Строить ВКО поэтапно

14
Защиту от воздушно-космического нападения целесообразно развивать на основе Войск ВКО, а не путем их объединения с ВВС

Вниманию читателей еженедельника «ВПК» представляется доклад начальника НИЦ ПВО 4-го ЦНИИ Минобороны России, заслуженного деятеля науки РФ, доктора технических наук, профессора генерал-майора С. В. Ягольникова на тему «Основные направления и перспективы строительства системы воздушно-космической обороны Российской Федерации в современных условиях», сделанный на общем собрании членов совета НП «ВЭС ВКО» 28 февраля 2014 года «Итоги и перспективы деятельности НП «ВЭС ВКО» в создании воздушно-космической обороны Российской Федерации».

Текущая военно-политическая ситуация в мире в очередной раз наглядно демонстрирует отсутствие стабильности международных отношений и стремление западных государств дестабилизировать обстановку у границ Российской Федерации. В данных обстоятельствах проблема обеспечения безопасности РФ, в том числе в воздушно-космической сфере, становится особенно актуальной. Она может быть успешно решена объединенными усилиями всех видов Вооруженных Сил на основе сбалансированного сочетания оборонительных и наступательных мер при централизации управления под руководством Верховного главнокомандования и Генерального штаба ВС РФ. Важной составной частью таких мер является создание и применение системы воздушно-космической обороны.


Воздушно-космическая оборона Российской Федерации создается в интересах повышения возможностей борьбы с воздушно-космическим противником в соответствии с «Концепцией воздушно-космической обороны на период до 2016 года и дальнейшую перспективу», утвержденной Указом президента РФ от 2006 года, и указом президента РФ «Об организации воздушно-космической обороны в Российской Федерации» от 2012 года. Она включает в себя комплекс общегосударственных и военных мероприятий, а также боевое применение войск (сил), способных вести борьбу со средствами воздушно-космического нападения.

В настоящее время работы по созданию воздушно-космической обороны Российской Федерации ведутся по двум основным взаимосвязанным направлениям:

-совершенствование организационной структуры войск (сил), решающих задачи ВКО;
-создание технической основы воздушно-космической обороны Российской Федерации.


Создание в 2011 году нового рода войск – Войск ВКО предполагало закрытие вопроса ответственности за создание системы воздушно-космической обороны России. Однако реализованный вариант структурных изменений ВС РФ не позволил в полной мере обеспечить единство ответственности за строительство ВКО на всей территории страны, организовать единое управление войсками (силами), решающими задачи ВКО, в стратегическом, оперативном и тактическом звеньях управления, исключить дублирование в работе органов военного управления.

Строить ВКО поэтапно


В настоящее время в прессе продолжается обсуждение двух основных вариантов организационной структуры войск (сил), решающих задачи ВКО. Первый вариант предполагает развитие войск (сил) ВКО на основе Войск ВКО и их применение под единым управлением и с единоличной ответственностью. Второй – создание воздушно-космических сил (ВКС) на основе объединения ВВС и Войск ВКО и разделение оперативных и административных функций между главкомом ВКС и командующими военными округами.

В ходе исследований был проведен сравнительный анализ указанных вариантов с агрегированием задач ВКО в три группы.

Первая – участие в обеспечении стратегического ядерного сдерживания путем своевременного предупреждения об «обезглавливающих» и «разоружающих» ядерных ударах и защите системы стратегического управления и объектов стратегических ядерных сил от них.

Вторая – охрана государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве, контроль воздушного пространства и пресечение нарушений его использования. Контроль космического пространства.

Третья – воздушно-космическая оборона войск и объектов в регионах военных конфликтов.



Проведенный анализ показывает, что при создании ВКС наибольшие проблемы существуют в решении первой задачи, так как необходимая техническая основа в предлагаемые структуры данного вида не погружается, а размывается между различными, не подчиненными друг другу звеньями управления, в связи с чем нарушается принцип единства управления и ответственности.

По данному варианту силы и средства разведки, решающие эту задачу, будут разделены между ВКС и военными округами, что не позволяет создать единую систему гарантированного вскрытия факта «обезглавливающего» и «разоружающего» ударов и доведения информации о них до органов государственного и военного управления.

При решении задачи охраны государственной границы в воздушном пространстве Российской Федерации по первому варианту суммарные возможности сил и средств ВКО выше, чем по второму. Это вызвано появлением во втором варианте дополнительного звена управления дежурными по ПВО силами и средствами – командного пункта смешанной авиационной дивизии и соответственно задержкой доведения команд и сигналов боевого управления.

Анализ результатов математического моделирования и оценки эффективности боевых действий группировок ВКО и ударной авиации применительно к региональной войне на Юго-Западном стратегическом направлении также показывает существенное преимущество первого варианта над вторым.

В данных условиях предпочтительность первого варианта структуры обусловлена:

меньшим количеством уровней принятия решения, обеспечивающим в два раза меньшее время доведения команд и сигналов боевого управления;
единством управления информационными, зенитными ракетными и истребительно-авиационными комплексами, чем достигается оптимальное целераспределение и безопасное применение истребителей в зонах огня ЗРВ.


Публикуемые сегодня в прессе предложения по созданию нового вида ВС РФ – ВКС являются по меньшей мере заблуждением авторов публикаций и обусловлены плохим знанием ими (или отсутствием такового) разрабатываемой технической основы ВКО, приоритетов важности задач ВКО в обеспечении национальной безопасности, а также существующих возможностей и требуемой эффективности их решения.

В интересах создания технической основы для строительства воздушно-космической обороны страны в настоящее время выполняется комплекс научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в том числе общесистемных, направленных на проработку технической основы в целом. Полученные результаты показывают, что для эффективного строительства ВКО страны необходимо решение ряда военно-технических проблем по созданию основных подсистем ВКО:

-системы разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении;
-системы поражения и подавления средств воздушно-космического нападения;
-системы управления ВКО;
-системы всестороннего обеспечения.


Задачи информационно-разведывательного обеспечения Войск ВКО возложены на систему разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении. Ее создание требует решения ряда военно-технических проблем, основной из которых является проблема обнаружения в интересах обеспечения стратегического ядерного сдерживания «разоружающего» и «обезглавливающего» ударов стратегических крылатых ракет, а в перспективе – ударов гиперзвуковых летательных аппаратов.

Суть проблемы заключается в ограниченных возможностях существующих систем и средств разведки, их неспособности самостоятельно решить данную задачу с требуемым качеством.

Решение данной проблемы возможно за счет эшелонирования системы разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении, включения в ее состав элементов космического, воздушного, наземного и морского базирования, функционирующих на различных физических принципах. Такое построение системы разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении позволит обеспечить выполнение требований по времени выдачи и достоверности информации предупреждения. Состав средств разведки по эшелонам должен определяться с учетом характера возможных действий СВКН противника, климатических и геофизических особенностей на конкретном воздушно-космическом направлении.

Система поражения и подавления СВКН должна быть способна эффективно осуществлять непосредственное силовое (огневое, функциональное, помеховое) воздействие на средства воздушно-космического нападения противника с целью их поражения, вывода из строя либо нейтрализации. Для этого необходимо обеспечить построение эшелонированной системы поражения и подавления СВКН, осуществляющей воздействие на них на максимальной протяженности маршрута полета в воздушно-космическом пространстве, устойчивой к противодействию высокоточного оружия и средств РЭБ.

Система управления воздушно-космической обороной Российской Федерации является системообразующим элементом ВКО. Для ее совершенствования необходимо выполнить ряд технических мероприятий по разработке (модернизации) средств автоматизации командных пунктов различных звеньев управления, созданию единой сети обмена данными реального времени, развертыванию системы подвижных полевых автоматизированных пунктов управления и узлов связи.

В целом анализ показывает, что создание технической основы ВКО необходимо осуществлять поэтапно.

На первом этапе – завершить ведущиеся НИОКР, создать Головное направление (опытный участок) системы ВКО, нарастить возможности по решению задач в локальных (региональных) войнах, охране госграницы РФ в воздушном пространстве и контролю порядка использования воздушного пространства за счет поставок перспективного вооружения и военной техники.

На втором этапе – после испытаний Головного направления (опытного участка) системы ВКО завершить создание системы ВКО в целом на основе технических решений, полученных в ходе ведущихся ОКР, разработки недостающего вооружения и серийных поставок вооружения и военной техники.

Организационное строительство ВКО РФ должно осуществляться после глубокой научной проработки с учетом полученных результатов по созданию ее технической основы.

Реализация вышеизложенных направлений строительства системы воздушно-космической обороны Российской Федерации позволит к 2025 году обеспечить эффективное решение основных задач воздушно-космической обороны в интересах парирования потенциальных военных угроз Российской Федерации из воздушно-космического пространства.
14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    13 марта 2014 17:14
    Пока живой госдеп, надо в плане ВКО быть впереди всех на 5 голов и выше, причём даже не думать расслабляться.
    1. +3
      13 марта 2014 19:08
      Заранее извиняюсь за Оффтоп, но на ВО как-то не нашло отражение очень, на мой взгляд интересной новости, суть которой сводится к тому, что В.Якунин предложил реализовать "Транс-Евразийский проект РАЗВИТИЕ".
      А между тем, проект этот очень и очень интересен, причем интересен не менее развития и строительства ВКО.
      "Вероятно, к 2033 году на территории формирующегося Евразийского Союза в Транс-Евразийской зоне «Razvitie» должно появиться 10 новых городов. Это должны быть совершенно новые поселения, включённые в обслуживание создаваемых индустриальных инфраструктурных мегакомплексов и наукоёмких предприятий. Можно выделить три больших узла, вокруг которых, предположительно, должен формироваться Транс-Евразийский пояс «Razvitie». Это узел «Новосибирск-Красноярск» через Кемерово, узел «Астана-Алматы» через Караганду и узел «Владивосток-Хабаровск». Возможно, следует закладывать ещё четвёртый узел «Екатеринбург-Тюмень» для связи Европейской части России с Сибирью. Собственно, на этих трёх-четырёх узлах и должны быть созданы новые молодёжные города. А основу транспортного коридора будут составлять сверхскоростные пассажирские и грузовые поезда на магнитном подвесе.
      Основная идея формирования Транс-Евразийского пояса «Razvitie» состоит в разработке проектов и физическом создании инфраструктур, которые обладают кратной мощностью по отношению к существующим, прежде всего, транспортным и энергетическим инфраструктурам. Нас интересуют сверхскоростные поезда, которые движутся в два раза быстрее обычных скоростных поездов (т.е. со скоростью 500-700 км в час). Нас интересуют энергетические системы, которые, с одной стороны, уменьшают выбросы СО2 и вредные воздействия на природу, а с другой – формируют энергетические потоки большей плотности на единицу территории, поскольку для нового витка индустриализации речь должна идти не только об энергосбережении, но и об увеличении энерговооружённости промышленных систем и территорий. Как известно, и это показано в работах профессора Танненбаума, возможность покупки под ключ целого ряда немецких технологий и заводов зависит от наличия определённого уровня энерговооружённости. Производства нефтехимии, газохимии и углехимии, лазеростроения, станкостроения, биотехнологий, двигателестроения определяются уровнем потребления электроэнергии на одного жителя страны".
      Если кому вдруг будет интересна эта тема, есть возможность ее изуть по этой ссылке: http://russkiy-malchik.livejournal.com/
  2. +8
    13 марта 2014 17:27
    с такими западными "друзьями" пора уже думать о средствах космического нападения,а не только обороны
    1. +3
      13 марта 2014 17:36
      Ведётся разработка ГЗУР(гипер-звуковые управляемые ракеты) высота полёта 80-100км,это вроде уже как космос считается smile
    2. Комментарий был удален.
  3. Partizan
    -11
    13 марта 2014 17:28
    Пока у руля власти ворьё да курвы, ВКО - это пустобрёх и клоунада.
    1. 0
      14 марта 2014 05:40
      Цитата: Partizan
      Пока у руля власти ворьё да курвы, ВКО - это пустобрёх и клоунада.

      Последние лет 400 с редким перерывом у власти ворьё да курвы разных мастей, причем во всех странах мира, и тех которые вам любы тоже и не меньше, но жизнь то идет развивается, что делать - власть ломает людей и превращает в ворьё и курв, но это не снимает с ворья и курв ответственности за безопасность благосостояние и развитие вверенного общества.
  4. +3
    13 марта 2014 17:35
    Цитата: Partizan
    Пока у руля власти ворьё да курвы, ВКО - это пустобрёх и клоунада.

    Пора тебе милок место жительства поменять(принудительно)как представителю 5й колонны и провокатору)Колыма таким как ты рада будет))
  5. VADEL
    +8
    13 марта 2014 17:39
    позволит к 2025 году обеспечить эффективное решение основных задач воздушно-космической обороны

    Чую седалищем- нет у нас столько времени, быстрее решать "задачки" надо. Раза в два быстрее.
    1. 0
      13 марта 2014 20:58
      Не даст нам никто времени до 2025.
  6. +1
    13 марта 2014 17:43
    Времени на решение данных проблем всё меньше и меньше, а самих проблем всё больше и больше!!!! А когда было по другому??? Я думаю, у нас всё получится!!!!
  7. +4
    13 марта 2014 17:46
    Цитата: Partizan
    Пока у руля власти ворьё да курвы, ВКО - это пустобрёх и клоунада.


    Не надо выпадать в осадок,картина кардинально меняется.Шойгу крепко взялся за дело и доведет его до конца.А ты паникер и провокатор.
    1. Partizan
      -5
      13 марта 2014 17:53
      А вы наверное вчера родились и розовые очкивам вам переносицу натерли.
      1. 0
        13 марта 2014 17:59
        Обернись белой простыней и ползи на кладбище или к границе с Украиной.
        1. Partizan
          -2
          13 марта 2014 18:10
          Ну это ты туды ползи, там тебе вставят ... чего-нибудь.
          1. +1
            13 марта 2014 18:17
            Уже опыт по "вставлянию" есть что ли? Не рассказывай здесь об этом, тут таких ..э-э-э... не привечают.
        2. Комментарий был удален.
  8. +2
    13 марта 2014 18:15
    Да, жалко,что на нашем сайте часто появляются неучи и "недалёкие люди"!!!
  9. +2
    13 марта 2014 18:40
    эх если бы не развалили ссср,какая бы у нас сейчас была ВКО! пикнуть бы матрасники не смели!
  10. MAKSAK
    +2
    13 марта 2014 18:41
    Вечер добрый! Думаю, что в ближайшие 10 лет мы увидем качественный рывок в ВКО и ни США и ни гейропа ничего не смогут противопоставить, максимального развития нам и стабильности...
    1. 0
      13 марта 2014 20:59
      Дай Бог. А на чем основано соображение?
  11. +1
    13 марта 2014 19:33
    Вступать в спор с Партизанен - зачем? Пусть будет при своем мнении, один хрен в теме ничего не понимает! hi