Военные возможности России в Арктике

80
С развитием мировой экономики арктическая зона приобретает все большее значение. В связи с этим растёт и обеспокоенность региональных государств ситуацией в сфере безопасности. Россия планирует сохранить за собой главную роль в Арктике, однако отстаивать на переговорах свои права на морские акватории, часть континентального шельфа и природные ресурсы становится все сложнее. Руководство страны, объявив Арктику «зоной мира», вместе с тем, намерено усилить военное присутствие в районах, имеющих жизненно важное значение как с точки зрения экономики, так и национальной безопасности.


Восстановление военной базы на Новосибирских островах и ввод в строй аэродрома «Темп» (о. Котельный, море Лаптевых).




Экономика или безопасность?

Геополитическое значение Арктики существенно повышается, и в основном это связано с климатическими изменениями, которые открывают перспективу для масштабной экономической деятельности в регионе. В связи с этим не исключено обострение международного соперничества за контроль над арктическими ресурсами и доступ в регион. Этой линии придерживаются страны НАТО, однако ряд внерегиональных государств, таких как Китай, Япония и Южная Корея, склонны сочетать принципы сотрудничества и конфронтации в зависимости от конкретной ситуации [1].

Российские интересы в Арктике сосредоточены в нескольких областях. Во-первых, это экономика, ведь регион обеспечивает около 11% национального дохода, имея возможности существенно повысить данный показатель в системе хозяйства нашей страны [2]. В арктической зоне добывают значительное количество углеводородов и других полезных ископаемых [3], есть промышленный потенциал, очень перспективным считается и использование Северного морского пути – кратчайшего маршрута между европейскими и дальневосточными портами.


Природные ресурсы Арктики. Инфографика РСМД


Во-вторых, это безопасность. В Арктике расположены предприятия оборонной промышленности, базы Северного флота и объекты военной инфраструктуры, кроме того, государственная граница России на протяжении 20 тысяч километров проходит по Северному Ледовитому океану. Не менее важными, хотя и менее критичными для безопасности страны, являются научные и природоохранные интересы. В 2006 году была опубликована Концепция устойчивого развития Арктической зоны Российской Федерации, которая определила долгосрочные ориентиры и принципы государственной политики в регионе [4]. Предполагалась поэтапная реализация этого документа до 2015 года, а сам он предусматривал обеспечение стабильного экономического роста и создание условий для решения экологических проблем. В 2008 году президент Дмитрий Медведев утвердил «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» [5]. В этом документе сформулированы национальные интересы, которые подчеркивают важность арктической зоны как стратегической ресурсной базы, а также использование Северного морского пути в качестве национальной единой транспортной коммуникации. Целью в сфере безопасности было названо обеспечение благоприятного оперативного режима, включая поддержание необходимого боевого потенциала.

Большая прогулка

Новые инициативы России в Арктике получили практическое воплощение, прежде всего, в военной области.


В конце 2012 года президент Владимир Путин заявил, что Северный морской путь экономически более выгоден, чем Суэцкий канал, что делает его крайне важным для нашей страны [6]. Вместе с тем в Арктическом регионе сегодня сходятся интересы многих государств, в том числе и внерегиональных, таких как Китай, Япония, Бразилия и Индия, а это заставляет Россию действовать решительно для сохранения контроля над обширной морской зоной, достигающей одного миллиона квадратных километров. При этом глава российского государства неоднократно отмечал, что все споры в регионе следует решать мирным путем, и сама Арктика должна стать «зоной мира». [7]

В 2013 году на международном форуме «Арктика – территория диалога» в Салехарде Путин заявил, что Россия намерена в разы увеличить сеть особо охраняемых природных территорий в Арктической зоне, а также обеспечить там свою безопасность [8]. На севере добывается более 80% российского газа и свыше 90% никеля и кобальта, эта территория обеспечивает формирование 12–15% валового внутреннего продукта и около четверти российского экспорта» [9].

В связи с этим неудивительно, что новые инициативы России в Арктике не ограничились установкой Артуром Чилингаровым титанового флага на хребте Ломоносова в 2007 году, а получили практическое воплощение, прежде всего, в военной области. В августе-сентябре 2013 года гидрографическое судно «Горизонт» и морской буксир МБ-56 Северного флота совершили экспедицию к архипелагу Земля Франца-Иосифа для изучения обстановки. В походе участвовал отряд специального назначения подводных сил Северного флота из Заозерска, который отвечал за охрану судна и безопасность участников экспедиции [10].

А в октябре 2013 года группа из десяти боевых кораблей под флагманством атомного крейсера «Пётр Великий» и в сопровождении атомных ледоколов «Ямал», «Вайгач», «50 лет Победы» и «Таймыр» совершила 2000-мильный поход через Баренцево море, Карское море и море Лаптевых, покрытые льдами [1]. Соединение прибыло на Новосибирские острова в районе дельты реки Лены, доставив на остров Котельный более 40 единиц техники, крупногабаритные социально-бытовые блоки и более одной тысячи тонн материальных средств, имущества и горюче-смазочных материалов. План похода предусматривал и высадку на самой северной точке острова Рудольфа архипелага Земля Франца-Иосифа.

По словам заместителя министра обороны Аркадия Бахина, «операция была частью большой миссии по развитию Северного морского пути и освоению Арктической зоны» [12]. А как рассказал главком ВМФ Виктор Чирков, «экспедиция выполнила задачи по сбору информации об изменении навигационно-гидрографической обстановки, корректуре карт и морских лоций, гидрометеорологическим наблюдениям, обследованию геодезических пунктов на архипелаге, изучению возможностей плавания неледокольных судов в высоких широтах» [13].

Эта операция уникальна по многим параметрам: количество задействованных боевых единиц, прохождение соединения сложным маршрутом, фактически недостижимым для других стран, доставка техники и грузов на отдалённую базу. Примечательно, что зарубежные экспертные круги воздержались от рациональных критических замечаний и ограничились фактической стороной дела. Эмоциональные выпады в духе «реставрации дипломатии канонерок» только подтверждают отсутствие разумных аргументов у наших оппонентов.

Непотопляемый ледовый авианосец

Помимо регулярных морских походов в арктическом регионе Россия начала восстановление базы ВВС «Темп» на острове Котельный. Эта база будет модернизирована с применением новых технологий, что даст возможность использовать круглый год и в любых погодных условиях транспортные самолеты Ан-26, Ан-72, Ан-74, а в перспективе Ил-76. Доставку грузов на аэродром «Темп» сегодня осуществляет смешанная авиационная группа, которая базируется на аэродроме Тикси в Республике Саха (Якутия). Министр обороны Сергей Шойгу, выступая на форуме «Арктика – территория диалога» в Салехарде, заявил, что этот «аэродром важен как опорное звено развития транспортной инфраструктуры в Арктике. И, конечно же, будет служить науке в качестве базы арктических экспедиций и научных исследований» [14].

В высоких широтах будут активно использоваться вездеходы, снегоходы и болотоходы, а также развиваться телемедицина для оказания помощи военнослужащим. Другими словами, все объекты будут отстраиваться для долговременного использования с максимально возможным комфортом.

Закончена модернизация взлетно-посадочной полосы (ВПП) на аэродроме двойного базирования «Рогачево» («Амдерма-2»), который расположен на полуострове Гусиная Земля. Здесь, вероятно, будет дислоцировано несколько эскадрилий истребителей-перехватчиков МиГ-31. Эти перехватчики войдут в состав системы противоракетной обороны и будут обеспечивать защиту границ России от воздушного нападения с севера, а также осуществлять прикрытие дислоцированного на Новой Земле ядерного полигона («Объект 700»). [15]

Не исключено, что в ближайшие годы военное ведомство также восстановит самый северный в мире ледовый аэродром на острове Греэм-Белл в архипелаге Земля Франца-Иосифа [16]. Во времена СССР это был аэродром подскока для стратегических бомбардировщиков, расстояние до Северного полюса составляет 896 километров. В конце 1980-х годов там проводились учения, связанные с базированием МиГ-31, которые могли перехватывать авиацию США задолго до ее возможного подлета к центральным районам РФ.

Россия по-прежнему делает ставку на ВВС как важный элемент демонстрации силы. В 2007 году впервые после распада СССР российские стратегические бомбардировщики Ту-95МС совершили вылет с базы Энгельс в арктическую зону. Примечательно, что в конце 1980-х годов число таких полётов в год порой превышало 500, однако сегодня возобновление российского присутствия в воздухе вызвало всплеск эмоций в Норвегии, Канаде, Великобритании и США. Но многие военные эксперты все же заверили правительства своих стран, что Россия не собирается ни на кого «нападать сверху», а использует авиацию как политический инструмент для обозначения своих интересов [17].

Российское руководство намерено продолжать взятый в 2008 году курс на постоянное военно-морское присутствие в Арктике.


Стратегическая авиация РФ сегодня насчитывает 63 турбовинтовых бомбардировщика Ту-95МС и 18 сверхзвуковых Ту-160, для действий в Арктике подходят и 80 бомбардировщиков средней дальности Ту-22М3. В разной степени оперативной готовности находятся базы ВВС в Анадыре, Мончегорске, Оленьей, Тикси и Воркуте. Между тем, эти базы сталкиваются с такими серьезными проблемами, как стареющий парк авиации, недостаточное количество самолетов-заправщиков и сложность доставки в арктическую зону большого количества средств материально-технического обеспечения.

Большие корабли для высоких широт

Российское руководство, по всей видимости, намерено продолжать взятый в 2008 году курс на постоянное военно-морское присутствие в Арктике. Не исключено, что к атомному крейсеру «Петр Великий» в течение десяти лет могут присоединиться еще три корабля - «Адмирал Лазарев», «Адмирал Нахимов» и «Адмирал Ушаков». В составе Северного флота имеется и единственный российский авианосец «Адмирал Кузнецов», при этом некоторые эксперты связывают возможности установления воздушного превосходства в регионе именно с палубной авиацией.

Бесспорно, Россия сталкивается с трудностями в обеспечении контроля над морской акваторией в арктической зоне. Флот испытывает недостаток в современных надводных кораблях класса «фрегат». И хотя предусматривается ввод в строй восьми фрегатов типа «Адмирал Горшков» и шести кораблей типа «Адмирал Григорович», этого недостаточно для выхода на советский уровень присутствия в высоких широтах.

Не стоит забывать, что один из важнейших элементов стратегии сдерживания – ядерный потенциал Северного флота. В советские времена подводники научились использовать особенности арктических акваторий для скрытного перемещения из-за акустических помех и ледовых масс, а также проводить ракетные пуски, пробивая лёд в последний момент, что также снижает уязвимость лодки [18]. Подобные тренировки проводятся и сегодня.


По мнению специалистов, в случае постоянного присутствия в Арктике атомных подводных лодок ВМС США и размещения элементов ПРО морского базирования здесь могут появиться возможности по перехвату наших баллистических ракет, что делает возможным нанесение «обезоруживающего удара» [19].

В связи с этим большую роль играет модернизация российского подводного ядерного потенциала. С 2007 года лодки проекта 667БДРМ оснащают новыми ракетами «Синева», которые могут нести до десяти боевых блоков и запускаться из-подо льда, в итоге субмарины смогут остаться на боевом дежурстве до 2030 года. В январе 2013 года в состав ВМФ вошел новый атомный подводный крейсер «Юрий Долгорукий» с ракетами «Булава», всего до 2020 года планируется построить восемь таких кораблей для Северного и Тихоокеанского флотов.

Для нужд Северного флота в 2012 году был создан Арктический центр материально-технической поддержки, который занимается снабжением судов, подразделений инженерных и транспортных средств, а также обслуживанием сооружений, технических баз снабжения, складов для хранения топлива и других подразделений в Мурманской и Архангельской областях. Личный состав центранасчитывает не менее 15 тысяч человек. Это около трех тысяч военнослужащих и более 12 тысяч представителей гражданского персонала и военизированной охраны. В своей повседневной деятельности они используют более 150 судов обеспечения Северного флота и около 1200 единиц автомобильной и специальной техники [20].

Специальные задачи

Ввиду сложных условий масштабное наращивание военного присутствия малопродуктивно, более результативным видится усиление мер контроля над воздушным, водным и сухопутным пространствами, а также размещение подразделений для решения специальных задач.


Большая часть российских вооружённых сил в арктической зоне - две бригады мотострелков и бригада морской пехоты, дислоцируется в Мурманской области. Вместе с тем «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» предусматривают усиление служб береговой охраны и пограничного контроля, а также организацию технического контроля над проливами, устьями рек, лиманами на всей трассе Северного морского пути. Однако ввиду сложных условий масштабное наращивание военного присутствия малопродуктивно, более результативным видится усиление мер контроля над воздушным, водным и сухопутным пространствами, а также размещение подразделений для решения специальных задач.

Интересно, что в октябре 2013 года отряды сил специального назначения ВС РФ выполнили ряд операций на Кольском полуострове. По словам полковника Олега Кочеткова, «особое внимание было уделено ведению боевых действий в условиях Заполярья, в том числе в гористой местности» [21]. Военнослужащие отрабатывали навыки выживания в экстремальных условиях, маскировки и снайперской войны. Вероятно, в ближайшие годы в арктической зоне произойдет развертывание двух бригад для решения задач охраны военных объектов и инфраструктуры Северного морского пути [22]. В частности, в Печенге к 2016 году планируется разместить 200-ую отдельную мотострелковую бригаду, военнослужащие которой проходят подготовку по специальной «северной» программе. Эта бригада будут оснащена военной техникой и снаряжением для действий в Арктике [23].

Также планируется организовать постоянное патрулирование силами береговой охраны пространства от Мурманска до острова Врангеля у северного побережья Чукотки. При этом особое внимание будет уделено борьбе с невоенными угрозами – оборотом наркотиков, браконьерством, нелегальной миграцией, будут совершенствоваться процедуры пропуска через государственную границу на северных участках.

Кроме того, Россия продолжит выполнять свои обязательства по «Соглашению о сотрудничестве в области готовности и реагирования на загрязнения моря нефтью в Арктике», а также «Соглашению о сотрудничестве в области авиационного и морского поиска и спасания». С этой целью будет регулярно проводиться мониторинг ситуации, в том числе с моря и воздуха.

Еще один непростой вопрос – подготовка кадров для работы в арктической зоне. Ядро российского военного присутствия в Арктике – Северный флот, продолжит походы боевых кораблей с отработкой комплекса мероприятий боевой учебы в сложных климатических условиях и исследовательскую деятельность в малоизученных районах [24]. Один из приоритетов ВВС России - наращивание присутствия в Арктической зоне нашей страны, что подразумевает и подготовку экипажей для действий в сложных условиях [25].

Российская Арктика находится под пристальным иностранным вниманием – авиация, корабли и подводные лодки стран НАТО, а также представители различных научных организаций и НПО активно изучают арктические пространства. По мере укрепления нашего присутствия в регионе подобная активность будет только расти.


Вместе с тем, для решения всего комплекса задач требуется совершенствование человеческих ресурсов в области морской деятельности в Арктике. Необходима подготовка персонала для работы на шельфе и в Мировом океане, а также научных кадров и преподавателей для высшей школы, специалистов по подводным технологиям, технологиям LNG и ряду других направлений. Сегодня подготовкой кадров занимаются Мурманский государственный технический университет, Российский государственный университет нефти и газа имени И. М. Губкина и школа профессионально-технического обучения ФГУП «Арктикморнефтегазразведка» [26]. Интересным проектом стало создание в 2001 году Университета Арктики, объединившего 136 образовательных и научных учреждений России, Канады, Дании, США, Норвегии, Исландии, Финляндии и Швеции. Научно-образовательное сотрудничество в области подготовки гражданских специалистов может стать еще одним ключом к международной интеграции в регионе и послужить делу эффективного использования его ресурсов.

***


Не секрет, что российская Арктика находится под пристальным иностранным вниманием – авиация, корабли и подводные лодки стран НАТО, а также представители различных научных организаций и НПО активно изучают арктические пространства. По мере укрепления нашего присутствия в регионе подобная активность будет только расти, поэтому российские возможности по предупреждению спорных ситуаций и устранению возможных угроз следует укреплять на всем протяжении Северного морского пути.


Российско-норвежские военно-морские учения «Помор-2012»


Следует отметить, что российские программы по модернизации вооруженных сил и увеличению военного присутствия в арктической зоне не направлены против каких-либо государств региона, хотя подобные опасения и имеются у наших зарубежных партнёров.

Так, норвежский политик Торвальд Столтенберг говорит о необходимости усиления военного сотрудничества между Норвегией, Швецией, Данией и Исландией [27]. Предлагается создать войсковую группу для вмешательства в кризисные ситуации и проводить регулярное патрулирование воздушного пространства Исландии. Т. Столтенберг считает необходимым сформировать к 2020 году совместные морские силы быстрого реагирования, ледокольного флота, амфибийных подразделений, сил гражданской обороны, киберподразделений и спутниковой группировки.

Растет и число военных учений в арктической зоне с участием иностранных государств, при этом активность США, Канады и Дании даже превышает уровень активности в годы холодной войны [28]. Арктические государства ускоренными темпами модернизируют собственные вооруженные силы, в том числе с учетом возможного решения задач в регионе. Ситуацию осложняет отсутствие действенных международных режимов безопасности в Арктике, а также все более активное поведение внерегиональных государств, которые будут поддерживать тех игроков, которые предложат им наилучшие условия участия в арктических проектах. Поэтому именно России предстоит взять на себя лидирующую роль по формированию и систематизации всей «арктической подсистемы международных отношений», используя свой авторитет, потенциал и конкурентные преимущества.

Стоит привести и успешные примеры сотрудничества в военной области. Так, в 2011 и 2013 годах проводились совместные военно-морские учения «Помор» (первое состоялось еще в 1994 году). В ходе маневров особое внимание уделено борьбе с морским терроризмом и мероприятиям поисково-спасательного характера . Подобный опыт сотрудничества Россия могла бы распространить на всех заинтересованных участников, сделав Арктику действительно «территорией сотрудничества».
80 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. AVV
    +5
    23 января 2014 12:08
    Хочешь мира ,готовься к войне!!!Хорошо,что начали восстанавливать аэродромы,но полосы необходимо увеличивать,для приземления стратегов и Русланов!!!Крупногабаритные грузы быстрее перебрасывать на Русланах,да и материалами и оборудованием быстрее пополнять склады с помощью этих уникальных самолетов!!!
    1. +14
      23 января 2014 19:04
      вы в строительстве разбираетесь или для рейтинга написали?)
      1. -6
        23 января 2014 23:15
        Да правильно написал.Стратегически мыслил.Вопрос РЕАЛИЗАЦИИ-пылесос олимпиады закончится,денюжка к инвесторам с доходами вернется.Строить уже есть на что.И распилы опять будут,думаю уже не на тех процентах-не все смогут работать в таких условиях.Сходите на севера на годик-сами все поймете.
        1. +10
          23 января 2014 23:45
          Прослужил там 6 лет. Скажу то, что говорил неоднократно: не нужно было разрушать базы и гарнизоны, которые прекрасно функционировали в советские времена вплоть до лихих 90-х. Сейчас там руины, восстановить которые обойдётся втридорога. А восстанавливать надо или будем голыми перед стаей жаждущих захватить лакомое. fool
          1. крос
            -3
            24 января 2014 00:59
            А что Р.Ф. может противопоставить в Баренцовом море ,Комсомолец,Курск,
            Шпицберген ,в Беренговом море,в Тихом океане, в Атлантическом океане у Сенегала.
            В Олимпиаду Сочи вложили 214млрд.руб, далее ЧМ по футболу.Для кого затраты такие будет ли отдача для налогоплательщика ДЛЯ укрепления обороноспособности РОССИИ? Крос
          2. 0
            24 января 2014 01:57
            Цитата: Лелёк
            Прослужил там 6 лет. Скажу то, что говорил неоднократно: не нужно было разрушать базы и гарнизоны, которые прекрасно функционировали в советские времена вплоть до лихих 90-х. Сейчас там руины, восстановить которые обойдётся втридорога. А восстанавливать надо или будем голыми перед стаей жаждущих захватить лакомое

            Вы, я подозреваю, лихие 90-е встретили в младеньческом возрасте! Слегонца бы не помешало провести ликбез, правление "Горби" и "Ель-синий нос". Правда-там чуть портит раскладку Примаков, но не сильно... (а зря, в дальнейшем, этот чувак поставил нынешнего президента... Конечно, со всеми проблемами государства Российского, с его ошибками, с .... И вопрос - а как бы Вы поступили на месте Президента сегодняшнего дня? Увы, ситуацию с Кеннеди, не исключаем.
          3. 0
            24 января 2014 05:58
            Да за такие богачества стоит биться-и стоит ради них не один десяток судов построить.
    2. -1
      23 января 2014 23:09
      Знаете сколько нужно тратить на то ,что Вы предлагаете?
      1. commbatant
        0
        2 февраля 2014 19:27
        Цитата: одинокий
        Знаете сколько нужно тратить на то ,что Вы предлагаете?


        таки наверное знает
    3. 0
      24 января 2014 20:48
      Сколько же ещё предстоит сделать...
  2. +13
    23 января 2014 18:52
    Столкновение интересов в Арктике неизбежно.
    Наличие атомных ледоколов в России - это хорошо.

    Я не мореман, но есть вопрос к спецам:
    Если оставшиеся корпуса проекта 941 дорого и не эффективно модернизировать в РПКСН и не получилось их использовать как газовозы, то почему из них нельзя сделать многофункциональные транспортные корабли ? Это будет дешевле, чем строить новые АПЛ такого водоизмещения.

    Проламывает такая лодочка лед в "неожиданном" для супостата месте и...
    - высаживает боевую технику с морпехами;
    или
    - доставляет ГСП, оружие, боеприпасы, продукты и снаряжение в определенную стратегическую точку.
    или
    - фуева туча других неожиданных сюрпризов из под воды.

    Разве не нужны такие атомные подводные "транспортники" в Арктике ???
    1. +6
      23 января 2014 19:10
      Цитата: Aleks тв
      Разве не нужны такие атомные подводные "транспортники" в Арктике ???

      Не мореман и, тем более, не спец. Но с инженерной точки зрения переделать 941 в транспортник весьма сложно. Конструкция изначально не предполагала такого. Это же ведь не просто бочка (внешний корпус - одно, прочные корпуса - другое). Прочных корпусов там 4 или 5. Просто так их для десанта не приспособишь. Вместо МБР делать десантное отделение - это новый прочный корпус, да еще и не очень большой. Про снижение прочностных характеристик упоминать излишне. Конструктивно такое маловероятно (а скорее - невозможно) провернуть.
      Проще новую лодку построить. Только вот такие "десантные" лодки наврятли целесообразны и эффективны. Проще использовать надводные корабли и авиацию.
      Жаль эти лодки, их даже в носители КР не переделают. А вот это, как раз возможно, но признано "нецелесообразным". И тут тоже много разных точек зрения...
    2. -7
      23 января 2014 19:48
      похоже, ещё один болтун-газо...носец...ледоколам уж лет много, бум надеяться, программу по постройке ледоколов выполнят, несмотря ни на что...
    3. +12
      23 января 2014 19:49
      Цитата: Aleks тв
      Если оставшиеся корпуса проекта 941 дорого и не эффективно модернизировать в РПКСН и не получилось их использовать как газовозы, то почему из них нельзя сделать многофункциональные транспортные корабли ?

      Первым проект на создание подводных транспортных судов получило СПМБМ «Малахит». В 1989 году компания «Роснефть» обратилась к «Малахиту» с предложением создать подводное транспортное судно. Конструкторы «Малахита» откликнулись на предложение потенциального заказчика и спроектировали целое семейство подводных судов. Однако проект не был осуществлён из-за недостатка финансирования.
      В тех же 90-х годах появился проект, предполагающий переоборудование части атомоходов 941-го проекта в транспортные атомные подводные лодки. Они должны были бы предназначаться для перевозок грузов из Европы в Америку подо льдами Заполярья. Проект разрабатывало ЦКБМТ «Рубин».
      ЦКБМТ «Рубин» разработало проект переоборудования законсервированных или списанных в резерв ТРПКСН проекта 941 в подводные транспортные суда. Таким образом, корабль мог, по мнению разработчиков, беспрепятственно проходить подо льдами на большой глубине с большой партией грузов, чем очень заинтересовал заказчиков (в частности «Норильский никель»). В 2001 году проект был готов, однако не был реализован из-за недостатка финансирования и утилизации 3 ТРПКСН проекта 941: ТК-202, ТК-12 и ТК-13.
      В 90-х г.г. XX века по заказу Министерства связи Российской Федерации ЦКБ МТ “Рубин” была проведена научно-исследовательская работа по проверке возможности создания подводного кабельного судна, способного вести прокладку и ремонт линий связи под паковыми льдами Арктики, а также для разработки соответствующих технологий.
      В результате выполнения проработок различных вариантов такого судна в качестве основы для его создания было предложено использовать выводимые из состава ВМФ РФ подводные ракетные подводные крейсера проектов 941, 667БДР и 949А. Такой подход позволял рационально использовать имеющееся оборудование этих кораблей и рассчитывать на окупаемость затрат.
      Для специалистов ЦКБ МТ «Рубин» разработка вариантов подводного кабельного судна была новой, чрезвычайно интересной и необычной работой. Специалисты ЦКБ МТ “Рубин”, принимавшие участие в этих работах, проявили свои лучшие инженерные качества и техническую эрудицию. В результате существующая технология прокладки кабеля, применяемая на надводных кабельных судах, была адаптирована к подводной прокладке кабеля. По результатам работ специалистами ЦКБ МТ “Рубин” было получено несколько авторских свидетельств.
      1. +3
        23 января 2014 20:07
        Цитата: Aleksys2
        По результатам работ специалистами ЦКБ МТ “Рубин” было получено несколько авторских свидетельств.

        Спасибо за инфу, тезка.
        Про "кабели" не знал.
        what
        1. +1
          24 января 2014 01:21
          Видел я эти ду-ри-лы у пирса... На картинках их истинный РАЗМЕР представить невозможно.
          Видел я их и в море. Незабываемое впечатления, когда в 20-20 метрах от борта всплывает этакий бидон.
          Проекты переделки и дальнейшего использования были, да. Об этом и много чего понаписано и придуманно, но редко встречается такое, что говорят дешевле построить одну новую, чем реконструкция двух имееющихся.
          1. Корпус. По сути это не одна лодка, а две с продублированными механизмами и заключённые в один "лёгкий" корпус. И, по задумкам конструкторов, если что случается в одной части, то хотя бы команда переходит в другую и имеет возможность спастись/вернуться. Если использовать её как транспорт, то в аварийной ситуации, лодка просто уже не сможет удержаться если не на плаву, то в подводном положении. Будет вынуждена всплыть(вероятность) сразу потеряет своё основное преимущество - скрытность, и будет скорее всего уничтожена вместе с находящейся на борту перебрасываемой техникой и десантом. Экономические потери двойные, если не тройные.
          2. Реактор. Прошло уже много времени. Наука и техника шагнули вперёд и по мощности на единицу водоизмещения, и по обслуживанию и по "запчастям".
          Это всё равно что отремонтировать за энную сумму старый, но любимый "Москвич", вместо того чтобы, чуть добавив, купить новую "Калину", которая устареет через 5-10 лет; или начать уже мастерить новый проект, пусть и в два раза дороже, но у которого ресурс составит уже лет 30-40, как у этих "Акул".
          Поэтому, я бы лучше одну превратил в музей, а другую бы продал в рассрочку барыгам (если государство не умеет извлекать гешефт). Но с условием - сотворить из неё прогулочный подводный лайнер и катать на нём военных морячков и не только...

          ЗЫ. Что-то редко появляются в последнее время подводники. Смотрел, аккаунты есть а последние посещения очень давно...

          Для сравнения 941 проект слева, 971 справа -

          1


          Щютка -

          2
      2. +2
        23 января 2014 20:17
        одну как музей, другие действительно для десантных операций можно, спасибо за инфу)
      3. +3
        23 января 2014 20:39
        Aleksys2
        В 1989 году компания «Роснефть» обратилась к «Малахиту» с предложением создать подводное транспортное судно.

        Вроде бы "Роснефть" создана в 1993 году, а в 1989 еще точно Министерство нефтяной и газовой промышленности СССР было. Это завуалированная реклама? laughing
        1. 0
          23 января 2014 21:06
          Цитата: zart_arn
          Это завуалированная реклама?

          Нет (хотя заправляться предпочитаю на АЗС "Роснефти"). Про 1989 год - это из Вики.

          Подводная лодка проекта 717 — большая транспортно-десантная подводная лодка-минный заградитель. Работы по её созданию были начаты в 1967 г. в ЦКБ «Волна» под руководством Н. А. Киселева, уже участвовавшего в работах по проектам транспортных лодок 664 и 748. Технический проект был готов в 1971 г. и предусматривал трехкорпусную конструкцию, в центральном корпусе располагались все основные системы, экипаж и личный состав десанта, а в боковых — техника. Лодка имела два реактора с ТЗА, работавших на два винта в кольцевых каналах. Длина лодки достигала 190 м, а надводное водоизмещение — 18000 т, могла погружаться на 300 м и развивать скорость до 18 узлов. Лодка могла нести 252 мины в минных трубах, осуществлять спасательные работы с применением подводных аппаратов, несла 6 торпедных аппаратов и 2 30-мм артиллерийские установки для самообороны, оснащалась ГАС «Рубин». Необычная конструкция лодки потребовала серьёзной проработки с использованием моделей, техническая документация готовилась с учетом производства на Северном машиностроительном предприятии, однако загруженность его постройкой боевых лодок сделала невозможной построки транспортной лодки и все работы по проекту были свернуты.
          1. 0
            23 января 2014 22:00
            Впервые подводные транспорные суда появились во 2МВ в рейхе и предназначались для транспортировки остродифицитных стратегических грузов. Что и откуда доподлинно неизвестно.
            А у вики про Роснефть вот что говориться http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%EE%F1%ED%E5%F4%F2%FC
      4. +1
        23 января 2014 23:21
        Как связист реально вижу.Подводный кабелеукладчик.
    4. +1
      23 января 2014 20:47
      Цитата: Aleks тв
      Столкновение интересов в Арктике неизбежно.

      Столкновение интересов уже итак идёт, а чтобы не допустить военного столкновения надо готовиться к войне, что и делается. Ибо напасть на страну со слабой армией и флотом бывает велик у потенциального противника.
    5. Netto
      +2
      23 января 2014 22:00
      Могу ошибаться, но в мире всего 15% побережья пригодно для такого десанта. То что так красиво выглядит на учениях, когда БДК раскрывает створки ворот и к берегу устремляются БТРы с морпехами мало где применимо. Возможно именно поэтому в СССР разрабатывались десантные суда на воздушной подушке.
    6. +1
      24 января 2014 06:04
      Проламывает такая лодочка лед в "неожиданном" для супостата месте и...
      - высаживает боевую технику с морпехами; wassat дас ист фантастишь... laughing
  3. Саламандер
    +8
    23 января 2014 18:57
    Молодца! Так держать! Арктика - России! Это же "золотое дно" - и в экономике, и в военной сфере. И США ОЧЕНЬ хотели бы прибрать Арктику к рукам. Нужен только повод...
  4. +9
    23 января 2014 19:09
    Не отношу себя к сторонникам Путина, но если он будет действовать так как в Арктике, признаю себя нехорошим человеком. Лишь бы это делалось в интересах народа и страны, а не приближенных хапуг.
    1. +1
      23 января 2014 21:19
      Цитата: невидимка
      Лишь бы это делалось в интересах народа и страны, а не приближенных хапуг.


      Иногда совпадение интересов полезно для дела...
  5. +3
    23 января 2014 19:13
    улыбнула цитата.."Также планируется организовать постоянное патрулирование силами береговой охраны пространства от Мурманска до острова Врангеля у северного побережья Чукотки. При этом особое внимание будет уделено борьбе с невоенными угрозами – оборотом наркотиков, браконьерством, нелегальной миграцией, будут совершенствоваться процедуры пропуска через государственную границу на северных участках." у меня дружище служил в Особом Арктическом погранотряде сразу после развала Союза в Амдерме (тогда там ещё и истребители базировались). по его словам за всю историю отряда попыток нарушения границы была от силы пара(про воздух не говорю) и в одном случае это был гринпис..не думаю, что и сейчас пакистанцы , албанцы и прочие мексиканцы кинутся нелегально мигрировать таким путем в дудинку...) будем считать, что ни о чем не догадались..)
    1. +6
      23 января 2014 19:49
      Цитата: max73
      улыбнула цитата.."Также планируется организовать постоянное патрулирование силами береговой охраны пространства от Мурманска до острова Врангеля у северного побережья Чукотки. При этом особое внимание будет уделено борьбе с невоенными угрозами – оборотом наркотиков, браконьерством, нелегальной миграцией, будут совершенствоваться процедуры пропуска через государственную границу на северных участках."

      Меня тоже улыбнула, но с другой стороны - а чем не предлог, патрулировать там, контролировать там? А? Или надо было открытым текстом писать: "Во избежание присутствия иностранных сил, и прочих приварков, желающих поживиться шельфами Арктики, российское правительство решило пустить усиленные патрули. Чтоб долбили всех не наших - кыш отсель!" Так надо было? smile
      1. -3
        23 января 2014 20:01
        ну я и прописал:будем считать, что ни о чем не догадались..)
      2. +1
        23 января 2014 21:24
        Цитата: Alexej
        Меня тоже улыбнула, но с другой стороны - а чем не предлог, патрулировать там, контролировать там? А? Или надо было открытым текстом писать: "Во избежание присутствия иностранных сил,

        Верно! Американцы договорились до такого нонсенс-словосочетания как "гуманитарные бомбардировки", когда уничтожали Ливию, лишь бы не называть вещи своими именами...
      3. 0
        23 января 2014 23:33
        ну вот с этим можно согласиться,а текст -ввиду отсутствия реальных сил пока понты поколотим.До известного предела-нормально.А потом как всегда-количество перейдет в качество..Вот эту точку невозврата не прос..те!
    2. Волхов
      +2
      23 января 2014 19:50
      До 60-х годов метеостанции на СМП были вооружены - пулемёты, склад в тылу с оружием и продовольствием, иногда даже пушки 75 мм. Лодка однажды всплыла, задавила частоту передатчика, 2 часа ремонтировалась, отправила ящик коньяка на резиновой лодке и уплыла.
      Стрелять из пушки хотел только 1 энтузиаст, но коллектив его не поддержал - желания поделить АПЛ на троих не было. Потом самолёты, особисты (коньяк перелили в канистру, бутылки якобы разбили) но поезд ушёл.
      В общем, охрана Севера возможна только всем населением, погранцов там просто мало, но пушки с пулемётами при Хрущёве у народа отобрали.
      1. 0
        23 января 2014 22:36
        Это кто Вам такую сказочку рассказал? Особенно про пушечку? Может быть на военных метеостанциях такое и могло быть, на гражданских не было. Ружья, карабины были, но вот остального....
        1. Волхов
          0
          24 января 2014 02:24
          Не сказка - метеостанции вооружили в конце войны против немецких лодок и до 60-х оружие оставалось. Даже войны были местные с поселенцами из власовцев - с ППШ на охоту.
  6. +1
    23 января 2014 19:13
    Совсем недавно приоритетным в плане оснащения новым вооружением, повышением боевой подготовки и т.д. считался Южный округ, т.е южное направление. В настоящий момент добавились одновременно западное, восточное, северное направление. То есть наращивание сил и средств по всему периметру. Стратегическая концепция на будущие, или текущая оперативная обстановка на текущий момент?
    1. Волхов
      0
      23 января 2014 19:51
      Так РФ начала войну и попала в окружение, так и раньше бывало, только теперь целиком.
    2. commbatant
      0
      2 февраля 2014 19:43
      Цитата: GalinaNP
      Совсем недавно приоритетным в плане оснащения новым вооружением, повышением боевой подготовки и т.д. считался Южный округ, т.е южное направление. В настоящий момент добавились одновременно западное, восточное, северное направление. То есть наращивание сил и средств по всему периметру. Стратегическая концепция на будущие, или текущая оперативная обстановка на текущий момент?


      понимаете текущий политический момент и нестабильность в мире нарастает...
  7. +11
    23 января 2014 19:26
    Когда то в добрые времена служил я в 64 иап г.Омск, прекрасный был полк, прекрасные самолеты Миг 31 и прекрасный аэродром с ВПП 3000х80. Так вот одной из задач при переводе полка в высшие степени БГ была передислокация 1-й эскадрильи на аэродром Алыкель, г.Норильск, как известно самый северный город.Там, кстати, еще стояла транспортная эскадрилья Ан-12 и Ан-26. Задачу прекрасно отрабатывали каждые учения, пункты наведения ИА были не только в самой Алыкели, но и еще севернее, о.Визе, о.Караул. На таких рубежах у матрасников не было никаких шансов для пуска СКР, бомберы просто не доходили до рубежа пуска. А потом в 1998 какая то с у к а решила, что все это ненужные игрушки и вокруг одни друзья, и этого полка не стало, и аэродром в забвении. Надо восстанавливать то, что разрушили пятнистая т варь и алкаш.
    1. 0
      23 января 2014 23:46
      Ну не примут никак-ТО БЫЛ МИНИСТР ОБОРОНЫ,
    2. крос
      0
      24 января 2014 01:11
      На счет пятнистой твари и алкаша неплохо сказано.
      крос.
  8. +1
    23 января 2014 19:36
    на Нансене на последнем фото возле летного ангара-пивная палатка или билетная касса?
    1. 0
      23 января 2014 19:47
      Цитата: паниковский
      пивная палатка или билетная касса?

      Полевая барбекюшница. laughing
    2. +2
      23 января 2014 20:25
      Точняк пивная палатка, drinks ловенбрау филиал )))) lol
      1. +1
        23 января 2014 21:28
        Цитата: Самаритянин
        Точняк пивная палатка, ловенбрау филиал

        А что? Неплохое пиво...
        1. +2
          23 января 2014 23:11
          А Корабль то у норвежцев неплохой.и намного современнее.
          1. +1
            24 января 2014 06:11
            ну так нашему СКР лет то сколько ...
          2. commbatant
            0
            2 февраля 2014 19:58
            Цитата: одинокий
            А Корабль то у норвежцев неплохой.и намного современнее.


            у них не былоперестройки и шоковой терапии в экономике, вот и современнее, не понятно, что ли?
            сравните потом в 2020-м, разница наоборот будет
  9. Arh
    -2
    23 января 2014 19:44
    Нужно строить базы в Арктике ! ! !
    1. commbatant
      0
      2 февраля 2014 20:10
      Цитата: Arh
      Нужно строить базы в Арктике ! ! !



      надо построитъ по побережью ВМБ и ПМТО и отдать их в аренду ВМФ Белоруссии, точно не одна баржа вражеская не проплывет, заместо арктических бригад сформировать много батальонов "Юг" и "Восток", то то славная будет охота в бывшем советском Заполярье, Канада через неделю откажится от хребта Ломоносова...
  10. mad
    +2
    23 января 2014 19:46
    Цитата: Саламандер
    Молодца! Так держать! Арктика - России! Это же "золотое дно" - и в экономике, и в военной сфере. И США ОЧЕНЬ хотели бы прибрать Арктику к рукам. Нужен только повод...

    Загрести не сложно, главное потом удержать. Слишком много хищников точат зубы на эту территорию... вон даже Сибирь (!!!) объявили общечеловеческой кладовой всего человечества. Если бы не ЯО, уже давно бы растащили кладовочку (
    1. +1
      23 января 2014 21:34
      Цитата: mad
      вон даже Сибирь (!!!) объявили общечеловеческой кладовой всего человечества.

      А мы Техас и Аляску объявим общаковской собственностью...
      1. 0
        23 января 2014 22:50
        Цитата: Nick
        А мы Техас и Аляску объявим общаковской собственностью...

        Нет, нет! Техас общаковой, а Аляску нашей, русской. Так справедливее.
        1. +1
          24 января 2014 06:16
          техас между прочим всё ещё в состоянии войны с сша,мирный договор не подписан по сей день кажется...но как полигон вполне годен!а Аляска итак наша,нужно только найти договор и расторгнуть его ! вот адвокатам работа,нефиг всяких " пусек" защищать,лучше бы делом занялись.... wassat
    2. 0
      24 января 2014 09:26
      Эти "общечеловеки" разграбили и истощили все свои природные запасы,а так же колонии в Африке и Азии,а теперь выдумали миф об "общечеловеческой кладовой".Что то не припоминается случая,когда бы эта свора объявила хотя бы что нибудь "общечеловеческим достоянием" на своей территории(разве что ЛГБТ)!А вам "господа хорошие" пора зарубить себе на носу: да в России много чего есть-но не про вашу честь.Очень правильное решение по укреплению Российской Арктики и своевременное.(а еще напомню,что америкосы свои нефтяные запасы зарезервировали на будущее и явно не собираются объявить их "общечеловеческими".Необходимо помнить,что эта публика понимает только силу и ничего больше:пока Россия была "на коленях",что они сотворили с Югославией,Ираком,Ливией , а вот когда мы чуточку встали на ноги и что с Сирией? Так держать! Укрепим северные рубежи России!
  11. 0
    23 января 2014 19:58
    ну нам не привыкать сопли морозить в отличие от всех остальных,запасов там немеряно,хотя их по всему северу начиная от приполярного Урала и заканчивая Чукоткой,просто дорого это Север осваивать.
    1. 0
      23 января 2014 21:43

      Как сказать, геологам верить или политикам? Одни говорят о том, что нефти (в Заподной сибири) хватит на 20 лет, а другие на 200лет. Все эти рассуждения не с проста, вот и нужен арктический шельф, из-за этого и весь сыр бор. Сами живём в ХМАО и понимаем, "чем дальше в лес, тем толще партизаны", поэтому по мере истощения ресурсов сдесь, все продвигается севернее. Проблем конечно много будет, но деваться некуда...
  12. +1
    23 января 2014 20:40
    Необходимо чем-то очень заинтересовать россиян, чтобы они заселяли север, чтобы "жили там и размножались". Прежде всего нужно создание рабочих мест, не может быть что на Севере нечего делать.
  13. 0
    23 января 2014 20:54
    Все хорошо,планов громадье,но как быть с кадрами?За последние 10 лет,наше образование скатилось до
    плинтуса благодаря стараниям Фурсенко.На Западе,образование идет по советской системе,т.е.основной упор на базовые предметы:математику,физику,химию и др. основополагающие.Причем,у них две школы,для
    отсталых ЕГЭ,для продвинутых экзамены.Мы же взяли первую систему и уже откатились на позиции отсталых
    стран/30 место в мире/.Отказавшись от советской системы обучения,плодим неучей!
    Так что,ни о каких достижениях и тем более,освоении Севера,можно только мечтать,если мы не опомнимся!
  14. 0
    23 января 2014 21:02
    Можете ставить минус, но объясните мне, для чего нужно так много ледоколов?
    1. -1
      23 января 2014 21:30
      Это элементарно Ватсон, на северном полюсе -льды!!! Обычные суда там не пройдут.
    2. 0
      23 января 2014 21:58
      Ломать лёд и прокладывать канал для прохождения грузовых судов! А ледоколов в Арктике никогда много не будет. Всем найдётся работа!
  15. Arh
    0
    23 января 2014 21:09
    хи эй минусовки необоснованные ))) tongue wassat bully
  16. 0
    23 января 2014 21:11
    Возвращаться в Арктику крайне необходимо. Этого требуют военно-стратегические и экономические интересы России. Первым делом нужно восстановить ОГА (Оперативную группу в Арктике). На первом этапе до численности и структуры времен Советского союза. Пока предпринимаются первые шаги к возрождению оперативной группы. Нужно и дальше продолжать это крайне важное дело.
  17. 0
    23 января 2014 21:21
    лет пять назад я писал коммент, что закрытие военных аэродромов Алыкель и Амдерма- является ошибочным! Теперь все хотят восстановить. Отрадно конечно, но ведь там были брошены городки со всей инфраструктурой, а получится ли ее восстановить - большой вопрос. Все таки мудрыми были наши прежние руководители, и смотрели в наше будущее, не дворцы себе строили.
    1. 0
      23 января 2014 22:39
      В Амдерме потихоньку начали восстанавливать. Теперь там казенное учреждение. Восстановление аэропорта Амдерма включено в госпрограмму по развитию СМП.
  18. 0
    23 января 2014 21:23
    Арктика наше будущее и будущее наших детей, все остальное либеральный балаган.
  19. -1
    23 января 2014 21:33
    Цитата: Добрый
    Это элементарно Ватсон, на северном полюсе -льды!!! Обычные суда там не пройдут.

    Да обычные не пройдут, собственно потому они и есть ледоколы, но зачем их так много?
    1. 0
      23 января 2014 22:01
      Во... достал.
      1. 0
        23 января 2014 22:56
        Ну вот собственно то о чём я и говорил, уважаемый я не против ледоколов как таковых, даже за, но объясните мне чем обоснована такая количественная надобность. Если понятно, что самолетов нужно примерно столько то штук, эсминцев столько, притом в этих случаях количество обосновано, то в случае ледоколов я этого не вижу, потому и спрашиваю
        1. 0
          24 января 2014 01:44
          Цитата: ars_pro
          чем обоснована такая количественная надобность.

          Пример. А чем обоснованно такое количество вело и мото-рикш в городах Вьетнама? Где можно использовать автобус.
          А можно и пёхом ходить.
          Написано ведь, что ДЛЯ ПРОВОДКИ КОММЕРЧЕСКИХ СУДОВ. И чтобы до минимума снизить риски потерять груз при неожиданно изменившихся условиях плавания.
          Снарядили китаисы караван в европию, но пока они не будут уверены, что груз достигнет места разгрузки, ни одно судно не отойдёи от причала.
          Проще. Чтобы государство зарабатывало деньги на этом, а не отдавало кому-то ещё.
  20. -1
    23 января 2014 22:01
    Какой странный набор бесполезной, бессистемной, ненужной инфы о нашем теоретически-виртуальном присутствии в регионе. Ощущение, что пишущий это человек либо не совсем понимает, что пишет, т.е. не является специалистом в вопросе, либо пишет все это, потому что так надо...
  21. 0
    23 января 2014 22:08
    Не исключено, что к атомному крейсеру «Петр Великий» в течение десяти лет могут присоединиться еще три корабля - «Адмирал Лазарев», «Адмирал Нахимов» и «Адмирал Ушаков».
    Было бы замечательно, но, увы это вряд ли сбудется, маловероятно что даже тройка "Орланов" будет снова в строю. Реальна только пара.
  22. +1
    23 января 2014 23:32
    В Советские времена этот регион был надёжно защищён. О том, что всё возвращается на круги своя- приятная новость.
  23. 120352
    +2
    23 января 2014 23:51
    Я имел прямое и непосредственное отношение к Арктике в период с 1974 по 2007, т.е. 33 года. До появления гайдаровской экономики Арктика была надёжна прикрыта со всех сторон нашими вооружёнными силами. С началом "реформ"=разрухи и уничтожения нашей Арктики из Анадыря ушли ВВС. К сожалению. в Певеке и на Мысе Шмидта ничего серьёзного в этом отношении не было. В б. Провидения и по побережью (километров по 300 в каждую сторону) находился мощный гарнизон, оставшийся ещё с военных времён, когда в эти края была переведена армия Рокоссовского, состоявший из ракетчиков, зенитчиков, танкистов, связистов, РЛС, ВВС и части ТОФ. Сейчас там ничего этого нет! Это результат деятельности шизофреника Гайдара и алкаша Ельцина. Если американцы захотят, сегодня они могут легко, без сопротивления с нашей стороны переправиться через Берингов пролив любыми силами и начать двигаться на Запад до Урала. Серьёзных преград не встретят. Проблема более чем актуальная! Арктику необходимо обеспечить ВС как можно скорее, если мы ещё не опоздали. Иначе потеряем всю Россию, не говоря уже о Севморпути.
    1. +6
      24 января 2014 06:11
      Нужно защишать не только Арктику, но и остальные территории от Курил и до Калининграда !!!
  24. 0
    24 января 2014 05:54
    Интересно, а про Антарктиду что молчат? Там тоже много вкусняшек есть. Как бы её не перехватили .......
    1. 0
      24 января 2014 07:24
      с Антарктидой сложнее - там претендентов больше + ещё какие-то, неизвестные простым смертным факторы
  25. 0
    24 января 2014 06:03
    Цитата: ботан.su
    Цитата: Nick
    А мы Техас и Аляску объявим общаковской собственностью...

    Нет, нет! Техас общаковой, а Аляску нашей, русской. Так справедливее.

    Давайте без шапкозакидательства. ;) В США многие дети чуть ли не с 4-х лет учатся обращаться с огнестрельным оружием. Показывали стрелковые соревнования по ТВ - 9-летние дети выступают наравне со взрослыми.
    1. 0
      24 января 2014 11:51
      Вот пусть и докажут, что своими пукалками патриоты могут отстоять демократию. От танков и РСЗО.
  26. 0
    24 января 2014 06:21
    Да ктоже против? Мы же ждём...хоть и В АНАПЕ ЖИВЁМ
  27. 0
    24 января 2014 07:22
    хмм...а как у нас ледокол "Арктика" поживает? Что-то давно про него не слышно
  28. 0
    24 января 2014 15:39
    Использование атомных подводных лодок для перевозки коммерческих грузов, например нефти или руды, нецелесообразно. Об этом, как передает ИТАР-ТАСС, заявил генеральный директор ОАО "ЦКБ морской техники 'Рубин'" Андрей Дьячков.
    Ранее в ЦКБ рассматривали возможность использования атомных ракетоносцев типа "Тайфун" (проект 941 "Акула"), самых больших атомных субмарин в мире, для перевозки руды под льдами Арктики. В проект, в частности, была вовлечена компания "Норильский никель".
    Идея по перевозке грузов на подлодках возникла из-за того, что сейчас большая часть "Тайфунов" снята с боевого дежурства. Всего в России было построено шесть подводных лодок типа "Акула". Одна из них ("Дмитрий Донской") используется для испытаний ракеты "Булава". Еще две подлодки были утилизированы, на одной - утилизация началась в 2008 г. Остальные две в середине 2000-х годов были выведены в резерв из-за отсутствия боекомплекта. Гражданские грузы должны были, по замыслу ЦКБ и "Норильского никеля", располагаться именно в ракетных отсеках.
    Подробнее: http://www.arms-expo.ru/049057054050124050048050056053.html
  29. 0
    24 января 2014 15:48
    СПРАВОЧНО: В истории ВМФ зафиксирован единственный случай использования АПЛ для доставки в арктические районы.Следуя соглашению подписанному в октябре 1994 года между С.-Петербургским ЦКБМТ "Рубин", судостроительным предприятием "Севмаш" и акционерным обществом, организованным под патронажем командования Северного флота, загруженная продуктами и промышленными товарами многоцелевая атомная подводная лодка класса "Виктор-III" (пр. 671 РТМ) доставила груз в порт Харасавэй на полуострове Ямал. Профинансировал не совсем обычный поход боевой субмарины "Газпром" и еще несколько предприятий нефтедобытчиков. Этот эксперимент, осуществленный в Августе 1995, был признан удачным и был взят за основу в дальнейшей разработке проекта по созданию подводной транспортной системы.
    Профинансировав экспериментальный поход "Виктора-III" в 1995 году, "Газпром" и ряд других предприятий нефтедобывающего комплекса России пообещали выделить средства на модернизацию двух других АПЛ, простаивающих в резерве. Предполагалось, что через 6 месяцев после ремонта, субмарины будут готовы выполнять коммерческие рейсы. Но прошел год, а деньги так и не поступили. Руководство "Газпрома" успело охладеть к идее, заявив, что компания не заинтересована инвестиции проектов, которые смогут принести прибыль только в перспективе.
  30. +1
    24 января 2014 16:09
    Создать арктический военный контингент Россия сможет не раньше, чем через пять лет. Об этом 23 января на круглом столе заявил первый зампред комитета Совета федерации по обороне Николай Федоряк. Эксперты отмечают: большая армия в северных широтах России не нужна. "У нас нет ни одного военного корабля, который может осуществлять боевые действия в ледовой обстановке. У Канады есть такие корабли, Дания уже второй корабль спускает, который может сам вести боевые действия в этих районах. Поэтому говорить о том, что мы наращиваем темпы, я бы не стал, мы принимаем адекватные меры, чтобы нам не упустить то, что у нас было", — пояснил он.
    Новое соединение в Арктике создадут не только для сдерживания иностранных армий. По мнению экспертов, на его основе можно будет восстановить пограничный контроль и создать аварийно-спасательные центры, которые будут помогать застрявшим во льдах гражданским судам. Указ о создании воинских частей в Арктике в 2014 году Владимир Путин подписал в декабре 2013 года. Позднее министр обороны Сергей Шойгу поручил заниматься этим Генеральному штабу. Пока министерство планирует восстановить семь военных аэродромов в районе Северного полюса.
  31. 0
    24 января 2014 17:40
    Господа!
    Почитал комментарии и , не обижайтесь, но впечатление такое, что как начали со вчерашнего вечера курить-бухать, так и по сейчас не остановились. drinks wassat
  32. 0
    25 января 2014 22:49
    В конце декабря Генеральный директор Госкорпорации «Росатом» С.В. Кириенко подписал приказ о восстановление атомного лихтеровоза-контейнеровоза «Севморпуть». Уникальное судно снова начнет работать в феврале 2016 года.
    Задачи перед атомным контейнеровозом-лихтеровозом будут стоять в том числе и коммерческие. Это традиционное обеспечение Северного завоза и новые проекты, такие как участие в освоение шельфа и разработке Павловского месторождения свинцово-цинковых руд на Новой Земле. Появляется задача и по линии минобороны – это обеспечение развертывания присутствия военных группировок в Арктике, восстановление инфраструктуры аэродромов и портов Новосибирских островов, Земли Франца Иосифа и других районов крайнего Севера. В настоящее время начинаются ремонтные работы, связанные с восстановлением судна. Для ввода в эксплуатацию «Севморпути» необходимо выполнить ремонт судна на класс Регистра, выполнить работы по продлению ресурса ЯЭУ, закупить и загрузить комплект ядерного топлива. Срок выполнения вышеуказанных работ – 1,5 года.
    Напомним, атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» - единственное в России ледокольно-транспортное судно с ядерной энергетической установкой, было построено на Керченском судостроительном заводе «Залив» им. Б.Е. Бутомы в период с 01.06.82 по 31.12.88. С момента подъема флага и начала работ лихтеровоз "Севморпуть" прошел 302 000 миль, перевез более 1,5 миллионов тонн грузов. Всего судно может взять на борт 74 лихтера грузоподъемностью по 300 т или 1328 двадцатифутовых контейнеров. В соответствии с приказом Госкорпорации «Росатом» от 24.10.2012 года ядерную установку должны были вывести в режим окончательного останова. Сейчас данные работы приостановлены.
    На п-ве Ямал вступил в строй а/п "Сабетта", полоса позволяет принимать все типы пассажирских и транспортных самолётов.Строительство а/п вёл "Газпром". В Хатанге и Алыкеле полосы исправно функционируют,позволяют принимать все типы вплоть до стратегов.Так что не всё ещё потеряно.
  33. 0
    25 января 2014 22:52
    А вот ещё интересная инфа:
    Морские зверобои Чукотки Василий Тататай и Станислав Таен - члены добровольной народной дружины Пограничного управления ФСБ по ЧАО в ходе промысла обнаружили и изъяли из воды два радиобуя иностранного происхождения. Об этом сообщила сегодня пресс-служба Пограничного управления по Чукотскому автономному округу.
    Невзирая на неблагоприятные погодные условия, охотники доставили и передали в руки пограничников образцы радиобуев, предположительно используемые иностранными государствами для мониторинга обстановки в морской акватории Чукотского моря. За проявленную инициативу и активную гражданскую позицию руководством Пограничного управления направлено ходатайство о поощрении морзверобоев.
    По сообщению военного ведомства, это третья находка радиобуев морскими охотниками в Чукотском районе. Первая была обнаружена в начале сентября на побережье в 30 км от села Нешкан. Второе устройство для передачи данных через спутник было обнаружено вблизи села Энурмино.
    В этом году, благодаря бдительности чукотских дружинников Пограничного управления, было зафиксировано более 20 нарушений пограничного законодательства. Достижение значительных результатов в данном направлении обеспечивается за счет тесного сотрудничества Пограничного управления с Ассоциацией коренных малочисленных народов Чукотки и Союза морских зверобоев Чукотки.
    Источник: Арктика-Инфо
  34. commbatant
    0
    2 февраля 2014 20:31
    хорошая статейка однако
    http://vpk-news.ru/articles/18646