Подводная одиссея команды ЦРУ

20
Подводная одиссея команды ЦРУ


Рассекреченные документы открывают новые детали миссии разведки США по подъему затонувшей советской подлодки

Историческая служба Госдепартамента США в серии «Международные отношения Соединенных Штатов» опубликовала том, посвященный политике национальной безопасности в 1973—1976 годах. Издание io9 обнаружило среди почти тысячи страниц стенограмм заседаний и внутренних документов ведомства 200, посвященных проекту «Азориан» — частично удавшейся попытке ЦРУ поднять с морского дна советскую субмарину К-129.

Подводная лодка К-129 была спущена на воду в 1959 году. Она строилась по проекту 629 — дизель-электрические субмарины, несущие по три баллистических ракеты Р-13. Всего таких было изготовлено 24 штуки. К-129 позже переоборудовали по проекту 629А — под ракеты Р-21.

8 марта 1968 года К-129 затонула в северной части Тихого океана, примерно в трех тысячах километров от Гавайских островов, на глубине 5,6 тысячи метров. На борту находились 98 человек. По официальной версии, подлодку затопило водой через неисправный клапан воздухозаборника. Американцы придерживаются версии о ложном срабатывании двигателей ракет в закрытых шахтах — об этом свидетельствует высокий радиационный фон в извлеченных обломках и шум, по которому субмарину нашли операторы гидроакустической системы SOSUS.

СССР искал К-129 два месяца, но так и не нашел. Разведка ВМС США догадалась, что произошло, по активности советского флота в районе известного маршрута подлодок проекта 629 и заставила операторов SOSUS прослушать часы и дни архивных записей в поисках чего-нибудь похожего на взрыв. Это позволило сузить область поисков до трех тысяч квадратных километров. Из Перл-Харбора туда отправилась субмарина USSHalibut, оснащенная глубоководными поисковыми системами. К-129 нашлась за три недели — к августу 1968 года.

В Вашингтоне рассудили, что советская подлодка с баллистическими ракетами на борту — это просто дар с небес. Если бы ее удалось поднять, в распоряжении Пентагона оказались бы технологии ракет Р-21, шифровальное оборудование и документация. Осталось только понять, как извлечь субмарину массой 2,5 тысячи тонн с глубины в 5,5 километра, да еще так, чтобы никто не заметил. Так появился секретный проект ЦРУ «Азориан».

В очередной части «Бондиады», вышедшей на экраны в 1977 году, фигурировал гигантский танкер, захватывающий атомные подводные лодки. Возможно, сценарист фильма вдохновился опубликованными за два года до того утечками касательно проекта «Азориан». Чтобы достать К-129 со дна Тихого океана, в ЦРУ решили создать гигантский корабль, в дне которого будет скрыт подъемный механизм и док для субмарины. Он также должен был быть оснащен системами стабилизации, вроде использующимися на буровых платформах.


Корабль Hughes Glomar Explorer. Фото: AP


Устройство захвата, разработанное специально для советской подлодки, собиралось отдельно на закрытой барже. Чтобы установить его на уже готовое судно, баржу нужно было затопить и завершать монтаж под водой — так назначение корабля можно было скрыть от большинства работников.

Строительство было поручено компании GlobalMarineDevelopment, использовалась верфь SunShipbuilding в Филадельфии. Корабль получил название «Хьюз Гломар Эксплорер» — по легенде, судно строил индустриальный магнат Говард Хьюз, чтобы добывать железно-марганцевые конкреции с морского дна. Миллиардер не возражал против использования его имени: его компании и так выполняли множество секретных военных контрактов.

«Господин Хьюз — признанный предприниматель-пионер с широким спектром бизнес-интересов; у него есть необходимые финансовые ресурсы; он часто действует втайне; и он настолько эксцентричен, что сообщения СМИ о его деятельности часто варьируются от правды до совершенных небылиц», — поясняли выбор легенды руководители проекта госсекретарю Генри Киссинджеру в письме, датированном маем 1974 года. Оно было в числе документов, вошедших в нынешнюю публикацию Госдепартамента.

Разработка, строительство и испытания проекта тянулись до 1974 года — и даже тогда завершались впопыхах. Через шесть лет после гибели К-129 в Вашингтоне уже сомневались, стоила ли игра свеч: Советский Союз перешел на ракеты Р-29 значительно большей дальности. Полезность информации, которую бы удалось получить, разобрав Р-21, была под вопросом.

Тогдашний директор ЦРУ Уильям Колби, однако, настоял на продолжении миссии, не желая портить отношения с наемным персоналом. «Нам нужно заботиться о репутации государства. Закрытие проекта на таком позднем этапе покажется подрядчикам самодурством. Это важный момент в разведывательных программах, где вопросы безопасности и прикрытия требуют более тесных отношений между подрядчиками и государством», — объяснял он в еще одном опубликованном Госдепом письме.

В итоге 4 июля 1974 года «Хьюз Гломар Эксплорер» прибыл к месту гибели К-129. Операция по подъему подлодки длилась больше месяца: нужно было дождаться идеальной погоды. Кроме того, невероятных размеров судно непонятного назначения дважды привлекало внимание советских кораблей в районе.

К началу августа «Клементину», как прозвали моряки устройство захвата, спустили на дно на ступенчатой трубе, вроде буровой. Предполагалось поднять больше половины субмарины за раз — передние 42 метра. Однако две трети захваченной части, включая рубку, рухнули обратно — стальные «клешни» не выдержали нагрузки. В итоге в потайном доке «Гломар Эксплорера» оказались лишь первые 11 метров носовой части К-129.

Операцию признали частично успешной: по официальной информации, в поднятом фрагменте подлодки оказались две торпеды с ядерными боеголовками и шестеро членов экипажа. Некоторые сотрудники проекта Азориан позже утверждали, что удалось «спасти» шифровальные книги и другую документацию.

Советских моряков похоронили в море с воинскими почестями. Из-за высокого радиационного фона тела спускали в металлических гробах. Согласно опубликованной Госдепом переписке, изначально рассматривалась возможность сохранить личные вещи покойных для последующей передачи родным: это могло бы ослабить напряжение, если бы Советский Союз узнал о проекте.

Агенты разведки снимали всю операцию по подъему лодки на кинопленку для архива ведомства. В 1992 году директор ЦРУ Роберт Гейтс передал фрагмент записи с церемонией погребения президенту России Борису Ельцину.



Обломки «Клементины» и К-129 еще не успели коснуться дна, а ЦРУ уже готовилось ко второй попытке. Было понятно, что «Хьюз Гломар Эксплорер» придется вернуть в док и существенно переработать систему захвата. Так что новое плавание корабля «двойного назначения» состоялось бы не раньше следующего благоприятного погодного сезона — второй половины лета 1975 года.

Неудача с «Азорианом», однако, пришлась на самый разгар Уотергейтского скандала. 9 августа 1974 года президент США Ричард Никсон уже подал в отставку под угрозой импичмента, поэтому для многих в Вашингтоне приоритетом стали не амбициозные проекты с сомнительными международными последствиями, а «прикрытие тылов».

Даже Киссинджер, всегда поддерживавший операцию «Азориан», начал считать ее бомбой замедленного действия. «Эта история неизбежно просочится: слишком многих нужно было посвятить в дело. У всех оставшихся кишка тонка. Вчера они все время пытались дать понять, что хотят защитить себя от "Азориана". Удручающая встреча», — объясняет он свою позицию новому президенту Джеральду Форду в опубликованной Госдепартаментом стенограмме.

То, что проект «Азориан» вот-вот станет достоянием общественности, лучше всего понимали в ЦРУ. В январе 1974 года об их проекте узнал журналист NewYorkTimes Сеймур Херш. Директор ведомства Уильям Колби дважды встречался с ним, уговаривая отложить публикацию расследования из-за угрозы международного скандала.

Вторая встреча Херша и Колби состоялась 10 февраля 1975 года. Но тремя днями ранее о подлинном назначении «Хьюз Гломар Эксплорера» написала LosAngelesTimes. В газете узнали о секретном проекте благодаря собственной оплошности ЦРУ.

5 июня 1974 года офис одной из компаний, работавших над «Гломар Эксплорером», был ограблен. Помимо денег, преступники вынесли четыре ящика с документами. Среди них могла быть служебная записка с описанием проекта «Азориан» — если ее, как положено, не уничтожили после прочтения.

Несколько месяцев спустя в полицию Лос-Анджелеса обратился человек, назвавшийся посредником того, в чьих руках оказались документы. Последний требовал за них $500 тысяч. В ЦРУ попытались выяснить, есть ли среди бумаг описание «Азориана», и рассказали о записке ФБР. Те передали полиции, а последние спросили у посредника.

Так эта история и дошла до Los Angeles Times. Их первая заметка была короткой, с множеством неточностей и сомнительными источниками, так что ЦРУ продолжало настаивать на молчании журналистов, знавших подробности дела. Но 18 марта 1975 года о своем намерении раскрыть все детали публично заявил колумнист Джек Андерсон. Это развязало руки остальным: New York Times, Washington Post и Los Angeles Times вышли с передовицами о «Гломар Эксплорере».

Херш и коллеги по ошибке называли секретный проект «Дженнифер» — это кодовое имя использовалось на всех документах, чтобы обозначить категорию секретности. В ЦРУ и Минобороны США над общими уровнями допуска имеет приоритет система блоков информации: засекреченные документы и объекты разделяются на условные «ячейки», право доступа в каждую из которых определяется дополнительными критериями — служебной необходимостью, поручительствами и так далее.

Администрация Форда решила игнорировать публикации в прессе. Искушение признать существование грандиозного проекта, конечно, было велико. «Этот эпизод — важное достижение Америки. Эта операция — техническое чудо с сохранением секретности», — говорил министр обороны Джеймс Шлезингер на встрече президента с силовым блоком 19 марта 1975 года (стенограмма рассекречена в 2010 году).

Дальнейшая огласка, однако, могла вынудить СССР предпринять ответные действия, поэтому проект «Азориан» оставался засекреченным. На официальные запросы в соответствии с законом о свободе информации (FOIA) ЦРУ реагировало формулировками «мы не можем ни подтвердить, ни опровергнуть». Эту фразу теперь называют «ответом Гломара» или «гломаризацией».

От Советского Союза ждали резкой реакции, как на инцидент с самолетом-разведчиком U-2 в 1960 году. Москва же молчала. По данным ЦРУ, в Кремле предпочли не признавать публично потерю подводной лодки, неспособность найти место ее гибели и провал разведки касательно корабля «Гломар Эксплорер».

В том же докладе от апреля 1975 года аналитики ЦРУ предупреждают: «Не вызывает сомнений, что Советы сделают все возможное, чтобы осложнить или сорвать вторую попытку». Пары ныряльщиков, вооруженных несколькими метрами кабеля, хватило бы, чтобы повредить устройство, типа «Клементины». А главное, в СССР теперь знали, где покоится К-129.

В итоге власти США отказались от попыток поднять остатки советской подлодки. В июне 1975 года Киссинджер написал Форду: «Теперь ясно, что Советы не намерены позволить нам беспрепятственно провести вторую миссию. Советский буксир дежурит у цели с 28 марта, и по всем признакам там и останется. Наша система захвата уязвима для самых невинных событий на море, типа лодки, проходящей слишком близко и "случайно" задевающей корабль. Угроза более агрессивной враждебной реакции тоже присутствует, вплоть до прямой конфронтации с судами ВМФ СССР».

По официальной версии, на этом проект «Азориан» и закрыли. «Гломар Эксплорер» действительно переоборудовали для глубоководного бурения, а в 2010 году продали другой компании.

Сейчас проект «Азориан» остается секретным. Большая часть имеющейся достоверной информации стала известна только в 2010 году. Тогда были опубликованы уже упомянутая стенограмма встречи Форда с силовиками и подвергнутая изрядной цензуре статья 1985 года из внутреннего журнала ЦРУ. По-прежнему не ясно, что именно американцам удалось поднять со дна, помимо торпед и тел моряков, скрыты многие детали планирования миссии и подготовки корабля, включая назначение некоторых полевых лабораторий, размещенных на борту в последний момент.

Зато известно, сколько три президентских администрации США потратили на секретный проект — $800 миллионов. В пересчете на современные доллары это почти $4 миллиарда. «Азориан» стал одной из самых дорогостоящих секретных операций холодной войны.
20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    26 апреля 2014 09:20
    Во всей этой истории особенно "дерьмово" то, что тогдашнее руководстово СССР "открестилось" от своих погибших подводников, типа - ничего не знаем, лодки у нас не пропадали, что -то в этом духе. И родственникам погибщих было "предложено" помалкивать. Про "гласность" естессно в те времена не то, что говорить, во сне увидеть - "вредно для здоровья было". Вот такие "издержки" холодной войны в то время.
    1. 0
      26 апреля 2014 16:51
      есть такая профессия-, Родину зашищать!!!
      1. +1
        26 апреля 2014 20:05
        Не нужно демонизировать нашу страну, по другую сторону океана поведение властей было бы примерно таким же. Таковы правила, как ни погано это слово в этом случае звучит, игры.
  2. +7
    26 апреля 2014 10:46
    Покров тайны частично приотрылся только через шестьдесят пять лет после гибели подводной лодки. А про "Курск" мы когда правду узнаем, интересно?
    1. макарка
      +1
      27 апреля 2014 13:41
      Не при жизни нынешнего руководства.ребят просто убили, пусть и случайно, и дали спокойно и героически погибнуть тем кто выжил при аварии.Вечная им память...........
      И вечный позор руководству СФ и страны. страны, по тому что ответственные за потерю корабля и экипажа не повешены за яйца в назидание своим последователям
  3. 0
    26 апреля 2014 11:42
    Лихие были времена,секреты,секреты,секреты, много тайн было в Советском Союзе,сколько ещё нам предстоит их узнать.
    1. Комментарий был удален.
    2. 0
      27 апреля 2014 18:37
      Было очень удобно прикрывать пресловутой секретностью собственное раздолбайство и некомпетентность. Тем более что информация о серьезных ЧП, как правило,была секретом только для собственных граждан, но никак не для потенциального противника... Потому в советское время и ходила такакя прибаутка:"Есть забава на Руси - ночью слушать Би-Би-Си."
  4. 0
    26 апреля 2014 12:01
    Интересно. Первый раз об этом читаю.
    Странно, что тела наших подводников были так сильно радиоактивны, даже после долгого пребывания на глубине 5.5 км.
    1. +2
      26 апреля 2014 12:32
      Лет 5-7 назад по тв была обстоятельная передача касательно этой операции амеров.
      Цитата: Takashi
      Странно, что тела наших подводников были так сильно радиоактивны, даже после долгого пребывания на глубине 5.5 км.

      Мне кажется, что это не соответствует действительности. Взрыва не было, разрушенные давлением боеголовки сильного радиационного заражения не могут дать по определению, да и их разрушение маловероятно.
      Оставим этот факт на совести юсатых.
  5. Gagarin
    +3
    26 апреля 2014 12:54
    Масштабные проекты и события.
    Плюс американцам за должные похороны моряков.
  6. 0
    26 апреля 2014 14:44
    Цитата: Gagarin
    Плюс американцам за должные похороны моряков.

    А то,что по всем имеющимся на сегодняшний день данным в гибели К-129 виновата американская подлодка,допустившая столкновение.Где-то с месяц назад,может чуть больше на "России 1" был документальный фильм на эту тему.
  7. -1
    26 апреля 2014 16:38
    есть такая профессия- Родину зашищать!
  8. +1
    27 апреля 2014 04:13
    Цитата: sub307
    Во всей этой истории особенно "дерьмово" то, что тогдашнее руководстово СССР "открестилось" от своих погибших подводников, типа - ничего не знаем, лодки у нас не пропадали, что -то в этом духе. И родственникам погибщих было "предложено" помалкивать. Про "гласность" естессно в те времена не то, что говорить, во сне увидеть - "вредно для здоровья было". Вот такие " издержки" холодной войны в то время.

    Тоже, когда прочитал про эту лодку кажется в комсомолке, был этим фактом очень возмущен в душе, подводники отдали свои жизни за свою Родину в рассвете лет, а эти твари в руководстве страны и ВМФ даже не захотели отдать им последний долг, похоронить по человечески, амерам самим пришлось это делать, за что я им благодарен.
  9. 0
    27 апреля 2014 08:19
    У нас же есть док.фильм о К-129, там ясно доказано, что наша лодка была протаранена американской.
    1. мамба
      0
      27 апреля 2014 18:56
      Цитата: balyaba
      наша лодка была протаранена американской.

      Виновницей столкновения по мнению наших моряков считается АПЛ "Скорпион", хотя по американским данным она в это время выполняла некое задание в Средиземном море.
      Тем не менее, она была якобы потоплена нашей АПЛ у Азорских островов в мае того же года в отместку за гибель К-129. К этому выводу пришёл американский военный журналист Эд Оффли после 25-летнего расследования гибели "Скорпиона".
      1. мамба
        0
        27 апреля 2014 19:47
        Прошу прощения за ошибку. Виновницей столкновения считается американская многоцелевая АПЛ "Свордфиш" ("Рыба-меч"), протаранившая К-129 своей острой рубкой.
  10. 0
    27 апреля 2014 14:05
    та что же у нас тогда за корыта делают раз простая амерская лодка нас таранит и топит.им и торпеды тогда нах.не нужны.и как она не замеченная подошла к лодке на сближение??? тогда выходит что у нас просто в бочках плавают подводой.что то тут не чисто как то.
  11. +2
    27 апреля 2014 14:26
    Читал раньше, когда лодки оказываются рядом они становятся слепы и глухи по отношению к друг другу, не думаю, что американцы сознательно пошли на столкновение, так можно и самим затонуть, фильм об этом пропустил, но видимо произошедшее трагическая случайность. Игры в кошки мышки между подлодками в то время были обычной практикой с записью шумов и попытками идентифицировать корабль.
    Вечная память всем погибшим за нашу Родину.
  12. +4
    27 апреля 2014 18:39
    Я уже писал тут, о К-129, ее командире, капитане 1 ранга Кобзаре, об электрике, с этой лодки, который чудом остался жив. Добавлю еще. Так получилось, что я сам жил на улице имени Кобзаря, названную в память об этом командире в Рыбачем (сейчас Вилючинск). Дружил с этим электриком, видел его "дембельский" альбом с фотографиями всего экипажа и даже с семьями офицеров. Экипаж жил дружно, как одна семья.
    Теперь в тему. Лодка К-129 проекта 629. Это дизельная лодка с тремя баллистическими ракетами, размещенными в рубке. Дизельная лодка малошумна и не может по шумности "соперничать" с атомной. Естественно, способна ПЛА обнаружить раньше и совершить маневр уклонения. Столкновение лодок в подобных условиях маловероятно. Можно судить о контактах наших атомных лодок с американскими и дизельных типа Варшавянка. У атомных один - два контакта за боевую службу, у них десятки. Потому Варшавянки и стали такими популярными. У них шумность ниже фона моря. Поэтому никакого столкновения в Тихом океане я не верю. Да, в узкостях, проливах, противолодочных рубежах, где тебя уже ждут, всякое может быть! Но в открытом океане ничего.
    А теперь что мне рассказывал электрик. На этой лодке три группы аккумуляторных батарей. Батареи были старые и сильно газовали водородом. Настолько сильно, что печи дожига водорода не всегда справлялись. У меня лично рвался водород прямо в отсеке. Я и знаю, что это такое, хорошо взрывающиеся объемы были небольшие. Так вот у них перед боевой службой все группы аккумуляторов должны были заменить. Но они затянули со сдачей задач, потом с погрузкой выгрузкой боезапаса и батареи не поменяли. Процесс этот не простой. Осуществляется с разгерметизаций прочного корпуса, расшиновкой всех элементов и так далее. К боевой службе не успели и отправили на боевую службу на авось.
    Вот аккумуляторная батарея у них и рванула! Это мне рассказывал человек, который именно эту батарею ощупал как родную женщину в течение четырех лет, пока служил. К сожалению, он недавно умер.
    Кстати начальство знало, с какой батареей посылали лодку. Но никто не воспротивился. Каждый боялся за свое кресло и погоны. А результат известен.
    Потом можно сочинять все, что хочешь. Даже столкновение с НПО (неопознанным подводным объектом).
  13. +1
    28 апреля 2014 00:18
    Цитата: Lyton
    Цитата: sub307
    Во всей этой истории особенно "дерьмово" то, что тогдашнее руководстово СССР "открестилось" от своих погибших подводников, типа - ничего не знаем, лодки у нас не пропадали, что -то в этом духе. И родственникам погибщих было "предложено" помалкивать. Про "гласность" естессно в те времена не то, что говорить, во сне увидеть - "вредно для здоровья было". Вот такие " издержки" холодной войны в то время.

    Тоже, когда прочитал про эту лодку кажется в комсомолке, был этим фактом очень возмущен в душе, подводники отдали свои жизни за свою Родину в рассвете лет, а эти твари в руководстве страны и ВМФ даже не захотели отдать им последний долг, похоронить по человечески, амерам самим пришлось это делать, за что я им благодарен.

    Амеров благодарить не за что. Фактически они разорили воинское захоронение. То, что СССР не признал потерю корабля, дела не меняет. И американцы знали, что творили. И фильм о похоронах сняли, чтобы прикрыться им как фиговым листком, когда преступление всплывет наружу.
  14. 0
    28 апреля 2014 02:09
    Цитата: tolancop
    Амеров благодарить не за что. Фактически они разорили воинское захоронение.

    Они наших моряков похоронили с воинскими почестями, а могли просто за борт выбросить, целью было документация, шифры и технологии, вдумайтесь сколько незахороненных погибших солдат лежит в наших лесах после отечественной войны 41-45г. до сих пор находят останки и как положено хоронят.
    Безразличный информация полезная спасибо, в той статье которую я изучал указывали, что Кобзарь перенес свой сейф с шифрами куда то в кормовой отсек, так как был высок ростом и он мешал ему вытянуть ноги при отдыхе.
    1. 0
      5 мая 2014 10:06
      А родным и близким выдали на руки бумагу с формулировкой "УТОНУЛ В МОРЕ" ! Как это? Пошел "на блядки" и утонул в море ? Не погиб, долг свой выполняя, а "утонул в море"! Исходя из формулировки семьям не было ни пенсий, ни пособий - ничего !