Кому служит и что защищает наша армия?

5
Кому служит и что защищает наша армия?


Парадокс заключается в том, что чем выше звание у опрашиваемых военнослужащих, тем затруднительнее им дать честный, беспристрастный ответ.

Нет осознания единой России

На то, чтобы верно исполнять ратный долг перед Родиной, нацеливают присяга, уставы, а также развешанные в любой воинской части, в каждой комнате информирования и досуга баннеры и красочные плакаты. И когда командиры от лица государства поощряют подчиненных, те кратко произносят: «Служу Российской Федерации!».

Между тем в приватных беседах многие офицеры нередко говорят о том, что не понимают, о какой России идет речь. Очевидно: в их сознании произошло расщепление единого образа Отечества. Ведь сегодня страна делится не только по федеральным округам и субъектам РФ, но и все более явно по национальному и социальному признакам.

На мой взгляд, с точки зрения психологических самоощущений для военнослужащего важно, в каком коллективе он находится. Кто его сослуживцы и командиры по мировосприятию и национальности? Есть ли у них единое понятие общности Отчизны, совпадают ли цели и задачи служения? Межнациональные конфликты возникают ведь очень часто именно из-за этого. Ну не хотят подчиняться не «своим» командирам и выполнять требования единых для всех (кроме них) общевоинских уставов, например, некоторые уроженцы северокавказских республик. Почему? Потому что уверены, что имеют на это полное моральное право: их так воспитали и оттого мировосприятие Родины у них со всеми вытекающими последствиями отличное от прочих.

Однако осознания единой России нет и у многих солдат и сержантов, матросов и старшин, офицеров – представителей государствообразующего народа. Настоящий раскол общества по имущественному признаку, нередко дающая о себе знать социальная несправедливость никак не способствуют консолидации русской нации. Проявляются подобные настроения и в армейской среде. Вряд ли среди военнослужащих найдутся такие, у кого не возникает внутреннего протеста, когда Россию, которой они присягали, которую они призваны защищать с оружием в руках, ассоциируют с доморощенными олигархами. Или же, наоборот, с бомжами, попрошайками, алкоголиками, опустившимися, достигшими жизненного дна людьми, которые встречаются на улицах мегаполисов. Но именно на это все чаще напирают антигосударственные элементы, включая участников экстремистских бандформирований.


Не вполне понимают даже офицеры: что они, собственно, призваны оберегать? Народ, власть, демократию или просто кусок земли, территорию, именуемую Российской Федерацией, с развивающимся над ней триколором? Ведь очевидно, что это совсем не одно и то же.

Лишенные прежнего Отечества

Точнее всех идею служения Родине с учетом православного мироощущения большинства солдат той поры выразил, пожалуй, автор манифеста 1861 года об отмене крепостного права митрополит Московский Филарет (Дроздов). В написанном им воинском катехизисе – толковом пособии для верующих он вывел блестящую формулу: «Люби врагов своих, гнушайся врагов Божьих, сокрушай врагов Отечества».

Германский офицер Гейно фон Базедов, проведший в нашей стране около десяти лет, отмечал в своих «Путевых впечатлениях о военной России», изданных у нас ровно сто лет назад, что русская армия отличается высоким религиозным чувством, сильными монархическими и даже патриархальными традициями. По этой же причине в царских войсках крайне редкими были случаи добровольной сдачи в плен, измены Родине. По крайней мере до тех пор, пока за дело не взялись «борцы за свободу и народное счастье» – революционеры всех мастей. В итоге пришедшие насильственным путем к власти большевики Бога отменили, императора с семьей расстреляли, а Отечество ввергли в братоубийственную войну.

Дальнейшее известно. Не буду сыпать соль на рану, приводить статистику репрессий в РККА и РККФ, число советских граждан, добровольно перешедших на сторону вермахта. Эти цифры сейчас широко опубликованы в самых разных источниках. Добавлю только, что государство в то время оказывало неослабное внимание Вооруженным Силам, а все имеющиеся проблемы списывались на врагов и объективные обстоятельства (враждебное окружение, война, неурожай и т. д.). Я сознательно несколько упрощаю модель формирования советской идеологической системы, пытаясь показать лишь ее суть.

После распада СССР и упразднения КПСС армия России оказалась в крайне тяжелом положении. Пересказывать здесь новейшую историю нашей страны, думаю, нет смысла. Отмечу лишь как крайне неблагоприятный факт отсутствие какой-либо государственной идеологии. Вместо нее была предложена либеральная, весьма расплывчатая идея всеобщей свободы, выродившаяся в итоге в вульгарное потребительство. Лишившись прежнего социалистического Отечества, а вместе с ним привычного партийного диктата и целого ряда льгот, многие советские офицеры так и не стали сознательными гражданами новой, объявленной наконец-то «свободной» России. Люди в погонах не получили четкого ответа: как и ради чего им дальше жить и служить? Разбираться пришлось на ходу.

Фактически страна вернулась к принципам либеральной Февральской революции без царя и Советов, когда Россия на короткий промежуток обрела статус «самого свободного государства мира». Добром это, правда, как тогда в 1917-м, так и в 90-е не кончилось. И нужно было как-то объяснять народу причины возникших трудностей и проблем. Ведь теперь не свалишь все на Николая Кровавого или немецко-фашистских оккупантов. Попытки сделать козлами отпущения, виновниками всех бед сначала красно-коричневых (в 1993-м), а потом чеченцев во главе с бывшим советским генералом Дудаевым (в 1994-м) закончились провалом. Бумеранг вернулся в Москву, в Кремль. Истинными виновниками развала в стране народ все чаще нарекал власти, а значит, государство. Голова от таких мыслей шла кругом. И не только у простого обывателя.

«…Кто-то вымазан кровью с землей»

Наиболее ярко недовольство людей в погонах, на мой взгляд, проявилось в первую чеченскую кампанию, спровоцированную антигосударственными, антирусскими/антироссийскими силами. Поделюсь личными наблюдениями.

Некоторые командиры демонстративно вывешивали на своих боевых машинах флаги СССР как символ единого справедливого социалистического государства в пику демократической ельцинской буржуазной России. Рейтинг Верховного главнокомандующего был тогда в армии очень невысок. Этому способствовал, увы, он сам. Помню, как во время радиообмена любезностями и «бесед за жизнь» с боевиками на переговорах чеченцы называли Ельцина алкоголиком, а державного двуглавого орла – символом мутации русского народа. Один из них подарил мне кокарду с ичкерийским волком, пояснив, что делали ее на одном из простаивающих от отсутствия заказов заводов в Центральной России. (Меня тогда этот факт просто вогнал в ступор.)

О многом скажут и песни, которые сочинялись и пелись тут же в окопах. Несмотря ни на что, безымянные авторы утверждали, что умирать солдаты готовы, но не за деньги банка «Менатеп», а за то, чтобы Россию-Русь великой звали. Вопрошали: «Господи, как же так? Разделяешь ты судьбы людей. Кто-то ходит одетый во фрак, кто-то вымазан кровью с землей».

Среди военнослужащих группировки федеральных войск в Чечне, не исключая офицеров, шли откровенные разговоры о том, что в мятежной республике сражаются с сепаратистами в основном дети рабочих и крестьян. Общую для всех мысль выразил тогда в присущей ему откровенной манере генерал-лейтенант А. И. Лебедь: «Пусть мне под командование дадут батальон, сформированный из детей депутатов Государственной думы и членов правительства, и я в течение суток остановлю войну». Такого подразделения, как известно, в нашей армии создано не было, поэтому противоборство Александру Ивановичу после назначения на пост секретаря Совета безопасности РФ довелось останавливать несколько по-иному, заключив с экс-полковником Советской армии Асланом Масхадовым Хасавюртовский договор.

Ход боевых действий той кампании уже достаточно хорошо изучен и описан в мемуарной литературе. Вскрыто множество фактов предательства интересов России, ее народа и Вооруженных Сил на самом высоком уровне. В настоящее время кто-то из того олигархического правительства переселился в мир иной, кому-то пришлось спешно уехать в Лондон, но никому из них, включая и ныне здравствующих и находящихся на свободе, до сих пор так и не предъявлено обвинение в измене Родине.

Недовольство в воинских коллективах не могли да и не пытались сгладить ни сами командиры, ни их заместители по воспитательной работе ни тогда, ни в послевоенное время. Законная возможность квалифицировать и развести понятия России, Родины и государства, очертить границы ответственности, властей и народа, например, на занятиях по общественно-государственной подготовке оказывалась, как правило, неиспользованной. Беседовать с людьми на эту щекотливую тему чаще всего было некому.

В итоге получилось так, что обида на государство, то есть на власти и правительство, долгие годы откровенно не жаловавших свою армию, трансформировалась в сознании некоторых офицеров в обиду на саму Россию: забывшую про них, никудышную, нецивилизованную, дикую, пьяную и т. д.

Это недовольство своим государством, Отечеством, раздробление, размывание единого образа матери-Родины подрывают моральную основу служения, самым плачевным образом сказываются на боеготовности армии. Исследовавшие данный вопрос военные ученые – полковники доцент В. Баталов и кандидат социологических наук А. Кравец предупреждают: «Процессы расслоения и поляризации, происходящие в гражданском обществе, проникают и в военную среду, и есть все основания полагать, что утрачивается смысловая основа предназначения офицерских кадров – быть морально, умственно и физически подготовленными к выполнению самого высокого долга – долга жертвовать собой при защите Отечества». И далее констатируют: «Недовольство данной социальной группы трансформируется в различные формы социального поведения, несоответствующие интересам как силовых структур, так и социума в целом».

В основе – справедливость

Очевидно: когда военнослужащие затрудняются ответить на вопрос, ради чего они служат, ощущается отсутствие внятной государственной идеологии, которая должна объединить все национальные и социальные группы и слои населения единой страны. Важно, чтобы это произошло на базе традиционных национально-исторических и общих духовно-нравственных ценностей, в основе которых лежит справедливость. Любой народ, а русский в особенности, тяготеет к справедливому мироустройству. Вот что пишут, например, в статье «Куда мчишься Русь-тройка?» отечественный историк П. Мультатулли и доктор философии А. Федосеев: «Для успешного развития государства нравственные устои нации должны быть нравственными устоями власти и, наоборот, народ должен воспринимать существующую идеологию власти как свою собственную. Если же этого нет, то в стране происходит катастрофа».



Возможно ли в России государственное устройство на таких принципах? Советская власть пыталась создать в СССР социально-справедливое общество, в чем, надо признаться, особенно в послевоенный период немало преуспела. Однако она рухнула в одночасье, не простояв и 80 лет. Причин тому много, но, пожалуй, в перечне главных – утопизм коммунистической идеологии, которая навязывалась самозваными «благодетелями» народу, заплатившему миллионными жертвами за эксперимент на одной шестой части суши.

Но была у нас и иная модель построения справедливого общества. Почти 400 лет назад Земский собор в лице лучших представителей русского народа после 10-летней смуты избрал себе царя-самодержца. Восстановление монархии в отличие от республиканского февральского и большевистского октябрьского переворотов и было проявлением именно воли всего народа. Русские люди сами выбрали ту власть, ту идеологию, которые посчитали наиболее способными выражать их интересы. Это упрямый, неопровержимый исторический факт.

Справедливость, базирующаяся на законе, и закон, в основу которого положена справедливость, могут снять множество вопросов, накопившихся в нашем обществе и армии. Для этого совершенно необязательно совершать новые революции или созывать очередной Земский собор, чтобы звать на трон царя. Просто власть наконец должна услышать глас народа. Тогда и защитники Отечества получат возможность с чистой совестью отвечать на вопрос: «Кому служите, что защищаете?». Конечно, служим России и ее народу, государству и родной земле, политой потом и кровью предков. Конечно, будем защищать все это до последнего вздоха.
5 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Джокер
    0
    19 мая 2011 17:22
    Просто власть наконец должна услышать глас народа.

    - это утопия.
  2. роман
    0
    19 мая 2011 18:27
    серг, Вам не кажется, что почти миллион граждан - это много? второе. уточните, как попадали в плен к японцам и немцам русские солдаты. напрмер, матросы Варяга. и ещё, сколько из них воевало против Росиии? а сколько воевало против СССР? третье. не пугайте нас крепостными порядками. крепостной в России имел больше прав чем колхозник Сталина. крепостных было не так много. например в Сибири и на Кавказе и т.д. их не было. зато при Сталине в колхозы загнали всех. ну м.б. повезло чукчам. они далеко жили
  3. Enemigo
    +1
    20 мая 2011 00:37
    фимозному мальчику Роману

    1. до 1991 г. реабилитация шла хотя бы с соблюдением норм. рассматривали отдельные дела и выносили решения. сейчас реабилитируют чохом, по списку. пару лет назад был скандал с массовой реабилитацией власовцев. в правах восстанавливают настоящих врагов, и это уже система.

    2. до WW2 русскому солдату было в принципе не страшно попасть в плен. по отношению к пленным соблюдались элементарные обязательства. в WW2 немцы (кстати, подписавшие все международные нормы по военнопленным) уничтожили только советских военнопленных 3.5 миллиона человек. зверство стало нормой, отсюда "хиви" и прочие "помощники".

    раньше предательство тоже не было редкостью. учи матчасть, школота: массовая присяга москвичей польскому царевичу Владиславу в Смутное время. измена митрополита Могилёвского, быстренько переменившего хозяина на Наполеона, охмурил массу народа своими молебнами в пользу Анпиратора Французского и Италийского.

    3. в теме русского крестьянства ты разбираешься даже меньше, чем белая планария в матане. западные исследователи коллективизации, вроде Таугера и Дэвиса, ловят на лжи и макают в дерьмо всяких фальсификаторов, вроде "голодоморного" Ющенко и Р.Конквеста, но дети бывших русских крестьян не знают даже азов истории. сынок, надо тренировать межушный ганглий. требует объяснения медицинский факт, каким образом именно в 1920 - 30-е миллионы людей переехали из деревень в города, выучились на инженеров и артистов, а в 1935 г. (всего через несколько лет после начала массовой коллективизации) в стране была отменена карточная система. видимо, про регулярные голодухи, уносившие при добрых царях население целых губерний, ты просто не в курсе. прочти хотя бы "Из деревни. 12 писем" Энгельгардта - документ эпохи, как жировало крестьянство и какие у него были шикарные права. разрыв шаблона гарантирован.
  4. Роман
    0
    23 мая 2011 09:06
    нечто под псевдо вражина, научись сначала культуре общения, а потом бери слово.
    Серг, я по поводу поведения пленных. Ни в русско-японскую, ни в Первую мировую солдаты, попав в плен не служили на стороне противника. или у Вас есть какие-то факты. Я знаю только что за немцев служили западенцы, как сичевые стрелки. Их мы не берём в расчёт. а гарнизон Порт-Артура был сдан его командующем, генералом Стесселем, которого потом осудили судом военного трибунала.
    По поводу сравнения креспостных и колхозникоа Сталина. Да креспостных продавали. Это плохо. Вы не забыли, что отменил крепостное право Имеператор? Крепостные всё-таки были защищены законом империи больше. За их преднамеренное убийство грозила каторга или смертная казнь. Что грозило за убийство колхозника представителями власти, например при продразвёрстке? Колхозники, как и крепостные работали за дарма. Простите, за палочки и не могли свободно уехать, т.к. это грозило реперессиями. Вы со мной не согласны? Поэтому не торопитесь с выводами. удачи в познании родной истории.
  5. роман
    0
    27 мая 2011 11:22
    вражина энимиго. тема предательства - отдельная тема. не передёргивай факты. Конечно были изменники во все времена. Мы говорим о войнах ХХ века. Попавшие в плен подданные русского императора в т.ч. мусульмане отказываались воевать на стороне противника. Про голодомор, который был не только на Украине не знают тотлько такие зашореные люди, как ты. Люди мёрли с голоду и в Поволжье и в Сибири и на Сев.кавказе. Организовали его большевики. Почитай письма раскулаченных и высланных русских людей. Они сейчас открыто издаются. Например, Николай Тепцов "В дни великого перелома" - История коолективизации, раскулачивания и крестьянской ссылки в России (СССР) по письмам и воспоминаниям 1929-1933 годы.