Каким будет вертолет будущего

28
Каким будет вертолет будущего


Руководитель направления конкурентного анализа и маркетинга перспективных проектов холдинга «Вертолеты России» Вадим Михеев на радио «Эхо Москвы» рассказал о реструктуризации и перспективах вертолетостроительной отрасли.

О НЫНЕШНЕМ СОСТОЯНИЕ ВЕРТОЛЕТОСТРОЕНИЯ

Сейчас все вертолетостроение консолидировано в холдинг «Вертолеты России». Он объединяет конструкторские бюро, серийные заводы, заводы-поставщики комплектующих, ремонтные части, послепродажное обеспечение, интегрированную логистическую поддержку. Можно сказать, что вертолетостроительная промышленность всего Советского Союза сейчас собрана у нас в холдинге.

Главное, что мы удержали авиационную промышленность, восстанавливаем кадровый состав специалистов по вертолетной технике. Мы благополучно и успешно существуем, наши показатели довольно высоки.

ОБ УСПЕХЕ ОТРАСЛИ

Мы относительно молодая отрасль. Самолетостроение начало развиваться еще в дореволюционной России, а вертолеты появились только после Великой Отечественной войны. В молодую отрасль пришли специалисты-энтузиасты. И когда в других секторах промышленности, начались трудности, (в частности, падение авторитета инженерного труда) у нас это тоже происходило, но не так заметно.

Еще в 70-80 годах мы сохраняли способность создавать технику не только на уровне международных достижений, но даже лучше. И конечно, отцы-основатели российского и советского вертолетостроения были гениальными людьми. Это Михаил Леонтьевич Миль, Николай Ильич Камов, Алексей Михайлович Черемухин, Иван Павлович Братухин и многие другие.

Еще когда я был студентом Московского Авиационного Института, нас в шутку называли «заблуждение авиации», «пятое колесо в телеге авиации». Наверное, это и объединило, мы научились гордиться своей специальностью. Возможно, поэтому в вертолетостроении не было такого разложения в 80-е годы как во многих других отраслях оборонной промышленности. Мы подошли к кризису 90-х годов достаточно сильными, хотя застой 80-х коснулся и нас. Это моя точка зрения.



О ПОПОЛНЕНИИ КОНСТРУКТОРСКИХ И ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ

Благодаря созданию холдинга, благодаря большей помощи высшей школе, у нас значительно улучшился уровень молодых специалистов. В последние годы это люди, которым действительно интересно в своей профессии, хочется заниматься авиацией. Конструктор как художник, скульптор, - это творческий человек. Он должен видеть результат своего труда.

Холдинг сейчас вводит целую программу по поддержке авиационных институтов в Москве и Казани. Их выпускники ещё будучи студентами, знают, куда пойдут работать , получают определенную зарплату, надбавку к стипендии. Есть надбавки для молодых специалистов.

О РЕАЛЬНО ДЕЙСТВУЮЩИХ ЦЕНТРАХ ВЕРТОЛЕТНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Есть три конструкторских бюро: имени М.Л. Миля, «Камов» и Казанский вертолетный завод. Серийные заводы это Казанский, заводы в Улан-Удэ и Ростове, Арсеньевский завод и завод Кумертау. Холдинг принял программу поддержки Кумертау, поскольку вертолетный завод там градообразующий. Политика холдинга направлена и на поддержку градообразующих предприятий.

О ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ ВЕРТОЛЕТОВ

До сих пор мы абсолютные лидеры в грузоподъемности вертолетов. Как в 70-м году Ми-12 поднял 40 тонн, до сих пор ни одна машина даже близко не подошлиа к такому показателю. Я думаю, что еще лет 20, а то и 40, ни одна иностранная фирма не построит более грузоподъемный вертолет.



О РОЛИ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ

Если говорить про мировое вертолетостроение, было два великих человека: Игорь Иванович Сикорский и, конечно, Михаил Леонтьевич Миль. При Миле в 60-е годы фирма каждые два года выпускала по новой модели. И каких! Вертолет Ми-8 – лучший вертолет мира, Ми-24- лучший транспортно-боевой вертолет, Ми-14 – единственный в мире вертолет-амфибия. Что ни машина – то ведущее вертолетное достижение. В 50-е годы у Миля сформировалась концепция боевого вертолета. Он разработал четкую систему военной вертолетной техники.

О ГЕНИАЛЬНЫХ ИДЕЯХ

Когда вы делаете летательный аппарат, вы никогда не можете от него добиться всего. Хочется, чтобы он был и самый быстрый, и защищенный, и вооруженный, но чем-то надо жертвовать. Гениальность конструктора заключается в том, чтобы понять, чем ты жертвуешь и чего ты при этом достигаешь. Михаил Леонтьевич Миль заложил концепцию, согласно которой у нас должна быть полная линейка вертолетов со всеми видами грузоподъемности. И плюс к ним специализированные вертолеты: боевые, противолодочные, вертолеты-краны. Вот все то, на чем было создано наше российское вертолетостроение в 70-80-е годы.

ПРО МИ-8/17

На мой взгляд, это самый лучший вертолет, созданный за всю историю. Конечно, у нас есть конкуренты за рубежом, там тоже создавались удачные машины, но Ми-8 - это символ того, что можно получить в вертолетостроении. Он создан в 1961 году, ему более 50 лет, но машина с каждым годом становится все лучше.

Мы все знаем автомат Калашникова, он символ нашего успеха, стоит на вооружении более чем в 50-ти странах. Что касается Ми-8, - он на вооружении 84-х стран. Покупают постоянно, спрос на него не падает, мы завалены заказами.

Трудно найти машину надежнее Ми-8, и, как правило, большинство авариий - это пресловутый человеческий фактор. Это отнюдь не снимает ответственность с конструкторов, которые должны снижать возможность такого фактора.



О ПОПУЛЯРНЫХ ЗА РУБЕЖОМ МОДЕЛЯХ

Отличным спросом пользуется Ка-27, который был специально создан как противолодочный вертолет палубного базирования. Это его военное назначение, но у него есть и гражданская специальность - специализированный вертолет-кран. У него свыше 10 иностранных сертификатов. Это наша уникальная машина.

Ми-24. Наверное, лучшего вертолета, который может эксплуатироваться и как боевое, и как транспортное средство, еще не придумали.

Мы пока отстаем в легких вертолетах. Это объективно обусловлено советским наследием, потому что в те годы разработка и производство легкой авиационной техники не очень-то поощрялись. Как раз чтобы заполнить эти ниши, мы и занимаемся международным сотрудничеством.

ПРО ОБЛИКИ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ВЕРТОЛЕТОВ НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Вертолет будущего – тот, у которого стоимость летного часа будет как можно меньше. Меньше запчастей, меньше риска, меньше человеческого фактора. Надежный, дешевый не только в приобретении, но и в эксплуатации, с хорошими летно-техническими характеристиками, экологичный, с удобным размещением экипажа и пассажиров.

Без новых материалов будущего у авиационной техники не будет. За последние годы сделаны большие успехи в этом направлении. Это и композиционные материалы, и новые виды продукции металлургической промышленности, которые необходимы для вертолетостроения. Только благодаря им мы можем добиться самого главного – высокой износостойкости, то есть когда части вертолетов нужно менять как можно реже.
28 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    28 марта 2014 08:20
    Вертолеты были есть и будут пока на откроют новый принцип удержания в воздухе(антигравитация?). Россия является одной из ведущих стран в области вертолетостроения. Приятно черт возьми.
    1. +4
      28 марта 2014 13:41
      Ми 8 это хорошо, но все же не видно революционных разработок
      1. +1
        29 марта 2014 21:54
        Вот именно поэтому я и поставил статье "неуд". Как будь то нет ни Камова, ни других... Сам себя не похвалишь- от других не дождешься..
    2. 0
      28 марта 2014 23:05
      Антигравитация сама по себе ничего не гарантирует.Даже если такой двигатель и появится он должен будет иметь соответствующую стоимость и выгодные экономические параметры обслуживания.
      Если он будет,в использовании, существенно дороже стандартного вертолетного двигателя, то это будет скорее двигатель для космолета.
      Кроме того, если существенно усовершенствовать турбореактивный двигатель, то он вполне может заменить стандартную винтомоторную группу.
      Самолеты тоже ведь шли по этому пути.Сначала в авиацию пришли турбовинтовые двигатели, потом выгодными стали и чисто реактивные движки.
  2. +23
    28 марта 2014 08:42
    Чёрный красавец
    1. Алексей Приказчиков
      +2
      28 марта 2014 12:16
      Это машина представительского класса?
      1. +2
        28 марта 2014 15:12
        Судя по фотографии, то Да.
    2. Комментарий был удален.
  3. +8
    28 марта 2014 10:56
    Если говорить про мировое вертолетостроение, было два великих человека...
    Я конечно великий специалист в этом деле, но по-моему фамилия Камов не менее достойна
    1. +3
      28 марта 2014 10:59
      да Вы правы и СУ не единственное в мире КБ
    2. +3
      28 марта 2014 11:15
      Цитата: Serg 122
      фамилия Камов не менее достойна

      Вы правы. И между прочим он единственный, кто смог реализовать рабочую соосную схему и довести ее до серии.
      1. +2
        28 марта 2014 13:30
        Цитата: shuhartred
        Вы правы. И между прочим он единственный, кто смог реализовать рабочую соосную схему и довести ее до серии.

        Посмотрите разработки немецких конструкторов времен ВОВ и перед оной...
        Но про Камова забыли напрасно!!!
        1. +4
          28 марта 2014 13:59
          Цитата: ССИ
          Посмотрите разработки немецких конструкторов времен ВОВ и перед оной

          Где серийные машины? Много кто работал,а полетело и в серию пошло только у Камова. Я об этом говорил. А немцы много вундервафлей разрабатывали.
  4. +2
    28 марта 2014 10:56
    почивать на лаврах хорошо но проблемы с недостаточно мощными двигателями их прожорливость авионика не самая хорошая ... не дают права успокаиваться
    1. +1
      28 марта 2014 15:16
      Прошу прощения - это Вы о чем?
      проблемы с недостаточно мощными двигателями
  5. +3
    28 марта 2014 12:24
    Наверное в ближайшие лет 20 вертолеты по-тиху начнут заменяться конвертопланами - это и будет вертолет будущего.
    1. +6
      28 марта 2014 16:32
      да нет, не думаю, скорее будут вестись работы над вертолетом типа показанного в "шестом дне"...

  6. +3
    28 марта 2014 13:45
    После развала страны наши правители только и делали, что все разрушали. Только последние 12 лет начинает возрождаться оборонка, заработали заводы, КБ и т.д. Да всем нам хочется чтобы на раз наша страна превратилась в "город сад", но как мы знаем из практики ломать не строить, а тот путь который на сегодняшний день мы прошли, другие страны проходили столетиями (США строили свою демократию).Поэтому мы как страна развиваемся не просто шажками, а семимильными шажищами. Нам бы только не свернуть со своего пути!!!
  7. Dusk
    +1
    28 марта 2014 17:16
    Почему мало рассказано про вертолеты с соосной схемой. Ведь серийно они производятся только в РФ.
    1. Kassandra
      0
      29 марта 2014 16:50
      Потому что вертолеты этой схемы, это - самый прямой логический путь к схеме скоростного, очень простого и дешевого вертолета S-97, который в случае гражданской конверсии дает транспортную свободу и независимость буквально от двери до двери. как Карлсону.
      Ну и как тогда пресловутому ГАИ, кантралерам, "фараонам", эРЖыДэ и прочему большому брату (они из другой сказки) питааца этим народом финансово и психофизически? Если все будут пролетать наверху мимо них? :-)
      Легкомоторная авиация она всетаки привязана хоть к каким то аэродромам (в США все то же самое), пусть даже с совсем короткими взлетно-посадочными полосами, до которых надо как то дойти или доехать. А тут?
      Камова кстати притесняли несказанно... и вертолетов его схемы сделано по общему количеству по сравнению с милевскими - всего ничего.
      В США мозги народу долго перетирали Чинуками, "отводя" от идеи S-97. Теперь с самим S-97 запланировано побаловаться и потом замять эту тему. Сделать так что все забудут с очередным гаджетом. На худой конец взорвать еще пару небоскребов и под шумок убить несговорчивых конструкторов. Может даже поперед их родственников.
      Вертолеты должны быть дорогими, прожорливыми и медленными. Вот в чем бикоз.
  8. Gagarin
    +1
    28 марта 2014 17:26
    Тоже обратил внимание на фильм с таким концертом, прекрасная идея, проблема думаю пока только в новых материалах и рентабельности (затрата нового изделия-отдача).
    Цитата: PSih2097
    скорее будут вестись работы над вертолетом типа показанного в "шестом дне".
  9. +4
    28 марта 2014 20:00
    Картинка в тему: Ка-62

    Тут еще с МАКСа:
    http://wizarden.livejournal.com/58154.html
  10. 0
    28 марта 2014 22:50
    Здравствуйте, друзья! Немного не по теме хотел спросить у летчиков... В современном вертолетостроении и самолетостроении всюду переходят на цифровые технологии. Вопрос! Дублируются ли они(дисплеи и тд) аналогновыми датчиками (ну хотя бы основными - высоты и скорости)? Ведь на электронику могут помехи навести, или бортовая сеть отключится и откажут резервные источники. В бою может случится всякое! Надежней и проще аналоговых приборов наверное нет!
    1. +1
      28 марта 2014 23:41
      Цитата: Grey_K
      Grey_K

      Конечно дублируется! И не один раз! А самый главный "дубляж" это лётчик!
      1. Kassandra
        0
        29 марта 2014 15:31
        на Ju-87 именно для этого была сирена (определять скорость пикирования на слух).
  11. +3
    28 марта 2014 23:24
    Вертолёт будущего должен выглядеть совсем не так, как рисует чья-то фантазия, а так, как надо Сухопутным Войскам РФ. А им, родимым, позарез нужен 1.дешёвый, 2.годный к крупносерийному производству, 3.годный к эксплуатации в условиях Сухопутных Войск лёгкий десантно-боевой вертолёт на транспортировку отделения десантников, способный работать в условиях огневого воздействия противника и не стать при этом большой мишенью и братской могилой. Ми-8 не назовёшь лёгким, дешёвым, простым в эксплуатации, а вот большой мишенью - это да!... Конечно, современные модификации МИ-8 избавлены от старого идиотизма - единственной дверки по левому борту. У меня с этим связан один забавный эпизод - в 2008г. при погрузке на "борт" для третьего на тот день п/прыжка я недостаточно пригнулся в проёме (устал за день), за что-то там зацепился и распустил парашют, "борт" ушёл без меня, а мне осталось объяснять присутствующим, что это в первый раз. "Добрые" товарищи успокоили: "один раз - ещё не ", на душе стало веселее, день прошёл всё-таки не зря. Правая дверь и открытая рампа добавят безопасности даже такому "слону", как МИ-8 - это и возможность обзора всей нижней полусферы, и возможность обстрела всей нижней полусферы, и возможность "выхода" десанта в "три потока". Но, повторяю, нужен лёгкий вертолёт, адаптированный к эксплуатации в условиях Сухопутных Войск на отделение десанта (а не на неполный взвод, как МИ-8).
    Далее пускай меня закидают гнилыми помидорами, но я скажу: диапазон высот от 50 до 300 метров и скоростей до 250 км/ч сейчас занят вертолётами огневой поддержки, но подумайте, что с ними будет, если туда вернётся "хозяин этих мест" - самолёт-штурмовик? Только не СУ-25, он туда не полезет, т.к. приближается к тактической ударной авиации по всем характеристикам, и не "цирк шапито" любовно выписанный в статье "противопартизанская авиация", т.к. он только против партизан и годиться. Что будет, если вернуться к полноценному турбовинтовому самолёту-штурмовику 1.защищённому и живучему более, чем вертолёт огневой поддержки, 2.в разы более дешёвому, 3.годному к крупносерийному производству, 4.годному к эксплуатации в условиях Сухопутных Войск, 5.в разы более скоростному. Такой аппарат сможет выполнять непосредственную огневую поддержку не хуже ударного вертолёта, т.к. указанные выше диапазоны скоростей и высот для него "свои", сможет вести наступательный воздушный бой с любыми вертолётами (а они только оборонительный), сможет вести оборонительный воздушный бой с реактивной тактической авиацией (недостаток скорости будет компенсироваться большим численным превосходством и взаимодействием в группе).
    Далее пускай меня ещё сильнее закидают помидорами, но я скажу: поскольку речь идёт, фактически, о воссоздании авиации Сухопутных Войск, лётный состав этой авиации должен комплектоваться из офицеров сухопутных войск, обучение должно составлять около 2 лет (оружие, которое нужно осваивать в течение пятилеток - уже не оружие, т.к. война успеет начаться и кончится), требования к состоянию здоровья должны быть низведены с нынешних сияющих вершин до практического разумного уровня Сухопутных Войск (пилотировать дозвуковой и не стратосферный л/а может любой годный к строевой службе, т.е. здоровый, человек при наличии способностей). Роль способностей мне стала ещё отчётливее видна при переходе от занятий парашютизмом к парапланеризму - в группе есть "юноши бледные", которые едва ли прошли ВЛЭК, но летают они хорошо, у них талант.
    И последнее: авиационные подразделения Сухопутных Войск должны появляться на уровне танковой дивизии. Армейская авиация, вместе с силами и средствами ПВО дивизии, должна управляться с единого ПУ и использовать средства контроля воздушного пространства, имеющиеся в составе ПВО дивизии.
    1. Kassandra
      +1
      29 марта 2014 15:52
      Ничего не будет - посшибают, даже без ПЗРК. Такие турбовинтовые или поршневые бразильские самолеты годятся только для контрпартизанских действий в Амазонке против индейцев-маоистов с китайскими калашниковыми или даже просто с отравленными стрелами. Сейчас достойное место перспективного универсального вертолета занимает только S-97 Raider, вполне согласующийся с вышенаписанными требованиями для вертолета российскиой армейской авиации.
      Самый лучший ударный самолет СССР был МиГ-27, он вообще сверхзвуковой в отличие от Су-25. А у пропеллерных самолетов при их даже близко не околозвуковой скорости все тот же недостаток - они в отличие от вертолетов плохо могут использовать рельеф местности. Скрытно выйти на штуромовку и атаковать у летчика может еще получится а вот быстро выйти потом из под огня нырнув обратно за сопку или бархан, уже - нет. В Ираке А-10 почти ничего не достигли, почти вся подбитая бронетехника была на Апачах, кстати понесших несмотря на свою способность "прятаться", очень серьезные потери.
    2. Russkiy53
      0
      30 марта 2014 12:27
      Ну,тогда нужен"крокодил":)))!и пехоту возит,и с автоматки его не сбить...и сам п...з устроить может:)))!
    3. 0
      1 апреля 2014 18:34
      Все правильно. Я сам уже давно об этом думал. Мои 5 копеек: эти самолётики должны быть с очень коротким взлетом и посадкой.
  12. Unheavyshadow
    +1
    28 марта 2014 23:30
    Также хочу добавить Ми-26 , крупнейший в мире серийный вертолет.
  13. +1
    29 марта 2014 14:40
    Цитата: Активист СВ
    Что будет, если вернуться к полноценному турбовинтовому самолёту-штурмовику 1.защищённому и живучему более, чем вертолёт огневой поддержки, 2.в разы более дешёвому, 3.годному к крупносерийному производству, 4.годному к эксплуатации в условиях Сухопутных Войск, 5.в разы более скоростному. Такой аппарат сможет выполнять непосредственную огневую поддержку не хуже ударного вертолёта, т.к. указанные выше диапазоны скоростей и высот для него "свои",


    1.Вертолёт огневой поддержки защищён и живуч не хуже,а где то даже и лучше чем самолёт штурмовик. 2.Насчёт дешевизны вопрос спорный. 3.Эээ...это вертолёты мелкосерийное производство? 4.Вертолёты годны не только в сухопутных войсках,но и во всех других родах войск востребованы. 5.Уже есть скоростные вертолёты (см. ГУГЛ),которому подвластны скорости от 0 до 600 км/ч
    Так,что у вертолёта свои задачи,а у штурмовика свои.
    1. Russkiy53
      0
      30 марта 2014 12:29
      Вертолет,по-любому-дороже поршневого самолета...а нищету в джунглях под п...з ставить-нужна дешевая машина:)))...
  14. 0
    29 марта 2014 18:01
    1.Живучесть системы - это способность данной системы частично или полностью сохранять свои функции при наличии повреждений и выходе из строя некоторых компонентов системы (классическое определение, между прочим). У самолёта живучесть принципиально выше, ввиду более простой конструкции и меньшего кол-ва уязвимых агрегатов. Отсутствуют автомат перекоса, главный редуктор, трансмиссия на рулевой винт.
    2.Защита самолёта достигается таким же комплексом технических решений , что и вертолёта: рациональное бронирование, рациональная компоновка и т.п. Поэтому, нет принципиальных препятствий к достижению равной с вертолётом защищённости.
    3.Специально для kassandra сообщаю, что советский поршневой самолёт ИЛ-2 успешно действовал под огнём войск немецко-фашистского агрессора, которые совсем не похожи на отряды индейцев.
    Про скрытность лучше узнать из мемуаров ветеранов ВОВ, воевавших на ИЛ-2, вряд ли они с Вами согласились бы. На это у меня есть интересное наблюдение: сначала мой кот начинает бегать от окна до тёмного угла и обратно, при этом рычать, через непродолжительное время возникает характерный низкочастотный гул, потом появляется сам "хороняка" - МИ-24 (или МИ-8), такая вот скрытность.
    4.Скорости 600км/ч достигаются вертолётами (конвертопланами) за счёт исключительных по сложности и стоимости технических решений, о защищённости и живучести таких аппаратов говорить вообще преждевременно, а самолётами эти скорости освоены более 60 лет назад.
    5.В заключение хотел бы сказать: в производстве любых вооружений сейчас наблюдается странная картина - появляются образцы сложной и дорогой техники, которые вряд ли возможно производить крупной серией, идут штучные закупки 5-10 штук в год (ИЛ-2 выпускали в среднем по 10000 штук в год). В случае крупного конфликта, всего этого великолепия я не увижу, массовым оружием будет АК-47. Опять же личное наблюдение: администрация одной организации решительно не желало закупить необходимую единицу оборудования по приемлемой цене, ссылаясь на то, что это "прошлый век", но и новейший образец тоже не приобретался - слишком дорого, в результате долгое время не было куплено ничего, а на "нет" и суда нет, нулевой вариант устроил и поклонников "новизны" и ревнителей "дешевизны". Только вот работать (воевать) чем будем?
    1. Russkiy53
      0
      30 марта 2014 12:31
      Живучесть системы:это холодный выхлоп двигателя;хороший обзор и сектора обстрела у десанта;ну и-броня:)))!!!вот он-основной принцип живучести:)))!!!
  15. 0
    30 марта 2014 00:26
    Ансат-2рц, на замену Ми-24
    1. 0
      1 апреля 2014 21:19
      Этот остался на уровне эксперементальной модели. Уже 7 лет про него ничего не слышно.
  16. Russkiy53
    +1
    30 марта 2014 12:33
    Так а где в статье-про"будущее":)))???последний абзацик:)))???статейку надо было назвать:"слегка о вертолетах":)))!
  17. 0
    11 августа 2014 21:27
    Любой военый вертолет должен иметь активную автоматическую защиту от ракет. Что-то типа автоматического спаренного пулемета с радаром.