Марсель Альбер – французский летчик, Герой Советского Союза

9
Четыре года назад, 23 августа 2010 года, скончался Марсель Альбер – легендарный летчик прославленного авиационного полка «Нормандия – Неман». Дата, конечно, не круглая, но таких заслуженных людей грех не помянуть. Марсель Альбер был одним из тех самых французских военных летчиков, что воевали на стороне Советского Союза в Великой Отечественной войне в составе полка «Нормандия – Неман». Более того, за два года воздушных боев французский летчик настолько проявил себя, что 27 ноября 1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Кроме Альбера лишь трое других французских офицеров полка – лейтенанты Жак Андрэ, Ролан де ла Пуап и, посмертно, Марсель Лефевр, были удостоены высшей награды советского государства.

Марсель Альбер – французский летчик, Герой Советского СоюзаМарсель Альбер был одним из первых французских военных летчиков, отправившихся добровольно в Советский Союз для участия в отражении агрессии гитлеровской Германии. В Советский Союз он прибыл в ноябре 1942 года, в двадцатипятилетнем возрасте. За плечами Марселя Альбера к этому времени было уже четыре года службы в Военно-воздушных силах Франции. В отличие от многих других офицеров полка, происходивших из аристократических или, по крайней мере, зажиточных семей, Марсель Альбер был по происхождению выходцем из рабочего класса. Он родился 25 октября 1917 года в Париже в многодетной рабочей семье и после окончания школы работал на заводе «Рено» простым рабочим-механиком. Параллельно молодой человек не оставлял романтическую мечту о профессии пилота. В конце концов, он нашел платные летные курсы и за свои заработанные на заводе леньги выучился на них за свой счет, после чего поступил в военно-воздушное училище и в 1938 году был зачислен в Военно-воздушные силы Франции в звании сержанта (тогда еще пилоты авиации по прохождению подготовки получали не офицерское звание, а звание унтер-офицерского состава).

На момент начала Второй мировой войны в 1939 году Альбер проходил службу в летной школе в Шартре в должности инструктора. 15 февраля 1940 года он был переведен по собственной просьбе в действующее авиационное подразделение – истребительную группу, вооруженную «Девуатинами-520». 14 мая 1940 года Альбер, тогда еще носивший звание старшего сержанта, сбил своей первый самолет – Ме-109. Следующим сбитым самолетом противника стал Хе-111.

Затем Альбер был переброшен в числе других летчиков на авиационную базу в Оране – в тогдашней французской колонии Алжир. Именно там Марселя застала весть о перемирии Франции с гитлеровской Германией и о приходе к власти коллаборционистского правительства Виши. Далеко не все французские офицеры и солдаты согласились с тем, чтобы признать поражение своей родины и служить новым хозяевам. Среди противников режима Виши оказался и двадцатитрехлетний лейтенант авиации Марсель Альбер. Как и другие патриотично настроенные французские военнослужащие, он только ждал момента, чтобы уйти из-под командования вишистов и перейти на сторону «Сражающейся Франции».

Вместе с двумя сослуживцами – двадцатидвухлетним лейтенантом Марселем Лефевром и двадцатидвухлетним аспирантом (самое младшее офицерское звание во французской армии) Альбером Дюраном, Марсель Альбер на самолетах D-520 во время тренировочного полета бежали с авиабазы в Оране. Летчики взяли курс на британскую колонию Гибралтар – ближайшую территорию союзников. Из Гибралтара на судне «оранские беглецы», как их впоследствии прозвали в полку, отправились в Великобританию. На английской земле французские пилоты вступили в движение «Свободная Франция» и были зачислены в формирующуюся авиационную эскадрилью «Иль-де-Франс». В свою очередь, вишистское правительство за «дезертирство» заочно приговорило Альбера, Лефевра и Дюрана к смертной казни.

В 1942 году руководивший движением «Свободная Франция» генерал Шарль де Голль договорился с Иосифом Сталиным об участии французских военных летчиков в боевых действиях на русском фронте. На советскую сторону возлагались обязанности по материальному и военно-техническому обеспечению французских авиаторов. Начальник штаба ВВС Сражающейся Франции генерал Марсиаль Валэн и командующий ВВС Сражающейся Франции на Среднем Востоке полковник Корнильон-Молинье непосредственно занялись формированием боевой группы из числа надежных французских летчиков. Так началась история прославленного полка «Нормандия – Неман» - славная страничка франко-русского боевого сотрудничества в Великой Отечественной войне.

После того, как 25 ноября 1942 года было подписано соглашение о формировании на территории СССР французской авиационной эскадрильи, в Советский Союз была переброшена первая группа летчиков. 4 декабря 1942 года в городе Иваново была сформирована истребительная авиационная эскадрилья, получившая название «Нормандия» - в честь известной провинции Франции. Гербом эскадрильи стал герб провинции Нормандия – красный щит с двумя золотыми львами. Первым командиром эскадрильи стал майор Пуликэн, однако уже 22 февраля 1943 года командование принял майор Тюлян. Лейтенант Марсель Альбер был в числе первых французских военнослужащих, начавших службу в эскадрилье «Нормандия».

Франсуа де Жоффр, автор издававшейся в Советском Союзе популярной книги «Нормандия – Неман» и ветеран полка, так описывал своего сослуживца Марселя Альбера: «Альбер (впоследствии знаменитый «капитан Альбер») является одной из наиболее видных фигур французских воздушных сил. Ученик-подмастерье, механик на заводах Рено в прошлом, этот человек потом стал фанатиком авиации, воздушным лихачом. Начал он с того, что стал выкраивать из своего небольшого заработка деньги на оплату учебных летных часов на аэродроме в Туссю-ле-Нобль под Парижем. Этот парижский парень, скромный и застенчивый, краснеющий без всякого повода, очень быстро достиг зенита славы. Сейчас можно с твердой уверенностью сказать, что Альбер был душой «Нормандии» и внес большую лепту в славные дела полка». На страницах книги «Нормандия – Неман» Альбер часто появляется как веселый человек, с чувством юмора, и, в то же время, видна глубокая степень уважения автора - самого военного летчика «Нормандии» к этому герою.

Первоначально эскадрилья «Нормандия» включала в свой состав 72 французских авиатора (14 военных летчиков и 58 авиамехаников) и 17 советских авиамехаников. На вооружении подразделения стояли истребители Як-1, Як-9 и Як-3. 22 марта 1943 года эскадрилья была направлена на Западный фронт в состав 303-й истребительной авиационной дивизии 1-й воздушной армии. 5 апреля 1943 года личный состав эскадрильи приступил к боевым вылетам. Уже 5 июля 1943 года, после очередного пополнения добровольцами – французскими летчиками, эскадрилья «Нормандия» была преобразована в полк «Нормандия», в состав которого вошли три эскадрильи, названные в честь основных городов провинции Нормандия – «Руан», «Гавр» и «Шербур». Как один из наиболее опытных летчиков, именно Альбер стал командовать эскадрильей «Руан». Его друг и коллега по «оранскому бегству» Марсель Лефевр принял эскадрилью «Шербур».

Начиная с весны 1943 года Марсель Альбер стал принимать участие в воздушных боях, практически сразу показав себя как очень искусный и отважный пилот. Так, 13 июня 1943 года, после попадания немецкого снаряда, была повреждена система топливопитания самолета, пилотируемого Марселем Альбером. Лейтенант, с помощью ручного насоса питая мотор самолета бензином, пролетел 200 километров и приземлился на аэродроме. На протяжении лета 1943 года Альбер участвовал во многих воздушных боях, как, впрочем, и другие летчики эскадрильи. Сам он, вспоминая об этом периоде, подчеркнул, что лишь недостаточная организованность эскадрильи удерживала ее от более активной борьбы с противником – вместо пяти боевых вылетов в день делался всего один. В феврале 1944 года за победы в воздушных боях летом 1943 года лейтенанту Марселю Альберу был вручен Орден Красного Знамени.

Октябрь 1944 года отметился знаменитым сражением группы из восьми самолетов «Як-3» под командованием Марселя Альбера против тридцати немецких «юнкерсов», прикрываемых 12 истребителями. Лично Альбером в этом сражении было сбито 2 самолета противника, его сослуживцами – еще пять. Французские летчики потерь не понесли. 18 октября 1944 года истребители «Нормандии» атаковали 20 немецких бомбардировщиков и 5 истребителей. В результате боя было сбито 6 бомбардировщиков и 3 истребителя, причем Марсель Альбер лично сбил 2 вражеских самолета. 20 октября восьмерка «Як-ов» Марселя Альбера атаковала немецкие бомбардировщики, бомбившие позиции советских войск. И таких страниц в боевой биографии французского летчика – немало.

27 ноября 1944 года старший лейтенант Марсель Альбер, командовавший 1-й эскадрильей «Руан» полка «Нормандия – Неман», был удостоен высшей награды СССР – золотой звезды Героя Советского Союза. На момент награждения Альбер совершил 193 боевых вылета и сбил 21 самолет противника. Кстати, на следующий день после награждения Альбера, Сталин подписал указ о присвоении авиационному полку «Нормандия» почетного наименования «Неманский» - в честь воздушных боев во время освобождения территории Литвы от гитлеровских войск. В середине декабря 1944 года Герой Советского Союза Марсель Альбер уехал в отпуск во Францию, по возвращению откуда был назначен для прохождения дальнейшей службы в формируемой авиационной дивизии «Франция» в Туле и больше к службе в полку «Нормандия – Неман» не вернулся.

После окончания войны Марсель Альбер еще некоторое время продолжал службу в Военно-воздушных силах Франции. Он занимал должность французского военно-воздушного атташе в Чехословакии, затем в 1948 году вышел в отставку с военной службы. Женившись на гражданке США, Марсель Альбер переехал в Соединенные Штаты. Вчерашний военный летчик и герой воздушных боев посвятил себя одной из самых мирных профессий – он стал управляющим ресторанами. Причем в статусе ресторатора капитан Альбер проявил себя не менее эффективно, чем во время службы в Военно-воздушных силах. В штате Флорида Марсель Альбер прожил долгую и счастливую жизнь. Он скончался 23 августа 2010 года в доме для престарелых в штате Техас (США) на девяносто третьем году жизни.

Судьба других «оранских беглецов», вместе с которыми Марсель Альбер совершил побег с авиационной базы в Алжире и через Англию попал в Советский Союз, сложилась куда менее счастливо. 1 сентября 1943 года в районе Ельни не вернулся из боевого вылета младший лейтенант Альбер Дюран. К тому дню он успел сбить шесть вражеских самолетов. 28 мая 1944 года был подбит самолет Марселя Лефевра. На горящем самолете летчик сумел выйти за линию фронта и вернуться на аэродром. Но 5 июня 1944 года от полученных ожогов старший лейтенант Марсель Лефевр скончался. Им было сбито ко времени ранения 11 самолетов противника. 4 июня 1945 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

Французский авиационный полк «Нормандия – Неман» стал самым знаменитым примером боевого сотрудничества советской военной авиации с иностранными летчиками. Несмотря на многие десятилетия, прошедшие со времени окончания Великой Отечественной войны, и в России, и во Франции стараются сохранять память о воинском подвиге французских летчиков, сражавшихся на стороне Советского Союза. Памятники летчикам полка стоят в Москве, Калининграде, Калужской области, деревне Хотенки в районе Козельска, именем полка названы улицы в Иваново, Орле, Смоленске, Борисове. Действует музей полка «Нормандия – Неман». Во Франции памятник летчикам полка стоит в Ле-Бурже. Сложилось так, что Советский Союз признал заслуги героя нашей статьи гораздо раньше его родной Франции. Если звание Героя Советского Союза Марсель Альбер получил в 1944 году, то Орденом Почетного Легиона – высшей государственной наградой Французской Республики – прославленный военный летчик был награжден лишь 14 апреля 2010 года – в девяностодвухлетнем возрасте, за несколько месяцев до своей смерти.
9 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    25 августа 2014 09:24
    Вот парадокс..французская дивизия СС..на стороне Германии и всего лишь авиационный полк французов на стороне СССР
  2. Ведмедь
    +6
    25 августа 2014 09:28
    Добавлю. В Калужской области еще один памятник летчикам Нормандии-Неман, в п.Полотняный завод на въезде со стороны Калуги...
  3. 0
    25 августа 2014 09:29
    в России, и во Франции стараются сохранять память о воинском подвиге французских летчиков, сражавшихся на стороне Советского Союз
    Надо помнить!
    Тем более именно французов там было столько же,если не больше чем в геройском французском сопротивлении
  4. +5
    25 августа 2014 12:43
    Истребитель Як-3 Лейтенанта Марселя Альбера.
    1. +1
      25 августа 2014 14:58
      "Он скончался 23 августа 2010 года в доме для престарелых в штате Техас (США) на девяносто третьем году жизни."
  5. КАВТОРАНГ -II
    +8
    25 августа 2014 12:58
    Почему кроме ИАП "Нормандия-Неман" о французах не вспоминают recourse Ведь были и силы "Свободная Франция" и Де Голль и партизаны - "маки".
    Да даже корабли: новейший линкор "Ришелье" - воевал на Тихоокеанском ТВД с 1944 года, линкоры времен ПМВ "Курбэ", "Парис" и "Лоррэйн" - воевали. Авианосец "Беарн" - воевал. Тяжелые крейсера и легкие крейсера - воевали. Подводные лодки - воевали.Учебный крейсер "Жанна Д Арк" - вообще легенда, 35 лет в строю флота.
    Дискриминация, однако.
    1. +3
      25 августа 2014 14:47
      Согласен, ни людей, ни событий, пережитых вместе забывать нельзя, а в свете нынешней обстановки противостояния России с фашиствующими тенденциями в мире и напомнить полезно!
      1. TIT
        +2
        25 августа 2014 16:15
        24 августа 2014
        Во Франции скончался один из последних ветеранов легендарного авиационного полка "Нормандия-Неман"
        Жан Соваж ушел из жизни в возрасте 97 лет, сообщают его родные. С началом Второй мировой войны он получил опыт воздушных сражений в Европе и Северной Африке. В 1943 году Соваж отправился добровольцем на Восточный фронт и в следующем году прибыл в расположение полка "Нормандия-Неман". В годы войны французский летчик одержал 16 побед в боях. За воинскую доблесть удостоен ордена Почетного Легиона Франции, французского Военного Креста, Ордена Отечественной войны 1-й степени, медали "За Победу", американской Воздушной медали. После его смерти единственным из оставшихся в живых ветераном "Нормандии-Неман" остался 94-летний Гаэль Табюре.


        время уходят люди ,ни чего не поделаешь
  6. +1
    26 августа 2014 05:14
    Героев нужно помнить всегда!