Не допустить перекосов

12
Именно этого надо избежать при создании системы воздушно-космической обороны Российской Федерации

Анализ тенденций развития средств вооруженной борьбы и способов их применения на рубеже XX–XXI веков позволяет сделать вывод о коренном изменении характера вооруженной борьбы. Ее центр тяжести и основные усилия переносятся в воздушное и космическое пространство. Ведущие в военном отношении государства мира главную ставку делают на завоевание господства в воздушно-космической сфере.

Наибольшую угрозу для безопасности Российской Федерации, исходящую из воздушно-космической сферы, представляют межконтинентальные баллистические ракеты, крылатые ракеты большой дальности воздушного, морского и наземного базирования в ядерном и неядерном оснащении.

В период до 2020 года ожидается появление дополнительных угроз за счет создания и принятия на вооружение беспилотных космических аппаратов типа Х-37В, гиперзвуковых летательных аппаратов, воздушно-космических самолетов и планирующих головных частей баллистических ракет.

Не допустить перекосовВоенным ученым и практикам известна закономерность: ход и исход военных действий в значительной мере определяются успешными действиями в воздушном и космическом пространстве. Об этом убедительно свидетельствует опыт военных конфликтов второй половины XX и начала XXI века. Активные действия или бездействие национальных систем ПВО государства и вооруженных сил определяли ход и исход вооруженной борьбы. Так было во Вьетнаме, где активные и эффективные действия национальных сил ПВО вынудили агрессора отказаться от ведения войны. И напротив, бездействие или слабость национальных систем ПВО привели к развалу ряда государств. Так было в Ираке, Ливии, Югославии.

Поэтому в этих условиях проблема создания надежной системы воздушно-космической обороны (ВКО), способной парировать угрозы из воздушно-космической сферы, в настоящее время становится, как никогда, актуальной. Она является одной из основных стратегических составляющих национальной безопасности страны и ее роль постоянно возрастает, а ее создание является государственной задачей, по своей значимости и сложности сопоставимой с созданием в 40-х годах прошлого столетия ядерного оружия.

Сегодняшнее состояние воздушно-космической обороны Российской Федерации можно охарактеризовать как переходное.

Единая когда-то система ПВО (ВКО) страны сегодня разделена на отдельные составляющие, подчиненные военным округам, Войскам ВКО и ВВС, без единого командования, а вывод из состава соединений ПВО истребительной авиации деформирует основу системы, базирующейся на триаде, включающей зенитные ракетные войска, истребительную авиацию и радиотехнические войска. Это может привести к непредсказуемым последствиям в вопросе решения задач воздушно-космической обороны страны.

В настоящее время основной задачей в ходе строительства воздушно-космической обороны Российской Федерации является создание ее технической основы – системы ВКО, под которой понимается совокупность организационно и технически взаимосвязанных сил и средств, обеспечивающих решение задачи отражения воздушно-космического нападения противника по единому замыслу и плану, под единым командованием, в едином контуре боевого управления.

Система ВКО должна создаваться как единая интегрированная модульная структура с открытой архитектурой, комплексирующая уже стоящие на вооружении средства и системы, находящиеся на стадии разработки современные ВВТ и перспективные образцы оружия будущего. Она должна состоять из трех основных подсистем:

-системы разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении;
-системы поражения и подавления сил и средств воздушно-космического нападения;
-системы управления.


Данные системы призваны обеспечить эффективное решение основных групп задач ВКО. Первая из них – обеспечение стратегического ядерного сдерживания; вторая – охрана государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве, контроль воздушного пространства и пресечение нарушений его использования, контроль космического пространства; третья – воздушно-космическая оборона войск и объектов в военных конфликтах локального и регионального масштабов с применением обычного оружия.

Система ВКО как подсистема Вооруженных Сил Российской Федерации должна способствовать максимально возможной полноте выполнения поставленных задач в новых условиях и с учетом особенностей самих задач.

Создание системы разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении (СРПВКН) требует решения целого ряда проблем.

Рассматривая участие СРПВКН в стратегическом ядерном сдерживании, необходимо отметить, что она призвана обеспечить задачу предупреждения Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации об обезглавливающем и разоружающем ударах СВКН, тем самым реализовать потенциал ответно-встречного удара СЯС РФ.

Оценивая возможности космического и наземного эшелонов СПРН по предупреждению об ударах МБР и БРПЛ, можно констатировать, что они находятся на должном уровне и непрерывно наращиваются. Но необходимо иметь в виду тот факт, что США одновременно с баллистическими ракетами располагают и огромным потенциалом ядерных стратегических крылатых ракет, по которым они всегда имели над нами преимущество. Оно усугубляется фактическим отсутствием учета этих ракет в последнем Договоре о стратегических наступательных вооружениях.

Маловысотные малозаметные стратегические ядерные крылатые ракеты при современном состоянии радиолокационного поля ВВС и Войск ВКО создают серьезную угрозу СЯС РФ. В этих условиях особое внимание необходимо уделить мероприятиям по парированию данной угрозы, которые могут включать в том числе и усиление радиолокационного поля средствами разведки наземного, воздушного, а в перспективе и космического базирования.

Эти меры будут также способствовать решению задачи охраны государственной границы в воздушном пространстве и контроля за порядком его использования. Следует отметить, что в настоящее время протяженность радиолокационно-контролируемых участков госграницы России не позволяет говорить об эффективном решении данной задачи. Трудности обусловлены уникальными размерами территории России.

Система поражения и подавления СВКН (СПП) должна быть способна осуществлять огневое, функциональное, помеховое воздействие на все средства воздушно-космического нападения противника с целью их поражения, вывода из строя либо нейтрализации.

К основным проблемам развития системы вооружения ВКО в части СПП относятся:

-отсутствие единого информационного пространства, обеспечивающего взаимодействие разнородных сил и средств СПП;
-недостаточная эффективность средств обеспечения устойчивости группировок ЗРВ и защиты объектов в условиях массированного применения высокоточного оружия и беспилотных летательных аппаратов.


Мы считаем, что основные усилия средств СПП, обеспечивающие эффективное использование ограниченных ресурсов, должны сосредоточиться на объектах стратегических ядерных сил РВСН. Первоочередной характер их прикрытия обусловлен тем, что в этих войсках находится основной ядерный потенциал СЯС.

Рассматривая возможность участия средств СПП в решении задач ВКО в ходе ведения военных конфликтов локального и регионального масштабов необходимо отметить следующее. Учитывая ограниченный состав средств в регионах возможных конфликтов, основными требованиями к системе вооружения СПП являются мобильность, способность к стратегической переброске в короткие сроки в регион конфликта различными видами транспорта (летным, воздушным, наземным/водным, комбинированным) и обеспечению совместно с ударным компонентом Вооруженных Сил максимальной степени реализации возможностей по созданию требуемого соотношения сил сторон для ведения вооруженной борьбы в воздушной сфере в регионе конфликта.

Система управления воздушно-космической обороной Российской Федерации – системообразующий элемент системы ВКО. К основным проблемным вопросам создания системы управления ВКО следует отнести:

-низкую оперативность доведения до войск (сил) команд и сигналов боевого управления, разведывательной информации о воздушно-космической обстановке;
-моральное устаревание специального математического обеспечения средств автоматизации;
-отсутствие средств автоматизации для решения задач планирования операций (боевых действий) и управления повседневной деятельностью войск;
-недостаточные возможности системы связи ВКО по обеспечению устойчивого обмена данными реального масштаба времени.


Основные пути решения указанных проблем:

-разработка (модернизация) средств автоматизации КП различных звеньев управления, в том числе создание новых технических средств, обеспечивающих совместную обработку информации о СВКН;
-оснащение средствами командно-сигнального тракта пунктов управления ВКО всех уровней;
-создание единой сети обмена данными реального времени, увеличение пропускной способности и количества направлений обмена системы связи;
-создание средств автоматизации решения задач планирования операций и управления повседневной деятельностью войск.


Реализация данных мероприятий позволит значительно повысить эффективность управления войсками, силами и средствами, решающими задачи ВКО РФ.

Возникает вполне закономерный вопрос: кто же должен решить проблемы создания технической основы системы ВКО? Мы считаем, что давно назрела необходимость создания интегрированной структуры ВКО в оборонно-промышленном комплексе – Единого центра ВКО (ЕЦ ВКО) или концерна «Стратегические вооружения ВКО». Соответствующие предложения по формированию системного интегратора ВКО, согласованные с концерном «РТИ-Системы» и ФГУП «ЦНИИ «Комета», были подготовлены и доложены Президиумом Вневедомственного экспертного совета по проблемам воздушно-космической обороны.

Мы считаем, что целью создания ЕЦ ВКО является формирование научно-технически и экономически обоснованного, организационно-юридически оформленного, высокотехнологичного многопрофильного комплекса отечественной научно-промышленной базы, обеспечивающего оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации ВВТ ВКО, позволяющего достичь гарантированного превосходства в воздушно-космической сфере при подготовке и ведении военных действий с применением системы ВКО страны.

Отдельно следует остановиться на вопросах совершенствования организационной структуры войск (сил), решающих задачи ВКО, так как в настоящее время она далека от оптимальной. Совмещение в объединениях ВВС и ПВО ударной и оборонительной компонент, как показывает опыт проведения мероприятий оперативной подготовки войск, не способствует эффективному решению задач планирования и применения войск (сил). Так, в ходе учений командующему объединением приходилось участвовать на КП военного округа в планировании применения всех ударных компонент военного округа (ударной авиации, РВ и А, сил флота), при этом начальник штаба объединения решал задачи ПВО на КП командования ВВС и ПВО.

Исторический опыт говорит о настоятельной необходимости разделения ударной и оборонительной компонент ВС РФ, действующих в воздушной сфере. Определенные шаги в этом направлении уже сделаны. Так, в 2011 году созданы Войска ВКО. Однако реализованный вариант структурных изменений Вооруженных Сил Российской Федерации не позволил в полной мере обеспечить единство ответственности за строительство воздушно-космической обороны на всей территории страны, организовать единое управление войсками (силами), решающими задачи воздушно-космической обороны, в стратегическом, оперативном и тактическом звеньях управления, а также исключить имеющее место дублирование в работе органов военного управления.

В ходе активной дискуссии проходило обсуждение двух основных вариантов дальнейшего совершенствования организационной структуры войск (сил), решающих задачи ВКО. Первый вариант предполагает развитие системы ВКО страны и Вооруженных Сил на основе Войск ВКО с обеспечением единства управления и ответственности, второй – создание Воздушно-космических сил (ВКС) с включением в них Войск ВКО и разделением оперативных и административных функций между главнокомандующим ВКС и командующими войсками военных округов.

Для решения задачи обоснования рационального варианта структуры войск (сил) ВКО, решающих задачи ВКО, Вневедомственным экспертным советом по проблемам ВКО был проведен анализ этих вариантов по критерию «эффективность-стоимость».

Проведенный анализ показывает, что при варианте создания ВКС, который разработан Генеральным штабом ВС РФ, наибольшие проблемы возникнут в решении задачи обеспечения стратегического ядерного сдерживания. Это связано с большими прогнозируемыми сложностями создания единой системы гарантированного вскрытия факта обезглавливающего и разоружающего ударов и доведения информации о них до органов государственного и военного управления, обусловленными различным подчинением сил и средств разведки.

При решении задачи охраны государственной границы в воздушном пространстве Российской Федерации первый вариант является более выигрышным по суммарным возможностям сил и средств ВКО. Это вызвано включением в цепь управления, по варианту ВКС, дополнительных звеньев управления дежурными по ПВО силами и средствами и как следствие – снижением оперативности управления.

При решении задачи воздушно-космической обороны войск и объектов в регионах военных конфликтов, как показал анализ результатов математического моделирования, для первого варианта по сравнению со вторым характерно:

-оптимальное целераспределение и безопасное применение сил истребительной авиации в зонах огня ЗРВ, обусловленное единством управления средствами ВКО;
более высокая оперативность управления, вызванная меньшим количеством уровней принятия решения.


Указанные факторы подтверждают преимущество первого варианта над вторым.

Если варианты организационной структуры рассматривать с позиций обеспечения наилучших условий для строительства ВКО РФ, то необходимо констатировать, что наилучшие условия будут созданы в случае обеспечения единоличной ответственности за строительство системы ВКО РФ и возложения данной задачи на командующего Войсками ВКО, так как в противном случае возникнут следующие проблемы:

главное командование ВКС будет перегружено множеством задач по строительству системы ВКО (орбитальная группировка, СРП ВКН, СККП, ПРО, ПВО) и Военно-воздушных сил (дальняя, бомбардировочная, штурмовая, армейская и военно-транспортная авиация), что не позволит ему сосредоточить главные усилия на решении стратегической задачи создания системы воздушно-космической обороны страны;
многолетний опыт строительства интегрированных военных структур показывает, что создание нового вида ВС на базе одной из входящих в его состав структур чревато большим риском перекоса его строительства.


Надо признать, что объединение в 1997 году ВВС и Войск ПВО было вынужденной мерой в период тотального сокращения численности ВС РФ и отсутствия средств на их содержание. Это позволило хотя бы на минимальном уровне поддержать их боевую готовность и не дать окончательно развалиться.

Однако времена меняются, меняются международные и внутренние условия существования России, что требует новых подходов в деле строительства обороны страны и ее Вооруженных Сил. Возрастание роли и значения средств воздушно-космического нападения в ходе и исходе военных действий привело к созданию Войск воздушно-космической обороны (ВКО) РФ.

Пришло время детально изучить результаты научного обоснования и опыт строительства Войск ПВО страны, которые де-факто уже в 80-х годах по сути своей были Войсками ВКО. Это обусловлено необходимостью сосредоточения всех усилий на выполнении главной задачи строительства системы ВКО и решении множества межвидовых проблемных вопросов, прежде всего по приоритетам, – с ГРУ, ВМФ, СВ и ВВС.

Таким образом, реализация вышеизложенных направлений создания технической основы воздушно-космической обороны Российской Федерации и совершенствование организационной структуры ВКО РФ на основе Войск ВКО позволит, на наш взгляд, обеспечить эффективное решение задач обеспечения военной безопасности Российской Федерации в воздушно-космической сфере.
12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    21 мая 2014 14:45
    Многа букав, не асилил)))
  2. +1
    21 мая 2014 14:46
    Спасибо за статью.
  3. +2
    21 мая 2014 14:47
    С 80-х годов в проектных институтах обороны до сих пор лежат не реализованные проекты воздушной и космической обороны. Пора взять все хорошее, что создавалось десятилетиями и воплотить в технологиях нашего времени. И как говорится не стоит изобретать велосипед.
  4. Arh
    +2
    21 мая 2014 14:50
    Столько написали ))) tongue wassat laughing
  5. +3
    21 мая 2014 14:57
    Читайте ВПК и не то узнаете. Сколько времени ВКО создается, столько и длится "перетягивание каната" между ВКС и ПВО. Вопрос в деньгах, должностях, подходах к решению проблем.
  6. +6
    21 мая 2014 14:57
    Статья хорошая, но присоединюсь - слишком размазана по тарелке. Можно было как-то компактнее - основные темы осветить.
    1. +3
      21 мая 2014 15:30
      Космические размеры...
  7. Dbnfkmtdbx
    0
    21 мая 2014 15:24
    Всё равно доканца не понятно чем они занимаются да я считаю и не надо ни кому понимать пусть в догадках теряются stop
  8. +2
    21 мая 2014 15:37
    Создание рациональной системы обороны, самое главное, чтобы при минимальных затратах выстроить такую систему, чтобы, как говорится, блоха не проскочила.
  9. 0
    21 мая 2014 16:07
    ВКО это конечно хорошо но надо долго и напряжно все взвешивать! Затраты то не малые однако!
  10. +1
    21 мая 2014 16:10
    Создание единой системы ПВО с единым командованием и ответственностью не выгодно управленцам. Больше бардака - меньше ответственности. Больше участников - коллективная ответственность и отсутствие крайнего. Это последствие снятия министра обороны и командующего ПВО после пролёта Руста, а их бездействие следствие реакции на сбитый южнокорейский боинг. Тогда крупного никого не сняли, но наверняка было обсуждение и выводы, и выводы из прокола ПВО Камчатки, в общем наверняка были крайние и это все запомнили. Возможности у государства сделать единую систему ПВО есть, желания тащить и нести ответственность у исполнителей нет.
  11. buzer
    0
    21 мая 2014 16:47
    статья большая,но так и не понял о каких перекосах говорит автор???
  12. 0
    21 мая 2014 16:48
    интересно-товарищь озвучил проблемы и методы их решения для вко но когда закончатся обещания и пойдут настоящие дела?
  13. 0
    21 мая 2014 16:52
    Вывод один - руководству России необходимо "повернутся всерьез" к данной теме! Необходимо финансирование, единое руководство отраслью! По крайней мере, как я понял из статьи!
  14. +1
    21 мая 2014 17:12
    Статья о влиянии бесконечно длинной электромагнитной волны распространяющейся в идеальном вакууме на бесконечно верующих коллег.
    Было уже. Были космические войска, со своим главкомом и штабом - не помогло.
    Сейчас войска ВКО - командование единое, штаб - единый. Занимайся развитием - нехочу. Есть с кого спросить по оконечности.
    Главное предложение автора - давайте продублируем штаб ВКО! Думаете это добавит порядка? - НИФИГА только спровоцирует борьбу за власть и ресурсы. А случись косяк - тыкать будут друг на друга. И виноватых (ответсвенных) не найдешь.
  15. +1
    21 мая 2014 17:41
    Аффтору: краткость - сестра таланта! bully