Создание НИЦ "Институт имени Н.Е.Жуковского",- это прогресс, или последний гвоздь в гроб русского авиастроения?
Награждение ЦИАМ орденом Ленина. 1945 год.
Точки зрения...
Из стенограммы заседания Правительства 5 декабря 2013 года.
Основной вопрос повестки – создание национального исследовательского центра «Институт имени Н.Е.Жуковского».
Д.Медведев: Добрый день, коллеги! Несколько слов по текущим делам из важных вещей, которыми мы занимались. Хотел бы проинформировать о том, что подписал постановление Правительства, касающееся государственного регулирования цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу. Мы с вами несколько раз к этому вопросу возвращались, у Президента совещания были недавно. Этот документ действительно должен быть центральным в создаваемой системе регулирования цен на продукцию по гособоронзаказу, он теперь должен быть использован на всех стадиях – формирования, размещения и выполнения государственного оборонного заказа.
Главное, что в ценообразовании будут участвовать не только государственные заказчики и исполнители ГОЗов, как это было раньше. Уже на этапе формирования оборонного заказа должны подключаться и Минпромторг, и Роскосмос, и в соответствующих позициях «Росатом», Федеральная служба по тарифам, которые будут рассматривать предложения оборонки по ценам на продукцию, фильтровать их и давать заключение о достоверности цен, которые предлагаются государственными заказчиками.
Надеюсь, такой порядок государственного регулирования цен на продукцию создаст условия для повышения эффективности планирования, своевременного размещения и исполнения гособоронзаказа при соблюдении баланса интересов заказчика и поставщика. За счёт предварительного определения цен на продукцию при формировании гособоронзаказа также, надеюсь, не будет оснований для так называемых ценовых войн, которые, что не секрет, периодически возникали между государственными заказчиками и поставщиками при размещении заказов. При этом мы сократили сроки заключения государственных контрактов, обеспечивающих своевременность выполнения заданий ГОЗа, что в результате, надеюсь, повысит эффективность использования бюджетных средств, которые выделяются на эти цели. В общем, система, надеюсь, оптимизирована, поэтому необходимо обеспечить реализацию этого постановления. Этим займётся и Минобороны, и Минпромторг, и Роскосмос, и ФСТ, и, как я уже сказал, «Росатом», но координацию должно вести руководство Правительства и Дмитрий Олегович (Рогозин).
Теперь к повестке дня заседания Правительства. Первый вопрос касается авиационной промышленности. Насколько это важно для укрепления конкурентоспособности отрасли, я говорить особо не буду, и так всё понятно. Сегодня мы рассматриваем пакет законопроектов, которые касаются создания исследовательского центра «Институт имени Николая Жуковского». Речь идёт о консолидации отечественной отраслевой науки, о развитии экспериментальной и полигонной базы. Соответствующие предложения мы обсуждали также на разных совещаниях, в том числе на прошедшем в августе этого года авиасалоне МАКС.
На первом этапе предлагается принять новый федеральный закон о национальном исследовательском центре «Институт имени Жуковского», внести изменения в ряд статутных документов – законы об унитарных предприятиях, автономных учреждениях. В последующем в состав центра войдут ведущие профильные научно-исследовательские институты в качестве автономных учреждений.
Учредителем нового центра выступает Правительство. Ему же нужно будет утвердить устав, сформировать наблюдательный совет, а также утвердить кандидатуру генерального директора. Как и прежде, заказчиком научно-исследовательских работ по авиационной тематике будет выступать государство. Финансирование происходит в рамках нашей большой госпрограммы «Развитие авиационной промышленности на период до 2025 года». При этом центр сможет и сам участвовать на основе государственно-частного партнёрства, заниматься коммерциализацией результатов своей интеллектуальной деятельности. Рассчитываю, что это позволит нашей авиационной науке сконцентрировать усилия на приоритетах и, конечно, в конечном счёте обеспечит достойные позиции России как в боевой, так и в гражданской авиации и, что крайне важно, внесёт свой вклад в обновление авиапарка за счёт современной и надёжной отечественной техники.
Приступаем к обсуждению вопросов повестки дня. Проект федерального закона об исследовательском центре «Институт имени Жуковского» и внесение изменений в ряд специальных законов – Денис Валентинович Мантуров.
Доклад главы Минпромторга Дениса Мантурова на заседании Правительства
Д.Мантуров: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! Создание научно-исследовательского центра авиации является важнейшим элементом реализации госпрограммы «Развитие авиационной промышленности на период до 2025 года», которая нацелена на формирование современной высокотехнологичной отрасли, неотъемлемой частью которой является научная составляющая. Сейчас у нас несколько автономных структур, каждая из которых специализируется в отдельной области научных исследований. Такая разрозненность не позволяет максимально использовать имеющийся научный потенциал, так как, во-первых, изменились подходы к самому процессу проектирования. В советское время для решения о создании образца авиационной техники принимались принципы симметричного ответа. Техзадание формулировалось на самом первом этапе, и научные изыскания для достижения заданных параметров велись, не считаясь с затратами, практически любой ценой. Сейчас наиболее эффективной является система, где базой является наилучшая из разработанных технологий, а также результаты перспективных исследований, подтверждённые экспериментально. Только после этого принимается решение о создании нового образца и дальнейших опытно-конструкторских работах, что минимизирует необоснованные затраты на исследования. Для этого нужно обладать и лабораторной, и испытательной базой.
Во-вторых, любой авиационный проект – это связанный технологический комплекс. Например, появление композитных материалов открыло новые возможности для изменения всех элементов конструкции летательных аппаратов, поэтому компаниям-производителям необходим такой партнёр в научной среде, который обладает широким спектром компетенций для проектирования инновационных образцов техники.
И, наконец, третье. Масштабы и, соответственно, капиталоёмкость научной части проектов гражданской и военной авиации значительно выросли, и реализовывать их могут только структуры, обладающие большими финансовыми возможностями. С учётом всех этих требований, основной идеей для создания национального центра стала системная интеграция компетенций в единой структуре. В научном плане мы соединим исследовательский, технологический и кадровый потенциал ключевых научных центров, специализирующихся в аэродинамике, прочности, двигателестроении, испытаниях.
Объединение научно-исследовательской базы – это фактически завершающий этап интеграции авиационной отрасли, так как все производственные сектора уже консолидированы в таких структурах, как «ОАК», «Вертолёты России и «ОДК».
Хочу отметить, что мы рассматривали разные модели развития авиационной науки, в том числе и интеграцию в существующие институты с компаниями-производителями, однако в итоге пришли к выводу, что наука должна быть независимой. Это сводит к нулю риск того, что она замкнётся на обслуживании текущих потребностей производства, поскольку её главная задача – генерировать опережающий научно-технический задел. Кроме того, центр призван выступить независимым экспертом, который будет отслеживать мировые технологические тренды и сможет консультировать компании авиационной отрасли по программам инновационного развития.
Мы должны принимать и понимать, какую имеем технологическую базу и насколько она позволяет нам двигаться вперёд. Такое решение подтверждает опыт других стран – лидеров мировой авиационной отрасли, в частности это США, Германия, Франция и даже Китай, где существуют аналогичные независимые именно государственные структуры. С руководством большинства из них, Дмитрий Анатольевич, Вам удалось встретиться в рамках проведённого мероприятия на МАКСе. Независимость национального центра не будет препятствием для сотрудничества с конструкторскими бюро объединённых компаний. Возможности НИЦ Жуковского позволят ему стать мощным центром проектирования, который сможет оказывать и инжиниринговые услуги в рамках создания инновационных образцов техники.
Помимо научной составляющей мы консолидируем финансовую базу. Затраты на исследования постоянно увеличиваются. Для их оптимизации, в частности, наши европейские коллеги уже реализуют проекты, которые финансируются несколькими странами, например, проект создания криогенной трубы. НИЦ Жуковского сможет принять участие в международных исследовательских альянсах, результаты которых получают все его участники. Одной из задач центра также станет оптимизация затрат за счёт исключения бесполезных или дублирующих друг друга исследований. Бюджетное финансирование НИР через национальный центр будет осуществляться в соответствии с мировыми практиками.
Особо хочу отметить, что создание центра не повлечёт дополнительных затрат из средств федерального бюджета. Изначально входящие организации будут финансироваться в рамках госпрограмм и профильных федерально-целевых программ, а затем за счёт субсидий на выполнение государственного задания, также доходов от оказания услуг в рамках государственно-частного партнёрства и реализации прав на интеллектуальную собственность.
Создание центра помимо решения тех задач, которые я обозначил, даёт и ряд других преимуществ. В первую очередь это позволит добиться высокой координации и управляемости в секторе авиационной науки, обеспечит концентрацию ресурсов на создание научно-технического задела и в прорывных критических технологиях. Центр будет проводить единую политику в развитии научной инфраструктуры и кадрового потенциала отрасли. Ему также предстоит внедрить систему долгосрочного планирования. Для этого на основе госзаданий будет разработан план по развитию авиационной науки и технологий. Конечным результатом его реализации станет увеличение количества разработок, внедрённых уже в производство.
Несколько слов о технической стороне вопроса. Сначала при учреждении федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный исследовательский центр» будет объединено четыре унитарных предприятия и одно казённое. Также внесены изменения в федеральные законы, о которых вы упомянули, представленные законопроекты согласованы с Министерством обороны, Минэкономразвития, Минфином, Минобрнауки. Учтены замечания Института законодательства при Правительстве, Государственно-правового и экспертного управления при Президенте, также получено одобрение Военно-промышленной комиссии.
В заключение я хотел бы сказать, что данная мера даст возможность в последующем использовать этот опыт и, соответственно, распространять на другие отрасли промышленности. Где-то мы уже имеем опыт – по «Станкину», по станкостроению, Вы там были в этом году, в судостроении это Крыловский государственный научный центр – и в других отраслях. Предлагаемые изменения нормативной базы дают такую возможность.
Прошу поддержать законопроект. Спасибо.
Д.Медведев: Спасибо, Денис Валентинович.
Теперь эксперты пусть выскажутся. Пожалуйста, Сергей Георгиевич Недорослев.
С.Недорослев (член Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации, председатель совета директоров компании «Каскол»): Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! Одним из ключевых нововведений рассмотренного экспертами Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации преобразования является смещение вектора государственной финансовой поддержки авиационной промышленности от прямого субсидирования производителей к формированию научно-технического задела в едином центре. При этом создаваемый в этом научном центре, научно-исследовательском центре за счёт бюджетных средств научно-технический задел будет доступен всем компаниям, причём не только в авиационной промышленности, что мы считаем очень важным. Это не только соответствует обязательствам Российской Федерации в ВТО, но также способствует более эффективному расходу государственных средств. Также отмечаю, что часть представленных в ходе экспертных консультаций предложений, таких как формирование наблюдательного совета научно-исследовательского центра, контроль за его деятельностью и вопросы использования научно-технических результатов в интересах развития других секторов экономики, была учтена авторами проекта закона. Представленные Минпромом предложения в целом поддерживаются экспертным сообществом. Вместе с тем экспертным сообществом сформированы предложения к дальнейшей проработке после принятия этих законов. С учётом вопросов по интеллектуальным правам, в том числе и созданным за счёт бюджета Российской Федерации, которые на прошлой неделе обсуждались экспертами на открытом заседании экспертного совета по поводу создания агентства по интеллектуальным правам под руководством Первого заместителя Председателя Правительства Шувалова Игоря Ивановича, необходимо обсудить практические механизмы вовлечения результатов исследований и разработок Научно-исследовательского центра имени Жуковского в хозяйственный оборот, а также практические механизмы активной передачи технологий в другие сегменты экономики. Как именно будет это происходить?
Важно обеспечить равный доступ всех компаний, как частных, так и государственных, больших и маленьких, к интеллектуальной собственности, которая будет создаваться за счёт бюджетных средств в этом центре с учётом действующего законодательства. Важно создать удобные инструменты по организации доступа ко всей накопленной информации и прозрачные принципы её использования. Это, по мнению экспертов, откроет большие возможности для вовлечения в последующий производственный процесс и коммерциализации разработок научно-исследовательского центра широкому кругу компаний, в том числе малого и среднего бизнеса.
Также эксперты, изучая вопрос создания НИЦ, отметили, что затраты на НИР, ОКР по всем министерствам составляют сотни миллиардов рублей, есть работа, которая сейчас пересекается и дублируется. Необходима ревизия произведённых и текущих работ, также необходимо всю наработанную интеллектуальную собственность ставить на учёт, на баланс и вовлекать в хозяйственный оборот, обеспечивать равный доступ на открытой основе.
Полагаем, что эти важнейшие документы должны быть приняты, но также и последующие документы, которые последуют, – это план работы института, а также общественный контроль за ним. Нужно обеспечить открытость процедуры по реорганизации и привлечению экспертного сообщества для разработки показателей эффективности создаваемого национально-исследовательского центра. В целом эксперты поддерживают предлагаемые проекты законов. Спасибо за внимание.
Д.Медведев: Спасибо. Пожалуйста, коллеги, кто хотел бы что-либо добавить, вопросы какие-то задать? Пожалуйста.
В.Фортов: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! Я хочу сказать, что это решение о создании центра является более чем своевременным, и Академия наук, разумеется, поддерживает это благое дело. И дело не только в том, что таким образом удастся избежать дублирования, избежать ненужных затрат при распределении в другие организации. Сегодня перед авиацией стоят задачи, которые решить без консолидации усилий специалистов разных специальностей невозможно. Я назову только одну из них – это гиперзвуковая аэродинамика, гиперзвуковое движение. Сегодня делаются аппараты, и часть из них уже испытана успешно, которые летают со скоростью где-то… числа Маха – это отношение скорости тела к скорости звука на уровне 4–5, то есть в 4–5 раз эта скорость больше, чем скорость звука. Это значит, что за одну секунду такой аппарат пролетает 2–3 км, и скорость его равна дульной скорости снаряда пушки или выше. И это даёт очень большие преимущества, но и ставит колоссальные задачи по сложности. Например, если аппарат двигается со скоростью где-то 1,5–2 км/с, на его кромке и на воздухозаборнике температура материала становится порядка 1,5 тыс. градусов, иными словами, он светится как раскалённый металл. Но этот материал должен выдерживать чудовищные нагрузки, он должен быть лёгким, и это мультизадача, одна из них.
Вторая проблема состоит в том, что чтобы с такими скоростями перемещаться, у вас мощность двигательной установки должна быть раз в 30 больше. Это значит, что вы должны сделать совершенно новые двигатели. И проблема здесь в том, что двигатель конечного размера устроен так, что, когда с большой скоростью пролетает поток, топливо не успевает сгорать, вы не можете забрать теплосодержание от топлива и передать его в энтропию потока. Это тоже проблема, которую решить просто так, какими-то косметическими ухищрениями не удаётся, поэтому сегодня эти работы, конечно, научные.
Мы очень плотно работает с ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е.Жуковского), это традиция академии, потому что скажем, Келдыш (М.В.Келдыш) вышел из ЦАГИ, например, он потом стал нашим президентом (президент РАН в 1961-1975 годах). У нас есть программа работ. Мы предлагаем очень такие, как нам кажется, эффективные вещи. Это плазменная модификация процессов горения, это управление рулями (потому что на таких скоростях механизация крыла становится очень тяжёлой, очень большие усилия, но если вы делаете плазменный разряд, это даёт возможность управлять самолётом) и многое-многое другое. Поэтому я думаю, что это очень хорошее и давно ожидаемое дело. Спасибо.
Д.Медведев: Владимир Евгеньевич, спасибо большое. Надо учитывать, безусловно. Пожалуйста, коллеги, какие ещё будут соображения по созданию центра? Нет больше? Предложение поддержать. Давайте поддержим это действительно важное решение для развития нашей авиации. Принято.
AEX.RU
26 февраля 2013 года. Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев посетил ЦИАМ в Московской области.
РИА Новости. Фото - Дмитрия Астахова
Видеодебаты на канале РБК
между начальником отдела Теоретической газовой динамики, численных методов и математического эксперимента Центрального института авиационного моторостроения имени Баранова - Александром Крайко и генеральным директором ЦАГИ - центрального аэрогидродинамического института - Борисом Алешиным.
Справка (из Wiki):
Александр Николаевич Крайко (род. 21.08.1934, Москва) — советский и российский учёный, специалист в области газовой динамики и аэродинамики больших скоростей.
Детство и юность прошли в Москве на Пятницкой улице. Отец погиб на фронтах Великой Отечественной войны в 1942 году.
В 1953 году поступил на Аэро-механический факультет МФТИ, который закончил в 1959 году. Ученик Г. Г. Чёрного.
С 1959 года — в ЦИАМ имени П. И. Баранова, инженер, ст. инженер, вед. инженер, 1969—1973 — ст. научный сотрудник, 1973—1975 — нач. сектора, с 1975 — нач. отдела теоретической газовой динамики, численных методов и математического эксперимента). В настоящее время начальник отдела «Теоретической газовой динамики, численных методов и математического эксперимента».
Кандидат физико-математических наук (1968). Доктор физико-математических наук (1973).
С 1968 года преподаёт на кафедре газовой динамики, горения и теплообмена Московского физико-технического института (с 1978 года — профессор).
Член Российского национального комитета по теоретической и прикладной механике (с 1983), действительный член Российской Академии естественных наук.
Член редколлегии журнала Известия РАН «Механика жидкости и газа».
Область научных интересов: теоретическая газовая динамика и аэроакустика, численные методы газовой динамики и аэроакустики, построение оптимальных аэродинамических форм. Автор более 200 статей по механике и прикладной математике.
В 1989 году был избран народным депутатом СССР от Бауманского территориального избирательного округа № 3 г. Москвы (26 марта получил 64 % голосов, а его соперник Адамов — 25,5 %). В июне 1989 года вошёл в состав Межрегиональной депутатской группы, но после призыва А.Сахарова к забастовке в декабре 1989 года вышел из неё. Член Комитета Верховного Совета СССР по науке.
Женат, имеет трёх дочерей.
Алёшин Бори́с Серге́евич (род. 3 марта 1955, Москва) — российский государственный деятель и учёный, специалист в области создания больших информационных систем, современных бортовых ЭВМ и программного обеспечения.
Окончил Московский физико-технический институт (МФТИ) по специальности «Системы автоматического управления» в 1978 году, аспирантуру МФТИ в 1982 году.
Доктор технических наук, член-корреспондент РАН c 22.05.2003. Автор более 100 научных трудов.
На работе в Государственном научно-исследовательском институте авиационных систем (ГосНИИАС) с 1978 года. Принял участие в создании математических методов моделирования бортовых вычислительных систем для самолетов МиГ-29 и Су-27. Позже перешёл на административную работу в том же институте.
1978—1979 — инженер Научно-исследовательского института автоматических систем, Москва.
1979—1982 — аспирант МФТИ.
1982—1990 — работа в Научно-исследовательском институте автоматических систем от ведущего инженера до начальника подразделения НИИ.
1990—1998 — работа от начальника подразделения до коммерческого директора Государственного научно-исследовательского института авиационных систем.
1998—2000 — работа во ФГУП «Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем».
Заместитель министра промышленности РФ.
2001—2003 — председатель Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии.
Заместитель Председателя Правительства РФ.
12 марта 2004 — назначен руководителем Федерального агентства по промышленности, подведомственного Министерству промышленности и энергетики РФ.
22 декабря 2005 — избран членом совета директоров ОАО «АВТОВАЗ».
С сентября 2007 по август 2009 — президент-генеральный директор ОАО «АВТОВАЗ».
С 1 декабря 2009 года вступил в должность генерального директора Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) имени Жуковского. (Приказ № 168/к-р о вступлении Бориса Алешина в должность генерального директора ЦАГИ был подписан 25 ноября 2009).
Член совета директоров ЗАО АКБ «Новикомбанк».
Президент Союза гандболистов России
Борис Алёшин первым заявил о возможности продажи блокпакета акций «АВТОВАЗ» стратегическому инвестору, участвовал в переговорах о партнерстве с канадской компанией «Magna», предлагал привлечь к финансированию завода средства инвестфонда. При его участии в феврале 2008 года 25 % акций ОАО «АВТОВАЗ» были проданы корпорации «Renault-Nissan».
Отец — С. Д. Алёшин — работал заместителем Министра торговли СССР.
Женат, имеет сына.
Комментарии на сайте Авиапорт.ру
Да, конечно, "инноваторы" из ЦАГИ и "ретрограды" из циам.
Да еще не Правительство бочку повышают... кому вааще нужна такая промышленность?!
....
А от многих важных организаций осталось в основном благородное название и внушительный фасад административного корпуса. Всё идёт по обещанному нам Германом Грефом. Помните?
И обратите внимание на сказанные Крайко слова о сокращении рабочих мест в одной из самых инновационных областей промышленности: авиастроении.
И не слышали, какую промышленность собираются развивать в Москве? Недавно объявили: IT-технологии, биотехнологии и медицину. И ни слова о машиностроении никакого вида. Приехали.
Как там по современному получается: "Когда я слышу слово "инновации", рука сама тянется к пистолету"... Поскольку синомизировалось это почему-то не с обновлением, а с разрушением существующего. От декларированного в "Интернационале" осталась только первая половина: "до основанья". И никаких "а затем". И кто был "ничем" тот "всем" и стал, так ничем и оставшись!
PS: Казалось бы, совсем недавно отбили последную атаку "эффективных менеджеров" на попытки слияния (читай "слива") научных учреждения авиапрома, подробности в статье Вадима СОКОЛОВСКОГО "Иванов и Алёшин – новые авиакиллеры?", «Аргументы Недели», № 41 (282) от 20 октября 2011г.
Но нет, не прошло и двух лет, как перегруппировавшись и проведя "эффективные управленческие решения", поклонники слияния, наконец то, вроде провели соответствующие решения...
Однако, не следует забывать, время, главный судья, все расставит по местам и рассудит, кто был прав, а кто нет к 2025 году. Осталось не долго. Только бы незабыть с кого спросить...
Информация