Fiezeler Fi.103 Reichenberg

10
Среди многих образцов вооружения, предложенных Luftwaffe для использования в последние 18 месяцев Второй мировой войны, был и пилотируемый вариант ракеты Fiezeler Fi.103R, более известной как V-1 (Fau-1) и широко использовавшейся против Британских островов. Этот вариант предназначался для использования против кораблей и хорошо защищенных наземных целей и получил кодовое обозначение "Рейхенберг" ("Reichenberg"). Его идею выдвинули известная немецкая летчица Ганна Рейч и гауптштурмфюрер СС Отто Скорцени. Перед этим Рейч и гауптман Генрих Лянге предлагали использовать для уничтожения важных целей добровольцев-самоубийц. Хотя такая схема атаки вызвала мало поддержки, она в несколько измененном виде получила дополнительное развитие.



Для этой роли рассматривались несколько возможных самолетов, и Fi.103R был первоначально отклонен в пользу лёгкого бомбардировщика Ме.328, который, в свою очередь, уступил истребителю Fw.190 с подвеской крупнокалиберной бомбы. Предполагалось, что пилот, направив самолет на цель, должен был выпрыгнуть с парашютом. Тем временем была сформирована специальная часть 5./КG.200 во главе с гауптманном Лянге. Ее целью было исследование нестандартных методов атаки защищенных целей, но неофициальное название "Леонидос штафель" — в честь героя Фермопил царя Спарты Леонидоса — ясно указывало на ее назначение.

Испытания проводились с Fw.190, несущим различные бомбы. Вскоре было установлено, что шансы тяжело нагруженного истребителя пробиться через заслоны перехватчиков союзников крайне малы. Немецкий планерный институт (ДФС) в Аинринге получил задание создать пилотируемый вариант ракеты. Командование войск СС поддержало эту идею, предложив использовать пилотируемый самолет-снаряд также для бомбардировки индустриальных комплексов Куйбышева, Челябинска, Магнитогорска, а также районов, расположенных за Уралом. Известный специалист по диверсиям О. Скорцени даже отдал приказ набрать и подготовить 250 летчиков-смертников для этих самолетов-снарядов. Учитывая высокие ставки на данный проект, всего за 14 дней после начала работ были изготовлены учебный и боевой варианты ракеты и начаты испытания. Одновременно под Данненбургом была подготовлена линия по переделке Fi.103R.

Первые летные испытания были проведены в сентябре 1944 года. Самолет был запущен в безмоторный полет с борта бомбардировщика Hе.111, но разбился после потери управления из-за случайного сброса фонаря кабины. Второй полет на следующий день также закончился потерей самолета. Третий полет с пилотом Рейч оказался более успешным, хотя Fi.103R и получил повреждения при ударе о Hе.111 в момент отцепки. В следующем полете из-за потери песочного балласта самолет разбился, а Ганна Рейч чудом уцелела среди обломков. Позже немецкая пропаганда утверждала, что флюг-капитан Рейч была серьезно ранена при испытании Fi.103R, хотя на самом деле она получила ранения раньше при испытаниях истребителя-перехватчика Ме.163b, когда взлетная тележка не отделилась, и Рейч совершила посадку на нее. В конце концов, было обнаружено, что вызванная работой двигателя вибрация конструкции самолета приводила к разрушению одного из элементов системы управления.

Всего по программе "Рейхенберг" были созданы четыре пилотируемых варианта Fi.103R, в том числе три учебных. Это были "Рейхенберг-I" — одноместный вариант с посадочной лыжей, "Рейхенберг-II" — со второй кабиной на месте боеголовки, "Рейхенберг-III" — одноместный вариант с посадочной лыжей, закрылками, импульсным двигателем Argus Аs.014 и балластом на месте боеголовки.

Fiezeler Fi.103 Reichenberg


В принципе, самолеты всех четырех модификаций имели одинаковую конструкцию, которая в значительной степени была заимствована у Fau-1: моноплан со свободнонесущим среднерасположенным крылом, сигарообразным фюзеляжем и однокилевым хвостовым оперением. Фюзеляж был построен почти целиком из малоуглеродистой стали, а съемные крылья имели деревянную конструкцию, они монтировались на основных лонжеронах из стальных труб непосредственно перед подвеской самолета-снаряда под крылом бомбардировщика Не.111. Двигателем служил пульсирующий воздушно-реактивный двигатель Argus, который развивал тягу порядка 226 кг при скорости полета 640 км/час. Этот двигатель представлял собой трубу из малоуглеродистой стали длиной 3,48 м с максимальным диаметром немногим более 546 мм. Диаметр сопла равнялся 40 см, толщина применявшейся при его изготовлении стали составляла 2,5 мм. Вес двигателя не превышал 163 кг.



Боевой вариант — "Рейхенберг-IV" был простейшей переделкой стандартной ракеты. Сама Fi.103R делилась на шесть отсеков, включавших: магнитный компас, боеголовку в 850 кг аматола, топливный бак, два баллона со сжатым воздухом, автопилот, устройства контроля высоты и дальности полета и сервоприводы рулей. Переоборудование в "Рейхенберг-IV" включало установку небольшой кабины перед воздухозаборником двигателя. На приборной доске были прицел, часы, указатель скорости, альтиметр, авиагоризонт, гирокомпас на стойке, прикрепленной к полу, с трехфазным преобразователем и небольшой 24-вольтовой батареей. Управление — обычная ручка и педали. Сиденье из фанеры с мягким заголовником. Фонарь открывался направо, имел бронированное лобовое стекло и метки, указывающие угол пикирования. Кабина занимала бывший отсек с баллонами сжатого воздуха. "Рейхенберг-IV" нес только один такой баллон. Он располагался на месте бывшего автопилота. Всю заднюю часть крыла занимал элерон.



"Рейхенберг" должен был доставляться к цели под крылом Hе.111 на манер беспилотных Fi.103R, которыми КG.53 обстреливала Лондон. Связь между пилотами ракеты и носителя осуществлялась через четырехжилькый кабель, присоединяемый перед кабиной. Теоретически после наведения на цель пилот должен был сбросить фонарь и выброситься с парашютом, но его шансы уцелеть оценивались как один из ста. Чтобы сбросить фонарь, нужно было использовать ручку на левой стороне кабины. Фонарь кабины, прежде чем мог отсоединиться, должен был быть повернут на 45º, что сделать на скорости 780-850 км/ч было почти невозможно. Подготовка инструкторов для "Рейхенбергов" уже началась, и хотя посадка на них требовала завидного мастерства, безмоторные машины особых проблем не предоставили. Было решено, что 5./КG.200 готова применить "Рейхенберги-IV".

В целом испытания и доводка самолета-снаряда явно затянулись, а когда союзные войска высадились со своих десантных судов и кораблей на побережье Нормандии, стало ясно, что время для применения "Райхенбергов" упущено. Тем не менее, из построенных примерно 175 самолетов-снарядов этого типа 50 машин было передано на вооружение выполнявшей специальные операции эскадры Luftwaffe КG.200, где они образовали 5-ю эскадрилью. Какие-либо сведения о боевых действиях этой эскадрильи отсутствуют.



По окончании войны значительное количество самолетов-снарядов Fau-1 и Fi.103R попали в руки как советских частей, так и войск союзников.

Fi.103R-IV
Размах крыла, м 5.72
Длина, м 8.00
Высота, м 1.82
Масса нормальная взлетная, кг 2250
Тип двигателя ВРД Argus As.014
Тяга двигателя, кгс 1 х 350
Максимальная скорость, км/ч 800
Крейсерская скорость, км/ч 650
Практический потолок, м 2500
Практическая дальность, км 330
Продолжительность полета, мин 32
Экипаж, чел. 1
Вооружение: 850-кг боеголовка

Источники:
http://pro-samolet.ru/samolety-germany-ww2/reaktiv/197-fi-103r
http://www.airwar.ru/enc/aww2/fi103.html
http://forum.worldofwarplanes.ru/index.php?/topic/2442-fieseler-fi103r-reichenberg/
http://en.wikipedia.org/wiki/Fieseler_Fi_103R_Reichenberg
10 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    14 мая 2014 11:08
    Где-то читал, что они и в переделку V2 хотели камикадзе посадить.
    1. bigELDAK
      +2
      14 мая 2014 11:54
      на сайте альтернативная история(06.05.2014)
      http://alternathistory.org.ua/opytnyi-udarnyi-samolet-fi103-reichenberg-germaniy
      a

      1. bigELDAK
        0
        14 мая 2014 12:00
        Предлагаю скачать и прочитать про куда более ЭКЗОТИЧЕСКИЕ аппараты фаш.Германии
        http://civilavia.info/?p=1858
    2. 0
      14 мая 2014 12:30
      Где-то читал, что они и в переделку V2 хотели камикадзе посадить

      несколько лет назад читал на официальном сайте немецкого космического агенства о первом космонавте запущенным в космос в феврале 45ого, щас эту инфу удалили.
      1. +2
        14 мая 2014 13:14
        290980
        Удалили потому, что это элементарное вранье, подрывающее авторитет этого космического агентства...:)))
      2. 0
        14 мая 2014 22:54
        Наверное вы имейте ввиду двухступенчатую МБР А-9/А-10 которую немцы планировали запустить по США. Она действительно, в теории, должна была совершить суборбитальный полёт с пилотом-астронавтом на борту. Но проблема в том что почти никаких данных о ракете не сохранилось, так что информация о ней разнится, начиная от того что не был завершен даже эскиз, кончая тем что был произведён тестовый суборбитальный полёт первой ступени с пилотом.
    3. vkrav
      0
      14 мая 2014 13:22
      Да были у джапов управляемые самолеты-снаряды Yokosuka MXY7 Ohka...Вполне себе мотоцикл для камикадзе,но американцы их вместе с носителями мочили,еще до отделения...
  2. +2
    14 мая 2014 11:58
    Сумрачный немецкий гений... Вот интересно,имея столько наработок по телевидению и даже частично уже используя эти наработки в головках наведения планирующих авиабомб, они всё равно решили использовать пилотов ... К такому же решению пришли и японцы, создав свою ракету с пилотом смертником, правда без возможности спасения...
    1. vkrav
      0
      14 мая 2014 19:30
      Да это она и есть,Ока(цветок вишни).К сумрачному тевтонскому гению никакого отношения не имеет,у японцев своего хватало:).Фанерный планер,тонна аммонала,ракетный двигатель и герой-самоубийца(всего по 1 шт).Короче,планер с ракетным ускорителем.
  3. +1
    14 мая 2014 13:00
    Интересно, при покидании кабины, были шансы на то что пилота башкой вперед в турбину засосет?
    1. +1
      14 мая 2014 13:58
      Цитата: GRAY
      Интересно, при покидании кабины, были шансы на то что пилота башкой вперед в турбину засосет?
      Там предполагалось несколько вариантов, при покидании вверх - использование пружинной или пороховой катапульты или же покидание вниз, через дно кабины...
  4. 0
    14 мая 2014 18:53
    RAY Сегодня, 13:00 Новый
    Интересно, при покидании кабины, были шансы на то что пилота башкой вперед в турбину засосет?

    Там не турбина, что-то вроде диафрагмы д.б.Открывается-закрывается.
  5. 0
    14 мая 2014 19:49
    Прочитал и сразу вспомнился Амет-хан Султан за штурвалом "Кометы"-не в тему конечно но вспомнился...
  6. 0
    16 мая 2014 08:04
    Меня искренне поражает отношение к человеческой жизни которая была у немцев и японцев... Вспомнил про управляемые торпеды с камикадзе. Хотя... кто знает, просветите, были ли подобные проекты в СССР?
  7. 0
    18 мая 2014 11:46
    И всё-таки война продвигает технологии. Мозги напрягаются и на выходе танки, самолёты и прочая военная техника. И кстати не малым трудом! У нас в тылу, под открытым небом собирали и изготавливали оружие, а на Германию вся Европа пахала, в сносных условиях (не путать с контрационными лагерями). Без войны не спешили бы Браун с Королёвым, немцы с технической стороны молодцы, но немецкая пунктуальность разбилась об "р.а.з.д.о.л.б.а.й.с.т.в.о" русских и ненависть к врагу! Не принимайте буквально!ИМХО!