Ожившие в Африке МиГ-21

30


Мозамбик недавно возродил свои ВВС, вернув на вооружение восемь своих истребителей МиГ-21, прошедших в Румынии ремонт и модернизацию. Некоторые из этих самолетов (шесть одноместных и два двухместных) не поднимались в воздух с 1990-х годов. Недостаточное техническое обслуживание, особенно отсутствие периодического ремонта, стало причиной того, что эти самолеты перестали летать и пеклись под тропическим солнцем и гнили под проливными дождями в течение двух десятилетий. Мозамбик посчитал деньги и осознал, что дешевле отреставрировать самолеты в Румынии, чем покупать новые. Румыния же модернизировала около сотни собственных МиГ-21 и успешно предлагает недорогие отремонтированные и модернизированные МиГ-21 зарубежным заказчикам.

Без этих МиГ-21 в Мозамбике просто не было боевых летательных аппаратов (кроме одного или двух способных иногда взлететь боевых вертолетов Ми-24). Крошечные военно-воздушные силы Мозамбика включают около тысячи человек и менее двадцати самолетов, большинство из которых находится в нелетном состоянии из-за отсутствия надлежащего технического обслуживания. Это обычная ситуация для Африки, где коррупция и отсутствие местных средств воздушного нападения приводит к пренебрежению военно-воздушными силами (за исключением воздушных судов, используемых для перевозки ключевых фигур правительства).

Обладание воздушной поддержкой армии и полиции не помешало бы, но это требует больших капиталовложений, например, в обучение компетентных пилотов (воздушная поддержка наземных сил требует некоторых навыков) и обслуживающего персонала. Редкая потребность в воздушной поддержке наземных сил превращает ВВС в непозволительную роскошь — тем более что многим африканским диктаторам хорошо известно, что успешные восстания, как правило, начинаются с того, что перешедшие на сторону повстанцев пилоты ВВС наносят бомбовые удары по президентскому дворцу и казармам лояльных войск.

Существуют и другие причины, по которым Мозамбик решил улучшить свои военно-воздушные силы. Государственные финансы Мозамбика улучшились по мере борьбы с коррупцией в армии. Бывшие колониальные державы предложили недорогую подготовку летчиков и обслуживающего персонала. Таким образом, к концу года Мозамбик снова будет обладать действующими ВВС.
30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    30 июля 2014 09:19
    Вот уж действительно самолет-ветеран! soldier
    1. +8
      30 июля 2014 10:31
      Качество военных самолётов советской постройки до сих пор позволяет их использовать. Ват вам и советское качество, над которым раньше иногда посмеивались, а оказалось, что качество то очень хорошее.
      1. +6
        30 июля 2014 12:13
        Однажды использовал дрель для ремонта. Когда увидел дату выпуска 1956г. ни сколько не удивился что работоспособна smile
        1. +1
          31 июля 2014 00:28
          Цитата: Horst78
          Однажды использовал дрель для ремонта. Когда увидел дату выпуска 1956г. ни сколько не удивился что работоспособна smile

          У нас в лаборатории до сих пор находятся два работоспособных агрегата изготовления конца 50-х:
          - неубиваемая щековая дробилка
          - такой же неубиваемый армавирский гидравлический пресс
          грубоватая, но по-советски неприхотливая надежная техника good
    2. +3
      30 июля 2014 13:21
      Самолёт ветеран думаю и лётчики тоже ветераны! laughing
      1. +3
        30 июля 2014 15:38
        Миг 21 в мире заслуженно называют летающий АК-47.
        1. 0
          30 июля 2014 22:06
          Жалко мы свои утиль сдали, а не на хранение поставили - в начале 2000-х лично видел заброшенную ВПП уставленную до пределов видимости 23-ми и 27-ми мигами - уже естественно разворованые и растащенные... На Урале дело было.
        2. 0
          31 июля 2014 00:58
          Цитата: yushch
          Миг 21 в мире заслуженно называют летающий АК-47.

          На это звание претендует ещё один конкурент - Ми-8
  2. +1
    30 июля 2014 09:19
    Лумумбам понадобились самолеты миграцию пушных зверьков отслеживать а летчики интересно тоже с 90 не летали
    1. +2
      30 июля 2014 14:44
      В Бразилии выпускают турбовинтовой штурмовик, типа нашего ИЛ-2, только не бронированный. Чем не самолёт для Африки. laughing
  3. +9
    30 июля 2014 09:20
    Мозамбик берет пример у ополчения Новороссии реанимировавших Т-34 и ИС-3 wink
    1. +4
      30 июля 2014 09:47
      Цитата: отец Никон
      Мозамбик берет пример у ополчения Новороссии реанимировавших Т-34 и ИС-3 wink

      Лишь бы с хорватов пример не брали, которые в Руине свои самолеты ремонтировали, да так, что до сих пор волосы на заднице рвут.
  4. +2
    30 июля 2014 09:22
    Вот еще один политический игрок выходит на мировую арену)))))
  5. +2
    30 июля 2014 09:22
    Ни в одной из африканских стран нет нормальной государственности,они к этому просто не готовы,а уж авиация у них вообще нонсенс.Я именно про черную Африку,а не про арабский север континента.
  6. +2
    30 июля 2014 09:29
    Жаль что не нашим дали его модернизировать!Для Индии отличную модернизацию делали.Рлс Копьё ставили что позволяло использовать ракеты средней дальности.А если доплатить то можно было рд 33 поставить!И получался бы отличный истребительпо соотношению цена-качество
  7. +4
    30 июля 2014 09:30
    Миг-21 отличный самолет-классика. Не дорогой, простой, способен действовать с грунтовки. Как видим и спрос на них есть.
    1. 0
      30 июля 2014 10:50
      Цитата: профессор
      Не дорогой, простой, способен действовать с грунтовки. Как видим и спрос на них есть.

      Профессор hi
      Честно, как то не в курсе, а у Мозамбика сейчас на границах всё спокойно?
      1. 0
        30 июля 2014 10:57
        Цитата: svp67
        Честно, как то не в курсе, а у Мозамбика сейчас на границах всё спокойно?

        Не очень, но главная проблема это возобновившаяся гражданская война.
        Mozambique on the edge: violence threatens to reverse progress
        1. 0
          30 июля 2014 11:17
          Цитата: профессор
          Не очень, но главная проблема это возобновившаяся гражданская война.
          Спасибо за ответ. Ну если у повстанцев не найдутся спецы уровня "стрелковцев" то эти "21" еще конечно повоюют, вот только на сколько их "заточили" для работы но наземным целям?
          1. -1
            30 июля 2014 11:40
            Цитата: svp67
            вот только на сколько их "заточили" для работы но наземным целям?

            Это смотря какую им румыны модернизацию провели.
  8. +2
    30 июля 2014 09:32
    Так что , техники спецы снова востребованы ?Или полетают до планового "техосмотра". Прикольно однако, Мозамбикские марки у меня есть,может лет через 20-ть денег будут стоить( хотя им уже 30), продам. smile
  9. +1
    30 июля 2014 09:36
    Разумное решение. Сам факт наличия боеспособных ВВС значительно усилит власть в стране да и Миг 21 еще послужит им верой и правдой. Не с матрасниками же им воевать, а для устрашения соседей и оппозиции вполне достаточно.
  10. +1
    30 июля 2014 09:43
    "Балалайка" еще жива,жару даст,хотя в Африке и так жарко. Не одну тысячу мы наклепали 21-вых.
  11. 0
    30 июля 2014 09:54
    Скоро продадут этот хлам Порошенко!
  12. leglun
    0
    30 июля 2014 10:00
    Срочно нужно им признать Новороссию и поставить самолеты ополчению!!!!Даешь МИГи!!!
    1. 0
      30 июля 2014 10:06
      Срочно нужно им признать Новороссию и поставить самолеты ополчению

      Признать Новороссию - обязательно! Но МиГи то кому там давать? Для начала лучше просто ввести миротворческий контингент с МиГами, Искандерами, Панцирями и другими передовыми штучками, а дальше - по обстановке!
  13. Vik.Tor
    0
    30 июля 2014 10:02
    Румыны молодцы, вот бизнес делают, нашли свою нишу.
    1. +1
      30 июля 2014 10:30
      Цитата: Vik.Tor
      Румыны молодцы, вот бизнес делают, нашли свою нишу.

      Они конечно молодцы, организоваки с Эльбитом совместную фирму Elbit-Aerostar которая и модернизировала 102 Миг-21. А теперь вот и чужие Миги модернизируют.

      1. 0
        30 июля 2014 10:51
        Что то не понял, а почему на крыльях звезды Давида? Выставочный образец, что ли?
        1. 0
          30 июля 2014 16:19
          Цитата: svp67
          Что то не понял, а почему на крыльях звезды Давида? Выставочный образец, что ли?

          Израильский МиГ-21 однако. wink
          1. 0
            31 июля 2014 00:42
            Цитата: профессор
            Цитата: svp67
            Что то не понял, а почему на крыльях звезды Давида? Выставочный образец, что ли?

            Израильский МиГ-21 однако. wink

            Здравствуйте профессор. Какой свежести фото, неужели до сих пор балалайка в строевых частях израильских ВВС служит? what
            1. +1
              31 июля 2014 08:28
              Цитата: velikoros-88
              Здравствуйте профессор. Какой свежести фото, неужели до сих пор балалайка в строевых частях израильских ВВС служит?

              Они на вооружении никогда не стояли, использовались в качестве демонстратора технологии. По моему до сих пор используются.
      2. +2
        30 июля 2014 10:56
        Ох ты, вот это приборная панель!!
        А вообще вот какая мысль появилась, очень много старой техники модернизируется и "бедными" и достаточно платежеспособными странами, понятно что это в следствии экономической целесообразности, но, на мой взгляд, прогресс (в мировом масштабе) встал и топчется на технических достижениях 50-70ых., реалии нашего мировоззрения финансово ограничивают ученых и инженеров, никому уже не интересно ни космос ни глубины мирового океана, все ограничивается информационными технологиями, печально...
  14. +1
    30 июля 2014 10:31
    Ну МиГ-21 в Африке имеют большую историю:
    Алжир:Первые МиГ-21 поступили в страну в 1965 году - это 70 МиГ-21Ф-13. Через год на вооружение поступили МиГ-21ПФ и МиГ-21У. До конца 60-х годов Алжир получил 48 МиГ-21ПФМ и 6 МиГ-21УС. В 70-е годы Ф-13 были выведены из боевого состава и заменены на МФ (около 50 машин). Кроме того, алжирцы получили 6 разведчиков МиГ-21Р. Летом 1976 года две эскадрильи были перевооружены на 40 МиГ-21бис. Всего в страну было поставлено около 250 МиГ-21.

    Ангола: Появление истребителей этого типа было связано с гражданской войной. Поставки начались в 1975 года, первыми были получены 24 МиГ-21ПФ. К началу 80-х годов было поставлено 103 МиГ-21 М\МФ\бис и 10 МиГ-21МФ. Поначалу большинство самолетов пилотировали кубинские летчики. Потери в ходе войны с УНИТА составили 40 самолетов, из которых не менее 26 кубинских МиГ-21. Южноафриканские летчики претендуют на сбитие 3 МиГ-21. 6 ноября 1981 года майор ВВС ЮАР Йохан Рэнкин на Мираже F-1CZ пушечным огнем сбил МиГ-21МФ (индентифицированный им как МиГ-21бис), пилотированный майор Леонелом Понке. Это была первая победа южноафриканцев в воздухе, начиная с войны в Корее. Через год (5 октября 1982 года) удачливый южноафриканец заявил о своей второй победе и еще третьей предположительно. Однако по кубинским данным лейтенанты Рациель Марреро Родригес и Джилберто Ортис Пуарес несмотря на полученные в бою повреждения смогли удачно приземлиться. Единственную победу в воздухе летчики кубинских МиГ-21 в Анголе одержали 3 апреля 1986 года, когда патрульная пара перехватила пару С-130 "Геркулес", предположительно груженных оружием для повстанцев. Кубинцы сбили один и повредили второй "транспортник". По южноафриканским данным (позднее подтвержденным Международной Ассоциацией воздушных перевозок) их жертвой стал L-100 (гражданская версия "Геркулеса"), зарегистрированный в правительственной ангольской авиакомпанией. Кроме того 13 марта 1976 года, при атаке аэродрома УНИТА в Гаго Коутинхо кубинским МиГ-21 ракетами С-24 был уничтожен транспортный Fokker F-27 при разгрузке контрабандного оружия. На сегодняшний день на вооружении ВВС Анголы (по крайней мере формально) остается 50 МиГ-21МФ, 20 МиГ-21бис и 6 МиГ-21УМ. По состоянию на 2011 год в составе ВВС числилось 18 МиГ-21МФ и 4 Миг-21УМ


    Буркина Фасо: В 1984 году из СССР было поставлено 8 МиГ-21МФ. Поддержку истребителей в боеготовом состоянии осуществляли советские и ливийские специалисты. Последний исправный самолет был выведен из эксплуатации в 2000 году.

    Замбия: 12 МиГ-21МФ, по состоянию на 2011 год
    1. 0
      30 июля 2014 10:43
      Йемен: В 60-е годы ВВС Северного Йемена располагали полком МиГ-21Ф-13. В последующие годы на вооружение поступили МиГ-21МФ. В итоге к моменту объединения страны в 1990 году в Йемене было около 50 МиГ-21. После из стран бывшего СССР были поставлены еще 30 МиГ-21МФ\бис. В ходе очередной гражданской войны эти самолеты широко использовались в боевых действиях. Из-за недостатка информации современное состояние истребителей неизвестно. По состоянию на 2011 год числилось 16 МиГ-21.

      Эфиопия: Первые МиГ-21 поставлены в страну в второй половине 70-х годов. Это были МиГ-21ПФ\ПФМ и МФ. В 1982 году было поставлена небольшая партия МиГ-21бис. Самолеты широко применялись в ходе войны с Эритреей. На 1990 год на вооружении ВВС состояло около 80 МиГ-21МФ\бис и 5 МиГ-21УМ. В 1998 году Эфиопия начала программу модернизации 24 МиГ-21 по программе израильской фирмы Элбит.Три МиГ-21 были сбиты эритрейскими МиГ-29 в воздушных боях в ходе войны с Эритреей в 1998-2000 г.г. На 2011 год в составе ВВС Эфиопии числился 21 МиГ-21.


      Конго: В 1986 году Конго (Браззавиль) было поставлено 14 МиГ-21бис и 2 МиГ-21У. Поначалу самолеты обслуживались и летали на них советские инструкторы. За время службы в этой африканской стране было разбито 3 биса и 1 УМ, причем в одном случае погиб советский инструктор. В первой половине 90-х годов из боевого состава было выведено 5 МиГ-21бис. Последние сведения датируются 1997 годом, когда в ВВС Конго служили 5 МиГ-21бис и 1 МиГ-21УМ.

      Мадагаскар: После получения независимости в 1975 году страна получила помощь из СССР. В 1978 году из КНДР поступило 8 МиГ-21ФЛ и два МиГ-21У, затем ещё три или четыре истребителя МиГ-21бис из СССР. Самолеты базировались в Антанариво. В 1996 году ВВС Мадагаскара получили небольшую партию истребителей МиГ-21МФ/УМ из России, эти самолёты использовались недолго и в конце 1990-х были оставлены на хранении на аэродроме Ивато. К 1999 году в авариях было потеряно как минимум два самолета.
      1. +2
        30 июля 2014 10:47
        Ливия. В 70-е годы Ливийская Джамахерия получила 94 МиГ-21 в модификациях МФ и бис. Самолеты активно использовались в ходе военного конфликта между Египтом и Ливией. 22 июля, на второй день войны, ливийский Mirage 5 сбил египетский МиГ-21. На следующий день успех египетские МиГ-21, в воздушных боях сбили 3-4 Mirage 5 и 1 МиГ-23, не понеся потерь. В 1979 году, после окончания войны, произошёл воздушный бой между двумя египетскими МиГ-21 и двумя ливийскими МиГ-23. Египтяне сбили один МиГ-23, не понеся потерьВ 1990 году в строю насчитывалось около 60 МиГ-21. В 1999 году эти самолеты были модернизированы российскими специалистами МАПО. Перед падением Каддафи в строю оставалось около 50 истребителей этого типа. В настоящее время в ВВС числится 16 МиГ-21бис.

        Мали: ВВС этой страны в 1986 году получили 14 МиГ-21МФ и 2 МиГ-21УМ. Летали они с аэродрома Бамако. К 2000 году эти самолеты были выведены из боевого состава. В 2005 году ещё три МиГ-21МФ были приобретены в Чехии. На 2007 год в ВВС Мали числилось 14 МиГ-21бис/МФ/УМ.

        Мозамбик: Первые МиГ-21 поступили в Мозамбик в 60-е годы - это были несколько десятков Ф13 и ПФМ. В 1982 году было поставлено около 50 МиГ-21бис. Всего к 1990 году на вооружении полков в Накале, Бейре и Нампуле состояло 100 МиГ-21. В настоящее время на вооружении состоят около 20 МиГ-21бис.

        Нигерия. В 1975 - 1982 годах в Нигерию поставили 22 МиГ-21МФ, 26 МиГ-21бис и 6 МиГ-21УМ. В начале 90-х полёты истребителей были прекращены из-за отсутствия материально-технической помощи, которую осуществлял Советский Союз. В настоящее время сняты с вооружения и заменены на китайские копии МиГ-21- Chengdu J-7 (12 F-7NI и 3 FT-7NI поставлены в 2010 году).
        1. +1
          30 июля 2014 11:22
          Уганда: 6 МиГ-21 по состоянию на 2011 год

          Также МиГ-21 состоял на вооружении ВВС Гвинеи
          Гвинеи-Бисау
          Танзании, Chengdu J-7 заменены на китайские 12 F-7TN и 2 УБС FT-7TN, по состоянию на 2013 го
          Сомали: Поставлено 12 МиГ-21МФ. В ходе Войны за Огаден (1977—1978) МиГ-21 состоял на вооружении ВВС Сомали, частично по сообщениям с иракскими и сирийскими пилотами, а также на нём летали кубинские лётчики, воевавшие на стороне Эфиопии. Сомалийские лётчики сбили на нём 4 эфиопских МиГ-21, 3 F-5, 3 DC-3 и 1 Canberra. Вместе с тем сомалийцы потеряли не менее 7 МиГ-21 в боях с эфиопскими F-5 «Фридом Файтер».

          Кроме того в некоторых странах на вооружении состоит китайский клон МиГ-21-Chengdu J-7.
          Намибия: По китайским источникам ВВС страны в ноябре 2006 года начали получать FT-7NG. Еще ранее (в августе 2005 года) было озвучен контракт на 12 Chengdu F-7NM. Самолеты представляют собой модификацию F-PG (создана специально для Пакистана). Всего поставлено 12 F-7NM и FT-7NM.

          Зимбабве: Во время войны в Конго шесть или семь F-7 зимбабвийских ВВС были переброшены на аэродром Лубумбаши. Отсюда летчики выполнили несколько десятков боевых вылетов, в том числе и на перехват транспортных самолетов противника. В конце октября 1998 года 5-я эскадрилья в полном составе была привлечена для поддержки наступления в восточном Конго. В числе прочего наблюдатели отмечали серию ударов по аэродромам Гбадолите, Донго и Гмена, а также коммуникациям руандийцев в районе Кисангани.
  15. +1
    30 июля 2014 10:36
    Отличный самолет! Думаю после модернизации он может многим вражинам настроение испортить!
    1. 0
      30 июля 2014 10:54
      Цитата: oleggun
      Отличный самолет!
      А вот некоторые несознательные индийские летчики говорят, что на нем страшно летать...Хотя, видимо из-за этого они уже треть "21" в авариях и катастрофах потеряли...
      1. 0
        30 июля 2014 16:43
        Цитата: svp67
        они уже треть "21" в авариях и катастрофах потеряли...
        - а где они ремонт и модернизацию проходили? Наши им четко сказали - "ребята, мы не отвечаем за кустарничество!" hi
  16. UPStoyan
    0
    30 июля 2014 10:54
    Интересно. За сколько времени негры их снова ушатают до нелетного состояния?
  17. kelevra
    0
    30 июля 2014 12:48
    Где-то читал,что в Румынию наоборот прислали из какой-то страны самолёты после ремонта и это были как раз МИГ-21.Видимо по летали и решили перепродать!
  18. +2
    30 июля 2014 13:02
    Обратите внимание что и китайцы и румыны весьма по хозяйски обращаются с тем наследством которое им досталось от СССР. У китайцев это МИГ19 у румын МИГ 21. Оба типа прошли глубокую модернизацию после которой приобрели новое качество и вполне способны выполнять те задачи которые им ставят их хозяева. Анологичные примеры можно привести и с МИГ31 и с ТУ95С и с ТУ22М3 и многими другими. Т.е. в условиях, когда сильно быстро нужно, но не сильно быстро могем вполне разумный подход,