Ответственность за поколение

6
В середине XVIII века в Европе между коалициями стран разгорелась борьба за господство на континенте и за колонии. После захвата Фридрихом II Силезии численность населения Пруссии, как и ее территория, выросли вдвое. В таких условиях эта страна могла противостоять всем державам Европы, чем и воспользовался Фридрих II.

Ответственность за поколение


В Версале было проведено совещание дипломатов трех стран: Австрии, Франции и России, они подготовили договор по противоборству обновленной Пруссии. Но мудрый Фридрих II не дрогнул, он не испугался воинствующих дам — Марии-Терезы, Помпадур и Елизаветы — и готов был принять их вызов.







Началась очередная война. Полк под командованием Андрея Степановича Милорадовича занимает позиции на западной границе Российской империи. Но через некоторое время главнокомандующий С.Ф. Апраксин отдает приказ: «А.С. Милорадовичу сдать полк новому командиру, а самому прибыть в штаб». Теперь А.С. Милорадович назначается офицером по особым поручениям для доставки сведений о боевых действиях императрице. При Грос-Егерсдофе русская армия совместно с Балтийским флотом одерживает блистательную победу. Подробный доклад об этом сражении А.С. Милорадович доставляет в Петербург для представления Елизавете. Но аудиенция не состоялась, императрица тяжело заболела. С плохими вестями о болезни Елизаветы А.С. Милорадович возвращается в армию. Главнокомандующий С.Ф. Апраксин, искушенный придворный военачальник, прекрасно понимал, что в случае смерти Елизаветы на престол будет возведен Петр III, который восхищался деятельностью Фридриха II. Тогда его ждет неминуемая казнь.



Поэтому главнокомандующий отдает, без согласования с Петербургом, приказ по отводу всех войск на зимние квартиры. Войска прекращают все военные действия. Союзники же России продолжали боевые действия с Фридрихом II. После продолжительной болезни Елизавета поправилась, ее поставили на ноги не только врачи, а и два монаха, специально направленных в Петербург из Соловецкого монастыря. Конфедерация срочно потребовала прибыть в Петербург главнокомандующего С.Ф. Апраксина для доклада по объяснению причин прекращения боевых действий. Командование войсками приказано было передать В.В. Фермору. Елизавета обвинила С.Ф. Апраксина в измене, не приняв во внимание все его былые заслуги. Конфедерации нужна была победа над Пруссией любой ценой.



С 1758 года А.С. Милорадович уже начал сражаться с Пруссией при новом главнокомандующем. После взятия русскими войсками Кенигсберга А.С. Милорадовичу вместе с учеными Кенигсбергского университета поручается подготовить доклад императрице о научных исследованиях, которые проводились в этом учебном заведении. На подготовку доклада ушло две недели. Ученые и офицеры трудились практически круглосуточно. Новый главнокомандующий Петр Семенович Салтыков кратко ознакомился с материалами доклада и приказал А.С. Милорадовичу готовиться к отбытию в Петербург.



Одновременно императрице направлялся план по предстоящим сражениям, по которому П.С. Салтыков предполагал скрытым маршем выдвинуть русские войска от берегов Варты через Тарнов, Пнев, Львовек к Одеру и после сражения под Пальцией окружить главные силы Пруссии. Главнокомандующий в своем докладе просил Императрицу наладить снабжение русских войск, которые остро нуждались в орудиях, ружьях, боеприпасах, обмундировании, саблях, подковах и многом другом. Войска «пожирали» свое снаряжение с невероятной скоростью, интенданты не успевали доставлять все необходимое для победы над прусаками. Выслушав все наставления главнокомандующего, А.С. Милорадович попросил разрешения отбыть в столицу. Но Петр Семенович заметил, что с ним в Петербург поедет один офицер, которого переводят в столицу для командования полком. «Да, ты слышал, наверное, о нем. Это Александр Васильевич Суворов, командир нашего отдельного летучего отряда, который действовал в тылу у неприятеля. В дороге познакомься с ним, вам еще долго придется вместе воевать. (И Салтыков не ошибся.) «Теперь ступай, документы береги», — напутствовал Милорадовича главнокомандующий. Своего попутчика А.С. Милорадович застал в комнате у дежурного генерала. Офицеры представились друг другу, Милорадович поинтересовался: «Когда можно отбывать?» На что получил ответ: «Немедленно». «Ну, тогда с Богом в путь», — произнес А.С. Милорадович. Офицеры устроились в коляске, эскорт занял свое место, и отряд на рысях поскакал в столицу. Чтобы завязать разговор, А.С. Милорадович предложил А.В. Суворову выслушать его о работе Кенигсбергского университета. Такое предложение было основано также на том, что А.С. Милорадович хотел попробовать изложить свой устный доклад, который ему предстояло сделать императрице при вручении всех документов о деятельности университета. «Конечно, сударь», — произнес А.В. Суворов, повернулся вполоборота к А.С. Милорадовичу и приготовился слушать. В рассказе А.С. Милорадовича обозначились все основные мысли ученых о познании явлений, глубина которых зависит от развития разума человека, которые требуют постоянного развития и совершенствования. «Ученые университета даже ввели в оборот термины «априорные и апостериорные знания человека», — продолжал А.С. Милорадович. Суворов был весь внимание, он слушал своего собеседника, как завороженный. Так прошли первые два часа пути, лошади резко сбросили скорость бега, и отряд остановился у заставы. Дежурный офицер открыл дверцу коляски, доложил обстановку и пригласил офицеров в дежурную комнату. А.С. Милорадович вручил сумку с документами своему ординарцу и приказал быть все время рядом с ним. Остальные гусары эскортного отряда и ординарец А.В. Суворова разместились в соседней комнате. Отдыхали часа три, пока охрана заставы приводила в порядок, кормила и поила лошадей. За три дня пути до столицы А.С. Милорадович и А.В. Суворов так сошлись во взглядах и отношении к службе Отечеству, что подружились на всю жизнь. Во время разговоров и обсуждения проблем эти офицеры часто переходили с русского языка на французский, немецкий, турецкий, польский и сербский. Когда они осознавали это, то громко смеялись. Гусары эскортного отряда при этом переглядывались, пожимали плечами и улыбались. Они были преданы этим офицерам русской армии.

[/center]

[center]

Через три дня отряд въехал в Петербург. Здесь во дворце императрицы офицеры расстались. Один направился на доклад, другой — в штаб для получения направления в Новую Ладогу, где дислоцировался Суздальский полк, командовать которым ему предстояло. В этом полку А.В. Суворов подготовил свой первый научно-командный труд о том, как побеждать врага. На основе опыта Семилетней войны А.В. Суворов предложил систему обучения и воспитания войск. Идеи, изложенные в этом командном наставлении, не лишены философских взглядов на военное искусство. Что послужило причиной этому, сейчас понять трудно. Судьба вновь свела А.С. Милорадовича и А.В. Суворова в период боевых операций Второй Турецкой войны, но здесь они уже были в чине генералов. Далее А.В. Суворов продолжает путь гениального полководца, а А.С. Милорадович продолжает путь государственного деятеля. В судьбе сына А.С. Милорадовича Михаила наш легендарный полководец принимал активное участие. Понимая необходимость получения фундаментального образования для возможности службе России, А.С. Милорадович после достижения сыном 13 лет направляет его в Кенигсбергский университет. Здесь сержант М.А. Милорадович под руководством И. Канта осваивает как точные науки, так и основы философии. Затем после университетского курса М.А. Милорадович в Страсбурге постигает тонкости управления воинскими соединениями. Все это делается с согласия и одобрения А.В. Суворова. Во Франции М.А. Милорадович, помимо знакомства с французским генералитетом, был представлен королевскому двору.

P. S. Образование, полученное М.А. Милорадовичем, позволило ему в военном деле и на государственных должностях мгновенно находить решения, основанные, как говорят в настоящее время, на принципах многокритериальных оценок ситуаций. Чего стоит тот факт для судьбы России, когда на следующий день после Бородинского сражения командующий арьергардом русских войск М.А. Милорадович, сумел с командующим авангардом французских войск И. Мюратом заключить на сутки мирное соглашение. За эти сутки русские войска, измотанные в сражении, сумели оторваться на 25 верст от неприятеля и выйти на новые рубежи. А на эти рубежи уже шли свежие русские войска для разгрома французов. Это событие позволило в народе и в войсках считать М.А. Милорадовича «Спасителем России».
6 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    30 апреля 2014 09:42
    Интересная информация. Прочел с удовольствием.
    Хорошо бы к фотографиям давать подписи.
  2. +2
    30 апреля 2014 10:11
    как то немного скомканно!!!!!
  3. +2
    30 апреля 2014 10:19
    Примечательно, что могилы А.В. Суворова и М.А. Милорадовича находятся рядом в Нижней Благовещенской церкви Александро-Невской лавры.
  4. vnn2141972
    +4
    30 апреля 2014 11:36
    "При Грос-Егерсдофе русская армия совместно с Балтийским флотом одерживает блистательную победу."
    Гросс-Егерсдорф - это современный посёлок Междуречье Калининградской области. До моря оттуда далековато будет...
  5. +1
    30 апреля 2014 14:04
    Про че кино. То ли про Фридриха, то ли про Милорадовича, то ли про семилетнюю войну. Приветствуя тягу автора к изучению исторического прошлого хочется пожелать ему не пользоваться для этого сомнительными источниками. Уж тогда точно он Конференцию при высочайшем дворе не будет путать с Конфедерацией.
  6. senior engineer
    +1
    30 апреля 2014 14:58
    ... история нашего государства в лицах... не может оставить равнодушным читателя, болеющего за своё отечество. Интересно то (это видно и в повествовании), что большинство исторических событий не лишены и "личностного" - дружбы, противостояния и пр. И всегда для общего успеха важны как профессиональные, так и личные качества действующих персон, их способности и талант - будь то дипломаты, военачальники или ученые (так или иначе в рассказе фигурирует все эти составляющие). Важно также, чтобы было понимание: есть "только два верных союзника — наша армия и флот". А для процветания их, что способствует и авторитету государства, необходима гармония в целой совокупности направлений: и в образовании, и в науке, и в производственном секторе, и в социальной сфере... Автор рассказа на протяжении своей профессиональной деятельности принимал и принимает самое непосредственное участие в развитие всех этих направлений, что дает ему право писать как о настоящем нашей державы, так и о ее прошлом, что он и реализует ... с душой и сердцем.
    Учитывая жизненный и профессиональный опыт автора, было бы интересно также когда-нибудь прочитать его заметки и о перспективах нашей страны. Спасибо.