Судьба пилота

49
Мне запомнился один из эпизодов прочитанный в книге "Расколотое небо". Про опытного летуна, который несколько раз подряд водившего группы Илов на удары по аэродромам. С очень большими потерями. У него в расположении нервы не выдержали, загремел под трибунал. К сожалению. С такими потерями не мудрено съехать с катушек.

PS: позволю себе длинную цитату

"В качестве характерного примера можно привести судьбу майора Глуховцева из 571-го шап, у которого после вылета для удара по аэродрому Брянск 6 мая, где его эскадрилья понесла тяжелые потери, произошел нервный срыв. Тяжелое психологическое состояние летчика командованием полка и дивизии не было учтено и принято во внимание. Перед вылетом на аэродром Брянск 7 мая на командном пункте полка между Глуховцевым и командованием полка и дивизии возникла словесная перепалка, которая в донесении замполита полка капитана Генералова классифицировалась как «нетактичное поведение с командирами». Дело в том, что накануне вечером поминали погибших, разошлись поздно. В результате командир дивизии полковник Котельников отстранил [300] Глуховцева от боевого вылета. Вместо него ведущим первой группы штурмовиков вылетел старший лейтенант Зацепа.

Здесь следует сказать, что майор Глуховцев был одним из самых опытных летчиков в полку. В боях с немцами с первых дней войны. У Глуховцева было чему поучиться. В силу этого он позволял себе вступить в спор с любым командиром. По этим причинам между Глуховцевым и командованием полка еще до этого дня сложились весьма непростые отношения. Особенно Глуховцев не любил замполитов. Тем не менее его терпели — должен же кто-то водить в бой «молодых».

Надо полагать, отстранение майора Глуховцева от боевого вылета только усугубило и без того тяжелое моральное состояние воевавшего без перерыва почти два года летчика. Как следует из документов, перед боевым вылетом для удара по аэродрому Брянск 10 июня майор Глуховцев в очередной раз повздорил с командованием. Виной тому — лишний «добавок» к законным «ста граммам», употребленный накануне вечером. Командир полка майор Макаров отстранил его от вылета. Вместо него группу повел капитан Выхор. Вскоре Глуховцев был снят с занимаемой должности и на него подготовлен необходимый материал для направления в Военный трибунал. Как указывал замполит полка капитан Генералов в своем донесении начальнику политотдела 224-й штурмовой авиадивизии полковнику Осиновскому: «Для пользы дела майора Глуховцева необходимо изъять из полка...»

http://militera.lib.ru/h/rastrenin_ov/06.html

Интересно узнать судьбу этого летуна. Пронесло или по полной.

* * * * *

Нет, не пронесло. Приговором Военного Трибунала бывший ветеран Испании и командир эскадрильи 571-го ШАП майор И.А.Глуховцев бы лишен воинского звания и видимо отправлен в штрафную роту. Через полтора года после приговора, летчик 953-го ШАП 311-й ШАД красноармеец Иван Андреевич Глуховцев пропал без вести в боевом вылете 22 октября 1944 года.













49 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    2 октября 2014 14:57
    Интересно узнать все стороны тогдашней войны...много го мы еще не знаем о жизни и смерти простых солдат и офицеров тех лет....поэтому жадно хватаю любую информацию очевидцев тех лет ....жалко их остается все меньше и меньше а война в нашем времени снова стучится к нам в дверь.

    Читал много раз ПОКРЫШКИНА...у него тоже были проблемы такого же рода ...правда в пьянку он никогда не ударялся и ПОКРЫШКИНУ здорово повезло остаться в живых.
    1. +3
      2 октября 2014 15:03

      Тот же ЛЕХА (2) SU  Сегодня, 14:57 Новый
      Интересно узнать все стороны тогдашней войны...много го мы еще не знаем о жизни и смерти простых солдат и офицеров тех лет.


      ,,,это точно,,,
      ,,,очень интересно читать наградные листы с сайта "Подвиг народа",,
    2. Комментарий был удален.
    3. +6
      2 октября 2014 15:11


      Слава лётчикам не вернувшихся из боевых вылетов!!!
      1. +3
        2 октября 2014 15:30
        Плохо то,что в извещении написано:"пропал без вести",это значит семья осталась без пенсии и льгот,а на тот момент это было очень тяжело.
        Летчики,особенно не вернувшиеся из развед вылетов должны были считаться погибшими смертью храбрых.
        1. +5
          2 октября 2014 16:08
          .....И где ж тот пи..рас замполит???? Дожил же до конца войны наверное.....И ходил потом гоголем ,как участник БД....Много таких "замполитов"было.....Поэтому и не любили их в войсках и в СА.... am
          1. tkhonov66
            +1
            3 октября 2014 14:04
            ВСЯКИЕ были замполиты.
            - среди десятков тысяч замполитов...
            .
            Так что какого вам замполита надо - такого и можно вам ПОДОБРАТЬ.
            .
            и это - МАТЧАСТЬ !
            .
            Почитайте-вот воспоминания на сайте "http://iremember.ru/" - там КАЖДОМУ ветерану задают вопрос о его отношению к замполитам и особистам...
            .
            так-что ВСЯКИЕ они были - и замполиты, и особисты...
            оченно РАЗНЫЕ.
    4. +7
      2 октября 2014 15:11
      не забывайте, что Покрышкин (он мой земляк из Новосибирска) был истребителем. Он много спорил по применению истребительной авиации, ее тактике. Всегда был против тупого сопровождения тех же штурмовиков, предлагал больше летать на "свободную охоту" и т.д. В любом случае у Покрышкина всегда была возможность выхода из боя, набора высоты, маневра и т.д.
      У штурмовика такой свободы нет, как нет маневренности и скорости истребителя. Это самый опасный самолет во время войны, не смотря на все его бронирование. Низкая высота боевой работы, ограниченная скорость и прочее делают штурмовик довольно легкой мишенью. Увеличение скорости или высоты приводит к снижению точности поражения цели.
    5. +2
      2 октября 2014 15:11
      не забывайте, что Покрышкин (он мой земляк из Новосибирска) был истребителем. Он много спорил по применению истребительной авиации, ее тактике. Всегда был против тупого сопровождения тех же штурмовиков, предлагал больше летать на "свободную охоту" и т.д. В любом случае у Покрышкина всегда была возможность выхода из боя, набора высоты, маневра и т.д.
      У штурмовика такой свободы нет, как нет маневренности и скорости истребителя. Это самый опасный самолет во время войны, не смотря на все его бронирование. Низкая высота боевой работы, ограниченная скорость и прочее делают штурмовик довольно легкой мишенью. Увеличение скорости или высоты приводит к снижению точности поражения цели.
      1. +7
        2 октября 2014 15:27
        Вот примерные потери авиации РККА тех лет.
      2. +2
        2 октября 2014 16:37
        Может у Покрышкина и была возможность выхода из боя. Но судя по воспоминаниям ветеранов-истребителей, такой возможности у подавляющего большинства не было... Поставили задачу на сопровождение бомберов или штурмовиков - сопровождай и защищай. А за потери среди сопровождаемых вполне можно было и под трибунал загреметь.
      3. +4
        2 октября 2014 16:45
        Счас одна крыса по фамилии А. Табаченко написала книгу:"Покрышкинский авиаполк "нелакированные" боевые хроники"...Так вот, автор дописался до того, что Покрышкин якобы забирал у ведомых сбитые самолеты, чтобы получить третью звезду, а его покровитель командарм Хрюкин Т.Т. специально его пиарил, так как сам находился в некоторой опале на второстепенном участке фронта, Ей Богу не вру, сам читал эти "высеры"...Пятая колонна в стране действует и всеми способами очерняет и подвиг народа и настоящих героев
        1. +1
          3 октября 2014 10:25
          В том то и дело, что "крыса"!
          ))) Лично я изучал биографию Покрышкина по рассказам его однополчан и современников. Им то я БОЛЬШЕ доверяю! :)
    6. tkhonov66
      0
      3 октября 2014 13:59
      "...
      многого мы еще не знаем о жизни и смерти простых солдат и офицеров тех лет
      ..."
      .
      - ну-так иначе - оно И БЫТЬ НЕ МОЖЕТ !!!
      .
      Судите сами - на той войне погибло 27 миллионов.
      Если каждому погибшему посвятить только ОДНУ СТРОКУ - этот текст составит 27миллионов/70строк = 396 ТЫСЯЧ станиц ~200.000 листов. Это будет стопка бумаги высотой в 400 (ЧЕТЫРЕСТА!) метров... (если толщина одного листа будет 0.2 мм)
      .
      Так что ИНАЧЕ и быть не может...
      .
      ну дуууумать-жа дада...
      8-(
  2. +17
    2 октября 2014 15:00
    О больших потерях в штурмовой операции свидетельствовал в своей книге ещё К. Симонов.
    Особенно большие потери несли пока летали без стрелка!
    Высокие боевые награды вручались за десять боевых вылетов!
    Лётчики штурмовой авиации времён ВОВ снесли огромнейший вклад в общую Победу!
    Просто преклоняюсь перед их мужеством!!!
    1. +1
      2 октября 2014 17:44
      Надо помнить, что штурмовики летали не только на ил-2, но на и-15 и-153 и даже других типах самолётов.
  3. Медведь13
    +7
    2 октября 2014 15:03
    Вечная Слава и Память Герою!
  4. +3
    2 октября 2014 15:09
    Человек не сломался и честно выполнил свой долг. Вечная память!
  5. +2
    2 октября 2014 15:13
    Была на канале Россия 24 (могу ошибаться) передача про нашу штурмовую авиацию потери в самолетах и в личном составе были колоссальные, но свою задачу она выполнила.
    1. +23
      2 октября 2014 15:33
      Цитата: bmv04636
      потери в самолетах и в личном составе были колоссальные, но свою задачу она выполнила.

      Двоюродный дед воевал на Ил-2 с 1942 года!
      В конце 1943 года получил тяжёлое пулевое ранение, ожоги,потерял правый глаз!Списали вчистую, но он добился разрешения в Москве и с 1944 года вновь взял в руки штурвал,2 раза был сбит после чего был отправлен для прохождения службы в "связисты" как он говорил, летал до Победы на По-2...
      Несмотря на высокие послевоенные посты , всегда оставался очень скромным человеком и Настоящим Коммунистом! до последних своих дней занимался со школьниками авиамоделизмом и военно-патриотическим воспитанием молодёжи!!!
      Вечная ему Слава и Память!!!
      Гвозди бы делать из этих людей!!!
    2. +2
      2 октября 2014 16:14
      ....За 4 года войны потери ИЛ-2 (в т.ч. и небоевые) составили около 11000 штук. (выпущено около 28000 штук)..... hi
      1. tkhonov66
        +1
        3 октября 2014 14:10
        Подробнее - ТУТ:
        http://iremember.ru/letchiki-shturmoviki/blog.html
  6. +9
    2 октября 2014 15:18
    Как мне кажется штурмовики в небе, как пехота на земле брали на себя первый удар практически в упор. Мой тесть воевал на северо-западе страны на себе испытал и не понаслышке знал, что из себя представлял "Курляндский котёл"...из роты после боя оставалось не более 20 человек! Их отправляли в "тыл" доукомплектовывали и снова на передовую...вот такая вот "ротация кадров" ценою в жизнь! В память об отце и тесте, а также в честь всех солдат той страшной войны собираю коллекцию солдатиков "Солдаты Великой Отечественной войны" пусть молодёжь посмотрит кто, как и чем обеспечил им мирное небо и жизнь!!! Вечная слава и память погибшим, умершим защитникам Отечества!!! Вечная слава и земной поклон ныне живущим ветеранам!!! soldier
  7. +9
    2 октября 2014 15:21
    "Не все из нас вернутся из полета,
    Воздушные рабочие войны"...

    Песня из кинофильма "Хроника пикирующего брмбардировщика"
    1. tkhonov66
      0
      3 октября 2014 14:12
      "Мы не все вернемся из полета..."
      .
      Если-уж цитируете - так не перевирайте...
      8-(
  8. +6
    2 октября 2014 15:26
    По поводу документов: В январе 1945 года на моего отца была отправлена похоронка его матери, с указанием даты и места захоронения. Похоронку она получила. В других документах, есть представление к медали "За отвагу" и приказ о награждении в марте 1945 года. Медаль он получил сам и дожил до 1978 года. При этом запись из рапорта о безвозвратных потерях так и хранится в архиве. Т.е запись о том что летчик пропал без вести не обязательно означает, что он не появился потом.
  9. Алексaндр
    +3
    2 октября 2014 15:37
    "Летун".. вы уж извините, но вам любой летчик за такие слова съездил бы по физиономии и был прав, писюн (от слова писать) Пардон, что не по теме, но надо уважать хотя бы павших.
    1. gjv
      +3
      2 октября 2014 16:28
      «Летун» — эскадренный миноносец типа «Орфей», построенный по программе «усиленного» судостроения на 1913—1917 годы (так называемая «большая» судостроительная программа), и принадлежащий первой серии эскадренных миноносцев типа «Новик». (Думаю, матросы «Летуна» тоже маленько умели драться… Кого им было бить? М.б. всё же врагов!)
      Ласточки — прекрасные летуны: значительную часть жизни эти птицы проводят в воздухе. Даже пьют они на лету, стремительно проносясь с поднятыми крыльями и вытянутой вниз шеей над самой поверхностью воды и черпая ее подклювьем. На землю они спускаются неохотно, предпочитая садиться на ветви деревьев, крыши строений, провода. (Жизнь животных: в 6-ти томах. — М.: Просвещение. Под редакцией профессоров Н.А.Гладкова, А.В.Михеева. 1970. - Теперь ласточки должны заклевать профессоров в писюны? А ещё - летуны - в др. статьях про птиц вообще, и про конкретные виды: аисты, чибисы, клушицы, жаворонки, райские птицы и т.д., а также бабочки, стрекозы, крылатый конь Пегас и т.п.)
      Морозным утром 17 декабря 1903 самолет, названый "Флайер" ("Летун"), впервые поднялся в воздух в Китти-Хок, штат Северная Каролина, под управлением Орвилла. (Вот это у них, у супостатов… - Энциклопедия "Вокруг Света")
      ...поднимающіяся и летающія на аэростатахъ, называются аэронавтами или воздухоплавателями лица же, летающія на аппаратахъ тяжелѣе воздуха — авіаторами или летателями, летунами и летчиками. ( А это - по нашему - Военная энциклопедия. — 1911—1914. Ст. АЭРОНАВТИКА, наука, обнимающая воздухоплаваніе во всѣхъ его видахъ.)
      Есть в нашей стране конечно и сатирическая трактовка. Так в советское время называли чудаков, часто меняющих место работы. Например мультфильм ЛЕТУН, 1931 г., реж. Илья Трауберг, сц. Владимир Соловьев, реж.-мульт. Виктор Григорьев (Гри), худ.-мульт. Павел Порошков, комп. Георгий Римский-Корсаков. Сюжет: Рабочий Иван Леталов в погоне за длинным рублем переходит с завода на завод, срывая выполнение промфинплана. Но это тоже было, да и сейчас есть (только сейчас часто "летают" в основном не чудаки, а м…ки), но стоит ли на это обижаться до езды по физио…?
    2. gjv
      0
      2 октября 2014 16:28
      Ласточки — прекрасные летуны: значительную часть жизни эти птицы проводят в воздухе. Даже пьют они на лету, стремительно проносясь с поднятыми крыльями и вытянутой вниз шеей над самой поверхностью воды и черпая ее подклювьем. (Жизнь животных: в 6-ти томах. — М.: Просвещение. Под редакцией профессоров Н.А.Гладкова, А.В.Михеева. 1970.)
      Воробьи зимой в зале вылета Домодедово делали то же самое: пикировали на пол вслед за полотером и скользя зачерпывали тонкие полоски воды в клюв. Пока доставал фотоаппарат из чемодана, пока открыл и включил, они уже напились. (Перед этим вздремнул и поздновато заметил…)
      Ну т.е. наши воробьи - тоже прекрасные летуны, и пол уверенно штурмовали грудью.
    3. tkhonov66
      +1
      3 октября 2014 14:23
      "Летун" - это было устойчивое название ПЕРВЫХ ЛЕТЧИКОВ...
      .
      «Русская энциклопедия», которая была начата изданием в 1911 году в Петербурге и не закончена - содержит слова авиатор ('летун, летчик — лицо, управляющее аппаратом механического полета')...
      .
      См. так-же "Авиатор" А.Блок.
      Посвященное очередной попытки поставить рекорд высоты подъема на аэроплане.
      В этом произведении Блок прозорливо предвидел
      военное использование авиации, наблюдая в 1910г на тушинском поле
      за безобидной забавой - метание с аэроплана в цель апельсинов...
      .
      Летун отпущен на свободу.
      Качнув две лопасти свои,
      Как чудище морское в воду,
      Скользнул в воздушные струи.
      .
      Его винты поют, как струны...
      Смотри: недрогнувший пилот
      К слепому солнцу над трибуной
      Стремит свой винтовой полет...
      .
      Уж в вышине недостижимой
      Сияет двигателя медь...
      Там, еле слышный и незримый,
      пропеллер продолжает петь...
      .
      Потом - напрасно ищет око:
      На небе не найдешь следа:
      В бинокле, вскинутом высоко,
      Лишь воздух - ясный, как вода...
      .
      А здесь, в колеблющемся зное,
      В курящейся над лугом мгле,
      Ангары, люди, все земное -
      Как бы придавлено к земле...
      .
      Но снова в золотом тумане
      Как будто - неземной аккорд...
      Он близок, миг рукоплесканий
      И жалкий мировой рекорд!
      .
      Все ниже спуск винтообразный,
      Все круче лопастей извив,
      И вдруг... нелепый, безобразный
      В однообразьи перерыв...
      .
      И зверь с умолкшими винтами
      Повис пугающим углом...
      Иши отцветшими глазами
      Опоры в воздухе... пустом!
      .
      Уж поздно: на траве равнины
      Крыла измятая дуга...
      В сплетеньи проволок машины
      Рука - мертвее рычага...
      .
      Зачем ты в небе был, отважный,
      В свой первый и последний раз?
      Чтоб львице светской и продажной
      Поднять к тебе фиалки глаз?
      .
      Или восторг самозабвенья
      Губительный изведал ты,
      Безумно возалкал паденья
      И сам остановил винты?
      .
      Иль отравил твой мозг несчастный
      Грядуших войн ужасный вид:
      Ночной летун, во мгле ненастной
      Земле несущий динамит?
      .
      1910-1912г
  10. +1
    2 октября 2014 15:39
    ...почему Ил-2 - горбатый? Это потому что он на себе всю войну вынес!
    1. +1
      2 октября 2014 16:26
      Цитата: rassom

      ...почему Ил-2 - горбатый? Это потому что он на себе всю войну вынес!


      Форма фюзеляжа у него была такая, особенно, когда он выпускался в одноместном варианте, без стрелка... hi
    2. Комментарий был удален.
    3. +1
      2 октября 2014 17:13
      А я думал всю жизнь что серия Ла это горбатые.... recourse
  11. +1
    2 октября 2014 16:16
    Где-то читал, что практически не было штурмовиков прошедших всю войну, не было шансов так долго летать, такие вот были потери.
    1. gjv
      +4
      2 октября 2014 16:53
      Талгат Якубекович Бегельдинов - советский лётчик-штурмовик, генерал-майор авиации Казахстана. Единственный казах, дважды удостоенный звания Героя Советского Союза.
      После войны, в 1950 г. окончил Военно-воздушную академию и до 1956 г. продолжал службу в ВВС СССР. С 1957 по 1970 работал в гражданской авиации. В 1968 Т.Я. Бегельдинов заочно окончил Московский инженерно-строительный институт, после чего работал на руководящих должностях в системе Госстроя Казахской ССР. Депутат Верховного Совета СССР 2-3-го и 12-го созывов (в 1946—1954 и 1989—1991 годах). В настоящее время - президент Международного благотворительного фонда, оказывающего помощь инвалидам Великой Отечественной войны и детям-сиротам. Проживает в городе Алма-Ате. Почётный курсант Оренбургского высшего военно-авиационного училища лётчиков имени Полбина.
    2. gjv
      +8
      2 октября 2014 16:53
      Талгат Якубекович Бегельдинов - советский лётчик-штурмовик, генерал-майор авиации Казахстана. Единственный казах, дважды удостоенный звания Героя Советского Союза.
      После войны, в 1950 г. окончил Военно-воздушную академию и до 1956 г. продолжал службу в ВВС СССР. С 1957 по 1970 работал в гражданской авиации. В 1968 Т.Я. Бегельдинов заочно окончил Московский инженерно-строительный институт, после чего работал на руководящих должностях в системе Госстроя Казахской ССР. Депутат Верховного Совета СССР 2-3-го и 12-го созывов (в 1946—1954 и 1989—1991 годах). В настоящее время - президент Международного благотворительного фонда, оказывающего помощь инвалидам Великой Отечественной войны и детям-сиротам. Проживает в городе Алма-Ате. Почётный курсант Оренбургского высшего военно-авиационного училища лётчиков имени Полбина.
      1. +1
        2 октября 2014 17:13
        Цитата: gjv
        Талгат Якубекович Бегельдинов -

        На фронтах Великой Отечественной войны с января 1943 года. (с) "Вики".
        Я даже как-то встречался с ним на каком-то мероприятии, когда он в ГА работал. Но он не с начала войны на фронте летать начал.
    3. 11111mail.ru
      +1
      2 октября 2014 17:08
      Цитата: Фкенщь13
      практически не было штурмовиков прошедших всю войну, не было шансов так долго летать, такие вот были потери.

      Дважды Герой Советского Союза Муса Гайсинович Гареев. Летать на боевые начал в Сталинградской мясорубке. 207 успешных боевых вылетов на самолете «ИЛ-2». Среди 153 дважды Героев Советского Союза удалось обнаружить лишь трех, у кого интервал между первой и второй Золотой Звездой составил менее двух месяцев, а точнее — 59 дней. Один из них — Муса Гареев, а даты указов о присвоении ему звания Героя Советского Союза — 23 февраля 1945 года и 19 апреля 1945 года. http://bashtime.ru/novosti/novosti-politiki/8120-segodnya-90-let-so-dnya-rozhden
      iya-geroya-sovetskogo-soyuza-musy-gareeva
      1. 0
        2 октября 2014 17:15
        Цитата: 11111mail.ru
        Дважды Герой Советского Союза Муса Гайсинович Гареев

        25 сентября 1942 года, по окончании Энгельсской военной авиационной школы, отправлен на фронт. (с) "Вики"
        Он тоже не с начала войны.
    4. 11111mail.ru
      0
      2 октября 2014 17:52
      Цитата: 11111mail.ru
      что практически не было штурмовиков прошедших всю войну, не было шансов так долго летать, такие вот были потери.

      Дважды Герой Советского Союза Муса Гайсинович Гареев. Летать на боевые задания начал во время Сталинградской битвы. 250 успешных боевых вылетов. Временной интервал между присвоениями Героя 59 дней. Оба награждения в 1945 г. Война ещё шла...
    5. 11111mail.ru
      +2
      2 октября 2014 17:55
      Цитата: Фкенщь13
      практически не было штурмовиков прошедших всю войну, не было шансов так долго летать, такие вот были потери.

      Дважды Герой Советского Союза Муса Гайсинович Гареев. 250 боевых вылетов. Присвоения Героя состоялись в 1945 г. с интервалом в 59 суток. Крайнее 1 мая 1945 г.
      1. tkhonov66
        +2
        3 октября 2014 14:36
        Муса Гуссейнович - он отнюдь НЕ ОДИНОК.
        СМ. например тут:
        .
        http://iremember.ru/letchiki-shturmoviki/blog.html
        .
        - Это КЛАССНЫЙ САЙТ!
        - Он развенчивает массу легенд и мифов о той войне.
        .
        И самый главный вывод, который я оттуда ВЫНЕС
        - это тот, что на той войне БЫЛО ВСЕ! Абсолютно ВСЕ:
        - и героизм, и отвага, и самопожертвование, и трусость, и предательство... И воинское мастерство, и их элементарная дурость.
        - то есть БЫЛО - АБСОЛЮТНО ВСЕ !!!
        .
        Потому что ТА война была - ОГРОМНА и НЕОХВАТНА.
        .
        Повторяю - БЫЛО ВСЕ.
        .
        А чего было больше?
        - я так думаю - что больше-таки было отваги, героизма и мастерства.
        .
        Ведь МЫ - ПОБЕДИЛИ !
        Нисмотря ни на что.
        И это главное.
        .
        Слава героям!
        .
        .
        Взлетает красная ракета,
        Бьет пулемет неутомим...
        И нынче нам нужна одна ПОБЕДА
        - ОДНА НА ВСЕХ!
        Мы за ценой не постоим...
        Одна на всех, - мы за ценой не постоим.
  12. +4
    2 октября 2014 16:31
    Будь они прокляты, эти болтуны политработнички. Это они чуть позже Георгия Жукова сожрали, они дедовщину в армии развели, не давая сажать беспредельствующих "дедов".
    1. 0
      3 октября 2014 11:23
      дедовщину в СА развели советские офицеры. Армия как? Школа мужества? Да, так и было в СССР. И ничего плохого. Учи, превращай пацана- новобранца в мужчину. Войны то нет. Но ломота. Стали забивать на службу. Пошли нарушения дисциплины. Драки. Об этом надо докладывать на верх. А как ? Весь негатив и позитив привязан к звездам, з\п. Замалчивание-это еще большее усугубление положения. Дальше как снежный ком. И вот- ПОЛУЧИТЕ ДЕДОВЩИНУ,
      1. +1
        3 октября 2014 13:39
        Похоже, Вы и не служили совсем. Дедовщина, а по сути уголовные обычаи, завелась в армии тогда, когда стали призывать ранее судимых и условно приговорённых призывников. Именно они и мордовали нормальных ребят. Офицер - не нянька 18-20 летним оболтусам, у него своих обязанностей выше крыши. Да и как ни следи - не уследишь (было - двое суток в неделю жил в казарме, "ответственный" называлось), солдат-то сто, а офицер один. А посадить политотдел не даёт.
    2. tkhonov66
      0
      3 октября 2014 14:42
      "...
      Будь они прокляты, эти болтуны политработнички.
      ..."
      .
      дядя, ты "тю-тю" ?!
      .
      Без "болтунов политработничков" - фронт-бы РУХНУЛ в момент!
      .
      И знаменитый приказ "ни шагу назад" - он родился отнюдь не просто так - а по ЗЛОЙ НЕОБХОДИМОСТИ. Ведь БЕЖАЛИ-же и сильно бежали...
      .
      подробнее - см. воспоминания РЕАЛЬНЫХ фронтовиков.
      И особенно - ПЕХОТИНЦЕВ.
      .
      http://iremember.ru
      1. tkhonov66
        0
        3 октября 2014 14:57
        В это время моей батарее было приказано совершить марш вдоль фронта и сосредоточиться на другом направлении. Я собрал ребят, сказал, чтобы скрытно вышли с позиций и сосредоточились за рощицей в нашем тылу для дальнейшего марша. Когда мы собрались на дороге и стояли в ожидании команды, над нами на бреющем проскочил немецкий истребитель. Кулаком нам погрозил и улетел. Я думаю, что он передал, что тяжелые самоходки ушли из этого района. Вдруг вместо сигнала вперед, поступает команда командира полка, вернуться на исходные позиции и восстановить положение. Все. Это сейчас пишут большие приказы на 2-5 страниц. А тогда десять слов: "вернуться и восстановить положение". Смотрю из рощи, из которой мы только что вышли, бежит какой-то майор и кричит: "Стой, стой!" - Я остановился - "Бригада сгорела, там немцы наступают. Когда вы ушли, подъехали зенитчики, зенитчиков подавили, там идут "Тигры". Смотрю, один танк выходит из леса, следом за ним другой. У одного ствол разворочен, у другого крылья потрепаны. Так штук 5-6 танков вышло - начался драп-марш. Я даю команду: "Орудия зарядить. На старые места по атакующим танкам противника - Огонь!" Зарядили, вышли на свои старые огневые точки, а прямо на нас идут пять "Тигров" и расстояние до них метров 400. Ну, что?! С первого выстрела 4 штуки нет, по пятому, крайнему справа, не попали, промазали. Он остановился, попятился. На правом фланге у мен был экипаж Устинова. Я ему приказал, прикрываясь канавой выйти и добить "Тигра". Так он и сделал. Я вернулся на окраину рощи, доложил командиру полка, что положение восстановлено. Тут комбриг подошел: "О! Вот мы с тобой оборону держим!" За этот бой меня представили к Ордену Суворова Третьей степени, но не дали. Представление потерялось или просто не дали - ведь Мемель не сразу взяли, а полбригады потеряли. Всегда можно причину найти. Да, если бы все заслуженные ордена получали бы, то их некуда бы было вешать!
        .
        - вот и пойми герой тут этот-самый комбриг или подлец.
        .
        Он знал одно - ЗАДАЧА ДОЛЖНА БЫТЬ ВЫПОЛНЕНА во что-бы-то не стало...
        Ведь это - ВОЙНА.
        8-(
        .
        http://iremember.ru/samokhodchiki/shishkin-nikolay-konstantinovich-artillerist-k
        omandir-batarei-isu-152/stranitsa-6.html
  13. +10
    2 октября 2014 16:45
    Летом 2011г довелось быть под Демянском. Съехал с трассы М-Питер. Дорога свежелатанная. Места страшных боев,демянского котла. Сотни тысяч погибших...Через 30км, не доезжая Демянска стоит свежий памятник павшим в ВОВ. Свежий. Не смог проехать. Два обелиска: 11 человек поименно и более140 бойцов безымянных. Следом остановился местный мужик с семьей, поисковик. Разговорились. Не далеко от сюда стоял наш полевой госпиталь. В одну яму свернули и засыпали почти 160 умерших в госпитале бойцов. Грубо, но правда. И вот, в 11-м году, к дате 70-летию начала ВОВ администрация Новгородской обл. , почесав репу, озадачилась, чё б сделать? Об этом захоронении было всем известно. Решили раскопать и перезахоронить с почестями. Раскопали. Нашли 11 солдатских медальонов... А ведь для родных они пропали без вести... Наверняка, по скольку захоронение в болоте, были еще медальоны. Но опознали 11 бойцов. Почти через 70 лет. Уже и слезы выплаканы, и плакальщики ушли.Война не закончена пока последний солдат не похоронен ? Не смешите. Об этом захоронении знали все и всегда. Это отношение... Не далеко от туда есть немецкое кладбище.Приезжают немцы. С картами кладбища. От туда- 100,туда-50, здесь копай. Тут - мой дед. Раскопали- точно. Собрал кости, повез в фатерленд. На открытие памятника приезжал новгородский губернатор. Дальше он не ездил. Ну и дорогу латать не было смысла. Суровая правда.
  14. +3
    2 октября 2014 17:24
    ,,,очень интересная книга про штурмовиков
    "Суровый воздух" Иван Арсентьев
  15. 0
    2 октября 2014 19:13
    Э, простите?
    1) Офицеров отправляли не в штрафроту, а в штрафбат. На 3 месяца. Выжил - молодец и ни в чем не виноват перед Родиной.
    2) В боевом вылете мог пропасть летчик, а не красноармеец.
    1. +3
      2 октября 2014 22:24
      Офицер-летчик направлялся в штрафную эскадрилью. На время отбывания наказания там он лишался званий и наград. Восстанавливались награды и звания после возвращения в строевую часть. Если сбит через полтора года, значит либо вторично попал в штрафэску либо там вел себя так, что срок увеличивали (что очень маловероятно).
      1. tkhonov66
        +1
        3 октября 2014 15:57
        "...
        Будь они прокляты, эти болтуны политработнички.
        ..."
        .
        - ВСЯКИЕ они бывали "болтуны-политработнички"...
        И вот вам пример реальных воспоминаний фронтовика:
        "...
        И.В. Комиссары летали?

        В.З. Первые летали. А последние — они чего? Ты понимаешь, комиссары, когда мы готовились к штурмовке Плоешти в Румынии, нам здорово помогли. Ладно, все хорошо, инструктора с нами работали, мы знали, что такое взлет-расчет-посадка... Но нас ведь в реальные боевые условия отправляли, где мы ни разу не бывали. Инструкторами нашими являлись в основном сержанты, старшины и прочее. И вот комиссар в полку собрал всех нас и стал нам рассказывать, как вести себя в бою. Говорил: «Самое главное, ребята, не теряться. И делайте так, как я — первое время, когда полетите, вы ничего не поймете. Я сам только на восьмой раз или девятый раз узнал, как там в бою, что и чего...» И мы на него смотрели, как он действует. Он пикирует, и мы пикируем. Он сказал, куда нам действовать и как. Если б не комиссар, не знаю, как бы мы себя повели. Там ведь и НЗ стреляет. Пыль. Ничего абсолютно не видно. Тут летают, тут же эти заходят. В общем, кошмар один был. Так что спасибо комиссару!
        ..."
        http://iremember.ru/letchiki-shturmoviki/zaytsev-vladimir-ivanovich/stranitsa-13
        .html
  16. +1
    2 октября 2014 19:20
    Ничего не имею против,участники и ветераны Великой Отечественной войны достойны всяческого уважения,дай им Бог здоровья,кто жив ещё,но несколько смутила вот эта фраза:Про опытного летуна, который несколько раз подряд водившего группы Илов на удары по аэродромам. С очень большими потерями. У него в расположении нервы не выдержали, загремел под трибунал. К сожалению. С такими потерями не мудрено съехать с катушек.. Если летун опытный,то почему в его группах были ОЧЕНЬ БОЛЬШИЕ ПОТЕРИ,такие,что нервы не выдержали?Далее автор пишет:Здесь следует сказать, что майор Глуховцев был одним из самых опытных летчиков в полку. В боях с немцами с первых дней войны. У Глуховцева было чему поучиться. В силу этого он позволял себе вступить в спор с любым командиром. По этим причинам между Глуховцевым и командованием полка еще до этого дня сложились весьма непростые отношения.. Может виной всему, как зачастую водится, некомпетентность руководства?А ершистого лётчика просто подставляли под убой.Бывают такие ситуации,снять или перевести не могут или нельзя,так поручат такое,что голову сломаешь.Интересно бы узнать судьбу командования полка,особенно замполита.
    1. 0
      2 октября 2014 20:01
      Кэптен45 (2) RU  Сегодня, 19:20Интересно бы узнать судьбу командования полка,особенно замполита.


      Генералов Николай Иванович 1915г.р

      награжден два ордена Красного Знамени, орден Отечественной войны 2ст,,,

      http://podvignaroda.mil.ru/?#id=1513710483&tab=navDetailManCard

      ведущим первой группы штурмовиков вылетел старший лейтенант Зацепа



      ,,,дважды награжденный капитан Зацепа прибыл в полк на должность командира звена в звании мл.л-т. Сейчас он работает штурманом полка.,,,

      из наградного листа Генералова о подготовке личного состава,орден Красного Знамени
    2. Комментарий был удален.
  17. +5
    2 октября 2014 19:55
    Точно такое же извещение получили мы с мамой в марте 1944 года. Отец - командир эскадрильи особого разведывательного полка не вернулся с боевого задания (из района Мелитополя). Даже могилы нет. Земля пухом всем погибшим в войнах за русский мир.
  18. +1
    2 октября 2014 20:50
    Хорошая, полезная статья вот узнал из неё о своём земляке из г.Балаково капитан Сурков Евгений Михайлович к сожалению погиб, однажды случайно познакомился с одним ветераном летчиком штурмовиком подполковник летал на Ил-2, давно было фамилию забыл. Он рассказал как они ходили на штурмовку аэродромов это было одним из самых опасных заданий у него было таких 17 вылетов, перед вылетом каждому ставилась конкретная цель + запасная, самая опасное задание подавление огневых точек перед заходом на цель не обходимо было выдержать курс порядка 30 секунд это было самым страшным когда практически в упор били зенитные орудия он в такие моменты пел во весь голос и эта привычка по его словам сохранилась на всю жизнь. А то что у лётчиков сдавали нервы это правда психологическое и физическое перенапряжение лётного состава было огромным и на этот факт командование практически не обращало внимания или закрывало глаза хуже всего когда попадались вот такие замполиты типа Генералова а Глуховцев был "Человеком с большой Буквы" который как мог отстаивал своё мнение тем самым сберегая жизни других лётчиков.
  19. +1
    2 октября 2014 21:15
    Интересно, а стукач замполит - капитан Генералов, летал на штурмовку и какие награды получил за свою "преданность делу партии" ?
  20. Mih
    +1
    2 октября 2014 22:47
    Цитата: Тот же ЛЕХА
    Читал много раз ПОКРЫШКИНА...у него тоже были проблемы такого же рода ...правда в пьянку он никогда не ударялся и ПОКРЫШКИНУ здорово повезло остаться в живых.

    Тоже зачитывался мемуарами летчиков о войне. Слушал рассказы генералов-летчиков, когда служил, благо их было много в те времена.Восхищался их подвигами. Но знал и то, что существовал шрафт-бат, для летунов. В него могли попасть за то, что не открылся бомболюк - заклинело. Все маневры - падения и быстрый набор, резкое снижение не приводило к открытию. Результат - списание в батальон. Обьяснения не принимались - враг народа.
    Тех, кто летал на штурмовиках,считали смертниками, не смотря на то, что кабина Ила была бронирована. Штурмовали на малых высотах.
    Летные полки меняли состав многократно. Я удивляюсь, что остались в живых пилоты, прошедшие войну. Слава Героям!!!!
  21. 0
    3 октября 2014 00:40
    но ведь это по нынешним меркам неправильно-лётчик глуховцЕв а извещение на глуховцОва
  22. 0
    3 октября 2014 03:50
    Вот ссылка http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=338
    Дважды Герой Советского Союза Михаил Одинцов Летчик штурмовик, воевавший с первого до последнего дня, хороший писатель.
  23. +3
    3 октября 2014 07:12
    Я уже писал за это, но в свете статьи повторю.
    Мой дед, Царство ему Небесное, воевал летчиком-истребителем до весны 1942 года (комиссован без руки), он до конца своих дней сидел за столом только спиной к шлакоблочной стене (своего дома), а если , в гостях садили не к стене, каждые 20-30 секунд непроизвольно оглядывался назад(((, его страх нападения "с шести" весьма ограничивал возможности мирной жизни! Я помню его (умер в 80 - сразу после олимпиады), конечно не помню что оборачивался, но он никогда не рассказывал про вылеты и пьяным ((( всегда пел, со слезами - Истребки, ребята истребки, с мессершмитом справится любой, фронтовая чарка ты согрей нас жарко, завтра утром снова в бой...

    Вечная память тем кто встретил ассов, АССОВ люфтваффе в 1941 (а не ломал сопляков на новейших моделях), вспомните мужиков которые от безнадеги ибо пилотировализаведомо слабые машины совершили 7 таранов 22 июня 1941...
    Кто-нибудь задумывался почему ил-2 самый массовый в производстве? Вечная память сгоревшим в в двух десятках ТЫСЯЧ илов!!!

    Дни и ночи, обгорелые, в пыли,этот День приближали как могли ...
  24. 0
    3 октября 2014 08:04
    Забыли упомянуть про космонавта Георгия Берегового - он тоже воевал на штурмовике с августа 1942года, 186 боевых вылетов, 3 раза был сбит.
  25. makarona
    0
    17 ноября 2014 11:56
    Здравствуйте!!!! Не могу сдержать слез.... Глуховцев Иван Андреевич мой дед!!! (если честно, то он дед моего мужа, но за столько лет поисков стал МОИМ) Я занялась поисками лет 7-8 назад, когда в ОБД Мемориал обнаружила нестыковку. На фото дед майор, а погиб как рядовой
    И с Олегом Валентиновичем, автором книги "Расколотое небо" я знакома и когда прочитала про Покрышкина просто ахнула...Бабуля всегда вспоминала, как "Ванька с Сашкой" приезжали с фронта к ним в коммуналку на Мясницкой А когда я спросила её: " Кто такой Сашка?" Она ответили:" Покрышкин, они ж друзьями были!"
    И про Испанию я немного знаю, тк судьба свела меня с дочерью Малиновского и от неё я узнала, где дед служил до Испании и когда там был.
    Кстати, у него всегда были проблемы с тогдашней идеологией и особенно с замполитами. А после Испании он прилетел с золотой серьгой в ухе и длинном кожаном плаще. Он не вступал в ряды партии по идейным соображениям...
    Если вам интересно , то я размещу здесь фото и материалы про деда. Кстати, в штрафбате он был по-моему не один раз Существует временной промежуток, о котором мне ничего не известно
    Если кто-то сможет оказать помощь, то буду очень благодарна.
    Бабуля умерла 3 года назад и всегда говорила, что Иван не погиб, он не вернулся! Я тоже в это поверила , когда занялась поиском. Кстати, дед знал несколько языков в совершенстве
    мой мейл [email protected]
    Низкий поклон всем кому интересно и кто неравнодушен Марина