Водка, матрешка, вежливые люди
Бренд «вежливые люди», который, как сообщили СМИ, намерен зарегистрировать «Военторг», является всего лишь формализацией спонтанно сложившихся в массовом сознании образа и мема, подкрепленных, впрочем, соответствующей атрибутикой и усиленных текущей повесткой. Бренд «вежливые люди» (именно как бренд) не был запланирован, и теперь работа с ним ведется постфактум. Маркетологи по этому поводу упрекнут в отсутствии стратегии, политики при слове бренд разведут руками, но последнее слово оказывается снова за военными, которые фактически дополнили и расширили ассоциативный ряд и символический набор России.
Проигнорировать появление такого мощного образа было бы серьезной ошибкой, потому что впервые новый национальный бренд связан с реальным положительным содержанием и имеет отличную в прямом и переносном смысле форму. «Вежливые люди», — не маркетинговая и пиар пустышка, бренд наполнен положительными для нас смыслами и эмоциями. Даже в мире, несмотря на всю неоднозначность восприятия и отношения к России «вежливые люди» вызывают сдержанное уважение, даже боязнь, но никак не насмешку и презрение.
Россия с помощью «вежливых людей» может закрыть образовавшуюся после распада СССР пустоту проекции своей силы; у США (в медийном и массовом измерении) есть «авианосцы», «крылатые ракеты», «морские котики», «коммандос» и т. д. Россия же может добавить к «ракетам» и «вежливых людей», которые и по форме и по содержанию в состоянии служить хорошей поддержкой и усилителем других армейских брендов, таких например, как «Калашников» или «Уралвагонзавод».
Но извлечь имиджевую пользу из «вежливых людей», что кстати по западным меркам было бы само собой разумеющимся, возможно только если бренд будет развит в полноценную систему с ее последовательным продвижением и применением. Бренд «вежливые люди» должен использоваться не только в сфере политики, но и социальном и потребительском измерении. В противном случае «вежливых людей» ждет судьба брендов-однодневок.
Информация