Украина после оранжевой революции: способна ли страна завершить трансформацию армии и присоединиться к борьбе с терроризмом под руководством США?
В октябре 2006 г. SSI (Институт стратегических исследований США) — научно-исследовательское учреждение, специализирующееся на анализе геостратегии и проблем национальной безопасности США, — издает работу британского исследователя Деборы Сандерс «Украина после оранжевой революции: сможет ли страна завершить процесс трансформации армии и присоединиться к борьбе с терроризмом под руководством США?»
Дебора Сандерс — старший лектор факультета оборонных исследований при Академии обороны Великобритании — считается авторитетным специалистом, отслеживающим отношения России и Украины с первого дня независимости. С 2001 г. Сандерс особое внимание уделяет теме реформирования Минобороны и спецслужб Украины, консультирует НАТО относительно того, какие конкретные программы сотрудничества в оборонной сфере могут поспособствовать стабилизации украинско-российских отношений. Как автор докторской диссертации «Сотрудничество России и Украины в области безопасности в постсоветскую эпоху» Сандерс регулярно посещает Украину, получая необходимую информацию из первых рук. По мнению автора, Украина может участвовать в глобальной борьбе с терроризмом двумя способами.
Во-первых, как «форпост стабильности в евразийском регионе», имеющий «достаточно авторитета и доверия для выполнения дипломатических и миротворческих миссий в замороженных конфликтах на территории бывшего СССР».
«Украина может сыграть позитивную дипломатическую и военную роль в «замороженных конфликтах», например, в Приднестровье, Абхазии и Нагорном Карабахе. Речь идет о тех конфликтах, где уже не применяется сила, а сам конфликт завершен, но его суть пока еще не разрешена. Если не заниматься разрешением таких конфликтов, упомянутые территории могут превратиться в недееспособные государства и, соответственно, в прибежище для глобальных террористов. Демократическая Украина, обладающая эффективной и реформированной армией и спецслужбой, сможет выполнять важные дипломатические и военные миссии в таких конфликтах на территории бывшего Советского Союза».
Во-вторых, Украина может приносить пользу и в ряде других ситуаций, но для этого ей необходимо развивать свои миротворческие силы.
«Украина — давний и активный участник миротворческих операций. Ее военнослужащие принимали участие в миссиях в Восточной Словении, Македонии, Анголе, Абхазии, Гватемале, Таджикистане и Ливане. Украина сыграла важную роль в миротворческих операциях, проводившихся под эгидой НАТО в Боснии-Герцеговине и Косово. Украина отправила подразделение химической и биологической защиты в Кувейт во время первого этапа оккупации Ирака, а украинская транспортная авиация обеспечивала авиаперевозки грузов и миротворцев в Афганистан».
Автор видит в Украине надежного союзника США в борьбе с терроризмом, но для этого украинцам потребуется полный пересмотр и реформирование своего оборонного сектора. По словам Сандерс, «Украина уже достигла существенного прогресса в повышении профессионализма армии, установлении демократической системы руководства в оборонной сфере». Но при этом «в деле реформирования спецслужб прогресс страны значительно скромнее». По мнению Сандерс, «реформа украинской службы безопасности — давно назревший вопрос». Путь однозначен — пересмотр принципов работы спецслужб, демократизация их деятельности, приход на руководящие должности новых лиц.
Несколько скептически доктор Сандерс оценивает и состояние миротворческих сил Украины, пока еще не готовых к серьезным испытаниям и самостоятельной работе:
«Украина добилась заметного прогресса в создании эффективных и профессиональных миротворческих сил. Тем не менее на сегодняшний день ясно, что украинские миротворцы не получают достаточной практической подготовки и не имеют опыта проведения стратегических или более сложных миротворческих миссий. Детальное изучение деятельности украинских миротворцев в Ираке говорит о том, что этим силам пока недостает опыта и знаний для чего-то большего, нежели простое выполнение элементарных (а не комплексных или стратегических) задач, стоящих перед миротворцами. А изменившийся характер современных военных конфликтов требует от членов международного сообщества наличия контингентов, способных одновременно выполнять весь спектр миротворческих задач — от восстановления мира до его поддержания».
Иными словами, оборонная сфера Украины нуждается в реформах, но, подчеркивает автор, успех реформирования «зависит от того, насколько Украине удастся сохранить добрые отношения с соседями, и не в последнюю очередь с Россией». И это, по ее мнению, крайне важно:
«Реализация внешнеполитических целей и задач Украины, связанных с процессом евроатлантической интеграции, должна облегчить проведение реформы оборонного сектора, но сам этот процесс в конечном итоге может еще сильнее ухудшить отношения с Россией. Нормализация отношений с Россией позволит Украине избавиться от коммунистического наследия — как политического, так и военного — и осознать свою принадлежность к Европе для того, чтобы уже с этим пониманием приступить к реформе оборонного сектора. Нормализация отношений с крупнейшим и самым могущественным соседом позволит забыть о беспокойстве по поводу нежелания России находить общий язык с независимой Украиной. Более того, наличие хороших отношений с Россией позволит Киеву сконцентрировать все внимание на трансформации оборонного сектора и налаживании более тесного сотрудничества с НАТО. Тем не менее, следует помнить, что членство Украины в НАТО способно разрушить отношения между этими двумя странами. А ухудшение отношений с соседями неизбежно и негативно скажется на процессе реформирования оборонного сектора и способности Украины участвовать в войне с терроризмом».
Завершается работами доктора Сандерс коротким перечнем рекомендаций правительству США по дальнейшей работе с Украиной. По сути специалист по украинско-российским отношениям дает два главных совета, которые, к сожалению, и сегодня остаются нереализованными (а, возможно, и неоцененными) в полной мере:
— Правительству и министерству обороны США следует признать и принять уникальный характер процесса реформирования оборонного сектора Украины, сложные взаимосвязи внешних и внутренних факторов. Исходя из этого стране необходимо предлагать только те программы, которые способствуют развитию демократии и оборонной сферы, и при этом способствуют налаживанию добрососедских отношений с Россией.
— США и всему международному сообществу следует признать наличие неустранимых противоречий, наблюдаемых в попытках Украины по консолидации демократии. Необходимо понимать сложившуюся ситуацию — демократически стабильная Украина, способная стать оплотом стабильности в регионе, будет гораздо меньше готова отправлять миротворческие контингенты для участия в нетрадиционных миротворческих операциях даже под эгидой ООН.
Информация