«Северодвинск»: несостоявшийся прорыв

41


Срыв программы строительства новейшей атомной подводной лодки приведет к значительной задержке всей кораблестроительной программы

По мнению заказчика – Военно-морского флота России, новейшая атомная подводная лодка проекта 885 не отвечает заданным гидроакустическим характеристикам, что значительно снижает ее боевые возможности.

Прошедшие в феврале этого года в Научно-производственном объединении машиностроения научные чтения, посвященные 100-летию великого советского конструктора Владимира Николаевича Челомея, посетили не только ракетостроители, но и корабелы. Ранее в Московском государственном техническом университете имени Баумана была установлена памятная доска, посвященная легендарному ракетостроителю. А затем представители Минобороны, Роскосмоса, различных конструкторских бюро, заводов-производителей и других структур побывали в находящемся в подмосковном Реутове научно-производственном объединении.

С благодарственными словами о созданных в НПО машиностроения морских ракетных комплексах выступили представители ВМФ России и инженеры-кораблестроители. В ходе Челомеевских чтений стало известно, что разработанный НПО ракетный комплекс 3К55 «Оникс» в конце прошлого года был успешно испытан на новейшей атомной подводной лодке «Северодвинск». Хотя еще в начале 2013-го вопрос о применении 3К55 с борта головной подводной лодки проекта 885 стоял очень остро.

«Северодвинск»: несостоявшийся прорыв

По некоторым данным, озвученным в средствах массовой информации, если успешные запуски разработанного НПО «Новатор» ракетного комплекса «Калибр» прошли еще в конце 2011-го, то «Оникс» выстрелил только в конце лета прошлого года. Но по словам офицера ВМФ России, знакомого с ситуацией, «Оникс» не единственная проблема «Северодвинска».

«В военно-морских кругах «Северодвинск» получил обидное прозвище, рифмующееся с названием этого города, из-за постоянных попыток Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) любой ценой пропихнуть лодку флоту. Хотя еще в конце прошлого года мы заняли четкую позицию – корабль к сдаче не готов, его надо дорабатывать», – рассказал газете «Военно-промышленный курьер» собеседник.

По словам офицера, если проблемы с «Ониксом» сейчас уже в целом решены, то по гидроакустическим характеристикам и ядерной энергетической установке работы пока не движутся. Есть проблемы и с торпедными аппаратами.

«В прошлом году ОСК неофициально давала понять, что флот не готов принять «Северодвинск» в свой состав. У нас нет под него инфраструктуры, не отстроено место базирования, даже причал не готов. Хотя ВМФ не стремится утопить проект любой ценой, а добивается лишь заложенных в проекте характеристик. Мы и проектировщики субмарины понимаем, что в ее конструкции есть технические решения, не доведя которые до нормального «боя» сейчас, мы поставим под угрозу всю остальную программу строительства подводных лодок. Но у меня складывается мнение, что руководству ОСК надо только одно – сдать лодку ВМФ как можно быстрее, а потом уже разбираться, что делать», – пожаловался офицер флота.

Несмотря на то, что в СМИ (не только отраслевых, но и федеральных) достаточно часто проходит информация о работах по «Северодвинску», вся она носит характер дежурных новостей, взятых из пресс-релизов Объединенной судостроительной корпорации. «Вышел в море», «Прошел столько-то морских миль», «Успешно отстрелялся» – все, что можно прочесть о новейшей подводной лодке. На фоне этих победных реляций неприятным сюрпризом стал отказ главкомата ВМФ в конце прошлого года, прямо «под елочку», от принятия корабля в состав флота, ограничившись так называемой опытной эксплуатацией, когда экипаж начинает отработку задач курса боевой подготовки, а заводчики устраняют обнаруженные недостатки. Также проводятся совместные испытания выявленных ранее проблемных узлов и агрегатов.

«Хотя не только отечественные, но и иностранные СМИ говорят о «Северодвинске» как о готовой к боевому применению субмарине, фактически это не так», – заявил в интервью «Военно-промышленному курьеру» высокопоставленный источник в ВМФ.

Так что же на самом деле происходит с новейшей атомной субмариной и как скоро она будет передана Военно-морскому флоту? Попробуем разобраться в ситуации.

От «Ясеня» к «Борею-А»

«Сейчас в «Северодвинске» заложены три технических решения, которые войдут также в проект 995А «Борей-А», хотя лодки проекта 885 разработаны «Малахитом», а 995 – ЦКБ «Рубин». Работы по головному «Борею» – «Святителю Николаю» начались в 2009 году», – проинформировал «ВПК» кораблестроитель, знакомый с ситуацией.

Речь идет о новейшем гидроакустическом комплексе (ГАК) «Амфора-Иртыш», так называемых бортовых торпедных аппаратах (ТА) и интегральной моноблочной ядерной энергетической установке (ЯЭУ), совмещающей в одном блоке реактор и паропроизводящую установку. Все это есть на «Северодвинске», и полученные результаты будут использованы при проектировании серии 995А.

«Первые три «Борея» были компромиссным решением. Они создавались из задела недостроенных субмарин проекта 971. Но с четвертого корпуса лодки проекта 995А станут такими, как первоначально планировалось», – пояснил собеседник.

Но работы по новейшим «Бореям» срываются во многом из-за проблем со сдачей «Северодвинска».

«Из-за того, что главная антенна ГАК «Амфора-Иртыш» довольно большая, торпедные аппараты из носовой части надо убирать в среднюю часть корпуса и делать их так называемыми бортовыми. Первыми так поступили американцы при проектировании многоцелевых атомных подводных лодок класса «Лос-Анджелес». Сейчас такое решение стало типовым и используется не только на «Лос-Анджелесах», но и на «Си Вульфах», «Вирджиниях», а также британских «Аститьютах», – сообщил «Военно-промышленному курьеру» военный историк Максим Токарев.

По его словам, на советских лодках до недавнего времени таких торпедных аппаратов не было: «Даже на наиболее продвинутых АПЛ проекта 971 в носу стояли одновременно и ТА, и гидроакустическая антенна ГАС «Скат-3». Первой российской подводной лодкой с «бортовыми» торпедными аппаратами стал «Северодвинск».

Планировалось, что после отработки на «Северодвинске» торпедные аппараты должны были перейти и на «Борей», но на момент начала работ «бортовые» ТА оставались только в чертежах, ГАК «Амфора-Иртыш» перешел уже на лодки проекта «Борей-А». Хотя, по официальным данным, на «Юрии Долгоруком», «Александре Невском» и «Владимире Мономахе» установлен именно такой гидроакустический комплекс, это вызывает обоснованные сомнения, учитывая размеры главной антенны ГАК и наличие в носовой части субмарин торпедных аппаратов. По некоторым сведениям, на указанных подводных лодках все же установлена доработанная гидроакустическая станция «Скат-3» от подводных лодок проекта 971, совмещенная с электронными системами и цифровыми библиотеками «Амфоры-Иртыша».

До недавнего времени «бортовые» торпедные аппараты на «Северодвинске» были головной болью не только кораблестроителей, но и военных моряков. Штатно производить пуски не удавалось, постоянно возникали срывы.

«Испытать ТА получилось только в середине прошлого года. Правда, сейчас они работают, как часы. Но сколько это стоило нервов экипажу, заводу и проектировщикам», – пожаловался офицер Военно-морского флота.

Если с торпедными аппаратами ситуация наладилась, то моноблочная ядерная энергетическая установка, разработанная и выпускаемая предприятиями Росатома, продолжает доставлять массу хлопот ее создателям и экипажу субмарины.

«Моноблочная схема экономит место и значительно снижает уровень шумов от работающих узлов и агрегатов. По сравнению с энергетическими установками лодок проекта 971 он в несколько раз ниже», – заметил «ВПК» инженер-кораблестроитель, знакомый с ситуацией. Правда, он отказался пояснить принцип действия и технические особенности российской моноблочной ЯЭУ, хотя и признал, что пока много проблем.

По данным «ВПК», реактор не всегда выдает требуемую мощность, есть проблемы и по шумности.

«Реактор делал Росатом, хотя и к «Малахиту» есть определенные вопросы по размещению ЯЭУ в корпусе лодки. Некоторым специалистам оно кажется неоптимальным. Такие интегрированные энергетические установки получат также лодки проекта «Борей-А», – отметил офицер Военно-морского флота России.

Если проблемы с торпедными аппаратами и ГАК «Амфора-Иртыш» «Малахиту» и Севмашу решить удалось, то ЯЭУ пока остается ахиллесовой пятой всего проекта.

Скрипящие валы «ревущей коровы»

Еще одной бедой «Северодвинска» стала линия валов, вернее, ее подшипники.

«Выработанный реактором пар поступает на паротурбинную установку и вращает несколько соединенных между собой валов. Из-за проблем с подшипниками возникает трение и лодка не может увеличивать скорость, чтобы линия не развалилась», – пояснил «ВПК» инженер-кораблестроитель.

Эта проблема преследует лодку с начала ходовых испытаний в сентябре 2011-го. За два года испытаний «Малахит» несколько раз вносил существенные изменения в конструкцию линии валов, при этом заменяли и саму линию с постановкой лодки в док. Последний раз это случилось уже на государственных испытаниях в мае прошлого года.

«Начавшиеся 27 мая испытания должны были продлиться до середины августа. 19 июля лодка из-за технических проблем вернулась на завод в Северодвинск. Правда, уже 30 июля она опять ушла в море», – говорит инженер-кораблестроитель.

На завод из отпусков была вызвана бригада рабочих, которая в авральном режиме устраняла проблемы в линии валов.

«Успели быстро. Самое смешное, что даже местные газеты написали о ремонте», – вспомнил собеседник издания.

Несмотря на оперативность работ, «Северодвинск» вернулся с испытаний более чем с 200 замечаниями.

Сочетание недостатков линии валов и превышение порога шумности при работе ЯЭУ на некоторых режимах привели к главной проблеме субмарины – несоответствию ее гидроакустических характеристик тем, что были заложены ВМФ в техническом задании.

«Сейчас мы обеспечили устойчивую работу всех систем лодки, поэтому уровень акустических шумов не превышает установленных. Но на некоторых режимах работы возникают так называемые всплески, когда шумность зашкаливает в разы, хотя и кратковременные», – рассказал инженер. По его словам, лодка должна пройти расширенные гидроакустические испытания, предварительно запланированные на март-апрель нынешнего года, когда в Мотовском заливе улучшится ледовая обстановка. Сейчас лодка находится на заводе «Севмаш». Как рассчитывают кораблестроители, к этому времени проблема всплесков будет решена.

«Из-за этих проблем мы иногда шутливо называли лодку «ревущей коровой». Хотя до настоящих «ревущих коров» – старых лодок проекта 675 ей, конечно, далеко. Но для такой продвинутой субмарины приятного мало», – заявил офицер Военно-морского флота. Он добавил, что в ВМФ уверены: в ближайшее время проблемы субмарины и всего проекта будут решены. Но военных смущает позиция руководителей Объединенной судостроительной корпорации.

«Их задача впихнуть лодку флоту любой ценой, не считаясь с проблемами и возникшими трудностями. Нам же недоделанный корабль не нужен. Все бывает, первые в серии всегда проблемные. Но нельзя передавать небоеготовую лодку», – возмущен собеседник газеты.

С моряками сложно не согласиться, ведь переговоры ОСК с ВМФ России шли вплоть до 30 декабря прошлого года, хотя еще в конце ноября военные четко обозначили свою позицию. По данным «ВПК», подписывать акт приема АПЛ в корабельный состав должны были главком адмирал Виктор Чирков и глава ОСК Владимир Шмаков.

Неверно и утверждение, что в Западной Лице, куда должен прийти после своего принятия в состав флота «Северодвинск», ничего не готово к его приему. Еще осенью прошлого года «Спецстрой» реконструировал причал, построил дополнительные сооружения, выполнив первую очередь работ.

Остается надеяться, что запланированные на ближайшие месяцы гидроакустические испытания пройдут успешно и «Северодвинск» войдет в состав ВМФ России, а полученный технический задел, как и планировалось, будет широко использован при строительстве новейших стратегических ракетных субмарин проекта «Борей-А». Так же стоит отметить, что сейчас кораблестроение вышло на утраченные после распада СССР позиции. Самое главное, чтобы ситуация с «Северодвинском» больше не повторилась.
41 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    19 марта 2014 07:58
    Так какое прозвище получила АПЛ "Северодвинск"?
    1. +12
      19 марта 2014 09:03
      АПЛ «Северодвинск» проекта 885 «Ясень», получила в НАТО прозвище «Глубинный Зверь» («Beast from Beneath»)источник http://zavtra.ru/content/view/apl-severodvinsk-usilivaet-rossijskij-flot/

      С Праздником всех Вас!
      С ДНЕМ МОРЯКА-ПОДВОДНИКА!
      drinks
    2. -19
      19 марта 2014 09:23
      наверное "северосринск"
      1. +8
        19 марта 2014 09:31
        От меня минус am
        Есть хорошая пословица у русского народа:
        НЕ ПЛЮЙ В КОЛОДЕЦ, ПРИГОДИТСЯ ВОДИЦЫ НАПИТЬСЯ!
    3. jjj
      +1
      19 марта 2014 10:32
      А не на "Груше" ли отрабатывались бортовые торпедные аппараты. И не "Казань" ли отрабатывала ГАК во весь размер носовых обводов
    4. +6
      19 марта 2014 10:42
      Современная субмарина - штучка не простая. Говорят - похлеще космических кораблей будет. Да и блин первый комом, как и положено, должен быть.
      Кипишь не уместен!
      Работа идёт, косяки лезут...
      На то он и головной борт, чтобы головняки устранять.
    5. +2
      19 марта 2014 11:02
      Проблеммы с Северодвинском были давно и всем понятно в ВМФ что ее надо дорабатывать ,дорабатывать -а не пытаться впарить к новому году выкручивая руки ВМФ

      ведь и цена то нехилая за ед-и что мы получаем сырое изделие ?опять подвергать жизни ребят?чтобы отрапортовать в Кремль?ВВ ваше указание которое вы нам дали навести дела в ОСК за пол года выполнено,а на людей наплевать-даешь план

      Ну кстати Шмакову это не поможет -ему недолго осталось

      p.s-И правильно флорт упираеться,нехер впаривать сырое изделие в 1 млрд $ за ед -доработайте ,пройдите испытания а потом будем принимать-хотя ее уже приняли с помпой(в опытную ксплуатацию) 30-12-2013 и кому лучше?чинушам ?
      1. 0
        19 марта 2014 18:29
        Цитата: Рустам
        Проблеммы с Северодвинском были давно и всем понятно в ВМФ что ее надо дорабатывать ,дорабатывать -а не пытаться впарить к новому году выкручивая руки ВМФ


        Хорошо что впарить теперь очень сложно стало...Чем больше косяков найдут и ЗАСТАВЯТ доработать на этапе опытной эксплуатации.тем лучше будет иначе плосле приемки в серию будут морячки рекламы слать пачками которые промыслы занятые новыми проектами будут откладывать в долгий ящик. Даже в РВСН ещё в период Горбачева, заступали на дежурство с неготовыми полностью сооружениями и ТС комплекса,главное должить к 70-летию Великого Октября и получить награды и звания...Или крайний пример с Булавой и Юрой Долгоруким,главное отрапортовать...а иам как бог даст.
    6. 0
      19 марта 2014 11:17
      Да не может быть чтобы все было так плохо и неизлечимо. Жесткий контроль и персональная ответственность и будет результат.
    7. +1
      19 марта 2014 13:44
      Цитата: Karavan
      Так какое прозвище получила АПЛ "Северодвинск"?


      Думаю это северо#опинск, большой фантазии тут не надо, так можно любой город обозвать.

      Что-то часто стали появляться статьи, что у нас все плохо. То ПВО не стреляет, то саолеты не летают, то ракеты дефектные ... Надо бы автыря этой писульки как ни будь пригласить в гости и поспрашать серьезно откуда данные.
  2. филип
    +6
    19 марта 2014 08:00
    Не верю ДЕЗА.
    1. +10
      19 марта 2014 08:03
      По мнению заказчика – Военно-морского флота России, новейшая атомная подводная лодка проекта 885 не отвечает заданным гидроакустическим характеристикам, что значительно снижает ее боевые возможности. request это как же вашу мать,извиняюсь...понимать ???
      1. avt
        +9
        19 марта 2014 09:36
        Цитата: андрей юрьевич
        это как же вашу мать,извиняюсь...понимать ???

        А так и понимать - ну не нравится кому то сама концепция , а уж тем более появление в России серии действительно универсальной лодки со скрытыми возможностями стратега . Вот и ковыряются ,раздувая до небес действительно имеющиеся недостатки вполне себе ожидаемые на головной лодке ,да еще и практически опытовой .Странно что пока предлагают только сократить серию и не предлагают ,,Северодвинск" утилизировать.Вот и встрепенулись креаклы всех мастей .
      2. +4
        19 марта 2014 10:36
        Цитата: андрей юрьевич
        не отвечает заданным гидроакустическим характеристикам, что значительно снижает ее боевые возможности. это как же вашу мать,извиняюсь...понимать ???

        Идет доводка лодки до заданных параметров. И ничего страшного нет. Справятся.
        в Западной Лице, куда должен прийти после своего принятия в состав флота «Северодвинск», ничего не готово к его приему. Еще осенью прошлого года «Спецстрой» реконструировал причал, построил дополнительные сооружения, выполнив первую очередь работ.

        Есть кто с З.Лицы? Проясните, а то причал готов, питание вроде подведено, что еще нужно?
    2. +13
      19 марта 2014 08:26
      Цитата: филип
      Не верю ДЕЗА.

      И правильно, об этом писаке можно почитать здесь: http://twower.livejournal.com/478761.html
      "выпускник 2003 года военно-психологического факультета Военного университета..." - он и о самолётах пишет, и в подлодках спец, и воевал усердно, а попросту - безграмотный и бестолковый психолог, вот и ищет свою нишу... хреналитик.
      1. +3
        19 марта 2014 09:12
        Цитата: Куркуль
        И правильно, об этом писаке можно почитать здесь: http://twower.livejournal.com/478761.html

        Ну если это всё наглое враньё, то по какой ещё причине Северодвинск не принят на вооружение? Предложите свой вариант.
        1. 0
          19 марта 2014 09:41
          Цитата: Nayhas
          Предложите свой вариант.

          Потому что ещё должны быть выполнены стрельбы крылатой ракетой большой дальности «Калибр» из подводного положения.
    3. +7
      19 марта 2014 10:07
      заголовок статьи не отражает ее содержание!!!
      Заголовок «Северодвинск»: несостоявшийся прорывъ
      а в статье про проблемы которые в итоге решились!
      Как итог статье минус! считаю ее грубой пропагандой против наших карабелов
    4. Комментарий был удален.
  3. оба-с69
    +4
    19 марта 2014 08:00
    ОСК надо постараться устранить все недостатки. Такие лодки нам очень даже нужны. hi
  4. +4
    19 марта 2014 08:01
    В ситуации с ОСК ничего не поменялось. Их жизненное кредо - распилить и растащить. См. заводской ремонт пла "Смоленск"
    1. +1
      19 марта 2014 09:16
      Цитата: annodomene
      В ситуации с ОСК ничего не поменялось. Их жизненное кредо - распилить и растащить. См. заводской ремонт пла "Смоленск"

      Где смотреть то?
      1. 0
        19 марта 2014 11:24
        Цитата: Nayhas
        Где смотреть то?

        Где найдёте, там и смотрите! laughing
  5. +9
    19 марта 2014 08:02
    Проблемы возникают у всех головных кораблей в серии.
    1. +3
      19 марта 2014 08:29
      Цитата: Дюк
      Проблемы возникают у всех головных кораблей в серии.

      Поддерживаю тезис, особенно после развала 90-х... Ничего страшного отработают конструктив и все будет хорошо.... Танк Т-34 тоже сначала серьезные доработки проходил, а сейчас мы его как лучший танк своего времени знаем....
  6. +5
    19 марта 2014 08:03
    Но военных смущает позиция руководителей Объединенной судостроительной корпорации.

    Надо выяснить, кто лоббирует "впихнуть лодку флоту любой ценой", проверить, с "кем дружит", или может ЛИЧНЫЙ "гумманитарный" интерес, и если не всё чисто, отстранить, если действовал в интересах врагов России, отправить на лесоповал лет на 10, как минимум.
    Сейчас России очень важно оснастить армию и флот КАЧЕСТВЕННОЙ техникой, что бы не подвела, так что здесь нужен жёсткий контроль.
  7. ikken
    +6
    19 марта 2014 08:21
    Раз так тяжело "рождается", то будет отличной лодкой. Чем больше с головной повозятся и недочеты выявят, тем более гладкой будет эксплуатация следующих в серии.
  8. +5
    19 марта 2014 08:30
    Вот если бы хоть одного компетентного спеца или офицера имя назвали, можно было бы поверить. А здесь в статье анонимы одни - "сообщил газете собеседник"... Статья не внушает доверия. Не верьте, пожалуйста всему подряд.
  9. +1
    19 марта 2014 08:30
    Автор Алексей Рамм, а кто он ни кто не в курсе?
    1. +1
      19 марта 2014 08:46
      Цитата: КОН
      Автор Алексей Рамм, а кто он ни кто не в курсе?

      Выше дал ссылку, можете ознакомиться.
  10. +6
    19 марта 2014 08:37
    доведут лодку!будет конфетка.нех панику поднимать,есть мозги у конструкторов.
  11. 77bob1973
    +3
    19 марта 2014 08:38
    Ну о чём статья ,о том что работают люди! Прежде чем что-то стоящее построить надо не один "пуд соли" сьесть , а не кричать на всех углах "всё пропало".
  12. +3
    19 марта 2014 08:46
    Это же головной корабль проекта. Конечно есть трудности! Покажите мне проект, у которого не было проблем с головным кораблем! Не вижу смысла истерить и кричать про полимеры.
  13. 0
    19 марта 2014 08:56
    "Такой хоккей нам не нужен!.."
  14. ilya_82
    +3
    19 марта 2014 08:57
    главное, что понял из статьи - проблемы РЕШАЮТСЯ
  15. +2
    19 марта 2014 08:57
    Статье минус. Все ссылки на "высокопоставленного офицера ВМФ и инженера-кораблестроителя". Без указания должности - основания для доверия не возникает. Типичная заказуха.
  16. +3
    19 марта 2014 08:59
    Друзья! Не смотря на все возникающие трудности, ничто не можеи отменить праздник.
    С ДНЁМ МОРЯКА-ПОДВОДНИКА!
    От бывшего салаги Северного флота всем ходившим и ныне служащим!
    soldier drinks
  17. +1
    19 марта 2014 09:04
    Ну и о чем статья? Лодка новая, технологии не опробированы, компоновка новая. Доведут до ума, время нужно.
  18. Kovrovsky
    0
    19 марта 2014 09:09
    Ну вот, сегодня День подводника, а новость совсем нерадостная...
  19. Gagarin
    +1
    19 марта 2014 09:13
    Новость с утра просто убила!
    Если правда то это печально.
    Прожив жизнь в этой стране почему то верится в те огрехи которые у нас могли допустить, так у нас часто бывает. НО, НЕТ НИЧЕГО НЕ УСТРАНИМОГО, ЭТО ПИЛОТНАЯ СЕРИЯ, ДУМАЮ ВСЕ ПОПРАВЯТ.
    Если все же "писака" наврал - НА КОЛ!
  20. +2
    19 марта 2014 09:17
    ВПК демократы развалили. Специалисты на пенсии или уже далече На заводах сплошь аффективные менеджеры куда не плюнь попадешь в директора или зам директора. Оборудование сталинских времен. На станках работать некому- вся молодежь в охране, торговле, офисах и помойках. Дали деньги и военные заказы, а кому этот головняк нужен? олигарху на заводе которого должны делать основной элемент силовой установки. Не смешите он давно душой и телом принадлежит вместе с акциями некоей фирме нашего вероятного противника. К сожалению написанное не плод фантазии.
  21. 0
    19 марта 2014 09:22
    Я думаю умственный потенциал наших людей поможет "притереть" и поставить все на место.
  22. egor 1712
    +5
    19 марта 2014 09:25
    Не пойму, Алексей Рамм в своей статье ссылаясь на безыменного офицера флота или инженера, рассказывает, что новейшая атомная подводная лодка проекта 885 не отвечает заданным гидроакустическим характеристикам. Возникает вопрос, с чего он решил, что лодка не отвечает характеристикам? Что где-то в печати были указаны эти характеристики?
    Да. Новый проект лодки требует прорывных технологий и решений по новейшему гидроакустическому комплексе (ГАК) «Амфора-Иртыш», так называемых бортовых торпедных аппаратах (ТА) и интегральной моноблочной ядерной энергетической установке (ЯЭУ), совмещающей в одном блоке реактор и паропроизводящую установку и здесь есть проблемы. Но они решаемы и устраняемы. Проект перспективный, в нем заложены возможности модернизации на многие годы.
  23. +1
    19 марта 2014 09:45
    Поздравляю коллег из Подплава! Традиционно - Количество погружений = количеству всплытий!

    Почему то статье не верится. Не логично. Те проблемы какие описывает автор - проблемы чисто расчетные. То что наши не просчитали? Ну как то странно.
  24. 0
    19 марта 2014 10:25
    Со статьей не согласен. Что то рабочие проблемы описаны в "всё пропащем" ключе. АПЛ "Ясень" принципиально новая, там огромное количество нововведений. Все просчитать на стадии проекта просто не возможно (прочем, если учесть, что уровень специалистов в этой области с развалом СССР упал). Проблемы верю есть, но они устранимы. Вспомните как мучилась наши специалисты с первыми реакторами, вот там были ПРОБЛЕМЫ, даже с человеческими жертвами. Так что "Северодвинск" скоро будет пугать всяких там натовцев всплывая рядом с авианосцем, из-за того что капитану приспичило отлить в океан или плюнуть в натовца laughing
  25. 0
    19 марта 2014 11:09
    Жигули 40 лет выпускали серийно ито не все дефекты устранили. А подлодка это точно не жигули. Тем более ПЕРВАЯ в серии.
  26. 0
    19 марта 2014 11:38
    И всё-таки хорошо, что заказчика никто в спину не толкает. Тут торопиться нельзя. Всех подводников и причастных к ним с Праздником!
  27. штурман
    +2
    19 марта 2014 12:27
    Статья неграмотная. Борей-пр955, а не 995. Какое отношение Мотовский залив имеет к испытаниям в Белом море или к стрельбам КР?Причальный фронт в губе Зап Лица вполне средний.Проблема ТА отнюдь не в бортом расположении.Несколько скрипящих валов-ваще сила.
    Всех подводников- особенно 31 дипл-с Праздником!
  28. Mexanik k-407
    +2
    19 марта 2014 13:24
    Мдя,как нынче говорят - "автор жжот", тут и добавить по этому поносу нечего. Все знают о подвохах со стороны промышленности, но это не со зла, а потому что первый корпус. Подробности в статье просто с потолка. Особенно о забытом полигоне в Белом море! Какой ...удак будет гонять в Мотку на замеры полей? Кто дает поле деятелям таким? Этому только ломиком плац перед штабом 3-й флотилии подметать :) Минус олуху за паникерство! 13 - 31 ДПЛ с праздником!
  29. 0
    19 марта 2014 15:05
    Да пусть ее допиливают, пусть ее убъют на испытаниях. Главное что бы задел для следующих лодок хороший был. Что бы уже пошла серия как надо. Понятно, что сейчас мы пытаемся по технологиям прыгнуть сразу из 80-х в 2010-е. То есть на бумаге то оно все есть, но это еще нужно покатать в железе. И вот как раз на "Северодвинске" все это и будут катать в железе, доводя технологии до практического применения.