«Второе дыхание» истребителя F-5

20


Легкий, простой и относительно не дорогой истребитель F-5 явно выделяется среди своих собратьев, состоявших на вооружении ВВС США. Американские истребители второго и третьего поколения отличались большой массой, сложностью конструкции и, как следствие, дороговизной. Тяжелые машины "сотой" серии, начавшие поступать в ВВС США в конце 50-х, оказались для многих союзников США слишком дорогими. Они требовали больших затрат на эксплуатацию, ремонт и подготовку летно-технического состава.

В 1958 г. Пентагон заключил контракт с фирмой "Нортроп" на разработку относительно простого и недорогого сверхзвукового истребителя, оптимизированного для ударов по наземным целям, и в то же время способного вести маневренный воздушный бой. Истребитель предназначался, прежде всего, для экспортных поставок по различным программам "взаимной помощи".

В это же время ВВС США пришли к выводу, что подобный истребитель им не нужен и F-5 можно продвигать на внешний рынок.
Спасательный круг фирме "Нортроп" и истребителю F-5 бросил президент Кеннеди, пришедший в Белый Дом в 1962-м. Его администрация призвала не жалеть средств для "защиты свободы и борьбы с коммунизмом». Для этого предусматривалась широкая распродажа сверхзвуковых истребителей союзным США странам. Вот тогда-то и востребовали F-5, получивший вполне подходящее имя - "Фридомфайтер".

«Второе дыхание» истребителя F-5


"Нортроп" побила конкурентов двумя картами - дешевизной (F-5A стоил на 100 000 долл. меньше, чем самый дешевый вариант F-104, лишенный РЛС и навигационной системы) и возможным "международным" выбором Т-38 с которым он имел много общего, в качестве единого учебно-тренировочного самолета НАТО. Официально о выборе F-5A в качестве истребителя, предназначенного для поставок в рамках взаимной помощи, Пентагон объявил в апреле 1962-го, а в августе того же года был заключен контракт на серийное производство 170 одноместных F-5A и учебно-боевых двухместных F-5B .


F-5A ВВС Норвегии


В феврале 1964-го фирма получила первый экспортный заказ на 64 машины для Норвегии. Заказчик потребовал доработать исходный вариант F-5A,дабы обеспечить нормальную эксплуатацию в условиях Арктики. На норвежских F-5A(G) монтировались устройство обогрева лобового стекла кабины, тормозной гак для посадки на короткие ВПП горных аэродромов. Затем последовали предложения от Ирана, Греции, Южной Кореи и к концу 1965-го портфель заказов фирмы составлял около 1000 истребителей. F-5A действительно становился "международным" истребителем.
F-5 различных модификаций состояли или состоят на вооружении ВВС Бахрейна, Бразилии, обоих Вьетнамов, Голландии, Гондураса, Индонезии, Иордании, Испании, Йемена, Канады, Кении, Ливии, Малайзии, Мексики, Марокко, Норвегии, Саудовской Аравии, Сингапура, Судана, США, Таиланда, Туниса, Тайваня, Турции, Филиппин, Швейцарии, Эфиопии.

Первыми в боевых условиях проверили легкие истребители американцы во Вьетнаме. Специально для войсковых испытаний в июле 1965-го сформировали 4503-ю тактическую авиационную эскадрилью с 12-ю истребителями выпуска 1963-го и 1964-го годов. Перед отправкой во Вьетнам на самолеты установили бронезащиту массой 90 кг, сбрасываемые подкрыльевые пилоны для вооружения, систему дозаправки в воздухе и прицелы с вычислителями. Серебристые машины получили трехцветную камуфляжную окраску.

За три с половиной месяца летчики эскадрильи совершили около 2700 боевых вылетов, налетав 4000 ч. Они уничтожили не менее 2500 различных строений, 120 сампанов, около 100 грузовиков, примерно 50 укреплений. Собственные потери составил один F-5, сбитый в декабре из стрелкового оружия. Летчик катапультировался неудачно и умер в госпитале. Еще два самолёта получили попадания ракет ПЗРК "Стрела" в двигатели, но смогли на одном работающем ТРД вернуться на базу. Все боевые вылеты совершались только для борьбы с наземными целями.

Летчики отмечали превосходную устойчивость и управляемость самолетов при всех вариантах боевой нагрузки. Особо подчеркивая, что самолет практически невозможно ввести в штопор, за счет малых размеров и хорошей маневренности F-5 представлял сложную цель для зениток Вьет Конга (согласно статистике в "Супер Сейбр" попадали один раз в девяносто вылетов, в F-5 - один раз в 240 боевых вылетах), простоту технического обслуживания и надежность машины.



После успешно завершившихся боевых испытаний, эти самолёты начали поставляться в ВВС Южного Вьетнама.
Всего вьетнамцы получили 120 F-5A/B и RF-5A и не менее 118 более совершенных, модернизированных F-5Е, причем часть последних попала во Вьетнам из Ирана и Южной Кореи. Сведений о воздушных боях с "МиГами" не имеется, однако известно, что, по крайней мере, четыре разведчика RF-5A были сбиты над тропой Хо Ши Мина. В апреле 1975-го лейтенант ВВС Южного Вьетнама Нгуен Тхань Транг на своем F-5E отбомбился по президентскому дворцу в Сайгоне, после чего перелетел на один из аэродромов Северного Вьетнама. Эта бомбежка стала прологом победы Северного Вьетнама и панического бегства американцев из Сайгона.

В мае война закончилась. В качестве трофеев вьетнамским коммунистам досталось 87 F-5A/B и 27 F-5E. Часть их поступила на вооружение нескольких смешанных эскадрилий, имевших также и МиГ-21. К 1978 году все истребители этого типа сконцентрировали в 935-м истребительном авиационном полку, базировавшемся в Да Нанге, самолёты активно эксплуатировались до середины 80-х.



Несколько трофейных самолетов вьетнамцы передали СССР, Чехословакии и Польше, где они прошли всестороннюю оценку и испытания. По одному F-5E демонстрируется в авиационных музеях Кракова и Праги.



По инициативе начальника НИИ ВВС генерала И.Д Гайдаенко, поддержанной заместителем главкома ВВС по вооружению М.Н Мишуком, провели сравнительные испытания и учебные бои с отечественными истребителями МиГ-21бис и МиГ-23МЛ. Техническому составу, готовившему изящный американский самолет к полетам, он запомнился простотой и продуманностью конструкции, легкостью доступа к обслуживаемым агрегатам. Один из участников работ по изучению американского самолета ведущий инженер НИИ ВВС А И.Марченко, вспоминая, отметил такое достоинство истребителя, как безбликовая приборная доска: высококачественные просветленные стекла приборов при любом освещении не создавали проблем со считыванием информации. Инженеры НИИ ВВС долго ломали голову над назначением кнопки на дне глубокой ниши в кабине. Как потом оказалось, она предназначалась для снятия блокировки на применение оружия при выпущенном шасси.


F-5Е на испытаниях в СССР


Советские лётчики-испытатели по достоинству оценили комфортность кабины, хороший обзор из нее, рациональное размещение приборов и органов управления, легкий взлет и отличную маневренность на высоких дозвуковых скоростях. F-5E летал во Владимировке около года, пока не разрушилась одна из шин шасси. После испытаний в НИИ ВВС самолет передали в ЦАГИ для проведения статических испытаний, а многие из его узлов и агрегатов попали в конструкторские бюро авиапромышленности, где интересные технические решения фирмы "Нортроп" использовали при разработке отечественных машин.
Об этих испытаниях очень интересно и подробно вспоминает непосредственный их участник, Заслуженный летчик- испытатель СССР, Герой Советского Союза, полковник В.Н.Кондауров в своей книге «Взлетная полоса длиною в жизнь».

После скрупулезного анализа материалов, выводы испытаний F-5Е оказались таковыми:
– истребитель МиГ-21 БИС обладает лучшими разгонными характеристиками, скороподъемностью на скоростях более 500км/ч – за счет
большей тяговооруженности и угловыми скоростями разворотов на скоростях более 800 км/ч;
– на скоростях 750-800 км/ч ни один из самолетов преимуществ не
имеет – борьба шла на равных, но ближнего боя не получалось из-за больших
радиусов разворотов;
– на скоростях, меньших 750 км/ч F-5E обладает лучшими
характеристиками маневренности, и это преимущество увеличивается с увеличением высоты и уменьшением скорости полета;
– F-5E имеет более широкую область маневрирования, где
возможно выполнение установившихся виражей с радиусом меньшим 1800 метров;
– на F-5E лучший обзор из кабины пилота и более комфортная компоновка кабины;
– F-5E имеет больший боезапас, но меньшую суммарную скорострельность пушек, что позволяет иметь большее время стрельбы из них.

Кондауров писал об американском истребителе: «Не склонный выполнять энергичные маневры в полётной конфигурации крыла (механизация крыла убрана), он преображался, когда летчики переводили его в маневренную конфигурацию (отклоняли предкрылки и закрылки). Из тяжелого «увальня» он превращался в ласточку».

Отмечалось, что без применения механизации крыла F-5E преимущества в маневренности не имеет. На F-5E «Тайгер II» первых серий (именно один из таких самолетов осваивали советские летчики-испытатели), пилот с помощью переключателя, установленного на ручке управления двигателем (РУД), мог установить носки и закрылки в 5 фиксированных положений, приведенных мною в таблице. На самолетах F-5E поздних серий отклонение носков и закрылков сделали автоматическим – по сигналу с датчиков высоты и скорости.

Анализ проведенных испытаний заставил пересмотреть степень важности тех или иных параметров при оценке маневренности самолета.
Были разработаны тактические приемы ведения воздушного боя с F-5E и рекомендации строевым летчикам-истребителям. Общий смысл этих рекомендаций сводился к следующему: навязать противнику бой в условиях, где МиГ-21 БИС обладает преимуществами перед F-5E, и уклониться от боя (или попытаться выйти из него) при неблагоприятных условиях – пользуясь преимуществами в скоростных и разгонных характеристиках.

Несмотря на большую распространенность по всему миру, в США "Тигры" поступили только в специализированные подразделения "агрессоров" ВВС, флота и корпуса морской пехоты. По своим манёвренным характеристикам они оказались наиболее близкими к МиГ-21. В эскадрильи "агрессоров" отбирались лучшие летчики и неудивительно, что они довольно часто побеждали в схватках с куда более, современными F-14, F-15 и F-16.


F-5Е "Агрессоры"


Имеющиеся в американских лётных подразделениях F-5Е эксплуатировались очень интенсивно, полёты на них зачастую велись на малой высоте со значительными перегрузками. Это не могло не сказаться на техническом состоянии машин.

В конце 90-х была принята программа по модернизации F-5Е для «Агрессоров» с целью продления срока службы. Однако техническое обеспечение остававшихся на вооружении самолетов F-5Е «Тайгер-2» в начале 21-го столетия стало слишком дорогим, и по этой причине было решено их списать.

Для восполнения «потерь» в лётных подразделениях «Агрессоров» было решено выкупить у Швейцарии снимаемые там с вооружения «Тайгеры».


F-5E ВВС Швейцарии


Старт программы модернизации истребителей F-5N был дан в 2000 году, когда ВМС США приняли решение приобрести в Швейцарии 32 самолета F-5F для замены списываемых F-5E. Первый полет модернизированный истребитель совершил в марте 2003 года. В 2004-м после принятия решения о создании эскадрильи на авиабазе Ки-Уэст министерство ВМС подписало соглашение на дополнительную поставку 12 самолетов. На предприятии компании «Нортроп-Грумман» в США из выслуживших срок службы F-5E и поставленных швейцарских самолетов собирается модернизированная версия F-5N.



При модернизации самолета F-5N использовались кабина и хвостовая часть бывших швейцарских самолетов и более новая центральная секция фюзеляжа швейцарского F-5E. Переоборудование заняло около 2 лет. В состав бортового радиоэлектронного оборудования входят новая навигационная система , интегрированный многофункциональный дисплей, которые позволят значительно улучшить возможности по навигации и пониманию пилотом ситуационной осведомленности. С самолёта демонтировано вооружение и аппаратура необходимая для его применения, что сэкономило вес. На модернизированные самолёты дополнительно установлена аппаратура фиксации различной полётной информации, система имитации вооружения с возможностью распределения точек запуска ракет, фиксацией цели и оценки эффективности применения имитируемого оружия.

Реализация второго этапа программы модернизации самолетов F-5F началась в сентябре 2005 года в рамках срочного оперативного требования руководства ВМС, принявшего решение дооснастить двухместными машинами новую «эскадрилью агрессоров», сформированную на авиабазе ВМС Ки-Уэст (штат Флорида).


Спутниковый снимок Google Earth: самолёты F-18 и F-5 ВМС США, авиабаза Ки-Уэст


Первая машина совершила первый полет 25 ноября 2008 года и была передана 401-й учебной истребительной эскадрильи морской пехоты (VMFT-401, Юма, штат Аризона) 9 декабря 2008 года, второй F-5N поставлен 111-й смешанной эскадрилье в Ки-Уэст. Третий самолет был передан смешанной эскадрилье ( Фаллон, штат Невада) в январе 2010 г.



В настоящее время работы по модернизации закупленных в Швейцарии самолётов завершены.
9 апреля 2009 года состоялась торжественная церемония выкатки последней машины F-5N (бортовой номер 761550, первоначально собран на предприятиях компании «Нортроп» в 1976 году).

Однако, похоже, что история на этом не закончилась. В феврале 2014 года появилась информация о намерении США закупить в Швейцарии дополнительную партию истребителей F-5. В настоящее время швейцарские ВВС выполняют полеты на 42 истребителях F-5E и 12 F-5F. Они используются в качестве перехватчиков, буксировщиков воздушных мишеней, а также при патрулировании воздушного пространства.

Подержанные истребители будут выставлены на продажу после того, как будет принято решение о покупке 22 новых шведских истребителей JAS 39 Gripen E. Сделка по продаже боевых самолетов может состояться уже до конца 2014 года. Помимо ВМС США интерес к покупке самолетов проявили несколько американских частных компаний. Самолеты могут быть проданы по 500 тысяч франков за штуку (560 тысяч долларов).

До сих пор несколько сотен истребителей семейства F-5 состоят на вооружении ВВС более 10 государств.
Ряд фирм предлагает проекты модернизации их с целью продления срока службы на десять-пятнадцать лет. Так, с помощью израильской фирмы IAI модернизированы истребители Чили и Сингапура. Бельгийская SABCA модернизирует самолеты Индонезии, а "Нортроп-Грумман" совместно с фирмой "СамСунг" - южнокорейские машины. Таким образом, истребитель F-5 останется на вооружении и в первой четверти XXI века.

По материалам:
http://lenta.ru/news/2014/02/11/buy/
http://www.arms-expo.ru/049057052048124051052057050054.html
http://www.timawa.net/forum/index.php?PHPSESSID=lnv7bvvcgeucqr0367qvbuf4p0&topic=30187.0
20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +16
    7 марта 2014 09:44
    Спасибо за подробный разбор.Очень красивая машина.
  2. +14
    7 марта 2014 10:11
    Очень удачный самолёт, наряду с советским МиГ-21 очень долго составлял основу ВВС многих стран.
  3. +11
    7 марта 2014 12:04
    молодцы,что можно сказать,умеют гады делать технику.
  4. +11
    7 марта 2014 13:19
    Лично я считаю F-5 "Тайгер" очень неплохим (воздержусь от восторженных фраз) самолетом, достоинства которого признал даже противник.
    После окончания войны во Вьетнаме в СССР среди прочей авиационной техники на аэродром Чкаловский под Москвой доставили "Тайгер II По инициативе начальника НИИ ВВС генерала И.Д Гайдаенко, поддержанной заместителем главкома ВВС по вооружению М.Н Мишуком, провели сравнительные испытания и учебные бои с отечественными истребителями МиГ-21бис и МиГ-23МЛ.
    18 боев провели советские асы, и ни разу МиГ-21бис не смог зайти в хвост F-5E. Ничего не оставалось, как выставить против F-5E более современный МиГ-23. Условия боя уже были изначально неравны, а, результаты воздушно схватки были вполне предсказуемы. «Двадцать третий» мог вообще не ввязываться в ближний маневренный бой, т.к. на его вооружении находилась ракета Р-23 средней дальности класса «воздух-воздух». МиГ-23 мог запросто расстрелять «Тайгер» с дистанции 40 км. В тоже время, в ближнем воздушном бою крупный МиГ-23 уступал по маневренности даже МиГ-21: юркий «Тайгер» безнаказанно вился вокруг своего противника.
    http://septus.blogspot.ru/2012/12/f-5-37.html

    При этом свои достоинства F-5 "Тайгер" показал в реальном бою, так во время войны за Огаден в 1977 году им удалось одержать 7 воздушных побед (в том числе 5 МиГ-21 и 1 МиГ-17) над сомалийскими самолетами при собственных потерях 6 машин.
    Неплохо они себя показали и в Ирано-Иракской войне, где являлись основным иранским истребителем, и где им даже удалось сбить МиГ-25, который ввязался в ближний бой. По иранским данным за время ирано-иракской войны иранские F-5 одержали по крайней мере 19 воздушных побед (6 Ми-8, 5 МиГ-21, 1 МиГ-23, 3 Су-20, 1 Су-22, 1 Су-7, 1 Ми-25 и 1 Sa.342). Собственные потери в воздушных боях составили не менее 28 самолётов (в том числе 16 сбили МиГ-21, 6 МиГ-23, 3 Mirage F.1, 1 МиГ-25 и 1 Hunter). Кроме вышеуказанных потерь также как минимум 15 F-5 было сбито неопределённым оружием, 6 потеряно по неизвестным причинам, 3 разбилось по техническим причинам и 3 сбито дружественным огнём.
    Самым лучшим иранским летчиком, летавшим на F-5 "Тайгер" является Ядолах Явадпур, одержавший 4,5 (1 совместная) побед, из которых 2 Су-20 и 1 МиГ-25(совместный) подтверждены.

    F-5 "Тайгер" ВВС Ирана
    Отличился F-5 "Тайгер" и в Европе. Так, 22 июля 1974 года, во время турецкого вторжения на Кипр, по заявлениям Греции, греческие F-5 сбили 2 турецких F-102, в свою очередь Турция заявляла что её F-102 сбили два греческих «Фридом Файтера». Официально, обе стороны отрицали потери в воздушных боях.
    О том, что F-5 "Тайгер" хороший истребитель свидетельствует и тот факт, что он до сих пор продолжает свою службу, так долго служат только хорошие машины.

    F-5 "Тайгер" ВВС Чили

    Тунисский F-5E "Тайгер 2"
    1. +4
      7 марта 2014 16:12
      Согласен с вами Роман!F-5 "Тайгер" и вправду был мощным истребителем ближнего воздушного боя,что являлось нетрадиционным для других американских истребителей той эпохи.Потомком "Тигра" можно считать F/A-18,который по сути является его очень глубокой переработкой.А наследником,занявшим его место,де-факто является F-16,созданный по интегральной схеме планера.Пройдут года и истребителей аналогичных F-5 по назначению уже не останется.
    2. +3
      7 марта 2014 19:23
      Цитата: Роман 1977
      О том, что F-5 "Тайгер" хороший истребитель свидетельствует и тот факт, что он до сих пор продолжает свою службу, так долго служат только хорошие машины.

      Наличие старых истребителей в ВВС, не важно, МиГ-21 и 23, или Ф-5 говорит не столько о том, какие это хорошие самолёты, а о том, что у страны нет денег на что-то более современное. Думаете, что в том же самом Иране летают на Ф-5 от хорошей жизни?
      1. +6
        7 марта 2014 22:33
        История создания истребителя F-5 принципиально схожа с историей появления Як-7Б,оба имели в основе учебные машины.Это обуславливало,как определенные достоинства(управляемость,хорошие ВПХ),так и минусы(относительно низкая тяговооруженность,высокая доля веса планера и систем относительно общего),которые определяли модернизационный предел таких истребителей.Система изменения аэродинамической конфигурации давала F-5довольно большие приемущиства маневрирования в диапазоне скоростей от 450-600км\ч.Однако с середины 70х диапазон скоростей ближнего боя распологался в значениях 600-750км\ч.Результаты учебно-боевого маневрирования выглядят довольно предсказуемо,21й для пуска(наличие только радиоприцела-без режима обзора)должен был на какое то время вложиться в эволюцию"Тигра",что очень не просто без потери запаса скорости.Пилот 23го(М,а тем более МЛ и МЛД)даже без ракет средней дальности,имея возможность наблюдать и прогнозировать траэкторию"цели"(вот,что значит полноценная РЛС)мог атаковать"на проходе" или на сходящихся курсах,а гораздо большая энерговооруженность и разгонная динамика,уверенно отрываться от преследования.
  5. +1
    7 марта 2014 13:22
    Может быть у кого-то из конструкторов были русские корни?
  6. 0
    7 марта 2014 14:36
    Роман
    если не возражаете,позднее отпишу,думаю,не раньше воскресенья.Но очень многое,скажем так,неточно
  7. Fiero
    +3
    7 марта 2014 15:16
    Kстaти,a кaкиe пeрcпeктивы могут быть у Як-130 против F-5 и А-4?
    Як вeдь может стать легким ударным самолетом/легким боевым(Як-131)?
    1. +4
      7 марта 2014 16:16
      Цитата: Fiero
      Як вродe может стать легким ударным самолетом...


      Да,может.Именно об этом сейчас и размышляют в КБ Яковлева.

      Цитата: Fiero
      Kстaти,a кaкиe пeрcпeктивы могут быть у Як-130 против F-5 и А-4?


      Очень малые.Як-130 не для Дог Файтов создавался,а для учёбы лётчиков.Тем-более что он не имеет форсажной камеры и следовательно сверхзвукового полета.Но ударник из Яка может неплохой получиться.
      1. Fiero
        +1
        7 марта 2014 16:44
        Очень малые. Як-130 не для Дог Файтов создавался,а для учёбы лётчиков.Тем-более что он не имеет форсажной камеры и следовательно сверхзвукового полета.Но ударник из Яка может неплохой получиться.


        A стоило ли нa вaш взгляд рaди Якa губить МиГ-АТ(к тому жe создaв итaльянских и китaйских конкурeнтов зa гроши)?
        1. +3
          7 марта 2014 18:34
          Цитата: Fiero
          рaди Якa губить МиГ-АТ


          Думаю не стоило,но и этому есть веские причины.
          Во-первых.Господин Погосян безжалостно "уничтожает" всех внутренних конкурентов Сухого.И в первую очередь он берется за самых сильных,как РСК МиГ,а более слабых как КБ Яковлева оставляет на второй план.Таким образом "Дядя" создает баланс,в котором не МиГу ни Яку не превзойти Сухого.И это у него очень хорошо получается... к сожалению crying
          Во-вторых.МиГ традиционно всегда занимался истребителями,и в учебных самолетах они не опытны.Чего не скажешь о Яке,которые имеют больший опыт в создании подобных машин.
          1. Fiero
            +2
            7 марта 2014 21:21
            Дa это всe понятно,но МиГ то тогдa был интeрeснee кaк "пaртa" и сaмоe глaвноe ужe был сертифицирован,a это тот жe экспорт.Дa и с МиГa нa Миги то нaвeрно было бы прощe пeрeходить...
            Остaeтся нaдeятся,что получится выжить всe соки из 130ки,как у aмeриканцeв c T-38.
  8. +3
    7 марта 2014 15:55
    Сейчас на рынке прекрасно бы пошла машина аналогичная F-5, но уже 5-го поколения. Конечно, 5-е поколение чертовски дорогое, но кто сказал, что нельзя построить достаточно скромный и дешевый самолет 5-го поколения? Ведь еще ни кто не пробовал! Все создают либо уникума, либо самолет завоевания господства в воздухе. Один двигатель - удешевит самолет и позволит сделать S-образные воздухозаборники. Внутренний отсек на 4 ракеты ВВ или одну бомбу. Аэродинамика 5-го поколения, скромные размеры, не баснословно дорогая РЛС и вот вам - аналог Ф-5, но 5-го поколения! Для бедных стран - возможность иметь свое чудо 5-го поколения, для более богатых - иметь побольше самолетов 5-го поколения. Стоило бы нам сделать такой самолет, например - Миг!

    1. +1
      7 марта 2014 18:53
      Цитата: TAMERLAN 7
      Сейчас на рынке прекрасно бы пошла машина аналогичная F-5


      Если-бы подошла,то они давно имели-бы распространение и большой спрос.Чтобы истребитель был "сильнее"(как-бы это детски не звучало) - он должен быть больше в габаритах,для максимального оснащения его БРЭО и силовой установкой.Это обычная практика в авиастроении.Заметьте,что с каждым поколением они становятся всё-более большими и более тяжелыми.Когда американцы создавали F-15 они изначально дали ему крупную массу и габариты,в противовес более малым МиГ-21 и МиГ-23.Результатом этого стало,что самолет стал одновременно и быстрым и маневренным,т.к. большой размер планера позволил установить пару мощных двигателей F-100.И это к тому что на 15-ом не использована интегральная схема планера.Вот отличный пример,показывающий преимущество тяжеловесов.

      Цитата: TAMERLAN 7
      достаточно скромный и дешевый самолет 5-го поколения?


      Теоретически возможно сделать "скромное и дешевое" 5-ое поколение.Но каким крошечным будут его боевая нагрузка,боевой радиус,номенклатура вооружения,скорость.Здесь он в чистую проиграл-бы всем своим более тяжелым аналогам.

      Цитата: TAMERLAN 7
      Для бедных стран - возможность иметь свое чудо 5-го поколения


      А вот с этим соглашусь.Экспорт истребителей никто не отменял,поэтому можно просмотреть и такой вариант.
  9. 0
    7 марта 2014 19:34
    Скажите пожалуйста, а это нормально когда страна, выпустившая машину, покупает у другой страны эту же машину и её модернизирует? Причем, модернизация длится = 2 года! И модернизация жутковатая - одна часть машины от одной, другая от другой.
    Не проще, восстановить производство по чертежам и сделать за эти 2 года необходимое количество штук ?
  10. +3
    7 марта 2014 20:25
    Обошли вниманием F-20 Tigershark (F-5G), но за обзор спасибо!
  11. +3
    8 марта 2014 02:05
    С Тигром сравнивали не 23-12,а 23-11М
    Привожу мнение Олега Мутовина
    http://forums.airforce.ru/showthread.php?t=1325&page=24
    Так я же и сказал -Кондауров написал правду.Но не всю.
    Ладно,придется копипастить
    http://forums.airforce.ru/showthread.php?t=1325&page=24
    По акту ГИ 1976 года проводились испытания самолета F-5E в объеме Государственных (для наших типов самолетов). Летали Н.Стогов, А.Бежевец, В.Кондауров. Они (ГИ) состояли из двух частей: оценки ЛТХ самолета и сравнительной оценки. Причем на этапе сравнительной оценки (воздушные бои) каждый из летчиков садился по-очереди на МиГ-21бис и МиГ-23М и вел бой с F-5E (и наоборот). Превосходство в маневренных характеристиках (на М менее 0,85) F-5E обеспечивали отклоняемые носки крыла (чего не было на "соперниках"), за счет Сy расп. На этих скоростях самолет раньше выходит на ограничение по углу атаки, чем на ограничение по перегрузке. На бОльших скоростях преимущество переходило к МиГ-23М, за счет лучших разгонных характеристик и тяговооруженности. По результатам испытаний начались работы по внедрению на следующей модификации МиГ-23 отклонения носков крыла на маневре
    А в чем выражалось преимущество МИГ-23М над Ф-5Е? И еще вопрос (честно говоря, я просто не помню): на последующих модификациях 23-его (П, МЛ, МЛД) механизация крыла изменялась?
    Преимущество в располагаемой перегрузке и энерговооруженности. На МЛД отклоняемые носки. Другое дело, что не очень удачно получилось. Но об этом в другой ветке уже полгода обсуждение идет
    Сообщение от FLOGGER
    Ну, а во что это вылилось практически? То, что Вы написали-это преимущество на бумаге, а реально что это дало?
    Ну я для специалистов писал по инерции. Меньшее время и радиус виража, лучшие разгонные характеристики. С вооружением F-5E (пушки и УР МД) основная проблема-выход в область применения оружия. И если на М менее 0,85 он с этим справлялся (на втором вираже выходил в эту самую ОВП и по 21 и по 23-му), то на бОльших скоростях уже ничего не мог сделать. И "имели" его уже 21 (в меньшей степени) и (в большей степени) 23-й. Кстати, по общей оценке боевой эффективности лучше все-таки показал себя именно 23-й (за счет возможности работы в ППС, под 4/4 и на ФЗ). Ведь при её оценке учитывается всё: от времени выхода на РП и завязки боя до выхода из него. Но проигрыш в БМВБ тогда сильно напряг руководство ВВС.
    ...потому что в книге В.Кандаурова нет ни слова о том, что наши МИГи выиграли хоть один бой у Ф-5Е. Ни 21-й, ни 23-й. Если хотите, могу выложить скан этой страницы. То же самое, в одном из фильмов к\с "Крылья России" (он у меня есть), говорит и Л.Попов....
    Посадочная скорость, если не ошибаюсь было ок.220км/час.Только после всех доработок (в том числе и применение ЭДСУ) самолет приобрел нормальное управление,ну а МЛ и МЛД оценивался строевыми летчиками уже высоко.
    Выкладывать не надо, у меня книга имеется, да и с Кондауровым я знаком лично. Владимир Николаевич в своей книге опустил кое-какие детали, и писал ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО об оценке в БМВБ. Вот это было откровением для наших конструкторов и испытателей. А также открыло глаза на несовершенство методики сравнительной оценки, основывающейся на сопоставление ТОЛЬКО энергетических характеристик. Согласно же Акту, на скоростях более М 0.85 (там механизация передней кромки на F-5E отключалась) дело обстояло так как я Вам написал. Леонид Степанович, при всем к нему уважении не являлся участником тех испытаний, но рекомендации ГНИКИ несомненно видел. Об этом я и писал выше - результаты были разосланы всем заинтересованным организациям (в том числе и ОКБ "МиГ") для использования в работе.
  12. +3
    8 марта 2014 05:21
    Цитата: Takashi
    Не проще, восстановить производство по чертежам и сделать за эти 2 года необходимое количество штук ?

    Видимо не проще. Востановление полномоштабного производства F-5 абсолютно бесперспективно, поскольку как боевой самолёт он уже не востребован. В статье на мой взгляд неплохо раскрыто назначение закупленных в Швейцарии, и модернизированных в США машин-иммитация самолётов противника, при этом истребители лишены вооружения. Учитывая смешную цену(возможно на модернизацию потратили больше), достаточно высокий ресурс планера бывших Швейцарских F-5, и весьма специфические задачи-модернизация представляется вполне оправданной.
  13. +4
    8 марта 2014 05:27
    Цитата: kplayer
    Обошли вниманием F-20 Tigershark (F-5G)

    В данной статье не ставилась задача осветить все модификации F-5 и описать полную историю его применения. Для этого формата статьи было бы явно недостаточно. Была предпринята попытка осветить натоящее этой замечательной машины и её пёрспективы. hi
  14. Комментарий был удален.
  15. +4
    10 марта 2014 08:37
    Цитата: Fiero
    Kстaти,a кaкиe пeрcпeктивы могут быть у Як-130 против F-5 и А-4?

    Возможно, что нишу лёгкого недорогого многоцелевого самолёта мог вполне успешно занять разрабатываемый в начале 90-х в ОКБ Сухого УТС С-54. Эта машина должна была быть сверхзвуковой, изначально паралельно предусматривалось создание боевых вариантов.
  16. zolton
    0
    19 марта 2014 16:49
    https://maps.google.ru/maps/ms?msid=205635255256759757490.0004e3ebbb7cc9653b40e&

    msa=0&ll=36.99194 вопрос к знатокам авиации)что за самолет?
  17. 0
    19 июня 2018 12:47
    1975 ? из вьетнама ушли ? а вроде там уж американце не оставалось пачти тока южновьетнамцы