С Днём военного автомобилиста!
Сама дата 29 мая выбрана для праздника в связи с тем, что именно в этот день в 1910 году в столице Российской империи Санкт-Петербурге образовалась первая отечественная учебная автомобильная рота. В круг задач автомобильной роты 104-летней давности входила подготовка профессиональных механиков-водителей для нужд армии. Качественное обучение в автороте помогало военнослужащим приобретать важные навыки не только по управлению, но и по ремонту и обслуживанию автомобилей. К началу Первой мировой войны в российской армии появились сразу несколько подразделений, отвечавших за использование автомобильной техники. Именно автомобильная учебная рота стала настоящим фундаментом для создания полноценной автомобильной службы.
Первые автомобили для нужд русской армии стали появляться ещё в конце XIX столетия. Однако их количество и спустя два десятилетия (к моменту начала большой войны) явно уступало тому количеству авто, которым располагали Англия, Франция и другие развитые страны. Чтобы оценить уровень автомобильной оснащённости русской армии с уровнями оснащённости других армий Европы, стоит обратить внимание на статистику участия автомобилей в войне (статистика 1916 года). Россия – 21 тысяча машин, Англия – 76 тысяч машин, Франция – 92 тысячи, Германия – 56 тысяч.
На начальных этапах 1-й Мировой в русской армии автомобили использовались вовсе не для массовой перевозки военнослужащих. Главная задача, которую старались решать с помощью автомобилей, заключалась в транспортировке боеприпасов.
В распоряжении Российской империи были преимущественно автомобили иностранного производства, среди которых в качестве настоящей рабочей лошадки можно выделить знаменитый DM3b («Даймлер-Мариенфельде»). Однако и автомобили собственного производства также поступали в войска. Одно из предприятий, занимавшихся выпуском автомобилей, в том числе и для нужд армии, на территории Российской империи – фабрика Александра Лейтнера «Россия».
Здесь помимо основного производства – производства велосипедов - к 1896 году был налажен выпуск лёгкой автомобильной техники с использованием запасных частей зарубежного производства. Как бы сказали сегодня, в Риге занимались «отвёрточной сборкой» авто на основе автомобильных узлов от французских компаний De Dion-Bouton, Clément и немецких Cudell, Fafnir. Первые грузовики на фабрике Лейтнера были собраны в 1912 году. Ими стали автомобили на основе комплектующих немецкой Büssing. В годы Первой мировой предприятие эвакуировали в Харьков.
Военнослужащие, имевшие навыки управления и ремонта автомобилей, были просто на вес золота. Их умение использовать все мыслимые и немыслимые ресурсы автомобилей помогали добиваться серьёзных результатов. Смекалка тоже оказывала своё действие. В мемуарах немецкого младшего офицера за 1915 год есть запись, в которой он удивляется тому, как русские с помощью одного «полуразбитого грузовичка» перевозили целую «колонну» короткоствольных пушек, на которых ещё и восседали люди. «Когда грузовик застрял в довольно глубокой луже, русские солдаты подтолкнули его «будто пушинку» и снова заняли свои места».
Неоценимую роль сыграли военные автомобилисты и в годы Великой Отечественной войны. Автомобили заменяли железнодорожные составы в том случае, когда противник повреждал рельсы. По раскисшей грязи, по снегу, по пыльным дорогам знаменитые «полуторки» перебрасывали бойцов, вывозили раненых в тыл, доставляли боеприпасы, горючее, почту, продовольствие. Военные автомобилисты использовали свои машины и для заслона противнику, если эти машины были серьёзно повреждены и не подлежали ремонту. Грузовики Второй мировой несли на себе и знаменитые системы реактивной артиллерии, которые в армейском быту получили нежное имя Катюша. На автомобилях устанавливали прожекторы, радиостанции, зенитки, мобильные пулемётные точки.
БМ-13 на шасси Studebaker US6. "Катюша"
Один из величайших подвигов армейских автомобилистов эпохи Великой Отечественной – это снабжение блокадного Ленинграда по Дороге жизни, которая для многих водителей, к великому сожалению, становилась последним путём. По льду Ладожского озера автомобили везли продовольствие, медикаменты, оружие и боеприпасы в город, вывозили раненых и больных в тыл из осаждённого Ленинграда. Главным символом Дороги жизни, вошедшей в мировую историю, стал ГАЗ-ММ – несколько модернизированный вариант первоначальной полуторки ГАЗ-АА. В годы войны советский автопром выпустил более 138 тысяч этих грузовиков, которые служили вплоть до начала 60-х годов.
Военные автомобилисты проявили себя в любом из вооружённых конфликтов нового времени. Афганистан, Чечня, конфликт в Южной Осетии. В каждом из этих случаев нашлось место подвигу людей, управлявших автомобильной техникой.
Благодаря героизму и мужеству военных автомобилистов порой удавалось выводить из-под огня противника не только солдат, попавших в сложную ситуацию в зоне конфликта, но и мирных жителей.
Искренне поздравляем всех военных автомобилистов с их профессиональным праздником! И желаем, чтобы вас в жизни ожидали только ровные дороги, которые будут приводить исключительно к успеху!
Информация