Интервью с Андреем Григорьевым, генеральным директором Фонда перспективных исследований
«Мы готовы работать с любой компанией»
Андрей Григорьев – генеральный директор Фонда перспективных исследований, почетный профессор Московского физико-технического института (МФТИ), доктор технических наук, генерал-лейтенант запаса. Родился в 1963 г. В 1986 г. окончил факультет аэрофизики и космических исследований МФТИ. С 1988 г. после окончания Военной академии химической защиты проходил службу в научно-исследовательских учреждениях Министерства обороны. В 1995–1999 гг. занимал руководящие должности в Управлении экологии и специальных средств защиты Министерства обороны России. В 1999–2012 гг. работал в структурах Федеральной службы по техническому и экспортному контролю. В ноябре 2012 г. назначен членом Военно-промышленной комиссии при Правительстве России, с февраля 2013 г. возглавляет Фонд перспективных исследований.
Известно, что объем финансирования ФПИ на 2013 год составляет 2,3 млрд руб. Соответствует ли такой объем финансирования задачам ФПИ, какие проекты планируется реализовать в рамках этого бюджета и какова дальнейшая перспектива?
Да, эта цифра соответствует действительности и для 2013 года этого объема финансирования вполне достаточно. Сейчас фонд, как это модно говорить, находится на этапе стартапа, и нам в первую очередь необходимо решить массу организационных задач, разработать механизм рационального распределения средств на проекты, усовершенствовать систему их экспертизы и так далее. Это непростая задача, но, несмотря на совершенно естественные проблемы становления, в ближайшее время мы приступим к работе над конкретными проектами.
В июле научно-технический совет фонда рассмотрел программу деятельности ФПИ. В ее рамках будут рассматриваться те проекты, которые мы собираемся реализовать в перспективе трех-четырех лет. А дальше объемы финансирования будут зависеть от состояния экономики страны, поддержки наших идей со стороны Минфина, но в первую очередь от качества тех проектов, которые мы предложим. Основная часть средств будет направляться непосредственно на их разработку и реализацию.
Известно, что фонд создан по аналогии с американским Агентством передовых оборонных исследовательских проектов (Defense Advanced Research Projects Agency, DARPA). Что общего и что отличного вы видите в структуре и деятельности вашей организации и DARPA?
Реально нас объединяет одно – чрезвычайно длительный горизонт планирования. Наши программы рассчитаны на реализацию в течение 10, 15 и даже 20 лет. Такие же сроки может позволить себе DARPA. Это дает агентству возможность оторваться от текущих реалий и проблем, которые всегда есть у любого государства (заказчика). Одна из причин отсутствия в России прорывных разработок заключалась в том, что заказчик предлагал работу над несколько «сиюминутными проектами». Любой руководитель понимал, что ему приходится работать «здесь и сейчас», у него масса текущих проблем, которые выходят на первый план, кажутся приоритетными. Думать о далекой перспективе просто некогда. А ведь есть долгосрочные проблемы, которые проявятся, станут актуальными через 15–20 лет. Но до этой перспективы еще нужно дожить, и как руководители предприятий, так и представители государственного заказчика всегда вынужденно смещают в своей деятельности акцент в сторону решения проблем сегодняшнего дня.
На этом сходство, в сущности, заканчивается. DARPA в своей деятельности может опираться на результаты фундаментальных исследований, которые финансируются по огромному числу каналов и статей независимо от агентства. И DARPA со своим финансированием просто «снимает сливки» с уже почти готовых проектов. Ярким примером является проведение DARPA многочисленных конкурсов с небольшим, по сути, премиальным фондом, который не может покрыть расходы участников на те или иные разработки. На конкурсы выставляются проекты, которые уже были профинансированы в рамках университетских программ, грантов и так далее. В России это, к сожалению, пока невозможно, но мы уже провели успешные переговоры с Минобрнауки, и будем запускать с ними подобные совместные проекты.
Сильно отличается и инфраструктура исследований. Если в России найдется группа молодых людей, которые вдруг сумеют что-нибудь разработать, то они погрязнут в вопросах, где это изготовить, испытать и т. д. Пока еще отсутствует полноцикличная цепочка – от исследования до внедрения, когда перед изобретателем были бы открыты все двери и ему было бы понятно, куда идти со своим изделием. В создании подобной инфраструктуры я также вижу одну из задач фонда.
Были ли в СССР аналогичные фонду структуры?
В СССР такой структурой было 13-е управление Министерства обороны, которое занималось перспективными разработками. Эта структура после смены ряда названий существует в недрах Минобороны и в настоящее время. Кроме того, у каждого заказчика оборонной продукции есть группа или отдел, которая занимается перспективными разработками. Но при этом фонд не дублирует функции этих структур. Во-первых: мы ориентированы на более длительный горизонт планирования, во-вторых: фонд сам по себе является экспериментальной площадкой, на которой будут отрабатываться в том числе и новые организационные подходы к осуществлению прорывных исследований и разработок.
Когда должность заместителя министра обороны Российской Федерации – начальника вооружений Вооруженных сил России занимал Алексей Московский, делалась попытка создать «русскую DARPA». Были выделены средства, инициировались проекты, но в «час Х» вместо реальных разработок были представлены лишь плакатики со старыми проектами, с которых «сдули пыль». Как обстоит ситуация на сегодняшний день?
Нечто подобное присутствует и в настоящий момент. К нам пришло более 600 предложений по различным проектам, но по-настоящему новых, революционных идей пока мало. В основном это именно, как вы сказали, «покрытые слоем пыли» старые проекты. Одна из главных причин такой ситуации заключается в остром дефиците генераторов идей в оборонно-промышленном комплексе. Нам необходимо выращивать новое поколение инженеров, конструкторов и разработчиков – это должны быть молодые, креативные и, наверное, отчасти авантюрные люди. О том, почему талантливая молодежь сегодня неохотно идет в ОПК, сказано немало, в том числе и с самых высоких трибун. По моему убеждению, привлекать молодежь в отрасль необходимо не только улучшением социальных гарантий, здесь очень важна и моральная мотивация. Каждый молодой специалист должен понимать, что он занимается крайне важными для страны передовыми и современными проектами. А когда выпускник вуза приходит работать на устаревшую технологическую и производственную базу, на которой выпускает спроектированную еще в 1970–1980-х гг. технику, разве можно надеяться на то, что он будет «гореть» и сможет генерировать интересные идеи и решения?
Считаю, что в рамках действующей системы необходимо начинать создавать «новый ОПК». И здесь мы выбрали следующий подход – создание так называемых «лабораторий-фондов». Они станут площадкой для формирования новых коллективов разработчиков и должны оснащаться лучшим существующим сегодня в мире оборудованием. Лаборатории необязательно будут структурными подразделениями фонда, они могут быть частью крупных предприятий и корпораций, но их отличие заключается в том, что мы будем пытаться реализовывать наши проекты только в том случае, если конкретное предприятие создает под наш проект отдельное структурное подразделение (отдел, лабораторию и т.д.). В нем все сотрудники будут заниматься только нашими задачами и больше ничем. Кроме того, что это структурное подразделение должно быть выделено, его работа должна нормально обеспечиваться инфраструктурой предприятия (стенды, испытательные установки, полигоны). И это уже задача фонда – обеспечить все необходимое, заключив соответствующий договор с данным предприятием.
Речь идет о таких гигантах, как Роснано, ОАК, ОСК, или вы готовы работать с более мелкими предприятиями?
Мы готовы работать с любой компанией. В идеале мы видим следующую схему. Сначала представляется проект и те люди, которые будут им заниматься. Далее мы будем проводить технический аудит предприятия на предмет наличия у него соответствующей производственной базы. И здесь, хотим мы того или нет, перечень предприятий невелик. Это крупные предприятия ОПК, где мы фактически создаем нашу ячейку в том случае, когда речь идет о создании «железа». Если же разговор идет о разработке программного обеспечения, то мы готовы сотрудничать с предприятием при условии создания им отдельного юридического лица в рамках своего холдинга, которое будет заниматься нашей задачей. Но в данном случае придется делать аудит не самого предприятия, а имеющихся кадров.
А как видится механизм передачи идей и разработок, созданных при участии фонда, в серийное производство?
Это очень актуальный вопрос. Например, есть точка зрения, что нам не стоит ориентироваться на государственных заказчиков, так как они и в будущем будут заказывать то, что заказывали всегда, критикуя те идеи, которые мы, например, считаем прорывными. В рамках этого подхода сначала предлагают сделать демонстратор, а потом уже доказывать необходимость и полезность данного образца в серии. Я считаю такой подход непродуктивным. Если мы сейчас не наладим отношения с нашими государственными заказчиками, то нам придется самим продвигать разработанные изделия. А коллектив разработчиков в это время будет сидеть без дела. В этой ситуации с высокой вероятностью люди разбегутся. И в этом случае мы так должны организовать нашу работу, чтобы еще на этапе постановки задачи у нас имелось четкое представление о ходе работ, чтобы они были бы согласованы с потенциальным потребителем. То есть этот заказчик при формировании своего ГОЗ, ведомственных или корпоративных программ запланирует возможное развитие этой технологии, если она будет реализована.
К примеру, у нас есть ряд проектов с Росатомом, и по ним есть договоренность с руководством госкорпорации, что в том случае, если эти проекты будут успешными, госкорпорация будет «подхватывать» полученный результат в рамках своих инвестиционных проектов. Того же самого будем добиваться и в отношениях с другими государственными заказчиками.
Но это касается тенденций, которые понятны для всех и очевидны. Однако нельзя исключать внезапных непрогнозируемых революций в технологиях. Ни один государственный заказчик сегодня не возьмет на себя ответственность за то, что заказанные им перспективные разработки вдруг, в результате прорыва, оказались ненужными. Поэтому у нас будет ряд проектов, «риск фонда», по которым мы будем брать всю ответственность на себя. А если будет результат, то надо будет им правильно распорядиться. К слову, если фонд реализует ряд проектов без конкретного потребителя, то к данным группам и коллективам можно будет привлечь частного инвестора, который увидит потенциал разработок и будет дальше их развивать.
Есть ли уже конкретные выбранные фондом коллективы, которые будут реализовывать перспективные программы?
Как раз в данный момент научно-технический совет ведет рассмотрение проектов. Мы будем развивать направления робототехники, информационных технологий (причем в данном случае, на мой взгляд, появились прорывные технологии обработки больших объемов информации), высокоточных систем. Будем работать над увеличением дальности действия оружия – от пуль до ракетных комплексов.
Каков механизм научной экспертизы и отбора проектов в фонде?
У нас действует система экспертизы по отдельным научным направлениям. По каждому из них были отобраны эксперты, причем не нами. Мы послали соответствующие запросы в 150 организаций, перечень специальностей почти соответствует номенклатуре Высшей аттестационной комиссии. Мы также привлекаем к работе сторонние экспертные структуры. Это наши центральные головные институты и отраслевые научно-технические советы. Основная задача этого этапа экспертизы – оценить научно-техническую реализуемость идеи в категории вероятности реализации.
А дальше идея поступает на рассмотрение научно-технического совета фонда. Совет наполовину он состоит из представителей государственных заказчиков, а вторая половина – признанные специалисты в соответствующих областях науки и техники, которые могут выступать не только в роли судей, но и генераторов идей.
Но главное требование к проектам – они должны соответствовать нашему видению угроз обороне и безопасности страны. Первые два месяца работы фонда мы как раз потратили на выявление и систематизацию этих угроз и методов по их парированию. Это, в свою очередь, позволило нам сформулировать примерный облик перспективных средств вооруженной борьбы.
То есть любой проект должен отвечать двум основным условиям: это его соответствие угрозам обороне и безопасности в качестве эффективного инструмента по их парированию и отличная от нуля вероятность его технической реализации.
Законом «О Фонде перспективных исследований» предусмотрена международная деятельность. С кем реально можно ее осуществлять?
Этот вопрос имеет два аспекта. Первый – это активное общение с зарубежными коллегами на выставках, форумах, семинарах. Второй – разработка проектов международной кооперации. Но все же этот аспект на сегодня представляется довольно сложным в реализации, в том числе и из-за проблемы интеллектуальной собственности и ее охраны при ведении международной кооперации.
А как обстоит ситуация с возможностью ведения фондом коммерческой деятельности?
Законодательство нам это позволяет, но это направление мы не относим к разряду приоритетных. Для его реализации фонду нужны соответствующие специалисты, сейчас же я собираю в фонде людей, которые всю жизнь занимались прорывными исследованиями и разработкой перспективной техники, а не коммерцией.
Как вы оцениваете перспективы передачи технологий из гражданской сферы в оборонный сектор и наоборот в российских условиях?
В качестве ответа приведу пример проекта, который сейчас находится на стадии обсуждения. Сейчас идет много разговоров о защите российских интересов в Арктике. И, по моему глубокому убеждению, для обеспечения нашего присутствия в этом регионе нужны не только и не столько военные инструменты, сколько обладание технологией добычи ресурсов в арктических условиях подо льдом. И эта на первый взгляд абсолютно гражданская технология добычи полезных ископаемых, с другой стороны, может стать тем механизмом, который позволит завоевать ту же самую Арктику.
Если эта идея созреет, то фонд мог бы заложить первый кирпичик в ее основу, например, в виде осуществления аванпроекта. Ведь именно здесь сливаются все технологии, которыми обладает Россия. Это и технологии подводного судостроения, и реакторостроения, и проектирования судов ледового класса. По этому вопросу мы ведем предварительные консультации с институтами Газпрома, Роснефти, сводим их с институтами Росатома и предприятиями ОСК. Но пока мы только создаем некий клуб для обсуждения проблематики, из которого может получиться нечто большее.
Технологии в гражданской сфере уже в значительной степени превосходят то, что имеется в военной промышленности, и здесь важно понять, как гражданские технологии передать в военный сектор. Однако применительно к России приходится констатировать, что высокоразвитого и высокотехнологического сектора гражданской промышленности у нас нет исторически. Может быть, за исключением информационных технологий.
Если проанализировать высокотехнологичные области, то в какой сфере Россия сохраняет позиции на мировом уровне, а где значительно отстала?
Этот вопрос, на мой взгляд, не имеет однозначного ответа. Но если исходить из реального положения вещей, то с учетом того, что в России 20 лет финансирование фундаментальных исследований фактически отсутствовало, сложно говорить о соответствии мировым показателям. Страна использовала заложенный ранее технологический задел. А «лакмусовой бумажкой» конкурентоспособности конкретных изделий может служить экспорт оружия. В тех случаях, где наша техника выигрывает за счет своих характеристик, можно говорить о соответствии или превосходстве данного конкретного образца над иностранными аналогами.
Задача сегодня заключается в том, чтобы правильно организовать прорывные исследования, обеспечить их нормальными ресурсами, и постараться опередить зарубежных партнеров в тех вопросах, которыми они еще, возможно, не занимаются.
Интервью подготовили Руслан Пухов и Константин Макиенко
Информация