Миф о "ненастоящих" асах люфтваффе с Восточного фронта

15
Есть мнение, что асы люфтваффе, которые воевали на Восточном фронте, были «ненастоящими» - оно появилось ещё в годы «холодной войны» и время от времени появляется и в современное время. Уж очень оно хорошо вписывается в «черный миф» об «отсталости» русских. Согласно этому мифу, «русские фанеры» с «плохо обученными» сталинскими соколами было намного легче сбивать, чем англо-саксонских пилотов на «Спитфайрах» и «Мустангах». Когда же асов с Восточного фронта перебрасывали на Западный фронт, они быстро гибли.


Ганс Филипп

Основанием для таких измышлений стала статистика по ряду пилотов: так, Ганс Филипп, пилот-ас из 54-й истребительной эскадры «Зелёные сердца», одержал около 200 воздушных побед, 178 из них на Восточном фронте и 29 на Западном фронте. 1 апреля 1943 года его назначили командиром 1-й истребительной эскадры в Германии, 8 октября 1943 года он сбил один бомбардировщик и был сбит, погиб. За 6 месяцев он смог сбить только 3 самолета противника. Есть и другие подобные примеры: первый ас Рейха Э. Хартманн сбил всего 7 (по другим данным 8) истребителей ВВС США Р-51"Мустанг" над Румынией и в небе над Германией (всего 352 победы). Герман Граф – 212 побед (202 на Востоке, 10 на Западе). Вальтер Новотны сбил 258 самолетов, из них на Востоке – 255. Правда, Новотны большую часть времени на Западе осваивал новый реактивный Me-262, борясь с его недостатками, отрабатывая тактику его применения.

Миф о "ненастоящих" асах люфтваффе с Восточного фронта

Адольф Гитлер вручает хауптману Вальтеру Новотны Бриллианты к Рыцарскому Кресту, 19.10.44 г.

FW-190 Вальтера Новотны

Но есть и другие примеры, когда немецкие асы вполне успешно воевали на обоих фронтах, так, Вальтер Даль – всего 128 побед (77 - Восточный фронт, 51 - Западный фронт), причём на Западе он сбил 36 четырехмоторных бомбардировщиков. Равномерное распределение побед на Западе и Востоке характерно для асов люфтваффе. Всего он одержал 192 победы, из них 61 победа в Северной Африке и на Западном фронте, включая 34 бомбардировщика В-17 и В-24. Ас Эрих Рудорфер сбил 222 самолета, из них 136 на Восточном фронте, 26 самолетов в Северной Африке и 60 на Западном фронте. Ас Херберт Илефельд всего сбил 132 самолета: 9 в Испании, 67 на Восточном фронте и 56 на Западном фронте, включая 15 бомбардировщиков В-17.


Эрих Рудорффер

Некоторые немецкие асы успешно воевали на всех фронтах и на всех типах самолетов, так, Хайнц Бэр одержал 220 побед в воздухе: 96 побед на Восточном фронте, в Северной Африке одержал 62 победы, Бэр сбил примерно 75 английских и американских самолетов в Европе, из них 16, пилотируя реактивный Me 262.

Были пилоты, которые на Западе одержали больше побед, чем на Востоке. Но говорить о том, что сбивать англо-саксов было легче, чем русских, также глупо, как и обратное. Герберт Ролльвейг из 102 сбитых самолетов, только 11 сбил на Восточном фронте. Ханс "Асси" Хан одержал 108 побед, из них в боях на Востоке - 40. Он был одним из ведущих пилотов в битве за Британию во 2-й истребительной эскадре; на Востоке воевал с осени 1942 года, 21 февраля 1943 года из-за отказа двигателя (возможно, после атаки старшего лейтенанта П.А. Гражданинова из 169-го истребительного авиаполка) совершил вынужденную посадку, после этого 7 лет провёл в советском плену.

Командир 27-й истребительной эскадры Вольфганг Шеллманн – 12 побед в небе Испании (второй по результативности ас «Легиона Кондор»). К началу войны с Советским Союзом имел 25 побед, считался специалистом по манёвренному бою. 22 июня 1941 года в 3.05 «мессеры» 27 истребительной эскадры во главе с Шеллманном поднялись в воздух, они получили приказ нанести штурмовые удары по советским аэродромам в районе города Гродно. Для этого на "Мессершмитты" были подвешены контейнеры с осколочными бомбами SD-2. Когда они атаковали цель, их встретили И-153 и И-16 из 127 Истребительного авиаполка. Шеллманн сбил один И-16, одержав 26-ю и последнюю победу. Затем атаковал И-153 лейтенанта П. А. Кузьмина, но тот удачно маневрировал и уходил от его атак. Затем Кузьмин неожиданно пошел на лобовой таран, Шеллманн еле увернулся, советский летчик повторил атаку ещё несколько раз, немецкий ас уворачивался. Наконец в 4-й раз наш истребитель врезался в фюзеляж вражеского истребителя, Кузьмин погиб, немецкий ас смог выпрыгнуть с парашютом. Дальнейшая его судьба неизвестна, по немецким данным, он был арестован и затем, видимо, расстрелян.


Вольфганг Шеллманн

Также надо учесть разницу в воздушных боях на Западе и Востоке. Восточный фронт был растянут на сотни километров и «работы» было много, истребительные эскадры люфтваффе бросали из боя в бой. Были дни, когда 6 вылетов были нормой. К тому же на Востоке воздушный бой обычно заключался в том, что истребители немцев атаковали сравнительно небольшую группу ударных самолетов и их прикрытие (если было), обычно асы немцев могли достигнуть численного преимущества над эскортом «бомберов» или штурмовиков.

На Западе же разыгрывались настоящие «воздушные сражения», так, 6 марта 1944 года Берлин атаковали 814 бомбардировщиков под прикрытием 943 истребителей, они находились в воздухе почти весь день. Плюс они были сосредоточены в сравнительно небольшом пространстве, в итоге получалось нечто похожее на «генеральное сражение» атакующей стороны и истребителей ПВО. Немецким истребителям приходилось атаковать плотную группу самолетов, на Восточном фронте такие бои были редкостью. Немецкие пилоты-истребители были вынуждены не искать «добычи» как на Востоке, а играть по чужим правилам: атаковать «летающие крепости», в это время истребители англо-саксов могли «подловить» их самих. Жесткое сражение, без возможности сманеврировать, отойти. Поэтому англо-американским ВВС было легче использовать своё численное преимущество.


Супермарин Спитфайр (англ. Supermarine Spitfire) — английский истребитель времён Второй мировой войны.

Источники:
Исаев А. Антисуворов. Десять мифов Второй мировой. М., 2006.
Зефиров М.В. Асы Люфтваффе: Дневные истребители. В 2-х томах. М., 2002.
Мухин Ю. Асы и пропаганда. Дутые победы Люфтваффе. М., 2006.
Спик М. Асы Люфтваффе. / Пер. с англ. В.В.Найденова. Смоленск: , 2001.
http://www.airwar.ru/history/aces/ace2ww/sk_germ.html
http://www.nazireich.net/index.php?option=com_content&task=view&id=576&Itemid=77
http://ru.wikipedia.org/wiki/Список_лётчиков-асов_Второй_мировой_войны#.D0.93.D0.B5.D1.80.D0.BC.D0.B0.D0.BD.D0.B8.D1.8F
http://allaces.ru/cgi-bin/s2.cgi/ge/main.dat
15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. mitrich
    0
    27 мая 2011 10:35
    Статья фактически дополняет вчерашнюю "Вопрос о победах ВВС Третьего рейха", так что всех желающих поругаться приглашаю в правый верхний угол главной страницы сайта.
  2. 0
    27 мая 2011 11:10
    в принципе все логично.
  3. dbnfkbq
    +3
    27 мая 2011 12:49
    Про Хартмана чего-то промолчали,а там самый дутый из всех.И статья не обьясняет как, одни только лучшие асы рейха, сбили(по их личным счетам) больше чем СССР потерял самолетов за всю войну и от всех причин.
    Короче очередная попытка "все разровнять и забыть".
  4. Enemigo
    +4
    27 мая 2011 13:33
    если склероз не изменяет, у Рудорффера среди своих было погоняло Парашютист - настолько часто его самого сбивали.

    а так, нисколько не умаляя крутость немецких асов, всё же приходится напомнить, что, согласно немецкой отчётности, ВВС РККА была уничтожена трижды.
    1. +1
      24 августа 2017 16:56
      Да не сбивали а он имел правило не сажать истребитель а бросать его над аэродромом! И выпрыгивать с парашютом.......
      Немцы потомки барона мюнхаузена
    2. 0
      24 августа 2017 16:57
      Да и погонялы их:" парашутист буби ( детка) синяк пунски и ТД.....
  5. Born in hte USSR
    0
    27 мая 2011 16:15
    Читал воспоминания Баркхорна, сбившего 301 самолёт в 1104 боевых вылетах. Так вот, им самим было сказано, что подготовка пилотов в Красной Армии была очень низкой.. В боевых вылетах они сразу же находили молодых, новых пилотов и сбивали их первыми, поскольку те не умели даже толком маневрировать. Поэтому и результаты настолько велики. Пилотов у нас хватало и самолётов, к счастью, тоже, а вот уровень подготовки нет.
    Хотя, собственно говоря, это было не только в авиации, но и везде. Риторический вопрос: изменилось ли что-нибудь к лучшему?
  6. +4
    28 мая 2011 13:09
    Все авторы делают одну и ту же ошибку. У немцев идет счет по победам. Победа - есть поражение самолета и последующий выход из боя. У нас - сбитый самолет. Все делают знак равенства между победой и сбитым самолетом. Поврежденный самолет мог спокойно долетет до аэродрома. А немцу победу пишут.
  7. dbnfkbq
    +3
    28 мая 2011 22:24
    Это как с танками- немцы считали потерянными танк только если он оставался на территории противника,а если даже оставалась куча хлама(но на своей территории)-то это не потеря,а повреждение.
    Лучше оценивать результат- если не смотреть сквозь пропагандистскую дымку-он виден.
    1. 0
      1 октября 2017 16:57
      По поводу танков. Мы за годы войны, согласно СВЭ, изготовили около 100 тыс танков, порядка 19 тыс имели перед войной( исправных). 19500 нам прислали по лендлизу. Немцы с 1936г выпустили 65 тыс. танков.Куда мы дели танки? Если читать бравурные комментарии и некоторые статьи, то наши танкисты уничтожали по 30 и более танков. В 1945 году в Действующей армии было 12500 танков. Куда дели танки? Чубайса тогда еще не было. А если проще, не надо принижать противника, против нас воевала обученная, хорошо сколоченная армия немцев. И мы победили, никто не смог
      . а мы их победили. Не надо принижать подвиг нашего народа, как это делают наши режиссеры, когда показывают немцев дураками и трусами. Не надо писать недостойные подвига нашего народа и смерти наших солдат( в том числе и летчиков) комментарии.
  8. dbnfkbq
    +2
    30 мая 2011 06:01
    Под результатом, если что, я понимаю ПОБЕДУ.
  9. Denzel13
    +4
    26 апреля 2012 01:04
    Еще один автор статьи начитавшийся Толивера и Констебля, либо их пересказчиков типа Зефирова.

    Просто так для примера:
    24.08.1944 года (понимаете в каком состоянии на тот момент была ситуация в воздухе и кто кому диктовал условия) - Хартман слетал с утра на охоту и по возвращении доложил, что у него уже не 290, а 296 сбитых самолетов. Что его ведомый видимо под присягой подтвердил, вернее расписался в специальной форме. После чего пообедал и снова полетел. За этим полетом следили по радиопереговорам и наш "супергерой" не подвел наговорил по радио еще 5 побед во втором вылете, т.е. 11 сбитых за 2 вылета в 1944 -ом!. Вернулся - ему цветы и т.д. и т.п., однако есть такой факт - в журнале боевых действий JG-52 стоит, что 24.08.1944 года Хартман сбил один Р-39. Один! Все!
    Еще есть вопросы по Хартману?
    Есть что продолжить.

    1. +1
      1 октября 2017 17:50
      Наш дважды герой Грицевец в Испании за три месяца со дня прибытия и убытия ( считая дни размещения, ознакомления с районом боевых действий , прощания, сбор вещей . прибытие в пукт отправки)и т.д. ) сбил 30 самолетов противника . Это тоже вранье? Хотя некоторые в этом сомневались.Завистники есть везде и всюду. Никто в наших ВВС за такой срок больше не сбивал самолетов. Старший лейтенант Горовец за один бой сбил 9 самолетов на Курской дуге, что соврал что ли?
    2. +1
      16 октября 2018 01:26
      Есть что продолжить.


      Есть. Например, фотопулемет. Очень,знаете, широко применялся немцами. И фотошоп там в опции не шел.
  10. +16
    29 октября 2017 20:28
    Научная фантастика