Дели выбрал «летающие грузовики» к сожалению, не российского производства

6
Дели выбрал «летающие грузовики» к сожалению, не российского производства


Индия модернизирует военно-транспортную авиацию: на смену Ил-76 и Ан-32 приходят C-17. Почему же выбор не пал на наши новые машины?

Индийские военные подписали с Boeing контракт стоимостью 4,1 миллиарда долларов на поставку в 2013–2014 годах 10 тяжелых транспортников C-17A Globemaster III. В России, привыкшей к тому, что большая часть авиапарка ВВС Индии – наша «поляна», довольно болезненно воспринимаются любые чужие успехи на этой ниве. Такие, например, как триумф европейцев, чьи средние истребители вышли в финал индийского тендера. Но что мы могли бы предложить нашим давним партнерам по ВТС?

Американцы на входе...

Сообщения о том, что Дели планирует приобрести за океаном пять C-17 за 1,7 миллиарда долларов, появились осенью 2009-го. Через год во время визита в Индию президента Обамы было подписано предварительное соглашение о поставке уже не пяти, а десяти «Глоубмастеров».

Сумма сделки не оглашалась. Это, во-первых, явно свидетельствовало о напряженном торге, а во-вторых, о том, что изначальная цена, выставленная американцами, вряд ли воспринималась сторонами как окончательная. Подтвердилось данное предположение в апреле сего года, когда топ-менеджеры «Боинга» публично опровергали появившуюся в прессе цифру 5,8 миллиарда долларов. А в качестве догадок фигурировал диапазон от 4 до 7 миллиардов.

Наконец, к июню все разрешилось. Индийцы жестко настояли на своем: покупка С-17 обойдется им в 4,1 миллиарда долларов. При этом в стандартных условиях офсета Дели не сдвинулся ни на пядь: 30 процентов от объема контракта должно быть реинвестировано «Боингом» в промышленность Индии. Попутно индийская сторона недвусмысленно указала на крайнюю потребность в стенде для проведения высотных испытаний авиадвигателей и аэродинамической трубе, способной работать на сверхзвуковых режимах. Кстати, довольно уверенно звучат голоса, утверждающие, что эта десятка самолетов станет не последней партией C-17 и общее их количество в ВВС Индии достигнет 16–18 машин.

Дели последовательно «рассаживает» игроков, желающих вкусить пирога индийского оружейного рынка. К примеру, тех же американцев вместе с россиянами довольно жестко выставили с конкурса по среднему истребителю. Однако, как видим, это не помешало РСК «МиГ» продолжать работы, связанные с поставками палубных МиГ-29К и модернизацией сухопутных «29-х» в версию МиГ-29UPG.

«Боинг» же после провала «Супер Хорнета» обрел контракт на «Глоубмастеры». Не забудем также, что корпорация передает Индии противолодочные самолеты P-8 Poseidon (до 2013 года Дели получит 12 «Посейдонов»).

...А русские – на выход?

В основном индийская военно-транспортная авиация (246 самолетов) использует машины советского производства (105 – Ан-32, 24 – Ил-76). Они же полностью закрывают нишу крупных «летающих грузовиков». Но в связи с их постепенным выводом из состава ВВС потребовалась замена.

Более легкие Ан-32, разработанные некогда специально для Индии и поставлявшиеся ей в 1984–1991 годах, ныне проходят модернизацию на Украине. Буквально недавно ВВС Индии вернули первую пятерку самолетов – уже в версии Ан-32RE. Замена навигационного оборудования и части БРЭО позволит модернизированным машинам послужить в индийской авиации еще какое-то время. В дальнейшем, если верить индийским военным, часть их будет списана в пользу все тех же «Глоубмастеров».

Возникает закономерный вопрос: почему отдано предпочтение американцам, а не нам? Тому – масса причин.

Для начала следует отметить, что имеющиеся в ВВС Индии советские транспортные самолеты являются «уходящими». В большей степени это касается Ил-76, поскольку в данный момент эти машины ни в России, ни в бывших республиках СССР не строятся: Ташкентское авиационное производственное объединение имени Чкалова, называя вещи своими именами, «разукомплектовано» в пользу российского завода в Ульяновске. Там планируется поставить в серию новые самолеты Ил-476, но до этого еще слишком далеко.

То же самое касается и Ан-32. Заменить его изначально планировалось так называемым MTA – опять-таки разработанной специально для Индии версией проекта среднего транспортника Ил-214. Но годы идут, а проект и ныне там. Ил-476 в отличие от него уже хотя бы готовят к выпуску.

Обычно принято говорить, что индийцы покупают самолет в несколько раз дороже, чем привычный Ил-76. И формально это действительно так: сейчас один такой транспортник (без дополнительных услуг и поставок) можно по итогам иорданского контракта на Ил-76МФ-ЭИ осторожно оценить в полсотни миллионов долларов. С учетом интеграции большого количества западной авионики и БРЭО от самых разных производителей (традиционное требование индийцев) – до 70–75 миллионов.

Но здесь сразу возникает несколько тонкостей. Во-первых, Индия покупает самолет почти с полуторакратным перевесом в грузоподъемности. Во-вторых, заказана машина с куда более современным оборудованием, причем как в части авионики и прочего пилотского «хайтека», так и в чисто конструктивном исполнении салона-«трансформера», позволяющего быстро и эффективно работать с разными типами грузов. В-третьих, Ил-476 довольно сильно подрастет в цене, когда сойдет со стапеля, и соблазнительный спред между нашим и американским технико-коммерческими предложениями сократится.

И, наконец, главное. За большие или небольшие деньги, но сейчас заказывать у России в сущности нечего. Раньше Ил-76 выпускали в Ташкенте, и существовали вполне радужные до поры до времени планы интеграции АПО имени Чкалова в состав Объединенной авиастроительной корпорации. Но история уже упоминавшегося иорданского контракта, чуть было не сорванного обеими высокими производящими сторонами, кивающими друг на друга, на фоне четко проявленного нежелания узбекских властей отдавать завод в руки российских менеджеров закончила судьбу этого предприятия. По ряду данных, сейчас там намереваются оборудовать несколько цехов под отверточную сборку автомобилей.

Новый ульяновский Ил-476 осторожно планируется к постановке в серию в 2012 году, и пока он не рассматривался Дели как альтернатива при обновлении авиатранс-портного парка. Но совершенно не исключено, что самолет еще поборется за место в ВТА Индии. Основания для надежды есть. Имеются в виду традиционная привычка индийцев «диверсифицироваться» и очень хорошая практика использования «старших братьев» Ил-76, накопленная индийскими летчиками. Однако для этого придется сделать машину как минимум не хуже в эксплуатации, чем «Глоубмастер», к моменту гипотетических поставок Дели уже будет с чем сравнивать. А легкость в эксплуатации и управлении «в сравнении с Ил-76» индийцы ставили в качестве одного из условий при выборе С-17.
6 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. voin-72
    +1
    29 июня 2011 11:03
    Ну, а в принципе чему удивляться. Времена старшего брата и дорогой Индиры Ганди прошли, теперь балом правит рынок со своими законами. Однозначно сейчас сказывается время растаскивания и развала системы советского ВПК, когда мы выползали за счет задела сделаного СССР. А сейчас как в сказке - у разбитого корыта, и если помидорами шевелить не будем, то рынки сбыта будем терять однозначно.
    1. SuperDuck
      0
      29 июня 2011 12:20
      Да, продавать самолёты для армии страны это не АК толкать в африку. Если клиент не уверен хоть на ёту что поставки будут качественные, в срок, что обслуживание будет качественное и быстрое, что с запчастями не будет проблем, то хрен вам. Даже если СССР-ские аналоги глобмастера умеют летать задом и взлетать вертикально то для военных важнее не это а уровень боеготовности.
    2. 0
      30 июня 2011 19:53
      просто у бедной Индии бабки появились, и решили взять тоже но подороже
  2. mitrich
    +1
    29 июня 2011 12:28
    VOIN-72 прав.
    Прагматичные индусы(которые, кстати, НИКОГДА не были политическими союзниками ни СССР-России, ни США, а как та "кошка, которая гуляет сама по себе") являвшиеся основными покупателями изделий нашего ВПК, сейчас исходят из того, КАК Россия сможет справиться с заказом. А со сроками его исполнения могут возникнуть большие сложности. Ил-76 - замечательный самолет ВТА, но в советские времена его изготавливали на Ташкентском АВЗ, перенесли ли производство в Россию после распада СССР, сие мне неведомо, подозреваю, что все Ил-76, стоящие на вооружении ВС России, советского производства, в лучшем случае модернизированные, как недавно разрекламированный российский АВАКС. Об украинском авиапроме без слез вообще писать не хочется.
    Кроме того, индусы в последние годы обнаглели, требуют совместного участия в военных проектах, как в том же "Брамосе", передаче им не только готовых изделий, но и технологий производства. Россия не может на это пойти.
    Так что выбор индусов понятен и оправдан. Американский авиапром делает самолеты из расчета "один день - один самолет". Нам бы свою ВТА переоснастить собственной техникой да выйти на заявленный уровень занять 10%-й рынок производства гражданских и военных самолетов к 2020(в советские времена было 40%).
    Тогда и Индия к нам опять потянется.
  3. Konsmo
    0
    11 июля 2011 07:48
    Да нормально.
    Пусть Индейцы почувствуют разницу. Самолет обходится в 400 миллионов.
    Это икру на нем возить только. А где она у индийцев.
    Говорят у финансистов индийских, волосы дыбом стоят на всем теле от цены этих гаджетов.
    Они (финансисты) долго тормозили этот контракт. Драка идет с военными страшная. Сомневаюсь что самолетов этих много закупят.
  4. 0
    24 ноября 2012 23:46
    Хитрые американцы стараються выжить Россию с индийского рынка.И похоже не безуспешно.А российская власть им всячески помогает.