«Противопартизанская авиация». Часть 2-я

28


Помимо США, созданием специализированного «противопосвтанческого» штурмовика занялись в Аргентине. Самолет, получивший наименование IA-58 «Пукара», создавался по концепции, принятой в OV-10«Бронко». Но отличался от него хвостовым оперением и более мощным стрелково-пушечным вооружением.


IA-58 «Пукара»


Этот небольшой изящный турбовинтовой самолет с прямым крылом стал первой серийной боевой машиной, разработанной и строившейся в Аргентине. Он выпускался с 1974 по 1988 год, за это время было построено около 120 машин.



Штурмовик был создан на основании боевого опыта применения авиации в ходе боёв с герильерос в провинции Тукуман. Ключевыми требованиями аргентинских военных к самолету являлись хорошие взлетно-посадочные характеристики (требующаяся длина ВПП — не более 400 м) и высокая маневренность на малой высоте, обеспечивающая атаку малоразмерных, хорошо замаскированных целей и уклонение от зенитного огня. Самолет имеет бронирование, защищающее кабину снизу от огня оружия калибром 7,62 мм на дистанции до 150 м.

«Противопартизанская авиация». Часть 2-я


«Пукара» несёт мощное встроенное стрелково-пушечное вооружение, состоящее из двух 20-мм пушек и четырёх 7,62-мм пулемётов. На семи узлах внешней подвески возможно размещение боевой нагрузки массой до 1500 кг.

Созданный для борьбы с партизанами штурмовик принял участие в кратковременном, но ожесточенном аргентино-британском конфликте за Фолкленды. В ходе которого эти тихоходные турбовинтовые машины наносили удары по кораблям британского флота и высадившимся на острова десантникам.

По прямому назначению самолёты применялись в Колумбии и Шри-Ланке, где хорошо себя проявили. Помимо штурмовок целей в джунглях, они служили наводчиками и координаторами для скоростных реактивных машин.
В настоящее время в рабочем состоянии осталось лишь несколько самолётов IA-58 «Пукара».

Другим типом специализированных антипартизанских машин стали так называемые «ганшипы». Идея создания такого штурмовика состоит в установке по одному борту военно-транспортного самолёта мощной батареи стрелково-пушечного вооружения. Огонь ведется, когда самолёт выполняет вираж в сторону цели.

Впервые в боевой обстановке во Вьетнаме это было реализовано в 1964 году.
На поршневой транспортный С-47 «Дакота» (выпускался в СССР как Ли-2) по левому борту были установлены 3 пулемётных 7,62-мм шестиствольных контейнера SUU-11: два — в окнах, третий — в проеме грузовой двери. В кабине смонтировали коллиматорный прицел Mark 20 Mod.4 от штурмовика A-1Е Skyraider и установили дополнительные средства радиосвязи.


AC-47D


В одном из первых боевых вылетов AC-47D своим огнем сорвал попытку ночного штурма вьетконговцами опорного пункта правительственных войск в дельте реки Меконг. Огненный ливень трассирующих пуль на фоне ночного неба произвел незабываемое впечатление на обе враждующие стороны.

Столь удачный боевой дебют окончательно убедил американцев в жизнеспособности и эффективности подобных самолетов. Весной 1965 года была выдана заявка на переоборудование ещё 20 С-47.

Будучи весьма эффективными, подразделения «ганшипов» несли одни из самых тяжелых потерь среди американской авиации во Вьетнаме. В этом нет ничего удивительного: большинство полетов AC-47D выполняли в темное время суток, не имея при этом практически никакого специального оборудования, что в сложных условиях вьетнамского климата и рельефа местности уже само по себе опасно. Возраст большинства «ганшипов» превышал возраст их молодых пилотов, имевших к тому же очень небольшой налет на самолетах с поршневыми двигателями. Малая дальность действия оружия заставляла экипажи работать с высот не более 1000 м, что делало самолет уязвимым от зенитного огня.

AC-47D обычно применялся во взаимодействии с другими самолетами: штурмовиками, разведчиками и корректировщиками огня A-1Е и O-2, осветительным самолетом C-123 Moonshine. При патрулировании рек и каналов в дельте Меконга рядом с «ганшипами» часто действовали многоцелевые OV-10A Bronco. AC-47D зачастую сам наводил на цель истребители или бомбардировщики B-57.

В начале 1966 года AC-47D стали привлекать для полетов в районе «тропы Хо Ши Мина», поскольку возможности «ганшипов» как нельзя лучше подходили для борьбы с перевозками по ней. Но быстрая потеря шести AC-47D от зенитного огня крупнокалиберных пулеметов, 37-мм и 57-мм пушек, имевшихся в этом районе в избытке, заставила отказаться от применения их над "тропой". В 1967 года Седьмая Воздушная Армия США во Вьетнаме имела две полные эскадрильи, вооруженные AC-47D. До 1969 года с их помощью удалось удержать более 6000 «стратегических деревень», опорных пунктов и огневых позиций. Но американцы переходили на более совершенные варианты «ганшипов», а безнадежно устаревшие АС-47D передавали союзникам. Попали они в ВВС Южного Вьетнама, Лаоса, Камбоджи, Таиланда. Последние АС-47 завершили свою карьеру в Сальвадоре в начале 90-х годов.

Успех AC-47D привел к резкому повышению интереса к «ганшипам» и появлению множества проектов самолетов подобного класса. Фирма Fairchild взяла за основу двухмоторный транспортный самолет C-119G Flying Boxcar. Он был выполнен по двухбалочной схеме, имел несколько большие размеры, чем C-47, и оснащался значительно более мощными поршневыми двигателями по 3500 л.с. Последние позволяли ему летать с большей, чем у C-47, скоростью (до 400 км/ч) и брать до 13 тонн полезной нагрузки.

Хотя вооружение АC-119G состояло из тех же четырех пулеметных контейнеров SUU-11, стрелявших через иллюминаторы левого борта, его оборудование стало значительно совершеннее. Он оснащался обзорной системой ночного видения, мощным 20 кВт прожектором, компьютером управления огнем, средствами РЭБ.



Экипаж был защищен керамической броней. В целом, по американским оценкам, новый самолет оказался примерно на 25% эффективнее AC-47D. Первые АC-119G поступили в мае 1968 года (через 100 дней после подписания контракта).


АC-119G


Следующая серия из 26 самолетов AC-119K поступила на вооружение осенью 1969 года. На них, в отличие от AC-119G, кроме поршневых двигателей, на пилонах под крылом установили два ТРД тягой по 1293 кгс.

Такая доработка облегчила эксплуатацию в условиях жаркого климата, особенно с горных аэродромов. Существенно изменился состав оборудования и вооружения.

Новый «ганшип» получил навигационную систему, обзорную ИК-станцию, РЛС бокового обзора, поисковую РЛС. К четырем «Миниганам», стрелявшим через иллюминаторы левого борта, добавились две скорострельные шестиствольные пушки М-61 Vulcan калибром 20 мм, установленные в специальных амбразурах. Если самолеты АC-47 и AC-119G могли эффективно поражать цели с дальности не более 1000 м, то АC-119K, благодаря наличию пушек, мог действовать с расстояния 1400м и высот 975м при крене в 45° или 1280 м при крене 60°. Это позволяло ему не входить в зону эффективного поражения крупнокалиберными пулеметами и стрелковым оружием.

Варианты АC-119 использовались по-разному. Если AC-119G применялся для ночной и дневной поддержки войск, обороны баз, ночного целеуказания, вооруженной разведки и подсветки целей, то АC-119K специально разрабатывался и использовался как «охотник за грузовиками» на «тропе Хо Ши Мина». Попадание снарядов его 20-мм пушек выводило из строя большинство использовавшихся типов автомобилей. Поэтому некоторые экипажи АC-119K часто отказывались от боезапаса к 7,62-мм пулеметам в пользу дополнительного количества 20-мм снарядов.

К сентябрю 1970 года на официальном счету АC-119K их числилось 2206 уничтоженных грузовиков, а лучшей похвалой пилотам AC-119G могли бы стать слова одного из передовых авианаводчиков: «К черту F-4, дайте сюда «ганшип»! АС-119 знаменит ещё и тем, что он был последним самолётом, сбитым в ходе боевых действий во Вьетнаме.

ВВС хотели получить ещё более мощный самолёт, такая ударная машина была создана на базе четырёхмоторного турбовинтового С-130 «Геркулес».
Самолет получил 4 пулеметных модуля MXU-470 и четыре 20-мм пушки М-61 Vulcan в специальных амбразурах по левому борту. Он оснащался обзорной системой ночного видения, РЛС бокового обзора, РЛС управления огнем, поисковыми прожекторами мощностью по 20 кВт и бортовым компьютером управления огнем.
В одном из первых боевых вылетов AC-130 Gunship II с помощью системы ночного видения была обнаружена и за 10 минут уничтожена автоколонна из 6-ти двигавшихся на юг грузовиков.


АC-130А


Следующая модификация названная АC-130А, имели то же вооружение, что и прототип, изменилось только оборудование: они получили новые обзорную ИК-станцию, компьютер управления огнем и РЛС целеуказания. Опыт боевого использования самолетов АC-130А привел к замене в 1969 году двух 20-мм пушек М-61 на полуавтоматические пушки Bofors М2А1 калибром 40 мм, что позволило поражать цели при полете с креном 45° с высоты 4200 м на дальности 6000 м, а с креном 65° — с высоты 5400 м на дальности 7200 м.

Кроме того, на самолете устанавливались: маловысотная TВ-система, РЛС бокового обзора, лазерный дальномер-целеуказатель. В таком виде самолет стал называться АC-130А Surprise Package.

В 1971 году на вооружение ВВС США поступили еще более совершенные самолеты АC-130Е, созданные на базе C-130Е (всего 11 шт.). В этот период северовьетнамцы применили большое количество танков (по американским оценкам, более 600 шт.) Для борьбы с ними на АC-130Е вместо одной 40-мм пушки установили связанную с бортовой ЭВМ, но заряжавшуюся вручную 105-мм пехотную гаубицу времен Второй мировой войны (укороченную, облегченную и на специальном лафете).



В марте 1973 года появился последний из «ганшипов», летавших во Вьетнаме, — АC-130Н Pave Spectre, отличавшийся более мощными двигателями и полностью новым бортовым оборудованием.

С 1972 года вьетконговцы начали массированное применение советских ПЗРК «Стрела-2», сделав небезопасным любой полет на малой высоте. Один АC-130, получив 12 мая 1972 года попадание ракеты, смог вернуться на базу, но два других оказались сбиты. Для уменьшения вероятности попадания ракет с ИК-головками самонаведения многие АC-130 оснастили холодильниками — эжекторами, снижавшими температуру выхлопных газов. Для постановки помех РЛС средств ПВО на АC-130 с 1969 года стали устанавливать подвесные контейнеры РЭБ ALQ-87 (по 4 шт.). Но против «Стрел» эти мероприятия оказались малоэффективными. Боевая активность «Ганшипов» существенно снизилась, но они применялись вплоть до последних часов войны в Юго-Восточной Азии.



После Вьетнама самолеты АС-130 надолго остались без работы, прервав свой простой в октябре 1983 года в ходе вторжения США на Гренаду. Экипажи «ганшипов» подавили несколько батарей малокалиберной зенитной артиллерии Гренады, а также обеспечивали огневое прикрытие высадки десантников. Следующей операцией с их участием стало «Правое дело» — вторжение США в Панаму. В этой операции целями АС-130 стали авиабазы Рио-Хато и Паитилла, аэропорт Торриджос и порт Бальбоа, а также ряд отдельных военных объектов. Боевые действия продлились недолго — с 20 декабря 1989 года по 7 января 1990 года.

Эта операция была как будто специально предназначенной для «ганшипов». Почти полное отсутствие ПВО и очень ограниченная территория конфликта сделали АС-130 королями воздуха. Для экипажей самолетов война превратилась в тренировочные полеты со стрельбой. В Панаме экипажи АС-130 отработали свою классическую тактику: 2 самолета входили в вираж таким образом, что в определенный момент времени находились в двух противоположных точках окружности, при этом весь их огонь сходился на поверхности земли в круге диаметром 15 метров, буквально уничтожая все, что вставало на пути. Во время боевых действий самолеты летали и в дневное время.

Во время «Бури в пустыне» 4 самолета АС-130Н из состава 4-й эскадрильи сделали 50 боевых вылетов, общий налет превысил 280 часов. В ходе операции выяснилось, что в условиях пустыни, в жару и насыщенном песком и пылью воздухе инфракрасные системы самолетов оказались абсолютно бесполезны. Более того, один АС-130Н во время прикрытия наземных войск в бое за Аль-Хафи был сбит иракским ЗРК, весь экипаж самолета погиб. Данная потеря подтвердила известную еще со времен Вьетнама истину — в районах, насыщенных средствами ПВО, таким самолетам делать нечего.

Самолёты различных модификаций АС-130 продолжают оставаться на вооружении частей Управления Специальных Операций ВВС США. По мере списания ранних вариантов АС-130, заказываются новые на базе самого современного варианта С-130J с удлиненным грузовым отсеком.



Еще одним вооруженным самолётом на базе «Геркулеса» является MC-130W Combat Spear.


MC-130W


Четыре эскадрильи, имеющие на вооружении самолеты МС-130, используются для глубоких рейдов в глубину территории противника с целью доставки или приема людей и грузов при проведении специальных операций. В зависимости от выполняемой задачи на него может быть установлена 30-мм пушка «Bushmaster» и ракеты «Хеллфайр».

Рассказ о «противопартизанских ганшипах» был бы неполным без упоминания самых маленьких самолетов этого класса: Fairchild AU-23A и Hello AU-24A. Первый представлял собой модификацию известного одномоторного транспортного самолета Pilatus Turbo-Porter, выполненную по заказу правительства Таиланда (всего построено 17 таких машин).


AU-23A




Основным оружием этих лёгких машин являлась трёхствольная 20-мм пушка. Дополнительно подвешивались НАР и бомбы.


Hello AU-24A


Второй представлял точно такую же переделку, осуществленную на базе самолета Hello U-10A. 15 таких самолетов переданные камбоджийскому правительству, интенсивно летали и участвовали в боях.

Помимо США, работы по вооруженным самолётам такого типа ведутся и в других странах.


MC-27J


Итальянский демонстрационный образец самолета MC-27J был показан на авиасалоне «Farnborough». Он выполнен на базе военного транспортника С-27J Spartan. Разработка проводится по программе создания недорогих многоцелевых самолетов несущие быстроустанавливаемое вооружение, выполненное в контейнерах.



Основной калибр такого вооружения — 30-мм. На авиасалоне было продемонстрировано автоматическое орудие «ATK GAU-23», которая является модификацией орудия « Mk 44 Bushmaster». Данную систему монтируют в грузовой кабине. Огонь ведется из грузовой двери по левому борту.

В настоящее время вооруженные беспилотники существенно потеснили лёгкие «противопартизанские» штурмовики. Однако наряду с многочисленными достоинствами ДПЛА обладают существенными недостатками. Они, в отличие от штурмовика, не способны нести на борту значительный боекомплект, и предназначены скорей для наблюдения, разведки и нанесения точечных одиночных ударов. Штурмовик способен «утюжить» цель в течение длительного времени. Управление штурмовиком не может быть утрачено при применении противником средств РЭБ, как это зачастую случается с ДПЛА. Пилотируемая авиация пока является более гибкой в применении, она меньше чем беспилотники зависит от погодных условий. Учитывая всё это, спрос на лёгкие специализированные штурмовики в мире не снижается.

ВВС США объявили о закупке партии лёгких турбовинтовых штурмовиков A-29 Super Tucano производства бразильской компании EMBRAER. Самолеты будут использоваться в Афганистане и других неспокойных регионах. Помимо ударов по наземным целям, разведки и корректировки, эти самолёты способны перехватывать малоскоростные воздушные цели.


A-29 Super Tucano


Кабина пилотов А-29 защищена кевларовой бронёй. Встроенное вооружение состоит из двух 12,7-мм пулемётов. На внешней подвеске размещается до 1500 кг боевой нагрузки. В прошлом эти самолёты успешно применялись рядом стран для борьбы с повстанческими и террористическими группами.

Ирак заказал в США 36 самолётов AT-6B Texan II. Эти двухместные турбовинтовые самолёты, помимо встроенного вооружения из двух 12,7-мм пулемётов, способны нести различное вооружение. Включая ракеты Hellfire и Maverick, управляемые бомбы Paveway II / Paveway III / Paveway IV и JDAM.


AT-6B Texan II


В составе ВВС Ирака есть так же легкие штурмовики Cessna AC-208B Combat Caravan, основным оружием которых являются две ракеты AGM-114 Hellfire. Самолет создан на базе одномоторного турбовинтового самолёта общего назначения Cessna 208B Grand Caravan и предназначен для противоповстанческих операций. Самолёт эксплуатируется с 2009 года.


AC-208B Combat Caravan


По заявлению иракских официальных лиц, широкий спектр управляемого оружия необходим для исключения попутного ущерба при нанесении авиаударов по повстанцам.



БРЭО самолёта позволяет выполнять задачи видовой оптоэлектронной воздушной разведки и наблюдения, применять авиационные средства поражения. Кабина защищена баллистическими панелями.

В настоящее время в США проходит испытания легкий штурмовик Scorpion.
Разработка штурмовика Scorpion ведется с апреля 2012 года компанией Textron. В проекте также принимает участие компания Cessna, занимающаяся сборкой самолетов.


Лёгкий штурмовик Textron Scorpion


Максимальная взлетная масса самолета составляет 9,6 тонны. Согласно проектным расчетам, штурмовик сможет развивать скорость до 833 км/ч и выполнять полеты на расстояние до 4,4 тысячи км. Scorpion будет оснащен шестью точками подвески для ракет и бомб общей массой до 2800 кг.

В конце восьмидесятых годов у военного руководства СССР получила распространение концепция, что в случае ядерного удара Союз распадался на четыре промышленно изолированных региона — Западная область, Урал, Дальний Восток и Украина. По планам руководства каждый регион даже в тяжёлых постапокалиптических условиях должен был иметь возможность самостоятельно производить недорогой самолет для нанесения ударов по противнику. Этим самолётом и должен был стать легко воспроизводимый штурмовик. В КБ Сухого в рамках программы ЛВШ было рассмотрено несколько вариантов с турбовинтовыми и турбореактивными двигателями.


Модель самолёта Т-710 "Анаконда"


Победителем стал проект Т-710 "Анаконда" скомпонованный по типу американского самолёта OV-10 Bronco. Взлетный вес предполагался до 7500 кг. При максимальной заправке топливом, масса нормальной боевой нагрузки 2000 кг. В перегруженном варианте может нести до 2500 кг боевой нагрузки. Самолёт имел 8 точек подвески вооружения, 4 на крыле и 4 на пилоне под фюзеляжем. Носовая часть фюзеляжа, взята от Су-25УБ (вместе со спаренной 30 мм пушкой ГШ-30), за пилотской кабиной находится бронированный отсек для отделения десантников. Предполагалось использование двигателей ТВ7-117М по 2500 л.с, мотогондолы закрывались бронёй, винты шестилопастные. Скорость при этих двигателях предполагалась 620-650 км/ч.

Другим перспективным проектом был легкий учебно-тренировочный штурмовик Т-502. Самолет должен обеспечить подготовку летчиков к пилотированию реактивной авиационной техники. С этой целью воздушный винт и турбовинтовой двигатель или два двигателя объединялись в один пакет и размещались в хвостовой части фюзеляжа. Двухместная кабина с общим фонарем и тандемном расположением катапультных кресел. Предполагалось использование кабин от Су-25УБ или Л-39. На точках подвески можно разместить вооружение массой до 1000кг, что давало возможность применения самолета как легкого штурмовика.


Модель самолёта Т-502


На этих легких штурмовиках планировалось широко использовать узлы от серийно выпускаемых самолётов. Был проведен полный процесс продувок моделей в ЦАГИ, но интерес к проекту уже остыл, несмотря на поддержку М.П. Симонова. Современное руководство также придало забвению эту интересную разработку, несмотря на то, что в мире наметилась явственная тенденция к переходу от сложных машин типа А-10 к более простым, созданным на базе турбовинтовых УТС, либо вообще на базе сельскохозяйственных турбовинтовых самолётов.

Потребность в самолёте такого типа и сейчас имеется в нашей стране. Легкий «антитеррористический» штурмовик с возможностью действовать в любое время суток мог бы быть создан на базе УТС Як-130.


Як-130


За счёт отказа от второго пилота в результате глубокой модернизации можно улучшить БРЭО, повысить защищенность и боевую нагрузку. Разрабатываемый ранее боевой вариант Як-131 должен был иметь встроенную 30-миллиметровую пушку и ракеты "Вихрь" с лазерно-лучевой системой управления. К сожалению, дальнейшего развития этот проект не получил.

По материалам:
http://www.ainonline.com/aviation-news/
http://www.cc.gatech.edu/~tpilsch/AirOps/O2.html
http://www.arms-expo.ru/055057052124050055049051055.html
http://airspot.ru/catalogue/aircrafts/type/
http://alternathistory.org.ua/proekt-shturmovika-kb-grunina-t-710-anakonda-rossiya
28 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    25 марта 2014 08:37
    Я полагал, что вторая часть закончится на Super Tucano и Scorpion, третья часть будет чисто про ганшипы. Ну да ладно, хороший обзор, про советские макетики в первый раз услышал, интересно. Только непонятно какие ТВД собирались использовать. Ну и Як-130 тут вообще лишний.
    1. +12
      25 марта 2014 13:53
      Цитата: Nayhas
      про советские макетики в первый раз услышал, интересно. Только непонятно какие ТВД собирались использовать.

      Предполагалась установка двигателей ТВД -20, ТВД 1500, или ТВД ВК-117, мощностью ~ 1400 л.с.

      У КБ Грунина был еще один проект: многоцелевой самолет Т-712 построенный по аэродинамической схеме типа "триплан".

      Многоцелевой самолет Т-712 разрабатывался для решения следующих задач:
      - оперативно – тактическая, радио и техническая разведка,
      - легкий штурмовик для нанесения ударов по объектам противника,
      - корректировка огня артиллерийских и ракетных частей,
      - обнаружение и разведка минных полей,
      - загоризонтное целеуказание для кораблей и ПЛ,
      - радиационная и химическая разведка,
      - средство РЭБ,
      - обеспечение данными контртеррористических операций,
      - имитация угроз при подготовке расчетов ПВО,
      - решение вопросов ПРО,
      - учебно- тренировочный,
      - сбор метеоинформации.
      На базе самолета Т-712 можно было создать БПЛА, большой дальности, с продолжительностью полета 8-14 часов.
      В конструкции широко применены композиционные материалы.
      Аэродинамическая схема типа «триплан» позволяет летать на больших углах атаки без сваливания в штопор.
      Как вариант рассматривалась кабина от самолета МиГ-АТ в качестве основы для размещения летчиков.
      Возможна установка двигателей ТВД -20, ТВД 1500, или ТВД ВК-117, мощностью ~ 1400 л.с.
      Использован комплекс мер для снижения ИК- заметности.
      Возможна установка дополнительных топливных баков объемом в 700 литров.
      Проект дальнейшего развития не получил.

      Кстати, хочу обратить внимание что внизу самолёта не поплавки, а контейнеры для кассетных бомб, мин, оборудования РЭБ, РЛС и т. п.



      Вот краткие ЛТХ
      Макс. взлетный вес ВС, кг 5000
      Макс. вес пустого ВС, кг 2620
      Масса снаряженного, кг 2900
      Макс. масса топлива, кг 920+(700)
      Макс. вес боевой нагрузки, кг 2100
      Нормал. Вес боевой нагрузки, кг 1600
      Макс. вес полезной нагр, кг 2100
      Дальность при макс заправке, км 3500
      Скорость максимальная, км/час 520
      Крейсерская скорость, км/час 360-380
      Радиус действия, км 510
      Экипаж, чел. 2
      Кол-во пассажиров, чел
      Потолок практический, м 7500
      Взлетная дистанция (Н=15 м), м 620
      Посадочная дистанция (Н=15 м), м 380
      Скороподъемность на ур. моря м/мин 870
      Макс. экспл. перегрузка 7/-3
      Максимальная мощность, л.с. 2Х1400
      Площадь крыльев, кв.м. 24,6

      1. 0
        25 марта 2014 19:39
        Цитата: Mister X
        У КБ Грунина был еще один проект: многоцелевой самолет Т-712 построенный по аэродинамической схеме типа "триплан".

        Да уж, Рутаном навеяно? Вопросы:
        1. Каких годов?
        2. Продувалось?
        3. Посадка на четыре точки будет давать высокую нагрузку на фюзеляж, зачем?
        4. Пороховые газы однозначно будут засасываться в ВЗ двигателей, почему не под фюзеляж, уж там то места море, стоек нет?
        1. +2
          25 марта 2014 20:41
          Цитата: Nayhas
          Да уж, Рутаном навеяно? Вопросы:

          Может и Рутаном - откуда мне знать?
          Возможно Вы найдете немного дополнительной информации по теме в этой статье:
          http://pkk-avia.livejournal.com/52236.html?nojs=1
      2. stillrat
        0
        25 марта 2014 20:50
        КРАСАВЧИК!!!!
  2. +5
    25 марта 2014 08:44
    Спасибо за качественный обзор!
  3. GORKO
    +5
    25 марта 2014 09:09
    Аналог AC-130 бы не помешал в России.
  4. +14
    25 марта 2014 09:14
    Ганшипы уже обсуждали на topwar. И несколько "специалистов" высказывались о том, что ганшипы не нужны в современной армии, "...это пустая трата денег", "...на них только против папуасов с луками воевать" и т.д. Однако я говорил и говорю, что ганшипы имеют свою нишу использования. В данном случае в партизанской войне. Согласитесь - данный вид боевых действий сейчас самый распространённый... Статье +.
  5. -4
    25 марта 2014 11:52
    Про Ан-72 забыли am
    Не понятно где и как его использовать, на Кавказе завалить могут, если только браконьеров по морю гонять.
    Еще Ан-2 в Азии пытались под штурмовку переделать.
    1. 0
      25 марта 2014 11:54
      хоть не серийный, но все же.
      1. +3
        25 марта 2014 13:29
        Это самолёт погранслужбы, а не "ганшип".
        1. 0
          25 марта 2014 14:38
          как одно другому мешает?
  6. 0
    25 марта 2014 12:45
    Цитата: Nayhas
    Я полагал, что вторая часть закончится на Super Tucano и Scorpion, третья часть будет чисто про ганшипы. Ну да ладно, хороший обзор, про советские макетики в первый раз услышал, интересно. Только непонятно какие ТВД собирались использовать. Ну и Як-130 тут вообще лишний.


    Третья часть будет про бумеранги, копья, луки, дубины...
  7. +5
    25 марта 2014 12:46
    Хорошие статьи. Автору плюс. Но всё таки tucano очень красивый самолёт.
  8. -1
    25 марта 2014 12:52
    В одном из первых боевых вылетов AC-47D своим огнем сорвал попытку ночного штурма вьетконговцами опорного пункта правительственных войск в дельте реки Меконг. Огненный ливень трассирующих пуль на фоне ночного неба произвел незабываемое впечатление на обе враждующие стороны.

    Столь удачный боевой дебют окончательно убедил американцев в жизнеспособности и эффективности подобных самолетов. Весной 1965 года была выдана заявка на переоборудование ещё 20 С-47.
    Но быстрая потеря шести AC-47D от зенитного огня крупнокалиберных пулеметов, 37-мм и 57-мм пушек, имевшихся в этом районе в избытке, заставила отказаться от применения их над "тропой".

    взаимо исключавшие параграфы
    1. +4
      25 марта 2014 13:54
      К сожалению,в последнее время сознание молодых(и не очень)людей,касательно военной тематики концентрируется на терминах вроде"экономической эффективности","стоимость-эффективность".А когда я был молод,было замечательное слово-Боеспособность.В условиях когда мы стоим на пороге качественного скачка в развитии средств тактической ПВО,говорить о вооруженных"кукурузниках"или"транспортниках"не приходится.На мой взгляд спектр задач(их сложность,многообразие)стоящих перед самолетом(или каким либо другим летательным аппаратом)армейской авиации не оставляет много места и БПЛА.
      1. badger1974
        +1
        25 марта 2014 17:33
        автор вообще обхватывает обзор, в том то и дело, что это обзор, а экономическая составляющийся -это тема для левых операций , сильная страна должна иметь сильный штурмовик, а полумеры-это для слабых
  9. +6
    25 марта 2014 13:35
    Цитата: spech
    взаимо исключавшие параграфы

    Вы видимо не слишком внимательно читали.
    Цитата: spech
    В одном из первых боевых вылетов AC-47D своим огнем сорвал попытку ночного штурма вьетконговцами опорного пункта правительственных войск в дельте реки Меконг. Огненный ливень трассирующих пуль на фоне ночного неба произвел незабываемое впечатление на обе враждующие стороны.
    -здесь речь идёт о попытке отряда вьетконга, без тяжелго и зенитного вооружения захватить в ночной атаке опорный пункт.
    Цитата: spech
    о быстрая потеря шести AC-47D от зенитного огня крупнокалиберных пулеметов, 37-мм и 57-мм пушек, имевшихся в этом районе в избытке, заставила отказаться от применения их над "тропой".
    -здесь о действиях над тропой Хо Ши Мина, которая неслабо прикрывалась зенитной артиллерией. Разницу улавливаете?
    1. badger1974
      +1
      25 марта 2014 17:40
      ангелы (геркулесы с бортовым стрелковым) и так несли потери от разрушения корпуса в следствии вибраций, геркулес хоть и сильный, но невсемогущий
  10. +2
    25 марта 2014 13:45
    Цитата: Nayhas
    Только непонятно какие ТВД собирались использовать. Ну и Як-130 тут вообще лишний.

    Планировалось использовать двигатели: ТВД-20, ТВД-1500, ВК-1500 или других вариантов, мощностью около 1400 л.с.
    По поводу Як-130 согласиться с вами не могу, на мой взгляд это неплохая платформа для лёгкого штурмовика.
    1. +3
      25 марта 2014 20:43
      Цитата: Bongo
      По поводу Як-130 согласиться с вами не могу, на мой взгляд это неплохая платформа для лёгкого штурмовика.

      Слишком дорого и по стоимости и по эксплуатации. Туканчик тем и выигрывает, что в обслуживании дешев. Двигатель на нём Pratt & Whitney PT6A-68C очень распространенный в мире отсюда низкая стоимость его эксплуатации, да и один он всего.
      П.С: по идее будь мы на уровне с США, достаточно было переоборудовать Ан-32 в современный "ганшип" без пушечного вооружения. Подвесной прицельный контейнер, запас УАБ различных калибров и систем наведения. И всё, с высоты 5 км. безнаказанно ищи врага и вгоняй его в землю...
  11. misham1978
    +1
    25 марта 2014 14:25
    В обзоре не упомянут смоленский СМ-92 Финист(не хуже Пилутуса). Есть его вариант для погранцов , он способен нести НУРСы и бомбы. Штук 5 вроде как летало в авиации ФСБ
  12. +1
    25 марта 2014 15:59
    Надо военным подумать о разработке модульного варианта "ганшипа" для АН-ов или L410. Чтоб правильно встретить свору бенедеровцев на подступах к Крыму. Кто знает что в больной голове этой Тимошенко после липоксации в Германии произошло? О других персонажах вообще говорить нечего.
    1. badger1974
      +4
      25 марта 2014 17:36
      харе в этой статье политики, я с Крыма, и мне лично по х эрзацы. , мы и так сильны, ты давай по теме
  13. badger1974
    0
    25 марта 2014 17:48
    автору плюс, только в первой статье хотел про диси сказать и про ангела, зачёт, а где про безпилотников? Серёга ,ты обещял
    1. +3
      26 марта 2014 01:51
      Цитата: badger1974
      а где про безпилотников?

      Володя, читай внимательней, про достоинства и недостатки беспилотников и лёгких штурмовиков в статье упоминается.
      Вот статья про боевое применение беспилотников:
      http://topwar.ru/27536-boevoe-primenenie-bespilotnyh-letatelnyh-apparatov.html
  14. TIT
    +3
    25 марта 2014 19:35
    на мой взгляд забыли
    самолёты бывшей югославии

    типа G-4 Super Galeb и их предшественники ,выполняли свои задачи при полном господстве авиации нато во время войны в косово
  15. +4
    25 марта 2014 20:26
    А чем Су-25 и его последующие модернизации не нравятся? Если в целях экономии лучше возобновить производство Ил-10.
  16. Юра Гагарин
    0
    26 марта 2014 00:56
    ОБС, 3.14ндосы отказываются от своих А-10, ввиду секвестра...молодцы, че сказать!))
  17. Комментарий был удален.
  18. Sledgehammer
    +4
    26 марта 2014 01:16
    Один из вариантов модуля для ov-10 "Бронко", мне кажется удачный .

    Самолёт Air Tractor AT-802i в варианте штурмовика на авиашоу Dubai 2013.
  19. +2
    26 марта 2014 01:45
    Цитата: Фкенщь13
    как одно другому мешает?

    Конечно построить "ганшип" на базе Ан-72 реально, но для этого необходимо размещение оружия по борту. Данная модификация-это чисто патрульная машина Ан-72П, с подвеской 23-мм ГШ-23 для стрельбы по курсу.
    1. 0
      26 марта 2014 10:04
      "Ганшип" - на столько условный термин, что и кукурузник с НУРсами тоже можна назвать ганшип.
      1. +1
        26 марта 2014 15:18
        Как автор данной статьи возьму смелость процитировать вам отрывок:
        Другим типом специализированных антипартизанских машин стали так называемые «ганшипы». Идея создания такого штурмовика состоит в установке по одному борту военно-транспортного самолёта мощной батареи стрелково-пушечного вооружения. Огонь ведется, когда самолёт выполняет вираж в сторону цели.
        Или в крайнем случае в "Вику" загляните, если я для вас не авторитет.
        1. 0
          27 марта 2014 10:28
          Я Вам верю, и статья замечательная, и термином я озадачился сразу же, но ничего конкретного так и не нарыл :-( , кто что хочет то и называет "ганшип".
  20. 0
    24 февраля 2017 12:39
    Автору мое глубокое уважение, спасибо за статью. hi
    Выскажу 2 мысли :
    1. Беспилотники довольно эффективное оружие на таких театрах как Сирия , Ирак и т.д. При проведении КТО в том же Дагестане могли бы пригодиться и ударники. Просто если посмотреть практику применения то все таки они самое эффективное средство противодействия джихадмобилям. Исхожу из цены часа полета и частоты применения против мелких групп террористов. Согласитесь гонять Су-25 и Су-24 за парой джипов дорого и расточительно, а беспилотник может перерезать такие передвижения либо навести туже артилерию, если сам не справиться.
    2. Ганшипы помоему ересь, при современных китайских ПЗРК ему не дадут возможности утюжить территорию. Тут Су-24 с авиабомбами и КАБ-ами намного эффективнее, непосредственно поддержать можно и Ми-24/35/28-ми. Здесь больше организация применения средств поражения, т.е. уровень подготовки комсостава.
    Единственное место где легкие штурмовики уместны это густые леса, и высокогорье со сложным ландшафтом , там где ПЗРК ограничены в применении и КК пулеметы тоже. На относительно открытой местности эти пипелаццы станут "дичью". Думаю их отсутствие в ВС означает что плнов соваться в такие места пока нет, либо расчет на применение уже существующих систем и тактик противодействия. hi
    1. 0
      23 мая 2017 22:42
      Никак не могу понять, почему люди (и должностные лица, принимающие решения, и просто заинтересованные наблюдатели) упорно не замечают простые истины:

      1. Непосредственная поддержка наземных войск - это работа в интересах подразделений уровня рота/ батальон. Соответственно, лётчик должен визуально воспринимать наземную обстановку так, как её воспринимает командир роты/батальона. Это возможно только на малых высотах и скоростях. Самолёты Су-24, Су-25 для этих целей не годятся, они не авиация Сухопутных войск, они тактическая ударная авиация ВКС.

      2. В настоящее время, задача непосредственной поддержки войск реально решается только вертолётами.

      3. Дозвуковой самолёт-штурмовик, созданный на современной технической основе, по всем ТТХ может превзойти вертолёт МИ - 24 и другие машины этого ряда, в т.ч. и по уровню живучести и защищённости от современных средств ПВО Сухопутных войск противника. При этом, будет в разы дешевле.

      4. Преимущество вертолёта в вертикальном взлёте и посадке не является решающим, т.к. при современном уровне механизации Сухопутных войск сделать короткую грунтовую ВПП - это вопрос полусуток.

      5. Скорости 300-600 км/ч давно освоены самолётами, а создание скоростного боевого вертолёта (конвертоплана) идея сложная и дорогая в реализации и глубоко порочная. Если в малом высотно-скоростном диапазоне, где сейчас присутствуют боевые вертолёты, появится "хозяин этих мест" - самолёт - штурмовик, он сожрёт все эти геликоптеры, пользуясь своим численным превосходством (он дешевле и может быть произведён в больших количествах) и своим превосходством в ТТХ. Надо только его создать.

      Остаётся вопрос: почему бронированный самолёт - штурмовик не создан до сих пор? И это при всех его очевидных преимуществах! Думаю потому, что "вертолётчики" в военном авиапроме не хотят уступать существующую у них монополию создание на авиации непосредственной поддержки войск.