Их цель — доходный креативный патриот. К Стратегии Росмолодёжи до 2025 года

18
Их цель — доходный креативный патриот. К Стратегии Росмолодёжи до 2025 года

На днях Федеральное агентство «Росмолодежь» представило на суд общественности документ под названием «Стратегия развития государственной молодёжной политики до 2025 года». Глава агентства Сергей Белоконев призвал всех желающих обсудить стратегию и высказаться относительно её качества. Впрочем, принять её планируют уже в начале следующего года, так что времени на общественное обсуждение осталось совсем мало. Между тем, если стратегия пройдёт в её нынешнем виде — это будет очень печально для всех нас. Почему — порассуждаем ниже.

...Для начала напомним: «Росмолодёжь» — это то ведомство, которое с 2008 года ответственно за формирование молодёжной политики в стране. То, что эта самая молодёжная политика до сих пор отсутствует у нас как явление, исчерпывающе описывает результаты деятельности агентства. Собственно, результаты эти проявились лишь в создании и последующей ликвидации движения «Наши» и регулярном проведении «Селигеров». Вот, по большому счёту, и вся молодёжная политика.

Бывший глава агентства Василий Якименко ныне переметнулся в оппозиционеры и работает идеологом сети кафе «Ешьпирог». Сменивший его в 2012 году идейный продолжатель Сергей Белоконев пока отметился поразительным политическим чутьём, выступив с инициативой проводить «Селигеры» в США и Европе в самый разгар скандалов вокруг «Списка Магнитского» и «закона Димы Яковлева». Причём, несмотря на резко отрицательную реакцию как в обществе, так и во власти — по-прежнему с необъяснимым упорством продолжает лоббировать эту идею.

После недавнего призыва Владимира Путина заняться уже, наконец, «молодёжкой», агентство взялось за написание «стратегии» аж до 2025 года. Результат представлен в открытом доступе в виде доклада и самой стратегии. Всё вместе тянет более чем на 200 страниц. Их и проанализируем.

Процентов на 90 труд состоит из крайне нужных для дела исторических справок, рассказов из зарубежного опыта и неоспоримых истин (например: «Молодым людям необходимо создать условия и возможности для позитивного развития»), перемежаемых цитатами из В. В. Путина.

Остальное — собственно программа.

Мотивация: креаклы как идеал

Г-н Белоконев главной задачей своего ведомства избрал «повышение стоимости человеческого капитала в стране». Молодёжь предлагается рассматривать как объект для инвестиций. Это значит, что все нынешние вложения в молодёжь должны обеспечивать отдачу с прибылью для государства в будущем.

А ставка в таком инвестировании делается (внезапно) на креативный класс. Ключевые цитаты:

«Оттеснив традиционные факторы успеха – хорошую инфраструктуру, местоположение, природные ресурсы – на первый план вышли человеческие способности, мотивации, воображение и отношения»;

«Креативность — это движущая сила экономического развития, креативный класс к настоящему времени занял в обществе доминирующее положение»;

«Творческие индустрии — быстро растущий сектор экономики. Творческие индустрии становятся не только важнейшим сектором экономики, но и важным имиджевым механизмом, имеющим символическое значение для государств и регионов»;

«Предпринимательство является одной из основ креативного общества. Креативность — неотъемлемое свойство предпринимательской деятельности»

и т.д.

Одно из двух. Или стратегия была написана лет пять-шесть назад. Или авторы как раз в нулевые годы последний раз что-то читали. Иначе трудно объяснить тот факт, что они делают упор на явление, как раз последние пять лет непрерывно доказывавшее и показывавшее, насколько его переоценили.

Что ещё любопытно. Упирая на развитие «креативного класса», авторы предлагают также воспитывать в молодёжи патриотизм и преданность традиционным ценностям. Есть мнение, что этот неожиданный синтез креативности с традиционализмом — не от глубинного осмысления обоих явлений. Будь так — этот синтез был бы как-то прописан. А он не прописан никак. Видимо, всё объясняется гораздо проще и грустнее: если на реальный смысл слов и понятий наплевать, можно их комбинировать как угодно. В этом случае — свою задачу росмолодёжные креаклы видели в том, чтобы угадать и назвать как можно больше «актуальных слоганов».

Упор на инвестиции в молодёжь с расчётом на дальнейшую отдачу можно было бы принять. Но подобный подход рождает кучу принципиальных вопросов. Например, как рассчитать эффективность таких вложений. Методики не существует, а значит, и инвестора найти не удастся. Удастся найти в лучшем случае жертвователя в лице государства, но это уже совсем не рыночный подход. Рассчитывать же на то, что вкладывать «в молодёжь» с неясными перспективами отдачи через 20–30 лет бросится частник, — в высшей степени наивно. Пока что он даже не спешит инвестировать в реальные российские проекты с куда меньшим сроком окупаемости.

Да и вообще, как представляется, подход к молодёжи как к объекту для инвестиций претит тем самым традициям, о необходимости поддерживать которые говорит концепция. Потому что родитель у нас в первую очередь растит и воспитывает своих детей не для того, чтобы они вернули ему долги в старости, а для того, чтобы смогли обеспечить свою жизнь и жизнь своих детей. Главная мотивация при этом заключается в осознании чувства выполненного долга перед самим собой, своей семьёй и страной в целом. Подход, при котором родители бы скрупулёзно высчитывали эффективность вложений в потомство, аккуратно занося расходы в ведомость, представляется чужеродным и в худшем смысле слова креативным.

Впрочем, оставив в стороне концептуальные цели — оценим технические детали их реализации.

Реализация: «надо закрепить в сознании установки»

Слово «реализация» или «поэтапная реализация» встречается в Стратегии неоднократно. Чтобы дать представление о степени конкретики, — приведём обширную цитату:

«Главные задачи в повестке дня молодежной политики:

1) формирование мировоззрения;

2) развитие компетенций молодого поколения.

В сознании должны быть закреплены следующие базовые установки: «успешный человек в успешной стране»; патриотизм и гражданственность; здоровый образ жизни, бережное отношение к природе.

Ориентиром деятельности является увеличение числа молодых людей, обладающих следующим набором востребованных компетенций:

  • креативное мышление, способность генерировать инновации;
  • коммерциализация идей, наличие предпринимательских навыков;
  • гражданское участие, осознанное и ответственное социальное поведение;
  • жизненная навигация, выстраивание карьерных траекторий;
  • проектное мышление, умение управлять проектами.

    Для достижения заявленной цели, решения поставленных задач и создания обозначенных социальных эффектов деятельности необходим системный поход к государственной молодежной политике и инвестиции в человеческий капитал (бюджетные ассигнования, фонды). Для обеспечения развития инновационной экономики молодежь должна стать основным объектов для инвестиций в человеческий капитал.»

    Или вот другая конкретика: «Творческие индустрии также являются важным показателем в различных условиях существования разных стран и регионов и определяют потенциал развития страны и общества:

    1) формируется творческая городская среда;

    2) инвестируются финансовые ресурсы в креативных людей, а также инновации для сферы культуры в целом;

    3) формируется востребованность творческого потенциала через создание новых рабочих мест;

    4) разработка и продвижение интеллектуального продукта;

    5) поддержание экономической, культурной и политической коммуникации – «обратная связь между производством и потреблением, технологией и содержимым, общественным удовлетворением и мобильность»;

    6) выход из экономического кризиса, связанного с реструктуризацией и модернизацией экономики страны, региона и города - рост конкурентноспособности страны/региона/города;

    7) выход из политического кризиса — новые управленческие кадры, методы и идеи, приход новой власти;

    8) новый имидж и формирование идентификации, возрождение регионов и пространств;

    9) решение социальных задач — развитие местных сообществ и их интеграция, и диалог сообществ.»

    Насколько всё это может претендовать на статус «стратегии» — сами оцените. Собственно механизмов воплощения этих пожеланий в действительность — в тексте просто нет.

    Единственная конкретная идея

    Чётко в Стратегии прослеживается только одна линия — «Росмолодёжи» надо выделить больше денег.

    Авторы документа прямо сообщают: нас ждёт катастрофическое сокращение численности и качества молодых. Нынешний бюджет «Росмолодёжи» не позволяет преломить эту тенденцию, а значит, его нужно радикально увеличить.

    Тут отметим, что бюджет действительно скромный. Сегодня он составляет 500 млн рублей, из которых 240 млн будут потрачены на «Селигер». Агентство хочет больше, но на пути у него стоит Минфин, который давать деньги категорически отказывается. И это тот случай, когда я полностью поддерживаю мнение финансистов, так как для того, чтобы получить больше, нужно как минимум обосновать своё желание, а лучше — подкрепить реальными достижениями.

    В «Стратегии» авторы обещают воспитать молодёжь при условии, что финансирование увеличат в 10 раз:

    «Реализация активного сценария потребует дополнительных расходов федерального бюджета в 2015–2016 гг. в 4,5–5 млрд рублей в рамках комплексной программы развития молодёжи для создания федеральной молодёжной инфраструктуры (сети молодёжных ресурсных центров), поддержки вышеупомянутых молодёжных организаций (1–1,5 млрд рублей), на повышение квалификации кадров по работе с молодёжью, на расширение проектной деятельности и на разработку комплексной программы развития молодёжи».

    При этом никаких обоснований 5 млрд, повторимся ещё раз для невнимательных, в документе нет. Просто дайте 5 млрд на «комплексную программу развития». Что это за программа — тоже неясно, её ещё предстоит разработать. Однако известны её цели. Это, среди прочего:

    « — развитие у молодёжи ответственного отношения к учёбе, труду, собственному здоровью;

    — развитие у молодёжи гражданского сознания, ответственности за развитие России»

    и т.д. В общем, полный перечень абстракций без какого-либо намёка на то, как отслеживать их воплощение в жизнь. И где отличать естественное развитие событий от результатов потных усилий «Росмолодёжи».

    Итого

    Вероятнее всего, агентство по делам молодёжи нарубило свой винегрет из неоспоримых банальностей, взаимоисключающих параграфов и бывших «актуальных тезисов» не со зла. А просто по причине спешки и желания, раз уж первые лица заговорили о важности «молодёжки», нарубить бюджета.

    Опять же: основная претензия не в том, что «Росмолодёжь» потребовала 5 млрд рублей. А в том, что за 5 лет существования сумела родить вместо осмысленной стратегии — только вот это.

    И эти люди хотят воспитывать «эффективные» поколения.

    ...Кстати, даже в «Единой России» восприняли «Стратегию» скептически.

    «Документ пока является сырым. Нам сказали, что его хотят принять в начале следующего года, но над ним надо работать ещё год. Я понимаю, что «Росмолодежь» отреагировала на призыв президента России Владимира Путина о формировании стратегии по поддержке молодёжи. Но она не пишется на коленке», — сказала заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Алёна Аршинова.

    «Росмолодёжь» призывает граждан (то есть нас с вами) обсудить «Стратегию» и внести свои замечания.

    По большому счёту, обсуждать там нечего: нужно её написать.
  • 18 комментариев
    Информация
    Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
    1. +2
      24 декабря 2013 08:09
      Да воспитание молодежи-это важно,но важнее всего патриотизм воспитать-отсюда все будет начинаться и эффективность для страны,и т.д. и т.п.
      А чего-то я не понял-"доходнЫй",или "доходнОй"? laughing
      Да не в самом деле-как это доходный?-для кого или для чего?
      Денег надо не "росмолодежи" выделять-а патриотическим организациям,они честнее их истратят.
    2. makarov
      +6
      24 декабря 2013 08:15
      А что обсуждать???
      Пришел в структуру «Росмолодежи» новый кормчий, сваял планы на будущее, будет со временем их корректировать, добавлять пункты, убирать лишние... и глядишь лет эдак 5 на хлебном месте продержится... на одних призывах, слоганах, и месинджах.
      1. SolomonSS
        +4
        24 декабря 2013 08:54
        Цитата: makarov
        и глядишь лет эдак 5 на хлебном месте продержится... на одних призывах, слоганах, и месинджах.


        И на "распиле" бюджетных денег. Наших денег, налогоплательщиков.
        5 млрд хотят направить, лучше бы направили на строительство домов для молодых семей, промышленности или на поднятие сельского хоз-ва, только чтобы за каждую копейку отчитались.

        Только то, что хочу я, и наверное большинство русских людей-это утопия, т.к. в руках чья власть, эти деньги разойдутся на личные нужды каждого из них.
      2. +2
        24 декабря 2013 10:27
        На днях Федеральное агентство «Росмолодежь» представило на суд общественности документ под названием «Стратегия развития государственной молодёжной политики до 2025 года». Глава агентства Сергей Белоконев призвал всех желающих обсудить стратегию и высказаться относительно её качества. Впрочем, принять её планируют уже в начале следующего года, так что времени на общественное обсуждение осталось совсем мало. Между тем, если стратегия пройдёт в её нынешнем виде — это будет очень печально для всех нас. Почему — порассуждаем ниже.
        Только комсомол был настоящим молодёжным проектом , остальное чушь собачья, буржуинская попытка оболванить молодое поколенье.
    3. +3
      24 декабря 2013 08:16
      упоминание определения "креативный, творческий etc. класс" подразумевает, что общество становится классовым,в таком случае нужно готовить новую генерацию пролетариата
      Творческий, креативный, выстраивание карьерных траекторий, это попса и офисный планктон
      1. +7
        24 декабря 2013 09:22
        Обратите внимание, что ставка делается не на инженеров-производственников , не на будущих математиках, физиков, химиков и т.д., а на мутнейший в своем понятии ,как "креативный класс". Хотят его на управленческие должности ставить, чтобы он внедрял инновации разного рода, а то, что креаклы далеки от техники и производства, как Плутон от Земли - это ничего зато он (креакл) эффективный менеджер, воспитанный по Западным стандартам. А без собственного производства и всестороннего развития и поддержки науки Россия ничего не добьется и так и будет торговать сырьем, а взамен закупать продукцию все с того же Запада, вместо того, чтобы свое производство строить.

        Если автор статьи более ли менее подробно описал концепцию "Стратегии Росмолодежи", то их руководителя следует вместе со всем авторским коллективом данного художества отправить в крематорий, и как водится на Руси выстрелить в сторону Запада, раз так он туда рвется. А весь креакл отправить на необжитые земли (благо у нас их много). Пускай вся эта креативная свора креативит там сколько угодно, пускай сам построят свой креативный город, с креативным производством и бизнесом. Вот покажут положительные результаты, тогда их и допускать на какие-то должности. Да, главное кроме креаклов в город никого больше не пускать, а то те сразу со своих рук на чужие работу переложат.
        1. +1
          24 декабря 2013 16:06
          На Западе до недавнего времени миражировала идея о "конце науки и техники". Было решено, что ученые и инженеры более не нужны. То есть все уже изобретено и открыто, больше эти непонятные люди, толкующие о странных вещах и нудно требующие развития мозга (да и тела, хотя какое им дело? инженеришки...) совершенно не нужны и излишни.
          Все должно отныне работать так - креакл родил идею. Неважно какую, после науки и техники реализовать можно что угодно. Финансист милостиво отстегнул денег и оппа! Потекла прибыль? Ах да... дешевые техники (нет, ни в коем случаен не ученые и не инженеры) откуда нибуть с Балкан или из Сирии по инструкции извлекли со складов или заказали быстренько на заводе-автомате по уже давным давно готовым чертежам то, что реализует креативную идею. Но эта жалкая проза абсолютно не важна!
          Все уже придумано, поэтому дешевые техники все сделают за копейки и уберутся в свой грязный уголок, где их будет не видно не слышно чистеньким, новеньким, благоухающим креаклам и финансистам.
          Эта мечта тупенькой мамашки, которая свято уверена, что вся эта грязь и вся эта усталость ее эльфику в жизни абсолютно ни к чему, его дело жирненьким пальчиком в воздухе провести и все будет, эта греза тупого сачка была принята Западом за государственную, более того, цивилизационную политику! И наши властители повелись тоже... wassat Глядя на интеллектуальный уровень мировых властей просто плакать хочется...
    4. Христианин
      +11
      24 декабря 2013 08:21
      Вот вам пример отношения власти к народу,критерий один-выгода.Невыгоден государству-умри! Не продолжатели ли это "великого рыжего реформатора" говорившего в 90х"30 миллионов вымерло-ну и что,они просто не вписались в рынок". Это политика ГЕНОЦИДА РУССКОГО НАРОДА!
      1. +1
        24 декабря 2013 10:28
        Размер не тот,рыжый всю страну облапошил.По моему этот г-н (здесь каждый читает как хочет)просто недалёкий человек.По всей этой программе большими красными буквами проходит надпись:"ДЯДЬ,ДЭНЬГИ ДАВАЙ."
    5. +3
      24 декабря 2013 08:24
      А если "программу"этого оленевода написать на нормальном РУССКОМ языке-то будет "один пшик"...печально,что ТАКИЕ "люди" окружают Путина.
      1. +7
        24 декабря 2013 09:25
        Цитата: лис
        .печально,что ТАКИЕ "люди" окружают Путина.

        Друзей выбирают себе сами. И работников тоже. hi
    6. +3
      24 декабря 2013 09:05
      Стратегию в 200 листов любой бойкий щелкопёр напишет за 3 дня. Пусть напишут на 10 листах. Пока ясно, что команду писателей надо срочно выгонять. Поскольку основная идея как у Бендера: Что такое, товарищи, дебют и что такое, товарищи, идея? Дебют, товарищи, — это «Quasi una fantasia». А что такое, товарищи, значит идея? Идея, товарищи,— это человеческая мысль, облеченная в логическую шахматную форму. Все зависит от каждого индивидуума в отдельности. Например, вон тот блондинчик в третьем ряду. Положим, он играет хорошо…
      - А вон тот брюнет , допустим, хуже.
      - Что же мы видим, товарищи? Мы видим, что блондин играет хорошо, а брюнет играет плохо. И никакие лекции не изменят этого соотношения сил, …
      Без 5 млрд, конечно же не получится!
    7. +3
      24 декабря 2013 09:06
      Очень креативная идея проводить слеты патриотической молодежи в США и Западной Европе (так сказать Селигер на Женевском озере, чтобы получше ознакомиться с изнанкой буржуазного общества),а вот отлучили Якеменко от кормушки и вся его философия свелась к незамысловатой формуле, как отметил автор:"Ешь пирог".Этих мастеров :"глубокого доения бюджета" нельзя и на пушечный выстрел подпускать к делу патриотеского воспитания молодежи... Патриотизм таких воспитателей заканчивается с прекращением бюджетного финансирования...
    8. +11
      24 декабря 2013 09:13
      Чётко в Стратегии прослеживается только одна линия — «Росмолодёжи» надо выделить больше денег.

      Баблососы.
      Был я на этом Селигере... Куча бездельников, днем подремывающих не лекциях, ночью живущих "полноценной" жизнью за казенный счет. Их бы в колхоз, или на целину, или на комсомольские стройки. А вместо этого растят новую смену бюрократов и "опытных манагеров-спекулянтов". Тьфу.
    9. 0
      24 декабря 2013 09:43
      Достали эти планы и стратегии до 20хх года. А что после и кто ответит за невыполнение плана. На мой взгляд стратегия должна быть постоянно и лишь слегка корректироваться исходя из обстановки в ходе ее воплощения в жизнь.
    10. +1
      24 декабря 2013 09:46
      Цитата: mirag2
      Да воспитание молодежи-это важно,но важнее всего патриотизм воспитать-отсюда все будет начинаться и эффективность для страны,и т.д. и т.п.


      полностю с вами согласен. Один из пунктов были креативные, у меня глаз от этого слова дергаться начинается, пока все креативные которых я видел пропихивают дебильные, странные идеи говоря да ты в этом ничего не понимаешь это креативно.....нам умные, талантливые, пробивные, патриотичные ребята нужны а не креативные
    11. +3
      24 декабря 2013 10:02
      из которых 240 млн будут потрачены на «Селигер».

      Во блин. А я наивный считал, что на селигеровские посиделки-полежалки, тратятся богатенькие едросы,из честно отпиленного. Оказывается из бюджета. Я против.
    12. 0
      24 декабря 2013 10:18
      В одну повозку коня и трепетную лань? Ну ну...Как это они хотят совместить "творческую анархию" "художника" и патриотизм, требующий консерватизма?
    13. 0
      24 декабря 2013 10:43
      Очередная "программа действий" схоластический и безжизненный прожект. Очередной цитатник МАО. А тем времени телевидение "воспитывает молодое поколение практически и в духе "Дом-2". Как не было молодежной политики государства, так и не будет, если оно будет начинать свою работу с бюрократической муры. А молодежная политика страны должна начинаться с оказания помощи молодым в освоении профессий и обеспечению постоянной и престижной работой. У нас уже ракеты некому делать.
    14. 0
      24 декабря 2013 11:43
      Креативный - не русское слово.
    15. +4
      24 декабря 2013 13:01
      Глава агенства "Росмолодежь" в возрасте 36 лет, это что типа "не расстанусь с комсомолом - буду вечно молодым"? Очередной "молодец", присосавшийся к государственной кормушке, с планами как за 5 лет надоить побольше бабла. negative
    16. +1
      24 декабря 2013 13:25
      Вообще то молодежные организации старались воспитывать умных здоровых и ответственных молодых людей и только эта"Россмолодежь" собралась воспитывать креативный класс....
    17. SergBrNord
      0
      24 декабря 2013 14:36
      Да никто ничего не сочинял.. Был взят стандартный студенческий реферат на тему аля "Цели, перспективы и направления развития общества в России" где-то за 05 г., только чуть переправленный.
      Об этом свидетельствует куча цитат, добавленных для объёмности, вместо изложения мыслей автора(ов), и куча заимствованных терминов, для добавления "значимости", вместо использования гораздо более простых русских аналогов.
    18. 0
      24 декабря 2013 19:54
      очередные мошенники.Их интересует только,как бы урвать кусок большого "торта".