Польская комиссия признала вину своих пилотов в крушении президентского самолета под Смоленском
Польская правительственная комиссия опубликовала собственные выводы относительно причин, приведших к катастрофе самолета Ту-154М под российским Смоленском. Доклады, сделанные Межгосударственным авиационным комитетом (МАК) и польской комиссией, о причинах авиакатастрофы под Смоленском, в общем, сходятся. Непосредственной причиной падения лайнера, на котором находилось руководство Польши, называется тот факт, что пилоты, узнав о погодных условиях, не приняли правильного решения об уходе на резервный аэродром.
Отчет польской комиссии для специалистов МАК о причинах, повлекших к крушению президентского Ту-154, с технической точки зрения оказался малоинтересным. Специалисты не увидели там ничего нового в сравнении с докладом самого комитета, который был обнародован еще 12 января 2011 года и согласно которому непосредственная причина крушения - это решение экипажа авиалайнера не уходить на резервный аэродром, а системными причинами были названы недостатки в обеспечении полета, а также в подготовке экипажа.
Напомним, самолет президента Польши Леха Качиньского Ту-154М потерпел крушение при выполнении маневра захода на посадку на военный аэродром Северный под Смоленском ранним утром 10 апреля 2010 года. Во время посадки он зацепил верхушки деревьев — из-за плотного тумана была крайне плохая видимость. На борту авиалайнера находились 96 человек, из которых 88 пассажиров (президент и члены правительственной делегации) и 8 членов экипажа. Не уцелел никто.
По мнению специалистов МАК, экипаж самолета должен был учесть поступившее сообщение о неблагоприятных климатических условиях. По словам руководителя МАК Татьяны Анодиной, пилоты, несмотря на поступившее предупреждения о несоответствии метеорологических условий на аэродроме конечного назначения, не приняли правильного решения об уходе на резервный аэродром, который был предложен в качестве альтернативного места посадки. В то же время, согласно уточнению министра транспорта РФ Игоря Левитина, российские диспетчеры не имели права запретить спецборту выполнить посадку — принять решение о том, выполнять посадку на данном аэродроме или уйти на предложенный резервный, должен был командир воздушного корабля.
Также, как заявила руководитель МАК, экипаж авиалайнера был недостаточно подготовлен, учитывая важность полета. По словам Т.Анодиной, вылет был совершен без наличия у пилотов данных о фактических, а также прогнозируемых метеорологических условиях в аэропорту назначения и актуальной аэронавигационной информации.
На определенном этапе посадки шансы избежать крушения стали практически нулевыми, уверен МАК. Алексей Морозов, глава технической комиссии МАК, сообщил следующее: «Маневр по предотвращению столкновения с наземным препятствием был предпринят пилотами в последний момент. Выполненный маневр был очень крутым, и на записи, сделанной бортовым самописцем, зафиксировано, что к моменту, предшествующему столкновению с березой, самолет находился за эксплуатационным углом атаки. Если бы удалось избежать столкновения с березой, то, вероятно, через буквально две-три секунды авиалайнер бы вышел на опасный режим, называемый сваливанием, с последующим столкновением с поверхностью земли».
Плюс к этому, как было установлено в ходе расследования, в момент выполнения маневра посадки в служебной кабине находился Анджей Бласик, командующий ВВС Польши. Согласно выводам, сделанным экспертами, его присутствие вполне могло оказать давление на членов экипажа и повлиять на их решение выполнить посадку самолета в Смоленске любой ценой, игнорируя предупреждения авиадиспетчеров.
Доклад, представленный Межгосударственным авиационным комитетом, в Польше восприняли с различными настроениями. Например, брат погибшего в катастрофе президента Ярослав Качиньский, выступая на заседании Сейма, заявил: «Непосредственные причины трагедии всецело лежат на российской стороне». Оппозиция попыталась использовать страшную трагедию под Смоленском в собственных целях. Все это выглядело настолько бесстыдно, что премьер-министр страны Дональд Туск даже был вынужден призвать к здравому смыслу некоторых депутатов и политиков, которые выступали с антироссийской риторикой, заявив при этом: «Выяснение правды о причинах катастрофы не может быть оправданным поводом для различных политических авантюр».
В то же время эксперты, включая польских, сошлись в едином мнении, что расследование, проведенное МАК, было проведено крайне компетентно и сняло все возникающие вопросы о причинах страшной трагедии под Смоленском.
«Ошибки членов экипажа — главная причина крушения самолета, — заявил Михаль Физер, польский военный эксперт. — Недостаток опыта подобных полетов — это одно, и совершенно другое - жизненный опыт. Когда тебе 35, у тебя нет необходимого жизненного опыта, но есть много амбиций. Ты стараешься выполнить задание, так как знаешь, что президент ожидает от тебя, что ты посадишь самолет в указанном месте. А ты пытаешься доказать ему, что способен выполнить это».
Виновников назовут позже
Собственное расследование поляки завершили в феврале. Отчет о его результатах был передан премьер-министру Дональду Туску в конце июня. Затем официальный документ переводили на английский и русский языки. Неделю назад Туск потребовал, чтобы имеющиеся материалы были обнародованы не позже 29 июля. Среди членов комиссии были некоторые разногласия: военные не желали возлагать вину на своих сослуживцев, штатские, непосредственные участники работы над обнародованным докладом, склонялись к мысли об очевидной виновности Министерства обороны Польши, проявившейся в безответственной подготовке к полету президента. Но на данный момент удалось прийти к общему знаменателю: подписи под скандальным документом поставили все принимающие участие в работе.
В документе нет ни одной фамилии конкретных виновников катастрофы. Руководитель комиссии, глава МВД Польши Ежи Миллер заявил, что определение конкретных виновников не входило в задачи его комиссии. Расследование обстоятельств катастрофы продолжает комиссия, созданная при Верховной контрольной палате Польши, а также государственная прокуратура. По окончании собственного расследования именно прокуратура предъявит обвинения конкретным виновникам катастрофы президентского авиалайнера. Но дата окончания расследования еще не определена.
Информация