Panzer 61/68. Швейцария

15


Маленькая, но очень гордая страна – Швейцария, всегда славилась своим высокоточным и технологичным производством, а также – умелыми специалистами. Особенно удивительно, что подобного имиджа государство достигло будучи небольшой гористой территорией, со всех сторон плотно зажатой соседями и не имеющей даже выхода к морю. Кроме швейцарских часов край славится также своими воинственными жителями. Страна, которая, по сути, не участвовала в двух последних мировых войнах, усиленно готовится отражать внешнюю агрессию. Затраты на армию колоссальны и далеко не факт, что они оправдаются, случись конфликт на самом деле, но, по крайней мере, сдерживающий фактор в 150 тысяч очень боеготовых штыков пока работает. Да не суть.

Вполне резонно, что, когда в 50-х годах прошлого столетия многие военные мира начали обкатывать новую «игрушку» – основной боевой танк, швейцарским тоже захотелось себе такой. Но война в Корее внесла свои коррективы и просто купить – не получилось. Закупившись, для острастки, порцией легких французских АМХ-13 руководство страны приняло решение делать свой: лучше, быстрее, мощнее. В общем, такой, который полностью удовлетворял бы концепции современного, на тот момент, ОБТ.

Изначально заказ на ОБТ выглядел примерно так: вес около 30 тонн, максимальная скорость – 50 км/ч, орудие калибром 90 мм, а также эффективное значение лобовой брони – 150 мм. Серийное производство должно было начаться уже в 1956 году, а сама разработка стартовала в 1953.

Первый опытный танк появился только к 1958 году и назывался KW.30, он был оснащен модифицированной 90 мм швейцарской противотанковой пушкой и в его основу были положены конструктивные решения, наработанные еще на Indien Panzer. То есть путь от эскиза до «железа» занял 5 долгих лет. Всего было построено два прототипа. Чуть погодя на арене появился Panzer 58, оснащенный таким же орудием и спаренной 20 мм автоматической пушкой. Пушка предназначалась для борьбы с легкобронированными целями. К 1959 году второй прототип Pz 58 был окончательно утвержден как перспективная модель и направлен на дальнейшую предпроизводственную доработку. К слову, его оснастили швейцарской модификацией британской 20-футовой (84мм) пушки – PanzerKanone 58. Первую мелкую серию Panzer 58 в количестве 10 штук изготовили в 1960 году.

Panzer 61/68. Швейцария
Первый опытный KW30


Первый прототип Pz58


Второй прототип Pz58


Производственная версия

Конечный результат приемку не устроил, и разработка была продолжена, что, в итоге, вылилось в новую машину – Panzer 61. Новый танк мог похвастать более мощным 105 мм британским орудием L7 (позже лицензированной швейцарской его модификацией – PzKan-61). Скорострельность пушки составляла 9 выстрелов в минуту, а бронебойность позволяла вполне сносно бороться с ОБТ потенциального противника. Спаренную пушку оставили, но позже, в промежуточных модификациях, от нее постепенно отказывались, заменяя на 7,5 мм пулемет MG-51. Зенитное вооружение также было представлено 7,5 мм пулеметом, которым оперировал заряжающий, чтобы командир занимался только своими обязанностями. И если атакующие возможности танка были на уровне, то защита экипажа весьма и весьма неудовлетворительной. Лобовое бронирование башни – 120 мм, а корпуса только 60 мм, что даже по меркам второй мировой не очень то и серьезно. Причем броня гомогенная катанная, никаких там металло-керамик и прочего. Фактически Panzer 61 пробивали любые танковые пушки того времени, и защита была противопульной, противоосколочной ну и от мелкокалиберных пушек тоже помогала. Двигатель Daimler-Benz V8, который выдавал на гора 630 лошадиных сил, позволял 39-тонному танку разгоняться до 55 км/ч. Экипаж разместили классически: водитель впереди по центру, командир со стрелком справа башни и заряжающий слева. Небольшая башня не позволила разместить в ней боекомплект, поэтому все 52 снаряда положили в корпус. И, хотя живучесть техники повысилась, работу заряжающему усложнили. Интересной оказалась подвеска танка, в ней применили тарельчатые пружины, в иностранной литературе называемые иногда пружинами Белльвилль.


Panzer 61

Швейцарский танк не представлял собой ничего выдающегося, более того – был откровенно слаб по сравнению с одноклассниками, но, тем не менее сразу же стал символом национальной гордости. Поступил правительственный заказ на 150 машин, которые были изготовлены и доставлены в части с 1965 по 1966 год, и прослужили, после неоднократных модернизаций, до 1996. Не обошлось без нареканий и проблем, но, в целом, серия получилась добротной, на что намекают 30 лет службы в частях. И пусть его мог пробить любой враг, но ведь и Pz61 было чем ответить, а в условиях сильнопересеченной местности броня не всегда играет решающую роль. Хотя слишком затянутый термин от чертежа до стапеля внес свою лепту. Танк, который должен был стать одним из лучших в мире на момент начала разработки, откровенно запоздал с выходом в свет. Именно поэтому, стремясь хоть как-то исправить ситуацию, военные сразу же инициировали модернизацию свежей машины. Проект получил название Panzer 68.


Panzer 68

Основными изменениями в новом конструктиве были более широкие гусеницы, двухплоскостной стабилизатор орудия, баллистический вычислитель, ночной ИК прицел наводчика, замена спаренной 20 мм пушки на пулемет, 30 добавочных «лошадок», 5 км к скорости и пару тонн добавочного веса. Первые опытные танки выпустили в 1968 году, а производство продолжалось четырьмя партиями с 1971 по 1984 гг. Всего изготовили 400 экземпляров. Машина откровенно была старой конфетой в новой обертке. Хотя новая система управления огнем и улучшенные возможности по обнаружению противника добавляли боевой мощи, танк устарел морально.

Новинка могла «похвастаться» целым сонмом технических проблем. Проблем настолько идиотских и маловразумительных, что швейцарская армия попыталась скрыть их от общественности. И, вместо того, чтобы исправлять оплошности, успешно их замалчивала вплоть до 1979 года, когда местный популярный еженедельник Weltwoche опубликовал статью-разоблачение. Новость шокировала публику (а там почти каждый мужик – военный и толк знает), привела к жуткому скандалу и отставке минобороны Рудольфа Гнежи. Статья детально описывала проблемы со стоящим на вооружении уже 8 лет как танком, многие из которых были очень опасны, а все они в совокупности делали машину непригодной для боя ни в одном из гипотетических конфликтов холодной войны.


Так, например, для острастки, Pz68 не мог дать задний ход, пока полностью не остановится. Новая коробка передач «6 вперед-6 назад» этого делать не позволяла. И если для городской легковушки это норма, то не для боевой машины же. Многие из потенциальных противников 68-го это делать умели. Для Т-62 не составляло труда дернуть назад в ходу, а вот швейцарец – не мог, что в бою могло сильно усложнить жизнь. Другая проблема – отсутствие защиты от ОМП. Танк не был герметичным. Примени вдруг противник отравляющие вещества экипажи Pz68 попали бы в большую передрягу. Конечно, личные противогазы в какой-то мере решали вопрос, но удобно ли воевать танком в противогазе? Нарекания вызывал эжектор ствола. Пороховые газы настырно попадали внутрь боевого отделения, так что противогазы пригождались и без воздействия врага.

Эти недостатки могут показаться детским лепетом, по сравнению с другими двумя, по-настоящему уникальными и присущими только швейцарскому продукту. Первый – включение обогревателя способно было вызвать спонтанный огонь из главного орудия. А все потому, что цепи управления печкой и пушкой находились на одной плате. Если экипаж танка хотел погреться, то это желание сразу делало машину перед вами, гораздо горячее. И пусть несчастных случаев зафиксировано не было, но случай он на то и случай. Как бы то ни было, швейцарские инженера допустили «детскую» ошибку и никто не предупредил ее еще на стадии разработки. Конечно, потом все исправили, но за 8 лет эксплуатации об этом даже не думали. Второй – радиостанция, работающая на максимальной мощности, вступала в таинственную волновую связь с блоком управления башней и, пока связь работала, турель случайно, непредсказуемо и неконтролируемо двигалась. Ну уж этот то факт за столь длительную боевую службу мог хотя бы заинтриговать полевые рембригады, но нет, все как так и надо.


После тщательного анализа и назначения нескольких специальных комиссий, было обнаружено всего около 50 существенных проблем, и министр обороны, наконец, признал, что танк – небоеспособен. Прошло несколько лет усиленной работы «над ошибками», пока машина не была признана готовой к службе. Все это, естественно, сопрягалось с немалыми расходами и недовольством общественности. Также сильно пострадал и имидж Швейцарии как производителя военной техники. Когда о фиаско узнали соседи, Австрия, планировавшая закупить 400 Pz68, тут же отказалась от предварительных договоренностей в пользу американских М60 Patton, которые не шевелили башнями, используя радио, и не стреляли в воздух, если экипаж вдруг замерз. Сама же Швейцария надумала оснаститься новыми западногерманскими Leopard 2 и в 80-х 68-е стали постепенно выводить в резерв. Как раз тогда, когда их наконец-то довели до ума. Занавес.

Единственной радостью руководства Швейцарии от обладания собственным ОБТ стала продажа в поздних 90-х двухсот модернизированных Panzer 68 армии Тайланда. Последние танки списали и отправили на металлолом в 2005 году. Несколько машин осело в музеях и частных коллекциях. Многие из них на ходу.

Кроме, непосредственно, танков, на базе 68-го были разработаны и построены 30 мостоукладчиков Brückenpanzer 68 (использовались до 2011 года) и 69 штук БРЭМ Entpannungspanzer 65 (в строю до 2008). Также существовали прототипы 155 мм самоходного орудия Panzerkanone 68 и 35 мм зенитки Fliegerabwehrpanzer 68, но в серию эту технику не пустили.


Fliegerabwehrpanzer 68


Brückenpanzer 68


Entpannungspanzer 65


Panzerkanone 68


Использованы источники:
http://en.wikipedia.org/wiki/Panzer_61
http://en.wikipedia.org/wiki/Panzer_68
http://www.militaryfactory.com/armor/detail.asp?armor_id=666
http://www.militaryfactory.com/armor/detail.asp?armor_id=668
http://ftr.wot-news.com/2014/05/28/swiss-tanks-part-1/
http://bronay.ru/bronetexnika-shvejcarii/swiss-tank-pz-61.html
http://bronay.ru/bronetexnika-shvejcarii/tank-pz-68.html
15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    17 июня 2014 09:55
    Вот что бывает, когда в отсутствие традиций танкостроения пытаются сразу сделать "самый лучший и не имеющий аналогов". Отчасти получилось... laughing
    1. +2
      17 июня 2014 11:15
      Маленькая, но очень гордая страна – Швейцария, всегда славилась


      ещё и тем,что панически боялась,СССР и даже разработала свою программу ,по созданию ЯО...
      но это к слову..

      по теме..ВПК Швейцарии всегда выдавал ,неплохие образцы МИРОВОГО уровня...,,Пиранья и тд...
      по танкам ,это проект 80-х NKPz , по замене Panzer 61-68....
      швейцарский танк NKPz по компановке был похож на израильский танк "Меркава"(но только по компоновке))))....
      он имел переднее расположение МТО...жаль ,что этот танк не был принят на вооружение и не начато его серийное производство....
      в последствии в Швейцарии наладили лицензионный выпуск ,немецких "Леопард-2"....
    2. +4
      17 июня 2014 12:00
      Влияние Т-54 оказыватся заметно и в танкостроении Швейцарии. Форма башни явно навеяна продукцией советских танковых заводов.
      Особенно понравилсь решение с задним ходом. Швейцарские гвардейцы не отступают. По крайне меоре конструкторы дали им возможность одуматься и не подводить традиции)))
      1. +2
        17 июня 2014 12:14
        вот в дополнение к статье ,ешё одна модернизация танка Pz 61 с усиленным бронированием....
        усиленно лобовое бронирование Pz 61 ,корпуса и башни...
  2. +1
    17 июня 2014 11:13
    Насчет печки,это конечно круто,но зачем вообще Швейцарии танки?Напасть они все равно не на кого не смогут,а для обороны купили бы десяток другой немецких или французских,зачем принялись свой "велосипед" изобретать,Швейцария это не Великая держава,зачем оно им надо,лучше бы сыра наделали или шоколада.
    1. +1
      17 июня 2014 12:01
      А ято взять с банкиров? Ссы.куны они все.
      1. +1
        17 июня 2014 14:45
        Цитата: Standard Oil
        Швейцария это не Великая держава

        я же запостил...гипертрофированная РУСОФОБИЯ(СССР))))

        Цитата: qwert
        А ято взять с банкиров? Ссы.куны они все.

        что взять с банкиров-не знаю...но вот швейцарские инженеры,создали два БТР мирового уровня на ГШ М113,ка колесном БТР "Piranha "...

        у нас такой БТР(Бумеранг))ещё только в стадии разработки!!!

        такие БТРы, как ,БТР VBCI от NEXTER Boxer и Piranha V, имеют усиленную баллистическую и противоминную защиту....
    2. Kassandra
      0
      18 июня 2014 00:28
      для фланговых контратак из горных укреплений в долину между Альпами и горами Юра
  3. NightCrawler
    +1
    17 июня 2014 12:01
    Глядя на фото вначале статьи подумал что это Indien-Panzer. Но потом понял что ошибся
  4. +1
    17 июня 2014 12:20
    Танк похож на современные китайские автомобили: конструкторы тоже очень старались сделать хороший танк, но реально, они никогда до этого не делали танки. Вышел бы он в серию в конце 50-х - был бы отличный танк.
  5. +1
    17 июня 2014 12:26
    Все таки мало иметь технологии, опыт решает.
  6. Георгич
    +1
    17 июня 2014 12:49
    Захотели поиграть во взрослые игры.Да собственно и мотивации особой не было , так попиариться ,гордыню потешить. Типа часики делаем , а танк раз плюнуть.
    1. Kassandra
      0
      18 июня 2014 00:24
      зенитки все покупали у них
  7. +3
    17 июня 2014 12:58
    первыми танками на службе Швейцарии оказались французские Рено FT–17. В 1922 г. их закупили в качестве тестовых образцов для последующих испытаний (Стоит добавить, что в 1939 г. были закуплены еще три таких машины).

    В 1934 г. были Швейцария купила шесть танкеток Vickers Carden Loyd M 1934. Ими вооружили батальон жандармерии вооруженных сил. Эксплуатация этих машин в горных условиях показала, что для Швейцарии предпочтительно иметь легкие, проходимые танки.

    В конце тридцатых годов чешская «Шкода» продала швейцарцам 24 легких танка LTH. Танки были модернизированы специально для эксплуатации в горных условиях. На них был установлен дизельный двигатель "Заурер" СТ1, мощностью 125 л.с. и они были вооружены 24 мм пушкой "Эрликон" М.38 и двумя 8-мм пулемётами "Максим" М.38, изготавливаемыми в Швейцарии. Названные Pzw. 39 они пошли на вооружение в танковые роты 1-й, 2-й, 3-й легких бригад.

    На базе LTH швейцарцы изготовили несколько опытных САУ, например со 105-мм пушкой, однако в серию они не пошли.

    В 1944—1945 годах в Швейцарии также предпринимались попытки создания на базе LTH собственного штурмового орудия NK II по образцу германских StuG III, но с окончанием войны работы в этом направлении были прекращены из-за потери актуальности задачи производства бронетехники собственными силами.
    А в 1940 г. неожиданный подарок швейцарцам преподнесли французы. После разгрома Германией Франции часть сил французского 45-го корпуса отошли на швейцарскую территорию. Здесь они интернировались. Швейцария конфисковала у разбитых французов 12 R-35. Танки под названием, Lpz35 , были переданы на вооружение швейцарской армии.
    1. +3
      17 июня 2014 13:16
      В послевоенный период Швейцария проявила интерес к закупке САУ «Хетцер» на шасси LT vz.38, чьим экспортным вариантом являлся LTH, в связи с этим в вопросе закупки бронетехники армия Швейцарии вновь обратилась к Чехословакии.
      Конструкция САУ подверглась некоторым доработкам в соответствии с требованиями швейцарской армии и в июле 1946 года прошёл испытания первый прототип швейцарского «Хетцера». По предложению «Шкоды», Швейцарией 15 августа 1946 года была заказана пробная партия из 8 «Хетцеров». Партия была изготовлена «Шкодой» из задела, оставшегося от заказов вермахта и проведённые в 1947 году испытания САУ в Швейцарии, проводившиеся в том числе в горной местности в районе Интерлакена, полностью удовлетворили швейцарских военных, принявших её на вооружение швейцарской армии под обозначением G-13.
      В ноябре 1946 года был заключён договор на поставку 100 G-13. САУ поставлялись в Швейцарию четырьмя партиями по 25 машин, отправленными 29 апреля, 28 июля, в октябре и 20 декабря 1947 года. Так как необходимых для выполнения заказа орудий PaK 39/2 в наличии не имелось, «Шкоде» пришлось приспособить для установки в G-13 противотанковые орудия PaK 40. В конструкцию G-13 по сравнению с германскими и чехословацкими версиями был внесён и ряд других изменений, в том числе направленных на увеличение срока службы САУ, изначально созданной для военного времени и рассчитанной лишь на сравнительно короткое использование.
      Также G-13 вместо бензиновых двигателей оборудовались дизельными, производства швейцарской фирмы «Заурер». В 1947 году Швейцария выдала дополнительный заказ ещё на 50 G-13, доведший общее число швейцарских «Хетцеров» до 158. Из заказанных машин, 12 были отправлены «Шкодой» в сентябре, 18 — в ноябре 1948 года, а последние 20 — только 16 февраля 1950 года, хотя в некоторых источниках указывается, что последние САУ были переданы Швейцарии только в 1952 году.

      Кроме чехословацких "Хетцеров" в 1952-1954 г.г Швейцария закупила во Франции 200 легких танков АМХ-13 под обозначением Light Tank 51 (Leichter Panzer 51). АМХ-13 служили в составе танковых батальонов до 1961 года, а затем были переданы разведывательным батальонам, пока в 1980 году не были выведены из эксплуатации.

      В 1962-64 г.г. во Франции были приобретены для испытаний 4 105-мм самоходные гаубицы на шасси АМХ-13; однако закупка так и не состоялась.

      В Великобритании было закуплено 300 танков "Центурион", которые в настоящее время сняты с вооружения и заменены "Леопард-2".
      1. +3
        17 июня 2014 16:12
        Эти АМХ-13 были и в израильской армии. И даже в гуще сражений.
        Они были неуловимы, как Неуловимый Джо из анекдота: "неуловимы, потому что
        на...х никомому не нужны". В смысле, они были подвижны и их не подбивали,
        но и они никого оказались не способны подбить. И их выкинули.

        В отличие от Центурионов, которые оказались пиком британского танкостроения
        на все времена. Центурионы не суетились, стояли и стреляли с больших дистанций:
        первый снаряд пристрелка - второй попадание, 105 мм КС давал уверенное
        пробитие при любом попадании.
        1. +2
          17 июня 2014 16:53
          Alexey не все так однозначно...
          6 июня, на синайском фронте, в сумерках батальон лёгких танков AMX-13 из бригады Авирама оказался далеко впереди по дороге на Исмаилю, когда встретился с двумя батальонами египетских Т-54. Несколько израильских танков и полугусеничных БТР были потеряны в считанные минуты, хотя и Т-54 понесли потери от фланговых атак. 75-мм пушка AMX-13 оказалась практически бесполезна против лобовой брони Т-54. Израильские танки отступили. В этот же день, на иорданском фронте, большая часть 2-го иорданского танкового батальона в районе Наблуса был зажата между двумя израильскими танковыми батальонами Рома. В ходе боя батальон иорданских «Паттонов» был практически разгромлен, один из AMX-13 уничтожил 7 танков M48.

          http://btvt.narod.ru/2/6d0.htm



          1. +2
            17 июня 2014 19:35
            Спасибо за интересные фото. Кроме музея в Латруне я АМХ не видел.
            Иорданцев все-таки разбивали за счет тактики и
            обученности, М-48 был не люкс, конечно, но никак не хуже АМХа.
        2. 0
          17 июня 2014 18:45
          Цитата: voyaka uh
          т Центурионов, которые оказались пиком британского танкостроения
          на все времена. Центурионы не суетились, стояли и стреляли с больших дистанций:
          первый снаряд пристрелка - второй попадание, 105 мм К

          PZ.VI (Т-6) "ТИГР"( захваченный в С.Африке у Роммеля))) в свою очередь,оказал огромное влияние на разработчиков " Центуриона"....
          идеология создания" Тигра"хорошее бронирование...отличная оптика и дальнобойное и высокоточное 88 мм орудие ,(( было разработано фирмой Friedrich Krupp AG с использованием зенитной пушки 88 мм... Flak 18/36 - знаменитой "acht-acht"))),ну и т/д...

          и конечно благодоря отличному орудию L-7 ,105 мм" Центуриона"...
          да и количеству поставленных в Израиль составило 1100 ед... "Центурионов" различных модификаций...
          но и конечно..как без помощи сша... в 1967 году модернизация танков путем замены двигателей ,на AVDS-1790-2АС"Теледайн Континенталь",а так же замена механической трансмиссии "Меррит- Браун" на гидромеханическую "Аллисон" CD-850-6...ну и другие "мелкие "переделки...
          1. +3
            17 июня 2014 19:31
            Тигр был взят, как концепт тяжело бронированного
            дальнобойного танка. Идея защищенности и дальнобойности
            превалировала над подвижностью.
            Но, конструктивно, Центурион был развитием Кометы ( танк
            не успел повоевать во 2-ую Мировую), а та - развитием Кромвеля,
            не слишком удачного.
            У Центуриона была невиданно высокая репутация в Израиле,
            больше, чем у Меркава сейчас. Когда их решили списать в конце
            80-х, были чуть ли не бунты танкистов: "не хотим Паттоны, не
            хотим Меркавы...".
          2. Kassandra
            0
            18 июня 2014 00:18
            идеология тигра была просто сделать эту зенитную пушку самоходной, поскольку именно она весь 1941г спасала немецкие танки от КВ и Т-34
            Пантера была гораздо более опасным танком.
            1. +1
              18 июня 2014 11:32
              Сравните броню бортов Тигра и Пантеры и
              Вы поймете разницу между этими танками.
              Если упрощенно:
              Пантера - истребитель танков. Мощный лоб и
              картонный борт. А Тигр - подвижный дальнобойный ДОТ,
              комфортный для экипажа. Если Вы посмотрите статистику,
              много Тигров было подбито, но большинство танкистов из
              "тяжелых танковых батальонов" дожили до старости.
              В Израиле именно концепция Тигра, воплощенная в хорошо
              показавших себя Центурионах, привела к созданию Меркава.
              1. Kassandra
                0
                19 июня 2014 03:49
                Сравните пушку.
                Пантеру сделали из Тигра, поставив специализированную противотанковую, и ослабив бронирование чтобы она могла ездить везде.
                истребителем танков была британская "Арчер" примерно с такой же пушкой.
                прототипом меркавы была БМП на которой усилили бронирование и поставили ккал пушку.
      2. Комментарий был удален.
  8. +1
    17 июня 2014 13:41
    Прикольно smile А я и не знал что у швейцарии были свои танки.
    1. +1
      17 июня 2014 16:02
      Абалдеть!!!Я то по просоте душевной,всегда считал,что залог суверенитета швейцарии,ее банки.Точнее военно-экономический потэнциал тех государств,правящие элиты которых,хранят в швейцарских банках свои капиталы,ну и протекторат ватикана.А нет"воинственные швейцарцы"-вот штука пострашнее"ядерной дубинки".Автору браво!!!По поводу танков,швейцария оказалась в довольно сложном положении.Если до 2МВ танки вполне вписывалиь в пропускные габариты горных дорог и тунелей,то прошедшая война радикально изменила внешний вид,массу танков,да и во многом условия их применения.Теперь транспортная система страны позволяла использовать только машины легкого класса с соответственным уровнем защищенности,значение которой,в условиях горной"тесноты"становилась ключевой.Этим и мотивировалась разработка собственного танка-в габаритах,массах легкого с уровнем бронирования среднего.Безусловно,чудес не бывает,бронирование"жестко"дифференцированно,забронированный объем минемален.Условия тех задачи(лимитирование МГХ)очень похожи на традиционные для советской танковой школы,по этому,на мой взгляд,и результат работы швейцарцев несколько напоминает изделия из СССР.Дороги в современной швейцарии мало чем отличаются от остальной европы (плоды евростандартизации)и необходимость в танковом"эксклюзиве"отпала.
      1. Kassandra
        +1
        18 июня 2014 00:05
        разветвленная сеть артбункеров, просто набери swiss army bunker на youtube.
        банки бывает грябят,
  9. +2
    17 июня 2014 13:57
    Роман 1977 Сегодня, 12:58 Новый
    первыми танками на службе Швейцарии оказались французские Рено FT–17. В 1922 г. их закупили в качестве тестовых образцов для последующих испытаний (Стоит добавить, что в 1939 г. были закуплены еще три таких машины


    Ну не знаю что и сказать.Маршал бронетанковых войск laughing у них видимо был в 39-м большой оригинал.
    1. Kassandra
      0
      18 июня 2014 00:06
      как танкетки для защиты ВПП аэродромов от десанта
  10. NightCrawler
    +1
    17 июня 2014 15:25
    Влияние Т-54 оказыватся заметно и в танкостроении Швейцарии. Форма башни явно навеяна продукцией советских танковых заводов.

    На мой взгляд это измененная башня танка Lowe.
  11. +1
    17 июня 2014 18:02
    Не забывайте о том что Швейцария одна из первых стран мира по числу оружия на руках у населения!То есть нейтралитет нейтралитетом но порох сухим держат hi
    1. Kassandra
      0
      18 июня 2014 00:12
      первая. там армейское у всех лежит дома, чтобы их нельзя было захватить десантом
  12. everest2014
    +2
    17 июня 2014 19:56
    Объекты 277..279 могли эти танки кушать на завтрак, один товарищ любящий кукурузу не одобрил их - это был закат тяжелых танков, которые уже в тот момент были готовы к ядерной войне (ну как-то готовы).
  13. Alexandorf
    0
    18 июня 2014 16:22
    Броня хороша))
  14. 0
    18 июня 2014 21:00
    хорошая статья!печка доставила)
  15. 0
    12 августа 2014 23:50
    Спасибо автору - познавательно! Ну и казусы конечно - тоже впечатлили :) Не ожидал таких ляпов у весьма почитаемой страны не только банков, но и оружейников...
    1. Kassandra
      0
      13 августа 2014 03:43
      сомнительно. просто надо было танк обгадить чтобы местные не бухтели лишнего против покупки немецких.