Чему учит древняя китайская наука управления войсками

33
Чему учит древняя китайская наука управления войсками


25–27 августа 2014 года в Циндао, КНР, состоялся 9-й Международный симпозиум, посвященный трактату «Искусство войны» Суньцзы. Симпозиум проводится каждые два года с приглашением ведущих специалистов различных стран не только для изучения военно-теоретического наследия Суньцзы, но и для обсуждения современных проблем военной безопасности и сотрудничества. Его организуют Академия военных наук НОАК и Китайское общество научных исследований по «Искусству войны» Суньцзы, основанная в 1989 году общественная научная организация, основная цель которой как раз и состоит в изучении наследия Суньцзы. Тема нынешнего симпозиума была заявлена как «Трактат «Искусство войны» Суньцзы и его влияние на международное мирное развитие и сотрудничество».

ЧЕТЫРЕ ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ СУНЬЦЗЫ

Трактат «Искусство войны» великого китайского полководца и военного теоретика Суньцзы заложил основы соотношения войны и мира в политике государства, иными словами, культуры войны и культуры мира как взаимопроникающих и взаимозависимых явлений, обусловливающих судьбы народов и государств. Вместе с тем основополагающим в наследии Суньцзы является осторожность в использовании войны как инструмента политики и по возможности использование всех средств для ее предотвращения.

Повсеместно Суньцзы подчеркивает необходимость осторожности и самоконтроля, настаивая на избегании столкновений без глубокого анализа ситуации и собственных возможностей. Недопустимы спешка и страх или трусость, а также гнев и ненависть при принятии государственных и военных решений. Армия никогда не должна необдуманно вступать в бой, подталкиваться к войне или собираться без необходимости. Вместо этого необходимо проявлять сдержанность, хотя следует использовать все способы, дабы обеспечить непобедимость армии.

Одним из этих способов является огневое нападение – самый мощный и опустошительный вид нападения во времена Суньцзы, которому он посвящает главу 12 своего трактата. Недаром некоторые современные исследователи приравнивают огневое нападение Суньцзы к современному ядерному оружию: «Оно может сжечь все запасы противника и довести его до гибели».

Суньцзы, говоря об использовании этого мощного средства войны, призывает решительно прибегать к его действию: «Просвещенный государь рассчитывает на эти средства, а хороший полководец их применяет». Но дальше, как отмечает советский исследователь академик Николай Конрад, Суньцзы высказывает, казалось бы, парадоксальное суждение. В конце главы 12 он высказывает предупреждение не воевать без крайней надобности.

Связь этой темы с предшествующими рассуждениями выявляется очень четко. Скорее всего Суньцзы, только что обрисовав самый жестокий способ ведения войны, жестокий настолько, что поднимался вопрос о допустимости таких негуманных средств, пытается ослабить непосредственное впечатление от изображенных им ужасов войны; он хочет указать тем, кто решается на войну, что обращение к войне, где приходится прибегать и к таким ужасным средствам истребления, допустимо только в крайнем случае. Поэтому он делает ряд предостережений.

«Если нет выгоды, не двигайся» – таково первое предостережение. «Сначала посмотри, есть ли выгода от того, что ты поднимешь войну, и только после этого обращайся к оружию». Есть даже точное определение, о какой выгоде идет речь: «Если война невыгодна для народа, ее начинать нельзя».

«Если нет опасности, не воюй» – гласит второе предостережение. «Война – орудие несчастья, сражение – дело опасное. Надлежит оберегать себя от бедствия и поражения. Нельзя легкомысленно поднимать оружие. Его пускают в ход, когда иного выхода нет», – поясняет один из исследователей Суньцзы.

«Государь не должен поднимать оружия из-за своего гнева» – гласит третье предостережение. Исследователи Суньцзы объясняли это так: «Потому что, когда поднимают оружие вследствие гнева, редко случается, чтобы не погибали».

«Полководец не должен вступать в бой из-за своей злобы» – гласит четвертое предостережение. «Гнев может опять превратиться в радость, злоба может опять превратиться в веселье, но погибшее государство снова не возродится, мертвые снова не оживут», – предостерегающе говорит Суньцзы.

В этих предостережениях Суньцзы заключен великий смысл, который человечество начало осмысливать только в конце ХХ века, когда в более или менее целостном виде была разработана концепция перехода от культуры войны к культуре мира.

На необходимость «обеспечить начало перехода от культуры войны к культуре мира» указано в резолюции Генеральной конференции ЮНЕСКО (Париж, 1995).

О комплексной основе перехода от культуры войны к культуре мира и необходимости увязки этой работы с другими приоритетными мероприятиями международного сообщества – правами человека, демократией, развитием, равенством женщин, терпимостью, свободным потоком информации – говорится в «Программе действий в области культуры мира», принятой 53-й сессией ГА ООН.

МНОГОМЕРНОСТЬ ВОЙНЫ

Культура войны имеет философско-концептуальное, правовое, социально-культурное, военно-политическое, этическое, социально-психологическое и научно-техническое измерение. Все они чрезвычайно важны для понимания самого феномена войны.

В то же время важную методологическую роль в этом контексте играет «Заявление о насилии», принятое в 1986 году на Международном совещании ученых, организованном в Севилье испанской национальной комиссией ЮНЕСКО. В этом заявлении сформулированы положения, отражающие то, что никогда не было или не может быть источником войны: война не передавалась людям от животных; война не унаследована нами от предков; война далеко не всегда обеспечивает повышение уровня жизни; война не есть следствие биологического строения мозга; война не проистекает из какого-либо «основного инстинкта».

Высказанные свыше 100 лет назад слова американского психолога и философа Уильяма Джеймса о том, что войну нельзя ликвидировать до тех пор, пока не будет найден ее моральный эквивалент, то есть сфера деятельности, в которой вполне реализуются такие всеобщие ценности, как дружба, верность и мужество, не утратили своей актуальности и сегодня. Поэтому актуальнейшая проблема – создание морального эквивалента войне, то есть направление усилий человечества на те области, где требуется проявление мужества, смелости, активных и самостоятельных решений, а также чувства товарищества, взаимовыручки и т.д. Это освоение космоса, океанских глубин, спасение людей в чрезвычайных ситуациях и восхождение на горные вершины. Впрочем, смелость и мужество необходимы и в каждодневном труде по выращиванию риса и пшеницы, в сталелитейном производстве, не говоря уже о профессия шахтера.

Весьма интересен российский опыт создания морального эквивалента войны за счет военно-спортивных соревнований, таких, например, как международный танковый биатлон.

Важнейший аспект культуры войны – ее «огосударствление», проявляющееся в государственной монополии на вооруженное насилие; в существовании государственных структур, работающих на войну; в ежегодном утверждении огромных военных бюджетов.

В прошлом «огосударствление» происходило даже в религиозном аспекте. Немецкий религиозный деятель Вольфганг Губер, например, отмечает, что церкви Германии, которые на протяжении столетий чувствовали себя могущественным аналогом государства, вплоть до последних десятилетий выступали за государственное обеспечение мира военными средствами.

С понятием «культура войны» тесно связана категория «искусство войны», в том числе в том виде, в каком оно было разработано Суньцзы. На практике культура войны и искусство войны тесно взаимодействуют. Искусство войны эволюционировало от военных походов за славой, приключениями и добычей, от искусства военной игры до регулярных войн в рабовладельческих империях, затем искусство войны превратилось в искусство смерти, в одно из орудий политики (Клаузевиц) и, наконец, в результате технологического рывка в XIX и XX веках война приняла облик механизированного, технологизированного, компьютеризированного процесса, который, казалось бы, не требует больших затрат и потерь.

ВРЕД И ВЫГОДА ВОЙНЫ

В документах ООН определены основные пути перехода от культуры войны к культуре мира. Эта работа увязывается с мероприятиями в интересах международного мира и безопасности, наиболее важные из которых превентивная дипломатия и меры по заблаговременному предупреждению возможных конфликтов в качестве части общей превентивной стратегии; увязывание этой деятельности с разоруженческим процессом, с контролем за стрелковым и легким оружием, боеприпасами, пехотными минами; использование в интересах миротворчества и миростроительства потенциала военной конверсии; подготовка кадров высокого уровня (для ООН, региональных организаций, государств-членов) по вопросам превентивной дипломатии и миростроительства; использование для этой цели опытных кадровых офицеров при сокращении или расформировании отдельных воинских соединений и частей; создание политических, экономических и социальных систем, в том числе и национальных программ в области культуры мира, с активным включением в их выполнение конфликтующих сторон.

Для ООН, как было подтверждено на саммите тысячелетия в 2000 году, приоритетными на нынешнем историческом этапе являются три взаимосвязанные задачи, влияющие на вектор развития международного сообщества: борьба с насилием и террором; борьба с невежеством и болезнями; борьба с деградацией экологической среды.

На дальнейший демонтаж культуры войны, поддержание мира и безопасности направлены широкие меры, одобренные на саммите: укрепление потенциала ООН по проведению миротворческих операций; отработка более совершенных правовых и политических механизмов гуманитарной интервенции, культуры предотвращения, то есть системы превентивных мер в предконфликтных ситуациях; коренное усовершенствование практики применения экономических санкций международными организациями с расчетом, чтобы они не носили огульный и неправомерный характер и применялись для наказания действительно преступных правителей, а не в узких политических интересах отдельных государств.

Выступая на Петербургском экономическом форуме 23 мая 2014 года, президент России Владимир Путин сказал, что экономические санкции как инструмент политического давления имеют эффект бумеранга, и выразил надежду, что человечеству хватит здравого смысла и прошлого негативного опыта, чтобы понять необходимость диалога с учетом интересов друг друга.

В этой связи можно было бы еще раз привести слова Суньцзы: «Тот, кто не понимает до конца всего вреда от войны, не может понять до конца и всю выгоду от войны».

Подчеркнем, что Россия накопила достаточно солидный опыт использования мирных средств в разрешении конфликтов как внутри самой России, так и за ее пределами. Можно здесь сказать и о конструктивной роли стран БРИКС в мировой политике. Как отметил Владимир Путин в своем выступлении на саммите БРИКС 16 июля 2014 года, «именно благодаря твердой позиции России и Китая в Совете Безопасности ООН, поддержанной другими участниками БРИКС, нам удалось сплотить большинство участников международного сообщества, имею в виду Евросоюз и Соединенные Штаты, и предотвратить иностранное военное вторжение в Сирию, добиться уничтожения сирийского химического оружия».

Качественно новый элемент глобализирующегося мира – гуманитарная безопасность, которая базируется на принципах конкретной гуманности и сострадании к обиженным и униженным. Недаром Суньцзы ставит гуманность в один ряд с важнейшими качествами полководца – умом, беспристрастностью, мужеством и строгостью.

Преобразование культуры войны и культуры насилия в культуру мира – стратегическая задача всего мирового сообщества на длительную историческую перспективу. Она предполагает отход как институтов общества, так и отдельных граждан от ценностей, взглядов и форм поведения, сформированных условиями войны и насилия и направленных на их поддержку, их переориентацию на ценности, взгляды и формы поведения, содействующие ненасильственным социальным переменам, социальной справедливости, культуре мира.

Поэтому по-прежнему актуальны сегодня слова Суньцзы: «Просвещенный государь очень осторожен по отношению к войне, а хороший полководец очень остерегается ее. Это и есть путь, на котором сохраняешь и государство в мире, и армию в целости».
33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    27 сентября 2014 18:32
    Лучше 10лет вести переговоры,чем воевать 10мин-говаривал патриарх советской дипломатии.Война крайнее средство,когда политики бессильны.
    1. +2
      27 сентября 2014 18:42
      Цитата: alekc73
      Война крайнее средство,когда политики бессильны.
      Армия это "Ultima ratio regum" дипломатии...
      1. +1
        27 сентября 2014 19:37
        regum - лишнее слово. учите матчасть. это слово - значит царь или царство. то есть фраза, которую вы написали есть "последний довод королей", так что либо вы зря написали это слово не разбираясь. либо имели ввиду что то совсем другое, и тогда большой вопрос - при чем тут короли?
        1. +5
          27 сентября 2014 19:40
          Цитата: cyberhanter
          regum - лишнее слово. учите матчасть

          " Из песни слов не выкинуть" - русская народна пословица.
          Цитата: cyberhanter
          так что либо вы зря написали это слово не разбираясь. либо имели ввиду что то совсем другое, и тогда большой вопрос - при чем тут короли?
          Так как именно так звучит исходная фраза нанесенная на французские пушки и точнее её не скажешь, когда слова бессильны, то в ход идет ПОСЛЕДНИЙ ДОВОД КОРОЛЕЙ (президентов, премьер-министров, вождей и тд и тп, в зависимости от формы правления....)
          1. 0
            30 сентября 2014 01:02
            опять же - учите мат часть. слова Ultima ratio сами по себе "песней" - https://ru.wikipedia.org/wiki/Ultima_ratio
        2. Комментарий был удален.
        3. +3
          27 сентября 2014 23:09

          Цитата: cyberhanter
          regum - лишнее слово. учите матчасть. это слово - значит царь или царство. то есть фраза, которую вы написали есть "последний довод королей", так что либо вы зря написали это слово не разбираясь. либо имели ввиду что то совсем другое, и тогда большой вопрос - при чем тут короли?

          С латинского: Ultima ratio regum (ультима рацио рэгум|.
          Французский кардинал и первый министр короля Франции Людовика XIII Жан Лрман Ришелье (1585—1642) распорядился на всех отливаемых во Франции пушках чеканить эту латинскую надпись.
          Позже его примеру решил последовать и прусский король Фридрих II Великий (1712—1786): он приказал на своих пушках отливать те же слова, но с поправкой, подчеркивающей их непосредственную принад-
          лежность королю: «Ultima ratio regis» (ультима рацио рэгис) — «Последний довод короля».
          Позже "regis" не писали и осталось просто "Последний довод".
    2. +1
      27 сентября 2014 23:40
      Цитата: alekc73
      Война крайнее средство,когда политики бессильны
      Выражение некорректно! Ибо именно политики развязывают все войны, а военные их только ведут. Правильнее было бы сказать "когда бессильны дипломаты!"
      А так война -- последний довод королей!(Ultima ratio regum) когда дипломатия бессильна!
      Справка. Французский кардинал и первый министр короля Франции Людовика XIII Жан Лрман Ришелье (1585—1642) распорядился на всех отливаемых во Франции пушках чеканить эту латинскую надпись.
      Позже его примеру решил последовать и прусский король Фридрих II Великий (1712—1786): он приказал на своих пушках отливать те же слова, но с поправкой, подчеркивающей их непосредственную принадлежность королю: «Ultima ratio regis» — «Последний довод короля». yes
    3. Комментарий был удален.
    4. SSR
      +1
      28 сентября 2014 00:00
      Цитата: alekc73
      Лучше 10лет вести переговоры,чем воевать 10мин-говаривал патриарх советской дипломатии.Война крайнее средство,когда политики бессильны.

      Только Суньдзы на тогда не знал о "цветных революциях" и не знал о "гибридных войнах"? Но по основным постулатам он конечно прав. Бей своих что бы чужие боялись .
      Плохая "шутка" на фоне того что Китай пытаются раскачать через "анклав" Гонконг, видать ЯрФ не оправдывает "чаяний" определенных уб юдуов.
  2. +8
    27 сентября 2014 18:34
    Повсеместно Суньцзы подчеркивает необходимость осторожности и самоконтроля, настаивая на избегании столкновений без глубокого анализа ситуации и собственных возможностей. Недопустимы спешка и страх или трусость, а также гнев и ненависть при принятии государственных и военных решений. Армия никогда не должна необдуманно вступать в бой, подталкиваться к войне или собираться без необходимости. Вместо этого необходимо проявлять сдержанность, хотя следует использовать все способы, дабы обеспечить непобедимость армии.
    "Калька" действий руководства РФ. Можно уже чем то гордится...
    1. +1
      27 сентября 2014 20:24
      Цитата: svp67
      "Калька" действий руководства РФ. Можно уже чем то гордится...

      Верно подмечено. А вообще самый большой опыт ведения успешных воин у России, в основном оборонительные войны, т.е. вынужденные, справедливые, подтверждения тому великие победы и принадлежащие ей территории. А вот злые и воинствующие западные и прочие агрессивные страны все мельчают и мельчают, ну не дано им постичь, истину знаний о войне и мире великого китайца.
      З.Ы. Великим украм это не постичь, а тем кто необдуманно толкает ВВП и ополчения Донбасса в пекло войны порабы немного поумнеть.
    2. +1
      27 сентября 2014 20:47
      Цитата: svp67
      "Калька" действий руководства РФ. Можно уже чем то гордится...
      Как раз наоборот, "гордиться" особо нечем. А руководство РФ ведёт себя в полном несоответствии стратагем Сунь Цзы.
      1. +1
        28 сентября 2014 01:32
        Древняя китайская мудрость гласит — НИ СЫ!wassat Что означает — Будь безмятежен, словно цветок лотоса у подножия храма истины. recourse
        Впрочем, один из вариантов прочтения этого самого НИ СЫ тоже весьма мудр:
        你死 (nǐsǐ/ни сы) -- "ты умрёшь". angry
        Придумал не сам, и проверить не могу request - китайской грамоте не обучался. Все претензии к
        http://board.buddhist.ru/showthread.php?t=20584
        1. +1
          28 сентября 2014 21:50
          Цитата: Наган
          你死

          Как гласит китайская мудрость: когда нечего сказать, скажи китайскую мудрость
  3. +1
    27 сентября 2014 18:40
    Мудро, толково!
    Изучали и будут (дай Бог) изучать! Потому что мудро и толково!
    А нашему руководству - мудрости и терпения!
  4. +6
    27 сентября 2014 18:55
    Нельзя легкомысленно поднимать оружие. Его пускают в ход, когда иного выхода нет

    Добавить нечего. Умный мужик был этот Суньцзы.
    1. карачун
      +3
      27 сентября 2014 22:59
      да был умный но многих параметров не знал и технологий не знал и силу безумства и силу духа
      1. 0
        28 сентября 2014 12:13
        но многих параметров не знал и технологий

        Не пишите ерунды. Он как раз призывал рассматривать все параметры. И по максимуму использовать любое (в том числе и технологическое) преимущество.

        не знал и силу безумства и силу духа

        "В войне есть 4 пружины. Первая - пружина духа,..."
        "... тот, кто умеет вести войну, избегает противника, когда его дух бодр,и ударяет на него когда его дух вял ..."

        P.S. Сила его трактата, помимо системности, в универсальности. Ничего не могу сказать про китайские ВУЗы, а вот японских бизнес-школах его (и не только) тщательно штудируют. Хотя в его трудах ни слова о маркетинговых войнах или рассмотрении фирмы как государства (в периоды мира и войны, с фронтом и тылом)и тд.
  5. Виктор Кудинов
    +2
    27 сентября 2014 19:09
    Суньцзы, конечно, прав. Все у него про военное дело блестяще логично. Но многое в жизни происходит нелогично, не по правилам.
    1. 0
      27 сентября 2014 19:17
      Цитата: Виктор Кудинов
      Все у него про военное дело блестяще логично

      Одна маленькая справка: кто только китайцев не бил с тех времён? Плохо читали своего мудреца?
      То, что он проповедует, вам расскажет любой здравомыслящий человек не знакомый с китайскими фэнь-шуями. А вот реалии жизни немного отличаются от идеализма в этих письменах.
      Только не надо это учение идеализировать, там ничего из сверхестественного нет.
      1. +5
        27 сентября 2014 19:37
        Но Китай то остался, а те которые их били- название этих народов знают только специалисты
        1. 0
          27 сентября 2014 20:16
          Покопайтесь в интернете, что-ли. Много интересного найдёте.
          А товарищ Суньцзы жил задолго до нового века во времена когда китайские династии грызлись в основном друг с другом.
      2. +2
        27 сентября 2014 19:46
        Iline :

        " Плохо читали своего мудреца? "

        Сам генерал отвечает вам, примерно так:

        Я победил во многих бояx и все видели мою победную тактику, но повторить её не могут...


        знать ка павильно кататся на конках недостаточно надо просто уметь это делать
        1. 0
          27 сентября 2014 20:20
          На должности командующего войсками Сунь-цзы разгромил сильное царство Чу, захватил его столицу — город Ин, нанёс поражение царствам Ци, и Цзинь. Благодаря его победам царство У усилило своё могущество, и вошло в число царств цивилизованного Китая, возглавляемое царями династии Чжоу, а царь Хо Люй вошёл в состав «чжухоу» — официально признаваемых правителей самостоятельных владений. В IV веке до н. э. Вэй Лао Цзы писал: «Был человек, который имел 30000 войска, и в Поднебесной никто не мог противостоять ему. Кто это? Отвечаю: Сунь Цзы».

          30000 войска это мало? Можно и пофилософствовать.
      3. Аргын
        +2
        27 сентября 2014 20:36
        Цитата: Iline
        кто только китайцев не бил с тех времён?

        Корея, Вьетнам, Индия. Вот где воевал Китай и побеждал. Не надо ля ля ля! Ну где тогда римские легионы которые захватили всю Европу? Или грозные викинги небольшими отрядами сеявшие ужас в Европе? Да те же самые немцы обмельчали по сравнению с 1 и 2 мировыми войнами! Времена меняются.
    2. +17
      27 сентября 2014 19:17
      Админы сорри но картинка в тему))))))))
  6. +10
    27 сентября 2014 19:10
    Мудрый был человек но для нас лучше и понятней писал наш полководец Александр Васильевич Суворов

    Опасности лучше идти навстречу, чем ожидать на месте.

    Вежлив бывает и палач.

    Бей врага, не щадя ни его, ни себя самого, побеждает тот, кто меньше себя жалеет.

    Горжусь, что я русский.
  7. +4
    27 сентября 2014 19:15
    Советско-китайский пограничный конфликт на острове Даманский — вооружённые столкновения между СССР и КНР 2-го и 15 марта 1969 года в районе острова Даманский (кит. 珍宝, Чжэньбао — «Драгоценный») на реке Уссури в 230 км южнее Хабаровска и 35 км западнее райцентра Лучегорск (46°29′08″ с. ш. 133°50′40″ в. д. (G) (O)). Самый крупный советско-китайский вооружённый конфликт в современной истории России и Китая.
    Да всё бы хорошо, только вот эти строки из википедии немного напрягают. Конечно - дела давно минувших дней, но всё-таки.....
    1. Аргын
      +3
      27 сентября 2014 20:38
      Даманский был захвачен китайцами кстати.
    2. карачун
      +1
      27 сентября 2014 23:03
      а в вике там не написано про то как войска действовали какое оружие применили как разрешился конфликт??)))
  8. +4
    27 сентября 2014 19:21
    Сунь-цзы (так писать правильнее) сказал:
    "Тот, кто хорошо сражается", умеет видеть то, что никто, кроме него,не видит, умеет побеждать так, что по внешности никакой победы как будто и нет, побеждает без огромных подвигов и славы, но побеждает наверняка и с минимальной затратой усилий, т.е. получает все выгоды от победы и уменьшает вред войны.
    Вам этот, "Тот, кто хорошо сражается", никого не напоминает?
  9. 0
    27 сентября 2014 19:25
    Рассматривал ли кто то войну как картину взаимодействия энергий? Примерно вот так: началось с использования мускульной силы человека, реализующийся при помощи конечностей. Преимущество получили те, кто имел большую энергетическую наполненность организма, то есть был сильнее других. Исходя из имеющейся энергии построения были... снабжение... передвижения... и т.д. Следующий шаг - придуманы первые приспособления для концентрации энергии в определенной точке, для нанесения разрушающего удара меньшей силой. То есть каменные топоры. При помощи такого приспособления удалось частично выровнять энергетическую картину за счет того, что менее мощный, так сказать обладающий меньшим зарядом боец все равно мог нанести смертельный удар. И т.д. Дарю кому то докторскую...
  10. +2
    27 сентября 2014 20:17
    Как бы товарищ Сунь пишет, как тут правильно цитируют, нельзя начинать войну если то=то и то-то. Уместнее было бы написать про то, что и как товарищ Цзы советовал делать если война уже началась и начали её не вы. Там тоже очень много интересного и как правило - прямо противоположного.
  11. ТЕХНАРЬ
    +5
    27 сентября 2014 21:58
    Шутки-шутками.Но к Китаю пора отнестись серьёзно.Благо,союзник.
    1. 0
      28 сентября 2014 06:53
      Вот это "растяжка"! Неслабо!
  12. +2
    27 сентября 2014 22:11
    Мне нравится знаменитая фраза нашего министра иностранных дел Лаврова - "Всегда полезно поговорить."
    А не дипломатия ли является основой сохранения мира во всем мире?
  13. 0
    27 сентября 2014 22:19
    Цитата: Аргын
    Корея, Вьетнам, Индия. Вот где воевал Китай и побеждал. Не надо ля ля ля! Ну где тогда римские легионы которые захватили всю Европу? Или грозные викинги небольшими отрядами сеявшие ужас в Европе? Да те же самые немцы обмельчали по сравнению с 1 и 2 мировыми войнами! Времена меняются.

    "Пусть государство и будет большое, но если оно и любит войну, оно обязательно погибнет. Пусть в Поднебесной и будет благополучие, если забывают о войне, то обязательно наступит опасность."
  14. +2
    28 сентября 2014 00:50
    Суньцзы объединил понятия тактики, стратегии и политики в одно учение, в Европе об этом конечно догадывались и понимали, но как учение это описал Макиавелли, хотя сам он был теоретиком.
  15. 0
    28 сентября 2014 02:56
    "В этих предостережениях Суньцзы заключен великий смысл, который человечество начало осмысливать только в конце ХХ века, когда в более или менее целостном виде была разработана концепция перехода от культуры войны к культуре мира."
    Боюсь что люди не изменились,в разных частях света полыхает...уж простите,но не верю я в человеческое благоразумие:всю свою историю одни люди строят-другие разрушают.
  16. +3
    28 сентября 2014 04:21
    Великий смысл не оправдался... во все времена били китайцев нещадно...
    так шта, как то Трактат впечатляет а китайская военная машина что то не очень. Толи китайцы поизмельчали то ли трактат не читают.
  17. wot
    wot
    +3
    28 сентября 2014 17:26
    ВСЕ БЫЛО БЫ ТАК ЕСЛИ БЫ ИСТОРИЮ КИТАЯ НЕ ПИСАЛИ ЕВРОПЕЙЦЫ МИССИОНЕРЫ,А ЭТИМ ВЕРЫ МАЛО И ЕЩЕ ЕСЛИ Б КТО НИБУТЬ ПЕРЕВЕЛ ИМЯ СУНЬЦЗЫ НА РУССКИЙ МОЖЕТ И НЕ КИТАЕЦ ОН ВОВСЕ