Первые бронеавтомобили Австро-Венгрии

3
Идея создания защищенного автомобиля с пулеметным или даже пушечным вооружением появилась в конце XIX века. Однако в течение некоторого времени проекты такой техники не интересовали военных. Примером неоднозначного отношения к броневикам можно считать первый российский автомобиль этого класса «Накашидзе-Шаррон». Броневик, разработанный офицером М.А. Накашидзе, был построен серией из 12 машин (российская армия получила лишь 10). Несмотря на сравнительно большое количество, эти бронеавтомобили использовались лишь в течение нескольких лет, а в дальнейшем были списаны и утилизированы. В некоторых других странах судьба бронеавтомобилей складывалась еще хуже – там подобные проекты доходили лишь до стадии испытаний прототипа, после чего отправлялись в архив.

Austro-Daimler Panzerwagen

История бронеавтомобилей Австро-Венгерской империи началась в 1904 году, т.е. чуть позже, чем разработку своего проекта начал М.А. Накашидзе. Компания Austro-Daimler в инициативном порядке начала создание бронеавтомобиля собственной конструкции. Автором идеи и главным конструктором стал Пауль Даймлер – сын знаменитого Готлиба Даймлера. Предполагалось, что новый проект объединит в себе ряд современных наработок и позволит заметно повысить боевой потенциал армии. Одновременно с этим планировалось отработать некоторые новые для австро-венгерской промышленности технологии и технические решения.

Первые бронеавтомобили Австро-Венгрии


При разработке нового проекта, получившего незамысловатое название Panzerwagen («Бронеавтомобиль»), специалисты фирмы Austro-Daimler учли некоторые особенности предполагаемой боевой работы подобной техники. Австрийские инженеры понимали, что перспективному броневику придется передвигаться не только по автодорогам, но и по пересеченной местности, что предъявляло соответствующие требования к силовой установке и ходовой части. Уровень развития вооружений определил необходимые характеристики оружия и защиты.

С учетом всех этих требований конструкторы под руководством П. Даймлера создали проект бронеавтомобиля с боевой массой около 3 тонн. В качестве основы для броневика выбрали полноприводное двухосное шасси, созданное с учетом имевшихся у «Аустро-Даймлер» наработок. Для обеспечения достаточных ходовых характеристик броневик Panzerwagen предлагалось оснащать четырехцилиндровым бензиновым двигателем мощностью 35 л.с. собственной разработки. Подобные агрегаты ходовой части и силовой установки позволяли дать сравнительно тяжелой машине приемлемую подвижность.

Бронекорпус новой машины предполагалось изготавливать из металлических листов толщиной 3 (крыша и днище) и 3,5 миллиметров (лоб, корма и борта). Не имея необходимых знаний об особенностях бронирования техники, австро-венгерские конструкторы разработали корпус сложной формы, представлявшей собой комбинацию прямых и изогнутых панелей. Все детали соединялись друг с другом при помощи заклепок. Задний «цилиндр» бронекорпуса не имел крыши. Вместо крыши на нем располагался характерный купол башни, выполненной из брони толщиной 4 мм. Броня толщиной от 3 до 4 миллиметров обеспечивали защиту от стрелкового оружия на дистанциях более 100 метров.



Конструктивно корпус первого австро-венгерского броневика можно разделить на три части. В передней его части находилось моторное отделение, отделенное от обитаемых объемов. Позади него размещалось отделение управления, в котором были предусмотрены рабочие места механика-водителя и его помощника. Кормовая часть корпуса характерной цилиндрической формы представляла собой боевое отделение с вращающейся башней и рабочим местом стрелка. Для посадки и покидания машины экипаж мог использовать две двери в бортах отделения управления. Кроме того, предусматривался люк над рабочими местами водителя и его помощника. Для обслуживания двигателя в капоте имелись несколько крупных люков.

Для наблюдения за окружающей обстановкой и дорогой механик-водитель и помощник могли использовать только два небольших лючка в лобовом листе, прикрываемые бронезаслонками. Поскольку эти люки не обеспечивали достаточный обзор передней полусферы, а наблюдение за боковыми секторами исключалось полностью, П. Даймлеру и его коллегам пришлось придумать специальные механизмы установки сидений. Вне поля боя водитель с помощником могли поднять свои сиденья на 12 дюймов (около 30 см), благодаря чему их головы оказывались за пределами бронированного корпуса и обзор значительно улучшался.

Вооружение броневика Austro-Daimler Panzerwagen состояло из одного пулемета Vickers (британский вариант пулемета Максима) калибра 7,7 мм. Это оружие установили в амбразуре бронированной башни. В дальнейшем предлагалось оснастить броневик двумя пулеметами такого типа.

При боевой массе порядка 3 тонн перспективный бронеавтомобиль получился сравнительно компактным. Его длина равнялась 4,1 метра, ширина – 2,1 м и высота – 2,7 м.

В 1905 году был построен первый и, как позже оказалось, последний экземпляр броневика Panzerwagen. Компания Austro-Daimler представила свою новую разработку военным Германии и Австро-Венгрии, однако в обоих случаях броневик встретили без особого энтузиазма. Тем не менее, в 1906 году новый бронеавтомобиль принял участие в учениях австро-венгерской армии. Во время учений первая бронемашина фирмы «Аустро-Даймлер» показала достаточно высокие характеристики, однако они не смогли изменить мнение военных.

Военачальники Австро-Венгерской империи не считали бронеавтомобили перспективным направлением. Они полагали, что любая оборона противника может быть прорвана пехотой и кавалерией при поддержке артиллерии. В такой стратегии броневикам попросту не нашлось места. Кроме того, согласно некоторым источникам, броневик не понравился императору Францу Иосифу I: двигатель машины производил слишком громкий шум и тем самым распугивал лошадей. В результате броневик Austro-Daimler Panzerwagen так и остался в единственном экземпляре.

Ehrhardt M1906

Второй австро-венгерский проект бронеавтомобиля появился в 1906 году. На этот раз за дело взялась фирма Ehrhardt. Конструкторы под руководством Герхарда Эрхардта намеревались создать броневик, предназначение которого отличалось от машины Panzerwagen компании Austro-Daimler. В начале прошлого века развитие воздухоплавания привело к появлению аэростатов, пригодных для использования артиллерийскими корректировщиками. В будущем аэростаты могли освоить и другие военные «профессии». В связи с этим фирма Ehrhardt предложила создать специальный бронеавтомобиль, способный уничтожать летательные аппараты противника. Таким образом, машина Ehrhardt M1906 должна была стать первым в мире зенитным бронеавтомобилем.



Основой для перспективного броневика под названием Ehrhardt M1906, 5 cm BAK L/30 стало четырехколесное шасси грузового автомобиля Ehrhardt. Двухосное шасси с задними ведущими и передними управляемыми колесами оснащалось бензиновым двигателем мощностью 50 л.с. Интересной особенностью шасси был привод задних колес: крутящий момент двигателя передавался на ось при помощи цепной передачи. Обе оси шасси имели эллиптические листовые рессоры.

Не имея опыта в подобных вещах, конструкторы фирмы «Эрхардт» предложили изготавливать бронированный корпус автомобиля из стальных листов толщиной 5 мм (по другим данным, 3 мм). Двигатель базового шасси закрыли бронированным кожухом с жалюзи для охлаждения и люками для обслуживания. Позади кожуха двигателя разместили основную часть бронекорпуса, выполненную в виде конструкции из нескольких сопряженных друг с другом ровных панелей. Размещение вооружения и рабочих мест экипажа сказалось на форме бронекорпуса. Так, крыша боевого отделения в кормовой части броневика была выше, чем крыша отделения управления. Благодаря этому в обитаемом объеме удалось разместить экипаж из пяти человек: в его состав входили механик-водитель, помощник водителя и трое артиллеристов.

Два члена экипажа размещались в передней части обитаемого объема. Наблюдать за обстановкой они должны были через два небольших люка в лобовом листе. Для защиты от огня противника они могли использовать бронированные заслонки. Бортовые люки в дверях не предусматривались. Стоит отметить, сотрудники фирмы Ehrhardt не стали усложнять конструкцию своего бронеавтомобиля M1906, исходя из желания облегчить работу экипажа. Крыша отделения управления не имела никаких люков, а сиденья экипажа устанавливались жестко. Из-за этого водителю и его помощнику приходилось пользоваться исключительно небольшими наблюдательными люками, что сказывалось на удобстве вождения.

Причиной, по которой броневик M1906 не получил верхний люк водителя и помощника, можно считать размещение его вооружения. В средней части крыши предполагалось установить башню сложной формы. Корма башни размещалась в специальном вырезе кормовой надстройки корпуса. Это обеспечивало большее удобство работы артиллеристов, однако сказывалось на углах наведения орудия. Башня могла вращаться лишь на 30° вправо и влево от продольной оси машины. Для выполнения зенитных задач это посчитали достаточным.

В башне броневика установили 50-мм пушку Rheinmetall 50mm BaK M1906 со стволом длиной 30 калибров. Система крепления позволяла наводить орудие в вертикальной плоскости с углами возвышения от -5° до +70°. Максимальная высота поражения целей достигла 7500-7700 метров, что превышало возможности летательных аппаратов того времени. Обслуживать орудие должен был расчет из трех человек. В укладках боевого отделения броневика удалось разместить боекомплект в 100 снарядов калибра 50 мм. Таким образом, броневик Ehrhardt M1906, 5 cm BAK L/30 мог бы в течение длительного времени обстреливать аэростаты и дирижабли противника с достаточно большого расстояния. Как позже показала практика, подобные зенитные системы могли бы оказаться полезными для войск.

Первый австро-венгерский зенитный броневик компании «Эрхардт» получился заметно крупнее предыдущей разработки, представленной фирмой Austro-Daimler. Машина M1906 имела длину порядка 5,5 метров и ширину около 2 м. Общая высота бронеавтомобиля за счет сравнительно крупной башни достигла 3,1 метра. Боевая масса машины составила 3,2 тонны.

До конца 1906 года фирма Ehrhardt успела завершить строительство первого броневика новой модели. Во время испытаний машина показала неплохие ходовые характеристики. На шоссе она могла разгоняться до 45 км/ч. Топлива хватало на 160 километров пути. Характеристики 50-мм пушки позволяли надежно поражать все существующие и перспективные аэростаты противника. Кроме того, при необходимости броневик смог бы атаковать наземные цели противника.

Несмотря на достаточно высокие характеристики, руководство вооруженных сил Австро-Венгрии, отказалось от предложенного зенитного броневика. По-видимому, причиной этого стало общее неприятие военными самой идее бронеавтомобиля, а также сомнения в необходимости специальной зенитной машины такого класса. В некоторых источниках, однако, в качестве причины отказа упоминаются недостаточные углы горизонтальной наводки орудия и слабое бронирование. Подобная версия выглядит правдоподобно, однако история проекта Austro-Daimler Panzerwagen заставляет сомневаться в ее правдивости. Так или иначе, броневик Ehrhardt M1906 остался в единственном экземпляре. Функции этой машины в дальнейшем выполняли небронированные автомобили с артиллерийским вооружением, установленным на открытой платформе.

***

Специфические воззрения военачальников Австро-Венгерской империи привели к тому, что производители вооружений и военной техники из этой страны либо отказались от разработки проектов бронеавтомобилей, либо стали предлагать их зарубежным странам, в первую очередь Германии. Что касается австро-венгерской армии, то она в течение нескольких лет оставалась без бронеавтомобилей. Важность и необходимость такой техники венские генералы поняли лишь через десять лет после появления машины Panzerwagen. Следующие проекты бронеавтомобилей начали появляться только после начала Первой мировой войны, а первый серийный броневик (им стал Junovicz Panzerwagen P.A.1) был собран лишь в конце 1916 года.


По материалам сайтов:
http://militaryfactory.com/
http://achtungpanzer.com/
http://aviarmor.net/
http://shushpanzer-ru.livejournal.com/
http://warstar.info/
3 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    11 февраля 2014 08:00
    эти бронеавтомобили использовались лишь в течение нескольких лет, а в дальнейшем были списаны и утилизированы
    Так дело же было на заре автомобилестроения,они устаревали быстрее чем мобильные телефоны сейчас
  2. +1
    11 февраля 2014 08:42
    Хорошая статья.
    С хорошим описанием, необычные технические решения-это самое интересное для меня в исторической технике и механизмах.
  3. makarov
    +2
    11 февраля 2014 09:00
    На фото очень забавные "чудо юдо", а в то время было шедевром авторской мысли.
  4. 0
    11 февраля 2014 13:37
    "Лиха беда начало" и посмотрите какой прыжок за сто лет!