Призрачный скат в небе

6

Корпорация «Боинг» решила начать новый этап в реализации одной из своих важнейших программ — создания многоцелевого беспилотного летательного аппарата «Фантом Рей» («Phantom Ray», в переводе с английского — «Призрачный скат»). 13 декабря 2010 года прототип аппарата, размещенный на фюзеляже принадлежащего НАСА самолета Boeing 747 (обычно он привлекается к перевозке космических аппаратов «Спейс Шаттл»), совершил свой первый полет из международного аэропорта «Ламберт — Сент-Луис». Продолжительность первого полета, в ходе которого подтверждены расчетные данные трудившегося над «скатом» инженерно-конструкторского коллектива, составила 50 минут.

Руководство корпорации сделало на своего «ската» главную ставку в деле завоевания прочных позиций на весьма перспективном, по оценкам авиационных и военных экспертов и аналитиков, рынке разведывательно-ударных «беспилотников». По оценке специалистов компании «Тил Груп», занимающейся аналитикой в области вооружений и военной промышленности, общемировые затраты на «беспилотную» тематику с 4,9 млрд. долларов в 2010 году вырастут до 11,5 млрд. долларов в 2019 году. «Фантом Рей» — это весьма важный проект, поскольку руководство корпорации «Боинг» решило активизировать свою деятельность на рынке беспилотных летательных аппаратов», — подчеркивает директор корпоративного анализа компании «Тил Груп» Филипп Финнеган. Важность «беспилотников» для ведения современной войны понимают и американские военные — в сентябре 2010 года командование ВВС США подписало новый контракт, по которому за 38,3 млн. долларов обязалось приобрести шесть дополнительных БЛА типа MQ-9 «Риппер».





«Фантом Рей» — это многоцелевой беспилотный летательный аппарат, предназначенный для решения достаточно широкого круга задач, включая ведение разведки и наблюдения за полем боя или территорией; выявление объектов системы ПВО/ПРО противника и их подавление; решение задач по радиоэлектронному противодействию различным средствам противника; дозаправку топливом в полете других летательных аппаратов; нанесение ударов высокоточным оружием по наземным или надводных объектам противника, а также — что весьма амбициозно на сегодняшний день — борьба с другими летательными аппаратами противника, включая вертолеты и самолеты. С другой стороны, сам разработчик классифицирует аппарат пока как боевой БЛА (Unmanned Combat Air Vehicle — UCAV).

БЛА «Фантом Рей» имеет следующие летно-технические характеристики: длина аппарата наибольшая — 11,0 м, размах крыла — 15,2 м, максимальная взлетная масса — 16556 кг, масса полезной нагрузки — 2000 кг, силовая установка — один турбореактивный двухконтурный двигатель F404 GE-102 D компании «Дженерал Электрик», крейсерская скорость — около 988 км/час, боевой радиус — 2200–2400 км, практический потолок — 12200 м. БЛА «Фантом Рей», как и его предшественник Х-45 С, имеет два внутренних отсека вооружения, где можно разместить до двух управляемых авиабомб типа JDAM калибра 900 кг или же набор разведывательного или иного специального оборудования, включая РЛС с синтезированной апертурой луча или комбинированную оптико-электронную/инфракрасную систему.

Для сравнения — некоторые летно-технические характеристики использовавшегося в процессе создания «Призрачного ската» беспилотного летательного аппарата типа Х-45 С: масса взлетная максимальная — 15875 кг, масса пустого БЛА — 7485 кг, масса полезной нагрузки — 2041 кг, масса внутреннего топлива — 6350 кг, длина фюзеляжа наибольшая — 11,89 м, размах крыла — 14,94 м, крейсерская скорость — около 1040 км/час, боевой радиус без барражирования в зоне боевого применения/при барражировании в зоне боевого применения — 2400 км/1850 км, практический потолок — 12200 м, силовая установка — один турбореактивный двухконтурный двигатель F404 GE-102 D компании «Дженерал Электрик», во внутреннем бомбоотсеке можно было подвесить до восьми 113 кг авиабомб типа SDB (Small Diameter Bomb), дополнительные топливные баки или различное специальное оборудование.

Здесь следует также подчеркнуть, что «Фантом Рей», работы по которому в «Боинге» возглавляет Крейг Браун, — далеко не единственный проект корпорации «Боинг» в области беспилотной авиатехники, реализуемый в настоящее время. В общей сложности специалисты корпорации работают над шестью типами «беспилотников», в том числе небольшой БЛА самолетного типа «Скан Игл», стоимость которого составляет всего 100 тысяч долларов, и недавно представленный широкой публике БЛА вертолетного типа А160 Т «Хаммингберд». По контракту с КМП США компания за 29,9 млн. долларов обязалась недавно построить два таких «беспилотника» для проведения войсковых испытаний. В «беспилотном» активе корпорации также такие проекты, как БЛА «Интегрейтор», «Солар Игл» и «Фантом Ай».

Работы над проектом многоцелевого БЛА «Фантом Рей» были начаты компанией «Боинг» в инициативном порядке в июне 2008 года, на базе наработок, полученных специалистами корпорации в ходе работы над боевым беспилотным летательным аппаратом типа Х-45 С. Он рассматривался руководством Пентагона в качестве «беспилотного» дополнения к пилотируемым боевым самолетам тактической авиации ВВС и авиации ВМС США. Непосредственно ответственным за проект является отделение «Боинг Фантом Уоркс», а общее руководство всеми программами создания образцов беспилотной авиационной техники осуществляет подразделение «Боинг Дифенс, Спейс энд Секьюрити». Кстати, в годы холодной войны отделение «Боинг Фантом Уоркс» занималось созданием «самолетов-невидимок». Именно благодаря этому, широкое применение в конструкции рассматриваемого БЛА получили различные технологии обеспечения малозаметности — так называемые «стелс-технологии». Идея приступить к созданию на базе Х-45 С нового «беспилотника» возникла у руководства «Боинга» в середине 2007 года, когда стало ясно, что с программой БЛА Х-45 С, мягко говоря, «не выгорело». Примерно до мая 2009 года сам факт существования программы создания БЛА «Фантом Рей» держался в строжайшей тайне. Лишь весной 2009 года руководство «Боинга» официально объявило о существовании такого проекта и своих планах «по новому завоеванию рынка тяжелых беспилотных летательных аппаратов».



Никакого потенциального заказчика и тем более контракта от сторонней компании или организации на «скат» пока нет. Представители корпорации «Боинг» объявляли, что надеются принять участие с БЛА «Фантом Рей» в тендере на проектирование и постройку перспективного беспилотного летательного аппарата MQ-X, анонсированном командованием ВВС США на 2012 финансовый год. Кроме того, во время работы международного аэрокосмического салона в британском Фарнборо в августе 2010 года директор по работам в области беспилотных авиационных систем подразделения «Боинг Милитари Эркрафт» Вик Швеберг сообщил, что БЛА «Фантом Рей» рассматривается руководством «Боинга» в качестве вероятного участника тендера, объявленного командованием ВМС США по программе разведывательно-ударной беспилотной авиационной системы авианосного базирования UCLASS (Unmanned Carrier Launched Airborne Surveillance and Strike).

«Беспилотный летательный аппарат «Фантом Рей» является производным совершенно новой политики, которую мы реализуем в отношении подразделения «Боинг Дифенс, Спейс энд Секьюрити», — заявил в мае 2010 года, во время первой публичной демонстрации БЛА «Фантом Рей» президент отделения «Боинг Фантом Уоркс» Деррил Дэвис. — Впервые в нашей истории мы осуществили проектирование, постройку прототипа и намерены выполнить программу летных испытаний на собственные средства корпорации».

Впрочем, целый ряд экспертов уверены, что найти заказчика на такой высокотехнологичный проект будет весьма непросто. В настоящее время «погрязшие в войнах и борьбе с терроризмом» американские военные больше заинтересованы в приобретении надежных, простых в управлении и в эксплуатации беспилотных летательных аппаратов, которые будут стоить намного меньше, чем их высокотехнологичные «собратья». Вызывает сомнение и потенциальная заинтересованность командования какого-либо вида вооруженных сил США в приобретении пусть и переделанного, но все же во многом «беспилотника» типа Х-45 С, от которого военные уже один раз отказались.

Напомним, что вначале Пентагон в 2006 году прекратил финансирование постройки заказанных ранее трех Х-45 С в рамках программы «Единой беспилотной боевой авиационной системы» (J-UCAS), а в 2007 году всего за неделю до начала летной программы Х-45 С командование ВМС США решило отдать приоритет боевому БЛА корабельного базирования на базе конкурента «Боинга», а от проекта корабельного Х-45 С — отказаться. Как подметил один из экспертов, создается впечатление, что «Боинг» пытается продать американским военным ту же «конфетку» в новой обертке.

Призрачный скат в небе


Первый публичный показ прототипа БЛА «Фантом Рей» — или как его еще называют демонстратора технологий — состоялся в Сент-Луисе, штат Миссури, 10 мая 2010 года, в присутствии руководства подразделения «Дифенс, Спейс энд Секьюрити» и нескольких сотен работников отделения «Фантом Уоркс». Информация о проекте была представлена летом на международной выставке Фарнборо (Великобритания), а 18 ноября 2010 года на территории международного аэропорта имени Ламберта в Сент-Луисе состоялись первые пробежки «Призрачного ската». Бортовая система управления «беспилотника» самостоятельно связалась с наземным командным пунктом, получила все необходимые данные и команды, после чего «Фантом Рей» самостоятельно «побегал» на малой скорости по взлетно-посадочной полосе.

«Успешное завершение данного этапа испытаний подтверждает уникальную степень автономности, которой обладает система управления «Фантом Рея», и позволяет нам двигаться дальше», — заявил вице-президент подразделения «Перспективные боевые летательные аппараты» корпорации «Боинг» Дейв Куперсмит.

Следующий полет — также на борту Boeing 747 — БЛА «Фантом Рей» совершил из Сент-Луиса, где расположено одно из отделений подразделения «Дифенс, Спейс энд Секьюрити» корпорации «Боинг», на калифорнийскую военно-воздушную базу ВВС США Эдвардс, на территории которой находится известный Летно-исследовательский центр имени Хью Л. Драйдена. Перевозка самолетом была выбрана исходя из весьма значительных габаритов «беспилотника». На его транспортировку автомобильным транспортом ушло бы не менее трех месяцев: разобрать БЛА для перевозки, перевезти его, собрать после перевозки и затем выполнить проверочные испытания. В центре будет проводиться новый, важный этап программы: сначала — скоростные пробежки, а затем — полноценные летные испытания с самостоятельными полетами «Призрачного ската». Первые полеты планируется осуществить в первом квартале 2011 года. Первоначально «поставить на крыло» в центре имени Драйдена новый беспилотный летательный аппарат специалисты «Боинга» планировали уже в декабре 2010 года, но затем планы скорректировали.

Согласно утвержденному графику летных испытаний, БЛА «Фантом Рей» должен будет в течение шести месяцев выполнить 10 полетов, в ходе которых наряду с традиционными проверками будет также на практике подтверждена или опровергнута способность «беспилотника» эффективно решать задачи по ведению разведки и наблюдения (в том числе в условиях сложной помеховой обстановки), обнаружению объектов противовоздушной или противоракетной обороны противника и их подавлению (РЛС ЗРК — с помощью помех, а пусковых установок ЗРК — с помощью управляемого авиационного вооружения), ведению радиоэлектронной борьбы, решению ударных задач и осуществлению автономной дозаправки топливом в воздухе. В последнем случае не совсем понятно — либо БЛА будет дозаправляться сам, либо же он будет дозаправлять другие летательные аппараты.

Беспилотный летательный аппарат «Фантом Рей» дает нашим потенциальным заказчикам великолепную возможность отработать самые современные технологии различного назначения, включая те, что предназначены для решения задач разведывательного характера, ведения наблюдения в оперативной зоне, подавления средств ПВО и ПРО противника, решения задач по радиоэлектронному противодействию и осуществления в автономном режиме дозаправки топливом в полете — его возможности практически безграничны

— заявил президент и старший исполнительный директор подразделения «Боинг Дифенс, Спейс энд Секьюрити» Деннис Муленбург.

Что ж, поживем — увидим.


6 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. снек
    снек
    0
    5 мая 2011 09:53
    Есть что-то завораживающее в облике беспилотников. Хотя эта машина все еще обычный ударный БПЛА. Интересно, когда появятся технологические возможности создать настоящий беспилотный истребитель.
    1. Iskr
      0
      8 ноября 2011 23:07
      когда появится возможность создания надёжного андроида вот когда, а любой супер пупер мега надёжный радиоканал с оператором можно заглушить
  2. 0
    5 мая 2011 15:43
    Субъективная оценка создания полноценного беспилотного истребителя : По планеру и ПО более 80 %. Через 2 максимум 5 лет полноценная боевая многофункциональная платформа пройдёт обкатку в боевых условиях. Если арабы уцелеют... прикатают на их ТВД.
  3. snek
    snek
    0
    5 мая 2011 16:22
    Хм, ну через 2-5 лет - это, думаю, будет платформа с спасобная запускать ракеты воздух-воздух. По сути это, конечно, будет истребитель, но к полноценному воздушному бою он не будет способет. Главный плюс такой машины - цена: во-первых, из стоимости самолета вычитается все, что связано с пилотом, например, кресло-катапульта, мониторы и т.д., во-вторых, собственно сам пилот, обучение которого - это нехилый процент от стоимости самолета. Такой самолет может решать достаточно большой объем задач, но пилотируемый истребитель полностью не выетснит. А вот истребитель-беспилотник способный к полноценному воздушному бою, при этом не обладая ограничениями в 10g при моневре - это дело более далекого будущего. Думаю, такой появится лет через 20 - не раньше.
  4. +2
    29 сентября 2011 08:44
    да симпотичный аппарат
  5. Iskr
    +1
    8 ноября 2011 23:12
    Любой беспилотник на данном этапе предназначен для войны с технически отсталым соперником, если у противоборствующей стороны будет хорошая ПВО грош цена беспилотникам.