День основания морской авиации России

24
17 июля считается днем основания морской авиации ВМФ России. Именно в этот день в далеком 1916 году над Балтийским морем русские летчики одержали свою первую боевую победу. В бою приняли участие 4 гидросамолета М-9, взлетевшие с авианосного судна «Орлица» Балтийского флота. В небе им противостояли 4 немецких самолета. Победа в этом воздушном бою Первой мировой войны положила начало истории отечественной морской авиации.

В России морская авиация начала развиваться с 1911 года с гидросамолетов, при этом первые машины приобретались за границей. Однако скоро отечественные конструкторы создали несколько типов летающих лодок, которые приняли участие в Первой мировой войне. Российские гидросамолеты использовались для обстрела и бомбардировки с воздуха портов и военно-морских баз, кораблей в море, а также для уничтожения самолетов противника в воздухе.

В июле 1917 года в России было создано Управление морской авиации и воздухоплавания, а в составе флота впервые появились две отдельные воздушные дивизии — одна на Черном море, другая на Балтике. После 1917 года на Балтийском флоте начала формирование отдельная воздушная бригада особого назначения. Позднее отдельные отряды гидросамолетов появились и в составе Каспийской, Волжской и других флотилий. Всего же на всех фронтах гражданской войны использовалось 19 авиационных морских отрядов.

В 1930-е годы, когда вся страна «болела» Арктикой и следила за судьбой челюскинцев, именно морские летчики приняли активное участие в спасении полярной экспедиции. За спасение полярников Золотая звезда Героя Советского Союза была вручена Анатолию Васильевичу Ляпидевскому, который являлся воспитанником именно морской авиации.


Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов авиация советского флота стала первой, кому удалось нанести удар по Берлину. Она стала главной угрозой для немецко-фашистских захватчиков в войне на море. В годы Великой Отечественной войны морские летчики выполнили более 35 тысяч боевых вылетов на различные задания. В воздушных боях с противником и на аэродромах они уничтожили более 5,5 тысячи самолетов врага. От ударов летчиков морской авиации Германия и ее союзники потеряли на море 407 боевых кораблей, а также 371 транспорт с войсками и грузами. Это составляет 2/3 общих потерь противника от воздействия советского Военно-морского флота. С тех пор роль морской авиации ВМФ России только увеличивалась.

Уже в послевоенные годы морская авиация продолжила совершенствоваться, оттачивая свое боевое мастерство и осваивая новую поступающую на вооружение технику. Именно летчик-североморец в 1961 году первым проложил путь человечества к звездам. В это же время в стране появились новые рода морской авиации — морская противолодочная и ракетоносная, шло совершенствование морской разведывательной авиации. Принципиально новым направлением для флота стало появление в его составе самолетов корабельного базирования вертикального взлета и посадки, а также постройка первых авианесущих крейсеров «Минск», «Киев» и «Новороссийск». В дальнейшем появление палубной истребительной авиации, главным предназначением которой является прикрытие группировок флота в море, стало эпохальным событием в развитии отечественной морской авиации.

В настоящее время ВМФ России располагает в своем составе боеспособными пилотами истребительной авиации, а также экипажами вертолетов корабельного базирования. Традиции прославленных морских летчиков-ветеранов бережно хранит и преумножает сегодняшнее поколение морских авиаторов, которые продолжают нести службу и самоотверженно трудиться над укреплением боеготовности отечественного морского флота.


Сегодня на вооружении морской авиации России находятся современные реактивные самолеты и различные вертолеты. Собственной авиацией располагают все 4 флота нашей страны: Северный, Балтийский, Черноморский и Тихоокеанский. При этом морская авиация продолжает оставаться одним из наиболее маневренных родов войск в составе российского военно-морского флота, который может действовать как во взаимодействии с другими родами войск, так и полностью самостоятельно.

Морская авиация — это отдельный род сил ВМФ России. Она предназначена для поиска и последующего уничтожения десантных отрядов противника, его боевых сил флота, морских конвоев и одиночных судов как в море, так и в морских базах. Помимо этого, морская авиация обеспечивает прикрытие объектов флота и группировок кораблей от вражеских воздушных ударов, занимается уничтожением воздушных целей: самолетов, вертолетов и крылатых ракет противника. Также морская авиация осуществляет ведение воздушной разведки, наведения на корабли противника собственных ударных сил и выдачу им необходимых целеуказаний. Морская авиация может быть привлечена для постановки минных заграждений, осуществления противоминных действий, воздушной перевозки и десантирования войск и грузов, радиоэлектронной борьбы (РЭБ), осуществления поисково-спасательных работ на море. Основу ее сегодня составляют самолеты и вертолеты различного назначения.

Функционально морская авиация России подразделяется на рода авиации: истребительную, морскую ракетоносную, противолодочную, разведывательного и вспомогательного назначения (РЭБ, дальнего радиолокационного обнаружения и наведения, обеспечения управления и связи, противоминную, транспортную, поисково-спасательную, санитарную, заправки летательных аппаратов топливом в воздухе). Морская авиация может базироваться на авианесущих кораблях и аэродромах. По месту базирования ее подразделяют на авиацию берегового базирования и палубную авиацию.

День основания морской авиации России

Подавляющая часть российской морской авиации имеет береговое базирование. В настоящее время в состав российского флота входит лишь один авианосец — тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». По состоянию на 2014 год российская корабельная авиация представлена четырьмя типами самолетов: истребителями Су-33 и МиГ-29К, а также учебно-тренировочными машинами Су-25УТГ и учебно-боевыми самолетами МиГ-29КУБ. Все они во время походов могут базироваться на палубе российского авианосца вместе с вертолетами Ка-27 и Ка-29.

В настоящее время российская морская авиация пополняется новинками, к которым можно отнести и самолеты МиГ-29К, которые должны полностью сменить самолеты Су-33 на борту «Кузнецова». Помимо этого, 15 июля 2014 года ВМФ России был передан первый серийный самолет Ил-38Н, который является модернизацией патрульного и противолодочного самолета еще советского производства. Модернизированный Ил-38Н был оснащен новым прицельно-навигационным комплексом «Новелла-П-38». Ил-38Н был построен в рамках первого контракта, который был заключен между Минобороны РФ и ОАК. Всего по контракту российские военные должны получить 5 таких самолетов. Первый серийный самолет данного типа был передан центру боевой подготовки и переучивания летного состава морской авиации, расположенному в Ейске. В настоящее время здесь уже идет подготовка бортовых операторов и летчиков для Ил-38Н.

В отличие от оригинальной машины, обновленный Ил-38Н оснащен современной цифровой аппаратурой, которая существенно расширяет возможности данного самолета. Машина может использоваться для слежения за надводными и подводными кораблями противника, патрулирования российской экономической зоны, проведения поисково-спасательных операций на море. Аппаратура модернизированного самолета обладает открытой архитектурой, что позволяет в любое время дополнить ее разного рода оборудованием в зависимости от стоящих перед самолетом задач. Во время модернизации Ил-38Н прошел также капремонт, что позволило продлить срок службы самолета еще на 20-25 лет. В общей сложности на вооружении ВМФ России сегодня находится около 40 самолетов данного типа, 28 из них планируется модернизировать до 2020 года.

По материалам открытых источников.
24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    17 июля 2014 09:44
    Всех настоящих патриотов РОССИИ с праздником! soldier
    1. +5
      17 июля 2014 09:49
      С праздником вас, уважаемые морские авиаторы! Желаем вам удачных полётов и надёжной защиты наших морских границ.
      1. +3
        17 июля 2014 09:58
        17 июля (4 июля по старому стилю) 1916 года была одержана первая победа российских морских летчиков на отечественных гидросамолетах в воздушном бою над морем.
        В этот день четыре гидросамолета М-9 с авианосного судна "Орлица" Балтийского флота провели воздушный бой над морем для защиты от ударов германских самолетов русской военно‑морской базы на острове Сааремаа. Во время боя два кайзеровских самолета были сбиты, а два других обратились в бегство. Русские летчики вернулись без потерь. Этот день принято считать днем рождения морской авиации российского Военно‑морского флота.
        Однако события, связанные с зарождением морской авиации России, происходили задолго до этой даты. С появлением первых боевых самолетов морским специалистам стало понятно значение авиации в вооруженной борьбе на море. В 1909 году капитан Лев Мациевич на заседании Морского технического комитета в докладе "О типе морского аэроплана" изложил идею о возможности использования летательных аппаратов с кораблей. В марте 1910 года французский инженер Анри Фабр совершил первый успешный взлет с воды на гидросамолете, а в августе 1911 года ‑ первый полет на самолете‑амфибии "Канар". Первый в России поплавковый самолет в феврале 1911 года построил инженер Яков Гаккель.
        Для подъема отечественного морского самолетостроения в 1911-1913 годах русским правительством были закуплены самолеты за рубежом. Такие же самолеты в модифицированном виде потом строились на отечественных заводах.
        В 1913 году производство аэропланов, в том числе гидросамолетов, было поставлено на промышленную основу во Франции, Германии, России, Италии и Англии. В России было создано пять авиационных заводов, и в том же 1913 году было построено уже 270 самолетов.
        В 1913-1914 годах в России впервые были сформированы авиационные войсковые подразделения, в том числе гидроавиационные станции для морского флота. В тот же период проведены первые полеты русского гидросамолета С-10 Игоря Сикорского.
        Первыми корабельными самолетами стали гидросамолеты, спускаемые подъемным краном на воду для взлета и поднимаемые на корабль с воды после посадки. Это объясняется дешевизной и простотой исполнения такого способа организации полетов на море. В российском флоте впервые в мире еще в 1913 году было начато переоборудование пароходов в авиатранспорты.
        К началу Первой мировой войны Россия имела 65 морских военных самолетов.
        1. avt
          +1
          17 июля 2014 10:18
          Цитата: Дюк
          17 июля (4 июля по старому стилю) 1916 года была одержана первая победа российских морских летчиков на отечественных гидросамолетах в воздушном бою над морем.

          А еще перед войной морской летчик Мациевич предложил идею палубной авиации и даже получил под это дело старый броненосец типа ,,адмирал Спиридов" .НО погиб в авиакатастрофе и дело заглохло . О так бы еще раньше американца ,что на ,,Кертисе" взлетел с импровизированной платформы на башне ,был бы первый полет в России!
          Цитата: Молот 75
          С ПРАЗДНИКОМ!!!

          drinks
          1. +4
            17 июля 2014 11:47
            С праздником морские летуны!!!!

            вы покорители ,двух сред моря и воздушного пространства!!!!

            выпьем ,за ВАС drinks ,пусть число вылетов ,всегда будет ,равняться,числу посадок!!!
            клик


            а где самолёты request ????(шутка)))
            1. 0
              17 июля 2014 19:47
              Шикарный кадр! good
    2. Комментарий был удален.
    3. dizelniy
      +3
      17 июля 2014 12:12
      Т.А. Апакидзе вспомните, модераторы, прости вас Господи.
    4. +1
      18 июля 2014 00:26
      С праздником и Мирного неба!
  2. +3
    17 июля 2014 09:48
    С ПРАЗДНИКОМ!!!
    1. +4
      17 июля 2014 09:52
      Воздух и море стихия твоя,
      Поздравить, дружище, спешу тебя я,
      С днем авиации славной морской!
      Профессией славной, и точно мужской
      Прекрасно владеешь. Так будь же силен,
      В работу свою непременно влюблен!
      Везет пусть всегда тебе, милый мой друг,
      Друзья пусть надежные будут вокруг!
  3. +1
    17 июля 2014 09:48
    МОИ ПОЗДРАВЛЕНИЯ МОРСКИМ ЛЕТУНАМ!!!!!

    Почаще летайте у границ наших заклятых друзей и хе хе ...партнеров,пущай памперсы они почаще меняют.
  4. +3
    17 июля 2014 09:50
    Приходилось баражировать над гладью морей и океанов,так что всех Россиян с праздником защитников неба с моря!!!
  5. Vik.Tor
    +1
    17 июля 2014 09:52
    Хотелось бы, чтоб востановление морской авиации шло ударными темпами,особливо с возвращением Крыма.Ну и конечно с праздником Мужики!!!
  6. +1
    17 июля 2014 09:52
    Можно было бы и художественный фильм снять или даже серию картин про авиацию флота. А в заключительной серии был бы сюжет про наш авианосец и как два КБ проводили на нм испытания. Типа Государственной границы, вот такой сериал.
    1. 0
      17 июля 2014 18:24
      Боюсь что наши режиссеры как снимут такой фильм, то получится второй "Сталинград". Сейчас у нас модно ругать свою историю(((
  7. +1
    17 июля 2014 10:03
    Всех коллег по нашей родной Морской авиации- с праздником, друзья. Пусть количество взлетов всегда совпадает с количеством посадок. Летного долго летия и всех благ, земных и неземных. Это наш праздник! drinks
  8. P-38
    +1
    17 июля 2014 10:08
    Летайте красиво и счастливо
  9. +4
    17 июля 2014 10:10
    К сожалению морская авиация никогда не была в фаворитах у руководства ВС СССР и уж тем более РФ... Сейчас можно сказать что она находится в плачевном состоянии, противолодочная авиация вообще вымирает как класс, Ил-38 проблем не решает, а только продляет агонию... При том что угроз с моря не меньше чем с суши. Я всегда считал, что летчики морской авиации классом выше сухопутных ибо в тех условиях что они летают быть недопрофессионалом невозможно, никто с земли не подскажет, никто не скорректирует курс, никто не спасет в случае чего...
    Люди героической профессии! Поздравляю!
  10. +6
    17 июля 2014 11:00
    С праздником Вас, морские летуны drinks и чтобы количество Ваших взлетов, всегда равнялось количеству посадок!!! good soldier


  11. +1
    17 июля 2014 11:05
    С праздником крылатые моряки!
  12. +3
    17 июля 2014 11:48
    У моего друга отец на таком небо бороздил
  13. +2
    17 июля 2014 13:11
    С праздником!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
  14. Shkolnik
    0
    17 июля 2014 13:43
    С праздником, товарищи!
    А также развития и процветания МА России!!
  15. 0
    17 июля 2014 13:45
    с праздником, мореманы-летуны!!! drinks
  16. +1
    17 июля 2014 14:48
    От майора в запасе авиация ТОФ (Ка-27) - с праздником, летуны!!!!
  17. +2
    17 июля 2014 14:49
    Су-33 (Су-27К) - многоцелевой корабельный истребитель палубного базирования, горизонтального взлета и посадки, со складыванием крыла и горизонтального оперения для ангарного...
    Самолет был создан для обороны кораблей ВМФ от средств воздушного нападения противника и оборудован системой дозаправки и передачи топлива в полете.
    С 1989 года на Комсомольском-на-Амуре авиационном производственном объединении имени Ю.А.Гагарина началось производство установочной партии Су-27К. Облет первого серийного самолета состоялся в феврале 1990 года. Государственные испытания Су-27К проводились в 1991-1994 гг.В апреле 1993 года с КнААПО авиации Северного флота была передана первая партия корабельных истребителей. 31 августа 1998 года указом президента РФ Су-27К был принят на вооружение под обозначением Су-33.
    Семнадцатого июля под Псковом в ходе показательных выступлений, посвященных 85-летию Военно-морской авиации, разбился истребитель Су-33, пилотируемый заместителем командующего военно-морской авиацией генерал-майором Тимуром Апакидзе. В 2013 г. на КнААзе (бывш. КнААПО) был открыт памятник Су-33, посвященный Т. Апакидзе.

    Тает под крылом морская гладь
    От воды туманы отрывая.
    И прибив на мне седую прядь
    От меня корабль укрывает.

    Знаю, где-то в море полоса,
    У нее стальные есть троса,
    У нее крутой и резкий нрав,
    Там решится прав ты или не прав.

    Работа, как у снайпера, моя,
    Задача, как его - не промахнуться.
    Моя мишень - на теле корабля
    И к ней я должен гаком прикоснуться.

    Как магнитом манит полоса,
    Там на ней натянуты троса.
    РВП молчит - хороший знак,
    Значит, куда надо, ляжет гак.

    От напряженья - мокрая спина,
    Как ювелир точу свою глиссаду.
    Корабль с нетерпеньем ждет меня,
    Hе торопите - непременно сяду !

    Как магнитом манит полоса,
    Словно нервы подняты троса.
    Ветер слева - будет мне уроком,
    Я на срез выскакиваю боком.

    Корабль металлом рухнул на меня,
    Посадку подтверждая с упоеньем.
    Hо лишь зацеп - венец всему и вся,
    В душе моей родит успокоенье.

    Подо мной играет полоса,
    Позади остались все троса.
    Лишь один за мною увязался,
    Только б он теперь не оборвался.

    И вот уже посадка позади,
    Я в должном месте палубы коснулся.
    А тех моих, что будут впереди,
    Мне пожелайте - чтоб не промахнулся !

    Как и прежде манит полоса,
    Поперек натянуты троса.
    РВП молчит - хороший знак,
    Значит, куда надо, ляжет гак.

    Как и прежде манит полоса,
    Поперек натянуты троса.
    РВП молчит - хороший знак,
    Значит, куда надо, ляжет гак...
    слова Т. Апакидзе.
  18. +1
    17 июля 2014 14:55
    Самолёт с бортовым номером 64 напоминает нам об Апакидзе, чьё фото помещено на борт (см. выше).
    1. 0
      18 июля 2014 13:17
      Ребята! Ошибся. Бортовой номер на памятнике -70. Сегодня лично проверил.
  19. Волхoв
    0
    17 июля 2014 15:31
    А вдруг на праздник Китай подарит авианосец с 4 эсминцами... типа вернёт на родину в обмен на газ?
    Ведь зачем-то Су-33 отдали в ремонт и Миг-29К в ЛИИ некрашеные летают...
  20. КИРОН
    +1
    17 июля 2014 17:46
    С Праздником,парни!Завидую.
  21. 0
    17 июля 2014 18:41
    Ребята с праздником. Как говорится: "...поменьше ранних подъемов, ночных тревог и боевых потерь". Счастья и благополучия в Ваших домах.
  22. 0
    17 июля 2014 20:24
    С Праздником!если б вы ещё,гады,не грохотали в 7 утра,когда мне 20 лет,и не перрутиоравали до ''посадки'' хвоста промеж пятиэтажек,я б вам...даже шила плеснул бы
  23. 0
    17 июля 2014 21:27
    Як-38, ночные полёты по грохоту напоминали запуск ракеты с Байконура.
  24. 0
    17 июля 2014 22:21
    с праздником!
  25. +3
    17 июля 2014 22:44
    ... С Праздником ! .. Мужики, еще одна полоса для вас "оживет" в ближайшем будущем, 2 км. ВПП и спуски для гидросамолетов .. :)..
  26. 0
    18 июля 2014 01:27
    Всех авиаторов ВВС ВМФ, с праздником. Удачи, мирного неба чистого и голубого. Поздравляем всех служащих Морской авиации с праздником. Примите поздравления от крымчан.
  27. Челдон
    0
    18 июля 2014 08:08
    С праздником! Только жаль, что палубных летчиков у нас меньше космонавтов.
  28. +1
    23 июля 2014 17:15
    Вот это повадка летчика В М Ф.