«Локхид» теряет последнюю надежду

8


Проиграв десятимиллиардный конкурс по поставке 126 средних истребителей для военно-воздушных сил Индии, авиастроители из Америки решили идти ва-банк. Они предложили Дели современные машины 5-го поколения.

СМИ США только и говорят о том, что концерн «Локхид Мартин» может вновь стать участником индийского тендера, так как они предоставили вместо F-161N Super Viper, который не прошел в финал, совсем иной самолет – F-35 Lightning II. Так гигант заграничного ОПК, который вылетел с MMRCA, попытался вернуться.

Бесплодные обещания.

«Лайтинги» уже второй раз предлагаются индийцам. «Локхид» уже обещал индийским военным создание благоприятных условий в будущих закупках F-35, желая уговорить Дели на покупку новой модернизации F-16. Но Super Viper потерпел поражение на конкурсе. А обещания в будущем получить неотработанный пока самолет, взамен на взятие на вооружение индийскими ВВС F-16–х, не имели успеха. «Локхид» теперь повышают ставки, переигрывая ситуацию.

Если отбросить недоделанность и ненормальную даже для бюджета США цену, то F-35 – машина перспективная. Рассматривая ее сквозь призму индийского тендера, она становится интересной тем, что первоначально разработчики планировали палубное базирование машины. Эта особенность входит в число конкурсных требований к машинам.

Понятно, что летчики индийского ВМФ не будут летать только на одной палубной машине. Это против правил политики, которая уже сложилась в Дели. Очевидно, что к нашему МиГ-29К прибавиться еще кто-то. Эксперты предполагают, что выбор остановится на специальной версии Eurofighter Typhoon. Основанием для этого предположения является вероятность обещания европейского консорциума присоединения авиастроителей из Индии к проектированию «Еврофайтера».

В этом плане F-35 довольно конкурентоспособен, но, видимо, он был предложен в ненужном формате. Позже выяснилось, что Индия не намерена рассматривать запоздавшее выдвижение F-35 на тендер. Представители военных ведомств Индии говорят, что состав финалистов уже утвержден, и будет нечестно включать еще одного участника, который не проходил отборочные процедуры, как другие. Индийский представитель Минобороны Ситаншу Кара сказал: «Тендер сильно продвинулся вперед, и появление на нем любого новичка запоздало» (цитата Financial Times).

F-35 имеет одну оставшеюся лазейку в Индию – желание Индии создать легкий истребитель пятого поколения AMCA. Но и тут есть некоторые существенные условия. Программа предусматривает немалый набор «родных» индийских производств и разработок. Вряд ли этот проект будет переделан для закупки готовой машины «Локхид Мартин».

Наши и не наши проблемы

Для создания легкого индийского истребителя 5-го поколения необходимо решить один простой вопрос: с кем его создавать? Не надо принимать во внимание тот факт, что в Индии большая часть рынка 5-го поколения занята Россией. Это проект FGFA, представляющий уникальную локализацию нашего ПАК ФА. С какой стороны не подходи, но стран, которые могут технически поддержать амбиции Индии, всего две – США и Россия.

Далее имеют значение следующие соображения. Казалось бы, диверсифицировать поставщиков технологий, снизить риск возможных потерь – то, что надо индийским военным. По этой логике очевиден выбор F-35 для пары FGFA. Однако, США имеют недоведенный до конца самолет, а России сейчас предложить нечего, но так даже лучше.

Вся загвоздка в том, что для проекта AMCA индийцы хотят предоставить свои собственные разработки, пусть даже заимствуя отдельные узлы, а не закупить готовые решения и локализации. США неохотно передают свои документации и технологии по военной технике. В этом случае у индийцев спросом пользуется именно ноу-хау.

Вполне возможно повторение истории на конкурсе MMRCA, когда американцы изо всех сил поддерживали своих производителей, которые хотели за 10 млрд. долларов продать Дели почти весь технологический процесс и смежные производства.

Сможет ли Россия удачно использовать такую потенциально выигрышную ситуацию? На данный момент машины, подходящей для требуемого формата, наш оборонно-промышленный комплекс не имеет. А главное, что неясно, будет ли он хотя бы в перспективах. Данный сегмент авиастроения последний раз обновлялся в конце 80-х годов, когда был проработан аванпроект ЛФИ 4.12 на замену МиГ-29. Но он был забыт, все силы были брошены на более тяжелую тогда линию МиГ 1.42/1.44, которая неудачно конкурировала с проектами КБ Сухого ради права стать машиной для программы ПАК ФА на закате 1990-х.

Неужели продавать технологический неликвид и оставшиеся компетенции разработчиков и ученых – это новый способ поддержки инженерно-конструкторских школ, сохранения и их укрепления для будущего. Наши авиастроители создают же странные НИОКР для оборонного комплекса с Китаем. Почему бы им не сотрудничать таким же образом с Индией, которая традиционно открыта для импорта ноу-хау.
8 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Cedric
    +4
    8 июля 2011 08:42
    Индия второй раз наступать на те-же грабли не станет ,помнится США ей перекрыли кислород в сфере военного вооружения ,после атомных испытаний.
    США по этой части- ненадёжный партнёр ,связываться с ним по бо́льшей части будет потом себе дороже.
  2. 0
    8 июля 2011 14:50
    Я смотрю Раптор уже ни кому на ...й не нужен!!!!его даже не предлагают.
  3. 0
    8 июля 2011 15:15
    хехе ... это ещё не всё ... наши щуры и пращуры им риг веды для познания передали ...
  4. BVB
    BVB
    0
    9 июля 2011 17:47
    Наши авиастроители создают же странные НИОКР для оборонного комплекса с Китаем. Почему бы им не сотрудничать таким же образом с Индией, которая традиционно открыта для импорта ноу-хау.


    Такое может сказать и написать только человек, никогда не работавший с Китайцами и Индусами.

    Первые - мгновенно реагируют и не боятся сделать что-то неправильно. Цель у них конечно же одна: получение know-how и фактически конец кооперации. Переспектива не очень интересная, но приносит моментную выгоду.

    Вторые - ставят немыслимые условия совместной работы, изначально делая торги долгими и без определенной надежды на их положительное завершение.

    Есть конечно же исключения. Но что касается ВПК - исключений не вижу...
  5. 916-й
    +3
    11 июля 2011 14:19
    К великому сожалению, сложившийся в 80-90-х годах в России "истребительный тандем" тяжелый "Су" + средний "МиГ" на наших глазах превращается в монополию "Су". Фирма "Миг", с уходом Погасяна и вливанием в ОАК, хиреет на глазах. По идее РСК "МиГ" должна была разрабатывать средний/легкий истребитель 5-го поколения, но, видимо, не суждено...

    Хотя потребность в более легком и дешевом истребителе-5, безусловно есть. В случае серьезного конфликта (а не локальной заварушки), тяжелые и дорогие машины-5 будут по любому потеряны в первую очередь. Поэтому нужны более дешевые истребители, которые можно выпускать в массовом порядке, чтобы восполнять неизбежные потери.

    К 5-ому поколению предъявляют массу требований - малозаметность, сверхманевренность, крейсерский сверхзвук, скрытое вооружение и пр. На мой взгляд, эта формула может быть сведена к двум составляющим - дешево и сердито.
  6. 916-й
    0
    11 июля 2011 14:35
    Как вариант, сделать совместный проект среднего истребителя-5 "МиГ"+"ЯК" и F-35 окажется в глубокой черной заднице Обамы.
    1. МихаилВл
      0
      11 июля 2011 21:41
      Ну ты звернул 916-ый :))))) Прям настроение поднял, аж спать перехотелось :))) Согласен с тобой про МиГ. Хереет контора... Но, надежда умирает последней!! ;)
  7. ReiblepabyCapj
    0
    14 июля 2011 14:28
    Рассылкав интернете на 8 тысяч досок а так же на 50 тысяч форумов а так же много других рассылок и о ваших услугах мгновенно узнают тысячи клиентов.- Всего 224 рублей за рассылку. - Качественно.С гарантией.- т. 8-9-2-6 -6-8-5 -3-2 -42 ICQ 5 6 8113539 почта: rutop10( собака )mail.ru
  8. 0
    27 ноября 2012 14:20
    Индусы обнаглели.Они видимо вообще даром технологии получить хотят.Не хочу хвалить американцев но их F-16 и F-18 неплохие машины.То же с русскими МиГ и Су.Почему они выпендриваются.Сами же не смогут производить аналоги.И куда им до 5 поколения.Брали бы проверенные русские самолеты и радовались, что вообще не на 21 МиГах летают.Так они еще кабальные условия ставят.