Александр Младенов о реформе системы подготовки летчиков-истребителей ВВС Болгарии

30
Известный авиационный эксперт Александр Младенов (Alexander Mladenov) рассказывает и реформе системы подготовки летчиков-истребителей на самолетах МиГ-29 в ВВС Болгарии в статье "More than Meets the Eye", опубликованной в мартовском номере журнала "Air Forces Monthly" за 2013 год.

Процесс формального вввода в строй обновленных МиГ-29 в состав ВВС Болгарии начался в 2006 году. По просшествии трех лет процесс шел в нормальном режиме и летчики стали управлять маневренным и мощным истребителем на пределе своих сил в условиях реальной обстановки, навеянной американскими подходами в тактике, технике и процедурам.

Расширение возможностей МиГ-29 в ближнем маневренном бою и тактической ПВО стало возможным благодаря внедрению полностью новой, эффективной и разработанной в Болгарии технике боевой подготовки . Она заменила относительно консервативную и жесткую философию обучения, имевшую место в советское время, и которая доминировала в ВВС малых стран Восточной Европы на момент вступления Болгарии в НАТО в качестве полноценного члена в 2004 году.

Александр Младенов о реформе системы подготовки летчиков-истребителей ВВС Болгарии

Истребитель МиГ-29 ВВС Болгарии, 22.09.2013 (с) Svetlan Simov / airliners.net


Во времена существования Варшавского договора и спустя 15 лет после его бесславного роспуска, болгарские ВВС продолжали следовать т.н. «базовым истребительным маневрам». Они были заранее согласованы и обговорены пилотами в деталях еще до полета. Этот устаревший подход к ведению боевой учебы полностью исключал такой элемент как маневренный воздушный бой.

Источник перемен

Бригадный генерал Румен Радев (Rumen Radev), командир 3-й истребительной авиабазы Граф Игнатьево в 2005-2009 годах, а в настоящее время (начало 2013 года – bmpd) заместитель командующего ВВС, рассказал: «в течение всей моей карьеры в качестве летчика-истребителя я всегда проявлял интерес к трансформации ВВС в эффективную боевую систему, а также поиску той тонкой грани между победой и поражением в современном воздушном бою. Я также размышлял над путями того, каким образом можно привнести реализм в рутинный процесс боевой подготовки, и при этом разрешить конфликт между реализмом и авиационной безопасностью».

Талантливый летчик МиГ-29 генерал Радев является выпускником Колледжа боевых действий в воздухе ВВС США (выпуск 2003 года). Много лет назад, еще до своего назначения на должность командующего аваиабазы Граф Игнтаьево, он пришел к выводу, что необходимы серьезные перемены в подготовке болгарских ВВС.

Вскоре после своего назначения на должность командующего авиабазы , на ней проводились учения "Viper Javelin" – совместные учения с участием: 510-й истребительной эскадрильи ВВС США «Buzzards». Они дали тогда еще полковнику Радеву возможность инициировать собственную модель боевой подготовки в западном стиле. В ходе учений обе стороны практиковали боевые перехваты «два на два», кроме того имели место тренировочные бои между МиГ-29 и F-16 Block 40. Они осуществлялись в старой, заранее прописанной манере, с заранее обговоренными маневрами и ограничениями. Это не понравилось летчикам 510-й эскадрильи, которые не имели опыта подобной нереалистичной манеры учений.

По словам генерала Радева, «в ходе учений Viper Javelin в октябре 2005 года мы столкнулись с реальным разрывом между двумя весьма различными способами обучения и философии воздушного боя». «В то время мы отчетливо поняли, что болгарские ВВС находятся очень далеко от прогрессивных моделей боевой подготовки. Таким образом, чтобы компенсировать этот разрыв, нам пришлось принять комплекс решительных мер. Во-первых, в ходе этих учений я принял на себя ответственность как командующий базой и выполнил первый полет на свободное маневрирование, в одностороннем порядке сняв все ограничения и пилотируя на пределе своих возможностей. Первый бой был против американского командира, второй – против наиболее подготовленного летчика 510-й эскадрильи. Это было четкое послание нашим американским союзникам, что несмотря на многочисленные существующие в наших ВВС ограничения, мы готовы встать на путь принятия реалистичных концепций боевой подготовки. И что мы собираемся стать серьезным противником на будущих учениях».

Учения "Viper Javelin" спровоцировали цепь событий, который изменили системы подготовки летчиком-истребителей болгарских ВВС. Капитан Виктор Христов, один из наиболее опытных и стратегически мыслящих инструкторов МиГ-29 в болгарских ВВС, в конце 2000-х годов положил много сил на создание нового стиля подготовки и разработки тактических приемов. Он объясняет: «является хорошо задокументированным фактом то обстоятельство, что в ходе тех первых совместных учений мы полностью переписали наши наставления, осознав, что мы систематически недоиспользуем 50% огромного потенциала МиГ-29 в области маневренности в воздушном бою из-за многочисленных административных ограничений, наложенных бюрократической системой, мыслящей категориями времен Варшавского договора, которая все еще доминирует в ВВС Болгарии. Все тренировочные полеты в ходе учений "Viper Javelin" должны были выполняться с ограничениями: без высшего пилотажа на заключительной стадии, разрешалось только два виража на 90° или один на 180°. Несмотря на это заключительная часть тренировки прошла в учебных боях без ограничений, в ходе которого обе стороны проводили агрессивное маневрирование. В новых условиях мы старались проводить виражи на пределах наших сил, в результате часто включалась система ограничений угла полета (СОС-3М). Этот прибор представляет собой электро-механический ограничитель, который может быть отключен при взятии на себя рукоятки управления после достижения угла атаки в 26° на скорости менее 300 км/ч. Ограничениями ВВС в то время категорически запрещалось любое намеренное включение системы СОС, и выполнив это мы нарушили существовавшие тогда правила безопасности полетов».

По информации Христова, минимальное ограничение скорости в 300 км/ч, предписанное техническим описанием МиГ-29, должно рассматриваться как рекомендательное для летчиков средней квалификации. На этой скорости МиГ-29 серий 9-12 и 9-51 могут безопасно маневрировать при перегрузке в 1,5g. Но в техническом описании самолета написано, что истребитель может сохранять горизонтальную скорость 210 км/ч при угле атаки 26°. Превышая лимиты системы СОС-3М, можно продолжать горизонтальный полет и на меньших скоростях и большем угле атаки, хотя при этом будут возникать некоторые проблемы с устойчивостью из-за постоянного подрагивания ручки управления, вызванного работой системы СОС. Подобные серьезные ограничения угла атаки не позволяют полностью раскрыть потенциал МиГ-29 как истребителя: по словам Хистова, они были введены в середине 1980-х годов, когда этот самолет поступал на вооружение ВВС СССР, с целью обеспечить безопасное управление на небольших скоростях для пилотов средней квалификации.

Реалистичный маневренный воздушный бой

По словам бригадного генерала Радева, учения "Sentry Lion", которые прошли на авиабазе Граф Игнатьево в июне 2006 года, оказали решающее воздействие на отмену устаревших практик болгарских ВВС в области боевой подготовки. В учениях участвовали истребители F-15 173-й эскадрильи Национальной гвардии из штата Орегон. Американские командиры настаивали на том, чтобы болгарская сторона выставила противников, которые могли бы участвовать в свободных полетах, без каких-либо ограничений на пилотаж. Радев объясняет, что «в то время я принял первую поправку, которая позволила создать реалистичную модель боевой подготовки и реализовывать реалистичные ближние воздушные бои в ходе учений. Все это стало возможным благодаря наличию в моем распоряжении небольшого ядра хорошо подготовленных и мотивированных летчиков МиГ-29, которые, я был в этом уверен, могли ответить на вызов и сделать свою работу». Перед первым свободным учением в воздухе все летчики МиГ-29 прошли обширную теоретическую подготовку под руководством опытных летчиков 173-й эскадрильи.

В конечном итоге учения "Sentry Lyon" оказались выдающимся успехом для болгарского сообщества летчиков-истребителей, которые продемонстрировали глубокие улучшения как в ведении ближнего воздушного боя, так и уровне летчиков-инструкторов. Они также начали понимать роль владения обстановкой и внедрили новые способы взаимодействия с наземными РЛС освещения воздушной обстановки с целью разрыва с советской практикой жесткого контроля. От операторов РЛС требовалось предоставить пилотам как можно больше информации об окружающей обстановке.

Несмотря на все улучшения в части ведения маневренного боя, не хватало современной модели боевой подготовки, которая бы позволила развить качества, необходимые для ведения воздушного боя.

Капитан Христов продолжает: «в прошлом нас постоянно наказывали за снижение скорости ниже 300 км/ч в ходе маневрирования или воздушной акробатики, но МиГ-29, в отличие от МиГ-21 и МиГ-23, достаточно безопасный самолет для управления на низких скоростях, и я не считаю, что этот режим представляет опасность. В ходе учений "Sentry Lyon" мы заметили, что летчики из 173-й эскадрилью часто превышают угол атаки в 30°, фактически останавливаясь в ходе маневрирования, но благодаря их большому опыту в области управляемости на критических режимах, у них было четкое представление о том, как ведет себя самолет в подобных ситуациях и как вернуться к нормальному полету».

«Мы были очень удивлены их свободной манере управления самолетом. Вот почему наш шеф бригадный генерал Радев принял смелое решение по включению режима малой скорости и больших углов атаки в наш курс боевой подготовки. Это означало внедрение формальной тренировочной программы по обучению нас управлению МиГ-29 на низких скоростях и высоких углах атаки. Эта техника преподавалась на истребителях МиГ-29УБ, в котором инструктор сидел на заднем кресле. Генерал Радов совершил первые полеты, и управление самолетов на критических режимах является обязательной частью подготовки для каждого болгарского летчика МиГ-29, при этом «безопасный» эшелон составляет 3000 м.»

Бригадный генерал Радев считает, что предыдущая система избегания риска, принятая в ВВС Болгарии, была большой ошибкой, так как она не позволяла летчикам полностью раскрыть потенциал МиГ-29, а также понять, как его использовать в ближнем маневренном бою. Он сказал, что «если мои летчики будут больше беспокоиться о том, какая скорость отразится на бортовом самописце [который проверяется после каждого вылета на предмет возможных нарушений скорости и высоты полета] вместо того, чтобы думать о нужной тактике и маневрировании, они будут продолжать жить с менталитетом жертвы, а не охотника».

Красиво смотрящаяся воздушная акробатика не помогает

Заместитель главкома ВВС вспоминает: «летом 2007 года для нас наступило самое время сделать шаг вперед для повышения уровня реалистичности боевой подготовки – а именно отправить ограничения на маневрирование в учебники истории и ввести формальные требования к маневрированию на критических углах. Я могу сказать вам, что это не то приятное пилотирование, которые вы можете видеть на авиашоу. Красиво выглядящие маневры на авиашоу не имеют ничего общего с современным боевым маневрированием. Чтобы выжить и победить, вам нужно совершать агрессивные, часто уродливые, импровизированные и непредсказуемые маневры для того, чтобы выйти в положение для атаки или избежать вражеского удара».

Имея за плечами огромный опыт пилотажника на МиГ-29, генерал Радев отлично знает возможности МиГ-29 и говорит свои летчикам: «вы можете убить себя при маневрировании на МиГ-29 только когда вы начинаете крутить самолет вдоль продольной оси на высоких углах атаки на небольшой высоте. Во всех остальных экстремальных ситуациях вы можете вернуть самолет в горизонтальный полет».

Майор Николай Русев, командир 2-й эскадрильи, добавляет: «мой опыт показывает, что в ходе горячих схваток ближнего боя ты неизбежно выходишь на критические режимы полета. Поэтому делая обучение критическим режимам обычной практикой, мы приобретаем психологическую уверенность, что мы сможем удержать самолет в критических режимах, что самолет поведет себя в понятной и предсказуемой манере, и, кроме того, что летчик сможет действовать в любой ситуации и вернуть самолет в нормальный режим полета. Таким образом в настоящее время мы чувствуем себя уверенно на низких скоростях и высоких углах атаки, так как курс подготовки на критических режимах показывает нам и обучает нас тому, как МиГ-29 ведет себя до самого предела своих возможностей».

Разница в философии

Отвечая на вопрос о причинах, по которым изначальные советские/российские наставления на МиГ-29 включали столько ограничений на управление на низких скоростях, бригадный генерал Радев сказал, что это была господствующая философия в то время. Концепция массового использования ВВС СССР и его союзников по Варшавскому договору базировалась на принципе применения большого числа самолетов и подготовки значительного числа пилотов. Советская тактика заключалась в победе врага за счет количества. Господствующая философия, в соответствии с которой применялась жесткая система безопасности полетов, базировалась на том, чтобы добиться от курсантов выполнения большого числа правил, а не на том, чтобы получить максимум от самых лучших.

Поддерживать ключевые навыки при ограниченном числе часов налета в болгарских условиях (40-60 часов в год) весьма проблематично. Число вылетов является намного более качественным мерилом, чем число часов для оценки летчиков-истребителей, так как каждый вылет довольно короткий – порядка 45 минут, и нагрузка в 70 вылетов на каждого летчика в год является довольно интенсивной. По словам генерала Радева, что для большинства опытных летчиков МиГ-29 этого почти достаточно. «Это может показаться парадоксальным, но применяя подобные методы подготовки, можно поддерживать высокий уровень безопасности полетов, несмотря на ограниченное число летных часов. Реалистичные тренировки вызывают к жизни два фактора, которые способствуют безопасности полетов. Первый способствует развитию врожденного желания пилота к постоянному самосовершенствованию, и в результате он подходит к выполнению задания с максимальной концентрацией. Второй заключается в том, что в условиях очень напряженного полетного задания и необходимости его успешного завершения не остается места для намеренных ограничений на базовые маневры. Подобные намеренные ограничения часто вызывают серьезные аварии, которые часто случались в прошлом, когда обучаемые летчики находились в зоне комфорта и в течение многих лет показывали очень медленный, или вообще нулевой прогресс. В результате перед ними не ставилось сложных задач [а непредвиденные риски были исключены]».

Бойцы в спарринге или равные противники?

В Восточной Европе широко распространено мнение, что в ходе двусторонних учений, имевших место в 1990-х и 2000-х годах, когда истребитель МиГ-29 «воевал» против западных, в особенности, американских типов истребителей, западные военные получили больше, чем их восточноевропейские коллеги. Генерал Радев не согласен с этой точкой зрения. Его мнение может быть выведено в следующей фразе: «ты получаешь от тренировки ровно то, что ты в нее вложил». Под его руководством Болгария стремилась к модернизации своего учебного процесса и тактики, при этом никогда не забывая безопасность полетов. Он никогда не был настолько гордым или узколобым, чтобы не учиться у своих новых союзников, он делал все, что было в его силах для восприятия любой инновации, с которой ему приходилось сталкиваться. Радев утверждает, что американские эскадрильи тоже кое-что вынесли из совместных учений с МиГ-21 и МиГ-29: «к 2007 году они стали сталкиваться с летчиками, которые выжимали максимум из возможностей своих МиГ-29 в реалистичной обстановке».

Финальная «собачья схватка» в вольном стиле

В ходе учений "Mako Javelin" 93-я истребительная эскадрилья «Makos» из состава 482-го истребительного крыла, базирующая на авиабазе Homestead во Флориде, в июне 2008 года приземлилась на авиабазе Граф Игнатьево. По словам генерала Радева, «мы впервые столкнулись с таким маневренным противником, как истребитель F-16 Block 30, которым управляли опытные и очень агрессивные летчики, что делало из него высокоэффективную машину для убийства». Он также добавил, что летчики 93-й эскадрильи применяли отличающуюся в некоторых аспектах тактику, которой сложно было противостоять. Вместо использования сближения с большими перегрузками и двумя кругами, резервисты из Флориды предпочитали т.н. «тактику старого-доброго ближнего боя» (которые не требует выполнения маневров с перегрузками) – один круг, интенсивный переворот быстро переходил в полет на небольшой скорости. Летчики МиГ-29 изначально были удивлены таким необычным и довольно агрессивным подходам к ближнему маневренному бою, но им удалось быстро адаптироваться и выработать меры противодействия против F-16.

Принимая во внимание меры безопасности, были наложены жесткие ограничения. Был установлен потолок в 3000 м, а это требовало начинать бой на высоте 5000-6000 м. Кроме того вокруг каждого самолета рисовался воображаемый «пузырь безопасности» диаметром 300 м, в который запрещалось залетать. В этих условиях ни одна из сторон не проявляла желания начинать вертикальное маневрирование. Вместо этого бои переходили в горизонтальную плоскость с использованием форсажа, так каждый летчик пытался переиграть своего оппонента. Больше число боев было прекращено, так как один из участников «пробивал» потолок, а не по причине уничтожения противника.

Виктор Христов вспоминает: «вначале феноменальная маневренность F-16 Block 30 оказалась для нас неприятным сюрпризом, так как мы привыкли иметь дело с более тяжелыми моделями Block 40 из 31-го истребительного крыла в Авиано. Нет никакого сравнения между двумя этими модификациями в части маневренности. Мы быстро поняли, что Block 30 очень непросто атаковать, а резервисты из Флориды являются матерыми профессионалами».

В ходе учений генерал Радев договорился со своим американским коллегой – командиром 93-й эскадрильи полковником Хосе Р. Монтигудо (Jose R Monteagudo) - о том, что четыре отобранных болгарских летчика пройдут специальный курс ближнего воздушного боя в американском стиле, управляя своими МиГ-29УБ, в заднем кресле которых находились бы инструкторы - «Makos». F-16 использовались как спарринг партнеры. В ходе этого обучения каждый болгарский летчик совершил три полета для отработки наступательного, оборонительного и высокоманевренного ближнего маневренного боя «МиГ-29 против F-16», и еще три полета в одноместном МиГ-29 против F-16 под управлением инструктора. В настоящее время эти четыре человека составляют ядро истребительной группы авиабазы Граф Игнатьево, выступая в качестве противников в ходе международных учений.

Откровение

Служба МиГ-29 в болгарских ВВС является свидетельством того, что при наличии воли и упорства для внедрения перемен и готовности идти на риск, советские вооружения могут с успехом быть адаптированы под западную тактику ведения боя. Для бригадного генерала Радева и его ядра летчиков-истребителей стали откровением возможности их истребителей МиГ-29, из которых они выжимали все, применяя правильную тактику наряду с инновационным подходом к использованию наземных операторов. По словам генерала, «я могу гордиться, что начиная с 2005 года для болгарских МиГ-29 началась вторая жизнь, которая открыла нашим ВВС путь к глубоким и радикальным преобразованиям. Я подготовил новое поколение летчиков-истребителей, которые имеют полное представление о возможностях своим самолетов и своих собственных ограничениях, и которые готовы постоянно учиться и самосовершенствоваться».

Мнение летчика МиГ-29

Капитан Любомир Славов, офицер по безопасности полетов в 2-й истребительной эскадрилье, является одним из четырех летчиков болгарских ВВС, которые прошли свое первоначальное обучение ближнему маневренному бою под руководством инструкторов 93-й эскадрильи в ходе учений "Mako Javelin" в 2008 г. Отвечая на вопрос о своих впечатлениях от ближних маневренных боев «МиГ-29 против F-15 и F-16», он сказал следующее: «Очень непросто найти настоящего противника для МиГ-29 в ближнем маневренном бою, так как этот истребитель с самого начала был разработан для того, чтобы иметь превосходные характеристики именно в ближнем бою, и он до сих пор остается одним из лучших истребителей в этой категории благодаря избыточной тяге и аэродинамической схеме, которая дает ему отличные маневренные характеристики. Я из первых рук мог видеть его превосходство в области маневренности в ходе нескольких международных учений, в ходе которых мощь МиГ-29 использовалась на полную катушку, особенно на малых скоростях. С учетом моего опыта боев против F-15 и F-16 с участием самолетов разных типов для меня было очень сложно выстоять в ближнем маневренном бою против F-16 Block 30, хотя Block 40 и 50, а также F-15C не являются самыми серьезными противниками среди тех, с которым мне приходилось сталкиваться. F-15 и F-16 Block 40/50 являются прекрасными самолетами, но ближний воздушный бой с участием самолетов разных типов против МиГ-29 не является их сильной стороной. В бою за пределами видимости, МиГ-29 им технологически уступает. По моим скромным наблюдениям из кабины, оба эти типа самолетов теряют энергию быстрее, чем мой самолет: Block 40 быстрее, чем F-15 и F-16 Block 50».

«Интегрированная нашлемная система целеуказания, которая используется как на F-15C, так и на F-16 Block 50, совмещенная с ракетой AIM-9X Sidewinder, может стать смертельным преимуществом, которое могут применить опытные летчики F-15 и F-16 в маневренном бою, поскольку ты вынужден оставаться вне пределов зоны действия системы целеуказания/ AIM-9X Sidewinder в ходе воздушного боя».

«В ходе ближних боев мы условно применяли бортовую пушку [запись результатов велась на устаревший фотокинопулемет ФКП-ЕУ] и имитаторы ракет Р-60. К сожалению, во время учений у нас не было боеготовых имитаторов ракет Р-73, а это сильно снизило возможности МиГ-29 в маневренном бою по причине отсутствия всеракурсной ракеты. Прицеливание ракеты Р-60 обеспечивалось за счет отменной способности МиГ-29 к ориентации носа, в особенности на низких скоростях. В одном из вылетов на ближний воздушный бой я попытался использовать свою нашлемную систему целеуказания против F-15, но из этого ничего не вышло».
30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    15 января 2014 15:56
    Радует трезвая оценка болгарских летчиков возможностей машин, удручает то, что не одни они получили бесценный опыт ведения максимально приближенного к выполнению боевых задач учебного боя с противником, увидели сильные и слабые стороны самых массовых и близких по ЛТХ машин.
    1. +1
      15 января 2014 17:19
      Цитата: Stiletto
      удручает то, что не одни они получили бесценный опыт ведения максимально приближенного к выполнению боевых задач учебного боя с противником, увидели сильные и слабые стороны самых массовых и близких по ЛТХ машин.


      Надо попросить Шойгу провести воздушные салки с американцами, по аналогии с танковым биатлоном и авиадартсом.
      1. +1
        15 января 2014 21:01
        Здравая мысль.Я -за
      2. +2
        15 января 2014 21:40
        Цитата: sledgehammer102
        Надо попросить Шойгу провести воздушные салки с американцами, по аналогии с танковым биатлоном и авиадартсом.

        Не думаю что ЮСА согласятся, подобное возможно только на взаимовыгодных условиях, а они уже давно получили все что хотели по МиГ-29. Бывшие страны Варшавского Блока, особенно те что победнее, уже давно всем интересующимся все предоставили.
        К примеру, что бы получить в свои руки МиГ-21, нашей разведке в свое время пришлось целую серию многоходовых операций провести, которая пару лет длилась...
        А что бы получить МиГ-29 - понадобилось всего лишь попросить request
  2. +8
    15 января 2014 16:12
    20 Лет сидели и ждали, мешали им советские методички. А уж что мешало использовать советские же методики подготовки на 1-ый класс, это вообще боюсь даже спрашивать.
    1. +4
      15 января 2014 16:37
      Вообще-то БОЛГАРИЯ член НАТО-и как следствие наш потенциальный противник и поэтому не стоит обольщаться повышению боеготовности их ВВС.
    2. +4
      15 января 2014 22:19
      Всем знаем какой бьйл кризис! Много летчики уволили в запас, много пошли на гражданку. Не надо забьйват что в ВВС Болгарии всего одна ескадрила 29-х, все остальное исключая Су-25(но он не истребитель)мусор...А про боевой опит СССР-я думаю что нет другая страна ВД где все из СССР скопировали 1:1 как Болгария... У меня знаком летчик, летал до 1993 на МиГ-21 бис, говорил чото только после ремонта позволяли облетат машина на 100% форсаж...) К сожеление все в деньги! Бюджет армии ок.1 млрд.дол.США,и менше ето... от куда взят для новая техника и подготовка летчики?
      1. +1
        16 января 2014 01:16
        Поэтому выглядит это как фикция, пилоты с налетом в 50-70 часов все равно не смогут поддерживать класс, ЕМНИП летчик-испытатель Квочур называл налет в 120 часов минимально необходимым. Итог, или брать советскую методичку начального уровня, или пытаться дергаться, пока кто-нибудь не убьется.
      2. HAM
        +1
        16 января 2014 12:16
        Ну,Вы же ПОЛНОЦЕННЫЕ члены НАТО!?И этим очень горды.
  3. +3
    15 января 2014 16:39
    Интересная, поучительная статья.Упрощение в подготовке лётного состава со времён 40-50-х годов, стала
    перестраховочной нормой для штабных бюрократов.Проще и безопаснее запретить, чем научить.Все КУЛПы и
    и РЛЭ, всегда рассчитывались на среднего лётчика.Повезло ребятам, кто летает под началом генерала Радева.
    1. Александр Д.
      -2
      15 января 2014 23:15
      А что упрощенного в обучении, где летчикам дают возможность развиваться дальше, чем "среднестатистический строевой летчик". Что упрощенного в полетах с бОльшими углами атаки на меньшей скорости? Что упрощенного в бОльшей умственной нагрузке на пилоте и бОльшей свободе действий для маневров? Лишь бы критиковать всех, кто не молится на Россию!
  4. +1
    15 января 2014 16:45
    Сколько у них Миг-29 осталось?
    1. +1
      15 января 2014 20:17
      Цитата: FlyEngine
      Сколько у них Миг-29 осталось?

      12 и 3 учебно-боевых. Были и МиГ-21, но про нынешнее время не знаю.
      1. +2
        15 января 2014 22:22
        МиГ-21, 21 бис, 23, Су-22-все на свалку!Только 29 в 3 ИАП Граф Игнатиево и ок 30 Су-25 в Безмер(сейчас на деньги из НАТО полоса удлинят до положение принимат и болшие транспорть и самолет дозаправки).
  5. 0
    15 января 2014 17:15
    Член НАТО - это политика, а как по жизни поднимется рука на братьев, это "как знать, как знать"...
  6. 0
    15 января 2014 17:22
    и сколько еще они у них летать будут?
  7. +9
    15 января 2014 17:40
    А будут летать сколько надо или пока весь ресурс не уйдет, ну а то, что не будем мы воевать с русскими, это ясно, спросите у самих болгар как они относятся к такой перспективе. Доброго вам дня!
    1. +1
      15 января 2014 20:11
      А как же присяга? А как же обязательства перед союзниками по блоку НАТО?
      1. +3
        15 января 2014 22:24
        А что, Россия с НАТО готовит война? Я не могу понят почему бьйло НАТО нпадат Росси, чего добили от ето???
      2. Александр Д.
        +3
        15 января 2014 23:11
        А вы в курсе, что блок нато ведет военные действия против какой-либо страны только с согласия всех участников данной организации. В противном случае отдельно взятая страна (которой больше всех хочется повоевать) берет все военные расходы на себя. К примеру Франция сунулась в ЦАР, а потом запросила помощи НАТО, а ей фигу - теперь не знают как свалить не запятнав честь мундира.
    2. HAM
      0
      16 января 2014 17:23
      И кто ж Вам теперь поверит??
  8. HAM
    +2
    15 января 2014 17:46
    Наверное в советское время болгарским лётчикам по рукам били(как у"космонавтов-исследователей" из соцстран",чтобы кнопки не нажимали.
    1. +7
      15 января 2014 18:32
      Ехидным не надо быть, спроси у людей с толком в этом деле, они тебе скажут что к чему было.
    2. +1
      15 января 2014 22:24
      И не только летчики!
  9. +1
    15 января 2014 20:08
    Концепция массового использования ВВС СССР и его союзников по Варшавскому договору базировалась на принципе применения большого числа самолетов и подготовки значительного числа пилотов. Советская тактика заключалась в победе врага за счет количества. Господствующая философия, в соответствии с которой применялась жесткая система безопасности полетов, базировалась на том, чтобы добиться от курсантов выполнения большого числа правил, а не на том, чтобы получить максимум от самых лучших.

    Вот тут-то он прокололся. Но важно, чтобы это приняли, как руководство к действию все противники Российски ВВС. Помните советский анекдот: "Поддержки авиации сегодня не будет, летчик заболел."
    1. 0
      16 января 2014 01:18
      А ВВС НАТО разве не применят тактику заваливания количеством?
  10. +2
    15 января 2014 20:57
    Концепция массового использования ВВС СССР и его союзников по Варшавскому договору базировалась на принципе применения большого числа самолетов и подготовки значительного числа пилотов. Советская тактика заключалась в победе врага за счет количества.

    Во 2-ую мировую Германия сделала ставку на небольшую группу пилотов-асов, которых без конца перебрасывали с места на место. Под конец войны каждая потеря такого аса сравнивалась скатастрофой. Рисование "абшуссбалкенов" на фюзеляже интересовало их больше всего. Поддержка пехоты-как бы между рисованием.
    СССР - Подготовил большое кол-во пилотов средней квалификации, асов по сравнению с Германией немного, на каждого выбывшего всегда была замена. Поддержка наземных войск - задача №1.
    Кто оказался прав - говорить не надо.
    Болгар история ни чему не научила.
    1. +5
      15 января 2014 22:29
      Мьй не Россия, и много летчики никогда не бьйло и не будет! Час полет-40 000 долара, так что у нас вьйбор нет-если много их не будет то надо их хорошо готовит! Я не думаю что и для Россия сейчас не очен вьйгодно даст в руках "средней квалификации" истребитль за 100 млн.долар!
      1. 0
        16 января 2014 00:06
        На войне пилоты и самолеты - расходный материал, увы. Если он не восполним, поражение - вопрос времени, мою мысль улавливаете?
        1. +1
          16 января 2014 02:11
          Для расходного материала что пилот что самолет в наше время очень дороги,это в ВОВ могли позволить себе потерять 1000 истребителей и за полгода построить еще больше,сейчас так не получится,а про летчиков я вообще не говорю
          1. +2
            16 января 2014 02:38
            Это я к тому,что посылать в бой летчика средней квалификации на самолете стоимостью несколько десятков млн долларов несколько расточительно, ни к чему хорошему это не приведет,так что багатур все же в чем прав,но и иметь ресурсы для восполнения потерь летного состава на случай войны конечно надо
      2. 0
        16 января 2014 01:30
        Ну не 40000.
        Вообще спорный очень вопрос, в абсолютных числах, даже не Россия, а Польша или Турция легко выставят больше пилотов, максимального уровня подготовки, чем Болгария. Тут нет большой разницы, 12 полноценно подготовленных асов, или 24 так себе, все равно это очень мало. Поэтому страны с небольшим населением часто просто отказываются от ВВС. Да и с чего вы взяли, что 12 профи будут лучше и дешевле 24 середнячков? В то же время в больших ВВС возможно формирование отборных подразделений путем отсева пилотов из тысяч. Среди же 10-30 коллег таланту просто некуда будет податься.
    2. 0
      16 января 2014 10:22
      Так середнячки выживали лучше, вот и асов немного. :)
  11. +3
    15 января 2014 22:49
    статья полный бред!!!! начиная от слов "вираж с разворотом на 90 и 180 градусов" (в любом учебнике аэродинамики написано что вираж - это фигура пилотажа с разворотом в горизонтальной плоскости на 360 градусов), СОС-3м это не прибор, а система, и она не отключается при взятии РУС на себя, ограничение по скорости для летчика накладывает не техническое писание а руководство п летно эксплуатаций, ограничение скорости в 300 км/ч для выполнения фигур простого и сложного пилотажа, но не для высшего и т.д. в каждом абзаце есть эти описки , оговорки ляпы. В общем не статья а бред
  12. ГЕО
    +2
    16 января 2014 07:19
    болгары нам никакие не братушки, а самые обыкновенные предатели, надо об этом всегда помнить... 2 мировые войны они были по ту сторону фронта.