Волжская «Булгария»
Двухпалубный пассажирский теплоход «Булгария» затонул в акватории Куйбышевского водохранилища в 13 часов 58 минут. По свидетельствам очевидцев корабль погрузился на дно в течение 3 минут, затонув на глубине около 20 метров. Сигнал SOS судно не подавало, поэтому о трагедии на берегу узнали со значительной задержкой. Лишь через 1,5-2 часа выживших пассажиров и членов экипажа судна подобрал проходящий мимо теплоход «Арабелла», всего на его борт подняли 76 человек (53 пассажира и 23 члена экипажа) еще 3 человека были на некотором удалении подняты на борт «Метеора».
Согласно официальным данным на судне должно было находиться 148 пассажиров (именно столько людей приобрели туры), а также 23 члена экипажа, 8 человек обслуживающего персонала и 4 аниматора – всего 183 человека. Однако на деле на корабле оказалось 208 человек. Получается, что часть пассажиров – 25 человек – плыла на теплоходе «зайцами». Об их существовании сотрудники МЧС узнали уже во время проведения спасательной операции.
Катастрофа произошла так стремительно, что спустить шлюпки на воду просто не успели. Но даже, если бы их спустили, спасательных плотов и шлюпок все равно не хватило бы, они были рассчитаны на 156 человек. При этом надувные спасательные плоты и спасательные жилеты пошли в ход, всего на борту судна было 177 спасательных жилетов, в том числе и детские. Плоты же сработали автоматически при затоплении судна.
Сразу после катастрофы открылась картина плачевного состояния данного судна, которая, как оказалось, была известна практически всем, кроме контролирующих государственных органов. В частности очередное освидетельствование судна было проведено 15 июня 2011 года, судно было признано годным к эксплуатации, а спасательное оснащение отвечало всем требованиям речного регистра. Об этом сообщила компания «АгроРечТур, являющаяся субарендатором судна, а также подтвердили в Минтрансе РФ. При этом в свой последний рейс – судно ушло без лицензии на перевозку людей.
Корабль «Булгария» принадлежал к круизным теплоходам проекта 785 и был построен в Чехословакии еще в 1955 году. На момент катастрофы судну было 56 лет, при этом единственный капитальный ремонт корабля состоялся еще в 1980 году.
Именно поэтому версия об изношенности судна и его механизмов вышла на первый план. Подтверждением этому стали данные, обнародованные Генеральной прокуратурой после трагедии. Последний капитальный ремонт на судне был проведен 30 лет назад, лицензия на перевозку пассажиров отсутствовала. На корабле имелась неисправность левого двигателя. В свой последний поход «Булагария» ушла, имея крен на правый борт, также была допущена перегрузка судна. Крен судна мог быть связан с тем, что топливо было залито лишь в правый бак или с тем, что на корабле не были освобождены канализационные емкости.
Сыграла свою роль в катастрофе и погода, хотя штормового предупреждения синоптиками объявлено не было, в районе катастрофы отмечался сильный шквалистый ветер, была гроза. По словам выживших в катастрофе, высота волн могла достигать 2 метров. Одной из причин быстрого затопления судна могло стать то, что нижние иллюминаторы на корабле были открыты, что способствовало быстрому попаданию воды в корабль. Иллюминаторы были открыты из-за отсутствия на судне кондиционеров. Низкое расположение иллюминаторов и отсутствие водонепроницаемых перегородок является одной из особенностей кораблей данного проекта.
В настоящее время прокуратура занимается проверкой деятельности трех компаний, в которых уже были произведены выемки документов: собственника судна «Камского речного пароходства», арендатора «Бриз» и субарендатора «АгроРечТур», а также Российского речного регистра, отвечающего за выдачу свидетельств о готовности речных судов к эксплуатации.
Уже сейчас можно утверждать, что причиной аварии могла послужить изношенность машин и оборудования судна, возможная необученность команды, пренебрежение правилами безопасности. И два таких человеческих качествами как алчность – стремление заработать деньги любой ценой и равнодушие, безучастие наших граждан. Показательным в плане алчности является тот факт, что казанская компания туроператор «ИнтурВолга» занималась продажей билетов на судно, не имеющее лицензии на перевозку пассажиров. Деятельность данного туроператора также будет проверена контрольными органами.
Показателей равнодушия или безразличия наших людей можно найти еще больше. О плачевном состоянии судна знали многие от команды до тех людей, которым довелось плавать на данном теплоходе. Сейчас в интернете можно найти множество свидетельств людей живо и в красках описывающих состояние судна и его «комфорта». Однако дальше блогов и форумов дело так, судя по всему, и не пошло. Одни люди выплеснули свою гражданскую позицию в интернете, по сути, сделав лишь полушаг, который никак не мог предотвратить трагедию, ну не читают наши контрольные органы форумов и не проводят проверки по таким постам, если они не носят «экстремистского» характера. Другие люди подмахнули заключение о годности судна к эксплуатации и теперь ими, скорее всего, будет очень интересоваться прокуратура и следственный комитет. Третьи проявили просто верх цинизма. По свидетельствам спасшихся мимо них прошло как минимум 2 судна – баржа и танкер, которые даже не предприняли попыток спасения находящихся в воде людей. В настоящее время эти суда установлены и с их капитанами уже проводится работа. По словам министра транспорта России Игоря Левитина, к данным капитанам будут приняты самые суровые меры возможного наказания.
Создается впечатление, что в современной России напрочь забыли о таком понятии как профилактика. Сегодня у нас с готовностью героически преодолевают последствия всевозможных техногенных катастроф, не задумываясь о том, как сделать так, чтобы свести их количеству к минимуму. Открывающиеся же в ходе их расследования факты, заставляют усомниться в эффективности работы многих министерств и ведомств, а также нормальности существующей действительности.
Информация