Летающая щука

93
Летающая щука

В ходе испытаний ракетой КСЩ было потоплено намного больше боевых кораблей, чем любой другой противокорабельной ракетой мира

В ясный солнечный день 9 сентября 1943 года итальянская эскадра по приказу нового правительства шла из Специи на Мальту сдаваться союзникам. Впереди – сильнейший линкор итальянского флота «Рома» водоизмещением в 46 тыс. т. Внезапно сигнальщик заметил едва различимые точки – самолеты. На часах было 15 часов 33 минуты. Скорее всего, это союзные самолеты, подумали на линкоре. Но даже если и немецкие, то с такой высоты попасть бомбой в корабль можно только случайно. Но ровно через восемь минут в палубу линкора попала большая бомба, которая насквозь пробила корабль, но на счастье итальянцев взорвалась уже в воде под днищем. Через десять минут вторая бомба пробила палубу и взорвалась внутри корабля. На воздух, вращаясь, взлетела носовая 381миллиметровая трехорудийная башня весом 1400 т. Линкор переломился пополам и скрылся под водой. Вместе с кораблем погибли 1253 человека. Третья бомба попала в линкор «Италия», который чудом сумел удержаться на плаву.



Бомба с двигателем


Как удалось немцам с высоты 6 км попасть в итальянские линкоры? Итальянцы испытали на себе действие первых в мире управляемых по радио бомб, или, как их называли создатели, воздушных торпед. Еще в ходе испытаний, начатых в мае 1940 года, немцы выяснили, что сброшенная бомба начинает быстро отставать от самолета-носителя и наблюдение за ней оператором-наводчиком становится затруднительным. В связи с этим было решено оснастить планирующую бомбу подвесным жидкостно-реактивным двигателем. Так появились первые в мире управляемые противокорабельные ракеты Hs 293 и Hs 294. Наиболее совершенной и эффективной была Hs 294. Стартовый вес ракеты Hs 294 – 2175 кг. Аэродинамическая схема ракеты – нормальная самолетная. Высота сброса ракеты – 5,4 км, дальность полета – до 14 км. Изюминкой ракеты было то, что она попадала не в надводную, а в подводную часть корабля, которая, как показал опыт обеих мировых войн, была наиболее уязвимой.

Hs 294 управлялась так, чтобы примерно за 30-40 м до корабля-цели ракета входила под небольшим углом в воду и двигалась там горизонтально на небольшой глубине со скоростью 230-240 км/ч. Когда ракета касалась воды, крылья, задняя часть фюзеляжа и двигатели отделялись, а боевая часть (БЧ) двигалась под водой и поражала борт корабля противника.


Крылатая ракета КСЩ. Краткие ТТД


Крылатые сельхозмашины


В конце войны несколько образцов Hs 293 и Hs 294 стали трофеями Красной Армии. В 1947 году их доработкой занялось КБ2 Минсельхозмаша. Нет, это не опечатка, действительно, управляемыми крылатыми ракетами (тогда их называли самолетами-снарядами) ведал министр сельскохозяйственного машиностроения. На базе Hs 293 и Hs 294 были начаты работы по реактивной авиационной морской торпеде РАМТ-1400 «Щука». Однако довести вариант воздушного базирования «Щуки» не удалось. Взамен в 1954 году были начаты работы по созданию корабельного варианта «Щуки», получившего название КСЩ – корабельный самолет-снаряд «Щука», который оснащался радиолокационной головкой самонаведения (ГСН). Дальность стрельбы определялась возможностями РЛС корабля-носителя. ГСН захватывала цель на дистанции 20-25 км, сектор поиска ее составлял по 150 вправо и влево.

Старт КСЩ производился с помощью порохового ускорителя, который после отработки 1,3 с сбрасывался. В качестве маршевого использовался авиационный турбореактивный двигатель АМ-5А с тягой 2,0-2,6 т. Этот двигатель применялся на истребителях «Як-25», и на ракету предполагалось ставить выработавшие ресурс двигатели с самолетов.



Летающий урод


Первый образец ракеты «Щука» пожелал осмотреть сам Туполев. Он долго молча ходил вокруг ракеты, а потом сказал: «Это произведение мало похоже на ракету. Это аэродинамический урод». У конструкторов поникли головы. Все ждали, что мэтр еще что-нибудь скажет. И он сказал: «Да. Урод. Но летать будет!»

Первый пуск КСЩ на полигоне Песчаная Балка под Феодосией состоялся 24 июля 1956 года. Ракета по плану должна была стрелять на 15 км, но, поднявшись на высоту 1180 м, она по прямой улетела на 60,15 км. Всего до конца года провели еще семь пусков КСЩ, из которых четыре признали удовлетворительными.

Одновременно с испытаниями в обстановке абсолютной секретности на Верфи имени 61 коммунара в Николаеве шло срочное оснащение строящегося головного эсминца проекта 56-ЭМ «Бедовый» пусковой установкой СМ-59 и боекомплектом семь ракет. Позднее приступили к постройке эсминца проекта 57 уже с двумя пусковыми установками.

Первый пуск «Щуки» с «Бедового» состоялся 2 февраля 1957 года в районе Феодосии у мыса Чауда. Первый блин вышел комом: после старта КСЩ набрал высоту 7580 м, стартовый двигатель еще работал, но ракета уже начала заваливаться на левое крыло. Стало ясно, что канал крена автопилота не функционирует. Когда стартовый двигатель отделился от ракеты, она еще больше стала заваливаться влево, перевернулась вверх брюхом и упала в воду в 2,2 км от корабля на 16-й секунде полета. В ходе второго пуска 15 февраля 1957 года КСЩ пролетел 53,5 км и упал в море. Мишени, как и при первом пуске, не было.


Стартовый ускоритель ПРД-19М и боевая часть крылатой ракеты КСЩ. Краткие ТТД


По своим


В дальнейшем в качестве мишеней использовались корпуса недостроенного лидера «Ереван» и немецкой десантной баржи БСН-20. Обе мишени были оборудованы уголковыми отражателями, поднятыми над палубой на специальной ферме высотой 6 м (обе мишени имитировали по своей отражательной способности американский легкий крейсер типа «Кливленд»), надводной сетью по всей длине палубы на мачтах высотой 69,5 м и подводной сетью по всей длине мишени на глубину 10 м.

Всего по мишеням произвели 20 пусков. 30 августа 1957 года КСЩ попал в борт «Еревана». Несмотря на то что БЧ ракеты была инертной, в борту образовалась дыра 2,0 x 2,2 м, и лидер быстро затонул.

6 сентября ракета была выпущена по радиоуправляемому катеру, шедшему с 30-узловой скоростью у мыса Чауда. Было достигнуто прямое попадание, катер развалился на две части и затонул.

В начале ноября испытания ракет КСЩ перенесли в район Балаклавы, где в качестве мишени использовалась цитадель (центральная часть) недостроенного тяжелого крейсера «Сталинград». До этого по отсеку «Сталинграда» велись артиллерийские и торпедные стрельбы, а авиация отрабатывала все виды бомбометаний. Во время стрельб команда не покидала мишень. Считалось, что броня «Сталинграда» (борт – 230-260 мм, палуба – 140-170 мм) надежно защитит экипаж. 27 декабря 1957 года ракета, пролетев 23,75 км, попала в борт «Сталинграда». В результате в борту появилось отверстие в форме восьмерки, общей площадью 55 м2.
29 октября 1957 года при пуске 16-й ракеты в ходе госиспытаний произошел забавный случай. Ракета КСЩ, вместо того чтобы рвануться по направляющей, стала медленно ползти и через какие-то секунды свалилась за борт. Никто не заметил, что ракета прыгнула в море без стартового двигателя.

Из оцепенения всех вывел истошный крик вахтенного сигнальщика: «Полундра! На корабль падает бомба!» Головы всех задрались вверх. Действительно, на корабль падала... но не бомба, а стартовый двигатель. Казалось, что он действительно вот-вот врежется в эсминец. Люди бросились укрываться. К счастью, все обошлось: стартовый двигатель, сильно вращаясь вокруг своей продольной оси, упал в море в 35 м от носовой скулы «Бедового».

Консервный нож


Любопытны стрельбы в 1961 году эсминца «Гневный» по эсминцу «Бойкий» – первому кораблю-мишени, который сохранил все надстройки, артиллерийские установки и торпедные аппараты. При этом «Бойкий» на бочки не ставился и от дрейфа постоянно менял свое положение.

В момент пуска ракета и мишень оказались в одной диаметральной плоскости. Ракета поразила мишень в стык палубы и борта, у основания стойки кормового флага. Получился рикошет, и ракета пошла вдоль диаметральной плоскости корабля над палубой, сметая все на своем пути. Сначала это были кормовые орудийные башни, потом надстройки с расположенным на них дальномерным постом, потом кормовой торпедный аппарат. Все было сметено за борт, вплоть до полубака.

Далее ракета вошла вдоль полубака, разрезав его, как консервным ножом, и застряла в районе носового 130-миллиметрового орудия. При этом докмачта свалилась на один борт, а мостик с КДП и еще одной 130-миллиметровой пушкой – на другой. Если бы полет ракеты не был заснят на кинопленку, никто бы не поверил, что такое можно сотворить с кораблем одной ракетой, да еще с инертной БЧ.

Не менее эффектно прошла стрельба в июне 1961 года по крейсеру «Адмирал Нахимов». Стрельбы с дистанции 68 км вел ракетный корабль «Прозорливый». Ракета попала в борт крейсера и образовала дыру в виде перевернутой восьмерки, площадью около 15 м2. Большая часть дыры была сделана маршевым двигателем, а меньшая – БЧ в инертном снаряжении. Одной этой дырой дело не обошлось. Ракета прошила крейсер с борта на борт и вышла из правого борта крейсера как раз под фок-мачтой. Выходное отверстие представляло собой почти круглую дыру площадью около 8 м2, при этом нижний срез дыры оказался на 30-35 см ниже ватерлинии, и пока до крейсера добрались корабли аварийно-спасательной службы, он успел принять около 1600 т забортной воды. К тому же по крейсеру разлились остатки керосина из баков ракеты, и от этого возник пожар, который тушили около 12 часов. Подготовленный к списанию крейсер не имел на борту ничего деревянного, но пожар буквально бушевал – горело железо, хотя это трудно себе представить.

За жизнь крейсера боролся весь Черноморский флот. С большим трудом «Адмирал Нахимов» был спасен и отведен в Севастополь.

Чемпион


КСЩ стал первой в мире ракетой класса «корабль – корабль» корабельного базирования. Ракета не экспортировалась, и поэтому ей не удалось принять участие в локальных войнах. Но в ходе испытаний ею было потоплено намного больше боевых кораблей, чем любой другой противокорабельной ракетой мира.

Последние пуски ракет КСЩ состоялись в 1971 году в районе Керчи с ракетного корабля «Неуловимый». Корабль выпустил пять ракет, которые предполагалось перехватить новейшим ЗРК «Шторм». Ракеты КСЩ летели на высоте около 60 м, и ни одна из них сбита не была.
93 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    18 декабря 2022 06:51
    А было бы неплохо сейчас иметь в большом количестве, активно-реактивные авиабомбы из начала статьи.
    1. +1
      18 декабря 2022 07:31
      По сути все крылатые ракеты воздух-поверхность и есть концептуальные потомки утопившие итальянский линкор.
      1. +5
        18 декабря 2022 07:39
        Мрачный тевтонский гений спустя через десятки лет дает ростки для изобретения эффективного оружия в других странах.
        1. +10
          18 декабря 2022 10:00
          Цитата: Леха с Андроида.
          Мрачный тевтонский гений спустя через десятки лет дает ростки для изобретения эффективного оружия в других странах.

          Ну, «оружейных гениев вермахта» мы переплюнули. Последнюю немецкую САУ «Хетсер» списали в утиль в 80-е годы. Наши Т-44 и ИС-2 в резерве находились до 95-го. Т-34 по воевал в Югославии и на Донбасе. Впрочем сегодня мы возвращаем в строй гаубицы Д-1 образца 1943 года, а украина нам грозит ДА-27. Правда стоит ли этому радоваться.
          1. +3
            18 декабря 2022 21:24
            Речь о швейцарских G-13?
            Так они были уже не тевтонскими, а чехословацкими.
            Если "порыться" на складах США, Британии и других "дэмократов" то наверняка найдём много изделий середины и конца 20 века.
        2. +6
          18 декабря 2022 11:52
          Цитата: Леха с Андроида.
          Мрачный тевтонский гений спустя через десятки лет дает ростки для изобретения эффективного оружия в других странах.

          Гитлеровская Германия, была впереди всей планеты по конструкторской мысли и технологии, особенно в создании ракет наемного и воздушного базирования и ракет ПВО. Зато сейчас закупают американские "Патриот", разработанные вывезенными немцкими конструкторами
          1. +6
            18 декабря 2022 15:23
            Гитлеровская Германия, была впереди всей планеты по конструкторской мысли и технологии

            Ну перегибать всё же не стоит. Далеко не везде немцы были "впереди планеты всей".
            В частности, хвалёной немецкой стрелковой школе так и не удалось создать собственную качественную автоматическую винтовку, 120-мм миномет они просто скопировали с нашего, немецкий парашют RZ-1 для десантников - откровенное убожество, с дальним бомбардировщиком у немцев тоже как-то не сложилось ну и так далее.
            1. 0
              19 декабря 2022 15:16
              Цитата: Bogalex
              качественную автоматическую винтовку,

              Удалось, FG-42. Другое дело, что автоматическая винтовка под полноценный патрон предполагает легированные стали, и высокую цену производства, отчего выпуск был маленький. Но конструктивно - она гениальна. Посмотрите на канале 3D Gunner работу ее автоматики.
              Цитата: Bogalex
              немецкий парашют RZ-1 для десантников - откровенное

              результат их концепции - поголовное среднее образование, и увеличение скорости спуска, чтобы меньше подстрелили в воздухе.
              1. +1
                20 декабря 2022 15:00
                Ничего гениального в ней нет. Более того, американский М-60 со всеми его косяками - вот прямой потомок FG-42. Почитайте отзывы о нем пользователей на досуге.
                И да, безусловно - создать дорогущую автоматическую винтовку, которую оказалось невозможно производить в условиях массовых армий - это именно, надо полагать, признак гениальности конструкторской мысли. Просто подарок для военной промышленности страны!
          2. +1
            18 декабря 2022 15:23
            Цитата: carpenter
            Гитлеровская Германия, была впереди всей планеты по конструкторской мысли и технологи

            Позвольте не согласится.По запуску сырых конструкций в производство вполне себе.А вот по "конструкторской мысли" - это врядли..
            1. +8
              18 декабря 2022 16:47
              Цитата: mat-vey
              По запуску сырых конструкций в производство вполне себе.А вот по "конструкторской мысли" - это врядли..

              Как бы там не было, но первая баллистическая ракета, первый реактивный самолёт изготовлены в Германии, но не в США.
              1. 0
                18 декабря 2022 17:23
                Цитата: carpenter
                По запуску сырых конструкций в производство вполне себе.
              2. +2
                18 декабря 2022 22:31
                Цитата: carpenter
                изготовлены в Германии, но не в США.

                А если еще более внимательно посмотреть, то выяснится интересная картина-в США ничего прорывного толком и не смогли изобрести, даже для того, чтобы получить нормально работающий лицензионный Мерлин пришлось привезти британских рабочих. Конечно, можно вспомнить про ядрен-батон, то юмор в том, что достаточно прочесть книгу Гровса, в которой четко написано, что половина физиков Манхэттена вообще не верила в успех.
                1. +1
                  19 декабря 2022 06:33
                  Цитата: Альф
                  А если еще более внимательно посмотреть, то выяснится интересная картина-в США ничего прорывного толком и не смогли изобрести

                  "Первый работающий экспериментальный ЖРД построил американский изобретатель Роберт Годдард в 1926 году. ".... и тд и тп... А уж с чем в СССР эксперементировали и какой полёт конструкторской мысли был...Только в СССР реалистов было как ни где на тот момент..хоть и мечтатели..
                2. 0
                  20 декабря 2022 10:22
                  чтобы получить нормально работающий лицензионный Мерлин пришлось привезти британских рабочих.


                  Это нормальный процесс, когда для налаживания производства привлекают специалистов, который этот двигатель уже производят.

                  А если еще более внимательно посмотреть, то выяснится интересная картина-в США ничего прорывного толком и не смогли изобрести


                  Что значит изобрести? С нуля концепцию, первый образец или что?
                  B-29 весьма прорывной был, самый успешный стратегический бомбардировщик, еще и сочетающий в себе кучу инноваций, типа очень мощных беспроблемных движков и дистанционно-управляемых турелей. А радиовзрыватели кто придумал? Ну ладно придумали англичане концепцию, но запустить у себя не смогли, в итоге только американцы их и смогли сделать.
              3. Eug
                +1
                19 декабря 2022 12:06
                И первая штурмовая винтовка под "промежуточный" патрон Stg -44
                1. +1
                  19 декабря 2022 12:16
                  Первая массовая ... и опять же сырая ...
                  1. +1
                    19 декабря 2022 15:19
                    Неслучайно АК-47 принимали с формулировкой, что "не удовлетворяет требованиям кучности из неустойчивых положений, но другого нет", и потом вскоре меняли на АКМ.
                    1. 0
                      19 декабря 2022 15:30
                      Цитата: eule
                      и потом вскоре меняли на АКМ.

                      Ну "поменяли" не совсем описывает эээ....процесс...Там целый конкурс не простой был ...Но шедевр в этой борьбе вызрел...
              4. +1
                20 декабря 2022 15:03
                Да-да, это именно то, на что стоило тратить драгоценные ресурсы страны, воюющей не на жизнь, а на смерть.
                Результат для правительства и руководства вооруженных сил, напринимавшего таких гениальных решений, мы все прекрасно знаем из учебников истории.
            2. +5
              18 декабря 2022 22:25
              Цитата: mat-vey
              А вот по "конструкторской мысли" - это врядли..

              Нарисовать можно что угодно, а вот заставить летать, стрелять и ездить "как надо", а не "как получится" очень трудно, как говорится "дистанции огромного размера".
              Я приведу две уникальнейшие книги по вундерваффе, там столько всего напридумано...В частности, столько самолетов с треугольным крылом и бесхвосток, но заставить их летать смогли только к концу 20-го века.
              1. 0
                19 декабря 2022 06:31
                Цитата: Альф
                .В частности, столько самолетов с треугольным крылом и бесхвосток, но заставить их летать смогли только к концу 20-го века.

                Не хочется вас разачаровывать...Но 21 октября 1947 года это не конец,а скорее середина 20-го века.И выбор был сделан не в пользу "сырой,но передовой конструкторской мысли",а в пользу более надёжной и проверенной конструкции.ТЕ - Nortyor YB-49 предпочли Convair B-36.
                А уж бесхвостки и летающие крылья на уровне передовой конструкторской мысли летали что в США,что в СССР... И так практически повсем "опередивим время немецким передовым конструкторским мыслям".Начиная от ракет и заканчивая атомной бомбой.Хотя ой тут сумрачный гений немного плутать начал...
      2. +1
        18 декабря 2022 08:26
        В смысле утопившие? Его же дотащили до порта
        1. +5
          18 декабря 2022 09:36
          Цитата: SARANCHA1976
          В смысле утопившие? Его же дотащили до порта

          Из статьи:
          Но ровно через восемь минут в палубу линкора попала большая бомба, которая насквозь пробила корабль, но на счастье итальянцев взорвалась уже в воде под днищем. Через десять минут вторая бомба пробила палубу и взорвалась внутри корабля. На воздух, вращаясь, взлетела носовая 381миллиметровая трехорудийная башня весом 1400 т. Линкор переломился пополам и скрылся под водой. Вместе с кораблем погибли 1253 человека. Третья бомба попала в линкор «Италия», который чудом сумел удержаться на плаву.

          Атаке подверглись два итальянских линкора: Рома и Италия. Первый - потоплен, второй- получил повреждение.
      3. +1
        18 декабря 2022 09:04
        Цитата: Коте пане Коханка
        По сути все крылатые ракеты воздух-поверхность и есть концептуальные потомки утопившие итальянский линкор.

        Цитата: Коте пане Коханка
        По сути все крылатые ракеты воздух-поверхность и есть концептуальные потомки утопившие итальянский линкор.

        КР-это специально построенный ЛА. А УАБ иногда строились на основе штатной бомбы.Спереди "прикручивалась" СН и рули.Сзади-оперение и ТТУ. hi
        1. +5
          18 декабря 2022 09:49
          Для наглядности приведу изображения Hs-294 и 293.


          Думаю вопрос с «прикрученным к бомбе оперением» отпал сам по себе.
        2. +7
          18 декабря 2022 14:46
          Если брать конкретно поражение 9 сентября 1943 года линкоров Рома и Италия, то оба корабля получили подарки в виде планирующих управляемых бомб Фриц-Х.

          Согласен она ближе к КАБ, чем КР.
          1. +1
            19 декабря 2022 15:21
            Причем за "фрицем" с телевизионной аппаратурой тянулся проводок, соединявший его с самолетом, там 10 и 15 км катушки, где сколько не помню.
            1. +1
              19 декабря 2022 15:32
              Не там несколько радиоканалов было.А для оператора трассеры светили.Англичане быстро всё раскусили и стали помехи ставить ..
      4. -1
        18 декабря 2022 13:19
        Цитата: Коте пане Коханка
        По сути все крылатые ракеты воздух-поверхность и есть концептуальные потомки утопившие итальянский линкор.

        А чем вам Р-301 не концептуальна?
        1. +1
          18 декабря 2022 14:49
          Цитата: mat-vey

          А чем вам Р-301 не концептуальна?

          Где это у меня написано?
          1. -1
            18 декабря 2022 15:13
            Цитата: Коте пане Коханка
            Где это у меня написано?

            Цитата: Коте пане Коханка
            По сути все крылатые ракеты воздух-поверхность и есть концептуальные потомки утопившие итальянский линкор.

            это же не про Р-301 написано?Или там "концепция" другая была?
  2. -2
    18 декабря 2022 07:35
    Последние пуски ракет КСЩ состоялись в 1971 году в районе Керчи с ракетного корабля «Неуловимый». Корабль выпустил пять ракет, которые предполагалось перехватить новейшим ЗРК «Шторм». Ракеты КСЩ летели на высоте около 60 м, и ни одна из них сбита не была


    Вот так работали и делали советские конструктора! Прошло немало лет от изобретения до последних пусков, но новейший ЗРК не смог их сбить! Почему?
    Все либералы сегодня на все голоса охаивают бывшие "шарашки" А в этих спецКБ работали выдающиеся конструктора! И грех сейчас охаивать тех людей и те времена. Благодаря им у нас было спокойное и уверенное будущее!
    1. +5
      18 декабря 2022 07:59
      предполагалось перехватить новейшим ЗРК «Шторм». Ракеты КСЩ летели на высоте около 60 м, и ни одна из них сбита не была

      Вот так работали и делали советские конструктора!

      Новейший ЗРК не смог перехватить цель. Зачем вообще был приведен этот пример feel

      Дозвуковую штуку таких размеров пять раз подряд пропустил
      Прошло немало лет от изобретения до последних пусков, но новейший ЗРК не смог их сбить! Почему?

      ЗРК был недоведен
      1. +3
        18 декабря 2022 16:09
        Цитата: Santa Fe
        Новейший ЗРК не смог перехватить цель. Зачем вообще был приведен этот пример
        Для красного словца.

        Цитата: Santa Fe
        ЗРК был недоведен
        Он изначально не мог поражать цели ниже 100 метров.
    2. 0
      18 декабря 2022 11:47
      Вот так работали и делали советские конструктора! Прошло немало лет от изобретения до последних пусков, но новейший ЗРК не смог их сбить! Почему?

      Да потому что новейший ЗРК был создан другими советскими конструкторами, но к 1971-му году, получается, уже шла деградация конструкторских школ. Или у Вас есть другой вариант ответа?
      1. +1
        18 декабря 2022 16:07
        Цитата: УАЗ 452
        но к 1971-му году, получается, уже шла деградация конструкторских школ.

        Что, правда? Ничего что у "Шторма" тех лет нижняя граница поражения в 100 метров? Деградация, рука лицо...
        1. -1
          18 декабря 2022 19:34
          Что, правда? Ничего что у "Шторма" тех лет нижняя граница поражения в 100 метров? Деградация, рука лицо...

          Нет, не деградация - отрицательный прогресс, блин... Или это нормально - когда ЗРК, разрабатываемый в 1971 году имеет нижнюю границу поражения в 100 метров, а даже ПКР 1956 года летают на высотах в 60 метров? И кому же пришла в голову гениальная мысль разрабатывать комплекс, ТТХ которого не позволяли даже теоретически перехватить даже снятые с вооружения ракеты? Заказчикам из МО или самим советским конструкторам? Как вы написали - рука-лицо? Воистину!
          И зачем было тратить пусть даже устаревшие ракеты для испытаний, если уже исходя из ТТХ была ясна никчёмность испытываемого ЗРК? Я бы с таких деятелей взыскал стоимость пяти напрасно угробленных мишеней.
          Если такой вот отрицательный прогресс имел место с 1956 по 1971 год, то ничего удивительного, что та страна через два десятка лет просто закончилась. Ну а нынешние российские конструкторы - наследники тех, гениальных советских, пример гениальности которых вы с автором статьи убедительно продемонстрировали.
          1. -1
            19 декабря 2022 04:55
            Цитата: УАЗ 452
            Или это нормально - когда ЗРК, разрабатываемый в 1971 году имеет нижнюю границу поражения в 100 метров, а даже ПКР 1956 года летают на высотах в 60 метров?

            Представьте себе, в противостоянии щита и меча - меч обычно лидирует. Ах да, "Шторм" начали разрабатывать в 59 году, так то.
            Цитата: УАЗ 452
            И кому же пришла в голову гениальная мысль разрабатывать комплекс, ТТХ которого не позволяли даже теоретически перехватить даже снятые с вооружения ракеты?

            В 59 году то? Когда ПКР хоть в каком виде только у СССР были? Кому то пришла, и хорошо что решали не такие как Вы.
            Цитата: УАЗ 452
            И зачем было тратить пусть даже устаревшие ракеты для испытаний, если уже исходя из ТТХ была ясна никчёмность испытываемого ЗРК?
            То что определяли возможности ЗРК, то что проводились какие то модернизации, то что вообще могли испытывать вооружение конкретного корабля Вам в голову не пришло?

            Цитата: УАЗ 452
            Я бы с таких деятелей взыскал стоимость пяти напрасно угробленных мишеней.
            Ну о сроках годности изделий такому как Вы вообще бесполезно напоминать. Ну и о Вашем месте в принятии решений я написал.

            Цитата: УАЗ 452
            Нет, не деградация - отрицательный прогресс, блин...
            Деградация - это не когда сразу туппой, а постепенно тупеет. (если что я не о советских конструкторах lol ) А когда несовершенный ЗРК улучшается, а потом и вовсе заменяется другими, причём на основе даже неудачных испытаний - это прогресс, продвижение, развитие.
            1. 0
              19 декабря 2022 06:59
              Ах да, "Шторм" начали разрабатывать в 59 году

              И не могли довести до минимальной готовности за 12 лет? "Щуку", если верить статье, разработали много быстрее. И это не "отрицательный прогресс"? И за эти 12 лет комплекс так и не научили сбивать ПКР, уже стоящие на вооружении на момент начала его разработки?
              В 59 году то? Когда ПКР хоть в каком виде только у СССР были?

              Причём здесь 1959-й год? Речь идёт о 1971-м, когда "новейший" (так в статье) ЗРК испытывали. И тогда ни у кого в мире таких не было? Ну да, "аналогов нет" - ещё оттуда пошло.
              Кому то пришла, и хорошо что решали не такие как Вы.

              Единственный, по существу, ваш аргумент. Вопросов больше не имею, смысла продолжать дискуссию с индивидуумом, который недостаток логики и способности доказывать свою точку зрения компенсирует личными выпадами, не вижу. Всего наилучшего!
              1. 0
                19 декабря 2022 15:05
                Цитата: УАЗ 452
                И не могли довести до минимальной готовности за 12 лет?
                Если Вам ещё не ясно, то в 59 году для ЗРК задачу перехватывать низковысотные цели не ставили. И разрабатывали комплекс, кроме ракеты, с нуля.

                Цитата: УАЗ 452
                "Щуку", если верить статье, разработали много быстрее. И это не "отрицательный прогресс"?
                Мало того что Щука основывалась на немецких разработках и уже готовом двигателе, так ещё и попасть ей надо было в низкоскоростную огромную цель. Но Вам это не интересно.

                Цитата: УАЗ 452
                И за эти 12 лет комплекс так и не научили сбивать ПКР, уже стоящие на вооружении на момент начала его разработки?
                Зачем сбивать собственную ракету? У американцев таких ракет ещё долго не было.

                Цитата: УАЗ 452
                Причём здесь 1959-й год? Речь идёт о 1971-м, когда "новейший" (так в статье) ЗРК испытывали.
                Ну под ддурачка просто косить, когда ответить нечего. А Широкорад не очень аккуратный историк оружия.

                Цитата: УАЗ 452
                который недостаток логики и способности доказывать свою точку зрения компенсирует личными выпадами, не вижу.
                Как обычно об отсутствии логики мне пишут люди которые ей не особо владеют. А что до личных выпадов, то не уважаю людей плюющих на элементарную логику.

                Цитата: УАЗ 452
                Всего наилучшего!
                Сайонара!
                1. 0
                  21 декабря 2022 18:20
                  Мало того что Щука основывалась на немецких разработках

                  Постыдились бы такое писать

                  У немцев даже в теории не было ничего подобного КСЩ
                  1. 0
                    22 декабря 2022 03:14
                    Цитата: Santa Fe
                    У немцев даже в теории не было ничего подобного КСЩ

                    А да, память подвела...
                    Цитата: Santa Fe
                    Постыдились бы такое писать
                    Какую Вы иногда ахинею несёте...
          2. +2
            19 декабря 2022 11:04
            Цитата: УАЗ 452
            Или это нормально - когда ЗРК, разрабатываемый в 1971 году имеет нижнюю границу поражения в 100 метров, а даже ПКР 1956 года летают на высотах в 60 метров?

            Для тех лет это нормально.
            "Шторм" - это ЗРК ДД, его задача - ПВО соединения на больших (для 70-х) дальностях - до 55 км. Малые высоты перекрывают другие корабли соединения с ЗРК "Волна".
            В ПВО картина была та же - длинной рукой были С-75 и С-200, а МВ и ПМВ закрывали действовавшие с ними в связке С-125.
    3. +4
      18 декабря 2022 12:20
      Цитата: ваш вср 66-67
      Все либералы сегодня на все голоса охаивают бывшие "шарашки" А

      35 лет национального предательства, которое продолжается, а разграбление страны — это и есть предательство.
  3. +10
    18 декабря 2022 07:42
    Автору спасибо!

    Интересная, а местами просто забавная статья. smile good


    Эсминец "Бедовый" во время испытаний комплекса КСЩ.


    Эсминец проекта 56 М, схема внешнего вида.


    Эсминец "Прозорливый" с ПКР П-15М.
    1. +2
      19 декабря 2022 09:17
      Автору спасибо!

      Присоединюсь. Очень рад, что Александра Борисовича начали печатать на нашем сайте.yes
  4. +12
    18 декабря 2022 08:24
    Считалось, что броня «Сталинграда» (борт – 230-260 мм, палуба – 140-170 мм) надежно защитит экипаж. 27 декабря 1957 года ракета, пролетев 23,75 км, попала в борт «Сталинграда». В результате в борту появилось отверстие в форме восьмерки, общей площадью 55 м2.

    Эта один и тот же текст, перепечатываемый десятилетиями

    В первоисточнике забыли напечатать запятую. 5,5 м2 общая площадь пробоины

    Отверстие в незащищенной части борта, т.к. ракета не попадала в броню


    Похожий пример попадания ракеты в теплоход «Верещагино». Тут и что-то похожее и на перевёрнутую восьмерку и искомая площадь

    Если бы КСЩ попала в плиты пояса, тогда ни о каком отверстии вообще не могло идти речи. В истории мировых сражений отсутствуют примеры, чтобы такие «мягкие» конструкции, как КСЩ (еще и на дозвуке!) могли пробить слой стали толщиной 200+ мм. Именно пробить, потому что БЧ была инертной
    1. +2
      18 декабря 2022 12:39
      Цитата: Santa Fe
      Похожий пример попадания ракеты в теплоход «Верещагино».
      Тут и что-то похожее и на перевёрнутую восьмерку и искомая площадь

      Что интересно, то что ракета КСЩ попала, прямо в туалет ( гальюн ) капитана, тип судна . 502ЭМ, - "Василий Яковенко" трёхсоттонник, в народе звали "Булыжниковый".
    2. 0
      24 января 2023 20:05
      дак у неё и не было задачи что-то пробивать. у неё задача доставить боевую часть, которая бъет под ватерлинию.
      кстати, олег, ты как? как дела, как здоровье? смотрю этот твой мульт долго держится, на рекорд идет! с цифрами подружился? как там дела с носителями тяжелых ПКР в России? всё еще по пальцам пересчитать?
  5. +3
    18 декабря 2022 08:27
    П-1000 Вулкан, чую, продолжит славное дело. Уже без учебных мишеней.
    7-8-тонная дура на сверхзвуке и так несбиваема и одной кинетикой проткнёт даже и Миссури в основной бронепояс. Конечно, если бы Мяусури числилась до сих пор в амерском флоте. Корабь-музей уже давно.
    А вот Вулканы до сих пор на вооружении ВМФ РФ.
    1. +3
      18 декабря 2022 08:44
      Цитата: Kuroneko
      П-1000 Вулкан, чую, продолжит славное дело. Уже без учебных мишеней.
      7-8-тонная дура на сверхзвуке и так несбиваема и одной кинетикой проткнёт даже и Миссури в основной бронепояс. Конечно, если бы Мяусури числилась до сих пор в амерском флоте. Корабь-музей уже давно.
      А вот Вулканы до сих пор на вооружении ВМФ РФ.

      Поэтому бронекораблей никто и не строит. Даже Капцов уже перестал статьи бахать при каждой возможности
      1. 0
        18 декабря 2022 09:52
        Даже Капцов уже перестал статьи бахать при каждой возможности

        Он все сказал в последнем материале на эту тему, 5 лет назад

        Все пункты к единому знаменателю

        https://topwar.ru/132162-reinkarnaciya-korabelnoy-broni.html
        1. 0
          24 января 2023 20:06
          ага. а болезнь то прогрессирует. сам о себе в третьем лице...
  6. +9
    18 декабря 2022 08:43
    Ракета прошила крейсер с борта на борт и вышла из правого борта крейсера как раз под фок-мачтой. Выходное отверстие представляло собой почти круглую дыру площадью около 8 м2

    Район фок-мачты = район 60-62 шпангоута
    Схемы корабля известны, это позволяет определить какие элементы встретились на пути ракеты

    Ракета прошила насквозь корпус мишени (обшивка 10 мм и ряд стальных переборок), пробила (иначе нельзя объяснить почему пробоина оказалась ниже ВЛ) настил нижней броневой палубы (50 мм), затем пробила броневой пояс (100 мм) и вышла с обратной стороны.

    Вес боевой части КСЩ составлял 620 кг (как 343 мм снаяд) , маршевая скорость ракеты 270 м/с. (В два раза меньше чем у снаряда у цели на дистанции 10 км)

    Есть ли в мировой истории войн примеры, чтобы такой медленный и “мягкий” боеприпас ( коэф наполнения бч щуки - 50%, для сравнения - у бронебоя 343 мм было 2% чтобы он был достаточно прочен и что то пробивал) смог пробить под большим углом две броневые преграды (150 мм в сумме)?

    Таких примеров не существует.

    В статье представлен старинный текст описаний повреждений от КСЩ, противоречащий здравому смыслу

    На самом деле все еще интереснее, но это уже слишком много деталей для одного комментария
    1. +2
      18 декабря 2022 14:31
      А в личку, а то интересно сильно hi
      !! Тттттттт
      1. 0
        19 декабря 2022 10:35
        Роман, с удовольствием написал бы

        Но тут ниже дискуссия пошла, если Вы успели прочитать то удивить вас будет нечем
    2. 0
      18 декабря 2022 15:27
      БЧ КСЩ 3-х метровое шило. Пробьёт ли оно 0,15 м старой брони?
      Поделим на сто. Пробьёт ли стальной сердечник длиной 3 см 1,5 мм броню, даже если он дозвуковой и пустотелый?
      1. 0
        18 декабря 2022 20:23
        Пробьёт ли стальной сердечник длиной 3 см 1,5 мм броню, даже если он дозвуковой и пустотелый?

        Взаимоисключающие параграфы

        Уважаемый, т.н. «шило» - на деле тонкостенная труба. Ближе всего по конструкции и характеристикам будут примеры неразорвавшихся фугасных авиабомб (т.к. на испытаниях Щука оснащалась инертной БЧ)

        Примеров таких попаданий было несчесть, и все они говорят, что ничего пробить такие бомбы не смогли, не было ни скорости, ни прочности

        Пример - как пикировщики закидали бомбами КРТ «Могами» у Мидуэя.


        Схема защиты Могами. Т.е. речь или о 35 мм палубе или 60 мм скос

        Исходя из мест попадания и описанных повреждений (а они известны, крейсер пересек океан и вернулся в Японию), одна АБ должна была залететь в машинное отделение. Вторая - в погреб ГК носовых башен. Результат известен, ничего такого не случилось, значит бомбы не пробили горизонт. защиты крейсера. Они, кстати, взорвались - япы приводят описание обширных разрушений и пожара в отсеках ВЫШЕ главной броневой палубы

        Бомбы все таки обладают преимуществом, попадая в цель под углом близким к нормали. В случае КСЩ такого бонуса не было. Мягкий и медленный и при этом еще и слишком длинный боеприпас просто бы срикошетил

        рисовал на телефоне)
        1. 0
          18 декабря 2022 21:02
          Если смотреть дамаж листы США, видно, что бомбы пикировщиков бьют под углом 40-45 градусов. И скорость маленькая.
          1. 0
            19 декабря 2022 10:26
            видно, что бомбы пикировщиков бьют под углом 40-45 градусов. И скорость маленькая.

            Вы рассмотрели только 1 случай, Франклин

            к тому времени самолет, возможно, пикирующий бомбардировщик Yokosuka D4Y Judy или пикирующий бомбардировщик Aichi D3A Val, разорвал облачный покров и совершил налет на Франклин на бреющем полете.


            Для пикировщиков той эпохи указано значение безопасной скорости пикированния ~600 км/ч, типичный угол 70 градусов

            После сброса, траектория бомбы становится еще более отвесной, горизонтальной компоненте скорости добавиться неоткуда
            1. 0
              21 декабря 2022 17:44
              Ну, не надо лукавить - таких случаев: хоть ложкой ешь. Они как раз характерны.
              1. 0
                21 декабря 2022 18:57
                Крутые траектории падения, разве вы не видите

                Вот из той же серии. Не пикировщик, но как отвесно разбомбили
                1. 0
                  21 декабря 2022 19:01
                  Эмм, я вижу несколько попаданий. И половина из них нифига не крутые.


                  Ну так не пикировщики и должны отвесно бомбить
        2. 0
          19 декабря 2022 05:28
          https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/37/USS_Franklin_%28CV-13%29_war_damage_report_%2801%29_19_March_1945.jpg
          Если уж давить на эту версию, то любителям Евклида было бы логично предположить, что это БЧ пробила колосники и двойное дно, а не лопатка от взрыва двигателя
          1. 0
            19 декабря 2022 10:32
            Любая версия выглядит правдоподобней старой байки указанной в статье

            Пробоины или швы обшивки разошлись от сотрясения и от взрыва, не знаю Иван. Для указанного эффекта (1600 тонн воды за несколько часов) не требовалось огромной пробоины

            Вот что получилось

            Принимая гидростатический напор из расчета для глубины 6 метров, площадь пробоины даже за минимальные 0,01 м2, а коэф. проницаемости (мю) за 0,6, мы получаем 237 тонн воды в час
            1. 0
              19 декабря 2022 12:30
              Любая?
              Например: лопатка двигателя от ЯКа пробила 50мм колосник и двойное дно? Бред
              1. 0
                19 декабря 2022 12:45
                Спецом нашел ту статью, семь лет назад


                Нигде не написано про лопатку турбины ЯКа
                1. 0
                  19 декабря 2022 12:52
                  Кожух воздуховодов, труб не закрыт сверху броневыми колосниками на уровне бп? Может, ещё в башнях ГК люки открыты, как в танке?
                  Хорошо, двигатель взорвался, и? Чем пробил колосники и корпус?
                  1. 0
                    21 декабря 2022 18:59
                    Хорошо, двигатель взорвался, и? Чем пробил колосники и корпус?

                    Для пробоины такого размера (поступление воды несколько сот тонн в час) достаточно разошедшихся швов обшивки, от взрыва и сотрясения
                    1. 0
                      21 декабря 2022 19:11
                      Швы могут и в районе борта разойтись. Более того, целая бронеплита может оторваться. И для этого даже взрыва не нужно, это сделает БЧ изнутри. Или просто пробьет дно.
                      А вот что такое взрыв двигателя от старого Яка, я не могу представить
                      1. 0
                        21 декабря 2022 19:43

                        Если бы КР ударила в пояс у ВЛ то она там бы и осталась. Внутри корабля повреждений и таких пожаров бы не возникло

                        Что пробить корабль насквозь - сначала незащищенную часть борта, все переборки и ударить в пояс на противоположном борту, для этого пришлось бы пробить главную палубу, что при такой скорости и угле встречи почти плашмя, невероятно
                        А вот что такое взрыв двигателя от старого Яка

                        Вы никогда не видели как взрываются самолеты при падении
                      2. 0
                        21 декабря 2022 20:26
                        Угол встречи легко рассчитать от стыка верхней палубы к ватерлинии другого борта.
                        БЧ пробила бронепалубу в районе труб. Затем пояс изнутри (ок, рухнула вниз, на днище) . Остальное прошло над бронепалубой.

                        Самолёты взрываются на палубе, а не в трюме. И как взрываются двигатели?
                      3. 0
                        21 декабря 2022 21:47
                        Затем пояс изнутри (ок, рухнула вниз, на днище)

                        Тогда откуда могла взяться пробоина в противоположном борту. 8 м2
                        Самолёты взрываются на палубе, а не в трюме. И как взрываются двигатели?

                        В общем случае. При падении взрывается запас керосина
                      4. 0
                        22 декабря 2022 05:07
                        Цитата: Santa Fe
                        Затем пояс изнутри (ок, рухнула вниз, на днище)

                        Тогда откуда могла взяться пробоина в противоположном борту. 8 м2
                        Самолёты взрываются на палубе, а не в трюме. И как взрываются двигатели?

                        В общем случае. При падении взрывается запас керосина

                        Пробоина от обломков планера и двигателя выше бп, + пролом от БЧ на уровне вл
                        Какой запас керосина в двигателе?
                      5. 0
                        21 декабря 2022 21:58
                        БЧ пробила бронепалубу в районе труб

                        Колосники и решетки шахт машинно-котельных вентиляторов — 125 мм

                        В этом месте еще меньше шансов
                      6. 0
                        22 декабря 2022 05:08
                        Цитата: Santa Fe
                        БЧ пробила бронепалубу в районе труб

                        Колосники и решетки шахт машинно-котельных вентиляторов — 125 мм

                        В этом месте еще меньше шансов


                        Для двигателя их вообще нет.
                        Пробила палубу в районе труб, а не бронеколосники
    3. 0
      18 декабря 2022 17:44
      Есть примеры когда лопатка легкого авиадвигателя под большим углом пробивает 50мм колосник и двойное дно?
      1. +1
        18 декабря 2022 20:32
        лопатка легкого авиадвигателя под большим углом пробивает 50мм колосник и двойное дно?

        Взрыв паров несгоревшего керосина
        Днище каким то образом было повреждено

        Двигатель и обломки корпуса ракеты залетели в МО через дымоход, как раз под. фок мачтой. Бч пробила корпус насквозь, выше броневой палубы
        1. 0
          18 декабря 2022 21:00
          Цитата: Santa Fe
          лопатка легкого авиадвигателя под большим углом пробивает 50мм колосник и двойное дно?

          Взрыв паров несгоревшего керосина
          Днище каким то образом было повреждено

          Двигатель и обломки корпуса ракеты залетели в МО через дымоход, как раз под. фок мачтой. Бч пробила корпус насквозь, выше броневой палубы

          Там, на уровне бп, колосники. Их нужно пробить лопаткой двигателя. Как?
  7. Комментарий был удален.
  8. +11
    18 декабря 2022 10:03
    Как удалось немцам с высоты 6 км попасть в итальянские линкоры? Итальянцы испытали на себе действие первых в мире управляемых по радио бомб, или, как их называли создатели, воздушных торпед.

    При всем уважении к господину Широкораду и его многогранному таланту компилятора не могу не заметить, что начало статьи никакого отношения к противокорабельным ракетам не имеет, ибо Fritz X, которой был потоплен линкор "Рома" - это не противокорабельная ракета и не воздушная торпеда, а управляемая авиационная бомба (УАБ) или корректируемая авиационная бомба (КАБ).
    Советской КАБ была СНАБ 3000 "Краб", основой которой послужила германская Fritz X.

    Да и Hs 293 и Hs 294, хотя и считаются предшественниками противокорабельных ракет, по современной классификации - КАБ.
    Что касается утверждения
    Наиболее совершенной и эффективной была Hs 294.
    ,
    то случаев успешного применения этого "чудо - оружия" не зафиксировано,то есть им, в отличие от Hs 293, не потоплен ни один корабль.
  9. +4
    18 декабря 2022 12:02
    Ну нельзя корабль называть "Бедовый", ну никак. Извините, что не по теме.
  10. ban
    +3
    18 декабря 2022 12:36
    А ничего, что FX-1400, которой потопили Рому, это просто управляемая бронебойная бомба, без двигателя, падающая отвесно?

    А Hs293 это управляемая планирующая бомба с реактивным двигателем, с небольшой БЧ, которой потопить линкор было нереально?

    Да уж, вот это афытор laughing
    Анекдотическая статья
    1. +1
      18 декабря 2022 16:48
      Анекдотическая статья

      Да не в статье дело. Дело в том, кто эту статью залил на сайт. Казалось бы, все, кто более-менее в теме, знают, кто такой Широкорад. И вроде бы как редакторы такого ресурса, как ВО должны знать, кто такой Широкорад. Ан нет. Кадровый голод неумолимо поглощает все вокруг.
      1. 0
        18 декабря 2022 18:23
        есть у меня книга, Широкорад. История авиационного вооружения 1941-1991гг. вполне себе интересная книга.и чем автор так вам не нравится?что с ним не так?
        1. 0
          18 декабря 2022 18:38
          Много я его книг перечитал ,покупая .Когда тырнет только появлялся.
        2. +3
          18 декабря 2022 22:25
          Что с ним "не так"? А это как со Стрелковым-Гиркиным сейчас- кто-то написал с желчью, что-то нехорошее о нем и стали разносить, те кто признают только "официальные и "признанные" источники". Так и сложилось мнение у некоторой части о персонаже, как о некоей "сомнительной" личности, далёкой от "настоящего профессионализма". yes
        3. +1
          19 декабря 2022 11:09
          Цитата: vadivm59
          есть у меня книга, Широкорад. История авиационного вооружения 1941-1991гг. вполне себе интересная книга.и чем автор так вам не нравится?что с ним не так?

          Просто надо отличать раннего АБШ, когда он писал про артиллерию и имел доступ к архивам, от позднего, когда он этот доступ, после одной очень неприятной истории, утерял и начал лепить компиляции на любую тему, цитируя без указания авторства куски из чужих работ.
    2. 0
      18 декабря 2022 23:45
      Этой статье лет 30 или около того. Уже не помню в каком журнале в начале 1990-х её впервые опубликовали (но он у меня где-то лежит). В "Истории авиационного вооружения" просто перепечатка этой статьи.
      1. +1
        19 декабря 2022 18:42
        да,я нашёл этот журнал.называется РАКЕТЫ НАД МОРЕМ. приложение к журналу ТЕХНИКА И ВООРУЖЕНИЕ. № 11-12 за 1997 г.
        1. 0
          19 декабря 2022 20:04
          Точно! Но емнис там автор тоже Широкорад, так что он в "справочнике" просто копипастил сам себя.
  11. 0
    19 декабря 2022 21:27
    В ясный солнечный день 9 сентября 1943 года итальянская эскадра по приказу нового правительства шла из Специи на Мальту сдаваться союзникам. Впереди – сильнейший линкор итальянского флота «Рома» водоизмещением в 46 тыс. т.
    И что мы сейчас прочитали? Что 9 сентября 1943 года,соединение итальянских кораблей было атаковано с помощью
    первых в мире управляемых противокорабельных ракет Hs 293 и Hs 294.
    ? fool А ничего,что линкор "Рома " был потоплен,а линкор "Италия"(бывший "Литторио") были атакованы немецкими радиоуправляемыми бронебойными планирующими авиабомбами FX 1400 (Fritz X)?Это гибель линкора "Рома" :
    Сброс осуществлялся со специально подготовленных бомбардировщиков Dornier Do 217,вылет осуществлялся с аэродромов в районе Марселя (Ним-Гарон,Истр). Сброс осуществлялся с высоты от 4500 до 6000 м,расстояние до цели - 5000 м.9 сентября 1943 года майор Бернхард Йопе записал на свой счёт линкор "Рома". Бомба Fritz X :
  12. 0
    17 марта 2023 12:06
    Бомба Fritz X, утопившая Рим, не имела никаких двигателей. В хвостовой части располагалась шашка, с горючим составом для визуальной коррекции траектории бомбы оператором. Никакими ракетами от Хеншеля итальянцев никто не атаковал.