Неземная красота «Аллигатора»

72
Как было заявлено командованием Военно-воздушных сил, в рамках программы гособоронзаказа до 2012 года армейская авиация получит около 30 Ка-52 «Аллигатор». Первые четыре серийных борта поступили в Торжокский центр боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации еще в январе, и все это время пилоты проходили курс обучения по управлению. Презентация машин для прессы состоялась 8 февраля.

По всей видимости, первыми строевыми частями, которые получат «Аллигаторы», станут те, что расположены в Приморском крае. Это естественно, так как вертолет выпускают там же, в городе Арсеньев, а это значит, что техническое обслуживание новых винтокрылых машин будет проводиться оперативно и относительно дешево. К тому же именно Ка-52 предполагается базировать на «Мистралях», которые, как уже официально заявлено, войдут в состав Тихоокеанского флота.



Ка-52 – как двухместный вариант Ка-50 - был создан в середине 1990-х годов. В 1997-м он прошел испытания и был признан экспертами одной из самых перспективных боевых машин в мире. Вооружение вертолета состоит из 12 сверхзвуковых ПТУР «Вихрь», 80 неуправляемых авиационных ракет калибра 80 мм, ракет класса «воздух-воздух», а также 30-мм пушка 2А42 с боезапасом в 500 выстрелов.

Все прекрасно. Но произойти это должно было, как минимум, десять лет назад.

А вообще, лучшие в мире боевые вертолеты Ка-50 уже пятнадцать лет должны были быть основной ударной силой армейской авиации.




Чтобы этого не случилось, в свое время даже ликвидировали саму армейскую авиацию, передав ее в подчинение ВВС – других объяснений тому решению просто нет. Недавно, кстати, армейская авиация выведена из ВВС и передана под крыло Объединенных стратегических командований. Все, как и должно было быть, вернулось на круги своя.

Во всем, что касается Ка-50 и Ка-52, я человек пристрастный. Мои симпатии, конечно же, на стороне этих машин. Различных материалов о технических характеристиках «Акул», «Аллигаторов», их совершенно бессмысленной битве с «Ночным охотником», накопилось множество – в интернете найти несложно. Расскажу о том, чему сам был свидетелем или слышал от непосредственных участников событий.

В шестидесятые годы ХХ века военные решили получить летающую БМП. Соревновались две фирмы – «Милевская» и «Камовская». Камовцы предложили очень интересный проект винтокрылой боевой машины пехоты, способной перевозить полностью вооруженное отделение мотострелков, высаживать на землю и поддерживать с воздуха ракетно-пулеметным огнем. Милевцы спроектировали вертолет с лучшей броневой защитой и более мощными двигателями, который, по их заявке, тоже мог нести в своем чреве отделение бойцов. Они и победили. Так появился знаменитый Ми-24. Только вот из-за своей перетяжеленности не мог он нести отделение бойцов – вместо него в отсеке сидел механик, который, когда случился Афган, погибал просто за компанию - с пилотом и штурманом. То, что вместо БМП получился летающий трехместный танк, военных не смутило. Да и как могло смутить, если в семидесятые годы такого боевого вертолета не было ни в одной армии НАТО?

В США заволновались, подсуетились - и довольно быстро спроектировали прекрасный боевой АН-64 «Апач». В СССР решили дать достойный ответ. В новом техзадании Минобороны потребовало создать «чистый» вертолет-боец, без всяких там десантов. В конкурсной схватке сошлись Ка-50 и Ми-28. Еще до развала СССР стало очевидно, что Ка-50 практически по всем основным характеристикам превзошел милевского конкурента. При этом Ми-28 по своей конфигурации поразительно напоминал американского «индейца», а вот Ка-50 был оригинален во всем.

1990-й был едва ли не пиковым в самой широкой «гласности», которая годом позже перешла в безумную истерику. Но в девяностом еще многое казалось стабильным. И появилась идея показать средствами художественного кино красоту советской военной техники. Дело в том, что тогда в журналистике неистовствовали разоблачители оборонно-промышленного комплекса СССР, который якобы просто сожрал всю экономику страны, ничего путного так и не произведя. Военная техника у нас всегда секретилась, поэтому - что она представляет из себя на самом деле, знали лишь специалисты.

Между тем, помимо прекрасных ТТХ, советская военная техника была просто красива. И это была красота настоящего воина – сильного защитника, а не ужасающего своим видом агрессора.


На видеоэкранах появился новый американский фильм «Огненные птицы», показывающий то, на что способен АН-64. Это было красивое во всех отношениях кино. Я пришел на «Милевскую» фирму и предложил помочь в создании художественного фильма, где главную роль сыграл бы наш ответ «Апачу» - прекрасный, как мне казалось, Ми-28. Опущу все детали долгого разговора с первыми лицами фирмы. Мне сказали, что реклама Ми-28 не нужна, он и так поступит на вооружение, хотя конкурс формально проиграл. Доводы о том, что речь не о рекламе конкретного вертолета, а о рекламе возможностей всего отечественного ОПК, действия не возымели. В итоге мне прямо сказали: деньги, которые требовалось выделить на картину, лучше отдать тем генералам и гражданским чиновникам, от решения которых зависело принятие вертолета на вооружение. Коррупция в чистом виде.


Ми-28 в первом полете

Разговор тот состоялся двадцать лет назад, в стране, которой уже нет. Нет и тех людей, которые тогда руководили проектом Ми-28. Кто-то ушел в мир иной, кто-то на пенсию, кто-то в иные сферы деятельности. Да и взятки, если они и были, не помогли. Ка-50 официально приняли на вооружение в 1995-м, работы по Ми-28 закрыли. Проигравший вертолет был реанимирован позже в проекте Ми-28Н «Ночной охотник», который в конце нулевых годов ХХI века приняли на вооружение безо всякого конкурса и сразу запустили в серийное производство, гарантировав огромный по нашим меркам госзаказ. А Ка-50 закрыли.

После «Милевской» фирмы я пошел на «Камовскую». Ее руководитель, Сергей Викторович Михеев, идеей создания кино загорелся. Проблема была в том, что вертолет тогда еще был секретным объектом В-80. Тем не менее, генеральный конструктор Михеев заверил, что уладит все формальности и даже найдет какую-то сумму на финансирование съемок.

Так появился первый в истории отечественного кино фильм, в котором совершенно откровенно рекламировалась боевая техника, созданная в нашей стране, где впервые было открыто сказано о советском спецназе. «Черная акула» - и название фильма, и имя удивительного вертолета.


Не будем говорить о художественных достоинствах старого кино – лучше снять было невозможно. Фильм запускался еще в СССР в 1991-м, а снимался уже в СНГ, в независимом государстве Узбекистан в 1992-м. Не было необходимого финансирования, случился гайдаровский обвал рубля. Началась война в Таджикистане, и бригада спецназа, которая обеспечивала всю работу съемочной группы, улетела ее гасить - что под командованием полковника Владимира Квачкова прекрасно и сделала. Съемки свернули, режиссеру Виталию Лукину пришлось монтировать фильм из небольшого материала, который удалось отснять буквально за несколько дней.



Ка-50, Черная Акула

И, тем не менее, все, кто смотрел картину, могли своими глазами видеть поистине фантастические возможности вертолета Ка-50 в условиях гор. Сам Михеев сказал, что в немалой степени согласился на настоящую киноавантюру для того, чтобы посмотреть, как его машина ведет себя в горно-пустынной местности, в условиях высоких температур и большой разреженности воздуха, так как госиспытания тестов в горах не предусматривали. А войны шли именно там – в Афганистане, Таджикистане, уже загорался Кавказ. Для стратегов Генштаба, тем не менее, основным ТВД по-прежнему представлялась равнинная Западная Европа. Стоит повторить: «Черная акула» на съемках одноименного фильма в 1992-м показала в горах себя блестяще. И еще раз следует напомнить: на вооружение Ка-50 приняли в 1995-м. Завод в Арсеньеве готов был начать серийное производство машин, но денег на это не дали. На вооружение приняли – средств не выделили!

Война в Чечне, разгоревшаяся в 1995-м, лишний раз подтвердила афганскую истину: в России нет боевых вертолетов, отвечающих тем условиям, в которых наша армия воюет десятки лет и, возможно, будет воевать еще долго. Увы, в первую контртеррористическую операцию «Черные акулы» на Северном Кавказе так и не появились. С огромным трудом испытать в боевых горных условиях Ка-50 удалось только в начале второй контртеррористической операции…

В январе 2001-го в Чечне начала работать уникальная боевая ударная группа вертолетов в составе двух Ка-50 и одного Ка-29ВПНЦУ – это воздушный пункт наблюдения и целеуказания. Впервые предполагалось не только оценить боевые возможности и эксплуатационные характеристики «Черных акул» в тяжелых полевых условиях и реальном бою, но и опробовать принципиально новую тактику применения ударных вертолетов с использованием воздушного командного пункта. Экипаж Ка-29ВПНЦУ должен был, не входя в зону риска, выдавать одноместным Ка-50 целеуказания и управлять полетом «акул» в сложных условиях горной местности.


Ка-29ВПНЦУ

В течение почти двух месяцев вертолетная группа под покровом строгой секретности работала в интересах Объединенной группировки федеральных сил в Чечне.

Закрытость работы была оправдана, так как арабские эмиссары пообещали миллион долларов тому боевику, который собьет «Черную акулу». Так что же показали Ка-50 и вся боевая ударная группа в Чечне?


Базировались вертолеты попеременно на аэродромах Грозный-Северный и в Ханкале. Интерес к «Черным акулам» со стороны всех вертолетчиков был огромен. Они истосковались по новой технике. Поэтому-то каждый вылет Ка-50 придирчиво оценивался не только привлеченными к работе специалистами, но и пилотами Ми-24. Ка-50, как правило, вылетали в сопровождении прикрывавших их Ми-24. Сразу выявилась показательная особенность. Даже очень опытный пилот вертолета сопровождения часто терял из виду ту машину, которую должен был охранять. В силу своих превосходных технических характеристик Ка-50 при выполнении энергичных пространственных маневров быстро уходил из поля зрения экипажа Ми-24, что, в общем-то, небезопасно и грозило столкновением машин в воздухе. Пришлось за штурвал Ми-24 садиться поочередно тем летчикам, которые успели освоить Ка-50 и знали его особенности.

Неземная красота «Аллигатора»

Серийный Ми-24А

Испытания показали, что фактическая огневая мощь «Черной акулы» даже превосходила заявленную. А если сравнивать Ка-50 и Ми-24, то превосходство по дальности и кучности стрельбы у «акул» оказалось более чем двукратным, хотя вооружение по калибру одно и то же. С расстояния в три с половиной километра снаряды, выпускавшиеся из пушки 2А42 ложились буквально в «десятку». Соответственно расход боеприпасов, а значит количество поражаемых целей у «Черных акул» значительно выше, чем у любого другого вертолета. Проводились пробные пуски управляемыми ракетами «Вихрь». Стреляли по опорному пункту боевиков – полуразрушенному строению на вершине одной из горок. Пуск был произведен при сложной видимости в облачной дымке. «Вихрь», как в кино, влетел точно в оконный проем и полностью уничтожил цель.

Об энерговооруженности и маневренности «Черной акулы» в условиях гор говорит такой пример. В самом начале января 2001-го группа из Ка-50 и Ми-24 проводила разведку в районе села Комсомольское – известного пристанища банды Гелаева. На дне ущелья Комсомольское-Грушевое определили возможные цели: замаскированную коновязь и домик для отдыха. Летчики получили подтверждение, что этими объектами активно пользуются боевики, и приказ: цели уничтожить. Ка-50 дал ракетно-пушечный залп по домику, превратив его в пыль. На земле раздался мощнейший взрыв. Позже выяснилось, что сдетонировал крупный склад взрывчатых веществ. Навстречу вертолету полетел шквал камней и бревен. Однако Ка-50 с вертикальной скоростью около 30 м/с, словно мячик, подскочил на высоту полтора километра и не получил никаких повреждений.

После этого случая пилоты и Ми-24, и Ми-8, и Ка-50 единодушно пришли к мнению, что «Черная акула» – тот самый горный вертолет, которого катастрофически не хватает армии еще с афганской войны. Скольких трагедий можно было бы избежать, если бы вертолеты, подобно Ка-50, могли крутиться в тесных ущельях вокруг своей оси, перескакивать неожиданно возникающие в горах препятствия, подниматься вверх со скоростью, троекратно превосходящую ту, которую может с большим усилием выжать даже Ми-28Н. Важнейшим результатом работы стало не только подтверждение действительно прекрасных характеристик «Черной акулы», но и открытие новой, по сути, тактики, реализованной в боевой ударной группе.

Вертолет, каким бы прекрасным он ни был, очень уязвим. И сбить ту же «акулу» большого труда не составит. Но это в том случае, если мы будем руководствоваться наставлениями, которые писали еще в середине прошлого века.


По новой тактике, ударные вертолеты должны барражировать в безопасном районе, ожидая команды на атаку. Получив целеуказание, они стремительно выходят в район атаки, наносят свой разящий удар и сразу уходят из зоны боя. Управляться ударная группировка должна с вертолета, выполняющего функции командного пункта, при этом не голосом, а в телекодовом режиме и символьном виде. Враг не должен слышать переговоры летчиков и их командиров, тогда появление атакующих вертолетов будет неожиданным. Сам летающий КП обязан быть оборудован самыми современными системами наблюдения, получать дополнительную информацию со спутников, с самолетов типа АВАКС, от наземных авианаводчиков, также имеющих поддержку перечисленных систем воздушно-космического наблюдения. В таком случае эффективность применения боевых вертолетов и безопасность их полетов возрастают многократно.

Все это, пусть и не полностью, но было опробовано десять лет назад. Воздушный пункт наблюдения и целеуказания - Ка-29ВПНЦ - летал на недосягаемой для ракетных «игл» высоте и держал закрытую телекодовую связь с «акулами». На экране дисплеев Ка-50 высвечивалась вся информация о местонахождении, рельефе местности и координатах цели, которую необходимо было уничтожить. Ка-50 были оборудованы отечественной спутниковой навигационной системой «Абрис», позволявшей летать по цифровой карте местности с огибанием рельефа фактически вслепую и выходить на цель с точностью в несколько метров.

По возвращении в Москву в управлении армейской авиации был составлен детальный отчет о работе боевой ударной группы и особенно Ка-50, сделано около 40 замечаний по самой группе и по «Черной акуле». Однако летчики, принимавшие участие в испытаниях и писавшие свой отчет, были уверены, что действительно начинается настоящая работа по вводу в строй новой техники и новых тактических приемов. И это для них было главным!

Увы, все отчеты о работе Ка-50 в Чечне и предложения по более активному применению боевых ударных групп положили под сукно. Во время памятного «принуждения к миру» 08.08.08 тактика использования вертолетов, успешно опробованная в 2001-м, не применялась.


Сразу после завершения испытаний тогдашнего начальника Генштаба Анатолия Квашнина чуть ли не силой затянули в Ростов-на-Дону, на завод, где планировалось собирать Ми-28Н. Трудно сказать, каким образом, но НГШ убедили-таки, что Ка-50 – вертолет очень плохой, а вот «Ночной охотник» - то, что армии нужно. В прессе развернули компанию по дискредитации «Черной акулы». Даже на страницах одной очень патриотичной газеты прошел «солидный» круглый стол под названием «Пилот и вертолет». Цель столосидения – залить Ка-50 грязью так, чтобы и светлого места не осталось.


Ка-50Ш

В чем же упрекали «Черную акулу»? Прежде всего, в том, что машина одноместная. Все оппоненты и по сей день просто бьются в истерике, доказывая, что не может один человек и управлять вертолетом, и воевать одновременно. «Камовцам» бросили упрек в том, что их машина еще двадцать лет назад была на 80 процентов автоматизирована и компьютеризирована. В заслугу Ми-28 ставили то, что он управлялся и будет управляться двумя членами экипажа, а не какой-то там автоматикой. Но ведь ясно, что войны будущего – это не битвы людских масс и не поединки отдельных образцов техники, а сражения систем и боевых комплексов. И воздушные бойцы шестого поколения, скорее всего, будут беспилотными летательными аппаратами. Не в США и ни в одной из стран НАТО, а в СССР сделали первый шаг в этом направлении, попытавшись создать отчасти роботизированный боевой вертолет. Одна деталь. «Мозг» Ка-50 запоминал маршрут полета, и если летчик терял возможность управлять вертолетом, машина разворачивалась и возвращалась на базу в автоматическом режиме. Вместо того чтобы сосредоточить все усилия на создании аппаратуры максимально автоматического управления вертолетом Ка-50, деньги отдали привычному двухместному «охотнику».

Устав доказывать военным совершенно очевидные истины о перспективах развития боевого вертолетостроения, Сергей Михеев согласился сделать двухместный вариант «Черной акулы» - Ка-52 «Аллигатор». И получилась чудо-машина. В Ка-52 воплощено столько отечественных ноу-хау, которых нет даже на лучших вертолетах НАТО. У «Аллигатора» самый мощный в мире ракетно-артиллерийский комплекс вооружения. У него отличные оптико-электронные и радарные системы управления полетом и огнем. У него самая современная спутниковая навигация и закрытые телекодовые каналы связи. У него прекрасное компьютерное обеспечение. Он, как ни странно, задолго до «Ночного охотника» был полностью адаптирован к полетам ночью и, главное, к ведению ночной войны. Ми-28Н этому еще только «учится». Сегодня Ка-52 – единственный в мире боевой вертолет, оснащенный оптико-электронной системой защиты от всех видов переносных зенитно-ракетных комплексов. Сбить «Стингером» «Аллигатор» практически невозможно. Есть у него и множество других изюминок.

Замалчивать и дальше наличие у России такой замечательной боевой машины было бы просто неприлично. Впрочем, особо радужных иллюзий о перспективе массового вхождения Ка-52 в боевой строй армейской авиации строить не надо. Слишком хороша эта машина…


По логике, парк боевых вертолетов Российской армии должны составлять одноместные бойцы Ка-50, все более и более превращающиеся в летающие роботы, и однотипные им командные Ка-52, способные к самостоятельной войне. В Минобороны решили иначе. Основой армейской авиации будут морально устаревшие Ми-28Н. «Аллигаторам» же отведут некую вспомогательную роль и спрячут на очень Дальнем Востоке. А придет время – закроют в чреве «Мистралей».


Ударная сила. Черный призрак


К-50 - вертолет, опередивший свое время. Задуманный четверть века назад и совершивший свой первый полет в начале 80-х, он до сегодняшних дней является лучшим боевым вертолетом мира. Ка-50 - машина с непростой и тяжелой судьбой. Столько новаторских решений в одном проекте не знает история создания боевой техники. И даже главные заказчики вертолета поля боя - военные - не верили, что до предела автоматизированная и управляемая всего одним пилотом машина может оказаться столь надежной, эффективной и неприхотливой. Конструкторы фирмы "Камов" интуитивно вышли на уровень XXI века.
Генеральный конструктор вертолета Сергей Михеев рассказывает об истории создания вертолета и тех подводных течениях, которые этому предшествовали. Все то, что сейчас закладывают в конструкции новейших боевых вертолетов ведущие мировые фирмы - мощное бронирование кабины, катапультное кресло, аппаратура ночного видения, комплекс дальнего обнаружения целей и автоматика управления огнем, использование высокоточного оружия - все это и многое другое предусматривалось у Ка-50 изначально.
Дальнейшее развитие конструкции, двухместный вертолет Ка-52, стало следующим шагом. Атакующие вертолеты получили своего "дирижера", способного распределять цели, выводить на них машины, взаимодействовать с наземными войсками.

72 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +38
    6 апреля 2013 09:05
    Гордость и радость испытываешь глядя на это ЧУДО, но стоит вспомнить о количестве дураков и откровенных предателей в наших руководящих органах и становится не очень радостно.
    1. vadimus
      +9
      6 апреля 2013 10:16
      Так если могут, значит хотят! Уникальная машина!
    2. +26
      6 апреля 2013 10:22
      красивая и завораживающая машина! одним словом ХИЩНИК
    3. +11
      6 апреля 2013 10:35
      Цитата: omsbon
      Гордость и радость испытываешь глядя на это ЧУДО,

      Вот насчёт этого вы правы.
      Вертолёты вообще это моя слабость,а особенно без ума от соосной "камовской" схемы.
      К 2020 году планируется поставить в войска 180 единиц Ка-52 и 167 Ми-28Н.
      Примерно равное количество.Лично я отдал бы предпочтение Ка-52.
    4. StolzSS
      +14
      6 апреля 2013 11:29
      Дело говоришь товарищ. Жаль нет набора в народные команды по отстрелу врагов народа и предателей...
      1. broker
        +1
        9 апреля 2013 17:05
        Скоро начнётся не переживай )))
        1. 0
          13 апреля 2013 07:50
          Отлов уже начался
    5. +11
      6 апреля 2013 11:52
      Цитата: omsbon
      но стоит вспомнить о количестве дураков и откровенных предателей в наших руководящих органах и становится не очень радостно.
      - больше дураков и коррупционеров, нежели предателей... Хотя вред от такого коррупционного действия не меньше, чем от предательства. А где ВАФ? Хочу опровержения САБЖа от него -)))
      1. Скиф-2
        +6
        6 апреля 2013 16:23
        Имел разговор с авиаторами в середине нулевых о судьбе Ка-50 и Ми-28 . На мой вопрос что нужней услышал -Ми 28 , - но почему , ведь Акула явно лучше ? - потому-что придётся переучивать пилотов , это долго и дорого , а на 28-й можно сразу с 24-х сажать . Дело было в 2005-м , денег в казне было мало , закон о разделении продукта был только отменён ... Может эти соображения и послужили поводом отказа от Акулы , но если промышленность раскачается а головы просветлеют (на что есть надежда) , то Акулы ещё могут вернуться в обновлённом виде в качестве основного бойца , а построенные Ми-28 можно предложить на экспорт . Вырученные от экспорта средства пускать на строительство новых Акул (себестоимость наверняка меньше , а пилотов аж в два раза ) . Понимаю коррупция , лоббизм , но на то и Шойгу с Рогозиным . На вооружение должно поступать лучшее .
        1. +8
          6 апреля 2013 17:58
          Цитата: Скиф-2

          Имел разговор с авиаторами в середине нулевых о судьбе Ка-50 и Ми-28 . На мой вопрос что нужней услышал -Ми 28 , - но почему , ведь Акула явно лучше ? - потому-что придётся переучивать пилотов , это долго и дорого , а на 28-й можно сразу с 24-х сажать . Дело было в 2005-м , денег в казне было мало , закон о разделении продукта был только отменён ... Может эти соображения и послужили поводом отказа от Акулы , но если промышленность раскачается а головы просветлеют (на что есть надежда) , то Акулы ещё могут вернуться в обновлённом виде в качестве основного бойца , а построенные Ми-28 можно предложить на экспорт . Вырученные от экспорта средства пускать на строительство новых Акул (себестоимость наверняка меньше , а пилотов аж в два раза ) . Понимаю коррупция , лоббизм , но на то и Шойгу с Рогозиным . На вооружение должно поступать лучшее .

          Уже 30 лет этому спору, выигравших толком и нет, а проиграли - наша страна и армия.
          Сам поклонник камовцев и Акулы, но вот ситуация с захлестом лопастей соосника до сих пор непонятна, насколько она серьёзна. У 28-го опять же система гашения перегрузки при падении - и она работает, недавняя авария это показала, пилоты целы.
          Я не спец, на мой взгляд, надо брать оба - каждый на свой ТВД, ка-50 на Юге в горах идеален со своей схемой.
          1. Святослав72
            +3
            7 апреля 2013 14:57
            Так и есть, Ми-28 это сухопутчик, поддержка над полем боя, группами. Ка-52 прибрежная/морская и горная машина, в основном парами. У них(Ка-52 и Ми-28) есть свои задачи, только вот что-то плохо Ми-28 до ума доводят, никто не напрягает разрабов и технарей, РЛС "Арбалет" вообще надо над лопастями "размазать" а они его шаром сверху ляпают. Ракет больше пихать управляемых, и двигло более шустрое ставить.
          2. Avenger711
            +5
            7 апреля 2013 15:21
            Настолько же, насколько срубание хвостовой балки классикой.
            1. +4
              7 апреля 2013 21:41
              На классике это случается гораздо чаще - лопасти то подлиннее будут ... Но что самое главное - если соосник теряет хвост , то это на его характеристиках практически не сказывается , ему по большому счёту всё равно - есть он или нет )))
              1. Avenger711
                0
                12 апреля 2013 17:39
                Соосники всегда имеют развитое хвостовое оперение для обеспечения путевой устойчивости, но от отстрела хвоста разумеется не упадут.
          3. +4
            7 апреля 2013 21:35
            Отвечаю про перехлёст лопастей - это единичные случаи , происходящие при не набравшем обороты несущем винте при резком порыве бокового ветра , во всех других ситуациях перехлёст невозможен ... Батя на камовских вертолётах проработал всю жизнь , потому эту тему довольно хорошо знаю ... Кстати , те же Ми довольно часто рубят хвостовую балку , только об этом почему то предпочитают помалкивать ....
          4. 0
            10 апреля 2013 16:38
            Цитата: Mikhado
            надо брать оба - каждый на свой ТВД
            Справедливо!Пусть дополняют друг друга.Тем более что МИ24,прародитель 28го,постепенно будет сходить с сцены...
  2. +10
    6 апреля 2013 09:07
    Классная статья. "Девяностые и нулевые" еще долго нам будут "вспоминаться"...
  3. +17
    6 апреля 2013 09:25
    Огромное спасибо всем людям кто участвовал в разработке этого чуда, радует что такая машина появилась именно в России!
  4. +11
    6 апреля 2013 09:32
    так вот кто снимал этот замечательный фильм!и ещё,мне тоже не совсем понятно :нахрена акуле второй пилот?
    1. +11
      6 апреля 2013 09:44
      В заслугу Ми-28 ставили то, что он управлялся и будет управляться двумя членами экипажа, а не какой-то там автоматикой
      Вот ответ на ваш вопрос lol
    2. vladsolo56
      +18
      6 апреля 2013 09:49
      Не говори, почему например на штурмовике су-25 один пилот может выполнят поставленные задачи, а вот на вертолете категорически нет. маразму некоторых специалистов нет предела.
      1. +2
        7 апреля 2013 17:03
        Цитата: vladsolo56
        почему например на штурмовике су-25 один пилот может выполнят поставленные задачи, а вот на вертолете категорически нет.

        Ну во-первых машины абсолютно разные, во-вторых, задачи разные. По этому для выполнения различного круга задач на различных машинах, требуется различное количество экипажа. Все просто.
        1. vladsolo56
          +1
          8 апреля 2013 13:22
          а по конкретнее ?
          1. +1
            8 апреля 2013 19:56
            Цитата: vladsolo56
            а по конкретнее ?

            Упрощаю. К примеру надо вырыть котлован за 10 дней. Для выполнения задачи можно использовать одного экскаваторщика с экскаватором, либо сто землекопов с лопатами.
            Усложняю. Если поставлена задача сложить кирпичную стену за те же 10 дней, объемом сто кубов, то ни землекопы ни экскаваторщик здесь не помогут. В этом случае требуется пять каменщиков и три помощника.
            Вывод, нельзя сравнивать несравнимые вещи, хрен с пальцем или самолет с вертолетом,они для разных нужд предназначены.
          2. Avenger711
            0
            12 апреля 2013 17:44
            Видимо потому, что вертолетом с рулевым винтом очень сложно управлять.
  5. +8
    6 апреля 2013 09:38
    Привет каждому! Спасибо автору! Если бы не эти 90-е со всеми вытекающими sad
  6. avt
    +11
    6 апреля 2013 09:48
    Жалко что полтинник слили . request
    1. +11
      6 апреля 2013 10:38
      Цитата: avt
      Жалко что полтинник слили

      Конечно жаль,но нет худа без добра,52-ка ещё лучше получилась.
      Опонентам там вообще крыть нечем.В соременных условиях это идеальный ударный вертолёт.
      1. +3
        6 апреля 2013 13:03
        Цитата: baltika-18
        В соременных условиях это идеальный ударный вертолёт

        Как полноценный ударный можно и поспорить,все таки обзор пилота не очень,не зря же во всем мире используется схема тандем.Ми-28Н в этом предпочтительней.Вот как морской вариант,он хорошо подойдет.
      2. +11
        6 апреля 2013 13:32
        Отнюдь - уход от концепции "умного вертолёта" (раз второго пилота влипили), ухудшение бронирования кабины и обзора из-за посадки экипажа - не есть гуд.
        Во всяком случае, Ка-50 был полноценным штурмовиком, если сравнивать с самолётами. А что есть Ка-52 мне не совсем понятно. На полноценную замену это не похоже, они выглядят как машины совершенно разного класса.
        1. +6
          6 апреля 2013 19:42
          Надеюсь что благоразумие возьмет свое и мы увидим КА-50М с 8-ью ЭВМ(с запасом) и все 8-ми ядерные.... давно нашим пора купить корпорацию AMD с потрохами... А то такая техника военная простаивает....
  7. лехатормоз
    +10
    6 апреля 2013 09:52
    Да абсолютно согласен с автором НУЖНА РЕКЛАМА не просто оружия а РЕКЛАМА возможностей нашего ВПК.
    И делать это надо постоянно и всюду- наши конкуренты сделают ВСЕ ЧТОБЫ УТОПИТЬ НАШ ВПК .
  8. +28
    6 апреля 2013 10:22
    Для тех кто опять проклинает "проклятые 90-е" хочу напомнить, что Ка-50 должны были принять на вооружение ещё во второй половине 80-х годов, но благодаря КБ Миля, а именно г-ну Вайнбергу, который используя свои связи в МО всячески проталкивал своё УГ Ми-28 и откровенно срывал начало производства Ка-50 этот вопрос и затянулся до тех самых "проклятых 90-х". А про то как пропихивали Ми-28Н вообще отдельная история полная идиотизма, казнокрадства и очковтирательства...
    П.С: не могу не признать, что Ка-50 в 80-х годах был качественный рывок вперёд, это был конструкторский подвиг коллектива КБ Камова, это тот случай когда машина опередила своё время...
  9. krest.ros
    -2
    6 апреля 2013 11:28
    Названия какие-то не русские и нелогичные. Надо было дать этим птичкам имя соответствующее и родное.
  10. +4
    6 апреля 2013 11:34
    Давно пора менять авиационный парк! Надеюсь, что камовы серийно пойдут в войска!
  11. +6
    6 апреля 2013 12:18
    В качестве авиагруппы Ка-52 на "Мистрале" на мой взгляд -лучший вариант.
    1. +5
      7 апреля 2013 11:33
      Цитата: Доктор Зло
      В качестве авиагруппы Ка-52 на "Мистрале" на мой взгляд -лучший вариант.

      Ну тут вопрос в том, что Мистраль не лучший вариант.
      1. +2
        7 апреля 2013 12:48
        Цитата: Доктор Зло
        что Мистраль не лучший вариант

        Нет споров что не лучший,там теперь уже ни куда не деться.
  12. 0
    6 апреля 2013 12:35
    надеюсь, что и Камовские и Милевские вертолеты будут активно приниматься на вооружение!))
  13. +16
    6 апреля 2013 13:58
    Год - полтора назад я прокомментировал статью о снятии с производства Ка-50... Прочел эту статью и повторюсь - саботаж и предательство.... С....ки...
  14. Комментарий был удален.
    1. +3
      7 апреля 2013 11:35
      Цитата: rudolff
      Если ее сейчас повторить, но в некоторой новой ипостаси, с использованием новых материалов, оборудования, вооружения, мог бы получиться непревзойденный боец.

      Все только за!
  15. +9
    6 апреля 2013 14:31
    Политика - грязное дело. Не даром профессия политика по древности и мерзости соперничает с "древнейшей профессией".
    1. +4
      7 апреля 2013 20:51
      А когда политика смешивается с обороной страны и ее безопасностью (особливо подкрепленные денежным поощрением) - это даже не гибель, это просто катастрофа.
      Наглядный пример вреда политического лоббирования в "оборонке": спор между М-16 и Ар-18 (хотя последняя гораздо надежнее) в 60-х и нынешние истребители 5-го поколения Ф-22/Ф-35 (до таких масштабов нае**тельства бюджета далеко даже Сердюкову сотоварищи).
  16. gych
    +6
    6 апреля 2013 14:40
    ух зверёга!танк с пропелером!
  17. Avenger711
    +2
    6 апреля 2013 15:55
    По логике, парк боевых вертолетов Российской армии должны составлять одноместные бойцы Ка-50, все более и более превращающиеся в летающие роботы, и однотипные им командные Ка-52, способные к самостоятельной войне. В Минобороны решили иначе. Основой армейской авиации будут морально устаревшие Ми-28Н. «Аллигаторам» же отведут некую вспомогательную роль и спрячут на очень Дальнем Востоке. А придет время – закроют в чреве «Мистралей».


    По соотношению заказанных машин картина пока обратная и более того, у Ми-28Н большие проблемы, если их нельзя строить больше 10 шт в год, то или модернизировать линии в Ростове, или постепенно Ми-28Н утратит численное преимущество, полученное за счет раннего начала производства.
  18. +5
    6 апреля 2013 16:17
    про фильм, даже сейчас он смотриться неплохо, лучще чем про "саблезубого"


    (рекалама су), у меня неоднозначное решения по поводу катапультируемых кресел, с учётом опыта чечени когда полёт идёт "ДЕРЕВЬЯ, ПТИЦЫ, ПРОВОДА", у лётчика просто не останется времени на катапультирование ,про ми-28 то проблемы с композитным несущим винтом, и отдачеей от пушки в боковой прекции(по члухам досьоверность не гарантирую), и то что ка-52 стали вооружать не только ВВО но и ЮВО говорит о многом в пользу к-52
  19. Аликово
    +2
    6 апреля 2013 16:55
    надо бы их больше закупить
    1. АртМарк
      +2
      6 апреля 2013 23:55
      согласен с Вами и еще надо , чтоб такими красавцами усилили военную базу а Армении! drinks hi
  20. Avenger711
    -1
    6 апреля 2013 17:24
    Милевцы спроектировали вертолет с лучшей броневой защитой и более мощными двигателями, который, по их заявке, тоже мог нести в своем чреве отделение бойцов. Они и победили. Так появился знаменитый Ми-24. Только вот из-за своей перетяжеленности не мог он нести отделение бойцов – вместо него в отсеке сидел механик, который, когда случился Афган, погибал просто за компанию - с пилотом и штурманом. То, что вместо БМП получился летающий трехместный танк, военных не смутило. Да и как могло смутить, если в семидесятые годы такого боевого вертолета не было ни в одной армии НАТО?


    Если быть совсем точным, то милевцы тогда рискнули положиться на еще не существующий ТВ3-117, который, как известно, не то, что пошел в серию, но можно сказать стал легендарным. Камовский вариант ЕМНИП предполагал движок в 900 л. с. Военные в общем-то получили именно то, что они заказывали, летающий бронированный сарай с пушкой и ракетами, который полностью зафейлил свою концепцию, неудивительно, что нигде в мире такого больше, не было, там было лучше, например "Кобра". Как бы меня не бесил Ми-24 претензий к конструкторам у меня нет, претензии у меня к безмозглям генералам. Победил бы камовский вариант, был бы просто вооруженный транспортник вроде Ка-29.

    В течение почти двух месяцев вертолетная группа под покровом строгой секретности работала в интересах Объединенной группировки федеральных сил в Чечне.


    ЕМНИП даже по ОРТ была новость о прилете, какая уж тут секретность.
  21. Avenger711
    +4
    6 апреля 2013 17:24
    Даже на страницах одной очень патриотичной газеты прошел «солидный» круглый стол под названием «Пилот и вертолет». Цель столосидения – залить Ка-50 грязью так, чтобы и светлого места не осталось.


    На который был дан очень веский ответ:
    http://www.sukhoi.ru/forum/showthread.php?t=31828

    Вертолет, каким бы прекрасным он ни был, очень уязвим. И сбить ту же «акулу» большого труда не составит. Но это в том случае, если мы будем руководствоваться наставлениями, которые писали еще в середине прошлого века.


    Когда шариат писали, мины на дорогах не ставили, Фатима, вперед!
    Если вернуться назад в 50-60-ые, то произошел резкий рост скоростей реактивной авиации и ушли в прошлое реликты Второй мировой, в результате оказалось, что для МЗА просто нет работы, соответственно она начала вымирать, но свято место пусто не бывает, началось вооружение вертолетов, которые в условиях отсутствия ПВО ближнего радиуса действия начали весьма серьезно нагибать. Гусеничным и танкообразным это не понравились, и они начали заводить друзей вроде "Шилки". Если Ил-2 в свое время получал в каждом втором вылете повреждения, то оснащенные современной электроникой и радарами зенитки оказались куда суровей. Обнаруженный вертолет стал нежилец. ИМБУ понерфили радикально, и ей пришлось придумывать, как жить дальше, в итоге в США разведку стали вести маленькие "кайовы", попробовали так же разработать стелс-вертолет, разведывательно-ударный LHX. Как известно, LHX завершилась пшиком пресловутый RAH-66 (R-разведывательно), появившись в 100500 играх на компе, так и не поступил на вооружение. О причинах этого сказать ничего не могу, но, по крайней мере, в США осознавали проблему и пытались ее решить. Проблему осознавали и в КБ Камова, Ка-50 изначально должен был работать под управлением воздушного КП, которым в идеале должен был стать Ка-52. Попутно решалась задача контроля группы вертолетов, которая проявляется уже на уровне звена. Освободив второго пилота от управлением оружием, стало возможным нагрузить его задачами управления.

    Собственно мое резкое неприятие Ми-28 во многом вытекает именно из-за того, что это не просто вертолет, это концепция устаревшая еще в 70-ые, которая с грехом попалам справляется с бандами и вылетами в 2-4 машины, но обречена на поражение при встрече с адекватной ПВО.

    Борьба Ка-50 и Ми-28 это борьба не вертолетов разных классов, а борьба концепций. Ка-52 это не более чем компромисс, когда машинка формально двухместна, и используется, как Ми-24, но в вертолете есть еще кто-то, чтобы вертеть башкой и смотреть на индикаторы тактической обстановки. При желании можно перейти в режим "стая акул и командир", но потери в экипажах будут больше, чем при использовании Ка-50, и сами вертолеты с просаженными ТТХ. На Ми-28, насколько я понимаю, такое невозможно в принципе, там второй пилот не более чем приставка к пушке и ракетам.
    1. +7
      6 апреля 2013 19:33
      Борьба концепций это только видимая часть борьбы за заказ. Думаю в МО СССР сами не осознавали как будут применять ударный вертолёт. Чисто моё мнение Камовцы рискнули и несколько отошли от ТТЗ, а Милевцы сделали всё "по бумажка", этакий наш ответ на Апач. Описаная вами концепция очень хорошо прослеживается в эволюции того же Апача. Сначала американцы пришли к тактике Апач+Кайова, потом Апач+Апач Лонгбоу, потом из-за того, что денег навалом остался один Апач Лонгбоу, сейчас же это видоизменилось в Апач Лонгбоу+БПЛА. Самое интересное в том, что реально сейчас на Апаче один человек уже откровенно лишний, уровень техники позволяет объединить функции "пилот" и "оператор" в одном лице. Переход от Ка-50 к Ка-52 был шаг назад, но опять же это показатель того какой резерв по модернизации заложили изначально в Ка-50!
      1. Avenger711
        +2
        6 апреля 2013 20:25
        Вопрос, позволяет ли это схема вертолета, хотя, если и ее автоматизировать, чтобы полностью держала вертолет и пилот не занимался тем, что постоянно работал всеми конечностями.

        ТТЗ на вертолеты я не видел, не могу сказать, что там было прописано, но с одной стороны видно, что для Ми-24 ничего в тактике не изменилось, а с другой камовцы могли сделать встречное предложение, в конце концов количество ништяков, которые сулит устранение 2-го пилота весьма велико.
        1. +3
          7 апреля 2013 21:14
          Насчет концепций, можно?
          Ка-50 уникальная машина в первую очередь по НАТОвским стандартам. Дело в том, что в Штатах (и их прихлебателях соответственно) принято разделение ударных вертолетов (чистых, не мультифункциональных) на две категории:
          - вертолеты-"киллеры" - прародителем считается "индеец" - низкоскоростные, низколетящие машины, работающие преимущественно на высотах ниже радиолокационного горизонта (со следованием по рельефу) с применением в первую очередь управляемого ракетного вооружения, примеры: Апач - Хеллфайр, Тигр - Тригат, Руивалк;
          - вертолеты-"охотники" - машины легкого/среднего класса, предназначенные для непосредственной поддержки пехтуры, обладающие преимущественными летными характеристиками перед летающими "танками": Кобра/СиКобра/СуперКобра, Газель, Мангуста.
          Так вот "Акула" с равным успехом воплощает в себе обе эти концепции и весьма успешно, при этом по огневой мощи она превосходит все, что имеется у "западников" (у всех НАТОвских машин противотанковых подвесок 4*4, итого 16, в то время как у "Акулы" - 16 "Вихрей" по умолчанию, не считая неуправляемого оружия).
          Стоило ли ради пусть не технически, но уж точно морально и концептуально устаревшего МИ-28, как справедливо заметил Avenger711, отказываться от ТАКОЙ машины? hi
  22. Avenger711
    +3
    6 апреля 2013 17:24
    Трудно сказать, каким образом, но НГШ убедили-таки, что Ка-50 – вертолет очень плохой


    В блоге BMPD этот вопрос обсуждали, там описывали состояние заводна на 2005-ый год, как очень толстого полярного лиса, поскольку ничего больше этот завод не производит, то это неудивительно, т. е. выбора не было, а старую рухлядь надо было менять хоть на что-то, уж не знаю, запустили маленькую серию Ка-52 только чтобы спасти завод, или кто-то кого-то реально убедил (может и в порядке эксперимента), но 7 лет прошло и Ми-28Н уже на вторых ролях по объему заказа, а Ростов зачем-то гонит серию в 49 Ми-35. Впрочем тут объяснение кажется простым, как я уже писал с выпуском Ми-28Н есть проблемы.

    Он, как ни странно, задолго до «Ночного охотника» был полностью адаптирован к полетам ночью и, главное, к ведению ночной войны.


    Нет, там макеты только были. Правда у Ка-52 в итоге все заявленное поставили, а на Ми-28 до сих пор РЛС на вибростенд ставят.
  23. Комментарий был удален.
  24. +1
    6 апреля 2013 19:51
    Терок и споров было много! В итоге у нас на вооружение два прекрасных вертолета.
    Но КА-52 все таки лучше!!!
  25. +1
    6 апреля 2013 19:53
    Хотел бы добавить что Камовцы и кабину сделали не плохую, осталось дело за разработкой достойного вооружения, надеюсь Гермес и другие не подкачают, главное что бы чинуши не путались под ногами.
    И еще хотел попросить, уважаемые промышленники не красте весь вертолет в зашитный матовый цвет а нос в синий блестящий, пусть будет весь защитный матовый, заранее благодарен, надеюсь услышите.
  26. +6
    6 апреля 2013 20:20
    Этот вертолёт - словно пришёл из будущего. Ни у кого и близко ничего подобного нету.
  27. awerkiev
    +4
    6 апреля 2013 20:50
    Вот он красавец!!! Завораживает...
  28. 0
    7 апреля 2013 02:40
    В чем то аппоненты "Акулы" были и правы. Не вспомню на какой выставке вооружения К-50 очень незавидно "косякнулся", не смог поразить ни одной мишени. Потом говорили о каких то сбоях в системах и т.д. А Алигатор все же 2х местный и наверное лучше Акулы. Хотя чисто внешне К-50 выглядит эффектнее!
    1. Avenger711
      +2
      7 апреля 2013 03:13
      А на 99 других поразил. Вывод?
  29. +5
    7 апреля 2013 04:56
    Внимательно ознакомившись с комментариями еще раз пришел к выводу смертную казнь в россии отменили не зря.Ну слишком много у нас народу эмоционального,все враги предатели в лучшем случае взяточники. Думаю надо взглянуть на ситуацию глазами заказчика т.е МО.Ка-50 а начать надо именно с него,был и остается частью комплекса.Представьте, МО хотели просто поменять платформу,на аналогичную с увеличением параметров ТТХ в 0.8-1.5 раза.А им предлагают поменять весь комплекс т.е инфраструктуру, методику обучения,прозрачно намекая,что воюють они както не так,а вот так будет лучше.Ссылаясь на какие то расчеты.Причем новый комплекс имеет более дорогую автоматизированную платформу.А реакция на упоминание о автоматическом прицельно-навигационном комплексе вызывало резкое фу,в МО прекрасно помнили как 15 лет доводили АПРНК"Пума"потеряли 20испытателей[Су-24],каких денег стране стоил АПРНК"Кайра"[МиГ-27]исправно работавший раз в году а остальное время прилежно регулируемый зачастую с привлечением заводских специалистов,и так и не доведенный.Один пример вся навигация Ка-50приемник"Абрис" работает с системой"ГЛОНАСС"где была эта система вконце80х?она функционирует тока с2009г.Ми-28изначально проэктировался с бортовой РЛС которая давала возможность автономно решать массу задач от навигации до БП.Всеэлементы не сущей системы проэктировались на основе 24ки.Вообщем ситуация складывалась"Лучшее враг хорошего".Устраивались конкурсы чо лучше-Запорожец или Волга с автоматом.Время шло, а новой машины в серии не бало.Да простит меня уважаемый Сергей Викторович-человек огромной воли и целиустремленности,в той ситуации я бы Акулу прикрыл.Слишком велик уровень технического риска.Но жизнь не стоит на месте,раз мы выпускали 3 основных танка,2истребителя-бомбардировщика,и страну проср....Надо хоть индустрию сохранить-отказ от любой из машин ведет к потере предприятия носителя технологии,что не допустимо.Считаю,что нынешнее"Cоломоново решение"-как временное верно-вгорах летает Ка(Краснодар 11бортов пока) в степях (Волгоград,Каспийск)Ми.Соотношение вцелом 1Ка-3Ми
    1. Avenger711
      0
      7 апреля 2013 22:14
      CMIIW, но ЕМНИП на той же Шри-Ланке МиГ-27К применялись для наведения менее продвинутых машин во время гражданской войны. Вряд ли там "Кайру" обслуживали продвинутые спецы. Хотя разработка более простой модификации МиГ-27 говорит о многом.
  30. +2
    7 апреля 2013 08:50
    Отличная статья. На счет расстрелять может лишнее. Просто выставить берега попутавшим достаточно будет. А так видится связка стаи Акул под управлением Аллигатора в горах. А на равнине пусть охотник работает. Под приглядом того же Аллигатора. Правильно в статье сказано, наши генералы все мыслят масштабами танковых армад, рвущихся к Ла-Маншу. Может Сердюков и правильно сделал, что сократил их. Просто делать это надо было с заменой. Мы действиетельно прос..ли все наработки ВОВ, Афгана и Чеченских войн.
  31. +1
    7 апреля 2013 10:33
    Ну давайте верить в лучшее,все таки закупили же их ,пилоты получат новую техниху начнут ее использовать учиться эффективно применять,да лучше что бы это произошло 20 лет назад,но и сейчас они все еще впереди времени.Главное чтобы после погрузки на мистрали про них не забыли,а начали активно использовать хотя бы на учениях
  32. +1
    7 апреля 2013 12:01
    Предлагаю, как обычно, понастроить и продать в соседние страны. Особенно в Китай побольше, и ведь их ещё скопировать нужно. В прибалтику в качестве гуманитарной помощи, им тоже "Нато". А потом ведро с помоями на голову и в цирк клоунами, потому что после всего этого нормальными нас никто считать не будет.
  33. +7
    7 апреля 2013 13:30
    Кто видел как работает К50 в боевых условиях , тот никогда не забудет этого зрелища . Возмездие с неба для "бородатых" good
  34. Banzai
    +3
    7 апреля 2013 15:19
    ето все описыватся одним простым и страшным словом - саботаж
  35. 0
    7 апреля 2013 15:52
    Цитата: Argon
    ... в той ситуации я бы Акулу прикрыл


    Господи! Как же знакомо это удушение конкурента, особенно если у тебя чуточку побольше власти!
    А насчет "ябы Акулу прикрыл", так, как известно, бодливой корове бог рог не дает.
    1. 0
      7 апреля 2013 17:09
      Цитата: crambol
      Господи! Как же знакомо это удушение конкурента, особенно если у тебя чуточку побольше власти!
      А насчет "ябы Акулу прикрыл", так, как известно, бодливой корове бог рог не дает.

      Так он же вроде про МО писал.
  36. galiullinrasim
    0
    7 апреля 2013 19:18
    не согласен с тем высказыванием что на ка переучивать тяжело пример если вы водите запор-ц а потом сели не 600 мерин вы что долго будете учиться.
  37. +3
    7 апреля 2013 22:24
    Интересно что за м.....к минус статье поставил!?За что интересно?Машина просто "пушка-бомба!Рьяный поклонник данной машины!!!
  38. 0
    7 апреля 2013 22:26
    Интересно что за м....к поставил минус статье!?За что?Вертушка изумительная,как внешне так и по своим ТТХ!Статье плюсищееее!
  39. +2
    8 апреля 2013 02:56
    Вставлю свои пять копеек - в 2001 видел такую картину - головным Ка-25, за ним 50-й, завершает процессию 24-й и вся эта ковалькада идёт в сторону гор. До этого (где-то за сутки) явились на РИАЦ (дело было в населённом пункте на юге страны ) пилоты и запросили цели на равнине и неподвижные - мы были несколько удивлены и озадачены. И стояли 50-ки почему то на стоянках ВВ и охраняли их ВВ-ки?!
    Но это предисловие. Считаю что комплекс Ка-50,52 идеален для морской пехоты (создания авиации непосредственной огневой поттдержки высадки десанта). Для ВДВ конечно не совсем то - но и там их можно использовать как "карманную" авиацию командующего ВДВ при условии увеличения возможностей ВТА по подьёму войск. Ми-28 - как основной ударный вертолёт сухопутных войск. Про 24-ку автор несовсем прав - отделение пехоты он берёт и огневые задачи пехота с борта вертолёта может решать - но только на западном ТВД с приимущественно небольшими высотами. В горах он конечно не способен так "работать". Нельзя закрывать путь в небо ни одному из вертолётов. У каждого отличного верталёта - что Ми-28н что комплекса Ка-50/52 своя ниша на поле боя. Ми-28н отлично смотрелся бы в вертолётном батальоне ОМСБр/ТБр. В ОМСБр горных Ка-50/52 и в виде авиации МП и ВДВ.
  40. +2
    9 апреля 2013 11:39
    Цитата: Скиф-2
    Имел разговор с авиаторами в середине нулевых о судьбе Ка-50 и Ми-28 . На мой вопрос что нужней услышал -Ми 28 , - но почему , ведь Акула явно лучше ? - потому-что придётся переучивать пилотов , это долго и дорого , а на 28-й можно сразу с 24-х сажать . Дело было в 2005-м , денег в казне было мало , закон о разделении продукта был только отменён ... Может эти соображения и послужили поводом отказа от Акулы , но если промышленность раскачается а головы просветлеют (на что есть надежда) , то Акулы ещё могут вернуться в обновлённом виде в качестве основного бойца , а построенные Ми-28 можно предложить на экспорт . Вырученные от экспорта средства пускать на строительство новых Акул (себестоимость наверняка меньше , а пилотов аж в два раза ) . Понимаю коррупция , лоббизм , но на то и Шойгу с Рогозиным . На вооружение должно поступать лучшее .

    Оптимальный вариант уже опробовали на Кавказе - один 52 в качестве целеуказателя и ПУ, с ним 2-3 50-х. Экономия и средств (50-й дешевле)
    28-е пригодятся для степей Казахстана, Европейских равнин, пустынь Средней Азии или прерий США
  41. 0
    9 апреля 2013 14:29
    Объясните дилетанту. Вот наступил момент когда деньги на вооружение стали выделятся. Казалось бы должны появиться Ка50, но вместо него вроде как массово должны вводиться Ка52 (позиционируется как развитие Ка50). Для меня это какой то неубедительный аргумент - какое это развитие? То что пилот добавился и машину переделали в другой класс? Такое ощущение, что просто концепция "вертолет-один пилот" оказалась провальной. И просто решили выкрутиться таким образом - друг над другом пилотов уже не разместишь - а пошире кабину сделать можно вполне. И если это так, то всетаки почему пилотов в вертолете должно быть 2-а, хотя в свмолетах и 1-го хватает (например Су-24) ?
    1. Святослав72
      -1
      9 апреля 2013 16:24
      1. Денег на всех не хватит, поэтому всё необходимое не закупят. 2.Ка-50 или Ка-52? Это ударно-штурмовые вертолёты, должны бить на месте а не из кустов, это в кино всё хорошо и ненапряжно. Один пилот либо летает хорошо но на стрельбу его не хватает а другой стреляет хорошо, но на полёт его не хватает. В итоге, полноценно действовать не могут, принимать решения либо валить либо сваливать. Азарт дело заразное, можно не рассчитать с манёвром или увлечься стрельбой. Так как машина будет действовать под огнём, то два пилота это больше шансов не потерять экипаж и машину, тем более один следит другой ведёт, могут меняться. На Ка-50, по словам создателя:-.........должен летать пилот экстра-класса, стоимость самого пилота в два раза больше чем самого вертолёта. А! таких набрать и научить сложно, дорого и содержать затратно. 3. Чем Су-24 отличается от Ка-50, одни стреляет-бомбит пролетая мимо а другой шарит по фронту и флангу, влазит в кучу и лупит с любой дистанции большой-средней-ближней, маневрирует в непосредственной близости от заварухи.
  42. 0
    9 апреля 2013 17:27
    Приветствую вас друзья мои,хоть чтото новое в войска паступает.
  43. redwar6
    0
    9 апреля 2013 21:14
    Есть еще порох в пороховницах..
  44. -1
    10 апреля 2013 11:48
    Не закупка Ка-50 для Российской армии - это просто саботаж чиновников от минобороны...И не надо никаких Ми-28Н, летающих гробов. Ка -50 запросто расправиться с американским Апачем и не только...Достали уже все эти пильщики бюджета России...
  45. +2
    10 апреля 2013 13:07
    вертолет мощный но наши дураки мощнее
  46. 0
    10 апреля 2013 16:26
    Всем "умникам" которые не в восторге от КА хочу сказать, когда их купят другие страны и ежели с ними случится конфликт, все оценят тогда насколько он (КА) хорошо убивает противников.

    У Наполеона есть фраза на все военные времена: "Страна которая не хочет кормить свою армию, вскоре должна будет кормить чужую"

    Так что не жадничайте и берите этот КА, иначе он размочалит МИ уже с другим флагом на борту.
  47. Ахелло
    0
    12 апреля 2013 18:10
    Помню, как впервые посмотрел фильм "Черная акула", так сразу и влюбился в этот вертолет) Насчет Ка-50 и -52... В военное время при достаточном количестве техники и больших боевых потерях технику восполнить легко, а вот квалифицированных пилотов на замену быстро подготовить трудно. Естественно, что в двухместном варианте потери могут быть больше.
  48. +1
    14 апреля 2013 22:48
    В 1993г исполнялось 50 лет полка "Нормандия-Неман". Встреча проходила на базе нашего аэродрома в Воздвиженке ( сам полк "Нормандии" стоял в Галёнках и входил в нашу авиадивизию). На показ прилетал Ка-50 из Арсеньева. И это действительно "Акула"( он ещё и черный был) по сравнению с "Крокодилом"(Ми-24).Узкий,хищный,стремительный и манёвренный,он выделывал такие пируэты-что 24 и не снились. А по поводу второго члена экипажа ( как вооружейник)- а на кой чёрт он нужен. На 24 этот самый товарищ нужен был для управления пулемётом (Ми-24А и Ми-24В, на Ми-24П стоит пушка ГЩ-2-30) и для управления ПТУРами ( точно не помню, но кажется 9М114) по командной линии наведения( но это вчерашний день) Именно наличие электронного комплекса и позволяет решать комплекс сложных задач в минимальное время ( что жизненно важно для любого вертолёта, чем меньше ты в зоне поражения, тем больше шансов уцелеть)
  49. 0
    22 апреля 2013 16:18
    это конечно не преимущество, а скорее всего "понты", но КА 50/52 эта та машинка которая способна совершить "мертвую петлю" единственный вертолет в Мире! из боевых "понтов" это "воронка"

    зы. господа форумчане, отпишитесь, пож. в личку, как можно в пост вставлять видео/фото
  50. 0
    25 апреля 2013 13:44
    Конкуренция между различными школами очень важна для создания адекватных образцов ВВТ. Поэтому считаю очень важным, что удалось сохранить и КБ Миля, и КБ Камова. Что касается подковерных интриг, они были всегда. Вспомните сколько машин "отлучили" от финансирования под давлением метра российской бомбардировочной авиации Туполева, или многолетнюю борьбу Омской, Харьковской и Уральской школ танкостроения. Сейчас мы наблюдаем создание корпораций: ОАК(под руководством "Сухого"), ОТК(под руководством УВЗ). С одной стороны это дает возможность объединить лучшие наработки всех школ в одном изделии, с другой устраняет внутреннюю конкуренцию. Нужна ли она сейчас, когда развита международная конкуренция? Вопрос не имеющий однозначного ответа. Конечно хотелось бы иметь по нескольку вариантов для выбора, однако затраты на ОПК, как были в Союзе, нам сейчас не посилам. А правильным ли путем мы движемся, покажет только время
  51. Andrey S
    0
    12 мая 2013 07:15
    классный вертолет