилле-Эккерея ТК-215, ТК-218 и ТК-219.
      28.06.1944 - транспорт «Nerissa» (992 брт) у Петсамо потоплен ТК-239 и ТК-241.
      15.07.1944 - три мотобота: «Storegga» (41 брт), «Hugin» (124 брт) и «Rossfjord» (тоннаж неизвестен) уничтожены в Варангер-фиорде в ходе операции восьми ТКА - один мотобот потопен торпедами, а два других абордированы и затоплены подрывными патронами.
      19.08.1944 - в атаке 14 ТКА на конвой у м.Кибергнесс потоплены транспорт «Colmar» (б.советский «Волголес», 3992 брт) и вспомогательный СКР V-6102 (472 брт).
      14.09.1944 - тральщик М-252 (775 т) серьезно поврежден у Варде в ходе атаки четырех ТКА в результате попадания невзорвавшейся торпеды в МО, потерял ход.
      25.09.1944 - вспомогательный СКР V-6101 (504 брт) у Лилле-Эккерея потоплен ТК-240 в ходе атаки 9 ТКА на конвой.
      12.10.1944 - тральщик М-303 (775 т) потоплен у м.Кибергнесс в ходе атаки 8 ТКА на конвой.
      21.10.1944 - в серии атак четырех ТКА на конвой у Перс-фьорда потоплен тральщик М-31 (717 т) и тяжело поврежден «раумбот» R-311 (178 т) (по одним данным, торпедой оторвало нос, по другим - поврежден невзорвавшейся торпедой).

      Итого - 10 судов, 2 тральщика, 1 сторожевой корабль, тяжело повреждены 1 ПЛ, 1 раумбот и 1 тральщик.

      Если список неполный - прошу, добавляйте ниже.

      Командир эсминца "Урицкий":
      - В такой шторм выйти в море невозможно...
      Адмирал Головко:
      - Окстись! Торпедные катера Шабалина уже в море!
  4. +4
    22 ноября 2013 09:56
    Благодарю автора за статью.

    цитата-Александр Осипович Шабалин — потомственный северянин. Он родился 4 ноября 1914 года в небольшой деревне Юдмозеро в Онежском районе Архангельской области в простой крестьянской семье.

    цитата-После завершения Великой Отечественной Шабалин окончил Каспийское высшее военно-морское училище good , а в 1955 году академические курсы офицерского состава, организованные при Военно-морской академии.

    Видеоматериал в тему.


    Всем ветеранам ВОВ низкий поклон.
  5. +4
    22 ноября 2013 10:09
    какой именно немецкий эсминец потопил наш катерник? за всю войну наш флот ничего крупнее миноносца не потопил
  6. +1
    22 ноября 2013 11:28
    Статья хорошая, да только смущает странное название. В странах юго-восточной Азии и в Китае, действительно, существует традиция называть героя-драконом. Но у нас, русских, таких традиций нет и название вызывает недоумение. Еще автор назвал бы Шабалина Суперменом или Железным человеком!
  7. 0
    22 ноября 2013 12:41
    Так, с выключенными двигателями катер и его экипаж, затаившись, ждали, пока немцам или их союзникам надоест заниматься его поисками и лишь затем спокойно уходил домой на базу.

    На северном ТВД какие союзники у немцев?Финики вроде всецело Балтикой поглощены были и Ладогой.Может, ошибаюсь,поправьте.
  8. +1
    22 ноября 2013 12:43
    Слава катернку Герою!!! Хорошая статья, хотя возможно и с ошибками "В первых числах октября 1941 года Шабалин принял участие в масштабной Петсамо-Киркенесской наступательной операции, которая осуществлялась соединениями Карельского фронта, а также силами Северного флота. Целью данной наступательной операции было освобождение северо-западной оконечности Кольского полуострова. Для того, чтобы отрезать подразделениям немецких егерей пути отхода, было принято решение о высадке в гавани Линахамари в достаточно узком фьорде большого десанта. Темной ночью 13 октября 1944 года больше 10 торпедных катеров с десантниками на борту покинули базу. " Скорее всего автор имеет в виду 1944 год. Спасибо автору, что пишет о ГЕРОЯХ которых многие не знают hi
    1. Комментарий был удален.
  9. 0
    22 ноября 2013 12:44
    Слава катернку Герою!!! Хорошая статья, хотя возможно и с ошибками "В первых числах октября 1941 года Шабалин принял участие в масштабной Петсамо-Киркенесской наступательной операции, которая осуществлялась соединениями Карельского фронта, а также силами Северного флота. Целью данной наступательной операции было освобождение северо-западной оконечности Кольского полуострова. Для того, чтобы отрезать подразделениям немецких егерей пути отхода, было принято решение о высадке в гавани Линахамари в достаточно узком фьорде большого десанта. Темной ночью 13 октября 1944 года больше 10 торпедных катеров с десантниками на борту покинули базу. " Скорее всего автор имеет в виду 1944 год. Спасибо автору, что пишет о ГЕРОЯХ которых многие не знают hi
  10. +4
    22 ноября 2013 14:00
    Дорогие читатели "ВО" , в журнале "Юность" я опубликовал повесть "Маскитники" об этом легендарном командире. в"ВО" вышла статья ко Дню ВМФ " Первая атака" , почитайте , пожалуйста. По роду своей работы был лично с ним знаком.
  11. kaktus
    0
    22 ноября 2013 15:40
    Слава Героям! soldier Спасибо автору! hi
  12. +1
    22 ноября 2013 16:36
    Шабалина, как героя помню еще со школьных лет. Учился я в Заполярье, в Североморске. И был специальный учебный предмет- Знай свой заполярный край. И потом часто читал о его реальных подвигах. Катерник он- от бога am
  13. +2
    22 ноября 2013 16:37
    " В результате этого 2 полноценных боевых корабля противника были потоплены в одной атаке небольшим суденышком, которое было меньше их в разы".
    А, уж - в какие разы дешевле "оппонентов". При умелом применении такими героическими людьми как Шабалин - исключительно эффективное оружие.
    1. +2
      22 ноября 2013 16:59
      сорри , я тут новичок, но читаю регулярно не топил никто их наших немецкие эсминцы ни на одном твд
      1. 0
        22 ноября 2013 18:22
        Не топил. Автор "немного" увлекся, и начал приписывать победы.
  14. Комментарий был удален.
  15. 0
    22 ноября 2013 18:16
    Как же они все рано ушли..Шабалину не было и 70..
  16. +1
    22 ноября 2013 18:30
    Мда... а памятник то срочной реставрации требует... обшивка сгнила, даже под краской видно. Силовой набор деформировался так что не сегодня завтра переломится пополам. Катерок то деревянный. Нельзя его так под открытом небом да ещё и на таком постаменте где пол-корпуса на весу... Силовой набор на такую постоянную нагрузку на изгиб не рассчитан.
  17. Poruchik 90
    0
    22 ноября 2013 19:35
    Низкий поклон ему и всем кто дрался не за страх, а за Родину, за Семью - за матерей, жен, детей!!!
  18. vkrav
    +1
    22 ноября 2013 20:08
    У нас есть улица Шабалина.Воевать на катерах в северных морях--само по себе подвиг.
  19. +1
    22 ноября 2013 23:34
    Как воевали наши катерники на Северном флоте хорошо описано в мемуарах командира бригады торпедных катеров во время войны впоследствии начальника ЧВВМУ им П.С. Нахимова вице-адмирала Александра Васильевича Кузьмина
  20. Иван Питерский
    0
    23 ноября 2013 02:35
    Вопрос-а никто не заметил-что "Секретный фарватер"-история этого человека??(с некоторыми режиссерскими оговорками")
  21. Su-9
    0
    23 ноября 2013 07:37
    Шабалин - человек легенда, герой.
    Тут не убавить, не прибавить.
    Статья откровенно попсовая. Хотелось бы конечно более реальных и исторический описаний. Тем более что в условиях северного ТВД и в сравнении с многими другими Шабалин воевал просто потрясающе хорошо.
  22. 0
    23 ноября 2013 13:25
    Североморцы катерники всегда были на передовых рубежах.21 октября 1944 года торпедные катера под командованием капитана 2-го ранга Алексеева В.Н., капитана 3-го ранга Фёдорова и капитан-лейтенанта Ефимова решительно разгромили вражеский конвой в Перс-фьорде. Оба транспорта, бывшие в составе конвоя были потоплены торпедами с предельно коротких дистанций, после чего советские катера без потерь возвратились в базу Пумманки. За время боевых действий моряки-североморцы торпедных катеров под командованием капитана 2-го ранга Алексеева В.Н. потопил 17 вражеских кораблей.

    Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 года за мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими оккупантами, капитану 2-го ранга Алексееву Владимиру Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 5065).
  23. +1
    24 ноября 2013 16:33
    А. Шабалин был катерником, а в честь него назвали БДК.
  24. 0
    24 ноября 2013 17:37
    слава ГЕРОЯМ, своими потом и кровью добывшим победу!
  25. 0
    25 ноября 2013 17:16
    Живу в Архангельске не знал, что улица Шабалина названа в честь героя ВОВ! Я только знаю ул. Розы Шаниной (она снайпером была). Исправлю свои огрехи.
  26. 0
    17 июня 2015 22:24
    Сегодня проходил мимо дома, в котором Шабалин жил почти 30 лет. Он чуть ли не единственный Дважды Герой, боровшийся с врагом непосредственно на корабле... Из статьи не совсем понятно - за 7 кораблей и судов Героя, всего 32. Что известно про остальные 25? Он, кажется, в конце войны еще и на Балтике успел посражаться...
  27. 0
    10 декабря 2019 23:18
    Статья написана давно. Но пройти мимо не мог. Может быть кто и прочитает. Я родом с г. Онеги Архангельской области. В Онеге есть площадь Шабалина на которой установоен бронзовый бюст. Мой дед Савин Аркадий Степанович, ураженец д. Лямца Онежского района, Архангельской области был в команде одного из 10 катеров, которые под огнем немецких минометных батарей прорывались в узкий фьорд Линахамари для высадки десанта. Дед очень не охотно рассказывал про войну. Но на просьбу матери рассказал как моряки по грудь в октябрьской воде живой цепью стояли сцепив руки замком, а по рукам на берег высаживались десантники в полном обмундировании, да еще сильно навьюченные дополнительным боекомплектом. Катера высадку прямо на берег в связи с особенностями его строения произвести не могли. Дед умер за год до моего рождения.