Танк Т-34: Огнем и маневром

10
Сколько ни написано о войне, закончившейся 65 лет назад, и об этом танке - всего не рассказать и уж тем более не почувствовать. Но и уйти от этой темы невозможно…

Приказ седого, хмурого полковника из старого, 1968 года фильма «На войне, как на войне» почему-то врезался в память раз и навсегда: «Поддержите нас огнем и маневром!»…
С трудом, задевая всем, чем можно, за все, что можно, протиснувшись на место механика-водителя, пристраиваюсь к неудобным педалям, пытаюсь совладать с рычагом переключения передач, словно приваренным к полу. Давлю кнопку. Коротко и глухо проухал стартер и машина наполнилась ревом старого, но бодрого 500-сильного дизеля. Огня сегодня не будет, а вот поддержать маневром тех, кто воевал на таких машинах более 65 лет назад, попробуем.

ПРИЗЫВА 1940-ГО

Теперь трудно представить, что машина, признанная выдающейся многочисленными историками, политиками, военными – от Черчилля до Гудериана - добиралась до конвейера и воинских частей совсем не просто. У детища конструкторов Харьковского паровозостроительного завода во главе с Михаилом Ильичем Кошкиным нашлось немало противников – уж очень необычен танк, работы над которым начали в 1938-м. Машина получилась непривычно тяжелой, поскольку имела защиту не только от стрелкового оружия, как предыдущие массовые советские танки. С недоверием относились и к дизелю, и к отсутствию… колес. Ведь СССР будет «бить врага на его собственной территории», а значит - танки скорым маршем пойдут по европейским шоссе. Вспоминал ли кто-нибудь эти планы страшной осенью 1941-го или тяжелым летом 1942-го? Если и вспоминали, то с горечью…
В 1938-м будущая война виделась по-другому. Но у харьковских конструкторов, к счастью, нашлись сторонники в армии. За опытным образцом Т-46-5 последовал А-20 с дизелем В-2. Затем создали прототипы А-32, в том числе с мощной 76-миллиметровой пушкой, а в начале 1940-го - вариант с более толстой броней А-34. Именно он после небольших доработок и стал серийным Т-34.

Окончательное решение о выпуске машины приняли в Москве, в марте 1940-го. Из Харькова, дабы провести последний этап испытаний, танки погнали в столицу… своим ходом. После показа высшему руководству и испытаний на полигоне в подмосковной Кубинке машины вновь самостоятельно ушли на «паровозостроительный». Общий пробег составил около 2800 км. В этой поездке промозглой весной 1940-го Кошкин получил воспаление легких, ставшее роковым. В сентябре 1940-го талантливый конструктор умер, но его машина, к счастью, уже стала серийной.


Т-34 оснащали пулеметом ДТ калибра 7,62 мм. Под ним – запасные траки.

К июню 1941-го сделали около 1000 Т-34. По требованиям военных готовили модернизированный вариант: в частности, старались улучшить не слишком удобное рабочее место водителя. Но 24 июня нарком обороны С.Тимошенко и начальник генштаба Красной Армии Г.Жуков потребовали наращивать производство серийных машин. Время для экспериментов неподходящее: через шесть дней немцы вошли в Минск, через месяц с небольшим - в Смоленск…

СИГНАЛ К АТАКЕ

В фильмах детства и юности работа танкистов выглядела какой-то лихой и даже романтичной. Одна из немногих картин, более-менее близко передающих труд четырех людей в тесной бронированной коробке, наполненный ревом мотора, грохотом выстрелов, раскаленной пороховой гарью – та самая работа режиссера Виктора Трегубовича «На войне, как на войне». Там, правда, воюют в самоходке, но сути это не меняет. У нас тут, в 2010-м - ни выстрелов, ни гари, ни тем более риска попасть на мину или оказаться мишенью «Тигра»…


Место наводчика. Левое колесо отвечает за поворот башни, правое – за движение ствола. Были и электроприводы, но чаще стрелки работали вручную – так надежнее, да и точнее.

Отжал тугое сцепления, с трудом всадил первую, рычаги полностью на себя (водители-знатоки этой машины говорят: усилие до 70 кг!), теперь можно бросить сцепление и, добавляя газ, отпускать рычаги вперед. Поехали! Только делать это нужно бы гораздо быстрее! Какая уж тут атака? Даже с открытым люком водитель среднего роста вынужден пригибать голову, чтобы видеть дорогу перед самым носом машины. А как ехать, когда люк закрыт? И сколько тренироваться, пока научишься с толком орудовать неподатливой «кочергой» коробки?
Правда, рычагами, тормозящими фрикционы, работать несложно. Потянул левый – машина повернула даже послушней, чем ждал. Разумеется, Т-34 умеет разворачиваться на месте – один из рычагов до конца на себя и добавить газу. Только непривычно осознавать, что где-то там сверху поворачивается и ствол.


Круглая педаль за правым рычагом – газ, левая – сцепление, посередине – горный тормоз. Слева от рычага правого фрикциона ручка, которой устанавливают минимальные обороты двигателя. Справа - рычаг переключения передач, еще правее – магазины для пулемета.

Справа – стрелок-радист, под ногами которого люк для экстренной эвакуации. Но, как правило, он оказывался бесполезен, особенно если машина вставала в колее. Говорят, ловкий радист умудрялся покинуть танк через люк водителя чуть ли не раньше его самого. Сзади-сверху еще трое (в Т-34-85 экипаж увеличили, освободив командира от функций наводчика). Командир слева, выше всех, на откидной табуретке – «насесте». Под ним, фактически головой между его коленями – наводчик, а справа – заряжающий. Гильзы выскакивают как раз между ним и командиром. Хорошо еще, что у гусеничной машины замечательная плавность хода. Иначе было бы совсем непонятно, как тут можно воевать – во что-то целиться и попадать!
Холодный ветер дует в лицо, ноги затекают от неудобной посадки, перенапряженные руки, кажется, уже примерзают к рычагам. Но останавливаться не хочется – стыдно перед машиной и теми, кто когда-то шел на ней в бой.


Между выхлопными трубами (они прикрыты броневыми колпаками) - люк для доступа к узлам трансмиссии.

ГВАРДИИ РЯДОВЫЕ

«Шестого октября южнее Мценска 4-я танковая дивизия была остановлена русскими танками… Впервые проявилось в резкой форме превосходство русских танков Т-34. Дивизия понесла значительные потери. Намеченное было наступление на Тулу пришлось отложить». Интонация послевоенных мемуаров Хайнца Гудериана предельно бесстрастна. По воспоминаниям очевидцев, осенью 1941-го, когда первые «тридцатьчетверки» прошивали насквозь башни немецких Т-III, снаряды которых отскакивали от мощных наклонных бронелистов советских машин, генерал реагировал куда эмоциональнее. Кстати, он же писал, что после тщательного осмотра трофейного Т-34 у немцев даже появилась идея скопировать машину. Но «смущало, между прочим, не отвращение к подражанию, а невозможность выпуска с требуемой быстротой важнейших деталей Т-34, особенно дизельного мотора».


Радиостанцией Р-113 оборудовали самые поздние Т-34-85, а также другие послевоенные бронемашины.

Многие называют «тридцатьчетверку» лучшим танком Второй мировой. Он, действительно, был маневренным, экономичным, относительно простым в производстве. Дизельный двигатель обеспечивал лучшую, чем у немецких машин пожарную безопасность. Но недостатков у Т-34 тоже хватало: слабая оптика, неудобное место водителя. Мотор В-2 пожирал уйму масла. Именно его, кстати, помимо дизельного топлива, возили в бочках, укрепленных на корпусе. Жизнь танка во время войны - предельно коротка, не только из-за вражеских пушек и мин. Гарантийный ресурс двигателя составлял всего около 100 часов, а первые моторы отхаживали и вовсе четверть этого срока. Еще бы! Двигатели-то, да и сами танки делали, в основном, полуголодные женщины и пацаны из ФЗУ (фабрично-заводских училищ). У этих рядовых Великой Отечественной не было на груди гвардейских значков, редко появлялись медали и ордена…


Командир располагался выше всех, под самым люком. Он, как и наводчик, оценивал боевую обстановку через перископ.

Копировать «тридцатьчетверку» немцы не стали, но и от создания новых машин, конечно, не отказались. В декабре 1942-го под Мгой наши танкисты впервые встретились с «пантерами», которые наши 76-миллиметровые пушки могли поразить уже только с 500-600 м. А потом появились «тигры» с мощнейшей лобовой броней, державшей удары советских снарядов. Танкисты, прошедшие войну рассказывали, что в бою с одним «Тигром» порой гибли до десяти «тридцатьчетверок». И даже после появления в 1943-м машин с более мощной пушкой калибра 85 мм «тигробоязнь» преследовала наших до самого конца войны. О цене Победы можно судить по сухой и страшной фронтовой статистике. С 5 по 20 июля 1943 года под Курском 1-я танковая армия из 552 машин потеряла 443, из них сгорели – 316! А ведь в каждом танке четверо-пятеро вчерашних пацанов... Можно мерить войну плацдармами и стрелками на картах, но правильнее все-таки – жизнями обычных людей, которых судьба и время научили преодолевать нормальный человеческий страх и помогать превозмочь его тем, кто рядом. А это, по сути, и есть - мужество.



...Вот и рычаги стали как будто легче. «Тридцатьчетверка» грозно ревет мотором, словно нам с ней и вправду предстоит поддержать огнем и маневром ребят, ушедших в атаку больше 65 лет тому назад...

МАШИНА ПОБЕДЫ

Серийное производство Т-34 с 76-миллиметровой пушкой (34-76), дизелем В-2 V12 мощностью 500 л.с. и четырехступенчатой коробкой передач начали в 1940-м в Харькове. С 1941-го машины строили также в Сталинграде и Горьком, с 1942-го – в Нижнем Тагиле, Омске, Челябинске, Свердловске. В 1941-1942 гг. построили 1201 танк с бензиновым карбюраторным двигателем М-17. С 1942 года на Т-34 ставили пятиступенчатые коробки передач. С 1943-го делали Т-34-85 с пушкой 85 мм и экипажем из пяти человек.
На базе Т-34 выпускали огнеметный танк ОТ-34, самоходные установки СУ-122, СУ-85, СУ-100; инженерные машины. Т-34-85 делали до 1950 г. В 1940-1945 гг. изготовили 58 681 экземпляр всех Т-34. После войны их также производили в Польше и Чехословакии, Т-34 многие годы стояли на вооружении полутора десятков стран.

Редакция благодарит генерального директора киноконцерна «Мосфильм» К. Шахназарова и военно-техническую базу киностудии за предоставленную машину и помощь в подготовке материала.
10 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Джокер
    +2
    9 мая 2011 12:26
    Хочу добавить:
    - усилие порядка 70-кг на рычаге переключения 4-х скоростной коробки передач, у 5-ти скоростной этот нюанс был исправлен.
  2. Эрик
    Эрик
    0
    9 мая 2011 20:27
    Хочется в будущем увидеть еще и боевое применение Т-34!
    1. kesa1111
      +1
      25 октября 2011 05:30
      В Югославии воевали, с местными доработками (экраны по бортам ниже башни) в горах, в качестве САУ.
  3. мишаня
    +2
    11 мая 2011 00:05
    Да ладно, не одни мы под Курском несли такие потери, немцы тоже здорово получили!
    Вызывает гордость и сами новшества в танке, и то количество которое было выпущено, и танкисты, которые, несмотря на все недостатки техники, шли в бой и побеждали.
  4. ПАТРОН
    +1
    22 мая 2011 00:19
    если войну и мерять жизнями,то по статистике мы потеряли 10-11млн солдат убитыми,немцы 7-8млн,это говорит что и немцы гибли пачками
    1. 0
      28 октября 2011 11:15
      Где Вы такую статистику видели? может после войны? Почитайте современную статистику, число потерь около 27мил.!!!
  5. panzersoldat
    +2
    13 июля 2011 22:23
    А по моим данным РККА потеряла 8млн. человек,а вермахт-12млн.
  6. mind1954
    -1
    25 октября 2011 05:03
    Раздражает эта тупая арифметика о потерях !
    И уже не в первый раз !
    Это, что по недомыслию или специально ?
    Сообщаю, что партнёр по арене цирка у Никулина
    Шуйдин был , если не ошибаюсь, механиком-водителем
    на 12 подбитых танках !
  7. sirToad
    -1
    25 октября 2011 05:14
    автор болен? или грибы не те кушал? Какие шоссе и в какой европе? в Польше? Венгрии? или Румынии?
  8. 13017
    +1
    18 января 2012 16:51
    красивый танк
  9. kov
    kov
    0
    15 июля 2012 23:22
    Оружие победы Т-34 http://www.youtube.com/watch?v=3dNl1ZWJmbo
  10. TeR
    TeR
    0
    22 января 2015 10:13
    "...И даже после появления в 1943-м машин с более мощной пушкой калибра 85 мм «тигробоязнь» преследовала наших до самого конца войны."
    "...С 1943-го делали Т-34-85 с пушкой 85 мм и экипажем из пяти человек."

    Может хватит тиражировать ненаучную фантастику?
    Смотрим книгу "Михаил Свирин "Стальной кулак Сталина. История советского танка, 1943-1955" издание 2006 г.":

    3.3. Опять – восемьдесят пять!

    Итак, летом 1943 г. всем стало ясно, что 76-мм пушка Ф-34 уже не может считаться достаточно мощной для борьбы как с новыми танками противника, так и с модернизированными. Если танк ИС уже при создании получил 85-мм орудие Д-5Т, то для Т-34 сию задачу еще только предстояло решить…

    ...Собственно испытания прошли с 25 по 31 декабря 1943 г. и хотя все орудия в полном объеме не выдержали программы, комиссия пришла к выводу о преимуществах орудия С-53 (сказались главным образом вес, габариты и сложность изготовления). И 1 января 1944 г. указанное орудие было принято на вооружение танка Т-34 как с нормальным, так и расширенным погоном. Но серийное производство Т-34-85 должно было начаться только с 1 марта 1944 г., а до того времени выпуск танков указанного типа ограничивался производившимися на заводе № 112 машинами с 85-мм орудием Д-5Т.
    После войны некоторые издания живописали, что первые Т-34-85 были изготовлены и поступили на фронт уже осенью 1943 г. Это неверно, так как в указанный срок в СССР для них не было ни башен, ни орудий."

    Так-то.