Угроза пятому поколению

14


Программу по созданию FGFA на базе нашего Т-50 стоимостью 12 млрд долларов Россия и Индия профинансируют на паритетных началах

Информационная атака на российско-индийский проект создания нового истребителя, организованная высокопоставленными летчиками из штаба ВВС Индии, не достигла своей цели. Эта программа полностью отвечает интересам двух стран, а потому будет реализована, несмотря ни на что

Скандал вокруг российско-индийского проекта FGFA по созданию истребителя пятого поколения неожиданно разразился в Нью-Дели. Местная газета Business Standard опубликовала выдержки из протокола секретного совещания секретаря оборонной промышленности Индии Гокула Чандра Пати с руководством штаба ВВС, на котором некоторые его представители обвинили Россию в том, что она, дескать, «не способна создать самолет с требуемыми характеристиками». Более того, по мнению ряда должностных лиц, «программа не соблюдается в целом ряде технических аспектов». Если кратко, то суть претензий штабистов можно свести к трем основным пунктам. Во-первых, это нежелание нашей страны предоставлять Индии всю техническую информацию по проекту, а также идти на передачу технологий и серьезную локализацию производства в будущем. Заместитель начальника штаба ВВС Индии маршал авиации С. Сукумар прямо заявил, что «доля Индии в работах по программе слишком мала, да и вообще русские не очень-то хотят делиться своими ноу-хау». Во-вторых, индийцы считают, что характеристики разрабатываемого истребителя недотягивают до требований их ВВС. Якобы элементы малозаметности самолета плохо разработаны, из-за чего он будет слишком сильно светиться на радарах, а его «силовая установка неадекватна времени и не обеспечивает крейсерский сверхзвук без включения форсажной камеры». И наконец, в третьих, сам проект слишком дорог, и если Индия сейчас потратит на него деньги, то «значительная доля бюджета ВВС будет заблокирована на много лет вперед». А раз так, то и продолжать работу над этой программой в нынешних условиях, как полагают представители ВВС, не стоит.

Эти заявления вызвали целую лавину публикаций и репортажей практически во всех западных СМИ, которые тут же принялись на свой лад комментировать выступления индийских военных. Особенно в этом деле преуспели американцы. Консультант ВМС и ВВС США Робин Лэрд в эфире FoxNews заявил, что «все происходящее — это ясный сигнал: Индия хочет двигаться к Западу, так как понимает, что российские специалисты просто недотягивают до наших стандартов». При этом он выразил мнение, что для индийских военных лучшим вариантом была бы закупка самолетов пятого поколения F-35 компании Lockheed Martin, но проблема в том, что правительство США пока не дает разрешения на такую сделку, хотя Индия неоднократно об этом просила. «Индийцы три раза хотели поговорить по этому поводу, но Белый дом даже не ответил ни на один из запросов», — посетовал Лэрд. А другой консультант Пентагона, Энтони Кордсмен, узрел корень проблемы в том, что «после распада СССР русские в части техники сделали ставку на боевой вариант шоу-машины, которая выглядит хорошо, но ее практичность вызывает вопросы». Здесь просто нельзя не сказать, что оба заявления откровенно лживы. Индия никогда не собиралась покупать F-35. Все было наоборот: именно американцы очень хотели продать эти самолеты Нью-Дели, показывая их макеты на выставке в Бангалоре в раскраске индийских ВВС. Более того, министр обороны Индии Аракапарамбил Энтони публично говорил, что его страна не будет закупать F-35, так как ей достаточно приобретения FGFA. Что же касается возможностей России, то нелишне напомнить, что несколько лет назад во время учебных боев Су-30 с F-15 на авиабазе Гвалиор в штате Мадья-Прадеш наши самолеты «сбили» аж десяток американских истребителей, после чего о результатах следующих тренировок никогда не сообщалось. Но если за демаршем индийских летчиков стоят не американцы, то кто? И что же на самом деле происходит с проектом FGFA?

Полет на восемь лет

Совместный проект FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft) стартовал еще в 2007 году. Тогда же Москва и Нью-Дели подписали межправительственное соглашение, которое выводит эту программу за пределы обычных закупочных процедур министерства обороны Индии. Было решено, что базой для разработки FGFA станет российский истребитель пятого поколения Т-50, который сейчас проходит летные испытания. Но в отличие от нашей машины у FGFA будет целый ряд технических особенностей. Например, индийские военные пожелали установить на истребитель два дополнительных радара, чтобы обеспечить ему полный круговой обзор. Кроме того, ВВС Индии предъявили специфические требования к вооружению самолета. Прежде всего это касается ракет — они должны иметь повышенную дальность поражения целей. И сам самолет, и большая часть его систем по условиям сделки должны производиться совместно как в России, так и в Индии. Это, в частности, зафиксировано в контракте на разработку эскизно-технического проекта, который был заключен в 2010 году. В общей сложности весь проект оценивался примерно в 12 млрд долларов, предусматривалось, что стороны профинансируют его на паритетных началах. Предполагалось, что всего будет выпущено более 300 истребителей FGFA, 214 из них приобретет Индия. Но уже в конце 2012 года главный маршал авиации Индии Норман Анил Кумар Браун заявил, что его страна сможет приобрести лишь 144 истребителя FGFA.

Тем не менее на работе над новым самолетом сокращение заказа не отразилось. Несмотря на то что программа строго секретна, некоторые характеристики истребителя уже стали достоянием экспертного сообщества. Известно, что авиаконструкторам ОКБ Сухого удалось многократно снизить так называемую эффективную поверхность рассеивания (ЭПР) — ключевой показатель заметности истребителя для радиолокационных станций. Теперь его среднее значение составляет 0,1–0,5 кв. м. Заметим, что у машин четвертого поколения типа Су-30 или F-18 это значение колеблется в пределах 10–13 кв. м. А у американских самолетов пятого поколения типа F-22 и F-35 аналогичный показатель находится в диапазоне 0,3–0,4 кв. м. Правда, при этом американские самолеты F-35А только месяц назад перестали быть «истребителями ясного неба», как их язвительно называли военные, и получили возможность летать ночью и в плохих погодных условиях. Но вот запрет на полеты во время гроз с молниями для этих машин все еще сохраняется. Наш самолет от таких «особенностей» сразу будет избавлен. FGFA сможет развивать скорость свыше 2,5 тыс. км/ч, что на 500 км/ч больше, чем у F-22. При этом вес конструкции нашего истребителя меньше, чем американского, что расширяет радиус его боевого применения и дает значительный выигрыш в дальности полета. Что же касается силовой установки FGFA, то на нем действительно установлены двигатели так называемого первого этапа АЛ-41Ф, которые не всегда могут в постоянном режиме обеспечивать крейсерский сверхзвук. Но это временное решение, которое было принято только для того, чтобы избежать задержек в проведении летных испытаний. Через три года как на Т-50, так и на FGFA будут стоять новые двигатели, которые отвечают всем необходимым характеристикам. Сейчас они проходят испытания, которые должны завершиться через год-полтора. Кстати, в России уже выпущено пять прототипов самолетов пятого поколения, которые в ходе испытаний налетали более 300 часов. Еще три сейчас строятся. «Мы завершили основной этап предварительных испытаний самолета в прошлом году, в этом году начнем совместные испытания с Минобороны. А еще через два года начнутся серийные поставки новых истребителей в ВВС России», — заявил нам глава ОАК Михаил Погосян. Что же касается программы FGFA, то, по словам Погосяна, у России с Индией нет глобальных противоречий. «У нас хорошее взаимопонимание как с ВВС Индии, так и с индийской промышленностью. Но надо понимать, что уровень кооперации и трансферта технологий зависит от обоих участников проекта. Мы со своей стороны открыты для индийских партнеров, а вопросы, которые возникают, носят нормальный рабочий характер», — заявил нам глава ОАК. Это подтвердил и посол России в Индии Александр Кадакин, заявивший, что никаких жалоб от индийской стороны по программе FGFA не поступало. Более того, тот же Норман Анил Кумар Браун в интервью местным СМИ подтвердил, что работы над проектом FGFA продолжаются в обычном режиме. «Первый прототип FGFA прибудет в Индию в 2014 году для прохождения испытаний на базе Озар. Именно там, а также в испытательном центре в России над ним до 2019 года будут работать российские и индийские ученые, — говорит маршал. — Серийное производство будет развернуто на мощностях корпорации HAL. Надеемся, что к 2022 году они все сделают и мы примем машину на вооружение». Контракт на завершающую стадию ОКР и на серийное производство FGFA между Индией и Россией должен быть подписан в ближайшие месяцы. И как только это произойдет, все остальные программы закупки военной авиатехники Индия, очевидно, должна будет свернуть. Более того, некоторые из них вообще могут быть в корне пересмотрены или отменены. И больше всего от этого пострадают французы, лоббисты которых, судя по всему, и затеяли кампанию против FGFA.

Денег нет, самолетов тоже

Еще два года назад французская компания Dassault со своим истребителем Rafale победила в скандальном тендере на поставку 126 истребителей для ВВС Индии. По условиям конкурса победитель должен был поставить готовую партию из 18 самолетов и организовать производство оставшихся 108 машин на мощностях HAL. Сумма сделки первоначально оценивалась в 12 млрд долларов, но потом неожиданно для всех выросла до 20 млрд долларов. И понятно почему. По каким-то причинам Dassault почти вдвое увеличила цену на свои машины, с 65 млн долларов до 120 млн за самолет. Это обстоятельство сильно удивило руководство минобороны Индии, которое решило дать сделке задний ход. Министр обороны Аракапарамбил Энтони так прямо и сказал: «Индия не намерена подписывать контракт с Dassault, по крайней мере до проведения новых всеобщих парламентских выборов в мае, так как стоимость контракта уже вышла из-под контроля». Но даже после того, как выборы пройдут и в стране будет сформировано новое правительство, шансов на успешное завершение этой сделки почти нет. Во-первых, до сих пор не сняты вопросы с регулированием использования лицензии на производство Rafale, не говоря уже о распределении работ. ВВС Индии требует предоставить гарантии, что график поставок истребителей будет неукоснительно соблюдаться. Но ни HAL, ни Dassault такие гарантии дать не смогли. Первая — потому, что не уверена в своих поставщиках, а вторая — потому, что не уверена в возможностях и пунктуальности HAL. Даже предварительные переговоры на эту тему зашли в тупик. В результате глава HAL Равиндра Тьяги был вынужден в последний момент отменить свой визит в Париж. Во-вторых, у ВВС Индии, да и у самого минобороны, действительно не осталось денег на реализацию закупочных программ. «У нас израсходовано 92 процента военного бюджета», — сообщил г-н Энтони.

Угроза пятому поколению
Французская Dassault увеличила цену на свои Rafale для ВВС Индии c 65 млн долларов до 120 млн


В этой ситуации индийские власти были вынуждены просить целый ряд своих контрагентов, включая такие компании, как Airbus и Boeing, с пониманием отнестись к переносу подписания контрактов на закупку летающих танкеров и ударных вертолетов на более поздний срок. Сумма этих сделок составляет всего около 3 млрд долларов, что в разы меньше, чем хочет за свои истребители Dassault. «В случае закупок истребителей Rafale ВВС Индии ожидает настоящая финансовая катастрофа, — говорит заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Константин Макиенко. — Этот проект угрожает поглотить все ассигнования на развитие ВВС Индии и оставить эту страну без технологий пятого поколения». Дело в том, что, когда объявлялся тендер на закупку самолетов этого класса, ВВП Индии рос двузначными темпами. Но с тех пор ситуация резко ухудшилась. Темпы роста ВВП упали с 10,5% в 2010 году до 4,8% в 2013-м, и то лишь благодаря резкой — на 30% — девальвации рупии. Но это не могло не привести к сокращению военного бюджета страны. Если в 2006/2007-м финансовом году он находился на максимуме и составлял в пересчете почти 40 млрд долларов, то в 2013/2014-м финансовом году снизился до 31,6 млрд долларов. И в ближайшие несколько лет будет только сокращаться. «Понятно, что в этих условиях крайне высока вероятность сокращения или аннулирования закупочных программ. С учетом того что секвестр отлично функционирующей программы производства на HAL Су-30МКИ решительно невозможен, реальная конкуренция за ресурсы имеет место только между проектом по выпуску Rafale и FGFA», — говорит г-н Макиенко. Но французы эту конкуренцию, судя по всему, проиграют. И это легко объяснимо: в отличие от созданного почти четверть века назад французского Rafale проект FGFA даст Индии возможность получить действительно передовые технологии и создать собственную школу авиастроения. Кроме того, сейчас он находится на этапе ОКР и не будет требовать значительных расходов, а к моменту начала серийного производства экономика Индии, можно надеяться, опять будет расти высокими темпами, что позволит безболезненно осуществить массовые закупки истребителей пятого поколения. А не устаревших французских машин.
14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    27 февраля 2014 06:58
    Здесь просто нельзя не сказать, что оба заявления откровенно лживы.
    -в этом деле США впереди планеты всей.
    Надо кончать с гегемонией США .
    1. +3
      27 февраля 2014 07:35
      Не просрали бы мы СССР, давно бы уже не было никакой "гегемонии США".
      Всем, кто понимает происходящее в стране и мире, необходимо проводить разъяснительную работу среди тех, кто этого не понимает. Кроме того, необходимо каждому из нас повышать собственную меру понимания.
      1. +3
        27 февраля 2014 07:49
        Цитата: VseDoFeNi
        Не просрали бы мы СССР, давно бы уже не было никакой "гегемонии США".

        Через 50 лет скорее всего это будет уже "гегемония КНР", еще спустя 100 лет "гегемония Бразилии или Индии" - закономерность ротации империй. В будущее надо смотреть, а не о прошлом сокрушаться. request
      2. avg
        +1
        27 февраля 2014 11:12
        Цитата: VseDoFeNi
        Кроме того, необходимо каждому из нас повышать собственную меру понимания.

        Особенно с вашим ником (VseDoFeNi), собственная мера понимания взлетит на недосягаемую высоту. laughing
    2. AVV
      +1
      27 февраля 2014 09:55
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      Здесь просто нельзя не сказать, что оба заявления откровенно лживы.
      -в этом деле США впереди планеты всей.
      Надо кончать с гегемонией США .

      Да и лягушатникам нужно избавиться от устаревшей машины!!!Да и США не могут пристроить свой F-35,стоимость которого заоблачная,а характеристики сомнительные!!!
      1. 0
        27 февраля 2014 15:34
        Цитата: AVV
        не могут пристроить свой F-35,стоимость которого заоблачная,


        Высокая стоимость "Пингвина" слишком преувеличена.С началом эксплуатации в США и экспорта к Союзникам,стандартный F-35A будет стоить $75-84 млн,что относительно дешево для истребителя 5-го поколения.Примерно столько-же стоят Су-35 или Рафаль,а F-15SE и Еврофайтер ещё дороже,более $100 млн.Так что F-35 по цене вполне удовлетворяет.

        Цитата: AVV
        а характеристики сомнительные!!!


        Американцы сделали большой упор на стелс-технологии и БРЭО,летно-технические характеристики поставили на второй план.По сути,они создавали самолет в первую очередь для борьбы с ЗРК и ПЗРК,борьба с истребителями для него второстепенная задача(которая предназначена для F-22).
        1. S.V.
          0
          27 февраля 2014 18:07
          Высокая стоимость "Пингвина" слишком преувеличена.С началом эксплуатации в США и экспорта к Союзникам,стандартный F-35A будет стоить $75-84 млн,что относительно дешево для истребителя 5-го поколения.

          В интервью американская сторона уточняла, что эта цена без стоимости двигателя и ещё чего то (это уже обсуждали месяца четыре назад) ! В итоге стоимость полностью укомплектованной машины получалась достаточно высокой (как можно уложиться 5-му в стоимость 4-го?).
          Им надо продать машину и по этому годятся любые уловки...
          1. 0
            27 февраля 2014 19:11
            Цитата: S.V.
            В интервью американская сторона уточняла, что эта цена без стоимости двигателя и ещё чего то (это уже обсуждали месяца четыре назад)


            Не знаю про что вы говорите,но указанная мной цена имела ввиду F-35A(стандартная модификация) и соответственно с двигателями.

            Цитата: S.V.
            В итоге стоимость полностью укомплектованной машины получалась достаточно высокой


            Уточните про какой F-35 говорите.Если вы про версию "В",то я не спорю,её цена $100-120 млн.Цены двух остальных версий Лайтинга подешевле.

            Цитата: S.V.
            как можно уложиться 5-му в стоимость 4-го?


            По цене "первобытного" 4-го поколения не получится,но по цене 4+ и 4++ вполне возможно.

            Цитата: S.V.
            Им надо продать машину и по этому годятся любые уловки...


            Напротив,клиентов к "Пингвину" появилось много,поэтому нет смысла завышать ему цену.2800-3100 единиц собираются на-клепать,поэтому и цена будет ниже.
    3. StolzSS
      0
      27 февраля 2014 20:32
      ДА матраснико вообще всех прикончить бы надо а то я их шибко ненавижу аж до изжоги)))
  2. +2
    27 февраля 2014 07:09
    Ничего, Китай нам поможет - их пятое поколение уже по взлетке бегает, так что придется индийцам задуматься об ответе, так как один из первых потенциальных покупателей китайской военной продукции -давний друг Индии Пакистан.
    А по-человечески все понятно. Индия страна с большим населением, в массе своей небогатом. Так что деньги никогда лишними не будут. зато сразу видно, как удачно идет борьба с коррупцией и в Индии, и в просвещенно-демократической Франции, и США.
  3. 0
    27 февраля 2014 07:10
    Во всем мире все РУССКОЕ плохое,потому как сами ни чего не могут сделать.
    1. Комментарий был удален.
  4. +4
    27 февраля 2014 07:11
    Как и везде идет подкаверная борьба за бабло, за откаты. Сто пудов америкосы пообещали индусам в карман пару хрустящих зеленых (хотя по факту это разрисованная бумага), а те и рады до ж*пы.
    А наши правильно делают, что не раскрывают важные аспекты по самолету. Выдадим все секреты, а разведка США и другие разведки тоже быренько эту информацию добудут. А учитываю, что в ВВС Индии все таки есть поклонники США, то те с радостью сами прибегут с этой информацией и с щенячьей радостью примут ласковое трепание своих индийских щечек.

    **й вам, а не все секреты.
    1. +1
      27 февраля 2014 07:47
      Цитата: Sunjar
      А наши правильно делают, что не раскрывают важные аспекты по самолету. Выдадим все секреты, а разведка США и другие разведки тоже быренько эту информацию добудут.

      Вообще то передача технологий по производству FGFA предусмотрена договором, так что не пишите ерунду.
      1. avg
        +2
        27 февраля 2014 11:22
        Цитата: Nayhas
        Вообще то передача технологий по производству FGFA предусмотрена договором, так что не пишите ерунду.

        Смотря каких технологий. Технологий по производству FGFA - да. А вот сопутствующих технологий, скорее всего, - нет. А зачастую именно они играют решающую роль. Например - двигателестроение.
  5. +3
    27 февраля 2014 07:19
    Индусы +++ стараются развить свои технологии...мы пока только продаём...а интересно-новые технологии у нас есть?или продадим и сядем в лужу по полной?
    1. +4
      27 февраля 2014 07:28
      зайди в ФСБ,поинтересуйся,там точно ответят.
  6. +2
    27 февраля 2014 07:36

    Есть хорошая пословица - "Дураку пол-работы не показывают" no
  7. +1
    27 февраля 2014 08:06
    Военные контракты почти всегда сопровождаются шпионажем, провокациями и информационной войной. А российские спец.службы частенько пускают все это на самотек, надеясь на здравый смысл своих визави. Однако в 90% случаев решения принимают коррумпированные, политически ангажированные чиновники, которые находятся на крючке у иностранных спец.служб. Конечно, разовые мероприятия по борьбе с коррупцией и промышленным шпионажем перед заключением контрактов в других странах мало эффективны. Однако учитывать все негативные факторы и использовать их в информационном противоборстве просто необходимо.
  8. +2
    27 февраля 2014 08:07
    с Дона.
    Индусам что,как Януку на двух табуретках посидеть хочется?
  9. +3
    27 февраля 2014 08:34
    "А другой консультант Пентагона, Энтони Кордсмен, узрел корень проблемы в том, что «после распада СССР русские в части техники сделали ставку на боевой вариант шоу-машины, которая выглядит хорошо, но ее практичность вызывает вопросы»."

    Уж чья бы корова мычала... Шоу это как раз чисто американский стиль.
  10. ed65b
    +4
    27 февраля 2014 09:21
    Ну вот и отличнинько, а то реально пурги намели с пятым поколением. наконец просветлело.
  11. +1
    27 февраля 2014 10:52
    На сегодняшний день Рафаль самый неудачный проект среди современных самолётов . За всё время его жизни , не было заключено ни одного стоящего экспортного контракта , недавно его прокатили арабы и если индийский проект тоже сдуется , то думаю самолёт ждёт печальная судьба . Сама Франция тоже снизила его закупки поскольку цена из за малой серии запредельная.
    1. 0
      27 февраля 2014 15:40
      Цитата: 1c-inform-city
      На сегодняшний день Рафаль самый неудачный проект среди современных самолётов .


      В плане экспорта на самом деле не удачный,но сам по себе истребитель мощный.То-то он Рэптору в учебном бою 2009 все перья выщипал... laughing am
  12. 0
    27 февраля 2014 16:25
    Сейчас самое главное - любой ценой столкнуть Дассо от подписания контракта с Индией,т.к. это тормозит нашу программу с индусами.Индусам надо выбрать либо одно,либо всё "по чуть-чуть",что мало-выгодно и для нас и для французов.