Марсель Альбер – французский летчик, Герой Советского Союза
Марсель Альбер был одним из первых французских военных летчиков, отправившихся добровольно в Советский Союз для участия в отражении агрессии гитлеровской Германии. В Советский Союз он прибыл в ноябре 1942 года, в двадцатипятилетнем возрасте. За плечами Марселя Альбера к этому времени было уже четыре года службы в Военно-воздушных силах Франции. В отличие от многих других офицеров полка, происходивших из аристократических или, по крайней мере, зажиточных семей, Марсель Альбер был по происхождению выходцем из рабочего класса. Он родился 25 октября 1917 года в Париже в многодетной рабочей семье и после окончания школы работал на заводе «Рено» простым рабочим-механиком. Параллельно молодой человек не оставлял романтическую мечту о профессии пилота. В конце концов, он нашел платные летные курсы и за свои заработанные на заводе леньги выучился на них за свой счет, после чего поступил в военно-воздушное училище и в 1938 году был зачислен в Военно-воздушные силы Франции в звании сержанта (тогда еще пилоты авиации по прохождению подготовки получали не офицерское звание, а звание унтер-офицерского состава).
На момент начала Второй мировой войны в 1939 году Альбер проходил службу в летной школе в Шартре в должности инструктора. 15 февраля 1940 года он был переведен по собственной просьбе в действующее авиационное подразделение – истребительную группу, вооруженную «Девуатинами-520». 14 мая 1940 года Альбер, тогда еще носивший звание старшего сержанта, сбил своей первый самолет – Ме-109. Следующим сбитым самолетом противника стал Хе-111.
Затем Альбер был переброшен в числе других летчиков на авиационную базу в Оране – в тогдашней французской колонии Алжир. Именно там Марселя застала весть о перемирии Франции с гитлеровской Германией и о приходе к власти коллаборционистского правительства Виши. Далеко не все французские офицеры и солдаты согласились с тем, чтобы признать поражение своей родины и служить новым хозяевам. Среди противников режима Виши оказался и двадцатитрехлетний лейтенант авиации Марсель Альбер. Как и другие патриотично настроенные французские военнослужащие, он только ждал момента, чтобы уйти из-под командования вишистов и перейти на сторону «Сражающейся Франции».
Вместе с двумя сослуживцами – двадцатидвухлетним лейтенантом Марселем Лефевром и двадцатидвухлетним аспирантом (самое младшее офицерское звание во французской армии) Альбером Дюраном, Марсель Альбер на самолетах D-520 во время тренировочного полета бежали с авиабазы в Оране. Летчики взяли курс на британскую колонию Гибралтар – ближайшую территорию союзников. Из Гибралтара на судне «оранские беглецы», как их впоследствии прозвали в полку, отправились в Великобританию. На английской земле французские пилоты вступили в движение «Свободная Франция» и были зачислены в формирующуюся авиационную эскадрилью «Иль-де-Франс». В свою очередь, вишистское правительство за «дезертирство» заочно приговорило Альбера, Лефевра и Дюрана к смертной казни.
В 1942 году руководивший движением «Свободная Франция» генерал Шарль де Голль договорился с Иосифом Сталиным об участии французских военных летчиков в боевых действиях на русском фронте. На советскую сторону возлагались обязанности по материальному и военно-техническому обеспечению французских авиаторов. Начальник штаба ВВС Сражающейся Франции генерал Марсиаль Валэн и командующий ВВС Сражающейся Франции на Среднем Востоке полковник Корнильон-Молинье непосредственно занялись формированием боевой группы из числа надежных французских летчиков. Так началась история прославленного полка «Нормандия – Неман» - славная страничка франко-русского боевого сотрудничества в Великой Отечественной войне.
После того, как 25 ноября 1942 года было подписано соглашение о формировании на территории СССР французской авиационной эскадрильи, в Советский Союз была переброшена первая группа летчиков. 4 декабря 1942 года в городе Иваново была сформирована истребительная авиационная эскадрилья, получившая название «Нормандия» - в честь известной провинции Франции. Гербом эскадрильи стал герб провинции Нормандия – красный щит с двумя золотыми львами. Первым командиром эскадрильи стал майор Пуликэн, однако уже 22 февраля 1943 года командование принял майор Тюлян. Лейтенант Марсель Альбер был в числе первых французских военнослужащих, начавших службу в эскадрилье «Нормандия».
Франсуа де Жоффр, автор издававшейся в Советском Союзе популярной книги «Нормандия – Неман» и ветеран полка, так описывал своего сослуживца Марселя Альбера: «Альбер (впоследствии знаменитый «капитан Альбер») является одной из наиболее видных фигур французских воздушных сил. Ученик-подмастерье, механик на заводах Рено в прошлом, этот человек потом стал фанатиком авиации, воздушным лихачом. Начал он с того, что стал выкраивать из своего небольшого заработка деньги на оплату учебных летных часов на аэродроме в Туссю-ле-Нобль под Парижем. Этот парижский парень, скромный и застенчивый, краснеющий без всякого повода, очень быстро достиг зенита славы. Сейчас можно с твердой уверенностью сказать, что Альбер был душой «Нормандии» и внес большую лепту в славные дела полка». На страницах книги «Нормандия – Неман» Альбер часто появляется как веселый человек, с чувством юмора, и, в то же время, видна глубокая степень уважения автора - самого военного летчика «Нормандии» к этому герою.
Первоначально эскадрилья «Нормандия» включала в свой состав 72 французских авиатора (14 военных летчиков и 58 авиамехаников) и 17 советских авиамехаников. На вооружении подразделения стояли истребители Як-1, Як-9 и Як-3. 22 марта 1943 года эскадрилья была направлена на Западный фронт в состав 303-й истребительной авиационной дивизии 1-й воздушной армии. 5 апреля 1943 года личный состав эскадрильи приступил к боевым вылетам. Уже 5 июля 1943 года, после очередного пополнения добровольцами – французскими летчиками, эскадрилья «Нормандия» была преобразована в полк «Нормандия», в состав которого вошли три эскадрильи, названные в честь основных городов провинции Нормандия – «Руан», «Гавр» и «Шербур». Как один из наиболее опытных летчиков, именно Альбер стал командовать эскадрильей «Руан». Его друг и коллега по «оранскому бегству» Марсель Лефевр принял эскадрилью «Шербур».
Начиная с весны 1943 года Марсель Альбер стал принимать участие в воздушных боях, практически сразу показав себя как очень искусный и отважный пилот. Так, 13 июня 1943 года, после попадания немецкого снаряда, была повреждена система топливопитания самолета, пилотируемого Марселем Альбером. Лейтенант, с помощью ручного насоса питая мотор самолета бензином, пролетел 200 километров и приземлился на аэродроме. На протяжении лета 1943 года Альбер участвовал во многих воздушных боях, как, впрочем, и другие летчики эскадрильи. Сам он, вспоминая об этом периоде, подчеркнул, что лишь недостаточная организованность эскадрильи удерживала ее от более активной борьбы с противником – вместо пяти боевых вылетов в день делался всего один. В феврале 1944 года за победы в воздушных боях летом 1943 года лейтенанту Марселю Альберу был вручен Орден Красного Знамени.
Октябрь 1944 года отметился знаменитым сражением группы из восьми самолетов «Як-3» под командованием Марселя Альбера против тридцати немецких «юнкерсов», прикрываемых 12 истребителями. Лично Альбером в этом сражении было сбито 2 самолета противника, его сослуживцами – еще пять. Французские летчики потерь не понесли. 18 октября 1944 года истребители «Нормандии» атаковали 20 немецких бомбардировщиков и 5 истребителей. В результате боя было сбито 6 бомбардировщиков и 3 истребителя, причем Марсель Альбер лично сбил 2 вражеских самолета. 20 октября восьмерка «Як-ов» Марселя Альбера атаковала немецкие бомбардировщики, бомбившие позиции советских войск. И таких страниц в боевой биографии французского летчика – немало.
27 ноября 1944 года старший лейтенант Марсель Альбер, командовавший 1-й эскадрильей «Руан» полка «Нормандия – Неман», был удостоен высшей награды СССР – золотой звезды Героя Советского Союза. На момент награждения Альбер совершил 193 боевых вылета и сбил 21 самолет противника. Кстати, на следующий день после награждения Альбера, Сталин подписал указ о присвоении авиационному полку «Нормандия» почетного наименования «Неманский» - в честь воздушных боев во время освобождения территории Литвы от гитлеровских войск. В середине декабря 1944 года Герой Советского Союза Марсель Альбер уехал в отпуск во Францию, по возвращению откуда был назначен для прохождения дальнейшей службы в формируемой авиационной дивизии «Франция» в Туле и больше к службе в полку «Нормандия – Неман» не вернулся.
После окончания войны Марсель Альбер еще некоторое время продолжал службу в Военно-воздушных силах Франции. Он занимал должность французского военно-воздушного атташе в Чехословакии, затем в 1948 году вышел в отставку с военной службы. Женившись на гражданке США, Марсель Альбер переехал в Соединенные Штаты. Вчерашний военный летчик и герой воздушных боев посвятил себя одной из самых мирных профессий – он стал управляющим ресторанами. Причем в статусе ресторатора капитан Альбер проявил себя не менее эффективно, чем во время службы в Военно-воздушных силах. В штате Флорида Марсель Альбер прожил долгую и счастливую жизнь. Он скончался 23 августа 2010 года в доме для престарелых в штате Техас (США) на девяносто третьем году жизни.
Судьба других «оранских беглецов», вместе с которыми Марсель Альбер совершил побег с авиационной базы в Алжире и через Англию попал в Советский Союз, сложилась куда менее счастливо. 1 сентября 1943 года в районе Ельни не вернулся из боевого вылета младший лейтенант Альбер Дюран. К тому дню он успел сбить шесть вражеских самолетов. 28 мая 1944 года был подбит самолет Марселя Лефевра. На горящем самолете летчик сумел выйти за линию фронта и вернуться на аэродром. Но 5 июня 1944 года от полученных ожогов старший лейтенант Марсель Лефевр скончался. Им было сбито ко времени ранения 11 самолетов противника. 4 июня 1945 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).
Французский авиационный полк «Нормандия – Неман» стал самым знаменитым примером боевого сотрудничества советской военной авиации с иностранными летчиками. Несмотря на многие десятилетия, прошедшие со времени окончания Великой Отечественной войны, и в России, и во Франции стараются сохранять память о воинском подвиге французских летчиков, сражавшихся на стороне Советского Союза. Памятники летчикам полка стоят в Москве, Калининграде, Калужской области, деревне Хотенки в районе Козельска, именем полка названы улицы в Иваново, Орле, Смоленске, Борисове. Действует музей полка «Нормандия – Неман». Во Франции памятник летчикам полка стоит в Ле-Бурже. Сложилось так, что Советский Союз признал заслуги героя нашей статьи гораздо раньше его родной Франции. Если звание Героя Советского Союза Марсель Альбер получил в 1944 году, то Орденом Почетного Легиона – высшей государственной наградой Французской Республики – прославленный военный летчик был награжден лишь 14 апреля 2010 года – в девяностодвухлетнем возрасте, за несколько месяцев до своей смерти.
Информация